Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №33 (май) 2016
Разделы: Медицина, Социология
Размещена 14.05.2016. Последняя правка: 16.05.2016.
Просмотров - 8135

Влияние продолжительности сна на здоровье, успеваемость и социальную активность студентов

Елисеев Руслан Инсафович

Студент

Ижевская Государственная Медицинская Академия

Студент

Хабиева Алсу Фаритовна, студентка Ижевской государственной медицинской академии. Научный руководитель: Толмачев Денис Анатольевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии.


Аннотация:
В данной статье представлены результаты по исследованиям влияния продолжительности сна студентов на здоровье, успеваемость и их социальную активность.


Abstract:
This article presents the results of research duration of students sleep effects on health, academic performance and social activity.


Ключевые слова:
сон; студенты; невротизация; здоровье; успеваемость; социальная активность.

Keywords:
sleep; students; neuroticism; health; academic performance; social activity.


УДК 311.42

Введение: Сон – это наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

Здоровый сон физиологически необходим человеку и является важным условием физического и душевного здоровья. От качества сна зависит качество нашего бодрствования, то есть от того как наш организм отдохнет ночью зависит то, как он будет функционировать днем. [1]

Нарушения биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна ведут к ухудшению физического и психоэмоционального состояния, депрессиям, нарушениям поведения и агрессивности подростков и студентов. Кроме того, недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы. Может привести к ряду хронических заболеваний. Студенты нуждаются в достаточном количестве и качестве сна вследствие биологического созревания и приходившихся на этот этап онтогенеза высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок. [2]

Актуальность: При недостаточности сна происходит снижение работоспособности, нарушение памяти, психоэмоционального состояния, повышения уровня невротизации, что, соответственно, приводит к повышенной эмоциональной возбудимости. [1]

Цель: Определить влияние продолжительности сна у студентов ГБОУ ВПО «ИГМА» на здоровье, успеваемость, уровень невротизации и социальную активность.

Задачи: 1) Проведение анкетирования среди студентов;

2) Обработка полученной информации, её структурирование;

3) Анализ и сопоставление данных по продолжительности сна с наличием различных симптомов у студентов и развитием хронических заболеваний.

Материалы и методы исследования: Для изучения влияния продолжительности сна на студентов нами была составлена анкета, состоящая из 2-х частей. Первая часть включала в себя: общие данные студента; продолжительность сна ночью и днём; наличие неврологических симптомов; среднюю успеваемость студента; его социальную активность; установление хронических заболеваний и частоту их обострений. Вторая часть представляла собой тест для установления степени невротизации по В.В. Бойко, состоящий из 40 вопросов.

Анкетирование прошли 110 студентов ГБОУ ВПО ИГМА. Обработка полученных данных была проведена в программе Microsoft Office Excel 2010.

Полученные результаты: По половозрастному составу большинство студентов было в интервале от 19 до 22 лет, из которых: ¼ - парней, и ¾ - девушек.

По продолжительности сна ночью: 1–3 часа спят – 2,8% студентов, 4–5 ч. – 39,0%, 6–7 ч. – 54,6%, 8–9 ч. – 3,6%.

Днём спит 79% опрошенных, по продолжительности средний интервал сна у которых равен 1-2 часам.

Наличие определённых симптомов у опрошенных: Чувство недосыпания – 81,8%; Беспокойство – 29,1%; Раздражительность, Головная боль – 51,8%; Снижение памяти – 37,3%; Расстройства личности – 6,4%; Тремор – 5,4%; Снижение веса – 12,7%; Депрессии – 31,8%; Шум в ушах – 9,1%; Снижение зрения – 35,4%; Апатия – 23,6%; Быстрая утомляемость – 53,6%; Снижение работоспособности – 48,2%; Снижение внимания – 49,1%; Диарея – 5,4%; Агрессия – 24,5%.

По средней успеваемости в учебе было выявлено 8,2% - отличников, 53,6% - ударников, 38,2% - троечников.

При оценке социальной активности по пятибалльной шкале было выявлено: легко могут начать общение с любым человеком – 28,2%, общаются со всеми в коллективе – 36,4%, общаются с близкими друзьями и родными – 30,0%, общаются только с родными – 3,6%, ни с кем не общаются - 1,8%.

Наличие хронических заболеваний подтвердило 36,4% опрошенных, из которых преобладала миопия. На втором месте заболевания ЖКТ (чаще гастрит), обострение которых возникает в осенне-весенний период.

Степень невротизации по В.В. Бойко у опрошенных была установлена в среднем интервале от 14 до 24 баллов.

Анализ полученных данных:

1. Установление связи продолжительности сна с наблюдаемой симптоматикой у студентов.

Проанализировав группы студентов с одинаковыми интервалами ночного сна, были получены следующие данные:

А) Студенты с продолжительностью сна 1-3 часа за ночь (2,7%):

Наличие определённых симптомов у опрошенных: Чувство недосыпания, Беспокойство, Раздражительность, Снижение работоспособности, Снижение внимания, Головная боль, Быстрая утомляемость, Депрессии, Снижение памяти – 100,0%; Снижение веса, Шум в ушах, Снижение зрения, Апатия – 66,0%; Расстройства личности, Диарея, Агрессия, Тремор – 33,0%.

Наличие хронических заболеваний подтвердило 66% данной группы студентов.

Б) Студенты с продолжительностью сна 4-5 часов за ночь (39,0%):

Наличие определённых симптомов у опрошенных: Чувство недосыпания – 90,7%; Беспокойство – 27,9%; Раздражительность, Снижение работоспособности – 51,2%; Снижение памяти, Снижение зрения – 41,9%; Расстройства личности, Шум в ушах, Тремор – 6,9%; Быстрая утомляемость, Головная боль – 58,1%; Снижение веса – 18,6%; Депрессии, Агрессия, Апатия – 25,6%, Снижение внимания – 60,4%, Диарея – 4,6%.

Наличие хронических заболеваний подтвердило 37,2% данной группы студентов.

В) Студенты с продолжительностью сна 6-7 часов за ночь (54,5%):

Наличие определённых симптомов у опрошенных: Чувство недосыпания – 78,0%; Беспокойство – 23,7%; Раздражительность – 50,8%; Снижение памяти, Депрессии – 30,5%; Расстройства личности, Шум в ушах – 5,0%; Головная боль – 47,4%; Тремор – 3,4%; Снижение веса – 6,8%; Снижение зрения – 27,1%, Агрессия, Апатия – 22,0%, Быстрая утомляемость – 50,8%, Снижение работоспособности, Снижение внимания – 40,7%.

Наличие хронических заболеваний подтвердило 33,9% данной группы студентов.

Г) Студенты с продолжительностью сна 8-9 часов за ночь (3,6%):

Наличие определённых симптомов у опрошенных: Чувство недосыпания, Беспокойство, Снижение зрения, Снижение работоспособности, Диарея, Раздражительность – 50,0%; Снижение памяти, Шум в ушах, Головная боль, Быстрая утомляемость, Депрессии – 25,0%.

Наличие хронических заболеваний подтвердило 75,0% данной группы студентов.

Заключение по полученным данным:

- Процент встречаемости различных симптомов, приведенных в анкете, выше у студентов, которые спят 1-3 часа за ночь. И чем больше продолжительность сна, тем меньше становиться их процентное соотношение.

- Процент встречаемости хронических заболеваний выше у студентов, которые спят 8-9 часов за ночь. Причиной этому можно предположить малое число исследуемых студентов данной группы. В целом наибольшая встречаемость хронических заболеваний будет у студентов с 1-3-х часовым сном, и этот показатель уменьшается при увеличении продолжительности сна.

- Влияние продолжительности сна на частоту возникновения обострений хронических заболеваний выявлено не было.

2. Влияние сна на социальную активность студентов, степень невротизации и успеваемость в учебе.

Проанализировав группы студентов с одинаковыми интервалами ночного сна, были получены следующие данные:

А) Студенты с продолжительностью сна 1-3 часа за ночь (2,7%):

33,3% студентов данной группы могут легко начать общаться с любым человеком (по пятибалльной шкале соц. активности – 5 баллов), 33,3% - общаются с близкими друзьями и родными (3 балла), 33,3% - ни с кем не общаются (1 балл).

Средняя степень невротизации – 30.

Успеваемость в учебе: 66,6% - удовлетворительная, 33,4% - отличная.

Б) Студенты с продолжительностью сна 4-5 часов за ночь (39,0%):

37,2% студентов данной группы могут легко начать общаться с любым человеком (по пятибалльной шкале соц. активности – 5 баллов), 30,2% - общаются со всеми в коллективе (4 балла), 28,0% - общаются с близкими друзьями и родными (3 балла), 2,3% - общаются только с родными (2 балла), 2,3% - ни с кем не общаются (1 балл).

Средняя степень невротизации – 18.

Успеваемость в учебе: 37,2% - удовлетворительная, 53,5% - хорошая, 9,3% - отличная.

В) Студенты с продолжительностью сна 6-7 часов за ночь (54,5%):

20,0% студентов данной группы могут легко начать общаться с любым человеком (по пятибалльной шкале соц. активности – 5 баллов), 43,3% - общаются со всеми в коллективе (4 балла), 33,3% - общаются с близкими друзьями и родными (3 балла), 3,4% - общаются только с родными (2 балла).

Средняя степень невротизации – 18.

Успеваемость в учебе: 38,3% - удовлетворительная, 56,7% - хорошая, 5,0% - отличная.

Г) Студенты с продолжительностью сна 8-9 часов за ночь (3,6%):

50,0% студентов данной группы могут легко начать общаться с любым человеком (по пятибалльной шкале соц. активности – 5 баллов), 25,0% - общаются со всеми в коллективе (4 балла), 25,0% - общаются только с родными (2 балла).

Средняя степень невротизации – 13,5.

Успеваемость в учебе: 50,0% - удовлетворительная, 50,0% - хорошая.

Заключение по полученным данным:

- Зависимость социальной активности от продолжительности сна незначительная: немного возрастает при увеличении продолжительности сна.

- Степень невротизации значительно выше у людей, которые спят 1-3 ч. Этот показатель более низкий у людей с большей продолжительностью сна.

- Влияние продолжительности сна на успеваемость в учебе в данном случае такова – чем меньше продолжительность сна, тем успеваемость выше. Это связь объясняется тем, что студенты предполагаемое время на сон тратят на обучение.

Выводы: Средняя продолжительность сна у студентов ГБОУ ВПО «ИГМА» ниже физиологических норм.

Нормальный 8-9 часовой сон наблюдается у 3,6% студентов.

Выявлена связь продолжительности сна, с такими параметрами как:

1) общая симптоматика неврологических расстройств: чем меньше продолжительность сна, тем больше процент проявления симптомов;

2) наличие хронических заболеваний: чем меньше продолжительность сна, тем выше процент хронических заболеваний;

3) степень невротизации по В.В. Бойко: чем меньше продолжительность сна, тем значительней увеличивается степень невротизации;

4) успеваемость в учёбе: чем меньше продолжительность сна, тем выше процент успеваемости. Однако этот пункт остается под вопросом. Мы предполагаем, что его увеличение при снижении сна связано с тем, что студенты тратят ночное время на подготовку к предметам. Для уточнения этого вопроса необходимо больше данных.

Библиографический список:

1. Агаджанян Н.Л., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. - М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003г. – С. 117-119.
2. Патофизиология: учебник: в 2 т. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т. 2. - 640 с.: ил.
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007г, С. 209-252.
4. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению / авт. - сост. В.Н. Савельев, Н.Н. Ежова, В.К. Гасников и др. – Ижевск, 2008. – 396 с.




Рецензии:

15.05.2016, 17:26 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Елисеева Руслана Инсафовича по задумке содержания медицинская, но выводит и к социально-педагогическим оценкам. Беспокойство читателя вызывает краткий по продолжительности сон с негативными последствиями, хотя доля не высыпающихся не велика. Это случай вызывает вопрос, а почему спят мало? Их удерживает домашняя учеба, занятие чем-то другим (карманным телефоном), или работа где-то еще ради заработка (ночной сторож) ? Но как быть с тем, что также плохо тем, кто спит больше всех. Может продолжительность сна не влияет на самочувствие, здоровье, а действуют другие факторы? Конечно, хочется, чтобы статья встречных вопросов не порождала, а принималась молча к сведению и использованию содержания. При этих замечаниях статья рекомендуется к печати, но, если можно, стоит сделать дополнения.

16.05.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Елисеев Руслан Инсафович:
Спасибо за рецензию. Нашей задачей было в первую очередь выявить продолжительность сна и как она влияет на здоровье студентов. А сам недостаток сна объясняется тяжелой учёбой, и многие студенты старших курсов работают по ночам в больницах. В последующих работах мы постараемся учесть ваши пожелания.

16.05.2016, 7:18 Розыходжаева Гульнора Ахмедовна
Рецензия: Статья интересная, но оформлена с нарушениями общепринятой структуры для оригинальных исследований, что целесообразно исправить.
16.05.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Елисеев Руслан Инсафович:
Спасибо за рецензию. Мы постараемся откорректировать нашу статью с учетом ваших пожеланий.

16.05.2016, 21:02 Шевела Татьяна Леонидовна
Рецензия: Вопрос академической успеваемости и здоровья студентов остается актуальным во всех учебных учреждениях.Автор провел оригинальные исследования, связанные с продолжительностью сна у студентов. Статья может быть опубликована.
17.05.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Елисеев Руслан Инсафович:
Спасибо за рецензию. Мы рады, что вам понравилась наша статья.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх