Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Маркетинг, Экономика, Управление инновациями
Размещена 16.12.2015. Последняя правка: 15.12.2015.

Влияние дизайна на экономическое состояние страны и наоборот

Кислицина Елена Александровна

студент

Российский государственный профессионально-педагогичесий университет

кафедра Арт-дизайна

Научный руководитель: Сайфидинов Б.С., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российский государственный профессионально-педагогический университет


Аннотация:
В статье сделана попытка рассмотрения истории художественного образования, а так же влияние дизайна на экономическое состояние. А так же связь экономики страны, для развития дизайна и его поддержка со стороны государства.


Abstract:
The article is an attempt to address the history of art education, as well as the impact of design on economic status. As well as the relationship of the economy of the country, for the development of design and its support by the state.


Ключевые слова:
дизайн; дизайнер; экономика; инновации; технологии; промышленный дизайн.

Keywords:
design; designer; economy; innovation; technology; industrial design.


УДК 2964.33

Услуги дизайнеров в современном мире требуются везде. Без них не могут обойтись ни промышленные предприятия-гиганты, ни маленькие фирмы, которые производят товары на каждый день. Дизайнеры разрабатывают упаковку товара, продумывают экстерьер и интерьер зданий и автомобилей, вносят вклад в концепцию развития городов. Если на Западе дизайнеры активно сотрудничают с государством, получая взамен его поддержку, то в России дизайнерские сообщества только начинают осваивать работу в крупных масштабах. В первую очередь разберемся, что такое дизайн, и каким он бывает.

Существует множество определений дизайна. Согласно одному из них, «дизайн» - это вид художественной деятельности по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими, эстетическими, функциональными и технологичными свойствами, а также это деятельность, организующая комфортную для человека предметную среду его жизни. В основе дизайна лежат потребительская, технологическая и эстетическая функция. Современный дизайн – это особая сфера использования художественно-проектной мысли, где очень трудно отделять цвет от формы, отличать плоскостную графику от объемной, конструктивное построение от скульптурной пластики, предмет от среды и тому подобное. Все вышеназванное – это многообразие форм проявления дизайна, которое позволяет дизайну сфокусироваться на решении масштабных задач, связанных с созданием искусственной среды обитания человека на всех его этапах – от насыщения частного интерьера предметами до проектов формирования мегаполиса или даже до проработки глобальных этно-культурных и социально-политических общностей.

В концепции развития дизайна в РФ говорится о профессиональной  деятельности  дизайнера, которая развивается на социальной почве, и при этом, опирается на естественные качества человека, которые включают в себя эстетические, эмоциональные и интеллектуальные. Это концепция определила роль и место дизайна в жизни общества. Цель дизайна на данном этапе – повысить эстетическую активность общества, возвысить личность, прибавив ей самоуважение и достоинство. Дизайн характеризовать ту или иную компанию, которая делать ее узнаваемой. 

К промышленному дизайну относится весь спектр возможных объектов проектирования: товары, необходимые каждому; рекламу, все виды интерьеров, оборудование и транспорт, военную и космическую техническое обеспечение, средовые и производственные объекты и даже объекты социального назначения. Лидерами промышленного дизайна на сегодняшний день являются Япония, Голландия и Франция.

Отношение государства к рынку дизайна в зарубежных странах сильно отличается от российского. Крупные компании Франции, поняв выгоду сотрудничества с дизайнерами, завели свои собственные дизайнерские бюро. Самая известная среди них компания – "Renault", чью дизайнерскую деятельность ведут порядка 250 специалистов. Но французские предприятия малого и среднего бизнеса до сих пор пользуются услугами дизайнеров нечасто. Поэтому, французское правительство проводит политику по внедрению дизайна на подобных предприятиях, с целью успешной  конкуренции с производителями других стран. За пропаганду дизайна во Франции отвечают два важнейших ведомства - министерство культуры и министерство промышленности. Они проводят финансирование исследований, поддержку дизайнеров и предприятий, развитие художественных учебных учреждений, а также выделяют гранты на публикацию изданий, посвященных дизайну. В стране образованы региональные дирекции промышленно- экологических исследований и центры промышленного дизайна.

Хороший дизайн может вывести на новый уровень не только одну конкретную фирму или отдельный город, но также и всю страну. Примером этому явлению может послужить Китай. В стране активно разрабатываются и применяются дизайнерские технологии. Огромным стимулом развитию дизайна стало появление в КНР международного бизнеса и, следующая за этим, модернизация экономики страны. Правительство стало поддерживать промышленный дизайн на национальном уровне, который включает в себя денежные вложения в исследовательские проекты, развитие образования, взаимодействие с торговыми агентами, международные контакты, направленные на продвижение дизайна. Результатом всех этих действий стало значительное повышение уровня дизайна китайских товаров, которое характеризуется созданием национальной школы дизайна, применением национального дизайнерского языка.  

В наше время отечественные дизайнеры немного отстают от зарубежных. Но некоторые наши специалисты и дизайнерские сообщества могут составить достойную конкуренцию европейцам и китайцам. На сегодняшний день дизайнеры России ориентируются больше на местного потребителя – в приоритете остается  разработка фирменных стилей, упаковок товаров, рекламы, оформление выставочных стендов, телеэфира. Однако наши дизайнерские компании уже совершили небольшой прорыв, начали взаимодействовать с зарубежными заказчиками и сотрудничать с иностранными коллегами, обмениваясь опытом. Несколько крупных компаний известны за границей и даже имеют там представительства.

В мировой экономике дизайн считается главным стратегическим моментом в производстве. Это связано с тем, что кризисы в 2000-х годах привели к необходимости обновления экономической модели и больших перемен практически во всех направлениях человеческой жизни. И в то время как большинство развитых стран сумело найти выход из этого положения, в России возникает проблема выведения дизайна на тот уровень, который позволял бы отвечать реальным запросам потребителя. Отсюда возникает вопрос: как сделать российский дизайн движущей силой экономики, учтя и коммерческую, и гуманистическую составляющую, в условиях отставания его развития и отставания самой экономики России от мировой? Как мне кажется, время само дает нам ответ. Инновации охватили почти все аспекты жизнедеятельности в России, значит, и дизайн в стране должен прогрессивно развиваться. Новых технологий в производстве сейчас гораздо большее, чем изменений в дизайне товаров и бизнес-стратегиях поставляющих компаний. Можно прийти к выводу, что инновация в экономике – это необходимое решение для настоящего времени. Острый социальный характер носят следующие проблемы: нехватка ресурсов, проблема доступности, проблема безопасности, состояние экологии. Инновационные идеи не принимаются сразу. Они требуют тщательной подготовки, анализа, разумного внедрения в массы, донесения до потребителей их преимуществ.

Для того, чтобы дизайнеры работали на современном конкурентоспособном уровне, необходимо чтобы все наработки, предусмотренные в теоретико- методологическом направлении, превратились в знания и навыки практикующих дизайнеров. Я считаю, что необходимо будет ввести коррективы в образовательные стандарты, написать соответствующие учебные пособия и подготовить преподавателей. Для увеличения спроса на дизайн нужно разработать и внедрить в практику приемы и средства формирования заинтересованности руководителей всех уровней, предпринимателей, инженеров и менеджеров в использовании дизайна при создании или модернизации всех видов изделий, сооружений и систем.

Библиографический список:

1. Задесенец Е.Е., Сергеева Г.К. Дизайн - технологии создания и продвижения инновационной продукции на потребительский рынок. – М.: ВНИИТЭ, 2009.
2. Концепция развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года. URL: http://www.designet.ru/context/laws-docs (дата обращения 15.11.2015).
3. Маэда Джон. Законы простоты: Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь / Джон Маэда ; Пер. с англ. — М. : Аль пина Бизнес Букс, 2008.—119 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх