Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №30 (февраль) 2016
Разделы: История, Культурология, Религиоведение
Размещена 13.02.2016. Последняя правка: 14.02.2016.

Религия и культура Индии в эпоху Великого могола Акбара

Маклашова Альбина Абугалиевна

бакалавр истории по направлению "История"

Волгоградский государственный университет

магистрант кафедры истории России ИИМОСТ ВолГУ

Научный руководитель: Рамазанов С.П., доктор исторических наук, профессор, Волгоградский государственный университет, Институт истории, международных отношений и социальных технологий, кафедра истории России


Аннотация:
В данной статье анализируется религиозная политика, проводимая падишахом Акбаров в Индии в 1556-1605 гг. Автор делает выводы о влиянии реформ Акбара на культурную и духовную жизнь индийского общества.


Abstract:
In this article analyzed religious policies pursued by Akbar in India in 1556-1605. The author does conclusions about the impact of Akbar's reforms on the cultural and religious life of the Indian society.


Ключевые слова:
Моголы; Акбар; Индия; религия; ислам; сольх-и кулл; дин – и – иллахи.

Keywords:
Mughals; Akbar; India; Religion; Islam; solh – I - kul; din - i - illah.


УДК 94 

Империя Великих Моголов, созданная в 20-х гг. XVI в., стала одним из сильнейших государств того времени. Это была первая держава на территории Индии, которая обрела тесные контакты с европейцами, во многом благодаря эпохе Великих географических открытий. История Могольской империи с давних пор привлекает внимание исследователей, возможно, причина тому – культурная составляющая, которую внесли в индийскую цивилизацию основатели Империи Великих Моголов – тимуриды, потомки великого барласа Тимура, полководца и завоевателя. Еще в XI веке в Индию вторглись тюрки-мусульмане во главе с Махмудом Газневи. В XIII веке на севере Индии возник Делийский султанат - исламское государство, отбившее нашествие монголов, но почти полностью уничтоженное войсками Тимура. Великие Моголы завладели тем, что осталось от султаната. Будучи приверженцами ислама, уже получившего распространение на севере страны, они сделали эту религию государственной, навсегда переменив облик Индии и культуру ее населения. Данная публикация имеет целью показать то, как изменилась религиозная ситуация в Индии с приходом к власти моголов на примере самого выдающегося из них – Акбара.

«Золотым веком» в истории империи Великих Моголов по праву принято считать правление падишаха Акбара (1556-1605). Именно он доказал право Великих Моголов на господство в Индии и превратил государство из небольшой страны в мировую державу с населением в 150 млн человек.

«Абу-л Фатх Джалал-уд дин Мохаммед Акбар, падишах Гази (Победоносный), - да хранит Бог вечно его царство! - самый праведный, умный и познавший Бога», - так был представлен перед подданными титул Акбара, признанного его народом Великим [13, с. 50].

До преобразований Акбара религиозная ситуация в Индии была крайне критической. Наш путешественник Афанасий Никитин, побывавший в этой стране, писал: «А всех вер в Индеи 84 веры, а все веруют в Бута: а вера с верою ни пьет, ни ест, ни женятся межи собой» [12, с. 41]. Кроме того, русский мореплаватель подчеркивал и сильную имущественную дифференциацию в индийском обществе: «А земля людна велми, а сельские люди бедны велми, а бояре силны добре и пышны велми» [12, с. 16]. Придя к власти в 13 лет, Акбар успел повидать зажиточность вельмож, их своенравие и жестокость по отношению к подданным, особенно тем, кто не исповедовал ислам. Падишах рос, анализировал, делал выводы.

С 1562 г. Акбар, избавившись от опеки регента, стал единоличным правителем. Он осознавал, что государство требует немедленных преобразований. Его окружение, двор, военные и административные органы – все это должно было служить идеям преобразований.

Основной целью Акбар ставил перед собой создание сильного централизованного государства. На это были направлены следующие изменения:

  • поземельный налог был переведен из натуральной в денежную форму;
  • во всей стране была введена единая система налогообложения;
  • страна была разделена на 12 провинций с унифицированной системой управления;
  • служилая знать империи была переведена в финансируемых за счет гос. казны офицеров и чиновников;
  • для гос. служащих была введена единая система мансабов (рангов);
  • был введен единый солнечный календарь, основанный на последних достижениях астрономии; 
  • унифицирована система мер и весов [6, с. 24].
Одним из необходимых условий создания крепкого государства Акбар считал изменения традиционных основ религиозной политики. Деление людей на правоверных и неверных порождало конфликт в обществе, поэтому ближайшее окружение Акбара, которое состояло из мыслителей, проповедовавших унитаризм, помогло падишаху определить новый принцип в политике «сольх-и кулл» или «мир для всех». Он должен был положить конец конфликтам, прежде всего – между индусами и представителями ислама [8, с. 38]. Что же предусматривала такая политика? Подобно «Ясе» Чингисхана, она признавала все религии равными между собой. «Мир для всех» - это полная свобода вероисповедания и конец религиозной дискриминации. За падишахом оставалось право изменять любой древний закон, руководствуясь разумом и соображениями всеобщего блага, что ставит данную теорию в один ряд с идеями итальянских мыслителей, например, Макиавелли. Разработкой теории, легшей в основу «сольх-и кулл», занимался Абу-л Фазл Аллами – министр Акбара [7, с. 141].

По словам самого Абу-л­ Фазла, Акбар, добившись усиления своей власти, обратил пристальное внимание на религиозные проблемы [5, с. 68].

«Мир для всех» имел целью стабилизировать ситуацию в государстве, однако для его укрепления необходимо было нечто новое, что сыграло бы роль объединяющего звена. Акбар попытался создать интегрированную модель религии.

В 1580 г. вспыхнуло широкое и опасное для Акбара восстание шейхов, считавших падишаха «еретиком» и требовавших отстранения его от власти [1, с. 249-250]. С невероятным трудом Акбар подавил это восстание. Он был настроен действовать решительно.

Акбар стал насаждать при дворе новую религию, названную им «дин – и – иллахи» (божественная вера), в которой, как он полагал, сливались основополагающие моменты всех религий: ислама, индуизма, христианства, зороастризма, джайнизма и, возможно, буддизма. Здесь также был мистицизм, была и философия, и поклонение природе. Новая религия признавала Бога Единого, при этом был исключен политеизм. В религии Акбара не существовало собственных священных писаний или священнической иерархии. При его дворе была запрещена говядина [9, с. 54-55]. В 1584 году падишах ввел новую систему летоисчисления взамен старой – по Хиджре. Теперь отсчет времени полагалось вести от восшествия Акбара на престол. Т.е. новая религия – дин – и – иллахи – вера в Бога возводила Акбара в статус религиозного главы. Это приводило к сосредоточению, не только политической, но и религиозной власти в руках одного правителя – Акбара, что делало его непоколебимым авторитетом во всех сферах жизнедеятельности.

Сам падишах отличался не только веротерпимостью, но и стремлением к знаниям, обмену культурными достижениями. При Акбаре существовали такие центры образования, как Агра и Фатхпур-Сикри. В них находились школы и семинарии, они часто становились местом, где собиралась интеллигенция, где творили ученые. Такой была известная Ибадат Хана в Сикри [3, с. 211]. Благодаря Акбару была открыта школа для девочек в Фатхпур-Сикри, которая располагалась во дворце падишаха. Девочки учили священный Коран. Однако изучаемая ранее теология заменялась гуманитарными науками, вместо арабского преподавался персидский. Большинство образованных мусульманских женщин были писательницами и покровительствовали литературе. Так, например, популярностью до сих пор пользуются воспоминания Гульбадан бану Бегам, талантливой дочери Бабура [10].

Благодаря интересу Акбара к истории и религиозным учениям, с санскрита были переведены великие произведения индийской литературы: «Махабхарата», «Рамаяна», «Харивамса» [4, с. 269]. В 1589 году падишах распорядился издать произведения исторического характера, целью которых было показать законность правления моголов в Индии. Они представлены серией биографий «Бабур – наме», «Акбар – наме» [2, с. 234].«Бабур-наме» по совокупности сведений и их достоверности является самым важным и ценным историко-прозаическим трудом, не имеющим себе равных среди аналогичных сочинений, написанных в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане и Индии. «Акбар-наме» - подробнейшая биография падишаха Акбара, написанная его современником и соратником, советником и другом Абу-л Фазлом Аллами.

Ислам повлиял и на архитектуру моголов. Нередко индуистские храмы превращались мусульманскими правителями в мечети. Для этого сносили шикхару и крышу храма и возводили на их месте купола и высокие минареты [11, с. 47].

Таким образом, Акбар хоть ненадолго, но достиг веротерпимости, легшей на время его правления в основу государства. Новая религия стала более этнической, нежели духовной. Благодаря реформе Акбар возвеличил титул падишаха, подкрепив его божественной поддержкой. В культуре акбаровской эпохи прослеживается влияние синтеза индуизма и ислама. Это, в свою очередь, привело к созданию неповторимого стиля в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе.

Библиографический список:

1. Антонова К. А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556–1605 гг.). М.: Академия наук, 1952.
2. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М.: Мысль, 1973.
3. Ашрафян К.З. Средневековый город Индии ХIII – середины ХVIII века. М.: Наука, 1983.
4. Банерджи А. Ч., Синха Н. К. История Индии. М.: Издательство иностранной литературы,1954.
5. Беренстен В. Империя Великих Моголов. М.: Апрель.Аст., 2005.
6. Ванина Е. Ю. Расцвет и падение империи Великих Моголов. // Вопросы истории. 1997. №12. С.20-33.
7. Ванина Е. Ю. Человек, время, религия: Средневековая Индия. // Вопросы истории. 1995. № 3. С.136-144.
8. Ванина Е.Ю.. Идеи и общество в Индии XVI-XVII века. М.: Наука,1993.
9. Гаскойн Б. Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана. М.: Центрполиграф, 2003.
10. Гульбадан – бегим. Хумаюн – наме. Ташкент, 1959.
11. Ермакова С. О. Тадж-Махал и сокровища Индии. М.: Вече., 2006.
12. Никитин А. Хождение за три моря. М.-Л., 1948.
13. Шеремет В.И. Современник Ивана Грозного и Сулеймана Великолепного. Политический портрет Акбара Великого // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2011. Вып. 1. С.49-61.




Рецензии:

13.02.2016, 19:24 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья посвящена показу влияния ислама в период средневековья на территории Индии, использованию этой религии в политических целях для укрепления авторитарной власти правителя. Работа читается легко, доступна широкому кругу читателей, что является одной из ее достоинств. Но у читателя, близко незнакомого с историей Индии, может возникнуть вопрос. Если индийские религии старше исламской, а исламская определилась в Мекке, то каким образом она оказалась в Индии? На мой взгляд, это требует пояснения. Однако это не умаляет общего положительного впечатления о работе автора. Статья достойна публикации.

14.02.2016 22:22 Ответ на рецензию автора Маклашова Альбина Абугалиевна:
Здравствуйте, Юлия Семеновна! Благодарю Вас за положительную рецензию. Ваши рекомендации были учтены, и мной была произведена доработка текста в соответствии с замечаниями. С уважением, Маклашова Альбина Абугалиевна

3.05.2016, 13:01 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Полагаю, статья будет интересна всем интересующимся историей религии и культуры средневекового времени.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх