Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Туризм
Размещена 23.05.2016. Последняя правка: 22.06.2016.
Просмотров - 7727

АНАЛИЗ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ТУРА ПО ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

Кузьмин Евгений Олегович

Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

студент

Шулятьева Людмила Ивановна, доктор технических наук, профессор кафедры экономики, Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»


Аннотация:
Проведено изучение и анализ развития событийного туризма, выявлены его тенденции и особенности в условиях современного рынка. Рассмотрены перспективы развития международного туризма. Разработан тур по Восточной Европе с посещение музыкального фестиваля.


Abstract:
This paper is dedicated to the study and analysis of the event tourism development as well as its tendencies and peculiarities in the today economy. This paper also deals with the prospects of international tourism. In the course of work there has been developed a tour around Western Europe that includes attending a music festival as part of its plan.


Ключевые слова:
туризм; экономика; тенденции; разработка.

Keywords:
tourism; economy; tendencies; development


УДК 338.467.6

Одним из  самым перспективных и активно развивающихся направлений в туризме - это событийный туризм, доля которого на рынке туристских  услуг ежегодно растет. Современных любителей путешествий, как и любых других потребителей, все больше интересуют не традиционные достопримечательности, а то, чем живет сама страна, какие мероприятия на нее территории проводят, каков ее стиль и ритм жизни.

В последние годы большие спортивные, культурные, деловые события переформировались в важный элемент государственной политики. Многие страны, в том числе и Российская Федерация, активно борются за возможность проводить у себя различные  мероприятия всемирного масштаба. Страны включают эти крупные события в свою стратегию экономического развития, решая за счёт них сразу несколько задач, включая обновление инфраструктуры, продвижение на мировом уровне,  привлечение туристов и инвесторов.

В России, по данным Всемирной туристской организация UNWTO наблюдается увеличевшийся темп роста популярности событийного туризма и общее развитие инфраструктуры. В 2013 году Россия попала в топ-10 самых популярных стран для событийного туризма.

В событийном туризме выделяется несколько направлений: национальные праздники и фестивали, театрализованные шоу, фестивали театра и кино, гастрономические фестивали, карнавалы, показы мод, спортивные мероприятия, музыкальные фестивали, религиозные праздники, экономические форумы и прочее. В зависимости от масштаба событийные мероприятия могут быть регионального, национального, международного уровней. Также, событие может быть единоразовым, либо периодическим, проводимым ежегодно или в определенные отрезки времени.

В контексте маркетинговых задач  события основываются на анализе опыта других стран и предусматривает разделение по следующим критериям: по типу маркетинговой среды (политические, корпоративные, социальные, культурно-развлекательные, научные, спортивные); по характеру взаимодействия (формальные или неформальные); по количеству целевой аудитории (международные, государственные, региональные, городские, корпоративные).

Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

    Есть  ряд туроператоров, которые отправляют своих клиентов за рубеж по договоренности с принимающими туроператорами или с поставщиками услуг. Такой туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения, обеспечивает проезд и организовывает предоставление внутримаршрутного транспорта. Другие туроператоры работают на приеме туристов, то есть формируют туры и программу обслуживания в месте приема туристов.

На сегодняшний день, согласно стратегии развития туризма в России многие регионы страны развивают на своих территориях туристические маршруты. Особое направление формирует событийный туризм. В исследовании Intesco Research Group «Бизнес-план туристического агентства (с финансовой моделью)» отмечается, что на этот вид туризма к 2015 году будет приходиться чуть более 1%.

Из проводимых мероприятий лишь около 6% событий получают широкуюизвестность, остальные теряются либо на региональном уровне, либо среди узкого круга профессионалов. Мероприятиями событийного туризма могут выступать народные праздники, гастрономические/цветочные/музыкальные/кино- и другие фестивали, театрализованные, цирковые шоу, ярмарки, спортивные события, исторические, реконструкции, религиозные праздники, отраслевые форумы и др.

В ряде регионов Российской Федерации данное направление определено как приоритетное для развития: Белгородская область, республика Бурятия, Кировская область, Калужская область, республика Татарстан, Челябинская область, Ярославская область и другие.

Вместе с тем эксперты выделяют ряд факторов, негативно влияющих на развитие событийного туризма:

  1. слабо развитая туристическая инфраструктура;
  2. низкая инвестиционная и деловая активность местного населения;
  3. нехватка квалифицированных кадров;
  4. слабое информационное продвижение мероприятия;
  5. слабое использование туристического потенциала. 

Объектом исследования является туристическая фирма ООО «VKO-Клуб». Эта фирма является турагентом и на ее базе предлагается сделать событийный тур по Восточной Европе. Но так как турагенства не могут составлять тур по продолжительности больше 24-х часов, поэтому будет использован договор возмездного оказания услуг с элементами лизинга. Тур создается на базе турагенства, продается туроператору и составляется договор лизинга о возможности реализации тура.

Суть данного проекта заключается в разработке уникального «Культурно-развлекательного тура по Восточной Европе с посещением фестиваля Rock am Ring». Первоначально турпродукт планируется вывести на туристский рынок города Владимира и Владимирской области. Эффективность проекта можно определить критерием «высокая», так как имеющееся на данный момент туры-аналоги утратили свою привлекательность и конкурентоспособность. Плюсом является то, что туристский рынок Владимирской области имеет свободные ниши и не перенасыщен.

«Восточная Европа — это мы и есть» — так ещё каких-нибудь 20 лет назад мог уверенно сказать гражданин СССР. Времена изменились, но это утверждение по-прежнему недалеко от истины: в Восточную Европу входят собственно Россия, Украина и Белоруссия, а также, в зависимости от панславянских взглядов говорящего, Молдова, Болгария и Румыния. Собственно, деление это ещё более условно: порой под этим термином понимают страны бывшего соцлагеря (и значит, сюда прибавляются Чехия, Словакия, а также некогда составные части Югославии — ныне шесть балканских республик), порой — углубляются в историю ещё дальше, причисляя сюда части Австрии, Венгрии и т. п.

Как бы там ни было, бесспорно одно: Восточная Европа — самая близкая территориально и духовно к России часть Старого света, которая пусть и не числится в списке самых популярных направлений выездного туризма, зато имеет свою преданную армию поклонников.

Плюсы туризма в Восточной Европе — кратковременный перелёт (не более 2 часов в воздухе), относительная дешевизна,  привычный климат, отсутствие языкового барьера, благодушное население. Кроме прочего, в ближайшие восточноевропейские страны легко приехать, просто сев за руль собственного автомобиля.

Основные направления конкурентов это 3-х – 10-ти дневные автобусные туры по крупным городам и столицам стран восточной Европы и горнолыжные курорты.

Представляю анонс тура на музыкальный фестиваль Rock am Ring: «Культовый rock open air фестиваль Rock am Ring  ждет всех на продолжение банкета. Для вас самые лучшие группы со всего мира, а также море эксклюзивных выступлений. Только в Мендих и больше нигде! Как всегда, приглашаем принять участие в нашем фирменном туре на самый знаменитый в мире рок фестиваль Rock am Ring. Вас ждет более 130 групп со всего мира, которые будут играть на 7 сценах на протяжении 3 дней». 

Во времы тура:

  • Вы побываете на самом крутом европейском фестивале в дни его тридцатилетнего юбилея.
  • Побываете в 5 европейских странах (Финляндии, Швеции, Голландии, Германии, Дании).
  • Насладитесь шедеврами скандинавской архитектуры Турку и Стокгольма.
  • Очутитесь в средневековье Бремена и Германии с их культурой, пивом и красивыми домиками.
  • Почувствуете необыкновенность Копенгагена, считающегося одним из европейских центров искусства и одной из самых тихих и умиротворенных столиц в Европе
  • Проведете прекрасный и волшебный вечер и ночь в свободном Амстердаме.» 

Как конкурента возьмём туристическую компанию «Vizit Travel» их тур в на фестиваль «Tuska Open Air Metal Festival». Информация о фестивале: Самый известный финский металлический фестиваль - Tuska Open Air Metal Festival - обживается на новой площадке и становится лучше, предлагая посетителям не только отличный состав, но и прекрасный сервис. В продаже имеются VIP-билеты. VIP-билеты включают в себя, помимо прохода на сам фестиваль через отдельный вход без толпы и очередей, также доступ в VIP-тент (отдельный бар со столиками на террасе, туалеты, ресторан). Обладателю VIP-билета также предлагается питание на протяжении всех трех дней фестиваля - одно горячее блюдо на выбор). В этом году мы размещаемся в ближайшем к фестивалю отеле, буквально 10 минут пешком. Отель на 3 дня, трехдневный билет на фестиваль и автобус из Санкт-Петербурга в Хельсинки и обратно. Также на выбор предлагаются отели в центре Хельсинки. 

Таблица 1. Расчет единичного показателя.

Показатели

Фирма

Конкуренты

Описание

Безопасность

8

7

Безопасность  должна обеспечиваться на высоком уровне, так как фестиваль проходит на открытом воздухе.

Вариативность

8

4

Наша фирма предоставляет альтернативы выбора проживания, возможность оплатить только переезд при имении уже купленного билета или не посещение фестиваля вообще.

Мероприятия

8

3

Помимо пребывания на самом фестивале турист посетит в 5-ти европейских странах

Комфортабельность

7

5

Придирчивый выбор отелей, соответствующих европейским стандартам и комфортабельные автобусы, оснащенные аудио- и видеосистемами

Техническое оснащение

9

6

У самого известного фестиваля в Европе с мировым именем и аппаратура должна быть на соответствующем уровне.

Масштабность

9

5

На Rock am Ring приезжает больше звёзд рока и более разнообразны музыкальные стили, нежели у конкурента.

Дополнительные услуги

7

4

Конкурент не оформляет визы и нет системы скидок.

Индекс качества услуги[9]:

Iк =8/7*0,3+8/4*0,1+8/3*0,2+7/5*0,025+9/6*0,075+9/5*0,2+7/4*0,1=1,67

Индекс больше единицы, значит, идея конкурентоспособна.

Стоимость нашего тура:

700 евро (с проживанием в гостинице с завтраком)

600 евро (с проживанием в кемпинге)

Стоимость тура конкурента:

Трехдневный тур: 470 евро

Трехдневный тур + VIP: 550 евро

Индекс цены:

Iц  = 700/550 = 1,27

Индекс экономического показателя больше единицы, значит, по цене конкурент выигрывает (для расчёта брались путевки с максимальными ценами).

Интегральный показатель конкурентоспособности:

Iи = 1,67/1,27 = 1,31.

Показатель больше единицы, значит, данный товар будет востребован на рынке.

Таблица 2. SWOT – Анализ.

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Культовый фестиваль
  • Множество групп
  • Возможность увидеть несколько стран во время поездки
  • Альтернатива выбора размещения (кемпинг или отель)
  • Возможность сделать визу

 

  • Относительная дороговизна
  • Долгая дорога с пересадками
  • Тур рассчитан на большое количество дней

 

 

Возможности

Угрозы

  • Расширение ассортимента фестивалей
  • Упрощение дороги
  • Система скидок
  • Закрытие фестиваля
  • Не рентабельность из-за конкуренции многочисленности других фестивалей

 

  • Закрытие фестиваля
  • Не рентабельность из-за конкуренции многочисленности других фестивалей

Исходя из проведенного исследования, можно выбрать стратегию диверсификации. Эта стратегия подтверждается моделью Ансефа, так как данный продукт является новым продуктом на новом рынке. Если рассматривать матрицу бостонской консультационной группы, то тур является «трудным ребенком», так как темпы роста рынка высоки, а сам продукт еще не развит. Компании нужно также выбрать стратегию фокусирования. Фирма должна сфокусировать больше внимание на данный тур для привлечения новой клиентуры и выхода на более качественный и лучший уровень.

Итак, можно сделать вывод, что событийноый туризм является активно развивающимся направлением туризма. Но, несмотря на это, стоит больше обращать на него внимания и привлекать большее количество людей к нему, ведь он несет в себе культурно-развлекательный характер. В современном мире сфера услуг играет все возрастающую роль, поэтому туризм заслуживает отдельного внимания как одна из лидирующих ее отраслей. Развитие туристического сектора может значительно повысить международный престиж страны, а также принести ей значительные доходы. Следовательно, при выработке правильной стратегии туризм служит экономическому развитию в целом.

Библиографический список:

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федер. Закон: принят Гос.Думой 05.02.2007 г.
2. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы): федер.целев. программа: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644
3. Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы: госуд. Программа: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 октября 2011 года N 476-ПП: с изменениями на 26 ноября 2013 года
4. Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие. - М. : Финансы и статистика, 2003.
5. Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 383 с.
6. Здоров А.Б. Экономика туризма: учебник по специальности "Менеджмент организации" / А. Б. Здоров. – Москва: Финансы и статистика, 2011. – 266 с.
7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособ. для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2007.
9. Дмитриев М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма/ М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 399 с.
10. Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли: учебное пособие / Д. С. Ушаков. – Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. – 446 с.




Рецензии:

24.05.2016, 4:46 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Ннепонятно откуда появилась формула индекса качества услуги и ее составляющие.Это касается и SWOT анализа к тому же без угроз.Необходимо исправить до публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх