Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: История
Размещена 11.03.2016.

МАГИСТРАТУРА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал в г. Пятигорске

профессор кафедры "Истории и философии права"

Аннотация:
Реформа в России высшего образования через освоение «Болонской конвенции не только заменила «специалитет» «бакалавриатом», но и поставила между этой новинкой и аспирантурой «магистратуру». Но это не заимствование абсолютно неведомого, а воспроизводство ранее бывшего. Однако специфики немало.


Abstract:
Reform in the Russian higher education through the development of the "Bologna Convention" not only replaced the" specialty " " bachelor ", but also put between this new product and PhD "Masters". But it is not borrowing is absolutely unknown, and the reproduction of the earlier of the former. However, the specificity of many.


Ключевые слова:
реформа подготовки учебных кадров; магистр, кандидат наук; польза от «Болонской конвенции.

Keywords:
reform of educational training of personnel; MA, PhD; benefit from the


УДК 94.327 

Введение. Среди постсоветских трансформационных изменений в России оказалось также и высшее образование. Если вначале показалось, что новизна будет лишь в добавлении к государственным вузам частных, то оказалось иначе. Ради сближения с европейскими государствами, из соображений использования зарубежного выигрышного опыта были взяты и стали внедряться подходящие положения «Болонской конвенции» (2003 г.). Единого мнения по вопросу о целесообразности этого мероприятия не сложилось [6]. Несовпадение позиций оказалось у администраторов Федерального уровня, вузовских докторов наук, кандидатов. Были выражены мнения о том, что присоединение к «Болонской конвенции» было осуществлено ради облегчения эмиграции из России за рубеж разбогатевших семей [12]. Мероприятия оценивались также с позиций государственных расходов на образование.

Реформе в стране высшего образования уделили внимание Бурэ К.С. [7], Райзберг Б.А. [14], Миронин С.С. [11] и др. Первая из указанных сопоставила все вышедшие законы об образовании друг с другом, выясняла отсутствие противоречий между ними. Райзберг Б.А. сопоставил осваиваемые бакалавриат и магистратуру с упраздненным специалитетом. Только Миронин С.С. взглянул на осуществленные реформы исторически. Но вопросы не исчерпаны. Они напрашиваются, если располагать той же предметной специализацией [2], [3], [4], [5].

Стартовое начало. Защита диссертационных работ с присуждением ученой степени началась при подходе понимания не только информационной ценности новых мировоззренческих, теоретических и практических сведений, но и важности стимулирования специального, исследовательского труда (XIII в.). К началу нового времени (XVII в.) исследования в указанных направлениях осуществлялись преподавателями учебных заведений, если не добавлять разработчиков новой техники, изобретателей научно-исследовательских подразделений частных фирм [4]. Компенсации трудностей осуществления исследовательской работы доходом от книжного издания результатов исследований оказалось не достаточно, Напросилась оплата преподавательского труда с учетом научных достижений работника. Об исследовательских достижениях докладывалось на совете ученых, а те оценивали и присуждали степень «доктора философии».

Термин «наука» поначалу не был в ходу, а «философия» выражала скорее гуманитарно-социальные, естественные знания, нежели технические. Защита работ осуществлялась перед составом преподавателей вуза. Наличие ученой степени влияло на занятие вакантной, конкурентно оспариваемой должности. Но получаемый диплом поначалу имел силу лишь в рамках того вуза, где проходила защита, работал соискатель. Защита диссертации и удостаивание ученой степени доктора философии были освоены и в России.

В досоветской России. В это время практиковались присуждения ученой степени кандидата, магистра и доктора наук с изначальным предоставлением такого права только 5 республиканским вузам. «Кандидатство» (от лат. candida - «белая тога») выразило возможность получения в вузе преподавательской должности (кандидат на должность). Для достижения потребовались написание дипломной работы и защита ее [8], [9]. Но после этой «кандидатской» степени можно было добиваться степени магистра (маги́стр от лат. magister -  наставник, учитель) в режиме тех же аналогичных требований. Квалификация магистерской степени тогда была не ниже кандидатской, как это ныне, а выше. Для ее получения требовались:

- сдача устных и письменных экзаменов;

- публичная защита более содержательной работы.

Вначале защита осуществлялась перед одним официальным оппонентом. Но через год – перед тремя. При единогласии присутствующих на защите членов факультета вместо магистерской степени могла присуждаться докторская. Еще в 1819 г. были определены научные направления, достойные диссертационных исследований, чего ныне нет. Положение о защите работ менялось. Изменения следовали за ростом численности остепененных лиц, разнообразия наук (1837, 1844, 1854 гг.). Качественные требования к представляемым на защиту работам росли. С 1864 г. идет необходимость печатного тиражирования не только докторской, но и магистерской диссертации (не менее 300 экз.). Чего в советское время не сохранилось, так выхода докторов в сословие дворян.

Если все это учесть, то магистратура ныне не новинка для России, а восстановление того, что в прошлом уже было. Но восстановление не могло произойти в том же самом виде.

В СССР. В России в конце 1917 г. было отменено присуждение дипломов не только магистров, но и кандидатов, докторов философии. Смысл не был скрыт. Следовало лишить занимаемых должностей тех, к кому не подошли идеи социализма. Но утвердившаяся общественно-экономическая и политическая система всецело от стимулирования научного, педагогического труда не отказалась. Присуждение ученой степени было восстановлено (13.01.1934 г.), но лишь кандидатской и докторской. Магистерской степени нет, Вместе с тем была предусмотрена Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК, 1932 г.). Она была запущена в работу с подчиненностью Министерству высшего образования СССР (1934 г.). Но с 1975 г. подчинение Совету Министров СССР непосредственно. То, что есть сейчас, повторение начального варианта, но с добавлением к «образованию» «науки».

Сфера образования предстала двухуровневой, в совокупности:

-  техникумов (4 г. обучения после 7-и классов, 3 г. – после 10-и классов) и

- совокупности университетов и институтов (5 лет, учтено лишь очное обучение).

Лицеев, колледжей, как и магистратуры нет. Вузы гуманитарного и социального профиля предстали как «университеты», а естественнонаучной и технической специализации как «институты». «Академия» для обозначения вуза не подошла. Но институтами оказались также и научно-исследовательские организации Министерств, а также Академий наук (союзной и республиканской АН). «Философии» в перечне направлений исследования-присуждения в этом виде не оказалось. Вместо нее – «философские науки».

Как вышло, а на это не обращают внимания, в стране науки с легкостью были разделены на «философские» и «нефилософские». Но их отличия никто до сих пор не объяснил. Самое большее, толкование «философии», как состава наук. Но позиции материализма и идеализма относительно наук разные. На Западе до сих пор с легкостью «под философией понимают науки вообще» [1].

Восстановление магистратуры. От этого термина в России отвыкли так, что до 2003 г. к нему отнеслись как к исключительно зарубежному достоянию. Это притом, что освоение новшеств будущей «Болонской конвенции» началось раньше, как внедрение собственных новинок. «Специалитет», как назвали традиционное 5-летнее образование, заменили не только «бакалавриатом» (4 года, дневное обучение), но и «магистратурой» (2 года, дневное обучение). К «бакалавриату» название «техникума» не подошло. «Техник» не котировался высоко по сравнению с «инженером». Но «магистратура» показалась не только средством исключением потерь от отхода от пятилетнего срока обучения (на специалиста) к четырехлетнему (на бакалавра). Показалась конкурентность аспирантуры, которая была сохранена. Аспирантура позиционно осталась непоколебленной, этапом подготовки будущих докторов.

Это сохранение – свидетельство ее более высокой котировки. Но есть страны, где кандидатской ученой степени нет, где после защиты магистерской работы позволительна защита сразу докторской. Россия за такими странами не пошла. В пользу сравнительно высокой позиции аспирантуры выступает право магистра поступать в аспирантуру. Мешает такому соотнесению – право преподавания магистра в бакалаврском заведении. Но, даже в СССР, работать в вузах могли также и не остепененные «специалисты».

Отмена кандидатской степени. После распада СССР, исчерпания влияния России на восточно-европейские страны через этот «Союз» кандидатская ученая степень была упразднена в Болгарии (1995 г.), Словакии (1996 г.), Чехии (1998 г.). То же случилось и в Дании, Исландии, Норвегии, где социалистического строя не было. Это было в пользу усиления значимости не только докторской степени (Philosophy Doctor - Ph.D), но и магистерской. Но в этих странах предстала проблема признания в качестве Ph.D только докторской степени России, или также и кандидатской.

Внешне кажется, что освоение «бакалавриата» и «магистратуры» лишь к сокращению продолжительности обучения, удешевлению этого процесса. Такая позиция попадает под сомнение, когда учитывается возможность поступления магистра в аспирантуру. Учеба в очном варианте в бакалавриате требует 4 года, в магистратуре 2 года, что с 3-я годами в аспирантуре дает 9 лет. Но затраты времени у аспиранта из специалиста меньше – 8 лет.

В частном секторе. Приведенными сведениями описание относительных позиций магистратуры и аспирантуры не исчерпываются. Ведь к государственному сектору образования добавился частный. При выработке планов приватизации части общественного достояния был поднят вопрос и о превращении всех государственных вузов в частные, акционерные. Он не прошел. Но создание дополнительных, частных учебных заведений Государственной Думой было принято (1992 г.). С этого времени и до подписания Российской стороной «Болонской конвенции» подходящие показания европейских стран и стали внедряться. Бакалавриат и магистратура стали принадлежностью также и частного сектора образования.

Указанные два сектора образования сопоставляются обычно по степени оснащенности вузов потребными для обучения средствами, качеством подготовки специалистов, степенью остепененности кадров. Но достойно также учета стремление, иметь аспирантуру, располагать своим диссертационным советом. Внешне в сопоставленном случае те же требования к поступлению, учебе, научной работе, защите диссертации. Но сравнительная легкость защиты просматривается. Ведь ВАК-а частной категории нет. Кто не против такого отличия, располагает четкими аргументами:

- не во всех странах есть ВАК, но наука там на высоте;

- в частных вузах преподают и кандидаты наук, доктора с ВАК-овскими дипломами.

Но пополнение преподавательского состава пошло и с обладателями дипломов неВАК-овской выдачи. Государственные вузы в этом деле с частными не конкурируют потому, что у себя такие дипломы не признаются. Трудно судить о степени доступности в этих секторах преподавательских должностей магистрам, число которых растет, не смотря на сокращаемость численности вузов.

Специфика магистерской работы. От выпускников магистратуры тоже требуется научная работа, спокойно именуемая «диссертационной». Потребны и публикации, но в более скромном количестве, а также автореферат. Многочисленные наставления подчеркивают, что работа не должна быть похожей на студенческий реферат, дипломную работу, где сугубо описательное, предметно узкое содержание. Помимо изложения известных вещей с признаками новизны требуются:

- объяснения чего-то;

- собственные обобщения частных положений;

- указания неведомых причин;

- практические предложения и др. [7], [12] [14].

Но, что же касается рецензентов, то они только из состава преподавателей того же самого вуза. Значит, работу магистерскую по качеству трудно уравнивать с кандидатской, не говоря о докторской диссертации. Но не исключаемы: как та же продуктивность, так и сравнительная слабость. Ничто не мешает в магистратуре начать исследование, разработку чего-то, а в аспирантуре ее продолжить. Ведь по этой схеме и кандидаты становятся докторами наук.

Магистр и преподавание. В инструктивных и рекламных документах возможность преподавательской работы магистра подчеркивается особо:

- «выпускник с дипломом магистра может работать на руководящей должности, претендовать на конкретную вакансию согласно выбранной профессии. Это полноценный юрист или экономист, преподаватель ВУЗа, либо учёный» [10];

- «магистратура готовит студентов к научно-исследовательской и преподавательской работе. Дает возможность продолжить обучение в аспирантуре» [12].

Это при том, что «вопреки распространенному мнению, магистр в России ученой степенью не является, это квалификационная степень высшего образования» [1]. Стоит заметить, что выгодно проходить магистерское обучение, уже располагая местом своего будущего обустройства в вузе, специализацией в потребных дисциплинарных направлениях. При совмещении с преподавательской работой обучения в заочной аспирантуре то же самое. Без этих обстоятельств учеба не очень целенаправленна, а преподавание информационно не сильно богато.  

Конкуренция магистров и кандидатов наук. Кого из таких конкурентов выгодно брать в вуз на работу, как в государственном, так и частном вузе? Вопрос достоин постановки.

Если магистр способен справляться с преподавательской работой умело, а платить ему за работу можно меньше, то выгоден он. Если же конкурс вузов за абитуриентов в силе, а они делают выбор, исходя из качества обучения, то более подходит именно кандидат наук, если не доктор. Но у этих противопоставленных дипломы не должны быть фикциями.

Пока в стране кандидатов, докторов наук в достатке, пока среди них есть безработные, пока идет сокращение численности вузов, претендовать магистру на работу в бакалавриате, не говоря о магистратуре, трудно. Потребны: время, чтобы старшее поколение остепененных лиц отработала свое, ушла, освободила рабочие места. Но важно также воздержание аспирантуры (докторантуры) от интенсивной работы.

Магистры более подходят вузам, где затраты на существование вуза значимы, Но загрузка преподавательского состава численностью студентов тоже играет роль. Но это зависит от специализации вуза, потребности региона в выпускаемых кадрах, шансов трудоустройства по освоенной специальности и др. Но не все поступают туда, где квалификация преподавательского состава высока, где можно выучиться лучше. Бывает выбор и по степени легкости получения оценок, диплома. В таких случаях уровень подготовленности преподавателей может значения не иметь.

Вряд ли в досоветской России такие вопросы по поводу магистратуры ставились, разбирались. Но ныне другие времена.

Выводы:

- для России магистерская квалификация образованного не новинка, а восстановление отмененного в советское время варианта обучения;

- бакалавриат схож по позиции с упраздненным «техникумом», но добавление к нему магистратуры поставило их вместе выше «специалитета»;

- кандидатская ученая степень не лишилась своей ценности, лишь бы это не оказалось формой терпимости к малой численности магистров и докторов наук;

-  права магистров поступать в аспирантуру, не позволяет считать первое из них аналогом, конкурентом второй;

- поступление в аспирантуру после окончания магистратуры в плане временных затрат на учебу дело более протяжное, чем было у специалиста;

- хотя «магистр» не ученая степень, а профессиональная квалификация, такой выпускник не лишен возможности заменять кандидата наук;

- предпочтение в вузах в качестве преподавателей магистров или кандидатов наук (докторов наук) разное.

Библиографический список:

1. А какова иерархия ученых званий и степеней? [Электронный ресурс]. URL // https://otvet.mail.ru/question/ 66927431(дата обращения 29.01.2016).
2. Адибекян О.А. Ваковская головоломка // Электронный научный периодический журнал «Современные научные исследования и инновации». «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 29 (январь) 2016. - С. 127 – 132.
3. Адибекян О.А. Научная поддержка политической карьеры в России // Электронный научный периодический журнал «Современные научные исследования и инновации». «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 16 (декабрь) 2014. - С. 338 – 345.
4. Адибекян О.А. Философско-методологические проблемы социологии науки. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филос. н. - Ереван, 1990. – 202 с.
5. Адибекян О.А. Ценность обучения по-Болонски // Научный вестник № 4/2015. Интеграция науки и образования в новых социально-экономических условиях. Материалы международной научно-практической конференции. - Пятигорск: СКАИТОН, 2015. - С. 11 – 14.
6. Большинство российских вузов выступает против реформы высшего образования [Электронный ресурс]. URL //http://NEWSru.com. 2007. 12 марта (дата обращения 29.01.2016).
7. Бурэ К.С. Реформа высшего образования: экспансия бакалавров и магистров // Вопросы образования. Выпуск № 2. 2008.
8. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи ХУШ в. - 1917 г. - М.: РАН Институт Рос. истории, 1994. - 200 с.
9. История ученой степени доктора наук в России [Электронный ресурс]. URL // http://phdru.com/doctorate/ needed/ (дата обращения 29.01.2016).
10. Кто такие магистры и бакалавры? [Электронный ресурс]. URL // http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/kto-takie-magistry-i-bakalavry/ (дата обращения 29.01.2016).
11. Миронин С.С. Два способа развития науки и история диссертационного дела // [Электронный ресурс]. URL //http://www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/mironin.htm (дата обращения 29.01.2016).
12. Отличие магистра от бакалавра [Электронный ресурс]. URL //http://otvet-plus. ru/o-magistr.htm (дата обращения 29.01.2016).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74.
14. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: пособие для соискателей. – 10-е изд. – М.: ИНФРА – М., 2011 – 240 с.




Рецензии:

11.03.2016, 22:47 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Замысел статьи Адибекяна Оганеса Александровича заключается в показе применения в царской России образовательной квалификации магистра, которая восстановилась в России после подписания Болонской конвенции. Но не все в научно–педагогическом сообществе знают об истории магистерской квалификации, которая относится к досоветскому периоду. В то время она имела иной статус, и это небезынтересно даже для широкого круга читателей. Поэтому автор многосторонне сопоставляет ее с современной кандидатской ученой степенью. В статье выдерживается исторический подход, высказываемые положения поддерживаются ссылками на работы других авторов. Выводы лаконично обобщают представленные в статье положения. Материал, безусловно, будет интересен для современных и будущих магистрантов. На мой взгляд, не хватает сопоставлений с учеными званиями доцента и профессора. Статья достойна публикации.

31.08.2016, 10:08 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: На мой взгляд статья вполне соответствует требованиям журнала и может быть опубликована.

22.01.2017, 10:36 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Статья очень спорная, неоднозначная, но чрезвычайно интересная именно тем, что хочется поспорить с автором! Мне кажется, что публиковать нужно не только прописные истины и всем известные и всеми принимаемые банальности (как видимо полагает г-н Л.Б. Эрштейн), но и то, что вызывает желание подискутировать! Рекомендую к публикации!



Комментарии пользователей:

12.03.2016, 9:28 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Никакого отношения к истории магистратуры данный текст не имеет. По мнению автора собственно средних веков и нового времени не было. Про 13 век - три строчки. Дальше уже досоветсткая Россия. Так миленько. А где вся собственно история вопроса? А чего стоят выражения "К началу нового времени (XVII в.) исследования в указанных направлениях осуществлялись преподавателями учебных заведений, если не добавлять разработчиков новой техники" вот так в 13 веке - "разработчики новой техники". Или "Термин «наука» поначалу не был в ходу, а «философия» выражала скорее гуманитарно-социальные, естественные знания, нежели технические. Защита работ осуществлялась перед составом преподавателей вуза". Вот "не был в ходу" это такое научное выражение. После такого начала читать далее уже не хочется. Понятно что будет опубликовано, хороший пример студентам, ну если так можно писать доктору наук. То студенту можно писать вообще как угодно:) Смешно. Я бы в жизни не рекомендовал это к публикации, кстати история образования это все таки педагогика, а не история. О, еще нашел перл. "- не во всех странах есть ВАК, но наука там на высоте;". Во всех странах наука на высоте? Автор это серьезно? Может ему дать примеры где наука не на высоте? На такое можно давать положительную рецензию если вообще не читать текст:)


12.04.2016, 10:15 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Леонид Борисович! Я виноват перед Вами тем, что расстроил Вас содержанием моей статьи. Извините, что Вам пришлось дочитать ее до конца. Я полагаю, что Вы знали о действии магистратуры в досоветские времена. Но, поверьте, что не все в стране об этом знают. Значит, эта статья написана не для Вас, а для этих остальных лиц. Если вы придираетесь по несущественным моментам к содержанию моей статьи, значит, вы не хотите, чтобы народ знал об этом, а магистратуру принял как подарок в составе избранных положений «Болонской конвенции». У Вас выбор, быть вместе со сторонниками этой конвенции или же с противниками. Я предлагаю Вам написать статью на эту тему, я ее с удовольствием прочту. Если моя 37-я статья в Sci-aeticle-ru не выйдет, я не расстроюсь.


12.04.2016, 10:55 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Смешно. Во первых, никто никого не расстроил. Во-вторых, я ясно изложил свои возражения. Вместо того, чтобы говорить о них, вы сказали что это не существенно. В-третьих, по мне так изложение не существующих фактов в научной статье существенно. В-четвертых, нарушение научного стиля в научной статье, тоже существенно. Но если Вы так не считаете, что же я могу сделать. В этой статье, к сожалению примеры махрового не знания истории науки. Ну если так можно писать в научных статьях, значит так тому и быть, автор считает это "не существенным", что же, его право. Больше тут сказать нечего. Будет она опубликована или нет, мне безразлично - она уже опубликована, вот в этом самом месте.


4.06.2016, 21:51 Ульянова Юлия Семеновна
Отзыв: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Адибекяна О.А. посвящена вопросу подготовки кадров высшей школой в контексте современных реформ и перехода на многоуровневый процесс обучения. Однако и в имперской России практика подготовки магистрантов имела место, что представляет определенный интерес. Для многих выпускников и молодого поколения преподавателей современной России введение магистратуры представляется новацией, которая связана с Болонским процессом. Статья имеет достаточно полный перечень источников, включая монографию автора. На мой взгляд, изложение материала последовательно и логично. Статья рекомендуется к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх