Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №29 (январь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 29.11.2015. Последняя правка: 28.11.2015.
Просмотров - 2242

Статистические риски неправомерного завладения автомобилями и оценка эффективности работы правоохранительных органов

Катищин Денис Сергеевич

Бакалавр

Поволжский Государственный Университет Сервиса

Студент

Волкова Анна Александровна кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Поволжский Государственный Университет Сервиса


Аннотация:
В данной статье рассмотрена проблема угонов автомобилей в Российской Федерации. Проанализированы статистические данные по количеству автоугонов как в целом по стране, так и в отдельных регионах в различные временные периоды (месяц, год). Выявлена и обоснована необходимость повышения эффективности правоохранительных органов по своевременному выявлению угонов и проведению оперативно-розыскных мероприятий по поиску пропавших транспортных средств. При этом на основе проведенного исследования выявлена потребность в налаживании взаимодействия органов предварительного расследования и оперативного состава органов внутренних дел.


Abstract:
In this article the problem of car thefts in the Russian Federation. Analyzed the statistical data on the number autostealings in the whole country, and in some regions in different time periods (month, year). And revealed the necessity of increasing the efficiency of law enforcement agencies in the timely detection of thefts and conducting search operations to find the missing vehicles. Thus on the basis of the study identified the need for establishing cooperation of the preliminary investigation and the operational staff of the Interior.


Ключевые слова:
риски; угон; кража; автомобиль; рейтинг; эффективность; правоохранительные органы

Keywords:
risks; thefts; car ratings; the effectiveness of law enforcement agencies


УДK 34

В современном обществе автомобиль – это не средство роскоши, а необходимость. Следствием этого стало существенное увеличение продаж легковых и грузовых автомобилей во многих странах. Статистические данные говорят о том, что значительные изменения в общественном сознании повлекли за собой новую тенденцию по увеличению случаев завладения чужим имуществом, а именно увеличение уровня преступности за счет угонов автомобилей [2, c. 101]. Данная проблема – является одной из самых распространенных и актуальных видов преступлений в нашей стране.

Основной причиной похищения автомобилей является факт оставления владельцами автотранспорта в неохраняемых местах, что приводит к свободному доступу преступников к транспортным средствам [5, c. 48].

Основная часть хищений автомобилей происходит в ночное время, что обусловливается большей свободой действий при реализации преступного умысла и отсутствием очевидцев. Но в последнее время растет количество фактов неправомерного завладения автомобилями, которые происходят в дневное время. Кроме того, нередко хищения совершаются на виду у прохожих и потерпевших, что свидетельствует о дерзости и повышенной общественной опасности преступников [6, c. 160].

Необходимо отметить, что МВД разделяет понятие угон и кража автомобиля. Под угоном понимают неправомерное временное завладение автомобилем без цели хищения. К краже относят тайное хищение автомобиля, с целью получения выгоды [1].

В 2013 году преступники украли 51 654 автотранспортных средства всех видов, в том числе мотоциклов и различной грузовой техники, что чуть меньше, чем годом ранее: в 2012-м этот показатель превысил 52 тыс. единиц. При этом по информации Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД РФ, число автотранспортных средств, которые попали в категорию угнанных в 2013 году, составило 37 451. В результате общее количество автотранспорта, похищенное злоумышленниками в 2013 году, составило 89 105 единиц [10].

Показатели наиболее угоняемых моделей автомобилей в России за ноябрь 2013 года представлены в таблице 1.

Таблица 1. Наиболее угоняемые модели автомобилей в России по данным Главного управления уголовного розыска МВД РФ за ноябрь (октябрь) 2013 г.

Позиция

в рейтинге угонов

Марка и модель автомобиля

Количество угонов

1

Lada-«классика»

(Lada 2107, 2105, 2104)

516 (641)

 

2

Lada Samara

396 (419)

3

Lada Priora

165 (164)

4

Lada 110

111 (121)

5

Toyota Сorolla

86 (111)

6

Mazda 3

83 (96)

 

7

Ford Focus

80 (81)

8

Renault Logan

65 (64)

9

Mitsubishi Lancer

61 (69)

10

Toyota Camry

61 (60)

11

Daewoo Nexia

60 (77)

12

Lada Niva

59 (47)

13

Toyota Land Cruiser

55 (50)

14

Toyota RAV4

54 (41)

15

Mazda 6

46 (67)

16

Hyundai Solaris

40 (43)

17

Kia Rio

38 (–)

18

Nissan Teana

34 (–)

19

Mitsubishi Outlander 

33 (–)

20

Toyota Land Cruiser Prado

32 (–)

Согласно данным таблицы 1 можно сделать вывод, что по количеству угонов за ноябрь 2013 год наиболее востребованными у преступников автомобилями традиционно стали отечественные модели, которые массово распространены в нашей стране. Высоким спросом у злоумышленников также пользуются модели японских, американских и европейских производителей в средней ценовой категории (700 тыс. – 1,5 млн руб.), которые занимают позиции 5-10.

  По данным ГУУР МВД РФ, лидером среди отдельных городов и регионов по кражам автомобилей стала Москва, где в ноябре 2013 года угнали 701 транспортное средство [7]. При этом наиболее востребованными у автоугонщиков стали следующие модели автомобилей (модель авмобиля – количество угонов в ноябре (октябре)): 1. Mazda3 – 44 (24); 2. Lada Priora – 39 (29); 3. Lada Samara – 30; 4. Mitsubishi Lancer – 24 (23); 5. Infiniti FX – 22 (13); 6. Lada-«классика» – 21 (23); 7. Daewoo Nexia – 20 (29); 8. Ford Focus – 20 (21); 9. Mazda6 – 17 (26); 10. Toyota Land Cruiser – 17 (15).

 

Рис. 1. Наиболее угоняемые марки автомобилей в России по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»  за 2014 г.

Таким образом, наибольшее число угонов в 2014 году пришлось на автомобили марки Lada (13 294 шт.), при этом показатели угонов данной марки почти в 2,5 раза превышают показатели угонов марки Toyota (5302). В результате почти каждая третья (33,9%) угнанная машина в 2014 году – это автомобиль марки Lada. В первую очередь это объясняется значительным количеством (более 14 млн шт.) машин из Тольятти  в автомобильном парке нашей страны.

На основе статистических данных прошлых лет по России можно говорить о том, что количество угонов в нашей стране увеличивается из года в год. В 2008 г. было угнано 19594 автомобилей. В 2009 году – 20080 автомобилей. За 2010 год угнано 21845, за 2013 год – 37451, за 2014 – 39270 [11] .

Одной из причин высоких показателей краж автомобилей в России является низкая раскрываемость подобных преступлений правоохранительными органами и отсутствие должных мер профилактики. Согласно данным экспертов, более половины автомобильных угонов остаются нераскрытыми [9, c. 356].

Одни из самых низких показателей раскрываемости отмечены в Санкт-Петербурге. В 2013 году, по данным ГУУР МВД по Санкт-Петербургу, раскрываемость угонов автомобилей составила 4,4 процента, что на 0,8 процента ниже, чем в 2012-м [4].

В 2013 году возросло число выявленных, а также поставленных на учет преступлений, связанных с угоном автомобилей. Всего возбуждено 5406 уголовных дел по фактам хищения транспортных средств, что на 248 дел больше, чем в 2012 году.

Кроме того, оказались распространены факты принятия незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, необоснованно длительной доследственной проверки, нарушения разумных сроков расследования дел, принятия незаконных процессуальных решений о приостановлении предварительного расследования. Также имели место факты необоснованной переквалификации преступных деяний в целях искусственного улучшения статистических показателей.

В результате, можно сделать вывод, что системная оперативно-розыскная работа по борьбе с хищениями автотранспортных средств отсутствует в принципе, что существенно повышает риски угона в нашей стране. При этом взаимодействие органов предварительного расследования и оперативного состава органов внутренних дел также весьма неэффективно.

Согласно данным экспертов компании «Автолокатор», занимающейся продажей противоугонных устройств, активность автомобильных угонщиков характеризуется сезонными колебаниями: большинство попыток угона автотранспортных средств приходится на летний период (около 40% от общего числа). Зимний период также характеризуется повышенной активностью преступников (около 31% угонов), при этом наибольшее число автоугонов приходится на новогодние праздники, во время которых большинство владельцев автомобилей оставляют транспортные средства на неохраняемых автостоянках. Одновременно с этим сокращение угонов автомобилей приходится на осень и весну  (13% и 16% соответственно).

Необходимо отметить, что спрогнозировать динамику угонов по определенным маркам автомобилей практически невозможно. В конечном итоге вероятность угона зависит от популярности той или иной модели автомобиля, наличия «заказов» от сообщников автоугонщиков, а также других факторов. К примеру, активность угонщиков возрастает при появлении новых моделей автомобилей. При этом после 3-5 лет со времени появления новых моделей на рынке возникает устойчивый спрос на запасные детали к ним, соответственно автомобили угоняются для последующего демонтажа запасных частей автомобиля [8, c. 65].

Кроме того, процент угона зависит также от общего количества автомобилей той или иной марки, присутствующих на рынке. Так, массовые модели чаще появляются в сводках угонов, нежели менее распространенные. В Москве автопарк, в основном, составляют автомобили премиум-класса, а также японские марки.

Одним из действенных способов защиты автомобиля является система страхования КАСКО. Владелец угнанного автомобиля может получить страховые выплаты по КАСКО после предъявления документов, которые требует в страховой компании [3, c. 26]:

  • паспорт и водительские права;
  • ключи от автомобиля, брелок от сигнализации и ПТС (в том случае, если он не у сотрудников ОВД);
  • справка об обращении в полицию по факту угона;
  • копия постановления о возбуждении уголовного дела или отказа в нем;
  • талон техосмотра.

Таким образом, статистические данные показывают, что проблема неправомерного завладения чужим имуществом, а именно угонов и краж автомобилей, является весьма актуальной для нашей страны. Поэтому необходимо общее повышение эффективности оперативно-розыскных и следственных мероприятий  со стороны МВД, увеличение ответственности за подобные преступления, а также дальнейшее увеличение внимания владельцев автомобилей к должной защите своего транспорта.

Библиографический список:

1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 63 – ФЗ: принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г. (ред. от 05.05.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.05.2014) // Консультант плюс: Версия Проф. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Алексеев В.М. Общая теория статистики: учебник для вузов [Текст]/В.М. Алексеев. – М.: КноРус, 2012. – 101 с.
3. Войтов Н.И. Организация борьбы с автоугонами: научная статья [Текст]/Н.И. Войтов, Ю.В. Тихомиров //Вестник Омского государственного университета. 2012. – № 2. – С. 26-28.
4. Григорьев И.С. Раскрываемость автоугонов в Петербурге [Электронный ресурс] / И.С. Григорьев // Центр автомобильных новостей. – 2014. – Режим доступа: http://www.carfactum.ru/2014/03/27/raskryivaemost-avtougonov-v-peterburge-snizilas-v-2013-godu-na-0-8/
5. Громов П.И. Прошлое и современность профессиональной преступности: научная статья [Текст] /П.И. Громов. - М.: Феликс 2012. – 48 с.
6. Замосковцев П.В. Квалификация транспортных преступлений органами внутренних дел: научная статья [Текст]/П.В. Замосковцев - М.: ЮНИТИ-ДАНА 2013. – 160 с.
7. Кованов А.М. Угоны автомобилей в 2013 году [Электронный ресурс] / А.М. Кованов // Медиа-проект «Авто@Mail.Ru». – 2014. – Режим доступа: http://auto.mail.ru/article/45234-ugony_avtomobilei_y_2013_godu_raskryta_stati stika/
8. Леванов А.Д. Угон автомототранспорта. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения: учебник [Текст]/А.Д. Леванов.- М.:ИНФРА - М, 2012. – 65 с.
9. Пантелеев С.В. Угон автомототранспортных средств (уголовно-правовые и криминологические вопросы): учебное пособие [Текст]/ С.В. Пантелеев, А.М. Винников, В.Г. Глушакова и др. – М.:Харвест – Ч.2. – 2009. – 356 с.
10. Редькина Е.Д. Рейтинг самых угоняемых автомобилей в ноябре 2013 года [Электронный ресурс] / Е.Д. Редькина // Автомобильный журнал «За рулем». – 2014. – Режим доступа: http://www.zr.ru/content/news/606746-nazvany-samye-ugonyaemye-modeli-v-rossii/
11. ТОП-10 самых популярных автомобилей у угонщиков [Электронный ресурс] // Аналитическое агентство «АВТОСТАТ». – 2014. – Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/20007/




Рецензии:

3.02.2016, 21:09 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: статья производит впечатление обзора литературы. Если журнал публикует такие материалы, то его можно опубликовать



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх