Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 28.12.2015. Последняя правка: 27.12.2015.

«Музыкальное» как универсальная эстетическая категория

Цицкишвили Миранда Захариевна

бакалавр

Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

студент

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых


Аннотация:
Музыка является важной частью нашей жизни. Ее развитие, как и восприятие, зависят от эпохи пребывания. Проблема заключается в том, что значение музыки неоднозначно, и для ее решения необходимо знать, как понимали музыку в процессе исторического развития общества. Необходимо определить истинное значении музыкальной эстетики в жизни общества.


Abstract:
Music is an important part of our lives. Its development, as well as the perception depend on the age of your stay. The problem is that the value of music is ambiguous, and to solve it is necessary to know how to understand music in the process of historical development of society. It is necessary to determine the true value of musical esthetics in society.


Ключевые слова:
музыка; философия музыки; музыкальная эстетика; музыкальное воспитание; этос музыки.

Keywords:
music; philosophy of music; musical aesthetics; music education; ethos of music.


УДК 18
Философия музыки – это тема, которая основывается на понимании философии и музыкальной эстетики. Любая из научных дисциплин, которая выбирает своим предметом изучения музыку, использует свой собственный подход к приемам и средствам исследования и разрабатывает свой круг проблем соответствующий профилю дисциплины.

Философский подход к музыке использует научные исследования, в которых большую роль играют вопросы, касающиеся смысловой основы музыки, ее сущности, специфики и т.д. Следует отметить то, что философский  подход выделяет основные черты и закономерности, логику развития музыкальной культуры и музыки и выражает разнообразие феноменов общественного бытия.

Актуальность данной темы выражается тем, что музыка – это один из древнейших видов искусства, который ежедневно сопровождает нас, оказывая непосредственное влияние на настроение, мировоззрение, познание и состояние души в целом.

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать философское обоснование ценности музыки, как способа взаимодействия человека с миром, опираясь на некоторые знания в области философии, эстетики, аксиологии, гносеологии, культурологи, музыкознания и искусства.

В соответствии с темой и целью были определены следующие задачи:

- изучить статус музыки

- дать обоснование сущности музыки  

- раскрыть ценность музыки и способы ее взаимодействия с человеком и миром, на основе музыкального функционирования

- определить и обосновать некоторые понятия философии музыки и музыкальной эстетики

Для написания эссе были использованы разные источники: учебные пособия, философская литература и научные статьи. Данная литература раскрывает сущность понятий, которые изложены в задачах, объясняет актуальность данной проблемы и поиск решений проблематики.

Выдающимися философами музыки были: Августин Аврелий, Северин Боэций, Б.В. Асафьев, Иммануил Кант, Ганс Генрих Эггебрехт, Конфуций, Пифагор, Платон.

Меня заинтересовала работа Галины Коломиец «Музыкальное как универсальная эстетическая категория», которую она представила на конгрессе в Афинах в 2013г. Я считаю, что она довольно ясно раскрыла данную тему, так как это не единственная ее работа, связанная с философией музыки. Мною также была просмотрена диссертация Галины Коломиец о «Концепции ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром». В ее работах просматривается большой уклон на древнюю философию о музыкознании.

Современная философия музыки руководствуется историей, культурой, феноменологией и социологией музыкального развития, проблема которых связана с эстетикой, музыкознанием и аксиологической мыслью о музыке. Методы постижения музыкального бытия выделяют музыку, как самодостаточную субстанцию и раскрывают ее, как способ взаимодействия человека с миром.

В эстетике и искусствознании музыка воспринимается как вид искусства, общественное коммуникативное явление. В начале XX в. академик Б.В. Асафьев высказал мысль о том, что музыка, по своей глубинной сущности, обладает энергией «звучащего вещества»[1, с.241].

В древних философских системах эстетическая категория «музыкальное» имела гораздо большее значение, чем просто умение петь и играть на музыкальных инструментах. В античной философии музыка  как наука и искусство приобрела особый статус, так как в ней видели не только социальную, но и космоцентрическую значимость. Как утверждали  пифагорейцы: «все есть число», отмечая при этом и связь музыки с гармонией космических сфер.

Относительная самостоятельность истории музыки заключается в том, что в любую эпоху на музыкальное творчество непосредственное влияние оказывали другие виды искусства. Смена музыкальных эпох может запаздывать или опережать смену соответствующих способов материального производства. Также каждый исторический этап развития музыки имеет как переходящее, так и самоценное развитие.

В эстетической истории музыки можно выделить три основных этапа развития, которые имеют типологическое сходство концепций, связанные либо с общими формами бытования, либо с близостью социальных предпосылок. Первая группа возникла в культуре рабовладельческих и феодальных обществах, в которых музыкальная деятельность была связана  с прикладными функциями, т.е. ремесленной деятельностью. Эстетика музыки древности и средневековья не выделялась из других сфер деятельности и искусства. Музыка не являлась отдельной сферой мысли, но имела аксиологические проблемы, связанные с вопросом о воздействии музыки на человека, и онтологические, которые основывались на понимании неизменного миропорядка.

Второй группе был характерен период XIV-XVIII вв., когда эстетика музыки опирались на музыкально-теоретические вопросы. Здесь у музыки уже появляется самостоятельное значение в обществе. В XIV-XVI вв. выдвигалась проблема преемственности и обновления композиции. В XVII-XVIII вв. эти темы и идеи эстетической музыки получили новую философскую подоснову, сформированную рационалистическими и просветительскими концепциями. На первый план вышла гносеологическая проблематика - учение о подражательной природе и аффективном действии музыки.

Революционные потрясения конца XVIII в. привели к образованию третей группы, которая сейчас существует в модифицированном виде, в рамках буржуазной идеологии. К имевшимся философским и музыковедческим направлениям добавляется и композиторская деятельность. При этом наблюдается четкое распределение проблематики и методологии. Гносеологическая проблематика была переосмыслена под влиянием опыта. Содержание музыки освободилось от прикладного использования и от зависимости к слову, но стало особой проблемой. С течением времени, к обогащенной признанием значения музыке, стали добавляться социологические проблемы, которые затрагивали отношения композитора и слушателя.

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Восходящая к Конфуцию и Пифагору, концепция врачевания, посредством музыки, со временем перерождается в совокупность идей о музыкальном воспитании и этосе музыки (свойства элементов музыки, которое соответствует телесным и духовным качествам человека). Широкая аллегория музыкального этоса уподобляет общество и человека звуковой системе и инструменту. Онтологический аспект этой аллегории, которая основана на понимании неизменного миропорядка, выявляется в идее 3 согласующих «музык», восходящей к Пифагору: небесной или мировой музыке - «musicа mundana», человеческой музыке или гармонии человека - «musica humana», звучащей музыке: инструментальной или вокальной - «musica instrumentalis». 

Философия музыки Платона возникла на базе пифагорейских учений о космологии и связи человека с миром. Он утверждал, что: «человек мудрый и добродетельный кажется поистине музыкальным, потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или еще какого-нибудь музыкального инструмента, а из самой жизни, согласовав в себе самом с делами…»[4]. Следовательно, «музыкальным» можно назвать того человека, у которого все дела идут ладно и он живет в согласованности с красотой, добром, мудростью и истиной. Уже в античности знали о силе воздействия музыки на душевное состояние человека, поэтому Платон, как и Аристотель, выступал за создание и установление регламента музыкального воспитания, распространенного не только на музыку и песни, но и на поэзию. Это было, своего рода, введение некой цензуры, которая могла бы контролировать смысл произведения, влияющий на ум, состояние и поведение общества.

В Древнем Китае музыка являлась не только видом искусства, но и регулятором образа жизни общества. Также считалось, что она имеет магическую силу воздействия, что обуславливается ее связью с «великим началом» Дао. В книге Конфуция «Ли Цзы» есть «Записки о музыке», в которых говорится о музыке мирового Дао – мелодии души и духа. Древнекитайская мысль о музыкальной гармонии является вездесущей и всепроникаемой.

Философия музыки в древнем Китае является движущей основой бытия, формирующей образ жизни. В ней выражается сущность мира, гармония неба и замли, порядок мироздания, согласованность инь и янь. Она является регулятором жизни и ценностей человека.

«Музыка – субстанция и способ взаимодействия человека с миром» - такое утверждение можно сделать, если опираться на исследования античной и древневосточной философской мысли о музыке. С одной стороны она является необходимым для человека искусством, которое формирует образ жизни, а с другой – это акустическая (божественная) субстанция, которая заключает в себе законы гармонии мира и способ его познания.

В средневековье европейские философы уже начинают трактовать музыку не как искусство, а как науку. Считалось, что подлинная музыка та, которая основана на науке числовых отношений, создается по правилам гармонии, благозвучие, имеющего математические закономерности. Августин Аврелий выделял сущность музыки, истоком которой являлось божественное начало,  говоря что «музыка есть ритм»[2, с.511], классифицируя типы музыкальных ритмов, пронизывающих формы человеческого и космического бытия.  

Особое место музыка занимает в  эстетике XIX-XXI вв. Теперь она необходима человеку, для того, чтобы почувствовать жизненный процесс, ведь этот вид искусства приближает к вечному и бесконечному, так как насчитывает не одно тысячелетие и будет продолжать развиваться. Так Ф. Ницше, рассматривая рождение греческой трагедии из духа музыки, замечает, что  «только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности. Мы верим в вечную жизнь ! –  так восклицает трагедия, между тем как музыка есть непосредственная идея этой жизни»[3, с.73]. Символическое выражение эстетики жизни Ницше видел в двух противоположных мироощущениях, прорывающихся из самой природы. В этот период времени рождаются новые виды (направления) музыки, знаменитые деятели музыкального искусства. Сейчас трудно даже представить себе молодое поколение без наушников, MP3-плееров и других музыковоспроизводящих атрибутов. В сопровождении музыки чувствуешь себя не так одиноко и задумываешься не только о словах в песне, но и о своей жизни.

В ходе своей истории прослеживается связь музыки с числом, космосом, этосом, мифом, игрой, аффектами, обрядами и ритуалами. Философ представляет музыку в картине мира, как предмет логики; видит в ней метафизический смысл и феномен. Природа музыки такова, что эстетическая энергия и материя позволяют рассматривать музыку в контексте гуманитарного и естественнонаучного знания, при этом звуковое тело музыки может быть «пристегнуто» к той или иной идеологии.

Как видим, музыка эволюционирует вместе с человеком. Она может присутствовать в любом феномене эстетической ценности. Выходит, что музыка везде, где есть жизнь. Даже в лесу не обходится без мелодии, которые напевают птицы. Можно говорить что и живопись является цветомузыкой, а архитектура – это застывшая музыка.

Музыкальному искусству известны понятия: мелодия, лад, ритм, гармония, длительность, пауза, повтор, цикличность, диспропорция, симметрия и асимметрия, квадратные и другие структуры, которые являются  общими для эстетики как философской науки. Музыкальное имеет отношение к пространству и времени, а отличается ритмом. Поэтому эстетическое начало музыки обусловлено ритмами слышимыми и неслышимыми, судящими и оценивающими. Музыкальное мы познаем в природе и в жизни, в искусстве и культуре.

Относительная самостоятельность истории музыки заключается в том, что, во-первых, смена музыкальных эпох может запаздывать или опережать смену соответствующих способов материального производства.  Во-вторых, каждый исторический этап имеет особое значение: совершенные сочинения, созданные согласно принципам музыкознания определённой эпохи, не теряют и в другое время своей ценности, хотя сами лежащие в их основе принципы могут устареть в процессе последующего развития музыкального  искусства. В-третьих,  в каждую эпоху на музыкальное творчество влияют другие виды искусства.

В заключение хотелось бы отметить, что философия музыки указывает на достойное место категории музыкальное в системе эстетических ценностей. Музыкальное как эстетическая категория и понятие человека музыкального в контексте философии как способе познания и образа жизни - задача инновационного подхода в проблемно-предметном поле эстетики.

Значение философии музыки состоит, в частности, еще и в том, что она - одна из немногих, если не единственная в этом роде, отраслей, которая «напоминает» и учит пониманию природы и смысла музыки, ее «идеи» и социокультурного предназначения.

В своей работе я рассматривала ценность и значимость не только философии музыки, но и музыки и музыкальности в целом. С древнейших времен данной тематике уделялось много внимания, так как музыка сопровождает нас ежедневно не только в форме набора звуков и ритмов, также она привлекает тем, что с течением времени ей свойственно меняться.

При написании статьи я узнала для себя много нового об истории философии музыки и о размышлениях различных философов по поводу данной проблематики. Прочитав несколько работ Галины Коломиец, я не могу не отметить ее обширные знания в этой сфере, так как она затрагивает множество различных произведений и работ, которые легли в основу моей статьи. Для себя, как человека, занимающегося танцами и постоянно затрагивающего музыку, я сделала такой вывод:

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Ее способности затрагивать наши эмоции, интеллект и психологию, напрямую подтверждают, что музыка оказывает на нас непосредственное влияние. Зачастую, от нашего настроения и состояния зависит, что мы будем слушать. Не будем забывать и о том, что музыка прекрасно дополняет различные сферы деятельности и искусства: как говорится «вперед и с песней» или «с музыкой веселее». Любое дело лучше складывается, если сопровождается музыкой, которая всегда с нами в душе и разуме. Не обязательно, что она должна быть придумана кем-то для нас, мы и сами можем для себя создать что-то музыкальное. Более всего музыка ладит с другим видом искусства – танцевальным. Идеальное сочетание двух сфер чего-то прекрасного и душевного. Великолепие взаимодействия не может оставлять равнодушными, когда танец и музыка в совершенстве дополняют друг друга. Ведь танец может раскрыть всю полноту значения и понимания музыки. В этом случае мы можем не только слышать, но и видеть, а так как задействовано два органа чувств, нам будет легче понять, осознать и осмыслить суть произведения. Так как я профессионально занимаюсь танцами, я могу сказать, что в моей сфере в большей степени все зависит от музыки. С нее все начинается: либо под идею подбирается мелодия, либо под мелодию идея, после чего уже идет «обыгровка» движениями. Музыка, как и танец, - удивительное мимолетное мгновение.

В рамках этой работы были разобраны поставленные задачи о сущности и ценности музыки для человека, их взаимодействии и неразрывной связи с реальным музыкальным искусством. Также были определены и обоснованы некоторые понятия философии музыки.

Библиографический список:

1. Коломиец Г.Г. «Ценность музыки: философский аспект».- Оренбург: ОГУ 2006; Издание 2-ое,3-е,4-ое: Москва,URSS, 2007, 2009,2012. 241с. Всего 534с.
2. Коломиец Г.Г. «Концепции ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром». - Оренбург: ОГУ 2009; 511с. Всего 575с.
3. Ницше Фр. Рождение трагедии из духа музыки. - Москва, АСТ,2004. – 73с. Всего 224с.
4. Платон. Законы. Государство; Аристотель. Политика. http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt




Рецензии:

28.12.2015, 17:43 Ковалева Светлана Викторовна
Рецензия: Невозможно согласиться с тем, что музыка - это субстанция. В переводе с латинского понятие "субстанция" означает сущность, лежащая в основе, то есть нечто вечное, неизменное, постоянное. Сущность музыки в ее динамизме, текучести, то есть качествах, которые противоречат пониманию музыки как субстанции. В работе прослеживается "ссылка на авторитет", который не подвергается сомнению, критическому анализу (имеется в виду работы Коломиец). Если автор цитируемой монографии утверждает, что музыка - субстанция, следовательно, это истина в последней инстанции. Существует диалогическая концепция музыки М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, авторов, которые обоснованно высказывали мысль о том, что ценность музыки в ее онтологическом раскрытии одной личности навстречу другой, в согласовании противоречий (Я и Другой). В контексте представленной работы смысл диалогичности музыки, как единственного вида искусства, ориентированного на межличностную гармонию, очевиден. У Р.М. Рильке есть стихотворение, посвященное музыке, которое начинается словами: "Музыка - статуй дыханье...". Дыхание - понятие, которое противоречит слову "субстанция". Считаю необходимым убрать ссылки на Г.Г. Коломиец и добавить представления М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, которые более соответствуют авторскому смыслу понимания музыки. В целом, статья интересна и познавательна.

28.12.2015, 20:30 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья нацелена на философскую характеристику музыкального вида искусства, как важного компонента духовно-культурной жизни людей. Автор искала и выразила множество характеристик этого явления, стремясь к их предельной максимизации. Ссылки сделаны на одного из современных исследователей, содавая впечатление того, что их стало меньше. Уже это одно ослабляет аналитические показания автра статьи в пользу популяризационного изложения учебного материала. Между тем, научная статья должна обращаться к множеству нынешних исследователей взятого вопроса, хоть как-то ориентироваться среди несовпадающих мнений. Статью следует доработать при таких замечаниях. 1) Фамилии философов музыки стоит приводить в последовательности их рождения, жизни. 2) Нужно серьезнее разобраться в относительных позициях философии и науки; в чем разница их подходов к музыке? 3) Почему скрыто предшествование пения птиц пению людей: кто кого соблазнил этим? 4) Почему скрыта дифференцированность занятия и демонстрация музыки на "народный" вариант и "профессиональный", неужели изначальное действие профессионалов для политиков и состоятельных лиц помеха? 5) Излишни откровения о том, чем тема привлекла автора.6) Статью следует завершить указаниями не на сделанное, а на полученные новые для философии или науки положения.

29.12.2015 1:01 Ответ на рецензию автора Цицкишвили Миранда Захариевна:
Это не столько статья, сколько эссе, основанное на работе Галины Коломиец. Я приму ваши замечания к сведению во время доработки и добавлю мнения других исследователей по данной теме

13.01.2016, 22:52 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Само содержание интересно. привлекает увлечённость автора выбранной темой. Однако необходимо привести текст в соответствие с квалификационными требования к научным статьям - а в данном журнале публикуются именно научные статьи. 1. Почистить стиль: убрать все эссеизмы, посмотреть согласования падежей внутри предложений. 2. Начать статью с актуальности, где ответить на вопрос о значимости вашей проблемы. 3. Четко прописать цель. 4. Соотнести в конце цель с результатами, которые вы получили. после доработки работа может быть рекомендована к публикации. Понятие субстанции можно оставить для другой статьи, если вы соберетесь рассматривать музыку не в контексте исторического развития общества, а как социокультурный феномен



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх