Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: История
Размещена 11.12.2015. Последняя правка: 11.12.2015.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИКИ В ТУРКЕСТАНСКОЙ АССР в 1918-1924 ГГ. (В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ)

Саипова Камола Давляталиевна

кандидат исторических наук

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

доцент

Аннотация:
Начиная с октябрьской революции 1917 года на протяжении десятков лет, Российской империя находилась в поисках новой формы и инструмента управления многочисленными этническими группами и национальностями. Национальной вопрос – совокупность политических, социальных, культурных и прочих фактов, порождённых этнической и конфессиональной пестротой населения Российской империи – с первых же дней советской власти выдвинулся на передний план, став едва ли не самой острой проблемой, требовавшей немедленных решений и безотлагательных действий. Одним из инструментов управления национальным вопросом в РСФСР и на его окраинах явилось создание Народного Комиссариата по национальным делам России.


Abstract:
As from october revolution 1917 on length group of ten years, Russian empire was found in quest of new form and instrument of management multiple ethnics group and nationality. The Nationality question - a collection political, social, cultural and other fact, generated ethnic by diversity of colors of the population to Russian empire - with the first days soviet authorities was brought forth on foreground, having become hardly not the most sharp problem, required immediate decisions and immediate action. One of the instrument of management nationality questions in RSFSR and on his(its) fringe was a creation Public Komissariat on national deals of the Russia.


Ключевые слова:
образование; Туркестан; политика; власть.

Keywords:
formation; Turkestan; policy; power.


УДК 94(574)

Национальной вопрос – совокупность политических, социальных, культурных и прочих фактов, порождённых этнической и конфессиональной пестротой населения Российской империи – с первых же дней советской власти выдвинулся на передний план, став едва ли не самой острой проблемой, требовавшей немедленных решений и безотлагательных действий. На протяжении десятков лет большевики искали формы и инструменты управления многочисленными этническими группами и национальностями бывшей Российской империи. Непрерывный процесс поиска основывался на марксистско-ленинской идеологии и идее классовой борьбы.

Сфера национальных отношений очень сложна и многогранна и требует от исследователей квалифицированного изучения и  объективного отражения национальных проблем, в том числе и в Туркестанской АССР. Имеющиеся научные и общественно-политические труды, посвященные этой проблеме, отражают различные точки зрения их авторов и идеологические установки того или иного периода.

Коммунистическая идеология породила тенденциозное и одностороннее освещение истории, обусловила появление фальсифицированных статистических данных о народонаселении, локальных и всеобщих переписях и т.д. Тем не менее, информационная и научная значимость литературы советского периода неоднозначна. В работах исследователей 20-х годов XX в. не получила должного освещения специфика национальных отношений в Туркестанской Республике. Это было связано со слабой изученностью документов того времени, а также недоступностью информации.    собтий.нативными оценками имевших мсето сть познакомитться ов, итической истории краячаях даже участники бурных событий начала       

Важное значение имеют труды исследователей 40-60-х годов ХХ в., в них освещается  история строительства советского государства, а так же национальные проблемы развития народов Туркестана. Это, прежде всего, труды Б.Морозова, К.Житова, И.Муминова, М.Додонова, В.Непомнина. При наличии обширного материала и весьма интересных теоретических положений в трудах этих авторов национальные отношения характеризуются в общем как безпроблемные, хотя на самом деле, в ходе исследования истории Турккомнаца ТАССР были раскрыты ряд проблем в национальных, культурных, экономических и политических отношениях.

Начиная с 80-х гг. XX столетия изучение проблем национальной политики вступило в новый этап, связанный с провозглашением окончательного решения национального вопроса, формированием новой исторической общности - советского народа и т.д. Однако, утверждаемая в решениях съездов КПСС, пленумов ее ЦК концепция «торжества национальной политики» не позволяла выйти за твердо установленные рамки. Закоснелая методология вынуждала ученых игнорировать целые пласты архивных документов, противоречащих советской концепции по национальному вопросу. Между тем за пределами бывшего СССР существовали альтернативные взгляды историков, специализирующихся по Советскому Востоку.  

Народный Комиссариат по национальным делам ТАССР был образован 10 августа 1918 года на V Краевом съезде Советов Туркестанской Республики. Народный Комиссариат с момента своего возникновения выступил проводником идей Советской власти среди ранее угнетенных народов Туркестана. Вслед за провозглашением советской автономии Туркестана необходимо было перейти к практическому осуществлению принципов советской автономии в процессе первых преобразований.

За короткие сроки своего существования Народный Комиссариат по национальным делам ТАССР неоднократно упразднялся и вновь учреждался, претерпевал различные изменения в своей структуре.[1] При культурно-просветительском отделе была создана переводческая комиссия, в состав которого входили следующие лица: Вали Омаров; Сады Вакас Османов; Санджар Асфендияров; Комгыр Ходжа Ходжиков; Фазиль Култасов; Танбай Кулкашев. [2]  

В 1919 г. отдел просвещения национальных меньшинств, как объединяющий орган был упразднен, а вместо него при Наркомпросе были организованы отделы языков национальных меньшинств. Компетенция языковых отделов определялась инструкцией об организации и деятельности подотделов просвещения национальных меньшинств от 29 ноября 1918 года и 31 октября 1919 года. Языковые отделы делились на следующие подотделы: дошкольный, школьный, внешкольный, литературно-издательский и т.д. [3]

Одним из печатных органов Наркомнаца Туркестанской Республики была газета «Иштракиун» («Коммунист»), первый номер которой вышел 20 июня 1918 года. Газета издавалась на узбекском, часть тиража – на казахском языках три раза в неделю, а с 1 марта 1919 года стала издаваться ежедневно. Тираж газеты достигал до 3000 экземпляров.[4] Для издания мусульманской газеты было выделено 25 000 рублей.[5]  С января по ноябрь 1918 года им было издано более 4 млн. экземпляров, а  с декабря 1918 года по январь 1919 года - более 2 млн. экземпляров газет, брошюр и листовок на татарском, казахском, узбекском, турецком и других языках.[6] Как подтверждают документы, неграмотность местного населения к этому периоду составляла 72%.[7]

Готовились кадры агитаторов, лекторов и пропагандистов из числа местного населения, которые в свою очередь, командировались в различные кишлаки и аулы Туркестанской Республики.[8] В 1918 году при Наркомнаце были созданы курсы продолжительностью в два месяца для подготовки инструкторов-агитаторов. На данных курсах могли учиться только лица, рекомендованные областными или уездными организациями. Курсы для подготовки инструкторов-агитаторов начали функционировать с 20декабря 1918 года.[9] Деятельность Туркомнаца в 1918-1919 годы касалась так же и вопроса о перестройке мусульманских школ, подготовки национальных кадров и для других сфер духовной жизни Туркестанской Республики. 18сентября 1918 года вместо М.П.Сорокина Народным Комиссаром по Образованию был назначен Козмополов.[10] Школы не находились в ведении Наркомнаца, тем не менее на областные отделы по национальным делам циркуляром от 27 ноября 1918 года была возложена обязанность «следить за равномерным развитием образования населения в области, содействовать этому и подготавливать его к переходу от конфессиональных школ к начальным общереспубликанским».[11]

Таким образом, в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Все школы были объявлены светскими, и была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшие до 1918 года. На 1918-1919 годы школ I - степени для местного населения насчитывалось 1320, в них обучалось 97000 учащихся; школ второй ступени было 3, в них обучалось 944 учащихся; краткосрочных учительских курсов насчитывалось 11, в которых обучалась мусульманская часть населения (казахи – 478, узбеки – 473, туркмены – 76, и другие национальности Туркестанской Республики - 22).  Институтов просвещения насчитывалось 4, педагогических училищ – 2, школ-интернатов – 29, детских садов – 12, домов ребенка – 2. 

Библиографический список:

1. Доклад о деятельности Наркомнаца к VIII съезду советов Туркестанской Республики. ЦГА РУз. ф.36, д.21, л.8
2. «Документ Советской партии истории». ЦК РКП (б)- ВКП (б) и национальный вопрос. Книга 1. 1918-1933 гг., М., РОССПЭН, 2005, с.30
3. «Жизнь национальностей», 9 марта 1919 год, №8 (16)
4. «Жизнь национальностей», 9 марта 1919 год, №8 (16)
5. ЦГА РУз ф.36, д.15, л. 30
6. ЦГА РУз ф.36, д. 4, л.35
7. ЦГА РУз. ф.36, д.29, л.11-13
8. ЦГА РУз. ф.36, д.2, л.24
9. ЦГА РУз. ф.36, д.11, л.316, 318
10. ЦГА РУз, ф.36, д.2, л. 63
11. ЦГА РУз, ф.36, д.9, л.29, 32
12. ЦГА РУз ф.25, д.1021, л. 96-98




Рецензии:

3.02.2016, 7:45 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья может быть опубликована в журнале после доработки. Необходимо привести в соответствие содержание и название статьи. В названии акцент делается на советскую политику в области образования в Туркестанской АССР, а в содержании этой теме посвящен фактически лишь последний абзац, который к тому же представлен в качестве вывода к содержанию, хотя в самом содержании о советской политике в области образования речи не идет. Наиболее простым вариантом доработки, с моей точки зрения, является переименование статьи. Например: «Советская политика в области национальных отношений в Туркестанской АССР в 1918-1924 гг.». В этом случае необходимо также переделать вывод, чтобы он отражал содержание всей статьи. Если же автору необходимо написать именно о политике в области образования, тогда необходимо корректировать содержание. Помимо этого хотелось бы хотя бы вкратце узнать об «альтернативных взглядах на данную проблему историков, специализирующихся по Советскому Востоку, за пределами СССР», о которых автор упоминает, но труды которых, в отличие от советских историков, почему-то не анализирует. К тому же в третьем абзаце статьи содержится набор слов, который необходимо удалить, или придать ему форму предложения. С уважением, С.А.Сильванович

3.02.2016, 7:50 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Рецензия на статью Саиповой Камолы Давляталиевны кандидата исторических наук, доцента Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека Осуществление советской политики в Туркестанской АССР в 1918-1924 гг. (в области образования среди национальных меньшинств). для научного журнала «SCI-ARTICLE.RU» Данная статья посвящена исследованию проблем связанных с осуществлением советской политики в Туркестанской АССР. Одним из аспектов проводимой политики, на взгляд автора, являлось развитие образования среди национальных меньшинств. Именно такая тема заявлена в названии работы. С точки зрения историка достаточно интересная и объёмная тема особенно учитывая временные рамки работы. Исследование насыщено историческими источники, которые автор использовал для написания работы. Их количество свидетельствует о глубоком изучении данной темы Сиповой К.Д. Однако несмотря на обозначенные положительные моменты всё таки необходимо остановиться на целом ряде недостатков которые присущи данной работе. Во-первых, в аннотации к работе внимание читателя акцентируется на национальном вопросе, а не на образовании. Во-вторых, после ознакомления с работой приходишь к выводу, что тема не соответствует содержанию (теме образования отведён лишь один абзац). В-третьих, необходимо исправить данный набор «…собтий.нативными оценками имевших мсето сть познакомитться ов, итической истории краячаях даже участники бурных событий начала…» и посмотреть все ошибки. В-четвёртых, в текстовых ссылках на использованную литературу необходимо указывать на страницу в источнике. В-пятых, в работе основной упор делается на рассмотрение национального вопроса, а вывод «приспосабливается» к названию темы. В результате анализа данной работы можно придти к заключению, что в данном варианте работа не соответствует требованиям журнала и не может быть опубликована. Рекомендации: исправить название и привести его в соответствие с содержанием. На мой взгляд, необходимо изменить вывод, т.к. статистические данные не отражают мнение автора на проблему. Доцент, кандидат исторических наук, УО "Гродненский государственный медицинский университет" Гресь С.М.

03.02.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Саипова Камола Давляталиевна:
Спасибо большое за Ваше внимание и рецензию. Обязательно будут учтены в доработке данной статьи.

12.02.2016, 15:31 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья интересна тем, что показаны действия советской власти по ликвидации неграмотности, от которой туркмены, сами по себе, не освободились. Но эта польза затемняется утверждением «искажения» «советской идеологией» «истории». Интересны подробности действий региональных органов управления системой образования, но эти достижения не компенсируют у автора слабых сторон социалистической системы. Стоило указать, а что и как было до установления советской власти? На каком уровне была бы образованность сейчас без неприятного социализма? Как служил отвод от неграмотности освоению профессий в вузах? На каких языках шло образование? Каким алфавитом писали тексты на родном языке? Есть непонятные слова: «мсето», «собтий», «нативными», «закоснелая», «итической», «краячаях» и др., они русские или туркменские? Работу нужно привести в порядок.

18.02.2016, 7:11 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Анализ текста статья свидетельствует о необходимости ее доработки. Можно конечно согласится с автором об "закостенелости" коммунистической идеологии, о закостенелости и однозначности взглядов (отдельных) историков, особенно на советский период. При этом в статье не приведено ни одного примера, что доказывало бы такое утверждение касательно заявленной проблемы. При всем нашем критическом отношении к советскому периоду, из статьи можно только сделать вывод о росте внимания новой власти к проблеме светского образования населения Туркестанской Республики, о первых шагах (может не всегда удачных) по ее разрешению.

3.05.2016, 11:18 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Уважаемая редакция! 16 февраля 2016 г. мною была написана рецензия на статью Саиловой Камолы Давляталиевны. Полагаю, что автору необходимо обратить внимание на пожелания рецензентов, осуществить необходимые изменения. После доработки статью можно опубликовать. 03.05.2016.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх