Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Спорт
Размещена 17.12.2015. Последняя правка: 16.12.2015.

Влияние спорта на развитие личности

Коршунов Игорь Дмитриевич

Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

студент

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых


Аннотация:
В последнее время спорт становится всё более популярным занятием среди людей, но мало кто знает о его главных особенностях. Так что главная цель этой работы – показать, как данная сфера деятельности человека может повлиять не только физическое здоровье человека, но и на становление высоконравственной личности.


Abstract:
In recent years, the sport is becoming more popular among people, but few know about its main features. So the main goal of this work is to show how this sphere of human activity may affect not only physical health, but also on the formation of moral personality.


Ключевые слова:
физическая культура и спорт; личностные качества; морально-этическое воспитание; формирование воли; процесс самореализации; самопознание и самосовершенствование.

Keywords:
physical culture and sport; personal qualities; moral education; formation of will; the process of self-realization; self-knowledge and self-improvement.


УДК 796/799 

В современном мире спорт является неотъемлемой частью жизни многих людей. Каждый из нас хоть раз посетил тренировку, либо присутствовал на занятиях физической культуры в школе, но не всякий знает о тонкостях этих дисциплин. И в своей работе я хотел бы раскрыть одну из главнейших направленностей спортивной жизнедеятельности.

По моему мнению, человек в первую очередь должен заботиться не о совершенствовании своего тела, а о развитии и становлении личности, которая в свою очередь будет сознательно заботиться о совершенстве тела. Таким образом, занятия спортом, служат делу воспитания гармоничного человека, и не совсем неважно какого вида эта спортивная деятельность.

В понятие гармоничного развития человека, помимо антропометрических данных, которые во многом определяются наследственными факторами и трудно изменяющиеся в лучшую сторону, следует также включать единство, согласованность и соразмерность «нетелесных», присущих только человеку качеств (воля, нравственность, эстетичность, интеллект). И всё это в аспекте единства духа и тела.

При таком понимании гармоничности развития ведущей становится общая направленность личности, понимаемая как потребностно-мотивационная направленность в её рамках общей культуры.

Физическая культура – это взаимодействие как минимум трёх черт личности человека:

- правильная ценностная ориентация в образе жизни;

- определённый уровень физической подготовленности и образованности

- наличие потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями с целью активного процесса самосовершенствования.

Самым необходимым условием для свободного развития и раскрытия своих физических и духовных сил является осмысленное тяготение каждого человека к достижению физической культуры.

Систематические занятия спортом благоприятно влияют на развитие таких коммуникативных способностей человека, как общительность, коммуникабельность, порыв к творчеству, самостоятельность в принятии решений.

Активные занятия спортом это не особо продолжительный период в жизни человека. Однако, этот период крайне важный, поскольку именно в этот отрезок времени происходит основное формирование человека как личности. Но надо заметить, что организация спортивной деятельности должна находиться под разумным, гуманистически направленном, едином педагогическим управлением, а не быть бесконтрольной.

При пренебрежительном отношении к данному требованию спортивный коллектив не часто формирует позитивную жизненную позицию личности. Нередко в таких случаях сталкиваешься с корпоративной моралью и эгоистическим настроением. В основном это происходит, когда спортивные наставники стремятся воспитать в первую очередь спортсмена, а не человека.

Среди большого разнообразия спортивных дисциплин особо следует выделить многоборные и игровые виды спорта. Сейчас всё большее распространение получают первые из них, а вторые привлекают как коллективизмом, так и тем, что в процессе игровой деятельности антропометрические данные во многом нивелируются за счёт потребности в разных амплуа и совершенствования правил состязания.

На мой взгляд, в спортивной деятельности можно отметить ряд значимых функций, влияющих на формирование личности человека:

- познавательную;

- информационную;

- эстетическую;

- регулятивную;

- социализирующую;

- гедонистическую;

- коммуникативную;

- воспитательную;

- семиотическую;

- рекреационно-оздоровительную.

Также нужно выделить некоторые качества, которые формируются у человека в процессе занятий спортом: радость побед и горечь поражений, умение извлечь из этого полезный для себя урок, повышенное чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом, уразумение своей чести и достоинства, участия и сопереживания, совестливость в ведении спортивной борьбы.

Специфической особенностью любого вида спорта являются соревнования. Они положительно влияют на формирование личности. В самом спорте предписана постройка взаимоотношений, хотя правила бывают строги, большинство спортсменов всё же придерживается правил соперничества. В этой конкуренции заключена нужда получения побед и золотых медалей, достижения высот, установления новых рекордов. Однако прелестью спорта являются не только соревнования, но и влияние на морально-этическое воспитание личности. Ведь одолеть соперника и победить можно не только за счёт физической силы, но и благодаря волевым усилиям, размышлениям и мгновенным разумным решениям, а также эмоциональному настрою и правильной подготовке к соревнованиям. В наши дни спорт является неотъемлемой частью при воспитании подрастающего поколения. Ведь спорт даёт здоровое поколение, как в физическом, так и в морально-этическом направлении, а в замен он требует всего лишь тренировки и ничего более.

Спорт также придаёт людям уверенность в себе и своих силах. У каждого человека, в том числе и у спортсмена, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. Все наши действия постоянно кем-то оцениваются. Из этого у человека складывается определённая самооценка по поводу себя. Повышение уровня самооценки влияет на волевые стремления и построение цели, плодотворность, качество и полезность человеческой деятельности. А как это проявить  спортсмену? Правильно, благодаря соревнованиям. Следовательно, спортивный результат является базисом самооценки спортсмена. Можно сказать, что, продвигаясь вверх по лестнице спортивной карьере, происходит рост и в общении с людьми и в других сферах жизни и деятельности помимо команды.

Конечно, победы приносят человеку дополнительный запас энергии и уверенности в своих силах, что положительно отражается на всей его жизни, особенно в процессе становления индивидуума как личности. Однако победа не нужна для убеждения в превосходстве сил над соперником. Спорт, награды, победы – средство, а не мишень.

Также благодаря спортивной деятельности происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Это происходит в процессе творческого поиска овладения техникой и тактикой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их. Следовательно, у человека всё это откладывается в его голове, и на подсознательном уровне проявляется в его действиях и поступках в социальных ситуациях.

Всё это оказывает содействие развитию глубины, широты, критичности, гибкости мышления, а также познавательной активности, чему в значительной мере способствуют международный характер и многоконтактность в  общения в сфере спорта.

Если рассматривать с точки зрения эстетики, то главным в занятиях спортом является познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неиссякаемых физических и духовных возможностей человека.

И.А. Ильин, рассуждая о красоте, пишет, что каждый человек получает свой телесный облик не как нечто окончательное и завер­шенное, а как некий исходный материал, обработка и формирование которого поручается его душе. Человек является творцом своего тела, и все, что он переживает в душе, незамедлительно и неизбежно запечатлевается в его теле и в чертах его лица. Поэтому внутреннее уродство может исказить и самое красивое лицо, а внутренняя красота преобразить и самые неудачные черты. О преображающем воздействии духовной красоты человека на его телесный облик писал также и П.А. Флоренский, и другие русские мыслители.

Таким образом, в традиционной русской культуре красота человека определяется духовным его развитием и красотой его души, проявляющейся во внешнем его облике, телесной красоте.

Феномен эстетики тела можно тракто­вать в трех аспектах:

- природное тело — это био­логическое тело индивида, подчиняющееся зако­нам существования, функционирования, развития живого организма;

- социальное тело — результат взаимодействия естественно данного человеческого организма с социальной средой;

- культурное тело — продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала человека.

Также в контексте осмысления эстетики тела формируется понятие  «телесной эстетики» - «телесности». Под этим концептом понимается тело с присущей ему дви­гательной активностью и экспрессивными фор­мами проявления, а также его красота и грация.

Под «эстетикой тела» можно понимать набор социокультурных характеристик, которыми наделяется телесная фигура индивида в различные исторические эпохи. Вместе со смыслами тела в различные исторические эпохи формируются определённые комплексы телесных практик.

В волевом отношении невозможного достичь продуктивного результата в спорте, не преодолев целых комплекс как объективных, так и субъективных трудностей. Повседневно ежечасно проявляя напряжённую борьбу с самим,  появляется благоприятная атмосфера для создания объективных условий с целью формирования  таких жизненно важных волевых качеств человека, как настойчивость, целеустремлённость, смелость и решительность, самодисциплина и инициативность.

Можно также отметить, что многие люди налаживают отношения с помощью спорта, познают других людей и себя. Как правило, на первый план выходит возможность выражения своих чувств. Более того, спорт обладает и важной практической пользой: у людей уменьшается тревожность, напряжение и агрессия, положительное влияние на здоровье человека, влияние на самоорганизацию. Спорт – это своего рода антидепрессант, помогающий хоть на время забыть о своих проблемах, разгрузиться и просто отдохнуть, проводя это время с пользой для организма.

Конечно, не все люди имеют возможность заниматься профессиональным спортом, ведь кто-то не может преодолеть требуемые затраты усилий. Но занятия физической культурой в секциях, спортзале, кружках и т.д. помогают личности устоять в каких-то жизненных ситуациях. Как-никак спорт развивает правильную координацию движений, силу духа, благотворное влияние на сердечно-сосудистую, иммунную системы да и организм в целом.

 Но как мы бы ни говорили о благотворном воздействии спортивного образа жизни, многие люди считают, что физическая  активность не имеет никакого влияния на здоровье человека, что это бесполезная и бессмысленная трата времени. К сожалению, мнение это ошибочно. Именно регулярные нагрузки, хоть и не продолжительные по времени, или не особо тяжёлые по степени трудности, способны поддерживать в постоянном тонусе организм человека, укреплять мышцы, здоровье. Поэтому множество женщин активно ходят в фитнес-центры и охотно занимаются спортом. Кто-то из них хочет быстро похудеть, а кто-то поддерживать свою фигуру в идеальном состоянии. Но это не главное. Главное то, что они знают о пользе спортивных упражнений и поставили себе какую-то цель, к которой они всё ближе приближаются с каждым занятием.

Все люди рано или поздно стареют. Им становится скучно сидеть дома, читать книги и газеты, смотреть телевизор, или покорять просторы виртуальной жизни.

Спорт – вот идеальный выход, который может прийти им на помощь. Им можно заниматься с удовольствием в любом возрасте. Кроме того, он особо полезен в пожилом возрасте, когда мышцы уже хуже работают, а кости слабеют. Спорт будет приятен и для души. Самое главное – это подобрать правильную атмосферу, так как это влияет на здоровье и настроение. Ходить в тренажёрный совсем не обязательно. Приятный отдых можно устроить и себя дома.

Для этого будет достаточно посмотреть обучающие видео или почитать специальные книги с упражнениями и методическими рекомендациями, чтобы правильно выстроить свой график занятий и получения от этого наибольшей полезной выгоды. Такого рода занятия будут способствовать профилактике заболеваний, а также профилактике развития депрессивных расстройств у людей пожилого возраста, связанных с кризисом выхода на пенсию и т.д.

Утренняя зарядка дает 68% защиту организма от инфекционных заболеваний, устойчивость к стрессовым ситуациям повышается на 75%. А стрессоустойчивость в мегаполисах жизненно необходима.

Я считаю, что спорт без сомнения не только один из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья, физического состояния организма, но и средство воспитания личности.

Занятия спортом необходимо начинать с раннего детства. Сейчас создано огромное количество методик и рекомендации  по воспитанию  в ребенке любви к спорту. И любовь к спорту должна начинаться с семьи. Это и сближает с одной стороны семью, что и влияет на правильное становление личности.

Вечерние пробежки, катание на велосипедах, коньках, зимние лыжи и можно перечислять любые виды спорта, которыми можно заниматься с семьей, что непосредственно будет влиять на сознание ребенка, на становление его личности, но и так же будет благоприятно влиять на семейную обстановку. Cпорт укрепляет семейные узы. Это помогает чувствовать себя более уверенно и комфортно. Заниматься им вместе с любимыми людьми, с семьей - залог хорошего и благоприятного будущего.

Подводя итог моего эссе, хотелось бы сказать, что занятия физической культурой и спортом – это занятия физическими упражнениями, в ходе которых повышается работоспособность, тем самым осуществляется профилактика различных заболеваний.

Так что стоило бы задуматься, чтобы по-новому выстроить всю свою жизнь, в основании которой будут заложены регулярные занятия физической культурой и спортом. Человек, ведущий здоровый образ жизни - полноценный и полноправный член современного общества. На таком человеке может строиться новая страна. Эти сильные и здоровые люди возродят страну, заново её отстроят, тем самым поднимут её на достаточную высоту. Ведь для таких людей не станут помехой никакие проблемы, которые повстречаются у них на пути. Они справятся с ними в один счёт, так как они закалены физически и подготовлены морально.

Целью моей работы было продемонстрировать влияние спорта на становление всесторонне развитой личности. И в своём сочинении я это доказываю, что спорт может быть не только средством укрепления здоровья, или рациональной формой проведения свободного времени, но существенно влиять и на другие стороны человеческой жизни: на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества, на формирование личности человека. Также было рассмотрено, как физическая культура и спорт влияют на нравственно-этическое воспитание, процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли.

С каждым годом спорт становится всё сложнее, умнее, интереснее, однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. А это означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.

Библиографический список:

1. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: ежегодник. - М.: ГЦОЛИФК, 2009. С. 58-68.
2. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. - М.: ЭКСМО, 2011. - 342 с.
3. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности: (Филос. очерки). - Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2011. - 356 c.
4. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. - М.: ФиС, 2008. С. 41.
5. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. - М.: АсТ, 2013. - 116 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх