Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №30 (февраль) 2016
Разделы: Педагогика, Социология
Размещена 28.02.2016. Последняя правка: 16.04.2016.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Козин Сергей Владимирович

-

Администрация Ремонтненского сельского поселения

Старший инспектор по вопросам культуры, физической культуры, спорта и работы с молодёжью

Кольцов Пётр Михайлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, ФГБОУ ВПО «Калмыцкого государственного университета»; Медведева Оксана Андреевна студентка факультета социологии и политологии, 4 курса направления социальная работа 39.03.02, Волгодонского института экономики, управления и права (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Южный федеральный университет » в г. Волгодонске


Аннотация:
В изменяющихся условиях жизнедеятельности социальная работа призвана решать спектр острых и существующих проблем, возникающих в социальной сфере, оперативно реагировать на новые вызовы общества и потребности человека. Данная статья посвящена теме технологии социальной работы с неполными семьями в РФ. В статье приведено современное определение социальной работы как общественного явления, практической деятельности, теоретической и образовательной областей. Авторы статьи рассматривают такие понятия как семья, неполная семья, социальная работа, наличие социальных проблем. А так же приводят ряд технологий социальной работы, которые используются социальными работниками и социальными педагогами в работе с данной категорией клиентов. Данная статья будет интересна социальным работникам различного уровня и направленности работы, социальным педагогам, семейным психологам и муниципальным служащим.


Abstract:
Under changing conditions of life social work is designed to solve a range of acute and existing problems arising in the social sphere, to respond quickly to new challenges of society and human needs.This article is devoted to the theme of technologies of social work with incomplete families in the Russian Federation.The article describes the modern definition of social work as a social phenomenon, practical activities,theoretical and educational areas. The authors discuss concepts such as family, incomplete family, social work, social concerns.As well as give a number of technologies of social work used for social workers and social pedagogues in the work with this category of clients. This article will be of interest to social workers of various levels and orientation, social workers, family psychologists and municipal employees.


Ключевые слова:
семья; неполная семья; социальная работа; наличие социальных проблем; гостевой брак; пробный брак; сожительство (гражданский брак); технологии социальной работы; понижению роли семейного воспитания и существования; комплексная поддержка.

Keywords:
family; single parent family; social work; social concerns; guest marriage; trial marriage; cohabitation (civil marriage); technologies of social work; the demotion of family upbringing and existence; comprehensive support.


УДК 364.044.24

Введение: Семья существовала, есть и будет важной сферой развития личности. При этом необходимо обозначить, что совершенствование социальных взаимоотношений, влияние урбанизации, глобализации и научно – технического прогресса, достигшего к началу ХХI века невиданного размаха, привели к определенному понижению роли семейного воспитания и существования. Семейные ориентации людей всё реже основываются на опыте родственников и соседей, всё большую роль играет внешняя социальная среда.
Степень научной разработанности темы: Анализ научных отечественных исследований и публикаций по данной теме показал следующее, что социальная работы с неполными семьями в РФ в последнее время приобрела большой интерес и вошла в круг научных интересов многих исследователей и наук. Среди них можно отметить следующих учёных таких как: В социальной работе [Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов 2011; Е.И. Холостова, Л.И. Кононова 2014; С.В.Козин, П.М. Кольцов, Т.Е. Емцева 2015; Е.Н. Приступа 2015; Н.Н. Попов, Е.Е. Карповская 2015; С.Ю. Сургова, Н.В. Столярчук 2015; Е.И. Холостова 2016; Н.Ф. Басова 2016 и др.]. В педагогике [Т.Е. Кудрявцева 2014; О.В. Оськина 2014; С.В. Михайлова, Р.А. Денисов 2014; Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович 2014; В.С. Чернявская, А.А. Силич 2015; А.Н. Александрова, О.С. Кутявина 2015; В.В. Балахтар 2015 и др.]. С точки зрения юриспруденции [С.Г. Долгов 2012; А.Б. Монахов 2014; и др.]. Социологии семьи [Л.П. Карельская 2015; Н.А. Левая 2015; Ф.А. Мустаева 2015; Е.В. Чурилова 2015; и др.].

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть неполную семью как объект профессиональной социальной работы, а так же обозначить применяемые социальные технологии в работе с ней.
Задачи данной работы:
  1. изучить основные понятия данной темы;
  2. дать характеристику неполным семьям в современных Российских реалиях;
  3. обозначить формы браков;
  4. выявить основные факторы, связанные со сферой брачно-семейных отношений в неполных семьях;
  5. изучить роль социальной работы в практической работе с неполными семьями;
  6. описать применяемые технологии социальной работы в работе с неполными семьями.

Состояние семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе [9; 2].
В свою очередь процесс трансформация института семьи изменился, и содержание ролей матери, и отца в том числе. Особо следует отметить сохранение тенденции заключения браков и создания семей по причине ожидания рождения ребёнка (беременности). Такие союзы не крепки и приводят к увеличению числа неполных семей (в том числе — неполных отцовских семей) [5, С. 227].
Для начала стоит разобраться в понятиях и понять, что же такое собственно семья, неполная семья, наличие социальных проблем.
«Семья» — это моя, «солежащая», живущая совместно, в одном жилище; позднее — это лица, связанные определенной близостью и совместным проживанием на одной территории [13, С. 58; 26]. Семья — это система, в которой существуют многообразные взаимодействия и взаимоотношения, причем не только между родителями и детьми, но и в более широком контексте [23]. Неполная семья (пер. по англ. incomplete family) — это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [1, С. 245]. А вот неполные семьи — это лишь одна из многочисленных семейных форм. На неё оказывают воздействия всё те же социальные процессы, что действуют на семьи иных форм [11, с. 22].
Российский исследователи Н.Н. Попов, Е.Е. Карповская акцентируют своё внимание на том, что, как правило, ранние браки заканчиваются ранними разводами и последующим воспитанием детей в неполных семьях [17, С. 32]. А как следствием в дальнейшем неполным семьи становятся непосредственным объектом практической деятельности (работы) всевозможных социальных служб и помощи таким неполным семьям. Независимо от той местности, в которой они находятся.
Е.В. Чурилова отмечает, что в неполной семье могут проживать совершеннолетние дети или другие родственники [24, С. 79]. Наличие социальных проблем (пер. по англ. the presence of social problems) — это закономерность, связанная с существованием ряда объективных факторов, обусловливающих их наличие на всех уровнях [21, с. 12]. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно около 1 млн детей остаются без одного из родителей (доля неполных семей достигает 15%) [19, с. 6; 25]. Кризис института семьи это проблема не только России, но и всего мирового сообщества. Мы можем наблюдать увеличение процентной доли разводов по сравнению с прошлыми десятилетиями, ориентацию молодых людей на малое количество детей в браке наряду с все большим рождением внебрачных детей и ростом числа гражданских, незарегистрированных браков. Повышается возраст вступления в зарегистрированные семейно - брачные отношения и как следствие повышается возраст рождения первого ребёнка внутри семьи. Однако в нашей стране сохраняется традиционная ориентация молодого поколения на брак. Существенно изменилось лишь добрачное поведение молодёжи (невозвратно утрачена направленность на сохранение добрачного целомудрия). Сегодня оно представлено такими формами как:
  1. гостевой брак (пер. по англ. guest marriage) — регулярные брачные отношения супругов, при которых они не живут вместе и не планируют съезжаться;
  2. пробный брак (пер. по англ. trial marriage) — это экспериментальная форма брака, при которой супруги договариваются не иметь детей в период выяснений психологической совместимости. Чаще всего пробный брак предшествует официальной регистрации отношений;
  3. cожительство (гражданский брак) (пер. по англ. cohabitation) — проживание молодой пары без оформления семейно-брачных отношений.
Таким образом, рост количества неполных семей является одним из основных маркеров нестабильности института семьи внутри современного общества.
«Неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества». Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда «обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия». С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов. Далее рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений в современной Российской Федерации можно отнести следующее:
  1. изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
  2. распространение добрачных связей;
  3. изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
  4. утрата семьей своей производственной функции;
  5. неподготовленность молодёжи к браку;
  6. завышенные требования по отношению к брачному партнёру;
  7. алкоголизм и наркомания;
  8. психологическая несовместимость.
Неполная семья — это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома [10, С. 37;27]. Неполные семьи (семейные группы) возникают вследствие: развода родителей, внебрачных рождений, смерти одного из родителей, в результате потери родителей, когда на воспитание детей берут представители старшего поколения. Таким образом, неполная семья — это один из основных социально - демографических типов современной семьи. Она представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста.
С.В. Козин отмечает,что родители — одиночки зачастую не могут самостоятельно создать необходимые материальные для жизни своих детей условия [6].Далее рассмотрим, что включает в себя сама социальная работа с неполной семьёй, какие технологии применяются в работе.
Согласно С.В. Козину, П.М. Кольцову социальная работа (пер. по англ. social work) — это своеобразный вид профессиональной работы, содержанием которой является предоставление правительственного и негосударственного содействия человеку с целью предоставления культурного, общественного и материального уровня его существования, атак же оказания персональной поддержки индивиду, семье полной, неполной либо группе лиц [7, С. 74 – 75]. Так С.Ю. Сургова, Н.В. Столярчук пишут, что профессия социального работника становится общественно значимой благодаря осознанию роли и места специалиста социальной сферы в современном социуме [20]. Как по праву отмечают социальные работники и доктор исторических наук С.В. Козин, П.М. Кольцов, Т.Е. Емцева то, что в России Федерации социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса [8, С. 151].Приоритетной задачей в социальной работе по поддержке и укреплению неполных семей является разработка технологий профилактики раннего семейного неблагополучия [4, с. 193]. Нарушение детско-родительских отношений негативно сказывается на развитии личности ребёнка его представлении о себе, самооценки, образе себя, а, следовательно, и Я-концепции [15, С. 249]. Поэтому деятельность психологов и социальных работников очень важна в правильном поддержании такой социально незащищённой группы как неполные семьи [18, с. 362 – 365]. Возможности социализации в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца (матери) лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений, и влечёт за собой односторонний характер социального развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.
Большинство же матерей-одиночек нуждаются в социальной поддержке со стороны государства [3, С. 286]. Поэтому для них социальные учреждения образуют больше семинарских, просветительских мероприятий. Далее рассмотрим, какие же особенности социальной работы есть в неполных семьях сожительство (гражданский брак). Комплексная поддержка такой семьи включает: трудоустройство родителей, оказание им материальной помощи, оказание помощи в лечении и оздоровлении детей которые могут в скором времени появиться, содействие в оформлении детских пособий, юридическое консультирование неполной семьи и правовую защиту детей, помощь юристов, психологов и педагогов и т. д. Социальной работы с семьёй является предоставление психологических услуг, куда входит:
  1. психодиагностика и обследование личности клиента (пер. по англ. diagnostics and examination of the client's identity);
  2. семейное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) (пер. по англ. individual and group);
  3. телефонное консультировани (пер. по англ. еtelephone counselling);
  4. коррекцию отношений и поведения;
  5. профилактика конфликтных ситуаций в неполной семье;
  6. проведение тренингов по коммуникативному общению и т. д.
Младший научный сотрудник Е.В. Чурилова делает акцент на том, что неполные семьи являются более уязвимыми и подверженными риску бедности, так как в отличие от полных семей одинокие матери вынуждены сочетать в себе роли единственного кормильца и воспитателя детей [13, С. 78]. В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы [12].Институт семья является основой в социализации ребёнка, а неполные семьи сталкивается с рядом проблем [14, С. 1 – 2]. О.В. Оськина отмечает, что социальная работа с неполной семьёй включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями [16, С. 851].Так технологии социальной работы [22, с. 420 – 435] с неполной семьей могут быть различными, например (см. рисунки. 1—7).


Рисунок. 1. — Социально-бытовые. (Составлено автором)



Рисунок. 2. — Социально-медицинские. (Составлено автором)
 

Рисунок. 3. — Социально-педагогические. (Составлено автором)
 

Рисунок. 4. — Социально-экономические. (Составлено автором)

Рисунок. 5. — Социально-правовые услуги. (Составлено автором)

Рисунок. 6. — Юридическое консультирование. (Составлено автором)

Рисунок. 7. — Психологическое консультирование. (Составлено автором)


 

 Заключение:

  1. Таким образом, делая заключения можно сказать, что за последние десятилетия идёт тенденция к разрушению престижа семьи в обществе. Появляются новые понятия, такие как гражданский брак, рождение женщиной ребёнка для себя. Как следствие, наблюдается тенденция к росту числа неполных семей, что обусловлено резко изменившимся социальным и экономическим положением семей, а также кризисом понимания семьи в нашем обществе.
  2. Далее можно сказать, что неполные семьи были раньше, есть сейчас и будут в дальнейшем. Поэтому очень важно социальным учреждениям разной направленности выработать наиболее приемлемые и оптимальные технологии социальной работы с такими семьями. Научиться входить в контакт с такими семьями.
  3. При этом помогать им и взаимодействовать с другими смежными специалистами и социальными учреждениями. Решать появившиеся проблемы с помощью комплексного подхода т.к. только такой подход может в наибольшей мере дать положительный результат. Помощь таким семьям не должна ограничиваться только лишь материальной поддержкой, а предполагать консультативную и реабилитационную деятельность социальных служб.

Библиографический список:

1. Александрова А.Н., Кутявина О.С. Методика работы социального педагога с неполной семьёй, воспитывающей мальчика. [Электронный ресурс]. / А.Н. Александрова, О.С. Кутявина // Электронный научно-популярный журнал «NovaInfo». — 2015. — №2(2). — С. 245 — 250. — URL: http://novainfo.ru/pdf/032-2.pdf (дата обращения: 16.02.2016). — ISSN 2308 — 3689.
2. Балахтар В.В. Государственная молодёжная политика – регулятор социального становления и социализации подрастающего поколения. [Электронный ресурс]. / В.В. Балахтар // Международный электронный научный журнал «Studia Humanitatis». — 2015. — №3. — URL: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/balakhtar_0.pdf (дата обращения: 16.02.2016). — ISSN 2308 — 0879.
3. Долгов С.Г. Правовое положение матерей-одиночек по законодательству российской федерации. [Электронный ресурс]. / С.Г. Долгов // Электронный научный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». — 2012. — № 4. — С. 286 — 291. — URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/251 (дата обращения: 16.02.2016). — ISSN 2224 — 0209.
4. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. — Москва: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с. — (Сер. Бакалавриат). — ISBN 978-5-7695-6996-8.
5. Карельская Л.П. Формирование у студентов компетенций «ответственное родительство». [Электронный ресурс]. / Л.П. Карельская // Электронный научный журнал «Крымский научный вестник». 2015. — №4. Том 2. «Педагогические науки». — С. 226 — 234. — URL: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/KarelskayaLP1.pdf (дата обращения: 15.02.2016). — ISSN 02412 — 1657.
6. Козин С.В. Проблема неполных семей в РФ. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин // «Сетевой» интернет – журнал гражданской журналистики. — 2015. — URL: http://setevoy.net/article/problema-nepolnyh-semey-v-rf/ (дата обращения: 16.02.2016).
7. Козин С.В., Кольцов П.М. Профессиональная социальная работа в Российской Федерации: престиж и трудности профессии. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин, П.М. Кольцов // Электронный периодический рецензируемый научный журнал. «SCI-ARTICLE.RU». — 2015. — № 25 (Сентябрь). — С. 73 — 82. — URL: http://sci-article.ru/number/09_2015.pdf (дата обращения: 15.02.2016).
8. Козин С.В., Кольцов П.М., Емцева Т.Е. Профессиональная социальная работа с молодёжью в РФ. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин, П.М. Кольцов, Т.Е. Емцева // Электронный периодический рецензируемый научный журнал. «SCI-ARTICLE.RU». — 2015. — № 25 (Сентябрь). — С. 151 — 161. — URL: http://sci-article.ru/number/09_2015.pdf (дата обращения: 15.02.2016).
9. Коноплёва Л.С., Курилович М.А. Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи. [Электронный ресурс]. / Л.С. Коноплёва, М.А. Курилович // Электронный научный журнал «Universum: экономика и юриспруденция». — 2014. — №3 (4). — URL: https://docs.google.com/viewer?url=http://7universum.com/pdf/psy/3(4)/Konopleva.pdf (дата обращения: 15.02.2016). — ISSN 2311 — 6099.
10. Кудрявцева Т.В. Особенности воспитания в неполной семье. [Текст] / Т.В. Кудрявцева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — №3. — С. 36 — 42. — ISSN 2078 — 7081.
11. Левая, Н.А. Институт неполной (материнской) семьи: исследование потенциала социальной неустойчивости [Текст]: Дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.04:защищена 06.11.2015 / Н.А. Левая; [Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», http://www.sfedu.ru/]. — Ростов-на-Дону, 2015. — 179 с.
12. Михайлова С.В., Денисов Р.А. Характеристика студентов из неполных семей. [Электронный ресурс]. / С.В. Махайлова, Р.А.Денисов // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». — 2014. — № 6. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35378 (дата обращения: 14.02.2016). — ISSN 2223 — 4888.
13. Монахов А.Б. Семья: правовое определение понятия. [Электронный ресурс]. / А.Б. Монахов // Электронный научный журнал «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта». — 2014. — №9. — С. 55 — 60. — URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fjournals.kantiana.ru%2Fupload%2Fiblock%2Fefa%2FMonakhov%2520A._55-60.pdf&name=Monakhov%20A._55-60.pdf&lang=ru&c=56680680b5bc (дата обращения: 15.02.2016). — ISSN 2310 — 3698.
14. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребёнка в городской и сельской семье. [Электронный ресурс]. / Ф.А. Мустаева // Электронные научные журналы «АPRIORI. Серия: Гуманитарные науки». — 2015. — №4. — С. 1 — 10. — URL: http://apriori-journal.ru/seria1/4-2015/Mustaeva.pdf (дата обращения: 16.02.2016). — ISSN 2309 — 9208.
15. Набиуллина С.Р. Самосознание подростков из неполных семей. [Электронный ресурс]. / С.Р. Набиуллина // Электронный научно-практический журнал «NAUKA-RASTUDENT.RU». — 2014. — №2(2). — С. 248 — 255. — URL: http://nauka-rastudent.ru/2/1230/?sphrase_id=316840 (дата обращения: 15.02.2016). — ISSN 2311 — 8814.
16. Оськина О.В. Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы. [Электронный ресурс]. / О.В. Оськина, И.Р. Сорокина // Электронный международный научный журнал «Молодой учёный». — 2014. — №8(67). — С. 850 — 852. — URL: http://www.moluch.ru/pdf/moluch_67_ch8.pdf (дата обращения: 16.02.2016). — ISSN 2072 — 0297.
17. Попов Н.Н., Карповская Е.Е. Отношение населения к проблемам семьи, детей, государственным программам повышения рождаемости. [Электронный ресурс]. / Н.Н. Попов, Е.Е. Карповская // Электронный научно-практический журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». — 2015. — №1(125) (Январь-Февраль). — С. 27 — 39. — URL: http://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2015/125/2015_125_3_N.P.%20Popov,%20E.E.%20Karpovskaya.pdf (дата обращения: 15.02.2016). — ISSN 2219 — 5467.
18. Социальная работа с различными группами населения [Текст]: учебное пособие / коллектив авторов; [под ред. Н.Ф.Басова]. — Москва: КНОРУС, 2016. — 528 с. — (Бакалавриат). — ISBN 978-5-406-04564-0.
19. Социальная работа: теория и практика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст] / [под ред. Е.Н. Приступы]. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 306 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс. — ISBN 978-5-9916-4918-6.
20. Сургова С.Ю., Столярчук Н.В. Превенция – актуальное направление в профессиональной подготовке социальных работников. [Электронный ресурс]. / С.Ю. Сургова, Н.В. Столярчук // Международный электронный научный журнал «Studia Humanitatis». — 2015. — №1. — URL: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/surgova_stolyarchuk.pdf (дата обращения: 15.02.2016). — ISSN 2308 — 8079.
21. Технология социальной работы: учебник для бакалавров [Текст] / [под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой]. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 503 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс. — ISBN 978-5-9916-2076-5.
22. Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров [Текст] / Е.И. Холостова. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 905 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс. — ISBN 978-5-9916-1933-2.
23. Чернявская В.С., Силич А.А. Образ семьи у детей дошкольного возраста из семей разных типов. [Электронный ресурс]. / С.В. Чернявская, А.А. Силич // Научно-методический электронный журнал «Концепт».— 2015. — № 06 (Июнь). — ART 15221. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15221.htm?view (дата обращения: 15.02.2016). — ISSN 2304 — 120X.
24. Чурилова Е.В. Состав и благосостояние неполных семей в России. [Электронный ресурс]. / Е.В. Чурилова // Электронный научный журнал «Социологические исследования» (СоцИс). — 2015. — №3. — С. 78 — 81. — URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2015_3/Churilova.pdf (дата обращения: 15.02.2016). — ISSN 0132 — 1625.
25. Якина В.С. Что такое неполная семья? [Электронный ресурс]./ В.С. Якина // KakProsto.ru. — URL:http://www.kakprosto.ru/kak-879234-chto-takoe-nepolnaya-semya (дата обращения: 16.02.2016).
26. Якина В.С. Неполная семья: семейная жизнь. [Электронный ресурс]. / В.С. Якина // Просто Мария.ru.— URL: http://www.prosto-mariya.ru/nepolnaya_semya_202.html (дата обращения: 29.02.2016).
27. Ясин Г.И. Неполные семьи. [Электронный ресурс]./ Г.И. Ясин // Сайт для всей семьи. — URL: http://www.nicemama.com/?p=474 (дата обращения: 29.02.2016).




Рецензии:

28.02.2016, 20:15 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати.

29.02.2016 23:23 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Благодарю за положительную рецензию!

29.02.2016, 12:35 Котоманова Ольга Владимировна
Рецензия: Статья хорошая, современные семьи охарактеризованы, технологии представлены. Статью можно рекомендовать к печати.
01.03.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Спасибо за положительную рецензию к статье.

29.02.2016, 16:28 Джаппарова Раушан Турганалиевна
Рецензия: статья рекомендуется к печати
01.03.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Спасибо за положительную рецензию к статье.

29.02.2016, 20:38 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Тематика работы ценна в силу важности для России иметь побольше граждан, зависимости этого от брачности, деторождения и исключения разводов. Оцениваемая статья ее прорабатывает с использованием богатой литературы, что к ценности темы. К методу, логике изложения претензий нет, подчеркнута важность сведения для работников социальной направленности. Статья достойна публикации. Но есть предложения на выбор автора. Важно знать весь состав причин разводов, не допускать их просветительными, воспитательными, информационными средствами. Следует учесть материальную обеспечиваемость семьи, уровень доходов, стабильность цен, безработицу, оговорить их влияние на прочность созданных семей.
01.03.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Оганес Александрович благодарю вас за детальное освещение данной работы и рецензии к ней.

1.03.2016, 2:30 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тема статьи актуальна. Материал интересен и полезен. Статья рекомендуется к печати.
01.03.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Спасибо за положительную рецензию к статье.

2.03.2016, 22:10 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Статья написана на актуальную тему. Название соответствует содержанию. Соблюдены требования к статье. Тема раскрыта. Рекомендуется к публикации.
03.03.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Спасибо за положительную рецензию к статье.

3.03.2016, 19:19 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья интересна. Тема раскрыта и технологии представлены. Однако неприятно поражает небрежное отношение к языку.
28.03.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Спасибо за положительную рецензию к статье.



Комментарии пользователей:

26.04.2016, 16:37 Головорушко Сергей Яковлевич
Отзыв: Очень своевременная и интересная статья! Отвечает заявленной тематике. Вместе с тем можно было бы расширить материал, связав современные тенденции в формировании разных форм семейных связей с общей эволюцией социальных связей. Впрочем, это тема отдельного исследования и наверно несколько в стороне от рассматриваемой темы. А направления социальной помощи можно связать с естественными требованиями развития человеческой личности в контексте эволюционного развития человека. Это позволило бы классифицировать виды социальной помощи по степени её значимости для человека. Желаю успехов в дальнейших исследованиях и практических разработках!


26.04.2016, 17:10 Козин Сергей Владимирович
Отзыв: Сергей Яковлевич спасибо вам за высокую оценку моего научного труда.


Оставить комментарий


 
 

Вверх