Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 15.03.2016. Последняя правка: 22.03.2016.
Просмотров - 2242

Особенности использования технологии анализа конкретных ситуаций в процессе преподавания студентам медицинского института

Кошимбетова Генжехан Калбаевна

-

Ташкентский педиатрический медицинский институт

ассистент

Аннотация:
В последние годы в педагогике разработаны ряд новых подходов обучения, направленных на обеспечение активной деятельности учащихся и студентов в процессе образования. Целью исследования являлась: изучение особенностей использование педагогической технологии анализа конкретной ситуации, в процессе преподавания студентам медицинского института. Были проанализированы эффективность данного метода в процессе преподавания на кафедре «Амбулаторная медицина, клиническая радиология» Ташкентского педиатрического медицинского института, студентам выпускного курса. Результаты наблюдения показали, что использования кейс метода на учебных занятиях в медицинских ВУЗах, позволяет студентам выпускного курса раскрывать и демонстрировать свои способности, повышает навыки работы на командной основе, а также повышает эффективность учебного процесса.


Abstract:
In recent decades, the pedagogy developed a number of new training approaches aimed at ensuring the active work of pupils and students in the educational process. The aim of the study was to study the features of the use of educational technology analysis of the specific situation in the teaching of medical school students. The effectiveness of this method were analyzed in the course of teaching at the department of "Ambulatory Medicine, Clinical Radiology" of the Tashkent Pediatric Medical Institute, graduate students. Observations have shown that use of case method in the classroom in medical schools, allows final year students to discover and demonstrate their abilities, improves skills because of the command, as well as increases the effectiveness of the educational process.


Ключевые слова:
студент; медицина; педагог; интерактивный метод обучения.

Keywords:
student; medicine; educator; interactive teaching method.


УДК 378.147.227:88/095

Актуальность. Организация и проведение эффективного обучения студентов медицинских ВУЗов остаётся одним из актуальных направлений, как в области общей педагогики, так и медицинского образования [1, с.24]. При этом, системный подход является одним из  главных условий современной педагогической технологии в процессе обучения будущих кадров [4, с. 248]. В последние годы в педагогике высшего образования разработаны ряд новых подходов обучения, направленных на обеспечение активной деятельности студентов в процессе обучения [3, c. 862].

В частности, в данную группу входят проблемное обучение, деловые игры, ролевое разыгрывание, контекстное обучение и др. Следует отметить, что подготовка каждого такого занятия представляет собой настоящее исследование, требующее высокого профессионализма, творческого подхода и значительных затрат времени [2, с.15].

Цель. Изучение особенностей использование педагогического метода анализа конкретной ситуации (кейс метода), в процессе преподавания студентам медицинского ВУЗа.

Материалы и методы. Были проанализированы 48 литературных источников, посвящённых проблеме использования интерактивных методов преподавания в процессе обучения на медицинских образовательных учреждениях. В частности, из них 27 литературных источников были посвящены кейс методу, как одному из часто используемых методов педагогической технологии. Одновременно, были проанализированы эффективность данного метода в процессе преподавания на кафедре «Амбулаторная медицина, клиническая радиология» Ташкентского педиатрического медицинского института, студентам выпускного курса. Оценивание эффективности данного метода проводилось путём тестирования, сравнения текущих оценок, результатов промежуточного оценивания.  

Результат и обсуждение. Во многих литературных источниках одним из методов анализа конкретных ситуаций описывается - кейс метод (КМ).

Данный метод имеет следующую характеристику:

v По технологии применения - относится к методу решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.

v Главный акцент - при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.

КМ был применён в ходе обучения студентов выпускного курса, на цикловом занятии по предмету «Поликлиническая педиатрия с реабилитологией», на кафедре «Амбулаторная медицина, клиническая радиология» Ташкентского педиатрического медицинского института. Были привлечены 6 академических групп, составляющих общей сложностью из 62 студентов.

При проведении КМ студентам давались клинические случи, которые они должны были решить исходя из полученных знаний и имеющихся возможностей. В частности, решить клинические случи (задачи) используя возможности семейной поликлиники, при этом особое внимание уделялся навыкам консультирования и работы с трудно консультируемыми пациентами.

Как показали наши наблюдения, даваемая студентам клиническая задача доложена была удовлетворять следующим требованиям:

  • Должна допускать различные варианты решения.
  • Быть приближенным к жизни и действительности, позволяя установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
  • Должна содержать проблемы и конфликты.
  • Быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов.
  • Предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.

Перед использованием конкретных клинических задач, каждая проходила рецензирование у группы специалистов, и после этого рекомендовалась для использования в педагогической деятельности.

При организации и проведении КМ мы обращали внимание на следующие основные организационные особенности обучающего метода: корректная постановка проблемы, наличие альтернатив путей ращения.

Следует отметить, что в ходе проведения КС, были выделены ряд критерий, показывающие эффективность работы по данному методу. К ним относились: обучающиеся работают как единая учебная группа, где обсуждение конкретной клинической ситуации осуществлялся по типу ученик-ученик; высокая степень участия всех. При этом, обсуждение велся на трех уровнях: обсуждение чужой проблемы; роль одного из героев КС; студенты по собственной инициативе проецируют события на себя. Но самое главное при этом, преподаватель является направляющим лицом, а не управляет обсуждением.

В данном исследовании студентам были даны группа больных с определенной патологией. Студенты должны были провести не только общее клинические обследования пациентов, но должны были выявить причины заболеваемости, изучить анкетные и анамнестические данные, при необходимости обоснованно назначить, проконтролировать и интерпретировать клинико-лабораторные и инструментальные исследования.

В ходе наблюдение за действием студентов нами было отмечено, что студенты, для решения конкретной клинической ситуации, стремятся самостоятельно прочесть дополнительные литературные источники. Также, используя Inter-NET, стремятся более подробно узнать о новых методах лечения и реабилитации конкретной патологии у наблюдаемых пациентов.

Учитывая, что обучаемые нами студенты являются обучаемыми выпускного курса медицинского института, они самостоятельно разрабатывали план лечения пациентов, но под наблюдением педагога. В течение 3 дней студенты должны были проконтролировать эффективность назначенной терапии. На проведении данного метода, учитывая специфику обучения, отводилось 6 дней. Одновременно, учитывая, что на проведение КМ, отводились в основном учебные часы из самостоятельной работы, длительность проведения метода не шёл в противовес с основной учебной работой.

В конце обучения КМ, студенты предоставляли презентацию с указанием цели и задач, поставленных перед ними, со списком литературных источников, где они получили дополнительную информацию о заболевании, результаты своих наблюдении, выводов и рекомендации. При этом студентам давалось возможность самим разрабатывать реабилитационные мероприятия.

После проведение данного метода обучения, проводили анализ усвоения проеденного материала студентами путём тестирования и методом блиц-опроса, одновременно оценивали полученные знания в процессе промежуточного опроса. Как показали наши наблюдения, применение кейс метода в процессе практических занятий и часы самостоятельной работы студента, способствует более стойкому укреплению пройденного материала по отношению к тематикам, проеденным традиционными путями преподавания.

Учитывая, что данный метод требует определённого времени организации и проведения, мы рекомендуем использовать КМ на практических занятиях, рассчитанных на 6-8 учебных часов. Также данный метод может быть использован в процессе самостоятельной работе студентов, с внесением итогов работы на обсуждение во время аудиторной работы.

 Вывод. Использования кейс метода на учебных занятиях в медицинских ВУЗах, позволяет студентам выпускного курса раскрывать и демонстрировать свои способности, повышает навыки работы на командной основе, а также повышает эффективность учебного процесса.

Библиографический список:

1. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2, 23-25 стр.
2. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000, 18 стр.
3. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
4. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., проф. Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.




Рецензии:

15.03.2016, 21:12 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Толково. Единственное что ну все же исправьте стилистические ошибки. "При этом, системный подход является главным отличительным признаком педагогической технологии от других подходов к обучению будущих кадров [4, с. 248].". Это не по-русски написано. А так после исправления ошибок к публикации рекомендую. Я сам, в силу того, что интересуюсь методикой обучения будущих врачей давно уже говорю что кейс метод это то, что требуется. В принципе статья имеет большой потенциал развития, там еще много о чем написать можно. Но как начальный этап, если исключить ошибки очень не плохо.

22.03.2016 8:08 Ответ на рецензию автора Кошимбетова Генжехан Калбаевна:
Уважаемый Леонид Борисович, спасибо за рецензию Ваши замечания учтены и исправлены. Ещё раз благодарю за рецензию.

16.03.2016, 12:43 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: 1) Статья "Особенности использования технологии анализа конкретных ситуаций в процессе преподавания студентам медицинского института" представляет результаты прикладного исследования по методам обучения. Автору рекомендуется откорректировать Тему и пересмотреть статью на предмет размещения в разделе Педагогика (более общем). 2) Статья не содержит аргументов, из которых можно было бы сделать тот вывод, что предложен автором. 3) В статье рассогласование между темой, аннотацией, содержанием и выводами: в Теме заявлены "особенности технологии", в Аннотации - "результаты анализа эффективности метода...", в Содержании - "использование клинических (? - вообще термин не педагогический") задач...", а в выводах - утверждение о повышении эффективности (на сколько? и чем измерено?) метода... и повышении навыков работы (на сколько?, в сравнении с ?, чем измерено?). 4) В статье ни слова о теоретико-методологической основе в сфере образования (ни теорий/концепций, ни методологии собственно "образования" как одной из категорий педагогики - НЕ ОБУЧЕНИЯ). 5) УДК относится к организации обучения (а не образования). Автору рекомендуется также самоконтроль по паспортам специальности ВАК. СТАТЬЯ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации в разделе "Образование", в принципе.
22.03.2016 9:09 Ответ на рецензию автора Кошимбетова Генжехан Калбаевна:
Уважаемая Галина Валентиновна, спасибо за рецензию. Ваши замечания учтены и внесены корректированные изменения в статью, а также статья помещена в раздел "Педагогика". В последующем при подготовке других статьей, посвящённых проблеме преподавания на медицинских ВУЗах, Ваши замечания также будут учтены. Ещё раз благодарю за рецензию.

17.03.2016, 9:03 Турдыева Шохида Толкуновна
Рецензия: Хорошая статья, после коррекции стилистических и орфографических ошибок, рекомендую к публикации в разделе "Педагогика"



Комментарии пользователей:

23.03.2016, 11:48 Шайхова Мунира Икрамовна
Отзыв: Хорошая актуальная статья.


19.12.2016, 13:20 Носирова Гульмира Рамзитдиновна
Отзыв: Статья хорошая


Оставить комментарий


 
 

Вверх