Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 27.11.2015.
Просмотров - 5522

РЫНОК ФАКТОРИНГА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Зубарева Ангелина Владимировна

студент, 4 курс

Институт сферы обслуживания и предпринимательства филиал Донского Государственного Технического Университета

студент

Гончаренко Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства филиал Донского Государственного Технического Университета


Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы факторинга в России и возможные пути их решения. Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.


Abstract:
The article deals with the problem of factoring in Russia and their possible solutions. Identify problems, obstacles and difficulties encountered in the provision of factoring services, will allow many participants of the factoring process, first, to get an idea of the possible problems that they face in the future, as well as the force to reflect on possible solutions, give the soil to improve Russian legislation and improve the efficiency of the provision of factoring services in the bank.


Ключевые слова:
факторинг; банковский факторинг; проблемы факторинга в России; пути решения.

Keywords:
factoring; bank factoring; the problem of factoring in Russia; solutions.


УДК 338

Факторинг в России – сравнительно молодой финансовый инструмент и в настоящее время находится на начальных этапах своего развития, о чем свидетельствует ряд проблем, связанных с предоставлением данного вида услуг.

В России нет четкого определения факторинга. В целом, правовое регулирование факторинговой деятельности в России находится на низком уровне, что свидетельствует о наиболее значимой проблеме российского рынка факторинга: отсутствие надлежащей правовой базы для осуществления факторинговой деятельности;

Имеется ряд противоречий в отношении лицензирования деятельности факторинговых компаний. В статье 825 Гражданского Кодекса Российской Федерации сказано, что в качестве финансового агента для заключения договора финансирования под уступку денежного требования могут выступать только коммерческие организации, то есть банки. Однако, статья 13 Федерального закона № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которой лицензирование должно производиться для осуществления лишь банковских операций, освобождает от необходимости в получении лицензии для осуществления факторингового обслуживания, которое относится к банковским сделкам. [1]

Таким образом, неточности в законодательстве относительно приобретения прав денежного требования приравнивает факторинговые компании и банки в вопросе лицензирования, и, как следствие, негласно наделяет их правом на осуществление факторинговой деятельности после их государственной регистрации.

 Рост интереса к международному факторингу обусловил необходимость приведения законодательства Российской Федерации в соответствии с международными стандартами предоставления факторинговых услуг, поскольку в настоящее время факторинговая деятельность регулируется лишь косвенно, общими нормами обязательственного права (например, глава 43 ГК РФ).

Ограничения валютного законодательства РФ, согласно которым совершение факторинговых сделок между финансовыми агентами и их клиентами резидентами-экспортерами не относятся к числу разрешенных валютных операций, препятствует предоставлению международного факторинга российским потребителям.

Все вышеперечисленные факторы выявили необходимость присоединения России к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям и 5 мая 2014 года Президент РФ Путин В.В. подписал Федеральный закон № 86-ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям».

Конвенция УНИДРУА от 28 мая 1988 года четко определяет понятие факторинга, регулирует соблюдение интересов трех сторон факторинговой сделки и их права и обязанности по договору. Планируется внести ряд изменений в Гражданский Кодекс РФ, в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в статью 15.25 главы 15 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Присоединение России к Конвенции и последующие совершенствования российского законодательства в отношении предоставления факторинговых услуг увеличит долю факторинга в ВВП страны за счет увеличения спроса на использование международного факторинга, поддержки малого и среднего бизнеса и повышения конкурентоспособности российских банков на рынке.

Проблемы предоставления банковского факторинга

 Юридическая форма факторингового бизнеса до сих пор вызывает множество споров, однако большинство экспертов утверждают, что предоставление факторинговых услуг в составе банка отрицательно сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Главная проблема банковского факторинга заключается в отличной от кредитных подразделений системе принятий решений. Так, наличие скоринговой системы оценки факторинговых рисков во многих банках отсутствует, вместо нее используются системы оценивания рисков, близкие к кредитным, что по определенным параметрам не соответствует особенностям предоставления факторингового обслуживания.

Еще одной проблемой предоставления факторинговых услуг в банке является нарастающая конкуренция внутри банка. Так, факторинговые отделы зачастую являются прямыми конкурентами кредитного подразделения банка, соответственно, развитие факторинга внутри банка весьма проблематично.

Благодаря объективным неблагоприятным условиям предоставления банковского факторинга, дальнейшее его развитие должно происходить в рамках небанковского факторинга – в специализированных компаниях, неаффилированных с банками. Однако это приводит к следующей проблеме предоставления факторинговых услуг в России: необходимость постоянного фондирования и управления ликвидностью факторинговой компании;

Прогнозирование оборачиваемости финансирования в факторинговой компании затруднительно, что влияет на увеличение риска потери ликвидности. Собственного капитала недостаточно для предоставления финансирования клиентам, лишь около 10% оборота финансируются факторами за счет собственных средств, оставшаяся часть может быть получена или у материнских банков, или в качестве займа. Соответственно, для самостоятельного функционирования факторинговой компании необходима значительная доля высоколиквидных, зачастую низкодоходных, активов, что поспособствует увеличению себестоимости факторинговых услуг. [3]

Таким образом, предоставление факторинговых услуг в банке, для которого факторинг не является основным направлением, минимизирует появление риска потери ликвидности, покрывая его высоколиквидными активами банка.

Однако, в настоящее время факторинг используется преимущественно небольшими банками, которым затруднительно конкурировать с крупными игроками на рынке. Тенденция к укрупнению банковской системы способствует вытеснению малых банков с рынка, чтобы этого избежать, необходимо осваивать новые и развивать уже существующие направления предоставления услуг.

Большинство сторонников как банковского, так и небанковского факторинга сходятся во мнении относительно следующей проблемы российского рынка факторинга: необходимости наличия единого органа, регулирующего факторинговую деятельность.

Создание единого органа регулирования факторинговой деятельности, как показывает европейский опыт развития рынка, целесообразно в случае наступления кризиса или же полного отсутствия регулирования. [4]

 У российского рынка факторинга на сегодняшний момент есть два пути в отношении данной проблемы:

 1) жесткие меры;

 2) либеральные меры.

 Первый путь предполагает создание общегосударственного регулятора в сфере предоставления факторинговых услуг с правом законодательной инициативы для осуществления контроля факторинговой маржи, минимальных требований к уставному капиталу факторинговой компании и прочее.

 Второй путь заключается в создании саморегулируемой организации и поддержании права фактор-компаний на свободу деятельности. В данном случае развитие рынка пойдет по европейскому сценарию и регулятором станет саморегулируемая организация. В России уже функционирует организация, объединяющая участников российского рынка факторинга (Ассоциация Факторинговых Компания – АФК), однако она направлена не столько на регулирование факторинговой деятельности, сколько на ее развитие. Членство в данной организации способствует повышению конкурентоспособности фактора, однако не исключает возможности нарушения фактором рыночных условий предоставления услуг.

Создание государственного регулятора факторинговой деятельности вызывает множество споров среди специалистов в данной сфере, поскольку является палкой о двух концах. С одной стороны, отсутствие регулятора сопряжено с риском появления непрозрачных и недобросовестных факторов, с другой стороны, наличие регулирующего органа способно затормозить развитие факторинговой деятельности в стране, за счет ограничения свободы деятельности, жестких рамок и строгих нормативов.

Библиографический список:

1. Адушкина Е.Ю. Финансирование под уступку денежного требования: правовые вопросы лицензирования // Юридическая работа в кредитной организации. 2005. № 4.
2. Грицай О.Е. Правовое регулирование факторинга в европейском союзе и Российской Федерации // Журнао Международные банковские операции. – 2009. – № 4
3. Теоретические и практические аспекты использования факторинга в российской и зарубежной правтике / Колобанов Д.Е., Кальсин А.Е., Парфенова Л.Б. – Ярославль, 2009. – 5 с.




Рецензии:

27.11.2015, 12:22 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: желательно обновить литературу. включить зарубежный источники. тогда можно опубликовать в качестве обзорной статьи.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх