Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 31.12.2015. Последняя правка: 17.03.2016.

Совершенствование налогового контроля в условиях информатизации

Шамаева Анастасия Игоревна

нет

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Липецкий филиал

студент

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Липецкий филиал


Аннотация:
В статье раскрываются приоритетные направления совершенствования налогового контроля в условиях информатизации и компьютеризации в целях повышения его эффективности и достижения максимального увеличения налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации.


Abstract:
The article reveals the priorities of improving tax control in conditions of informatization and computerization in order to improve its efficiency and achieve maximum increase in tax revenues in the budgets of the Russian Federation.


Ключевые слова:
налоговый контроль; совершенствование системы электронной обработки данных.

Keywords:
tax control; improving the system of electronic data processing.


УДК 336.225.673

Под налоговым контролем, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. [1] Целю налогового контроля является обеспечение налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений законодательства о налогах и сборах.

Потребности государства в финансовых средствах с каждым годом возрастают. Это обуславливает необходимость исправного механизма сбора налогов. Для того, что бы этот механизм работал, необходима регулярная модернизация налогового контроля, которая позволит значительно увеличить поступления в бюджет государства, решит вопрос о компьютерной и технологической поддержке деятельности налоговых служб, а именно, компьютеризация, развитие систем и средств связи налоговых служб, применение типовых компьютерных сетей и корпоративных открытых информационных систем для оперативного учета, контроля и делопроизводства. Этим определяется актуальность данного исследования.

Целью данной статьи является изучение и теоретическое подтверждение сущности налогового контроля в условиях информатизации, перспектива формирования налогового контроля и пути ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо:

- описать проблемы и наметить тенденции дальнейшего развития налогового контроля в условиях информатизации и компьютеризации;

- рассмотреть достоинства и недостатки системы электронной обработки данных;

- разработать направления, направленные на повышение эффективности  использования налоговыми органами информационных технологий.

Одной из первостепенных задач, направленных на совершенствование налогового контроля, является переход к информационным технологиям, которые должны повысить уровень производительности в налоговых органах, что, в свою очередь, несомненно, скажется на эффективности их контрольной работы в сфере камеральных и выездных налоговых проверок.

Стоит отметить, что налоговый контроль выступает как одно из направлений финансового контроля, следовательно, с помощью налогового контроля государство может регулировать отношения в налоговой сфере. Можно сказать, что от реального размера поступления налоговых выплат зависит состояние национальной экономики, обороноспособность, социальное обеспечение и другое, так как основную часть бюджета государства составляют налоговые поступления.

Так же необходимо иметь в виду, что задачей социально-экономической политики страны является устройство действенной системы контроля за уплатой налоговых поступлений в бюджет. Любое государство стремится организовать налоговый контроль так, что бы он был нацелен не на выявление налоговых правонарушений, а, наоборот, на их предупреждение и устранение.

Так, предоставленные данные, которые содержатся в форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» за 2014 год, говорят о том, что по итогам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет поступило дополнительно начисленных платежей на сумму 188,5 млрд. рублей, что на 12,6%, или на 21 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Степень взыскания налоговых платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу, составил 57,9%, что на 3,3 п. п. выше, чем в 2013 году.

Сокращение сумм уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов свидетельствует о положительном направлении в контрольной работе. Так, за 2014 уменьшенные платежи по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов (с учетом восстановленных) уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,2% (с 78,3 млрд. руб. до 69,5 млрд. руб.), что, несомненно, указывает на улучшение качества проведения контрольных мероприятий и сборе достаточной  доказательственной базы по выявляемым правонарушениям, а так же о квалифицированном и профессиональном подходе по представлению интересов налоговых органов в суде. [3]

Так же одним из главных путей совершенствования налогового контроля, который позволит сделать его максимально прозрачным и открытым для налогоплательщиков, должно стать активное использование средств вычислительной техники, компьютерных программ обработки данных по налогоплательщикам. Компьютеризация налогового процесса даст возможность для создания большого диапазона налогоплательщиков с целью их контроля и учета и расширения поля образовательной и разъяснительной работы по вопросам, касающихся налогообложения.

На  этапе совершенствования информатизации, налоговая служба предлагает широкий спектр интернет-услуг, которые позволили налогоплательщикам через интернет-сайт Федеральной налоговой службы узнавать необходимую информацию, касающуюся всего, что связано с налоговым законодательством, образцами и формами документов, предоставляемых в налоговую службу, получение разъяснений по интересующим их вопросам и получение ответов, относящихся к различным сферам законодательства о налогах. Среди посетителей сайта, наибольшей популярностью пользуются  сервисы «Узнай свой ИНН» и  «Личный кабинет налогоплательщика». Выполняются работы по усовершенствованию услуги пользования «Личным кабинетом налогоплательщика», в котором любое физическое или  юридическое лицо после авторизации сможет получить в полном объеме необходимую  информацию  о налогооблагаемой  имущественной базе, начислениях налога, осуществленных платежах и учтенных льготах, а так  же оплатить налоги через терминалы, банкоматы  и платежные системы, пользуясь электронными  деньгами.

Важно отметить, что для того, что бы были благополучно проведены работы по администрированию налогов, обеспечены поступления в бюджет и проведены проверки, которые бы обеспечивали результат, ФНС России приходится обрабатывать колоссальный массивов информации. Осуществление работы по переработке постоянно возрастающего объема информации, а также формирование отчетов в форматах, утвержденных ФНС России, достигается за счет использования современных программных обеспечений, таких как:

- автоматизированная информационная система «Налог»;

- электронная обработка данных;

- система "Контур-Экстерн";

- программный комплекс "Такском-Спринтер".

В настоящее время основной перспективной программой для территориальных инспекций является система электронной обработки данных (ЭОД). Так, для решения различных задач, которые заслуживают внимания налоговых органов в процессе планирования выездного налогового контроля, используются различные режимы системы ЭОД.

Система ЭОД построена в соответствии со следующими направлениями:

- создание исходного перечня налогоплательщиков по различным категориям отбора с целью включения их в план проведения выездных налоговых проверок;

- формулирование расчетных значений экспертных оценок, определяющих вероятность выявления у предоставленного объекта налоговых нарушений;

- контроль логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, важными для исчисления налоговой базы. [2]

Для обеспечения информационной базы местного уровня, а также доступа к ней в качестве пользователей всем подразделениям налогового органа, необходимы сведения о налогоплательщиках, налоговых начислениях и платежах, которые находятся в системе ЭОД.  Переход на ЭОД дает возможность разработать всеобъемлющее хранилище информации по всем направлениям деятельности налоговой инспекции местного уровня. Информация, поступающая от налогоплательщиков и от внешних организаций постоянно обновляется. Для того, что бы информация, находящаяся в базе данных, всегда была актуальной, для внесения поправок и комплектации документов, предназначенных для печати и последующей рассылки плательщикам, в системе ЭОД применяются специальные программы – технологические процессы, отличительной чертой которых является обязательность и периодичность их выполнения, а также осуществление пакетной обработки данных.

В современных условиях создание прочной базы для оперативного, перспективного анализа, а так же для прогноза функционирования по любым направлениям деятельности местной инспекции, для определения не только отдельных фактов, но и для прогноза тенденции, необходимо наличие информации, изложенной выше.

Для улучшения  собираемости налогов и платежей, используется широкое повсеместное введение безбумажной информационной технологии при содействии с налогоплательщиками и другими ведомствами. Эта цель реализуется за счет того, что деятельность сотрудников территориальных органов будет сосредоточена на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют личных встреч с налогоплательщиками, а так же за счет повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок.

Если говорить о надежности и бесперебойной работе данной системы, то, безусловно, высокая степень информатизации предполагает высокую точность работы системы ЭОД, так как от нее полностью функционально зависят все подразделения инспекции (остановка эксплуатации системы ЭОД фактически парализует деятельность всех подразделений). Такой подход нарушает традиционное ранжирование подразделений налогового органа по степени своей функциональной важности. Высокий уровень защиты система ЭОД, в сущности, ставит подразделения ввода данных, эксплуатации системы, администрирования системы и сети, системного и технического обеспечения к основным функциональным службам налогового органа.  Повышение эффективности работы организации подразделения ввода данных будет достигаться за счет постоянного информационного потока в систему ЭОД и максимальной актуальности информации в базе данных. Не менее важно организовать эффективную работу в подразделении эксплуатации системы, поскольку оно полностью отвечает за эксплуатацию задач системы ЭОД и обучение ее пользователей, а также в подразделениях, выполняющих функции администрирования системы и сети, работа которых гарантирует надежность эксплуатации системы ЭОД. Несомненно, что достоинством данной системы ЭОД, ввиду большого объема и разнообразия вводимой информации, является получение необходимой выборки, отчетности в ускоренные сроки.

Несмотря на то, что на сегодняшний день, уровень информатизации налоговых органов находится на достаточно высоком уровне, степень применения информационных технологий в процессе осуществления налогового контроля все же недостаточно высока, так как в полной мере автоматизированы лишь камеральные проверки, процедура же планирования и сопровождения выездного налогового контроля фактически не автоматизирована. Так же отчетность, поступающая по телекоммуникационным каналом связи организациями и индивидуальными предпринимателями организована не слишком упорядочено. Это существенно усложняет работу проверяющих, требует отвлечения работников на дополнительный ввод информации, приводит к ошибкам, а иногда и потере данных. Для того, что бы сократить количество ошибок, упростить и качественно улучшить работу самих налоговых органов, необходимо использование и совершенствование информационных технологий.

Целенаправленное и постепенное внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное функционирование процессов электронной обработки данных и массовый переход налогоплательщиков на предоставление информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что даст возможность построить эффективную информационную модель налогового администрирования, определять для каждого налогоплательщика объем информации, необходимой для контроля за соблюдением им налогового законодательства. [4]

В соответствии с вышеизложенным, можно выделить следующие приоритетные направления по совершенствованию налогового контроля и повышению эффективности степени внедрения информационных технологий  в налоговый контроль:

1) взаимосвязь мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов. Присутствие квалифицированного кадрового состава, постоянное переобучение сотрудников налоговых инспекций новым методам работы в компьютеризированной среде, а также разработка специальной программы по работе с налогоплательщиками, включающая в себя организацию консультаций, проведение семинаров и др., будет способствовать увеличению сдачи в налоговые органы документов в электронном виде. Как правило,  налоговая служба на современном этапе развития должна быть нацелена, помимо контроля, на оказание услуг налогоплательщикам, т. е. помогать исчислять и уплачивать налоги, а затем уже заниматься недисциплинированными налогоплательщиками. Таким образом, сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками должны тщательно отбираться, так как они обязаны быть не только профессионалами, но и коммуникабельными, доброжелательными работниками.

 2) необходимость улучшения программного обеспечения процедуры самой камеральной проверки и дальнейшего выбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Данное направление вместе с теми программно-информационными комплексами, которые будут использованы налоговыми органами, позволят проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и на основе полученных данных формировать список налогоплательщиков, подлежащих проведению выездных налоговых проверок. Реклама: Usedautobank.com - Автомобильный аукцион - Ведущий экспортёр подержанных автомобилей, авто после ДТП и автозапчастей.

 3) применение перспективных автоматизированных способов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок. Этот метод будет способствовать рационализации и повышению результативности производительности налоговых органов, что непосредственно повлияет на сбор налогов, сокращение размеров потерь бюджета, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.

Таким образом, применяя данные меры в совокупности, будут достигнуты те  задачи и цели, которые стоят перед налоговыми органами по достижению совершенствования налогового контроля в условиях информатизации и компьютеризации.

Библиографический список:

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.11.2015), "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
2. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник для бакалавров/ Е.В. Ордынская; под ред. Л.С. Кириной. М.: Издательство Юрайт, 2014.406 с.
3.Федеральная налоговая служба. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения 23.11.2015).
4. Хашева З.М., Серпков Ю.В. Внедрение передовых информационных технологий в налоговых органах России / З.М. Хашева, Ю.Ы. Серпков / Научный вестник Южного института менеджмента. 2014. № 1. С.86–91.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх