Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Культурология
Размещена 27.04.2016. Последняя правка: 17.06.2016.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Мирзахмедов Хуршид Абдирашидович

нет

Наманганский Государственный университета

Старший преподаватель

Аннотация:
Данная статья является одной из актуальных проблем современности. Автор уже в начале статьи указал на то, что с первых дней независимости в Республике Узбекистана информационная деятельность в условиях развития новых информационных технологий предъявляет субъекту совершенно новые требования, прежде всего требования значительного повышения его информационной культуры. Как указывает автор решение источника здорового убеждения и мышления являются основные идеи формирование общества. По этой причине осуществление данной задачи находится в центре проводимых реформ в сфере информационной культуры. В этом процессе особая роль принадлежит общества.


Abstract:
This article is one of the most pressing problems of today. The author at the beginning of the article pointed out that from the first days of independence in the Republic of Uzbekistan information activities in the conditions of development of new information technologies makes the subject quite new requirements, especially a significant increase in its information culture requirements. As the author points out the source of a healthy solution beliefs and thinking are the main ideas of the formation of society. For this reason, the implementation of this task is in the center of the reforms in the sphere of information culture. In this process, a special role belongs to society.


Ключевые слова:
информационная культура; общества; информатизации; социальная информация; постелевизионного; компьютерная грамотность; формирования личности; компьютеризация; виртуальной реальности.

Keywords:
information culture; society; information; social information; on television; computer literacy; identity formation; computerization; the virtual reality.


УДК 008:002

Информационная деятельность в условиях развития новых информацион­ных технологий предъявляет субъекту совершенно новые требования, прежде всего требования значительного повышения его информационной культуры.

Термин "информационная культура" появился совсем недавно, несколько десятилетий назад, в связи с углубляющимися процессами информатизации, но рост количества работ, посвященных рассмотрению тех или иных аспек­тов информационной культуры, свидетельствует об актуальности данной проблематики.

В настоящее время в условиях информатизации общества обостряются противоречия между ростом научно-технической, экономической, социально политической информации и её так называемым недопотреблением, которое становится все более опасным для эффективного функционирования социаль­ной системы[1, B.34]. Нейтрализация негативных последствий этого противоречия, его оптимальное решение зависит от уровня информационной культуры, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека,

Высокие информационные потребности, умение, навыки и способности работы с информационной техникой являются важнейшими показателями информационной культуры личности. Однако их формирование - долгий процесс, требующий научного управления, разработок, среди которых особой актуальностью отличается проблема создания теоретической модели информа­ционной культуры.

Несомненно, что разработка теории информационной культуры значительно обогащает предметное содержание культурологии, открывая новые перспективы научных исследований в связи с информационными процессами, происходящими сегодня. В практическом отношении теоретическая модель информационной культуры может служить исходным пунктом разработки методик и различных программ. Осмысление роли информационной культуры невозможно без соотнесе­ния её с представлениями о культуре вообще. Только на этой основе созда­ются предпосылки для выявления общего и особенного.

Логика системного подхода требует предварительного обслуживания ряда вопросов» связанных с общим пониманием категории культуры, которая является родовой по отношению к понятию информационной культуры. Как известно, в современной литературе существует большое количество определе­ний культуры. Теоретики культуры А. Крёбер и К. Клакхон систематизиро­вав наиболее часто встречающиеся определения, сгруппировали их следующим образом:

1) описательные определения, основанные на концепции Э. Тейлора, в которой культура-сумма всех видов деятельности, обычаев, верований;

2) исторические определения, подчеркивающие роль социального насле­дия, традиций;

3) нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм, правил, где культура - образ жизни индивида, определяемый социальным окружением;

4) ценностные определения, где культура - материальные и социальные ценности групп людей, их институты, обычаи, реакция поведения;

5) психологические определения, в которых культура - особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, складывающимся в результате такого приспособления;

6) определения базирующиеся на теории обучения - культура - поведения не данная человеку, а приобретенная в процессе обучения;

7) идеологические определения, утверждающее что, культура - поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством слов и подражаний;

8) символические определения, постулирующие что, культура - это часть организации различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств).

Кроме перечисленных выше типов определений культуры каждый из которых охватывает какие-то важные черты культуры, существует понимание культуры, распространенной в публицистической литературе. Оно касается обыденного уровня представлений о культуре и связано с пониманием её как "культурности", которая обозначает высокую степень просвещенности, соблю­дение существующих в обществе моральных норм, качественный уровень ин­дивида[5, С.48].

Не ставя перед собой задачи специального анализа имеющихся подходов к исследованию культуры, отметим, что представления о ней развивались от "узких", "статических", "предметоцентристских" к "широким", "динамичным", "процессуальным".

В рамках предметоцентристского подхода, культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей. Причем, само понимание ценностей в указанном подходе у различных авторов не одинаково. Одни относят к культуре только положительные ценности, другие как положительные, так и отрицательные (имеется ввиду материальный или идеальный объект, применение и воздействие которого несет в себе негативные последствия). Данная точка зрения справедливо подвергается критике, поскольку такое ее понимание ограничивает исследование перечислением и характеристикой элементов культуры, которая получает статический характер. При этом невозможно выявление целостности феномена культуры и её системности. Попытка преодоления недостатков аксиологическогго подхода представ­лена в "информационно-семиотической концепции культуры"[7, С.21].

С точки зрения автора этой методологии, семантическая информация составляет содержание культуры, которая, в таком случае, представляет собой "совокупность всей ненаследственной (социальной) информации, способов её организации и хранения". Такой подход можно считать разновидностью "антропологического" направления, поскольку в нем акцентируется внимание не внебиологическом аспекте.  Существенным недостатком данного подхода является сведение анализа культуры к рассмотрению духовной сферы общест­венной жизни, которая фиксируется при помощи информационно-семиоти­ческих понятий. Кроме того, можно отметить, что информационные процес­сы в обществе далеко выходят за рамки способов организации и хранения информации. Не менее важны также моменты процесса производства, преоб­разования, передачи и потребления информации.

В последние годы, на основе социальных исследований и теоретических, методологических разработок, делаются попытки прогнозирования развития культуры на период до 2000 года - начала XXI века,

Но большинство этих прогнозов, страдает односторонностью. Поскольку культурные показатели берутся в своей среднестатистической величине. В расчет не берутся ни скачкообразное развитие технологии, ни качественные перерастания количественных накоплений культуры в новые, принципиально ранее не существовавшие формы, ни, наконец, способы её бытования и трансляции. Считаются лишь существующие на сегодняшний день виды техники и формы коммуникации.

Однако, история мировой цивилизации много раз, особенно в XX веке показывала, что качественный скачок в технологическом развитии лавинообразно изменил многие глобальные представления как по элементарно простым, так и по кардинальным проблемам культуры. Достаточно сказать, что становление системы видеозаписи, кабельного телевидения, компьютеризация телевидения, его переход на высокий уровень качества изображения, а также другие, чисто технические параметры, ведут к созданию нового постелевизионного коммуникативного средства, которое своим техническим совершенством определяет новые возможности для бытия культуры. При этом, качество, адекватность, большой информационный объем передачи культурных сведений, создают принципиально новую ситуацию культуры производства, хранения и потребления культурных ценностей, Общая тенденция развития коммуникативных процессов в направлении все большей дифференциации, отражает культурно-эстетическую ситуацию эпохи НТР. Если её первоначальные стадии предполагали процесс стандарти­зации во многих областях - от производства до образования, то нынешняя ситуация требует все более уникальной и нестандартной технологии и соот­ветственного культурно-информационного обеспечения.

Обучающие компьютерные системы, читающие автоматы, гипертекстовые технологии, системы создания и восприятия виртуальной реальности, сред­ства анимации уже вошли или входят в нашу жизнь.

Компьютерные системы выполняют функции до недавнего времени свойственные только людям. Они выступают в роли учителя, собеседника, поставщика информации, интеллектуального помощника, партнера или конкурента. Единая информационная среда способная доставить "живое видео", музыку, графику, речь и собственно информацию это реальность сегодняшних коммуникаций.

Мы имеем дело с событиями, которые создают новый контекст для развития языка и культуры. Куда пойдет это развитие? Каковы его возможные механизмы? Наши представлении на этот счет весьма условны. Взаимодействие компьютерной технологии, языка и культуры начинается с микроуровня.

Как известно, язык - средство формирования личности. Диктат информационной составляющей в общении детей с компьютером делает сознание ребенка более четким, динамичным, лишенным полутонов. С другой стороны, можно видеть, что под влиянием общения с компьютером деформируются способности детей в достижении взаимопонимания в отношениях с окружаю­щими. Ребенок, привыкший в компьютерных играх к эрзацам людей, которые действуют по заданным правилам, оказывается неспособным понимать язык до компьютерной эпохи, он не читает книги, ему не нужна поэзия.

На макроуровне это взаимодействие проявляется, например, в системах автоперевода,   снимающем  проблему  многоязычия   в   общении  людей,   что чревато нарушениями системы отношений между этносами. Данные изме­нения несут в себе как позитивные так и негативные возможности, и важно подчеркнуть, что культура проявлет способность использовать это во благо. Так, технологии все же оказывают поддержку в процессе хранения памяти о прошлом культуры, обеспечивают преемственность культурного процесса.

Еще раз подчеркнем, что решение проблем, связанных с взаимодействием информационных технологий на культуру и язык носит комплексный характер, включающий педагогическое, психологическое, правовое направление.

И не случайно, в программе ЮНЕСКО "Понимать, чтобы действовать", культура трактуется расширительно. В ней говориться, что следует выйти за узкие рамки элитарного понимания культуры как системы искусства и литературы, как предмета роскоши, доступного небольшому числу привилегированных. Культура, в полном смысле этого слова - это жизненная основа всякого общества. В ней сводится воедино творческая деятельность народа, присущие ему способы производства и распределения материальных благ, формы организации общества, верования, страдания, характер трудовой дея­тельности и отдыха, его страсти и достижения"[4, С.181].

Феномен информационных процессов относится в большей степени к духовной сфере общества, и следовательно, и информационная культура представляет собой подсистему духовной культуры. Это конечно не значит, что информационная культура отсутствует в материальной культуре.

Информационные процессы включены во все виды социальной деятельности, в том числе и в материальное производство. Поэтому информационная культура является внутренне необходимым компонентом духовной и материальной подсистем культуры.

Как компонент материальной культуры информационная культура выступает в качестве совокупности всех технических средств, позволяющих хранить, создавать, обрабатывать, использовать и распространять социальную информацию. Инными словами, - это все то множество устройств и средств связи, которое появившись еще со времен изобретения книгопечатания и создания библиотек, позволяют производить различные операции с информа­цией. В этом смысле понятие информационной культуры служит показателем уровня развития информационной экономики, индустрии информатики и информационной инфраструктуры общества[6, С.34].

В то же время, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, информационная культура представляет собой цели и ценности, интересы и потреб­ности ради которых люди осуществляют те или иные поступки и действия в сфере информационной деятельности. Во всех случаях, когда люди проявляют какую-либо информационную активность они руководствуются теми или ины­ми ценностями, социальными нормами. Нормы же эти они черпают из тех или иных традиций (семейных национальных, возрастных и т.п.), из идеоло­гии, политических установок и т.д. Поэтому любая информационная деятель­ность - это всегда реализация той или иной информационной культуры.

Данное несколько абстрактное представление об информационной культуре требует дальнейшей конкретизации путем выявления её наиболее су­щественных характеристик. Будучи неотъемлемой частью культуры в целом, информационная куль­тура представляет собой существенный момент социальной природы человека, по отношению к определенной деятельности.

Именно наличие информационного аспекта в любых культурных феноме­нах явилось одной из причин отождествления культуры и информации, све­дения всей культуры к информационной составляющей, как было показано выше,

Анализ литературы показывает, что авторы по-разному понимают, что такое информационная культура. Приведем лишь некоторые характерные определения. Так, Милитарев В.Ю. в статье "Информационная культура чело­века эпохи НТП"  утверждает что,  всю совокупность знаний об основных методах представления знаний вместе с умением применять их на практике и постановке содержательных задач, естественно называть информационной культурой (ИК) - культурой, обращения со знаниями, данными, информацией. Информационная культура необходима человеку, но в век компьютерной революции её значение резко возрастает, ибо без информационной культуры как постановка задач, которые должны решать ЭВМ, так и искусство обще­ния с ЭВМ резко затрудняются и даже становятся невозможными. Так, имен­но недостатку информационной культуры разработчиков и пользователей нужно приписать малую эффективность современных АСУ.

Высокая информационная культура необходима не только при решении тех или иных задач, но что особенно важно, для их правильной постановки. При атом, специалист имеет возможность творчески подходить к решению концептуаль­ных задач, лишь обладая высокой информационной культурой.

Другой исследователь, Розин В.М., определяет информационную культуру как умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и неформализуемой составляющими человеческого знания. А высокая информационная культура предполагает два основных умения - умение адекватно формализо­вать имеющееся у человека знание и умение адекватно интерпретировать формализованное знание. Отсутствие информационной культуры может служить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что в конечном счете чревато весьма серьезными деформациями сознания, как индивидуального, так и общественного. В качестве примера последствий нарушения данного равновесия автор приводит следующее. Неумелый врач может чрезвычайно преувеличить значение так называемых данных объектив­ного исследования, почти не обращая внимания на стоящие за ними плохо формализуемые интуитивные знания о функционировании организма. Хотя сама по себе возможность формализации этих знаний, выраженная в системе показаний  температуры,  давления   и  т.п.  является   весьма  важной,   но  их фетишизация, когда например, врач отказывается диагностировать болезнь при отсутствии повышенной температуры у больного, является опасным заблуждением. Аналогична описанной выше ситуация, когда для неопытного сотрудника отдела кадров анкета заслоняет человека, который её заполнял, что может привести к неадекватным решениям в кадровой политике. Такое извращение нормального соотношения знаний о данных автор называет ин­формационным фетишизмом. Гносеологические корни этого явления кроются в недостатке информационной культуры.

В отличие от приведенных выше авторов, Г.Т. Воробьев в книге "Твоя информационная культура" определяет данное понятие как всю совокупность знаний об основных моментах информационного процесса[3, С.13].

Систематизировав имеющиеся определения можно сделать вывод о том, что существуют два основных подхода к определению данного понятия. Информационная культура трактуется в широком и узком смысле. Причем, в первом случае, она понимается в плане исторического развития и её существенной характеристикой является возможность опережающего отражения. В узком смысле под информационной культурой понимается уровень развития информационных связей в конкретном обществе, а также характеристика специфической информационной сферы деятельности.

Представляется, что указанные точки зрения хотя и отражают некоторые особенности информационной культуры, все же недостаточно полно выражают её специфику. Более того, сведения информационной культуры к знанию об информационных процессах значительно ограничивает эвристические возможности данного понятия. С нашей точки зрения большими познавательными возможностями обладает трактовка понятий информационной культуры как совокупности целей и ценностей, интересов и потребностей, ради которых осуществляется информационная деятельность, а также сама эта деятельность.

Необходимо отметить, что исследование проблем информационной культуры находится в самой начальной стадии. Об этом свидетельствует не завершенный процесс разработки категориального аппарата теории информатики. Тот факт, что информационная культура вплетена в общую культуру человека, и присутствует как необходимая сторона всех её структурных ком­понентов, дает повод для постановки вопроса о правомерности выделения информационной культуры в особый предмет научного знания. Веским аргументом в пользу выделения информационной культуры в самостоятельный объект изучения выступает рост информационной активности человека в условиях информатизации общества[8,С.120]. И вытекающая отсюда необходимость глубокого осмысления процессов, происходящих во всех звеньях цепи ин­формационной деятельности и особенно в её узловых моментах информа­ционном взаимодействии, в которых эта культура проявляется наиболее четко и полно. Доказано, что изменение характера деятельности, производства меняет форму информационного взаимодействия. Причем, в этом диалектическом, противоречивом профессии имеются не только положительные, но и отрицательные моменты, которые и призвана нейтрализовать информацион­ная культура.

Сложность проблем информационной культуры, многоаспектность и значимость её для общества и человека, обуславливает необходимость и комплексного решения, что предполагает объединение усилий представителей разных наук. Только тогда появляется возможность создания целостной концепции информационной культуры. В этом видится ответ на вопрос о научно-предметной принадлежности информационной культуры, социальная значимость которой состоит в том, что на основе её формирования и развития становится возможным успешное разрешение противоречия между растущим обилием информации и ограниченными возможностями её восприятия.

Умелое обращение с информацией предполагает наличие у человека высокого  уровня  информационной  культуры,   сопровождающей  все  стадии работы с информацией. Важно отметить связь информационной культуры со способностями индивида и характером его деятельности.

Именно системность информационной деятельности является объективной основой представления информационной культуры в качестве сложного, внутренне противоречивого целого, т.е. системы взаимосвязанных структур­ных элементов. Систематизирующим фактором информационной культуры выступает социальная информация, культура включает в себя взаимодействую­щих субъектов, их способности, навыки, умение работать с информацией, наличие у них определенных потребностей и интересов.

Неотъемлемым компонентом системы информационной культуры является необходимость и достаточность объема информации, её оптимальность, высокие познавательные, нравственные достоинства и социальная значимость. Кроме того, в систему входят: новейшая информационная технология и умение её эффективно использовать.

Поэтому в настоящее время практика выдвинула задачи формирования такого аспекта информационной культуры как компьютерная грамотность. Данное понятие неоднозначно и варьируется в зависимости от того, насколько разработана концепция образования, каков уровень политического и экономического развития страны. В большинстве стран в основе концепции компьютерной грамотности лежат следующие положения:

  • преобразование общества путем информатизации, развития телекоммуникаций;
  • развитие новых социальных форм коммуникации на основе возрастаю­щего числа и роли сетей и банков данных.

Настоятельная потребность общества в компьютерной грамотности, возрастает и заставляет по-новому рассматривать проблему грамотности вообще, подходя к ней конкретно - исторически. Умение читать и писать, а также знание арифметики - главные критерии традиционной грамотности - на сегодняшний день явно недостаточны. Современный уровень грамотности в мире очень высок, но такая ситуация делает все более очевидным тот факт, что понятие традиционной грамотности не может быть сведено к формальным признакам. В своем социальном содержании данный феномен является функциональным и конкретно-историческим. Грамотность, прежде всего - это способность человека приобретать, обрабатывать и использовать социальную информацию, которая необходима для его эффективной деятельности в данном обществе. Отсюда следует вывод о том, что в любом обществе большин­ство людей должно быть функционально грамотными, для того, чтобы существовать и развиваться.

Вышеизложенное позволяет считать, что современная и вообще функциональная грамотность - это диалектическое единство речи, печатного слова и электроники. Вместе с тем, было бы ошибочным усматривать в компьютер­ной грамотности замену традиционной. Компьютерное образование строится и может быть прочным лишь на фундаменте традиционной грамотности.

В нашей республике на сегодняшний день данная концепция нашла свое отражение в интенсивном процессе обучения народа на компьютере и других средствах коммуникации, проходящем на самых различных уровнях, начиная с обучения в школах, лицеях и до создания специальных курсов для работников министерств и ведомств. Кроме того, усилиями различных отечественных фирм ведутся разработки согласно программе "Узбекистанский компьютер", успешное выполнение которой обеспечит в недалеком будущем удовлетворение потребностей республики в компьютерной технике и новейших средствах связи. А значит, актуальность проблем, связанных с формированием высокой информационной культуры будет только возрастать.

В настоящее время информационная культура выполняет следующие функции:

  • регулятивную, поскольку она воздействует на все основные моменты информационной деятельности;
  • познавательную, т.к. связана с исследовательской деятельность;
  • коммуникативную, которая проявляется во время взаимодействия субъектов информационной  деятельности;
  • воспитательную, в смысле участи в освоении окружающего мира.
Оптимальное  и  эффективное  развитие   информационной  деятельности, информационной экономики, а значит и всего общества в целом непосред­ственно зависит от уровня информационной культуры, поскольку посредством нее человек получает необходимые навыки работы с информацией[2, С.43].

В заключении отметим, для того, чтобы позитивное влияние информационных процессов в обществе не перешло в собственную противоположность, необходимо про­цесс повышения информационной культуры рассматривать как стратегию, направленную на предотвращение столкновений в будущем.  Информационная культура - новое видение организационных процессов, новый подход к стилю, мето­дам, процедуре управления. Можно сказать, что это именно то, что дополняет компьютеризацию до информатизации.

Библиографический список:

1. Ислам Каримов. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Ташкент: Изд-во Узбекистан. 1996. C.34.
2. Рачков П. В., Новичкова Г. А. Перспективы мирового развития в западной литературе. Москва: Изд-во Академия наук СССР, 1990. С.43.
3. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. Москва: Изд-во Молодая гвардия. 1988. С. 13.
4. Мартин Дж. Видеотекс и информационное обслуживание общества / Пер. с англ. И.Н. Красносельского. - Перевод издания: Martin J. Viewdata and information society / Москва : Изд-во Радио и связь, 1987. С.181.
5. Информатизация общества: итоги и перспективы. Москва: Изд-во АСТ 1992. C 48.
6. Абдуллаев А.А. Информационные основы международного экономического права. Андижан: Изд-во АндиГУ. 1996. С. 34.
7. Информатика и культура. Новосибирск: Изд-во Наука. 1990. С.21.
8. Информатизация общества: анализ проблем и поиски решения. Москва: Изд-во Наука, 1989. - С.120.




Рецензии:

11.07.2016, 20:06 Гаевская Татьяна Ильинична
Рецензия: В условиях информационного общества закономерно и появление нового типа культуры – информационной культуры. Поэтому вопросы развития информационной культуры в обществе в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Темпы технологического и научно-технического прогресса сегодня таковы, что информация устаревает уже в течение месяцев, а в некоторых случаях дней. Таким образом, выбранная автором тема, действительно актуальна. Но наряду с этим, хочется порекомендовать автору: 1. внимательно прочитать статью: много грамматических ошибок, которые влияют на качество текста. Так, например: не правильно аксиологическогго, правильно аксиологического подхода представлена в "информационно-семиотической концепции культуры"[7, С.21].; в нем акцентируется внимание не внебиологическом аспекте (скорее всего, на внебиологическом аспекте ?); В ней говориться (говорится); При атом (при этом). 2. Нужно переписать абзац: «В последние годы, на основе социальных исследований и теоретических, методологических разработок, делаются попытки прогнозирования развития культуры на период до 2000 года - начала XXI века», сегодня, хочу Вам напомнить уже 2016 год, 21 век уже давно в разгаре. Какие могут быть прогнозы на 2000 год? Надеюсь это опечатка, исправьте. 3. Вы пользуетесь устаревшими источниками, все они с 1987 – 1996, это уже устаревшие источники, можете их оставить, но поищите и более современные, такие например как эти: Н. Коряковцева. Информационная культура: технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами // Учит. газ. — 2004. — №49. — с. 49–50; вкладыш ИКТ. —  26. — с. Л. Н. Макарова. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития. Педагогическая информатика. 2003. №3. с. 17. После исправления указанных недостатков, статью можно рекомендовать к публикации.



Комментарии пользователей:

14.05.2016, 6:55 Абдуллаев Шухратжон Рахимжонович
Отзыв: Рецензия: X.A.Мирзахмедова тема актуально. Определение проблемы формирования информационной культуры и её роль в развитии общества. Как указывает автор решение источника здорового убеждения и мышления являются основные идеи формирование общества. По этой причине осуществление данной задачи находится в центре проводимых реформ в сфере информационной культуры. В этом процессе особая роль принадлежит общества. В целом данную статью можно рекомендовать к широкой научной публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх