Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 13.01.2016. Последняя правка: 12.01.2016.
Просмотров - 2557

Перестройка учебно-воспитательной работы в школах Карелии в период с конца 50-х - середины 60-х гг. XX века

Войткевичене Наталья Владимировна

Институт педагогики и психологии

студент

Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, Петрозаводский государственный университет, институт педагогики и психологии, кафедра технологического образования


Аннотация:
В статье говорится о сфере образования на каждом конкретном отрезке времени. Развитие общеобразовательной школы всегда определялось как меняющимися потребностями общества, так и политикой государства, проводившееся в сфере образования. Автор говорит о том, что общеобразовательная школа претерпевала изменения и нуждается в реформировании и в настоящее время. Многие педагоги и ученые в 50 -х- середины- середины 60-х гг. XX века размышляют на эту тему. Вопросы системы образования рассматривались в основном в рамках более широких объектов и преимущественно в институциональном отношении.


Abstract:
In article it is spoken about education at every specific time interval. The development of a comprehensive school is always determined as the changing needs of society and state policy conducted in the field of education. The author suggests that secondary school was changed and needs to be reformed and at the present time. Many teachers and scientists in the 50s - mid - mid 60-ies of XX century thinking on this topic. The issues of the education system was mostly considered as part of the broader objects and mainly in institutional terms.


Ключевые слова:
перестройка; учебно-воспитательная работа; перестройки в общеобразовательной системе; развитие; общеобразовательной школы.

Keywords:
estructuring; educational work; estructuring in the General education system; development; comprehensive school.


УДК 1174

Одно из главных мест в политике государства занимает образование.

Народное образование - это важная сфера развития личности, его воспитания и поддержания общественно необходимого уровня культуры. Важным путем получения общего образования - это обучение в общеобразовательной школе, где учащиеся изучают основы наук, которые необходимы человеку для понимания многих явлений природы и общества, учатся совместной работе,получают основные знания для дальнейшего профессионального обучения. Развитие общеобразовательной школы опиралось на изменения потребности общества, политической основы государства, проводившееся в сфере образования.

Преобразования в общеобразовательной сфере производилось по частями каждого поворота во внутренней жизни страны . С точки зрения современных потребностей общества, возникает потребность к изучению исторического опыта в сфере образования не только в России в целом, но и в отдельных регионах.

На протяжении всего ХХ века общеобразовательная школа терпела изменения и нуждается внепосредственном реформировании и в наше время время. При проведении реформ общеобразовательной школы учитывался опыт реформы 1958 года. Нельзя не отметить того, что эта рефома дала огромный толчок дальнейшим изменениям в работе системы образования.

Большинство научных работ о реформе образования 1958 года являются статьи и диссертации. Вопросы системы образования рассматривались в рамках более широких объектов и преимущественно в институциональном отношении: ведущая роль отводилась вопросам организации управления и учебно-воспитательного процесса, правительственной политики содержания образования. Рассмотрение данной темы в таком ключе характерно для историографии советского периода.

Так в 60-е гг. вышли в свет две фундаментальные работы Шабалова С. М. «Политехническое обучение»[5] и Шаповаленко С. Г. «Политехническое образование в советской школе на современном этапе»[6], в которых раскрыта основная идея реформы и подведены первые итоги. Многие работы советских исследователей более позднего периода представляют интерес с точки зрения рассмотрения вопроса государственной политики в области образования, например работы Дайча З. Г., Анайкиной Л. И.[1].

В 90- гг. XX века появляются работы, затрагивающие различные аспекты данной реформы, в основной характерные для системы образования того периода.

Среди исследований по истории образования в Карелии хочется отметить работы Кондратьева В. Г Илюхи О. П, Вавулинской [3]. Наибольший интерес представляет для нас исследование. Кондратьева В. Г Очерки по истории народного образования Карелии XVII-XXI веков, работа является обобщающим трудом, прослеживается преемственность в развитии образования, глава посвященная развитию послевоенной системы образования(анализ состояния , статистические данные, роль педагогов в реализации реформы в Карелии).

На проходившем в 1958 г. XXI съезде КПСС были расмотрены важнейшие мероприятия в сфере народного образования, расширение культурных учреждений и создание больших возможностей для удовлетворения культурных и материальных потребностей советских людей, подготовки высшей кадров квалификации для всех отраслей народного хозяйства Реформа предусматривала введение общего обязательного 8-летнего образования. В школах срок обучения увеличивался с 10 до 11 лет, в 9 -11 классах в учебном плане (до 1966г) вводилось производственное обучение. Перспективными типами школ считались школы-интернаты, школы продленного дня, специальные школы для особо одаренных детей[5].Основа перестройки заключалась в том,что бы учеников с первых лет в школе приучить к общественно полезному труду.

В соответствии с новым Законом о школе в 1958 году была начата подготовка школ к перестройке, главным образом это касалось учебно-воспитательной работы. Согласно Тезисам «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», среднее образование разделялось на 2 этапа. В 1961/62 гг. 116 тысяч учащихся обучались в 783 общеобразовательных школах Карелии . В городах и поселках было создано 82 одиннадцатилетних и 97 восьмилетних средних политехнических школ с производственным обучением. Работало 9 школ- интернатов, в которых обучалось больше 5 тысяч учащихся. Первым этапом среднего образования являлась обязательная восьмилетняя школа, создаваемая вместо уже существующей семилетней школы. Реорганизация семилетних школ в восьмилетние происходило медленно.

Так на 1965/66 гг.учебный год в школах Карелии процесс перехода на восьмилетнее обучение не был завершен. За летний период часть учащихся выбыли из школ, не окончив 8 классов. Некоторые подростки вообще не работали и не учились. Для улучшения ситуации в школах Карелии в рамках реализации данного положения закона в школах создаются группы продленного дня. Из отчета Петрозаводского гороно за 1959/1960 учебный год следует, что в школах города было организовано 22 группы продленного дня в 9-ой школе для групп продленного дня были созданы необходимые условия, чтобы учащиеся могли приготовить уроки, отдохнуть, совершить прогулки.В связи с тем, что учащиеся большую часть дня находились в школе, обеспечение горячим питанием было организовано в 11 школах города( 4, 5, 6, 7, 8, 11, 22, 25, 26, 30). Детская комиссия при исполкоме горсовета занималась трудоустройством подростков. На втором этапе обучения получали полное среднее образование. В 1962/ 63 учебном году было запланировано преобразование средних школ в одиннадцатилетние по всей Карелии. В конце сентябре1963 года состояние обучения в школах рассматривалось на Комиссии по народному образованию и культуре Верховного Совета РСФСР.Эта комиссия выявила большие недостатки в данном деле и приняла решение вернуться к десятилетней школе с производственным обучением. Все материалы по рассматриваемому вопросу Комиссия направила в ЦК КПСС, который изучал ход реализации улучшения высшей школы и работы общеобразовательной .

Первым результатом данной работы - постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР , утверженный в средней школе двухлетний срок обучения на базе восьмилетней школы. Средняя общеобразовательная школа снова стала десятилетней. Таким образом, через 2 года после принятого закона ,обнаружились серьезные просчеты проводенной реформы. На школе негативно сказывалась та спешка, с которой разворачивалась сеть средних школ . Реорганизация десятилетних школ в одиннадцатилетние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением проходила несовсем быстрыми и стремительными темпами. Переобразование средних школ была окончательно завершена в 1963-1964 годах.

Во многих школах учащиеся старших классов проходили производственную практику на предприятиях, леспромхозах и в совхозах . Шефскими предприятиями совместно с педагогическими коллективами проводилась воспитательная работа с учащимися, комсомольские организации предприятий проводили с учениками туристические походы, участвовали в пионерских сборах, проводили уроки трудовой славы. Помогали шефы и в хозяйственных вопросах школ. Из-за недостатка и почти отсутствия рабочих мест на предприятиях множество учащихся выполняли случайные работы, а иногда вообще не были заняты работой в часы производственного обучения. Это объяснялось тем,что,к сожалению, существовала очень слабая связь труда с содержанием общего образования.

Огромное внимание уделялось повышению уровня квалификации педагогогов учебных завадений, возрастала и роль воспитательной работы учителей. С новыми задачами, которые стояли перед школами, изменялась и сама методика преподавания предметов. Главный акцент делался на самостоятельную работу учеников, осуществлялся индивидуальный подход ко всем учащимся,умение применятьполученные теоретические знания на практике .

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров ССС от 8 октября 1959 г «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» на городские и районные секции учителей история обсуждались пути реализации поставленных перед учителями задач. Так при уменьшении количества часов по истории древнего мира. Профессиональная подготовка учительских кадров приобретает качественно новый характер. Увеличивается число учителей с высшим образованием.Активно велась подготовка учителей по новым программам на базе средних и высших учебных заведений, институт усовершенствования учителей проводил 3-4 недельные летние курсы.

Для обмена опытом при школах существовали группы передового опыта, а так же существовали школы передового опыта. В 1961/62 году в школах Петрозаводска работало 14 таких школ и 82 группы, где училось передовому опыту 411 учителей. Школы передового опыта существовали по всей Карелии. Олонецкая школа-интернат (И. П. Кузьмин), Вилговская школа ( М. А. Гринина), 29-я школа (Т. Ф. Сепсяков), 9-я школа( И. С. Фрадков), 8-я (Ганжиков А. Ф.) , М. О. Севандер.Наиболее важнейщими проблемами, с которыми пришлось столкнуться – это нехватка квалифицированных кадров среди учителей и плохое обеспечение материально-технической базы в школах.

На начало 1965/66 учебного года в республике насчитывалось 811 школ( 722 –дневных, 89- вечерних), 157, 4 тысяч учащихся. Возникала необходимость строительства новых школ, многие школы работали в несколько смен (1 смена – начальная и сельские). 18-школ города- 2 смены, 8 – в 3 ремонт школ и оборудование школьных кабинетов затягивается; привлечение шефов к оказанию помощи в учебном оборудование и проведение ремонта. Укрепление шефских связей во вопросам воспитания учащихся.Обмен педагогическим опытом, переподготовка учителей по новым программам не значительно улучшили ситуацию степени обученности учащихся.

Несмотря на многие недостатки, ускоренный темп проводимой реформы именно в конце 50-х годов и были заложены основы советского образования второй половины XX века. Будущее развитие производственных сил, повышение общей культуры народа привело к совершенствованию общеобразовательной школы, что привело к улучшение подготовки их к общественно - полезному труду, значительному повышению качества знаний учащихся

Историческая задача к 1970 году -перехода к среднему образованию.Выдвинутая на XXIII съезде Коммунистической партии и в постановлении центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 года поставила перед органами, всеми работниками народного просвещения достаточно проблем. Необходимо было построить , а затем открыть новые школы, расшить сеть профессионально технических училищ, средних специальных учебных заведений и , улучшить заочное обучение, вечернее обучение рабочей молодёжи, укрепить материально - техническую оснащение школ . В соответствии с политикой партии и Советского государства в КАССР была проведена перестройка общеобразовательной школы. Основа профилизации (профильные классы).

Библиографический список:

1. Дайч 3. Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития. - М., 1991.; Анайкина Л. И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922-1991). - М., 2001.
2. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Принят Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 53-61.
3. Илюха О П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX - начале XX века./Очерки. Документы. Материалы. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010.; Калинина Е. А.Народные школы Олонецкого края в XIX – начале XX века.- СПб: «Дмитрий Буланин», 2009.; Кондратьев В. Г.Очерки по истории народного образования Карелии XVII –XXI вв.Петрозаводск: «ИПКРО», 2011.
4. Инструкции по учету детей и подростков школьного возраста, подлежащих всеобщеобязательному восьмилетнему обучению. Из приказа министра просвещения РСФСР 14 июля 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 121-122
5. Шабалов, С. М. Политехническое обучение Текст. / С. М. Шабалов. -М.: Просвещение, 1956. 315 с.
6. Шаповаленко, С. Г. Политехническое образование в советской школе на современном этапе Текст. / С. Г. Шаповаленко. М.: Просвещение, 1958.




Рецензии:

13.01.2016, 11:38 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Работа интересная. Но, отсутствует обоснование актуальности, анализ проблемы и какие-либо выводы. Зачем понадобилась перестройка воспитательной работы? К чему она привела? Чем была вызвана? Факты интересные, но не более того. Я рекомендую эту статью к публикации после доработки.

13.01.2016, 11:50 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: 1) Автору рекомендуется полностью переработать статью для приведения в единство всех частей статьи "Перестройка учебно-воспитательной работы в школах Карелии в период с конца 50-х - середины 60-х гг. XX века". 2) УДК 1174 относится к разделу Обучение, а не Образование. Минимальные требования к научной статье - см. раздел Авторам. В представленном виде статья "Перестройка учебно-воспитательной работы в школах Карелии в период с конца 50-х - середины 60-х гг. XX века" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ.

17.01.2016, 15:17 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Рекомендуется статью полностью переработать. Карельская школа развивалась в соответствие с логикой развития школы Советского Союза. Вероятно, статья должна быть написана таким образом, или доказано принципиальное отличие карельской школы от школы СССР. О причинах неудачи реформы 58-го года и её последствиях невозможно судить только по статистическим данным.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх