Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 01.02.2016. Последняя правка: 15.02.2016.

О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Орехова Юлия Михайловна

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

аспирант

Аверина Мария Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков ЯГПУ им. К.Д. Ушинского


Аннотация:
Данная статья посвящена проблеме информатизации языкового образования. Использование современных ИКТ позволяет интенсифицировать процесс изучения иностранных языков и способствует формированию ключевых компетенций. Дидактический потенциал современных ИКТ позволяет в полном объеме добиться главной цели обучения иностранным языкам в средней школе.


Abstract:
This article is devoted to the problem of informatization of language education. The use of modern ICT intensifies the process of learning languages and contributes to the formation of key competencies. Didactic potential of modern ICT makes it possible to achieve the main aim of teaching foreign languages at the secondary school.


Ключевые слова:
информатизация школьного образования; современные ИКТ; Интернет; традиционное обучение; урок иностранного языка.

Keywords:
informatization of school education; modern ICT; Internet; traditional education; foreign language lessons.


УДК: 373.5

Динамичная информатизация системы отечественного образования служит доказательством перехода на новую парадигму образования, что, в свою очередь, является обязательным требованием времени и новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО).

Благодаря своим дидактическим свойствам новые информационные и коммуникационные технологии способствуют более полной реализации компетентностного, личностно-ориентированного, социокультурного и коммуникативного подходов на практике [2, с. 91]. Данные технологии также развивают универсальные учебные действия, необходимые для осуществления коммуникации посредством иностранного языка.

Внедрение информационных технологий и Интернет-ресурсов в процесс  преподавания иностранных языков в средней школе - необходимость, обусловленная рядом факторов, а именно:

- развитием общества;

- техническим прогрессом в мире и в нашей стране;

- требованием государства к образовательному учреждению;

- модернизацией системы отечественного образования;

- высоким потенциалом современных технических средств обучения;

- переходом от печатных изданий к цифровым ресурсам;

- свободным доступом к учебному материалу;

- индивидуализацией процесса обучения.

Изменениям в процессе школьного образования, происходящим по причине информатизации общества, посвящены работы многих отечественных ученых (Е.С. Полат, И.В. Роберт, П.В. Сысоева,  С.В. Титовой,  А.В. Хуторского и др). В своих работах исследователи рассматривают информатизацию как основной путь преодоления кризиса языкового образования, так как именно внедрение современных ИКТ способствует достижению главной цели обучения иностранным языкам в средней школе - формированию и становлению вторичной языковой личности, готовой к межкультурной коммуникации.

Процесс информатизации общего среднего образования коснулся всех предметов, изучаемых в средней школе. Однако следует принимать во внимание тот факт, что иностранный язык как учебная дисциплина имеет свою специфику, которая заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения языку являются не теоретические знания, а способы деятельности: обучение различным видам речевой деятельности – аудированию, чтению, говорению и письму [4, с. 37].

В связи с необходимостью развития умений во всех видах речевой деятельности и формированию коммуникативной и социокультурной компетенций, информатизация языкового образования включает в себя ряд мероприятий, целью которых является создание благоприятных условий для обучения иностранным языком посредством ИКТ. Одним из основных направлений применительно к языковому образованию является использование ресурсов сети Интернет в учебных целях [2;3].

Следует сразу отметить, что многие отечественные исследователи (М.Н. Евстигнеев, Е.С. Полат, П.В. Сысоев, С.В. Титова и др.), занимающиеся проблемой интеграции современных информационных технологий в процесс обучения иностранному языку, отмечают высокий образовательный потенциал материалов сети Интернет и выделяют следующие дидактические задачи, которые они позволяют решать на уроках иностранного языка в средней школе [4, с.37-38]:

- расширение активного и пассивного словарного запаса, знакомство с фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка;

- приобретение новых и углубление уже имеющихся культурологических знаний и формирование социокультурной компетенции;

- формирование культуры общения с учителем, учениками, пользователями сети Интернет;

- развитие творческих способностей, самостоятельности, потребности в изучении иностранного языка;

- применение полученных знаний и умений на практике, в процессе общения с представителями других лингвокультурных сообществ;

- развитие потребности к использованию иностранного языка для общения;

- формирование навыков работы в паре, группе.

В сравнении с традиционным методом обучения, целью которого было формирование ЗУНов, обучение иностранным языкам с привлечением сети Интернет имеет ряд неопровержимых преимуществ [1; 2; 4]. Результаты сравнения представлены таблице      1.

Таблица 1. Преимущества обучения иностранным языкам с использованием сети Интернет

 

Традиционный метод, предполагающий использование выбранного учебно-методического комплекса

Обучение иностранным языкам с привлечением возможностей сети Интернет

Представление материала

Материал представлен однообразно, в виде текстов. Количество рисунков и фотографий ограничено, их не хватает для формирования представления о том или ином культурном явлении.

 

Материал представлен в виде мультимедийной информации, может сопровождаться аудиозаписями и видеофильмами, картинками и фотографиями высокого качества, которые можно сохранить на ПК и использовать на дальнейших уроках раздела.

Возможность работы с текстовым материалом

Материал можно сократить, дополнить, переписать, выучить.

Материал можно скачать, сохранить на ПК или внешние носители информации, копировать/вставить в текстовый документ, дополнить как текстом, так и картинками/фотографиями, сократить, представить в виде презентации Power Point или электронного проекта на своей странице в сети Интернет.

Качество и количество информации

Информация не всегда актуальна и содержит устаревшие сведения (особенно это касается социокультурной информации). Количество информации ограничено.

Неограниченное количество актуальной, постоянно обновляемой информации по изучаемой теме из аутентичного источника.  

Коммуникация

Общение с учителем или одноклассниками.

Общение с учителем, одноклассниками, носителями языка и культуры страны изучаемого языка.

Возможность обучения ИЯ вне учебного занятия

Процесс обучения ограничен рамками урочных и внеурочных занятий, домашним заданием.

Обучение продолжается дома, появляется возможность дистанционного обучения.

Овладение коммуникативной и социокультурной компетенциями невозможно без практики общения: виртуальная среда Интернет позволяет выйти на временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками. Вместе с тем сеть Интернет – необъятный источник ресурсов на иностранном языке, содержащий информации о культуре, повседневной жизни, обычаях страны изучаемого языка. Таким образом, Интернет реализует сразу две функции:

1) Информационную функцию. Информацию, размещенную в сети, учащиеся могут использовать для расширения уже имеющихся знаний и получения новых знаний по изучаемой теме. Зачастую школьники используют:

- электронные библиотеки;

- он-лайн энциклопедии, словари, книги;

- аудио-, видеохранилища;

- Web-ресурсы;

- СМИ;

- учебные Интернет-ресурсы.

2) Коммуникационную функцию. Интернет позволяет осуществлять коммуникацию с представителями различных культур, соединяя людей из самых удаленных уголков планеты. Коммуникация может происходить в он-лайн и оф-лайн режимах. Особой популярностью у учащихся школ пользуются:

- социальные сервисы;

- чаты, форумы;

- вебконференции;

- электронная почта;

- ICQ, skype, viber, MSN и др.

Очевидно, что материалы сети Интернет обладают высоким дидактическим потенциалом, что позволяет решать ряд учебных и дидактических задач, например:

- использовать иноязычные аутентичные материалы, содержащие актуальную информацию по изучаемой теме;

- использовать различные формы работы на уроке;

- организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

- обучать дистанционно;

- формировать умения во всех видах речевой деятельности;

- формировать коммуникативную и социокультурную компетенции;

- развивать навыки информационной и проектной деятельности;

- развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия и т.д.

Таким образом, использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка способствует интенсификации процесса обучения иностранным языкам. Современные технические средства делают подачу материала более интересной, дают учащимся возможность принять участие в различных проектах, создать свою страничку в сети Интернет, найти друзей по переписке, расширять свои знания о культуре страны изучаемого языка, то есть процесс обучения становится личностно-ориентированным. Высокий дидактический потенциал ресурсов сети Интернет позволяет развивать необходимые для иноязычной коммуникации УУД и компетенции. 

Библиографический список:

1. Роберт И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе / И.В. Роберт // Вестник МГПУ. Сер. «Информатика и информатизация образования». – 2005. – № 5. – С. 106–114.
2. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования / П.В. Сысоев // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2013. – №4. – С. 83-95.
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. 2009. – № 2. – С. 8-16.
4. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. – М.: Издательство Московского университета, 2003. - 267 с.




Рецензии:

1.02.2016, 15:35 Плотников Константин Юрьевич
Рецензия: Статья актуальна, практична, доказательна. Есть следующие пожелания: 1) поменять (рус. и анг. версия аннотации) на более научно корректное выражение "позволяет в полном объёме"; 2) если Вы говорите о современных ИКТ, желательно сослаться на более свежие работы (у той же Роберт их полно); 3) при объяснении термина "информатизация" по отношению к средней общеобразовательной школы - добавить "в нашем случае"; 4) Табл. 1 стоит назвать более широко - в контексте темы статьи - преимущества.. с привлечением цифровых образовательных ресурсов; тогда левая колонка - традиционные печатные издания (УМК); 6) из перечисления 1 после таблицы убрал бы строку "Web-ресурсы"; 7) последний вывод укрупнить с Интернета до ИКТ 8) было бы неплохо заявить и о проблемах (интернет-зависимость, вирусы, цена за трафик...), которые могут стать темой следующей статьи. 5) "посредством... языка" - слитно; "по-переписке" - без дефиса. С уважением, К.Ю.Плотников

1.02.2016, 16:36 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: 1. "Анализируя различные точки зрения, мы пришли к выводу, что «информатизация образования» - это социальный процесс, являющейся частью процесса информатизации общества, целью которого является внедрение в процесс обучения новых информационных технологий и ресурсов, которые повышают качество знаний и способствуют формированию ключевых компетенций (в том числе ИКТ-компетенции) и универсальных учебных действий учащихся средней общеобразовательной школы". - Нельзя определять термины через самих себя, нельзя определять информатизацию образования, через информатизацию общества. Это не корректно. 2. "В своих работах исследователи рассматривают информатизацию как основной путь преодоления кризиса языкового образования, так как именно внедрение современных ИКТ способствует достижению главной цели обучения иностранным языкам в средней школе - формированию и становлению вторичной языковой личности, готовой к межкультурной коммуникации". - И когда и кем был преодолен этот кризис? Ничего об этом нет.В школе вообще языку не учат, если кто-то его и знает, то потому что сам занимался, а не потому что в школе учил (кроме специальных школ, там учат). 3. Автор статьи хоть раз уроки то проводил. И когда он предполагает организовывать реальное общение при помощи сети? За 45 минут урока что ли. Ничего ни про методику ни про условия использования нет. 4. Учитывая, что не ясно где мысли автора, где мысли других исследователей и все сказанное выше, я не рекомендую это к публикации. Ничего нового.

1.02.2016, 18:47 Фоминых Мария Вячеславовна
Рецензия: Данная статья актуальная, но требует доработки. 1. Указать связь именно ИКТ и достижения цели обучения иностранному языку в школе. 2. Вывод статьи только про Интернет-ресурсы? Или про ИКТ в целом? Данная статья может быть размещена после доработки. К публикации рекомендую.

1.02.2016, 19:10 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья актуальна, своевременна. Рекомендуется к печати.

1.02.2016, 20:32 Ашихмина Наталья Витальевна
Рецензия: 1. "Данная статья просвещенна проблеме" - "просвещенна"- следует исправить. 2. "Использование современных ИКТ позволяет интенсифицировать процесс изучения иностранных языков и способствует формированию ключевых компетенций" - Возникает сразу вопрос - способствует формированию ключевых компетенций у кого? 3."Термин «информатизация» был введен в употребление относительно недавно, однако, несмотря на это, на сегодняшний день существует множество различных определений этого понятия. Анализируя различные точки зрения, мы пришли к выводу, что «информатизация образования» - это" - краткий анализ должен присутствовать.4. "В связи с необходимостью развития умений во всех видах речевой деятельности и формированию коммуникативной и социокультурной компетенций и т.д." - данное предложение странным образом построено: развитие умений во всех видах деятельности? В связи с необходимостью развитиЯ и формированиЮ? 5. "П.В. Сысоев выделяет восемь основных направлений" - если же Вы не намерены все восемь озвучить, может, и не стоит упоминать количество,а следует ограничится лишь тем, что укажите, что данный исследователь среди основных направлений.......выделяет......6. "Современные технические средства делают подачу материала более интересной, дают учащимся возможность принять участие в различных проектах, создать свою страничку в сети Интернет, найти друзей по-переписке, расширять свои знания о культуре страны изучаемого языка, то есть процесс обучения становится личностно-ориентированным" - учитывая название статьи, данное предложение в выводах является очень не ясным. Статья требует "вычитки", доработки.

1.02.2016, 20:49 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Тема статьи очень актуальна. Отсутствие сформированных навыков иноязычной коммуникации является серъёзной преградой практически во всех сферах профессиональной деятельности. Есть следующие замечания. 1. Структурировать статью согласно рекомендаций журнала. Выделение цели и задач поможет сделать чёткие выводы. 2. Статья довольно поверхностная. Отсутствует противоречие, наблюдаеимое между потребностью владеть иноязычной компетентностью и реальным состоянием в этом направлении.3. В чём состоит авторская позиция в решении поднятого вопроса? После доработки статья может быть рекомендована к публикации.

1.02.2016, 22:57 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Проблема актуальна. Но есть замечания и пожелания: 1. Не сказано, как именно возможно использовать ИКТ и осуществлять работу в Интернете на уроках. А без этого стекст статьи - это только теоретические рассуждения. 2. Необходимо исправить ошибки и неточности. 3. Привести выводы в соответствие с названием статьи. После доработки можно рекомендовать к печати.

2.02.2016, 18:14 Лушников Александр Александрович
Рецензия: В свете огромного количества публикаций по ИКТ технологиям не совсем ясен личный вклад автора в решении проблемы. Кроме того, следовало бы переформулировать название статьи, без устаревшего "к вопросу о" и сделать более конкретным - о необходимости использования ИКТ на уроках в средней школе и так спорить сейчас никто не будет. Статья требует серьезной доработки.

3.02.2016, 3:11 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи интересна и во многих своих посылах актуальна. Однако она требует доработки, внимательного вычитывания, исправления стилистических и грамматических ошибок. Автору также стоит усилить собственные выводы.

3.02.2016, 9:14 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья производит положительное впечатление. Автору удалось выйти на достаточно широкие обобщения. Однако необходимо уточнить понятие компетентности и собственную позицию. После доработки рекомендую к публикации. Желаю успеха.

7.03.2016, 21:16 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати. В статье обоснованы факторы и преимущества использования Интернет-ресурсов в процессе преподавания иностранных языков в школе, представлена авторская позиция на функции и дидактические задачи ИКТ, что представляет научный и практический интерес.



Комментарии пользователей:

2.02.2016, 18:05 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: 1)Грамматические (напр., - "просвещенна ") и стилистические ошибки автора снижают качество научной статьи, требуют исправления автором самостоятельно. 2) Вывод Заключения "Таким образом, использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка способствует интенсификации процесса" необходимо аргументировать (с приведением соответствующих измерительных инструментов, научных методов и показателей - "на сколько"). В данном случае, возможно, потребуется помощь научного руководителя.


Оставить комментарий


 
 

Вверх