Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №32 (апрель) 2016
Разделы: Политология
Размещена 08.04.2016.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Андрияш Виктория Ивановна

Кандидат политических наук, доцент

ЧГУ имени Петра Могилы

Преподаватель

Евтушенко Александр Никифорович, доктор политических наук, профессор, Институт государственного управления, Черноморский государственный университет имени Петра Могилы


Аннотация:
Современное развитие услуг, предоставляемых муниципальными образованиями потребителям, носит объективный характер и определяется рядом факторов. Во-первых, развитие услуг превратилось в объективную потребность не только граждан (потребителей), но и производителей, которые создают условия для получения большей части уже известных видов услуг, способствующих экономии времени и средств, создают комфорт и предоставляют гарантии качества потребляемой продукции. Во-вторых, развитие научно-технического прогресса формирует новые предпосылки для дальнейшего расширения услуг, возникает необходимость развития сферы обслуживания и на ряду с этим обеспечивается развитие услуг.


Abstract:
The modern development of the services provided by municipalities to consumers, is objective in nature and depends on several factors. Firstly, the development of services has turned into an objective need for not only citizens, but also of consumers and producers, who prefer those that create the conditions for the majority of the known types of services that contribute to saving time and money, create comfort and provide a guarantee of consumption product quality . Secondly, the increase in scientific and technological progress creates new conditions for further expansion of the services generated by the need to develop services and along with that provided services development.


Ключевые слова:
материальные блага; услуга; государственные; муниципальные; общественные; управленческие; социальные услуги; муниципальные услуги; публичные услуги; виды услуг.

Keywords:
material goods; service; state; municipal; public; administrative; social services; municipal services; public services; services.


УДК 342.1 

Одной из трех основных функций местного самоуправления (защита от давления центральной власти; обеспечение участия граждан в принятии управленческих решений; эффективного и качественного обеспечения населения услугами) является производство муниципальных услуг высокого качества, которые выступают основным продуктом деятельности муниципального образования.

Муниципальные услуги не только дают возможность должным образом удовлетворить потребности населения, они являются продуктом деятельности муниципальных образований, а их эффективное предоставление формирует и определяет основную миссию муниципального образования как организации.

В современных условиях в Украине происходит изменение роли органов местного самоуправления (далее – ОМС) в направлении более широкого удовлетворения потребностей населения в качественных и доступных муниципальных услугах. Однако на законодательном уровне вопрос о распределении услуг, которые должны предоставлять ОМС, а именно, их разделение на обязательные и необязательные, платные и бесплатные до сих пор не урегулирован. Кроме того, сегодня отсутствует единая система сертификации и стандартизации существующих муниципальных услуг.

Целью статьи является установление особенностей понятия «муниципальные услуги», определение их классификации, и основных проблем в сфере предоставления таких услуг.

Прежде чем охарактеризовать систему муниципальных услуг, стоит проанализировать особенности услуг, как продукта человеческой деятельности, поскольку, человек удовлетворяет свои потребности с помощью материальных благ и получения соответствующих услуг.

Материальные блага – это вещи, предметы, которые можно увидеть и почувствовать на ощупь, подержать в руках: жилье, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства и т.д. Во времена натурального хозяйства основная часть материальных благ производилась людьми самостоятельно: выращивание хлеба, ткачество, шитье, изготовление средств производства и т. п. Современное общество большую часть материальных благ производит и формирует в виде товара, потом человек получает их на рынке, в магазине и т.д. Остальную часть человеческих потребностей удовлетворяют с помощью услуг («действий, приносящих пользу, помощь» [6, с. 828]), в которых отсутствует материальная форма. Основная разница между материальными благами и услугами представлена в табл. 1.

Таблица 1. Разница между материальными благами и услугами

Материальные блага (продукт)

Услуги

Осязаемость

Неосязаемость

Существуют отдельно от производителя

Неотделимы от производителя

Качество можно измерить с помощью определенных параметров (характеристик)

Качество колеблется в широких пределах в зависимости от производителя, места и времени предоставления (изменчивость качества). Измерение качества ряда услуг затруднено

Подлежат сохранению в течение определенного времени

Не могут быть сохранены

Могут перемещаться на значительные расстояния

Место производства и потребления услуги совпадают

 

Однако, несмотря на различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и на предоставление услуг расходуется человеческий труд. Хотя часть услуг человек предоставляет себе сам, или ему их предоставляют члены семьи в пределах домохозяйства. Например, женщина готовит еду для всей семьи, стирает белье и т.д.

С развитием цивилизации людям нужно все больше и больше услуг. В то же время не все услуги, которые нужны человеку, связаны с местом его обитания (например, туристические, курортные, банковские и другие услуги). Однако подавляющее большинство услуг люди получают именно там, где живут и работают, поэтому эти услуги мы будем называть «муниципальными».

Услуга – это вид полезной деятельности, которая не ставит целью изготовления и создания материальных ценностей или самостоятельных видов продукта. В соответствии с положениями ГОСТа 30335-95 / ГОСТ 506-46-94 «Услуги населению. Термины и определения» и международным стандартом ИСО 9004-2 под понятием «услуга» понимают «результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей заказчика» [4]. Это результат одного или нескольких процессов, выполненных субъектом местного самоуправления. Дефиницию «услуга» обычно используют для обозначения нематериальной продукции. В кратком словаре маркетинга указано, что услуга это «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и, которые в основном не ощутимы, и не приводят к завладению чем-либо» [2, с. 31-32]. В частности, в ISO 9001 упоминается «продукция», под которой понимают как продукцию в целом, так и услуги, которые предоставляются субъектами местного самоуправления. Обычно, когда говорят об услуге, то имеют в виду ее нематериальный характер, однако услуга может иметь и некоторые материальные составляющие (например, консультационные брошюры, контейнеры для отходов, приюты и т.д.) [10].

Под понятием «услуга» понимают совершение уполномоченным субъектом действий для удовлетворения потребностей и прав других лиц, или все, что приносит пользу другому лицу [9, с. 25]. Поэтому если уполномоченным субъектом предоставления услуг являются органы государственной (исполнительной) власти и государственные учреждения, организации, предприятия, такие услуги называются государственными [3]. Государственные органы могут делегировать их исполнение органам местного самоуправления. Услуги, предоставляемые ОМС, коммунальными предприятиями, учреждениями это муниципальные услуги [13, с. 11].

К муниципальным услугам относятся услуги, которые «предоставляются предприятиями и организациями в порядке выполнения делегированных полномочий за счет средств местного бюджета в месте проживания человека, за обеспечение которых ОМС несут определенную ответственность» [8].

Муниципальная услуга является результатом деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, других субъектов хозяйствования всех форм собственности, в пределах их компетенции. Муниципальная услуга направлена на удовлетворение потребностей в реализации законных прав, потребностей и интересов физических и юридических лиц, проживающих и / или осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

По мнению В. Тимощука муниципальные услуги это «услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и коммунальными предприятиями, учреждениями, организациями» [1, с. 494].

Исследователь А. Мельник, например, отмечает, что «...услуги являются одним из продуктов деятельности муниципальных образований, а их эффективное предоставление определяет миссию муниципального образования как организации. При этом услуга является особым продуктом деятельности. В отличие от производства материальных благ, где затрачиваемые ресурсы и результаты труда имеют, как правило, наглядную, физически ощутимую форму, производство услуг направлено непосредственно на человека, а результат труда не набирает в большинстве случаев формы вещей» [5, с. 31].

И хотя термин «муниципальные» не употребляется в украинском законодательстве (Конституция Украины и Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» для характеристики деятельности самоуправляющихся институтов содержат термин «коммунальные»), это понятие более удачное, поскольку охватывает не только сферу «коммунальных услуг», которые ассоциируются с услугами водо- и теплоснабжения, но и касаются таких аспектов деятельности ОМС, как рассмотрение обращений граждан, управление объектами коммунальной собственности, инфраструктуры и т.д. [11, с. 42].

Понятие «муниципальные услуги» в данном случае указывает на локальный характер, то есть на место обитания человека, где оказываются услуги.

В законодательстве европейских стран предусмотрено несколько видов услуг, которые обязательно предоставляются ОМС, прежде всего:

  • муниципального развития;
  • защиты окружающей среды;
  • управления жилым фондом;
  • управление водными ресурсами и водообеспечением;
  • содержание системы канализации, муниципальных кладбищ, местных общих дорог и мест общего пользования;
  • функционирование местного общественного транспорта;
  • пожарная охрана
  • обеспечение общественной безопасности;
  • поставка энергоносителей;
  • управление образовательными учреждениями;
  • услуги социального обеспечения и здравоохранения;
  • защита прав меньшинств и т.д. [12, с. 422].

К муниципальным услугам относятся: жилищно-коммунальные, транспортные (на территории поселения), бытовые, торговые, образовательные, медицинские, культурные, развлекательные и другие услуги. К ним также следует отнести и услуги по обеспечению общественного порядка, обустройства и содержания территории, обеспечение её экологического, санитарного состояния и т. п.

Заметим, что «комплексное социально-экономическое развитие» муниципального образования, означает целенаправленное изменение экономической ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг.

Использование термина «муниципальные услуги» означает, то, что они предоставляются именно ОМС. А также то, что потребители (население) получают их именно в муниципальном образовании. Перечень основных муниципальных услуг, предоставление которых должна обеспечить местная власть, перечисляется в законодательстве страны. Их потребителями являются жители, предприятия и организации города, обслуживающие потребности населения. Школам и больницам нужны тепло, вода, электроэнергия, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений и т. п.

Таким образом, муниципальные услуги населению являются производными от функций местного самоуправления и направлены на решение вопросов местного значения в интересах местного населения. Итак, результатом реализации функций местного самоуправления являются муниципальные услуги, предоставляемые ОМС членам территориальных общин. В Украине функции ОМС определены в Законе «О местном самоуправлении в Украине» (ст. 27-41), согласно его положениям исполнительные органы местных советов наделены полномочиями по обеспечению:

  • социального, экономического и культурного развития общин;
  • формирования местного бюджета;
  • управления коммунальной собственностью;
  • содержания и развития жилищно-коммунальных хозяйств;
  • бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи;
  • строительства;
  • образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта;
  • регулирования земельных отношений и охраны окружающей среды;
  • социальной защиты населения;
  • внешнеэкономической деятельности;
  • оборонной работы;
  • решения вопросов административно-территориального устройства;
  • обеспечения законности, правопорядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан;
  • награждения государственными наградами Украины [12, с. 486].

Законом «О местном самоуправлении в Украине» также предусмотрено, что определенную часть указанных полномочий составляют делегированные, которые могут быть обеспечены за счет средств государственного бюджета.

Специфическими свойствами муниципальных услуг являются:

  • необходимость бесперебойного оказания услуг;
  • необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту жительства человека;
  • увеличение количества потребителей услуг не влечет за собой уменьшение их полезности для каждого;
  • практическая невозможность ограничения доступа потребителей к некоторым муниципальным услугам;
  • местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. д. [7, с.118].

Запланированные и начатые реформы в Украине направлены на создание условий для укрепления и развития местного самоуправления, посредством: стимулирования создания объединений жизнеспособных территориальных общин; усиления их бюджетных полномочий, расширение финансовой самостоятельности; дальнейшего упорядочения основных процессов деятельности ОМС; повышения эффективности предоставления услуг населению. Все эти меры вместе призваны обеспечить ОМС необходимыми ресурсами и базой для качественного предоставления услуг населению [11, с. 45].

Таким образом, реформа местного самоуправления начата в 2014 году в Украине, направлена на создание территориальных общин, которые имеют необходимые ресурсы (в первую очередь финансовые), достаточные для предоставления населению полноценных муниципальных услуг. В связи с проведением реформы должен быть пересмотрен имеющийся перечень, качество и объем муниципальных услуг, предоставляемых населению определенного муниципального образования. Его изменение должно зависеть от природно-климатических условий, специфики социального и демографического состава населения, имеющихся финансовых возможностей, перспектив развития и т.д. Кроме того, муниципальные образования должны получить право самостоятельно устанавливать и регулировать минимальные муниципальные социальные стандарты, которые будут определять как объемы, качество и периодичность оказания отдельно взятых муниципальных услуг, так и нормы расходов местного бюджета для предоставления этих услуг.

Библиографический список:

1. Адміністративна процедура та адміністративні послуги. Зарубіжний досвід і пропозиції для України / авт. упоряд. В. П. Тимощук. – К. : Факт, 2003. – 340 с.
2. Коліушко І., Тимощук В. Управлінські послуги – новий інститут адміністративного права // Право України. – 2001. – № 5. – С. 30-34.
3. Космідайло І.В. Державні послуги: місце в системі державного управління та їх класифікація [Електронний ресурс] // Ефективна економіка. – 2012. – № 7. – Режим доступу : http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=1250 (дата обращения 10.02.2016)
4. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / Под общ. ред. В. В. Маркина, А. В. Осташкова. – М.: Эксклибрис Пресc, 2010. – 321 с.
5. Муніципальний менеджмент : навч. посіб. / за ред. А.Ф. Мельник. – К. : Знання, 2006. – 420 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук.; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 886 с.
7. Пікулькін А.В. Система державного управління: підручник для вузов. 2-е видання, перероб. і доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 195 с.
8. Про схвалення Концепції розвитку системи надання адміністративних послуг органами виконавчої влади : розпорядження Кабінету Міністрів України : від 15 лютого 2006 р. : № 90-р // Офіц. вісн. України. – 2006. – № 7. – 126 с.
9. Публичные услуги и право: науч.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Норма, 2007. – 416 с.
10. Системи управління якістю при наданні муніципальних послуг у відповідності до вимог ISO 9001:2008: існуючі практики та напрями удосконалення. Аналітичне дослідження, виконане в рамках Проекту ПРООН «Муніципальна програма врядування та сталого розвитку» http://www.minregion.gov.ua/attachments/content-attachments/1395/System_quality_PROON2012.pdf (дата обращения: 11.02.2016).
11. Скороход О.П. Надання послуг населенню органами місцевого самоврядування як пріоритет діяльності місцевої громади. Соціально-економічна та регіональна політика // Стратегічні пріоритети. – № 1. – 2010. – С. 41-46.
12. Темеши І. Місцеве самоврядування в Угорщині / І. Темеши; за заг. ред. Т. М. Хорват // Децентралізація: експерименти та реформи. – Будапешт, 2000. – 620 с.
13. Тимощук В. Адміністративні послуги: посібник / В. Тимощук; Швейцарсько-український проект «Підтримка децентралізації в Україні – DESPRO». – К. : ТОВ «Софія-A», 2012. – 104 с.




Рецензии:

8.04.2016, 16:27 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александровчич. Тема статьи Андрияш В.И. в теоретическом плане познавательных неясностей не содержит. Структура органов государственной власти давно разделена на центрально-федеральный, губернский и муниципальный уровни, где на среднем уровне- республики федерации, области и края государства, иногда автономии, а внизу города, объединения сел. В то же время на ветви, где законодательные органы, президент - губернатор - мэр, министерско-исполнительные органы и суды. Приходится считать, что статья сопоставляет нижний и средний уровни управления с выяснением разделенности между ними оказания потребных населению услуг. Если «местное управление» - управление среднего ранга, если оно стоит выше муниципального, то полномочия низшему органу задаваемы в режиме делегирования. Но это дело не вольное, а в рамках действий высшего, центрального органа, даже конституции страны. Органы низшего ранга могут приписать себе все, что угодно. Но как к этому отнесется вышестоящий уровень управления, если не идти выше? На Украине спокойствия между средними и высшим уровнями управления страной пока нет. Центр желает максимума, а средний уровень желает побольше. Поэтому, пока позиции не определятся, заниматься оказанием услуг на низшем уровне будет трудно. Статья по ценности значима, ожидания и предложения автора полезны, но стоило работу сделать так, чтобы все уровни управления населением страны были учтены. Публиковать или не публиковать работу на усмотрение редакции Sci-article.ru.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх