Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №32 (апрель) 2016
Разделы: Регионоведение, Туризм, Экономика
Размещена 23.04.2016. Последняя правка: 25.04.2016.
Просмотров - 7414

PR-мероприятие, как средство улучшения туристской привлекательности региона на примере республики Крым

Нефедова Наталья Александровна

Специалист по сервису и туризму

Российский Новый Университет

Студент, кафедра Рекламы и связей с общественностью (магистратура)

Костин Анатолий Викторович, доктор политических наук, профессор кафедры философии Российского нового университета (РосНОУ)


Аннотация:
Крым – должен стать важным туристическим кластером Российской Федерации. Для того чтобы достигнуть этого звания, необходимо провести ряд мероприятий направленных на развитие туристической инфраструктуры и повышение туристской привлекательности территории. В настоящей статье приводится важность использования методов PR-деятельности, а именно, разработка и реализация PR-кампании, нацеленной на улучшение туристской привлекательности региона, путем задействования знаний и сил молодых специалистов. А также, предложен примерный план подготовки и проведения PR-кампании по улучшению туристской привлекательности республики Крым.


Abstract:
Crimea - is to become an important tourist cluster of the Russian Federation. In order to achieve this rank, you need to hold a series of activities aimed at the development of tourism infrastructure and increase tourist attractiveness of the area. In this article the importance of using the methods of PR-activity, namely, the development and implementation of PR-campaigns aimed at improving the tourist attractiveness of the region, through the application of knowledge and energy of young professionals. And also, there is provided a rough plan of preparation and holding of PR-campaign to improve the tourist attractiveness of the Republic of Crimea.


Ключевые слова:
маркетинг территорий; туризм; pr-мероприятие; республика Крым; туристская привлекательность; социальный проект

Keywords:
marketing areas; tourism; public relations; event; Republic of Crimea; tourist attraction; social project


УДК 332.14

Введение
Крым – уникальный и многогранный уголок природы – заповедник, поражающий своей древностью и разнообразием, в котором отражены исторические события, культура и религия разных народов и разных эпох.
С 1992 г. Крым являлся Автономной республикой в составе Украины и оставался в ее составе более 20 лет. 16 марта 2014 г. на общекрымском референдуме было принято решение о присоединении Крыма к Российской Федерации. Следовательно, воссоединение Крыма с Россией ставит перед страной новые задачи по развитию туристической отрасли. Потребуются существенные экономические, административные и интеллектуальные усилия для восстановления объектов размещения и посещения туристов со стороны не только государства, но и частных инвесторов. Так одним из инструментов для развития туризма на полуострове, возможно использование PR-мероприятий.

Актуальность
Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, поскольку использование PR-инструментов, в том числе, проведение масштабных PR-мероприятий для повышения туристской привлекательности региона, является эффективным методом продвижения имиджа территории и позволяет решить задачи не только на региональном, но и федеральном уровнях.

Цель работы – проведение анализа состояния туристской инфраструктуры полуострова Крым и разработка PR-мероприятия по улучшению его туристской привлекательности.

Научная новизна статьи заключается в том, что на основе анализа состояния туристской инфраструктуры полуострова Крым, была разработана новая уникальная PR-кампания по улучшению туристской привлекательности республики Крым, которая может быть применена и в других регионах страны.

Благодаря своему уникальному расположению, богатой истории с многочисленными памятниками природы и архитектуры – Крымский полуостров многие считают одним из самых красивых и загадочных мест нашей страны. Здесь любой путешественник сможет найти отдых на свой вкус:
- любителям истории и архитектуры – полуостров предлагает множество дворцов, крепостей, музеев, памятников славы и др.;
- любителям памятников природы – большой крымский каньон, вершина Ай-Петри, ботанические сады, бухты, пещеры, водопады;
- любителям «ленивого» отдыха на берегу моря – песчаные пляжи на западе для семей с детьми, южный берег для молодежи;
- лечебные здравницы Крыма предлагают совместить отдых на море с качественным крымским лечением.
Следовательно, одним из стратегических направлений регионального развития республики Крым является рекреационная специализация полуострова, благодаря характеру природно-ресурсного потенциала, заповедных зон, историко-культурного наследия.
До присоединения Крыма к Российской Федерации процесс развития туризма на полуострове затормозился. В составе Украины в Крыму вырос уровень тенизации туристической экономики региона, где на первое место вышел частный сектор, а структурированный санаторно-курортный отдых уступил место неорганизованному пляжному туризму.
После присоединения Крыма к РФ к проблемам туристской инфраструктуры еще прибавилась проблема ценообразования. С переходом на рубль местное население и отдыхающие заметили значительный рост цен, при этом качество предоставляемых услуг осталось на низком уровне.

На фоне этих событий, отмечается рост негативных отзывов, особенно среди постоянных туристов. Самые большие проблемы отмечаются с дорожным сообщением (отмена прямого ж/д транспорта), рост цен на питание и проживание, отношение обслуживающего персонала среди местного населения к туристам, необорудованные и грязные места общественного пользования (пляжи, аллеи, места отдыха). Именно эти проблемы в первую очередь необходимо решить для восстановления и развития туристической отрасли республики Крым.

В апреле 2015 г. ФОМ (Фонд «Общественное мнение») попросил крымчан сделать прогноз на будущий туристический сезон. Результаты опроса представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Опрос крымчан о предстоящем турсезоне

В Российском союзе туриндустрии объяснили, что 2014 г. считался провальным, и за прошедшее время транспортная ситуация на полуострове значительно улучшилась. И в 2015 г. туристический поток в Крым увеличился на 70-80% по сравнению с 2014 г., а по сравнению с докризисным 2013 г. - в среднем на 15-20%.
Таким образом, рост потока туристов в 2015 г. произошел благодаря улучшению транспортной ситуации на полуострове, а провал 2014 г. объясняется снижением спроса, вызванного отказом или невозможностью отдыха у граждан Украины (в связи с политическими причинами).

Переходный период присоединения Крыма проходит, полуостров стал заметно развиваться. В настоящее время одной из главных задач правительства РФ выступает интеграция Крыма в выстраиваемую туристическую систему России. И сейчас нужен научный стратегический анализ крымского туристского потенциала и различных вариантов его развития. Проблему развития туризма Крымского полуострова можно решить путем изменения самих подходов к привлекательности полуострова. Одним из таких путей является разработка и реализация крупномасштабной PR-кампании, нацеленной на улучшение туристской привлекательности региона, путем задействования знаний и сил молодых специалистов.
Суть PR-кампании заключается в организации и реализации молодежного проекта по благоустройству и развитию туристического кластера – республики Крым. Данный проект подразумевает участие в основном молодого поколения – выпускников и студентов последних курсов профильных ВУЗов, что позволяет привлечь внимание молодежи к проблемам в регионе и задействовать их знания и силы в развитии региона.
Одной из главных целей PR-кампании – придать проекту федеральное значение, а в случае успешных результатов по окончанию проекта, использовать данный опыт в будущем в других регионах страны.
Основная задача студентов и выпускников профильных вузов социально-культурного сервиса и туризма, работа или стажировка по профессиям: горничные, официанты, экскурсоводы, консьержи, операторы продаж для турфирм, гостиниц и другие специалисты среднего звена в гостиничном и туристическом секторе.
Студенты и выпускники аграрных, архитектурных и строительных ВУЗов, смогут применить свои знания в секторе по благоустройству курортных территорий республики Крым.
Студентов и выпускников факультетов журналистики, рекламы и связей с общественностью планируется привлечь для освещения реализации проекта в течение всего курортного сезона. В обязанности, которых будет входить также мониторинг общественного мнения, ведение новостных колонок в местных СМИ, в социальных сетях и блогов в интернет-ресурсах.

По результатам общественного мнения одна из проблем в туротрасли Крымского полуострова – отсутствие клиентоориентированности.
Это проблема, которую Крыму необходимо решать, если власти республики серьезно настроены на привлечение потока обеспеченных российских туристов. Любой турист, который хотя бы раз отдыхал на крымском побережье, знаком с определенным крымским «сервисом».
Решение проблемы клиентоориентированности с помощью проекта.
Выпускники и студенты ВУЗов по направлениям ресторанный бизнес, гостиничное дело, социально-культурный сервис и туризм, смогут пройти стажировку или начать карьеру в одном из привлекательных, перспективном и развивающимся регионе Российской Федерации в сфере обслуживания. Главной задачей, которых будет являться улучшение качества предоставления услуг.
Молодые люди заранее должны пройти короткие курсы подготовки по своему профилю (туризм, гостиница, ресторан) и присоединится к работникам сферы обслуживания тех объектов, где требуется заменить или дополнить персонал новыми специалистами.
Таким образом, предполагается «изменить» отношение существующего персонала к гостям, стать примером «частникам» и выйти на европейское качество обслуживания, или на обслуживание хотя бы не хуже, чем в Турции или в Египте.
На базе подготовки новых специалистов, необходимо провести переподготовку и аттестацию всех работников конкретных объектов сферы услуг по повышению качества обслуживания.

Второй проблемой туротрасли Крымского полуострова является проблема изношенности инфраструктуры.
По словам министра курортов и туризма Крыма Елены Юрченко на возрождение туристической инфраструктуры полуострова необходимо истратить порядка $ 500 млн. В такую сумму оценивается восстановление 163 объекта санаторно-курортного комплекса, которые были национализированы. Большая часть из них (около 60 %) находятся в полуразрушенном состоянии. На данный момент на полуострове работают 825 баз размещения туристов, однако только два десятка отелей – «не хуже турецких или египетских», где действует система «все включено».

Еще одной большой проблемой инфраструктуры Крыма является отсутствие благоустроенных территорий в местах скопления туристов. А именно, не хватает банальных урн или скамей в местах отдыха, а также сотрудников, отвечающих за чистоту и порядок на определенных участках, что приводит к загрязнению, антисанитарии и антипривлекательности территории.
Решение проблемы отсутствия благоустроенных территорий с помощью проекта.
Студентов и выпускников профильных ВУЗов по направлению архитектура, дизайн и искусство планируется привлечь на благоустройство мест отдыха, а именно: пляжи, аллеи, скверы и другие территории массового посещения, пользования.
Необходимо создать участковые отделения на определенных районах, в полномочия которых будут входить:
- обеспечение участков дежурными специалистами по слежению за чистотой и порядком;
- оборудование мест отдыха необходимыми средствами (урны, скамьи, детские площадки, беседки и др.);
- оборудование пляжей необходимыми средствами (урны, скамьи, пункты выдачи лежаков, пункты оказания скорой медицинской помощи);
- обеспечение курортных мест киосками (или точками) предоставляющих информацию о туристических агентствах, банках, магазинах, аптеках, транспортном сообщении и т.д., а также, оснащение туристов буклетами и путеводителями по региону.

Данный проект примечателен также тем, что оплата труда молодых специалистов без опыта работы предполагает меньшие затраты для бюджета региона (страны), чем специалистов с опытом. А студентам предлагается трудиться на базе неоплачиваемой стажировки, но с рассмотрением вариантов оплаты проживания, питания или выплаты стипендии.
Планирование и реализация подобной PR-кампании по улучшению туристской привлекательности республики Крым, привлечет внимание правительства, а также инвесторов на решение проблем общими усилиями.

Подготовка и план проведения PR-кампании
Для достижения поставленной цели необходимо провести следующие мероприятия:
1. Создать сайт о проекте, с открытой записью на вакантные места.
2. Собрать конференцию, с участием СМИ, для получения поддержки со стороны правительства.
3. Организовать крупномасштабный молодежный форум в рамках данного проекта.
4. Отпечатать буклеты с информацией о проекте и разослать партии в высшие учебные заведения, в первую очередь, центрального федерального округа РФ и республики Крым.
5. Задействовать в освещении проекта и дальнейшем совместном сотрудничестве следующие организации: Российский союз молодежи (ruy.ru), ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (rospatriotcentr.ru), Федеральное агентство по делам молодежи (fadm.gov.ru), Комиссия по поддержке молодежных инициатив общественной палаты РФ (oprf.ru), Общероссийский молодежный журнал «Наша молодежь» (nasha-molodezh.ru), поисковый сервер по трудоустройству HeadHunter (hh.ru) и др.
6. Провести открытые конференции, посвященные данному проекту в определенных ВУЗах страны.
7. Произвести набор специалистов-наставников для работы с молодежью до начала проекта и непосредственно для контроля работы на месте.
Реализация подобного проекта поможет решить одну из главных проблем туротрасли Крымского полуострова. Проблему качества обслуживания в индустрии гостеприимства (средства размещения, пункты питания) путем внедрения молодых специалистов и повышение квалификации существующих сотрудников. И проблему благоустройства территории, также путем внедрения молодых специалистов и создания, облагораживания зон отдыха необходимым инвентарем и специалистами.
А участие выпускников и студентов факультетов журналистики, на протяжении всей работы проекта, позволит общественности быть в курсе изменений в туротрасли республики Крым (в рамках данного проекта), путем освещения новостей в СМИ, социальных сетях и блогах. Что, несомненно, заинтересует как правительство, так и, возможно, инвесторов.

Предполагаемая оценка результатов PR-кампании:
1. На проект откликнулись и прошли предварительную регистрацию свыше 15 000 человек.
2. О проекте опубликовано более 150 статей и анонсов; упомянуто на ТВ в новостях более 50 раз, включая федеральные каналы: Первый канал, Россия-1, Россия-24, НТВ, ТВ-Центр и др.; лучшие блогеры LiveJournal, youtube и других социальных сетей ведут бурные обсуждения о проекте.
3. Проектом заинтересовались инвесторы и готовы рассмотреть свое участие в «модернизации» полуострова.
4. В туристический сезон на курортах Крыма трудилось более 15% молодежи из всего обслуживающего персонала республики Крым, и более 9% по благоустройству территорий.
5. Проведена серьезная работа по повышению квалификации обслуживающего персонала среди местного населения, включающая курсы профессиональной подготовки и дальнейшую аттестацию, и отбор сотрудников.

На рис.2 представлены этапы планирования и предполагаемые результаты по окончанию проекта*:

* Цифры в разделе "Бюджет" даны примерные (из личного общения с сотрудниками маркетинговых и рекламных агентств)


Уникальность данной работы состоит в том, что подобных проектов в Российской Федерации, и возможно, за рубежом, никто не реализовывал. Данный проект заинтересует сразу несколько категорий:
1. PR-агентства – занимающиеся организацией и реализацией федеральных программ, событийных мероприятий и других серьезных крупномасштабных проектов. В первую очередь для реализации PR-кампании необходимы коммуникативные агентства полного цикла, которые предоставляют услуги по разработке комплексных стратегий продвижения, ATL/BTL, PR-активностям, дизайну, проведению маркетинговых исследований и другие. Таким образом, большее количество услуг по реализации этапов планирования проекта будет выполнено одной ведущей организацией.
2. Молодые специалисты – студенты профильных ВУЗов смогут пройти стажировку в одном из перспективных регионов России. Студенты получат не только личный опыт по своей специальности, но и проведут от одного до четырех месяцев на черноморском побережье. Стажировка не оплачивается, но возможно предоставление бесплатного проживания и питания или стипендии на время стажировки. Выпускники профильных ВУЗов также смогут начать карьеру, получить бесценный опыт по своей специальности и совместить отдых на одном из лучших черноморском побережье страны. В некоторых случаях, в зависимости от категории граждан, возможно предоставления бесплатного проживания.
3. Правительство заинтересует подобный проект сразу по двум направлениям.
Во-первых, с помощью проекта можно решить сразу две проблемы туротрасли Крыма: улучшить качество обслуживания в индустрии гостеприимства и благоустроить территорию в местах наибольшего посещения туристами. Таким образом, свести к минимуму количество отрицательных отзывов гостей полуострова и повысить туристскую привлекательность республики Крым.
Во-вторых, задействование молодых специалистов в данном проекте также разрешает две проблемы: приобщение молодежи к труду, предоставление мест работы и повышение квалификации, а также наименьшие затраты бюджета на заработную плату. Специалисты со стажем претендуют на большую заработную плату, в отличие от выпускников без опыта работы. Следовательно, региональные власти, частные владельцы объектов размещения, смогут получить молодых специалистов с наименьшими затратами. Таким образом, будут достигнуты главные цели PR-кампании: туристская привлекательность республики Крым будет улучшена, молодые специалисты рабочими местами будут обеспечены, проект получит статус федерального значения.
4. Инвесторы. На фоне успешности проекта и его освещенности студентами журналистских факультетов в течение всего курортного сезона, возможно привлечение дополнительных инвестиций в проекты санаторно-курортных и туристических комплексов Крымского полуострова.

Заключение
Таким образом, благодаря проведенному исследованию было установлено, что использование PR-инструментов в масштабных, социально-значимых проектах не только возможно, но и необходимо. Особенно, когда затрагиваются такие важные темы, как маркетинг территорий, туристская привлекательность и повышение качества и уровня жизни в таких регионах с большим туристским потенциалом, как полуостров Крым.
Практическим результатом статьи является разработка и описание PR-мероприятия по улучшению туристской привлекательности республики Крым, путем использования знаний и сил молодых специалистов.
Особенность разработки плана PR-кампании заключалась в постановке цели и задачи проекта. Где главными целями PR-кампании стали:
1. Улучшение туристской привлекательности республики Крым;
2. Обеспечение молодых специалистов рабочими местами;
3. Возможность придать проекту федеральное значение, а в случае успешных результатов по окончанию проекта, использовать данный опыт в будущем в других регионах страны.
Благодаря проекту, есть возможность разрешить сразу две актуальные проблемы по качеству обслуживания в индустрии гостеприимства и благоустройства курортных зон.
Решающим аспектом важности и полезности проекта является возможность подобной реализации PR-кампании и в других регионах Российской Федерации.
Несмотря на определенные трудности развития туристического комплекса полуострова Крым и России в целом, в долгосрочной перспективе можно говорить о существовании всех предпосылок для успешного развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.

Библиографический список:

1. Договор между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, Официальное интернет-представительство Президента России, События, [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/20605
2. Официальное интернет-представительство Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Новости, [Электронный ресурс] URL: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=134111
3. Борисов Б.Л., Технологии рекламы и PR. Учебное пособие., М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 624 с.
4. Галумов Э.А., Основы PR., М.: Летопись XXI, 2004. - 359 с.
5. анкрухин А.П., Маркетинг территорий, СПб: Питер, 2006. - 416 с.
6. Михайлов Е.А., Проблемы развития туризма в Крыму: Ученые записки Таврического Национального университета, Выпуск №12 (51). - №1
7. Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма, Симферополь: Доля, 2013. – 400 с.
8. Государственный интернет-канал «Россия», Запись эфира от 16.04.2015г, [Электронный ресурс] URL: http://russia.tv/video/show/brand_id/59265/episode_id/1190492/video_id/1161863/
9. Интернет-журнал о Российском туризме RTourNews.ru, публикация от 05.08.2015г. «Крымские власти заинтересовались отзывами туристов» , [Электронный ресурс] URL: http://rtournews.ru/blog/tournews/krymskie-vlasti-zainteresovalis-otzyvami-turistov.html
10. Интернет-газета Интерфакс, Новости от 21.01.2015г. «Турпоток в Крым вырос на 70-80% по сравнению с 2014 годом», [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax.ru/russia/455075
11. Интернет-газета Лента.ру, Новости от 14.05.2014г. «Поток туристов в Крым сократился в два раза», [Электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/news/2014/05/14/crimeatour/
12. Интренет-портал Информационного агентства «Риа Крым», Новости от 18.12.2015г. «Дороги в Крыму: есть ли конец ремонту?» [Электронный ресурс] URL: http://crimea.ria.ru/economy/20151218/1102187052.html
13. Официальный интернет-портал Российского института стратегических исследований, публикация от 16.05.2014 г. «Российский Крым должен стать важным туристическим кластером», [Электронный ресурс] URL: http://riss.ru/analitycs/5635/
14. Экспертно-информационное онлайн-СМИ Franchexpert, публикация от 10.03.2015г. «Ялта 2015. Сказка с неизвестным концом», [Электронный ресурс] URL: http://www.franchexpert.ru/node/428




Рецензии:

23.04.2016, 17:57 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати. Замечаний нет. Боровский В.Н.

25.04.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Нефедова Наталья Александровна:
Спасибо, Владимир Наумович!

23.04.2016, 20:13 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Проблемы перечислены правильно,но их решение с использованием PR-инструментов,не имеет никаких оценок.Даже не сделана попытка оценить эффективность PR-кампании по аналогии с "гаданием" крымчан на очередной туристский сезон.Статья не научная.Публикации как научная не рекомендуется.
24.04.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Нефедова Наталья Александровна:
Владимир Анатольевич, спасибо за конструктивную критику. Ваши замечания учла и добавила абзац с предполагаемыми результатами по окончанию проекта (изначально он был готов, но посчитала, что будет лишним). Просьба пересмотреть Вашу рецензию. Спасибо заранее!

24.04.2016, 20:57 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Эффективность это отношение результата к затратам.Хотелось бы увидеть ожидаемые результаты,а также ссылку на то как рассчитывали бюджеты.Только тогда статья будет научной и можно будет критиковать способы расчетов,полученные результаты и т.д.Вы на правильном пути
25.04.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Нефедова Наталья Александровна:
Владимир Анатольевич, максимум, что я могу указать по расчетам бюджета, это то, что мне пришлось общаться с сотрудниками различных маркетинговых и рекламных агентств, чтобы узнать примерную стоимость отдельных работ. К сожалению, никаких ссылок, кроме сноски, дать не могу, их нет (по тексту изменения внесла). Что касается полного расчета эффективности проекта, в данном случае необходим более глубокий и тщательный анализ – это уже, на мой взгляд, будет бизнес-план. Я же своей работой пытаюсь показать, о возможности создания подобного PR-мероприятия, которое в свою очередь влияет на улучшение туристской привлекательности региона. Таким образом, статья посвящена не разработке плана мероприятий с экономическими показателями эффективности, а использованию PR-инструментов, как один методов продвижения имиджа территории. Максимум, что я могу сделать, убрать свою статью из раздела «Экономика», но, на мой взгляд, это будет нецелесообразно, т.к. в статье присутствует экономический уклон (прошу заметить экономический уклон, а не посвящена экономики в целом). Если я не права, прошу меня поправить.

25.04.2016, 12:39 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Зачем использовать PR-инструменты ,если мы не можем определить их эффективность?Сотрудники различных маркетинговых и рекламных агентств в подавляющем большинстве определяют только бюджет рекламной кампании.А потом говорят,что практика показывает,что проведение PR увеличивает продажи на 3% или на 5% или что то в этом роде.А у вас был выбор- ведь никакую территорию не"пиарят"так как Крым,и что же в результате? Стоит только заработать Турции и Египту и все пиар акции будут просто выброшенными деньгами.Не беритесь за глобальные темы.Лучше написать как помог в развитии туризма в Крыму единый билет.Ведь такого монстра нет даже в Гражданском кодексе............ Ваша статья с учетом полученных дополнений и разъяснений рекомендована к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх