Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Менеджмент
Размещена 28.11.2015. Последняя правка: 29.11.2015.

АНАЛИЗ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ

Кочергина Алина Алексеевна

нет

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

студент, кафедра менеджмента

Научный руководитель: Криницына Зоя Васильевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Национального исследовательского Томского политехнического университета города Томска


Аннотация:
В данной статье выявлена актуальность рассмотрения японских методов и стилей управления для российской модели управления. Представлена информация о японском стиле управления и о том, почему он признается одним из самых эффективных в мире. Подробно рассмотрены его характерные признаки в сравнении с российскими методами. Даны предложения по внедрению некоторых элементов японского системы управления в российскую.


Abstract:
The article identified the relevance of the Japanese techniques and management styles to the Russian model of governance. The information on the Japanese style of management and about why he is recognized as one of the most efficient in the world. Details considered its distinctive characteristics in comparison with Russian methods. Proposals to introduce some elements of the Japanese management system in Russia.


Ключевые слова:
японская система управления; управление; российская система управления; эффективность управления

Keywords:
Japanese management system; management; Russian system of governance; management efficiency


УДК 65 

Всем известно, что научные знания  в области  управлении в России находятся на начальных стадиях  становления. Именно поэтому, наверное, российский опыт ведения управления остается незамеченным в разговорах о развитии управления в целом мире. Соединенные Штаты и Япония   вместе со своими системами управления здесь выходят на первый план, а Россия остается далеко позади. Почему? Цель статьи -  найти узкие места в российской системе управления и  ответить на этот вопрос, а также предложить пути совершенствования деятельности российских организаций в результате внедрения элементов японской системы управления.

Тема достаточно актуальна, ведь стиль японцев признан одним из лучших в Мире, возможно, перенимая некоторые его черты или элементы, Россия почерпнет для себя новые стили управления или отредактирует имеющиеся.

Что же можно сказать о  японской модели  менеджмента? Нет ни одной  страны в мире, которая была бы настолько широко представлена, как Япония  на международных собраниях по вопросам методов  управления.   Стоит только посмотреть на список научно-практической литературы, которая посвящена отличительным  особенностям японских методов упрпвления организациями, как сразу осознается, насколько велик их вклад.  Таких книг и пособий сотни, к тому же их публикуют  на разных языках (немало переведено и на русский).

Каков же японский менеджмент? Почему японская система управления признается одной из самых эффективных в мире?

Как и в любой стране, принципы и методы управления в Японии, отражают её самобытность, культуру, социальную психологию и исторические особенности. Стиль японцев напрямую связан с общественно-экономическим укладом страны. Стоит отметить, что  в этой стране, которая бедна естественными ресурсами, человеческие ресурсы являются основным богатством. Японцы с особым вниманием относятся и к связям между людьми, личностным особенностям каждого сотрудника, они скорее подберут подходящую должность для работника, нежели найдут сотрудника на должность. Важной для них является  групповая ответственность.[4]

Опыт работы в Японии ценится выше, чем образование. В Японии сотрудники сначала сталкиваются с практикой, которая потом переходит в теоретические знания, нежели в других странах, где теория, подкрепляется практикой.

Можно выделить 5 характерных признаков японской системы управления:

1) Японцы дают гарантию занятости и создают в компании  обстановку доверительности. Что приводит к  стабильности трудовых ресурсов, является стимулом для сотрудников, мотивирует работников к укреплению чувства общности с компанией. Такая  стабильность обеспечивает систему пожизненного найма.

2) Гласность и ценность любой информации в  корпорации. Имеется общая база информации о политике и деятельности фирмы, к которой имеют доступ все уровни организации. Управление также  стремится к постоянной поддержке корпоративных ценностей на всех уровнях.

3) Управление в японском производстве, ориентировано на качество.

4) Руководство постоянно присутствует на производстве. Что способствует  быстрому  решению различных проблем, затруднений по мере их возникновения.

5) Обязательно  поддержание порядка и чистоты. Такой порядок должен послужить гарантией качества выпускаемой продукции и поспособствовать повышению производительности. [1;2]

Что можно сказать о российском подходе к управлению?

Российская система управления подвергалась неоднократным изменениям вследствие неоднократных изменений в стране (Революции, Гражданская война, Отечественная война, распад СССР и тд.) В работе будем оценивать российский менеджмент 21го века.

Состояние современной структуры экономики России можно  охарактеризовать как деформированное. Мы имеем множество хозяйственных комплексов, высококонцентрированных производств, но отстаем в развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Существуют также проблемы, связанные с технократическим подходом к управлению, который подразумевает смещение внимания менеджера на проблемы техники, технологий производства, пренебрегая проблемами   социально-психологического характера (мотивация). 

В целом облик российской системы управления можно представить так:

1) Индивидуальная ответственность каждого сотрудника, четкое  распределение обязанностей;

2) Преимущество  корпоративных интересов над личными интересами сотрудников.

3) Очень медленная обратная связь между уровнями управления, структура управления - жесткая.[3]

Попытаемся комплексно рассмотреть  отличия между менеджментом двух стран через таблицу.

Таблица 1. Системы управления японских и российских компаний

Критерии оценки

Японская система управления

Российская система управления

Характер систем управления

Гибкий, оригинальный.

Структурированный и четкий.

Демократизм менеджмента

Присутствует как коллективное, так и единогласное принятие решений.

Решение принимается руководителем, подчиненные следуют ему.

Распределение ответственности

Ответственность коллектива в целом.

Ответственность несет каждая отдельная личность.

Характер целей и задач фирмы

Размытый, общий характер и показывает стратегию компании на данный момент времени.

Чёткий и направленный. Строго  определён во времени.

Черты характера руководителя

Способность умело управлять без использования методов принуждения, вдохновлять своим примером и заслужить любовь и преданность своей команды. Лидер- мозговой центр компании, координатор.

Качества руководителя определяются его способностью профессионально и предприимчиво распространять руководство. Лидер- сильная, волевая личность.

Ориентирование системы управления

В большей мере на групповую деятельность.

На личные ценности и результаты деятельности.

Участие в принятии решений

Участие всех сотрудников. Управляющий согласует решения с коллегами.

Руководство может как делегировать так и сосредотачивать на себе право решения вопросов компании.

Роль возраста в определении должности

Высокие ступени руководства компанией может занимать сотрудник, достигший только положенного должностного возраста.

Высокую должность в руководстве компании может занимать молодой и неопытный специалист.

Срок найма

Долговременный, пожизненный наём работу.

Краткосрочный наём. Повышенная текучесть кадров, иногда продолжительный срок работы в одной компании.

Участие во вне рабочей деятельности сотрудников

Забота руководства о неформальной жизни организации.

Формальный стиль ведения управления. Игнорирование неформальной коммуникации.

Система контроля

Неформальная, коллективная.

Чёткая, структурированная.

Заимствование методов управления

Адаптация моделей управления к особенностям культуры и менталитета граждан.

Стремление копировать зарубежные модели менеджмента без учета менталитета работников.

Однако в российских и японских организациях есть и  схожие особенности, такие как иерархичность системы управления, увеличение оплаты труда согласно наработанному стажу, качеству выполнения работы и квалификации; установленная заработная плата.

Японский стиль управления  в  21 веке является следствием синтеза прагматичного и рационального подхода к управлению с культурно-историческим прошлым Японии, на сегодняшний день, их  методология еще более рациональна. Таким образом, стоит сказать, что система управления Японии вполне может использоваться и в других странах, в том числе  и в России. Здесь также можно отметить, что японские системы нам воспринять проще, в связи со схожестью многих этнокультурных характеристик населения нашей страны и Японии.

В настоящие время большинство  российских предприятий при подборе и найме персонала уделяет излишнее внимание проверке специальных профессиональных знаний, в особенности  наличию опыта работы. Но при этом не  все предприятия готовы  обучать сотрудников. Для меня, как для студента без опыта работы, это очень наболевший вопрос, ведь в скором времени я столкнусь с этой проблемой.  Поэтому, на мой взгляд, российским компаниям было бы  целесообразно использовать элементы японской системы подготовки и обучения необходимым узким навыкам на рабочем месте. Внедряя такую практику, современные российские фирмы смогут  одновременно создавать собственные системы внутрифирменного обучения, которые позволят  не упускать перспективы потенциальных сотрудников, а также обеспечат профессиональный и человеческий рост работников.

Вышесказанное предложение также способно поспособствовать долгосрочной заинтересованной занятости сотрудников, что необходимо для создания условий кадровой ротации. Именно  систему кадровой ротации, используемую в Японии, на мой взгляд, также необходимо перенять руководителям российских предприятий. Введение данной системы не только позволит работникам избежать рутинной  работы, но и поспособствует их профессиональному росту, даст возможность действовать объективно в интересах всей компании.

Также отечественным руководителям стоит обратить внимание на систему оплаты труда и другие способы мотивирования сотрудников в Японии, которые могут быть эффективными для нас. На мой взгляд, вопрос стимулирования  в Японии очень широко представлен в литературе и достоин отдельной статьи.

Вышеуказанные предложения по совершенствованию управления организацией, можно оценить как весьма эффективные, так как затраты на претворение в жизнь необходимых мероприятий окупаются результатами, которые фирма  получает от внедренных нововведений путем значительного повышения отдачи персонала в работе. Реализация данных предложений требует не на много больше времени, чем поиск профессионалов на должность при подбое персонала, поэтому ее можно считать весьма приемлемой.

В заключение  хотелось бы сказать, что  российские компании уже сейчас используют некоторые элементы   японской системы управления, правда, в основном в производство.  Так, например, в 2006 году ОАО «КАМАЗ» начал использовать такой подход как  «кайдзен» (ключ к успеху предприятий Японии),  благодаря этому сейчас является одним из самых прогрессивных автомобильных заводов России. Последовали его примеру и другие  компании России, таких как: Сбербанк, КАМАЗ, NAYADA, “Колмар”, «Группа ГАЗ» и т. д.

Таким образом, почва для внедрения японской системы управления уже заложена в России, остается лишь удобрять её, внедряя не только в производство, но и в другие сферы управления, например, руководство  кадрами.

Библиографический список:

1. Административно-управленческий портал. Разнообразие моделей менеджмента. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m98/2_4.htm
2. Ингиу Оу «Японский менеджмент: прошлое, настоящее и будущее» Эксмо, М., 2007. 387с.
3. Проблема эффективности российского менеджмента. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://small-business.web-3.ru/library/personal/?act=full&id_article=3073
4. Пшенников В.В «Японский менеджмент: 27 уроков для нас» -М.:«Япония сегодня» – 1997.-347c.




Рецензии:

29.11.2015, 8:07 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Интересная статья. Однако автор не разграничивает понятия менеджмента и управления. Целесообразно в статье обозначить, что понимает автор под менеджментом, а что - под управлением. Название статьи не очень удачное. Может лучше назвать: "Анализ японской системы управления в контексте его использования российскими компаниями"? Рекомендую автору подумать над этим.

29.11.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Кочергина Алина Алексеевна:
Статья доработана. Попыталась учесть Ваши замечания. Апеллировала в статье более широким понятием - "управление".

30.11.2015, 20:27 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья доработана. Рекомендуется к опубликованию.

10.12.2015, 20:52 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

28.11.2015, 19:43 Беззубко Лариса Владимировна
Отзыв: Статья представляет интерес. 1.Но, не может быть такое большое название статьи - в 2-х предложениях. Или второе предложение в названии - это цель статьи?! тогда нужно поместить это в цель. 2. Что понимается под российским менеджментом? 3.Каковы хронологические рамки российского менеджмента рассматривает автор? В статье говорится об японском менеджменте в 21 веке. Я думаю, что каждому историческому периоду характерно свое управление,свои особенности. 18 век, 19 век, 20 век (до войны), после войны, перестройка, 21 век и т.д.... Нужна классификация. 3. Речь идет о менеджменте или управлении? Я думаю, что автору нужно доработать данную статью с учетом дискуссионных замечаний.


Оставить комментарий


 
 

Вверх