Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №28 (декабрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 04.12.2015. Последняя правка: 03.12.2015.

Особенности трудоустройства выпускников университета в условиях диспропорции рынка труда

Ерёмина Анастасия Витальевна

-

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде

старший преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики

Зороастрова Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде


Аннотация:
Успешное трудоустройство выпускников является одним из важнейших критериев эффективности работы университета, индикатором для родителей, абитуриентов, государственных и частных партнеров. В условиях диспропорции спроса и предложения труда рынка молодых специалистов вузы остро заинтересованы в улучшении понимания и контроля особенностей трудоустройства своих выпускников. На основе данных различных источников в статье проанализированы особенности пред- и постдипломного трудового поведения студентов различных направлений подготовки НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, сделаны необходимые выводы и рекомендации по совершенствованию содействия трудоустройству выпускников.


Abstract:
The successful employment of graduates is considered to be an essential indicator of university performance for parents, university entrants, government and private partners. Under conditions of lack of balance between demand and supply at the labor market of young professionals universities are strongly interested in comprehension and control over peculiarities of alumni employment. Based on data from different sources the research is devoted to analysis of specific features of under- and postgraduates behavior in NRU HSE – Nizhniy Novgorod. Besides authors draw necessary conclusions and make recommendations for improvement of university career services for alumni.


Ключевые слова:
трудоустройство выпускников вузов; выход на рынок труда; мониторинг трудоустройства выпускников;

Keywords:
employment assistance of the university graduates; entry to the labor market; monitoring of graduate employment


УДК 331.5 + 378.4

Начавшиеся в 90-х годах ХХ века процессы трансформации экономики России обусловили возникновение и развитие диспропорций как на рынке образования, так и на рынке труда. Последствиями резкого роста спроса на экономико-управленческое и правовое образование в ущерб естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям стали, с одной стороны, перенасыщение рынка труда «экономистами и юристами», а другой - обостряющийся дефицит квалифицированных кадров в промышленности. Непрофильное трудоустройство выпускников сопряжено со значительным экономическим ущербом, поэтому государственные институты заинтересованы в повышении эффективности вузов, активизации деятельности по обеспечению приемлемых значений показателя трудоустройства [3]. Успешность шагов в этом направлении во многом определяется владением достоверной и актуальной информацией, наличием современных инструментов анализа рынка труда. Одной из важных инноваций стало изменение процедуры мониторинга трудоустройства выпускников вузов, в 2015 году впервые проведенного Министерством науки и образования РФ на основе данных Федерального реестра документов об образовании (ФРДО) и Пенсионного Фонда России (ПФР). Результаты мониторинга позволили сформировать комплексную картину региональных рынков труда молодых специалистов, получивших дипломы в 2013 году, аккумулировали информацию, необходимую для выявления проблемных зон и точек роста. По словам министра образования и науки Д.Ливанова, сведения о трудоустройстве выпускников позволят дать объективную информацию о российской системе образования и могут быть использованы, в том числе, при построении различных национальных и международных рейтингов, в качестве одного из важнейших критериев оценки эффективности вузов [5].

Одним из очевидных выводов анализа данных по трудоустройству и средней заработной плате выпускников стало подтверждение диспропорции рынка труда. Одновременно с острой востребованностью инженерных кадров, наблюдается переизбыток молодых специалистов в сфере экономики, управления и юриспруденции. По данным мониторинга, почти каждый второй нетрудоустроенный выпускник получил юридическое или экономическое образование [5]. В этих условиях, как никогда, актуальны проблемы повышения эффективности системы высшего образования, обеспечения подготовки компетентных специалистов, соответствующих требованиям рынка.

Являясь результирующим показателем образовательной деятельности университета, трудоустройство выпускников определяется комплексов внешних и внутренних факторов [4]. Среди них: состояние экономики региона, уровень подготовки и мотивация профессионального самоопределения абитуриентов, соответствие образовательных программ образовательным стандартам и требованиям работодателей, квалификация профессорско-преподавательского состава. Не менее важно понимание студентами потребностей рынка труда. Дисбаланс между ожиданиями работодателей и компетенциями выпускников является одной из насущных проблем современной экономики. Согласно исследованию McKinsey, около 40% работодателей разных стран отмечают у молодых специалистов недостаточность навыков, необходимых для заполнения вакансий начального уровня [1]. Низкий уровень информационного обмена между рынком труда и рынком образования в совокупности с искаженными представлениями о коммуникации с работодателями – одни из основных причин карьерных разочарований вчерашних студентов.

Усилия университета, направленные на содействие трудоустройству выпускников, должны, прежде всего, обеспечиваться качественной информационной базой. Использование различных источников от системных внешних и внутренних мониторингов до целевых опросов, проводимых в интересах работодателей, обеспечивает возможность наблюдения трудового поведения студентов и выпускников. Выявление составляющих процесса трудоустройства, как общих для системы высшего образования, так и специфических для выпускников данного вуза, является необходимым условием выработки подхода к своевременному и эффективному решения проблем.

На примере Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в Нижнем Новгороде авторы проанализировали особенности трудоустройства выпускников различных направлений подготовки. В работе использованы данные мониторинга выпускников российских вузов [7], внутреннего мониторинга выпускников НИУ ВШЭ [8], результаты опросов, проведенных авторами в 2012-2014 гг., а также исследование консалтинговой компании Universum [2].

По данным мониторинга выпускников российских вузов, в Нижегородской области показатель годичного трудоустройства выпускников 2013 года составил 74% (с учетом индивидуального предпринимательства: 76%), что вполне сопоставимо с российским уровнем (75%). Однако при сравнении с соседями по Приволжскому федеральному округу (ПФО) обнаруживается заметное отставание. Средний результат трудоустройства в ПФО – один из самых высоких в России - 87% (с учетом индивидуального предпринимательства), при этом Нижегородская область относится к регионам с наиболее низкими показателями (медианное значение по ПФО - 80%).

Объективными факторами не слишком благоприятной ситуации в области могут служить большое число вузов (в 2013 году в области действовало 13 региональных и 26 филиалов), обеспечивающих как значительный выпуск (в базу мониторинга вошло 27 630 человек), так и весьма широкий спектр подготовки (по 52 укрупненным группам направлений и специальностей). Однако в субъектах ПФО, сравнимых с Нижегородской областью по объемам мониторинга - Самарской области (30 357 выпускников) и Республике Татарстан (35759 выпускников) - уровень трудоустройства составляет 84% и 82%, общее число вузов с учетом действовавших в регионах филиалов: 45 и 42, а укрупненных групп подготовки: 51 и 54, соответственно. При этом, несмотря на близость к столице (а возможно и благодаря ей) Нижегородская область достаточно привлекательна для трудоустройства. Миграционная активность выпускников здесь ниже: в Нижегородской области остаются работать в среднем 8 человек из 10, в Самарской – 5 из 10, в Татарстане – 7 из 10 человек. Поэтому объяснение низкого уровня трудоустройства следует искать, скорее, в самих вузах. Несоответствие обеспечиваемой вузами подготовки требованиям реальной экономики – одна из наиболее вероятных причин дисбаланса спроса и предложения на региональном рынке труда молодых специалистов. Ситуация в Нижегородской области вполне коррелирует с общероссийскими трендами: к группам наиболее востребованных (более 80% трудоустроенных выпускников) относятся естественнонаучные и технические направления подготовки, а число специалистов по экономико-управленческому, юридическому и социальному направлениям явно не соответствует предложению рабочих мест.

Рассмотрим далее четыре укрупненные группы направлений подготовки и специальностей (УГС), значимые для Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде: «Математика и механика», «Компьютерные и информационные науки», «Экономика и управление», «Юриспруденция». Сравнивая данные мониторинга по НИУ ВШЭ – Нижний Новгород со средними региональными показателями, можно видеть, что университет обеспечивает высокий уровень трудоустройства вне зависимости от трендов рынка (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Доля трудоустроенных выпускников вузов Нижегородской области по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (УГС)

Код УГС [6] УГС В среднем по региону, % Максимальный показатель трудоустройства среди вузов региона НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Вуз % Средняя сумма выплат выпускникам, руб. %
01 Математика и механика 90,9 НГТУ им. Р.Е.Алексеева* 97,0 21 785 80,0
02 Компьютерные и информационные науки 88,0 ННГУ им. Н.И. Лобачевского** 88,2 31 898 86,7
38 Экономика и управление 75,5 НГТУ им. Р.Е.Алексеева 89,3 20 601 83,6
40 Юриспруденция 60,5 Мининский университет *** 84,6 14 075 78,0

* Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
** Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
*** Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Заметим, что во всех рассматриваемых группах доли трудоустроенных выпускников ВШЭ - не самые высокие в регионе, что отчасти объясняется меньшими зарплатными притязаниями выпускников других вузов. Средняя заработная плата выпускников НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, обучавшихся и оставшихся в регионе, составила 27 628 руб., что на 27,8% выше средней зарплаты выпускников, оставшихся работать в регионе (21 610 руб.). По четырем рассматриваемым УГС превышение интегрированного показателя зарплаты по сравнению региональным уровнем (22 567 руб.) оценивается в 22,4%. Практически во всех случаях отставания ВШЭ по уровню трудоустройства средняя сумма выплат оставшимся выпускникам вуза-лидера была ниже регионального уровня по соответствующей УГС (см. Таблицу 2). Исключение составляет группа «Компьютерные и информационные науки», однако различия здесь несущественны. В 2013 году на территории области бакалавров и магистров по этому направлению выпускали лишь два вуза – ННГУ им. Н.И.Лобачевского и НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Примечательно, что в условиях столь ограниченной конкуренции, наблюдаемые различия в трудовых доходах оставшихся в регионе выпускников составили менее 1 %.

Таблица 2. Средние суммы выплат оставшимся в Нижегородской области выпускникам вузов по укрупненным группам специальностей (УГС)

Код УГС УГС Средняя сумма в регионе, руб. Максимальная средняя сумма выплат выпускникам государственного вуза НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Вуз Сумма, руб. Сумма, руб.
01 Математика и механика 26 116 ННГУ им. Н.И. Лобачевского 27 282 32 550
02 Компьютерные и информационные науки 31 891 ННГУ им. Н.И. Лобачевского 31 898 31 820
38 Экономика и управление 20 710 РАНХ и ГС* 24 286 27 628
40 Юриспруденция 21 293 ВГАВТ ** 25 095 30 929

* Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
** Волжская государственная академия водного транспорта

Рассмотрим далее особенности трудоустройства выпускников НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, используя данные внутреннего мониторинга университета, а также опросов, инициированных и проведенных авторами. По ранее приведенным данным российского мониторинга, в течение года после выпуска было трудоустроено 83,2% студентов, закончивших обучение в Нижегородском кампусе ВШЭ в 2013 году. Этот результат хорошо согласуется с информацией внутреннего мониторинга выпускников, проводимого Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ ежегодно через полгода после выпуска. По этим данным показатель трудоустройства оставался достаточно стабильным в течение последних лет (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Трудовой статус выпускников НИУ ВШЭ – Нижний Новгород через полгода после окончания обучения, % опрошенных

Трудовой статус выпускников / год выпуска 2012 2013 2014
Трудоустроены 85 84 84
Продолжают обучение 9 12 7
В процессе смены работы 1 1 3
Не учатся и не работают 5 3 6

Подавляющее большинство выпускников находило работу еще во время учебы (см. Таблицу 4), чему способствовали наличие института производственных и преддипломных практик, а также высокий уровень социальной активности студентов университета. Согласно мониторингу, преимущественный выход студентов на рынок труда соответствовал 3-4 курсам бакалавриата, что совпадало с периодом практик и стажировок. Ретроспективная оценка, производимая выпускниками 2013 года через полгода после окончания университета, показала, что большинство респондентов ассоциировало ценность практики с высокой степенью соответствия полученной специальности (62%) и возможностью применения в реальных условиях полученных знаний и навыков (56%). Практика, как составляющая учебного плана профессиональной подготовки, позволила не только приобрести важные прикладные навыки или компетенции, но и позволила начать трудовую адаптацию уже в период обучения. Так, более 42% опрошенных остались работать в организации, в которой перед этим стажировались. Наиболее долгосрочными были стратегии магистрантов: в 69% случаев места прохождения практик стали для них местами трудоустройства на постоянной основе. В то же время, выпускники программ бакалавриата и специалитета по итогам стажировки скорее завершали взаимодействие с компанией (оставались в тех же компаниях 26% выпускников бакалавриата и 36% выпускников магистратуры).

Таблица 4. Сроки трудоустройства выпускников НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на текущую работу, % занятых

Сроки трудоустройства на текущую работу 2012 2013 2014
Начали работать более, чем за полгода до окончания 16 28 30
Начали работать за 4-6 месяцев до окончания 25 5 6
Начали работать за 1-3 месяца до окончания 10 12 14
Начали работать спустя 1-3 месяца после окончания 21 38 35
Начали работать спустя 4-5 месяцев после окончания 28 17 15

Сравнивая данные мониторинга, проводимого через 5-6 месяцев после окончания университета, с результатами опроса «на выпуске», можно выявить интересную особенность. Получив диплом, планировали остаться на том же месте работы лишь около 20% студентов (см. Таблицу 5). При этом по факту через 5-6 месяцев прежние места работы сохраняло 45-50% опрошенных выпускников. Например, среди выпускников 2013 года работать в организации, где проходили стажировку, остались 26% бакалавров, 36% специалистов и 69% магистров. (Сопоставляя результаты, необходимо учитывать, что мониторинг проводился только среди выпускников, покинувших университет. Поэтому доля занятых уже в период обучения была несколько выше, чем при сплошном опросе, часть респондентов которого продолжила учебу в магистратуре.) Тем не менее, достаточно просматривается достаточно неожиданная наблюдаемая тенденция: обладание постоянной работой на момент окончания университета выглядит менее привлекательно для выпускников всех ступеней обучения, хотя доля «закрепившихся» практически стабильна. Поскольку фактический уровень трудоустройства остается неизменным, логично предположить причину в повышении образовательной и трудовой мобильности. Вчерашние выпускники достаточно уверены в своих силах и возможностях, чтобы рассматривать различные варианты развития своей карьеры. Особенно это характерно для бакалавров, почти половина которых (47,8%) заявляло о намерении продолжить учебу в магистратуре.

Таблица 5. Трудоустройство выпускников НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на момент окончания обучения, % выпуска

  2013 2014 2015
Имели работу Планировали сохранить место работы Имели работу Планировали сохранить место работы Имели работу Планировали сохранить место работы
Бакалавриат 37,6 5,7 27,6 5,0 22,4 6,1
Специалитет 45,7 17,0 45,6 28,1 32,7 20,4
Магистратура 88,8 56,5 82,1 55,6 70,6 45,7
Всего по выпуску 54,2 19,6 45,1 21,9 36,4 20,6

Как и предполагалось, наибольшую устойчивость демонстрируют магистры, поскольку их образовательные планы, в подавляющем большинстве, уже реализованы. С другой стороны, в период написания диссертации магистранты обычно трудоустроены в формате полной занятости. На момент окончания университета продолжить работу в ранее выбранных компаниях планировали около половины выпускников магистратуры. Степень мобильности сильно различалась в зависимости от направления подготовки. О намерении сохранить место работы заявляли 93% работающих магистрантов, обучавшихся на программах информатики, математики и компьютерных наук, 89% - юриспруденции, 66% - экономики и финансов, 30% - менеджмента.

В целом наибольшую готовность к смене работодателей декларировали выпускники магистерских программ в области экономики и управления. При этом к моменту окончания университета около двух третей опрошенных имели постоянное место работы, а более трети занимали должности руководителей различных подразделений. Получение магистерского диплома ассоциировалось для них с новыми возможностями самореализации, в том числе с расширением выбора при трудоустройстве. Малую склонность к постдипломным изменениям среди магистров в области математики, компьютерных и информационных наук следует рассматривать не столько как проявление низкой трудовой мобильности, сколько следствие раннего трудоустройства по специальности. Специфика отрасли допускает работу в режиме, благоприятном для студентов (частичная занятость, позиция стажера, удаленный доступ), поэтому процессы трудоустройства и адаптации протекают достаточно плавно и не связаны напрямую с получением формального подтверждения новых профессиональных компетенций – диплома магистра.

Ценность опыта работы, как такового, подтверждает и перечень основных трудностей, с которыми сталкиваются выпускники. По данным внутреннего мониторинга, 71% выпускников испытывали сложности в поиске работы. Среди наиболее часто называемых: отсутствие опыта работы (указали 32% респондентов, испытывавших трудности), сложность поиска работы с интересным содержанием (25%), низкий размер заработной платы (22%), сложность поиска вакансии, соответствующей полученному образованию (20%), сложность поиска работы с подходящим графиком (17%). Можно видеть, что большинство проблем, так или иначе связано с несоответствием реальных возможностей и карьерных ожиданий.

Прояснить карьерные ожидания наиболее активной части студентов помогают результаты исследования Universum, охватывающего около 19 тысяч студентов почти 100 российских вузов [2]. В опросе приняли участие и 178 студентов Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде, средний балл которых составил 7,5 по 10-балльной шкале (принятой в ВШЭ). Рейтинг наиболее важных для них атрибутов будущей работы выглядел следующим образом:

  1. Высокие доходы в будущем (high future earnings)
  2. Конкурентный уровень базового оклада (competitive base salary)
  3. Лидеры, которые будут поддерживать мое развитие (leaders who will support my development)
  4. Профессиональное обучение и развитие (professional training and development)
  5. Успех на рынке (market success)
  6. Престиж (prestige)
  7. Финансовая устойчивость (financial strength)
  8. Возможности зарубежных поездок/переезда за границу (opportunities for international travel/relocations)
  9. Признание и поддержка талантливых сотрудников - меритократия (recognizing performance - meritocracy)
  10. Гарантии занятости (secure employment)

Комментируя отношение к будущим доходам, добавим, что средний размер ожидаемой заработной платы был заявлен на уровне 42 277 руб. (до вычета налогов, без бонусов и премий, на первом рабочем месте после окончания университета). Несмотря на показатель в 27 628 руб. (средняя ежемесячная сумма выплат выпускникам ВШЭ 2013 года в течение года после окончания вуза, по данным ПФР), названная цифра не выглядит чересчур амбициозно. Во-первых, судя по среднему баллу, участники опроса – студенты, занимающие достаточно высокие позиции в рейтинге успеваемости, и следовательно, рассчитывающие на более высокооплачиваемые вакансии. Во-вторых, по информации, указанной выпускниками 2013 года в анкете внутреннего мониторинга, значения зарплаты респондентов 3-го квартиля составили 33 900 руб. у окончивших только бакалавриат и 39 550 руб. у окончивших бакалавриат, а затем магистратуру (до вычета налогов, с учетом бонусов и премий). Если отбросить естественное для студентов недопонимание премиальной/стимулирующей составляющей в структуре оплаты труда, ожидания выглядят лишь немного завышенными (но только при условии, что выпускникам удастся реализовать свои образовательные преимущества).

Предпочтения в отношении конкурентоспособности - успех на рынке, престиж, финансовая устойчивость - опрошенные студенты дополнили названиями компаний, что позволило Universum сформировать рейтинг наиболее привлекательных работодателей. Лидерами рейтинга, как и ожидалось, стали компании, заинтересованные в развитии своих сотрудников, управлении талантами, поддержке трудовой и образовательной мобильности. Сравнение с местами работы, указанными в ходе опросов «на выпуске», показывает, что при наличии региональных отделений в Нижнем Новгороде, список желаемых работодателей полностью покрывается массивом реальных мест трудоустройства. Репутация бренда Высшей школы экономики, сигнализирующая высокое качество подготовки, обеспечивает внимание ведущих работодателей к выпускникам университета. Наиболее способные на конкурентной основе привлекаются на стажировки или программы работы с перспективными кандидатами. Процесс отбора, как правило, сопряжен с рядом оценочных процедур, охватывающих и профессиональные, и личностные компетенции (soft skills).

Сопоставление результатов опроса, проведенного авторами в 2014 году (студенты 3-4 курса бакалавриата и 1-2 курса магистратуры), с результатами внутреннего мониторинга выпускников того же года позволяет выявить разрыв между ожиданиями и действительностью востребованных компетенций (см. Таблицу 6). Студентами явно переоцениваются нацеленность на результат и применение профессиональных навыков, хотя представление о необходимости справляться с большими объемами работы и выполнять необходимую работу в срок за ограниченное время у них практически адекватно. Заметим, что сравнивая уровень приобретенных в университете компетенций с уровнем, важным для выполнения работы, выпускники и бакалавриата, и магистратуры отметили недостаточность развития всех позиций из Тор-5 за исключением умения грамотно оформлять результаты своей работы. Своевременная коррекция представлений студентов о требованиях работодателей позволила бы расставить смысловые акценты и переключить внимание на приобретение востребованных рынком умений и навыков.

Таблица 6. ТОР-5 компетенций, наиболее востребованных работодателями: мнение студентов и выпускников

Студенты Выпускники-бакалавры Выпускники-магистры
Ставить перед собой цели и определять способы их достижения Выполнять необходимую работу в срок за ограниченное время Выполнять необходимую работу в срок за ограниченное время
Применять профессиональные знания и умения на практике Справляться с большим объемом работы Анализировать полноту информации, при необходимости восполнять недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
Грамотно излагать свои мысли как письменно, так и устно Сотрудничать с другими людьми и разрешать конфликты Справляться с большим объемом работы
Справляться с большим объемом работы Самостоятельно осваивать новые области знания, умения, учиться чему-то новому Грамотно излагать свои мысли письменно
Выполнять необходимую работу в срок за ограниченное время Находить, оценивать и использовать информацию из разных источников для решения профессиональных задач Грамотно оформлять результаты своей работы (в виде презентаций, отчетов и пр.)
Сотрудничать с другими людьми и разрешать конфликты Самостоятельно осваивать приемы и методы из других профессиональных областей

В целом, проведенный анализ трудоустройства выпускников университета показал, что, несмотря на выявленные объективные диспропорции регионального рынка труда, показатели занятости и заработной платы выпускников соответствуют достаточно высокому уровню. Трудовое поведение выпускников НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде характеризуется высоким уровнем мобильности, а также стремлением к приобретению опыта работы еще в период обучения. Раннее трудоустройство по специальности обеспечивает более стабильный трудовой статус к моменту окончания университета. Существующие проблемы трудоустройства сконцентрированы на трудностях поиска работы, отвечающей запросам выпускников. Недостаточная информированность о реальных требованиях и возможностях рынка, излишняя идеализация представлений о работодателях провоцируют снижение вероятности успешного карьерного старта. В этих условиях важнейшими задачами университета по содействию трудоустройству выпускников становится обеспечение информационного обмена между всеми заинтересованными сторонами (преподаватели-студенты-работодатели), мониторинг рисков рынка труда и соответствующая подстройка карьерных сервисов.

Библиографический список:

1. Mourshed M., Farrell D., Barton D. Education to employment: Designing a system that works //McKinsey Center for Government. 2012. Т. 18. [Электронный ресурс]. URL: http://mckinseyonsociety.com/downloads/reports/Education/Education-to-Employment_FINAL.pdf
2. Snapshot 2015: Talent Insights & Trends // Universum Student Survey. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://universumglobal.com/rankings/russia/student/2015/survey/
3. Борисова А., Киселева М. Профильное трудоустройство выпускников вузов: зарубежный опыт, отечественная практика // Ректор вуза. 2015. №1. С.44-53.
4. Воловская Н., Плюснина Л., Русина А. Мониторинг трудоустройства выпускников в системе оценки деятельности вуза // Теория и практика общественного развития . 2014. №19. С.23-27.
5. Подведены итоги мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/5864
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 №1061
7. Реестр вузов России: мониторинг трудоустройства выпускников. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://graduate.edu.ru/
8. Результаты мониторинга выпускников // Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: http://cim.hse.ru/results_alumni




Рецензии:

4.12.2015, 11:28 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: статья оформлена по всем правилам и требованиям. дан межрегиональный анализ. иллюстрации к тексту дополняют информацию. считаю, что статью можно опублтковать.

5.12.2015, 15:58 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия: Статья не имеет существенных недостатков, может быть опубликована. С ув. Т.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх