Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №28 (декабрь) 2015
Разделы: Образование, Социология
Размещена 22.12.2015. Последняя правка: 04.02.2016.

ДОСУГ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Козин Сергей Владимирович

-

Администрация Ремонтненского сельского поселения

Старший инспектор по вопросам культуры, физической культуры, спорта и работы с молодёжью

Кольцов Пётр Михайлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, ФГБОУ ВПО «Калмыцкого государственного университета»


Аннотация:
В данной статье представлена теоретическая составляющая досуга в наше время, дана краткая характеристика. А так же проведено социологическое исследование организации досуга современной студенческой молодёжи.


Abstract:
This article presents a theoretical component in our leisure time, the brief characteristics. And as a sociological study of leisure modern student youth.


Ключевые слова:
молодёжь; студенчество; досуг; свободное время.

Keywords:
youth; students; leisure; his spare time.


УДК 31 : 379.8



Введение:

Произошедшие в последние годы изменения во всех сферах жизни общества, повлекли за собой целый ряд острых проблем, отдельное место среди которых занимают проблемы студенчества как особой социально-демографической группы. Одной из сфер жизнедеятельности студенческой молодёжи, на которой ярко отразились последствия вышеупомянутых трансформаций, является досуг. Именно в досуговой деятельности наиболее чётко проявляются изменения общественного сознания, традиций, связанные с формированием новой системы ценностных ориентаций, а также разрушением традиционных норм и ценностей поведения. Данная ситуация характеризуется возникновением ряда негативных тенденций в сфере молодёжного досуга, связанных с возникновением ощущений бессмысленности существования, криминализацией досуга, проявляющихся в росте молодёжной преступности, алкоголизме, наркомании, распутного поведения, неформальных течений и прочего. Помимо этого, немалая часть молодёжи ориентирует своё свободное время лишь на развлечения и получение удовольствий, и далеко не полезных для здоровья.

Актуальность исследования подтверждается тем, что изучение досуга является одной из наиболее важных проблем, изучаемых социологией.  Сфера досуга и отдыха — это важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что  существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой, его направленности и значения. Молодёжь, как наиболее динамично реагирующая группа на всё то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени, которые наши предки даже не знали.

Степень научной разработанности проблемы: Досуг рассматривало достаточно большое количество учёных, исследователей с разных точек зрения, дисциплин и теорий. В данной работе особого внимания заслуживают работы таких учёных как: Р.Н.Азарова (2005) [1]; Т.В. Асобина (2015) [2]; Г.Ш. Ашрафуллина (2011) [3]; А.С.Бессонова (2015) [4]; Е.А. Бинеева (2012) [5]; О.Д. Гриненко (2014) [6]; О.Л.Игнатьева (2015)[7]; Д.М.Гвишиани Н.И. Лапина (2010) [8]; О.А. Кулимуллин (2015) [9]; Г.А.Опарин (2013)[10]; А.С.Попова (2014) [11]; В.Е.Салтыкова (2014) [12]; Б.А. Трегубов (1983) [13]; Д.К. Устян (2005) [14]; А.М.Фазлиев (2014) [15]; А.В.Фатов (2008; 2007) [16]; [17]; Н.А.Хренов (1998) [18];Н.С. Шарапова (2015)[19]; А.А. Ярцев (2004)[20].

Досуговая деятельность проявляет прямое воздействие не только на становление индивида, но и на все сферы её жизнедеятельности, поскольку в условиях свободного времени более положительно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие напряжённые физиологические и психологические перегрузки, которые блокирую самореализацию.

Салтыкова В.Е. пишет, что работая всю неделю, в ожидании выходных молодёжь озадачивает себя построением планов о проведении своего досуга. Досуг играет большую роль в жизни каждого человека, так как функции, им выполняемые, важны для отдыха и восстановления ресурсов организма, развития физических и умственных сил и способностей, а также развлечения и общения [12, с. 26].

Юный индивид складывается как личность по мере становления его общественных качеств, характеризующих его как члена непосредственного – исторического сообщества. В силу ряда общественно-психологических отличительных черт представители этой возрастной группы склонны тяготеют к новейшим типам работы, относительно просто овладевают трудоёмкими специализациями [8, с. 141].

Одной из современных особенностей культурного развития молодёжи является широкое многообразие направлений, видов и форм культурной деятельности в сфере свободного времени [10, с. 56].

Свободное время — это период, беспрепятственной деятельности и иных неотъемлемых уроков и дел, используемое абсолютно по собственному усмотрению. Подобную формулировку даёт нам экономический словарь. Однако, данное понятие, на наш взгляд, не даёт достаточно точного описания термина. В качестве главного определения мы будем применять дефиницию, данную в Большой Советской Энциклопедии трактуется следующим образом. Свободное время — это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат [4, с. 10].

Трегубов Б.А. предлагает разграничения свободного времени на досуг и «более возвышенную деятельность». По Трегубову Б.А. Досуг — это комплекс видов деятельности, сопряжённых, с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений). Более возвышенная деятельность — это совокупность занятий, интенсивнее всего влияющих на процесс всестороннего развития личности (самодеятельное художественное и научно-техническое творчество, учёба, общественная работа и т.д.). Досуг несёт в себе, главным образом, функцию восстановления [13, с. 26]. Т.е. досуг рассматривается им как часть свободного времени. 

Игнатьева О.Л. отмечет, что  досуговые занятия могут являться энергичными и бездейственными, физиологическими и интеллектуальными, корпоративными и личными. Они могут проходить дома или в общественных местах, самостоятельно или под руководством специалистов, но каждый раз должны обеспечивать рекреацию, снижать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку и в то же время стимулировать дальнейшее развитие личности [7]. Подростки и молодёжь могут максимально развить и реализовать себя именно в сфере свободного времени [15, с. 300]. И  это не случайно.Таким образом, делая авторский вывод, получается, что если грамотно и рационально подступать к своему свободному времени провождения, то можно достичь большого прогресса. Можно  сказать, что рациональное время провождения можно считать даже самообразованием индивида а тем самым это не уступает системе образование. 

Гриненко О.Д.описывает досуг как «наиболее рафинированную часть свободного времени» [6, с. 11]. Т.е. ту часть времени, которую человек проводит с наибольшим удовольствием, а значит, в само понятие свободного времени он вкладывает и обязательный, возможно даже, негативный аспект.

Устян Д.К. как раз в своей диссертационной работе уделяет этому большое внимание. Определённый инновационные формы досуговой деятельности ориентируют молодого человека уход от мира реального в мир воображаемый, актуализацию разрушающих форм поведения, на приоритетное значение развлекательной функций досуга в ущерб функции развивающей, что приводит к кризису идентичности, нарушению образа Я [14, 7]. Имеется ряд подходов к определению студенчества: в соответствии одному подходу данная единица сообщества представляет собой не что иное, как «часть интеллигенции»; согласно другому студенчество — это специфическая общественная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно высокоструктурированными бытием, обстоятельствами работы, обстановки и досуга, общественным действиями, концепцией ценностных ориентаций.

Андрущенко В.П., Горлега Н.И.пишут, что применение незанятого периода считается определенным указателем степени культуры, а также сферы заветных нужд и заинтересованности единой персоны либо общественной категории в целом. Для существенной доли юных людей организация досуга представляет собой главным способом не только общественно культурной интеграции, но и возможность индивидуальной самореализации [1, с. 114].

В сегодняшнем мире, для которого присуща неполная потеря воспитательного влияния на молодое поколение системы образования и семьи, функция социализации молодёжи актуализируется в области досуга, которая оказывает наиболее сильное воздействие на развитие индивидуальных свойств молодого поколения и её ценностных ориентаций.

Досуговая сфера жизнедеятельности юного поколения в целом и студенчества в частности характеризуется внезапным повышением её важности, то, что и объясняет повышение значимости досуга в ходе социализации разных  групп молодёжи [1, с. 30]. Ярцев А.А. пишет о том, что становление позитивного отношения к досугу, рациональная его организация, является необходимым условием обогащения пространства социализации и саморазвития личности подрастающего человека [20, с. 3]. А в данном случае студентов учёбных заведений разных направеностей.

Студенческий досуг считается важным звеном воспитательной деятельности в вузах, которая носит комплексный регламентный вид. В ходе воспитательной деятельности (работы) в рамках досуговой деятельности учащиеся создаются рациональные требования для формирования у студентов нравственности и патриотизма, формирования единой культуры и креативных способностей, реализации интеллектуального и лидерского потенциала, развитие организаторских и коммуникативных навыков, необходимых в последующей жизни [5, с. 3]. Студенты по-разному оценили роль в своей жизни досуга и его проведение в том числе [15, с. 299]. Социолог Фатов А.В. по праву отмечает тот факт, что минувшие годы значительно обострилось разногласия между потребностью учащихся использовать свободное время как область удовлетворения созидательных нужд, самоутверждения, полного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности стремлений в организации воспитательной работы со стороны вузов, которая сегодня чаще всего сводится к единым увеселительным событиям либо в  сферу досуга способов и конфигураций учебной деятельности [16, с. 4]. Так констатирует социолог Фатов А.В. в работе с молодёжью досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива [17, с. 33]. Взаимоотношение студенческой молодёжи строится на уровне бытового сознания, вытесняющего духовно-нравственную составляющую, утверждая статус и благополучие как смыслообразующие атрибуты жизнедеятельности в сфере досуга [9, с. 3]. 

Ашрафуллина Г.Ш. пишет, что в России, по её убеждению, значительную роль могут и должны сыграть культурно-досуговые учреждения: клубы, дома и дворцы культуры, культурно-развлекательные и культурно-оздоровительные центры, парки культуры и отдыха и т.д. [3, с. 4].  Шарапова Н.С. соглашается с мнением прошлого автора и считает, что процессе организации досуговой деятельности в образовательных и культурно-досуговых учреждениях с целью развития всесторонней личности, формирования у молодого поколения гуманистических ценностных ориентаций [19, с. 8].

С каждым годом изменяется отношение Россиян к качеству своего досуга [18, с. 54]. На сферу свободного времени существенно усилилось влияние научно-технических прорывов. Это находит выражение в стремлении людей рационализировать свой досуг, использовать в нем современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном, рекреативном плане [11, с. 223]. Асобина Т.В. делает акцент на том, что проблема влияния досуга на формирование стратегии жизни молодёжи обусловлена тем, тем, что досуг, или свободное время, в жизни современного человека в качественных и количественных показателях уже практически  не уступает рабочему времени, и эта тенденция имеет всё увеличивающийся характер [2, c. 4].

Далее былo проведенo сoциологическое исследoвание. В наше время проблема студенческого досуга в г. Волгодонске стоит довольно критически, так как долгое время на эту проблему никто не сосредотачивал внимания. Молодёжь предoставлена себе: выбор досуга и его реализация. Для того чтобы изучить формы, места проведения и мотивы в пользу проведения того или иного досуга, а также узнать основные потребности и препятствия для реализации досуга – послужило поводом для данного исследования.

Для изучения особенностей организации досуга современной студенческой молодёжи в городе Волгодонске нами было организовано и проведено социологическое исследование, которое заключалось в анкетировании студентов.

Объектом исследования  – выступает досуговая деятельность студенчества.

Предмет – предпoчтения и мoтивы студентoв в прoведении свобoдного времени и услoвия их характеризующие. Обстоятельства, мешающие осуществлению дoсуговых предпoчтений. Безупречный (предпочитаемый) и реальный дoсуг.

Цель исследования – заключается в социолoгическом исследoвании особенностей проведения досуга сoвременной студенческoй молодёжи в зависимoсти oт пола, возраста и других показателей.

Задачами работы являются:

1. Изучить теоретические материалы по проблеме организации досуга современной студенческой молодёжи.

2. Организовать и провести социологический опрос студенческой молодёжи г. Волгодонска на предмет проведения своего досуга.

3. Проанализировать полученные данные.

Гипотеза исследования: досуг студенческой молодёжи зависит от семейного положения, наличия детей, пола, возраста и денежного достатка.
Главным методом сбора социологических данных был избран анкетный опрос по месту обучения. Анкетирование считается одним из наиболее результативных орудий изучения, так как этот метод предоставляет вероятность в абсолютной мере исследовать проблему досуга студенческой молодёжи от лица её носителей, то есть от студентов. Анкетирование проводится анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.

Для проведения исследования была избрана гнездовая выборка, допускающая в качестве единиц наблюдения учебные группы учащихся.    
1) по составу генеральной совокупности – выборочное исследование;

2) тип выборки –  гнездовая;

3) количество респондентов – в связи с тем, что исследование учебное, для удобства подсчёта берём число респондентов равное 80 (студенты ЮФУ, г. Волгодонск);

4) распределение респондентов по группам: а) в возрасте от 17 до 20 лет; б) в возрасте от 21 до 24 лет;  в) по полу: мужской; женский.

Интерпретация основных понятий:

1. Досуг — часть внерабочего (вне учебного) времени, которая остаётся у человека после работы и исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).

2. Фактический досуг — это существующий на деле,  досуг студенческой молодёжи.

3. Идеальный досуг  — это безупречный, нереальный, не существующий в действительности, но соответствующий идеалу, досуг.

4. Досуговое поведение — совокупность поступков и действий, связанных с внерабочим временем человека, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

5. Потребности в сфере досуга — это нужда в объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом;  внутренний побудитель активности.

6. Препятствия для реализации потребностей в сфере досуга — это преграды в реализации идеального досуга.

Проанализировав результаты исследования, было выявлено, что в анкетировании приняло участие 47 лиц женского пола и 33 лица мужского пола, что составило соответственно 58,75% и 41,25%.

Респонденты в возрасте от 17 до 20 лет составили 37 человек – 46,25% от всего числа опрошенных, в возрасте от 21 до 24 лет – 43 человека (53,75% от всех опрошенных). Респонденты разделились по курсам в следующем соотношении 39 человек (48,75%) – студенты 1-2 курса, 41 человек (51,25%) – студенты 3-5 курса. Работающих студентов оказалось 48 человек (60%) из всех опрошенных. По семейному положению и наличию детей респонденты распределились так (таблица № 1).


 
Таблица № 1. — Распределение ответов на вопросы анкеты (семейное положение и наличие детей).


Женат/замужем

Не женат/не замужем

Есть дети

Нет детей

37 человек (46,25%)

-

12 человек (15%)

25 человек (31,25%)

-

43 человека (53,75%)

4 человека (5%)

39 человек (48,75%)


Проанализировав полученные данные, было выявлено, что среди студентов разных курсов присутствуют холостые бездетные, холостые с детьми, замужние (женатые) с детьми и замужние (женатые) без детей. Такой подбор респондентов позволит более глубоко изучить особенности проведения досуга в различных категориях. 

Таблица № 2. — Распределение занятий в свободное время.


№ п/п

Ответ

Возраст 17-20 лет

Возраст 21-24

Из них семейные

Имеющие детей

 1

Смотрю телевизор

2 (2,5%)

9 (11,25%)

6 (7,5%)

1 (1,25%)

 2

Провожу время в сети

Интернет

15 (18,75%)

12 (15%)

7 (8,75%)

2 (2,5%)

 3

Занимаюсь спортом

17(21,25%)

30 (37,5%)

17 (21,25%)

5 (6,25%)

Читаю книги

9 (11,25%)

5 (6,25%)

1 (1,25%)

-

Гуляю с друзьями

20 (25%)

4 (5%)

-

-

Хожу на дискотеки

4 (5%0

1 (1,25%)

-

-

Посещаю секции, кружки

3 (3,75)

-

-

-

Посещаю концерты,

фестивали

12 (15%)

6 (7,5%)

2 (2,5%)

-

Провожу время в

магазинах

1 (1,25%)

1(1,25%)

-

-

10 

Посещаю библиотеки

3 (3,75%)

4 (5%)

2 (2,5%)

1 (1,25%)

11 

Посещаю музеи, выставки

4 (5%)

6 (7,5%)

4 (5%)

4 (5%)

12 

Посещаю театр, кино, 

оперу и т.п.

6 (7,5%)

8 (10%)

2 (2,5%)

3(3,75%)

13 

Посещаю цирки,

зоопарки

5 (6,25%)

10 (12,5%)

9 (11,25%)

9 (11,25%)

14 

Сижу на лавочке возле

подъезда

2 (2,5%)

3 (3,75%)

2 (2,5%)

2 (2,5%)

15 

Занимаюсь решением

семейных вопросов

6 (7,5%)

12 (15%)

13 (16,25%)

10 (12,5%)

16 

 

 

Хожу в развлекательные

заведения (кафе,

рестораны, ночные клубы

и т.д.)

12 (15%)

10 (12,5%)

4 (5%)

2 (2,5%)

17 

 

Путешествую, отдыхаю

на природе, даче или базе

отдыха

25 (31,25%)

34 (42,5%)

30 (37,5%)

12 (15%)

 18

Ничем не занимаюсь

2 (2,5%)

1 (1,25%)

-

-

19 

У меня нет свободного

времени

2 (2,5%)

4 (5%)

5 (6,25%)

4 (5%)

 20

Другое

3 (3,75%)

2 (2,5%)

-

-


Проанализировав полученные результаты, было выявлено, что свободное время препровождение во многом зависит от возраста, семейного положения и наличия детей. Было выявлено, что студенты, состоящие в браке и/или имеющие детей чаще всего проводят свободное время в местах семейного отдыха: на природе, даче, в зоопарке, цирке, в музее, в кино, занимаются решением семейных вопросов. Досуг таких студентов более направлен на семью, на детей. Эти молодые люди уже более осмысленно подходят к организации своего свободного времени, их ценности так же отличаются от остальных студентов.И напротив студенты, не состоящие в браке и /или без детей выбирают досуг более разнообразны: занятие спортом, концерты и фестивали, кафе и бары, прогулки с друзьями, посещение сети интернет. Такой выбор, скорее всего, может объясняться тем, что у таких молодых людей присутствует желание само выразиться, у них нет той серьёзности, которая наступает во время бракосочетания и рождения детей. Молодёжь ищет себе вторую половину, старается отдыхать и не погружается в проблемы других людей (например, проблемы мужа, жены, детей, родных и.т.д.)






Рисунок. 1. — Досуг молодёжи согласно возраста.

Было установлено, что чем старше становятся студенты, тем более рационально они относятся к организации своего свободного времени. Если у младших курсов наблюдается преобладание развлекательного досуга, то у старших, напротив досуг становиться полезным, познавательным.(Рис.1).

 

Таблица № 3. — Ответы на  вопрос анкеты «Достаточно ли вам денежных средств для вашего отдыха?» 

 

№ п/п

Ответы

Респондентов

%

 1

Да

10

12,5%

 2

Нет

28

35%

 

 3

 

 

 

Денег недостаточно,

чтобы провести досуг

так как хочется, но есть

возможность

отдохнуть немного

ограничив себя

25

31,25%

 4

 

Для моего досуга

наличие денег не

обязательно

10

12,5%

 5

Другое

7

8,75%




Рисунок. 2. — «Достаточно ли вам денежных средств для вашего отдыха?» 



Наличие или отсутствие денег естественно влияет и на качество и на количество досуговых мероприятий.(Рис.2). Конечно, всегда существует вариант организации своего досуга в соответствии со своими доходами, но такой вариант удовлетворяет далеко не всех.

Таблица №4. — Распределение ответов на вопрос анкеты. «Довольны ли вы вашим стилем жизни, вашим отдыхом?»
 
 
 

№ п/п

Ответы

Респондентов

%

 1

Да

24

30%

 2

Нет и хочу свой стиль

жизни изменить

30

37,5%

 3

Затрудняюсь ответить

12

15%

 4

 

Над этим не

задумывался и не хочу

задумываться впредь.

14

17,5%






Рисунок. 3 — «Довольны ли вы вашим стилем жизни, вашим отдыхом?»



Таблица № 5. — Удовлетворённость качеством проведения свободного времени.

№ п/п

Ответ

Респондентов

%

 1

Не удовлетворён(а)

25

31,25%

 2

Полностью

удовлетворён(а)

20

25%

 3

Частично

удовлетворён(а)

35

43,75%

 



Рисунок. 4. — Удовлетворённость качеством проведения свободного времени.



Анкетирование показывает нам насколько современная молодёжь города Волгодонска удовлетворена или не удовлетворена своим досугом. (Рис.4).Оказывается,что основная масса студентов отнюдь не удовлетворена своим досугом. И причинами этого могут выступать: отсутствие доступные мест проведения досуга, отсутствие разнообразных мест проведения досуга, также не мало важную роль играет затруднение у трудоустройстве студентов очной и заочной формы обучения.

Заключение:


1. Проанализировав результаты анкетирования, была установлена следующая взаимосвязь. Во - первых, досуг студенческой молодёжи значительно отличается по следующим показателям: наличие денег, наличие семьи, наличие детей, возраст, наличие работы. 

2. Во-вторых, чем более старше студенты, тем более серьёзнее относятся они к организации своего свободного времени и наоборот чем младше студенты, тем более бесполезный у них досуг. Различие по половому признаку также присутствуют, но незначительные.

3. В-третьих, комплексный кризис, типичный для нынешней России, коммерциализация общественных взаимоотношений, потребительская форма действия, культивируемая Средствами Массовой Информации, воздействуют на ценностные ориентации студенческой молодёжи. Наше исследование закрепляет маневренность ценностных установок молодого поколения, определённую их неорганичность и двойственность.

4.В-четвёртых, в нынешней общественно - цивилизационных условиях молодёжный досуг предстает равно как социально осмысленная потребность. Общество заинтересовано в результативном применении использовании беспрепятственного временя провождения молодых людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. На сегодняшний день досуг становится более обширной областью жизнедеятельности молодёжи, где совершается реализация созидательного и духовного потенциала молодёжи и сообщества в целом.

5.В-пятых, молодёжный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, фиксирует, а во многом и закладывает в юном человеке (индивиде) такие привычки и умения, которые затем будут всецело предопределять его позицию к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы обуславливается, и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Одного поманят путешествовать, другого – рыбачить, третьего – лёгкие развлечения…

Библиографический список:

1. Азарова. Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодёжи. [Текст] / Р.Н. Азарова // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 27 — 32.
2. Асобина, Т.В. Влияние досуга на формирование стратегии жизни российской молодёжи. [Текст]: Дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Т.В. Асобина; [Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»]. — Ростов-на-Дону, 2015. — 160 с.
3. Ашрафуллина, Г. Ш. Культурно-досуговая деятельность спортивных центров как фактор формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому стилю жизни. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Г.Ш. Ашрафуллина; [Место защиты: Государственный гуманитарный. университет им. М.А. Шолохова]. — Москва, 2011. — 19 с.
4. Бессонова А.С.Досуг как неотъемлемая сфера жизни современного молодого человека. [Текст] / А.С.Бессонова // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — №6 (36). — С. 10 — 11. — ISSN 2304-2338.
5. Бинеева, Е.А. Особенности досуговой деятельности современной студенческой молодёжи. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Е.А. Бинеева; [Место защиты: Тюменский государственный нефтегазовый университет]. — Тюмень, Тюмень, 2012. — 24 с.
6. Гриненко О.Д. Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодёжи. [Текст] / О.Д.Гриненко // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — №5 (23). — С.10 — 13. — ISSN 2304-2338.
7. Игнатьева О.Л. Досуговая деятельность как важная составляющая эстетического воспитания студентов.[Электронный ресурс]./ О.Л.Игнатьева // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». — 2015. — № 7. — URL: http://human.snauka.ru/2015/07/10660 (дата обращения: 01.09.2015). — ISSN 2225-3157.
8. Краткий словарь по социологии. [Текст] / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. — Москва, 2010. — 244 с.
9. Кулимуллина, О.А.Формирование творческой направленности студенческой молодёжи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход. [Текст]: Автореф. дисс. ... д-ра. пед. наук: 13.00.05 / О.А. Кулимуллина; [Место защиты: Казанский государственный университет культуры и искусств]. — Казань, 2015. — 44 с.
10. Опарин Г.А. Досуг молодёжи. [Текст] / Г.А. Опарин // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — №193. — С.56 — 64. — ISSN 2308-0051.
11. Попова А.С. Сфера досуга молодёжи в современном мире. [Текст] / А.С. Попова // Международный научный журнал «Молодой учёный».— 2014. — №11. — С. 220 — 223. — ISSN 2072-0297.
12. Салтыкова В.Е.Свободное время в субъективных оценках молодёжи Хабаровского края. [Электронный ресурс].// Международный научный электронный журнал «Теория и практика общественного развития». — 2014. — №12. — С. 26 —29.— URL:http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/12/sociologiya/saltykova.pdf (дата обращения: 30.09.2015). — ISSN 1815-4964.
13. Трегубов, Б.А. Свободное время как фактор формирования личности студента. [Текст]: Дисс. ... канд. философ. наук. 09.00.02 / Б.А. Трегубов. Ленинград., 1983. — 249 с.
14. Устян, Д.К.Профилактика деструктивных явлений в досуговой деятельности молодёжи. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д.К. Устян; [Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена]. — Санкт – Петербург,2005. — 20 с.
15. Фазлиев, А.М.Этнокультурные ценности современных студентов (из опыта работы в казанском Университете). [Текст]: сборник материалов / А.М. Фазлиев / Всероссийской молодёжной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 27 — 28 октября 2014 г.) / отв. за вып. Д.Ю. Нархов. — Екатеринбург: УрФУ, 2014. C. 297 — 300. — ISBN 978-5-321-02405-8.
16. Фатов А.В. Контркультурные феномены в молодёжной среде - свидетельство деградации или движущая сила культурно-исторического процесса. [Текст] // Педагогические науки. — 2008. — № 4. — С. 107 — 111.
17. Фатов, А.В. Социальное воспитание студенческой молодёжи в культурно – досуговой деятельности. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / А.В. Фатов; [Место защиты: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова]. — Москва, 2007. — 24 с.
18. Хренов Н.А. Мифология досуга. – [Текст] Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. — 448 с.
19. Шарапова, Н.С.Социально-культурные условия формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодёжи средствами игровых технологий. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Н.С. Шарапова; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина»]. — Тамбов,2015. — 25 с.
20. Ярцев, А.А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Ярцев; [Место защиты: Волжская государственная инженерно-педагогическая академия]. — Нижний Новгород, 2004. — 24 с.




Рецензии:

22.12.2015, 8:48 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Статья производит двоякое впечатление. Во-первых, конечно, необходимо убрать из статьи разного рода бытовые выражения, и на это обязан был обратить внимание научный руководитель, речь идет о выражениях типа " анкетировании приняло участие 47 девушек и 33 парней". "Девушек, парней" это бытовой язык. Надо что ли было написать - "лиц женского и мужского пола" и таких выражений там много. Поэтому, конечно, текст надо бы вычитать. Во-вторых, когда идет перечисление, какие категории приняли участие в исследовании, то все возможные, то есть это очевидно. В-третьих, слишком усложнено начало статьи, не нужны все эти гипотезы и прочее. По мне, оставить только актуальность, цель и литобзор. В четвертых, совершенно не представлен анализ полученных данных, его нет. А между тем, автор собрал крайне интересные данные и думаю, что если их проанализировать, то есть поискать в них какие-то закономерности, то можно сделать весьма не очевидные выводы. Поэтому, имеется вторая сторона впечатления от статьи и она заключается в том, что работа есть, она проделана и она интересная. Исходя из сказанного, я бы рекомендовал доработать статью и опубликовать ее после доработки.

22.12.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Большое спасибо за рецензию данные замечания будут устранены!!

22.12.2015, 9:04 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна и в статье это вполне обосновывается. Приветствуется экспериментальный подход к изучению проблемы, высокий уровень самостоятельности для автора, не имеющего научного статуса. Считаю достаточно корректным подход и технологию экспериментального изучения проблемы, а также валидными полученные результаты как с практической, так и с теоретической позиции (хотя более глубокий анализ экспериментальных данных в перспективе даст возможность прийти к более фундаментальным теоретическим выводам). В то же время, имеют место смысловые неточности, касающиеся согласованности предмета исследования, его целей и гипотезы, а также ошибки и опечатки в тексте, типа: «в стране претерпевающая в некотором становление индивида», «склонны тяготеют к новейшим типам работы», «если грамотно и рационально подступать к своему свободному времени» и др.. Присутствует также ненаучный стиль изложения «А попробуйте-ка разыскать таких людей». В целом работа является перспективной, представляет научный интерес и после некоторой доработки может быть опубликована в журнале.
22.12.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Большое спасибо за рецензию и необходимые рекомендации к статье. Данные замечания будут устранены.

22.12.2015, 13:48 Зень Сергей Николаевич
Рецензия: Рецензия на работу Козина С.В. «Досуг современной студенческой молодежи» Работа студента Волгодонского института экономики, управления и права (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Козина С.В. «Досуг современной студенческой молодежи», подготовленная под научным руководствам заведующего кафедрой всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Калмыцкого государственного университета», доктора исторических наук, Кольцова П.М., выполнена на достаточно актуальную и значимую для развития современного общества тему. Проблема досуга молодежи весьма значима, отражает ценностную систему в действии современной молодежи, которая является самой перспективной социальной группой общества, показывает тенденции развития современной культуры. Замечания по работе: 1. В целом автор провел определенный анализ, прежде всего описание полученных данных относительно досуга современной студенческой молодежи одного из вузов г.Волгодонска. Однако такое исследование не является репрезентативным для всего студенчества Российской Федерации. Данный вид экстраполирования не уместен в данном контексте. Для этого необходимо более существенный объем и способ формирования выборочной совокупности. 2. Сам анализ полученных данных необходимо углубить, выявить при этом более существенные и глубинные связи. 3. Автор указывает, что провел исследование «учебное», что не является научным видом анкетного опроса. Такого вида опроса в современной социологии не выделяется. Необходимо уточнить, какой вид исследования и метод сбора информации использовался. 4. Необходимо подкорректировать стиль изложения, перейти с повествовательно-публисцистического стиля на строго научный, без таких выражений, как например: «А попробуйте-ка разыскать таких людей…», «А вот Гриненко О.Д. описывает…» и т.п.. 5. В работе встречаются стилистические погрешности и грамматические ошибки. Рекомендую работу Козина С.В. «Досуг современной студенческой молодежи» к публикации после исправления указанных недостатков. Доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь», кандидат социологических наук, доцент С.Н.Зень
22.12.2015 16:16 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Спасибо за рецензию. Были внесены поправки.

22.12.2015, 21:00 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Статья написана на очень актуальную тему. Проблема использования свободного времени молодёжью всегда волновала общественность, а сегодня тем более. Есть замечания касательно смысловых неточностей и грамматических ошибок. Требуется научное и литературное редактирование текста. Статья рекомендуется к публикации после устранения замечаний.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх