Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №33 (май) 2016
Разделы: Маркетинг, Экономика
Размещена 31.05.2016. Последняя правка: 01.06.2016.

Краудфандинг для независимых российских творческих коллективов.

Ивановский Дмитрий Александрович

магистрант

Российский Новый Университет

студент

Научный руководитель: Бонч-Осмоловская Татьяна Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, Российский Новый Университет, кафедра международных связей


Аннотация:
В данной статье представлена история развития понятия «краудфандинг", его применение за рубежом и в России. Дан сравнительный анализ крупнейших российских краудфандинговых платформ,который дает необходимую информацию независимым творческим коллективам.


Abstract:
The paper shows the history of Crowdfunding, its foreign and Russian practice. Comparative analysis of two biggest Russian Crowdfunding Platforms, presented in the paper, gives useful information for independent creative teams.


Ключевые слова:
краудфандинг; совместное финансирование; платформа; краудфандинговый проект; кампания; спонсор; сторонник.

Keywords:
crowdfunding; co-financing; platform; crowdfunding project; campaign; backer; follower.


УДК 33

Научная новизна данной статьи определяется сравнительно новым направлением "народной" поддержки творческих проектов, возникшим в последние годы вдобавок к существующим прежде государственной поддержке и инвестициям частных спонсоров. В статье приводится сравнительный анализ западных и российских краудфандинговых платформ как современного направления «народного» финансирования независимых творческих коллективов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что данная работа может выступать вспомогательным пособием для желающих успешно реализовать свой краудфандинговый проект, так как в России рынок услуг подобного рода на данный момент относительно молодой и развивающийся.

Цель статьи: На примере российских платформ представить независимым творческим коллективам разновидности краудфандинга и методы его применения, для воплощения творческой идеи в жизнь.

В настоящее время перед многими независимыми творческими коллективами стоит вопрос финансирования собственных проектов. В числе таких вопросов, например, для музыкальных коллективов, могут быть вопросы поиска средств на запись музыкального альбома группы; вопросы оплаты концертного турне;  вопросы приобретения популярности.

Одним из способов решения названных проблем может стать обращение творческих коллективов к набирающему популярность методу финансирования в сети Интернет,  краудфандингу.

Краудфандинг – (от английского «сrowd» – толпа и «funding» – финансирование) – представляет собой современный способ совместного предварительного финансирования (софинансирования) потребителями  различных художественных, социальных и бизнес проектов. По данным сайта www.crowdsourcing.ru термин был введен в 2006 году Джеффом Хауи (Jeff Howe). Однако само явление народного финансирования, конечно, значительно старше[1]. В СССР существовала практика выпуска ценных бумаг (облигаций), что можно отнести к проектам народного финансирования[2]. Государство выпускало ценные бумаги, предназначенные для их приобретения населением, а через определенный срок эти ценные бумаги государство выкупало обратно. В результате в бюджет привлекались денежные вливания для осуществления крупных государственных проектов.

В настоящее время проекты народного финансирования осуществляются с использованием сети Интернет. Автор проекта, нуждающегося в финансировании, может разместить информацию о своем проекте на специальном сайте и запросить спонсорской поддержки у аудитории. Автор выбирает подходящую под требования своего проекта краудфандинг платформу и регистрируется на ней. Затем автор создает и оформляет свой проект. Проект должен соответствовать одной из категорий, доступных к выбору при его создании (музыка, кино, издательское дело и т.д). Если создается новый продукт, то необходимо представить в проекте работающий прототип или образец продукта. Проекты с целевой благотворительностью принимаются к  рассмотрению не на всех краудфандинг платформах. Полный список правил оформления проекта можно посмотреть непосредственно на сайте краудфандинговой платформы. При расчете суммы проекта необходимо учесть расходы на реализацию проекта, расходы на вознаграждения спонсорам, а также комиссии платежных систем и налоги. После прохождения модерации на сайте проект считается успешно запущенным.

Рассматривая механизмы работы краудфандинга в сети Интернет, необходимо определить понятие «краудфандинговая платформа». Под данным термином понимается специальный сайт, на котором размещается информация о проектах. Данное направление зародилось и получило широкое распространение на Западе. В США находятся две самые крупные и популярные краудфандинг-платформы: KickStarter (www.kickstarter.com) и Indiegogo (www.indiegogo.com).

Платформа KickStarter

KickStarter  –  сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме краудфандинга,  созданный 28 Апреля 2009 года.

Данный сайт помогает артистам, художникам, режиссерам, дизайнерам и другим авторам найти средства и поддержку для воплощения своих идей в реальность. На настоящий момент тысячи проектов были воплощены в жизнь при поддержке KickStarter[3].

Кикстартер представляет собой Общественно-полезную корпорацию (Public benefit corporation), целью которой является помощь в воплощении творческих проектов в жизнь. Измерение успеха компании определяется не размером прибыли самого Кикстратер, а соответствием выполнению данной миссии[4].

Общественно-полезные корпорации – это новый класс корпораций, направленных на пользу обществу, в том числе в области экологии и искусства, в дополнении к традиционной цели бизнес-корпораций – получение прибыли для акционеров[5].

С момента своего запуска, 11 миллионов человек поддержало проекты Кикстартера, 2,3 миллиарда долларов было собрано и 104,834 проектов были успешно профинансированы.

Категории, представленные на данной краудфандинг-платформе: Искусство, Комиксы, Поделки, Танец, Дизайн, Мода, Кино и видео, Еда, Игры, Журналистика, Музыка, Фотография, Публикации, Технологии, Театр. По правилам Кикстартера, авторы проекта сохраняют за собой полное право на свою работу. Платформа не может быть использована для привлечения финансового дохода, капитала или привлечения кредитов.

Если проект получает успешное финансирование, то платформа взимает 5% от суммы пожертвований, дополнительно к этому платежные системы, осуществляющие перевод, взимают 3-5% с переведенных средств.

Существует три правила, которым должен следовать каждый проект на краудфадинговой платформе KickStarter:

1)    Проект должен создавать что-то, чем можно поделиться с обществом.

2)    Представление проекта должно быть понятным и достоверным.

3)    Проекты не могут собирать средства на благотворительность или иные финансовые стимулирования. А также не могут содержать запрещенных тем.

 
 Рис. 1 Статистика краудфандинг-платформы KickStarter[6]
Платформа Indiegogo

Компания Indiegogo,  как и Kicktarter, является одной из самых крупных и популярных краудфандинговых платформ. Indiegogo – это платформа, основанная на принципах открытости, прозрачности, свободы выбора и действий. Главное отличие Indiegogo от KickStarter – это отсутствие ограничений по типу проекта, а также отсутствие географических ограничений по местоположению автора. Для запуска проекта необходимо иметь только счет в банке.

Платформа Indiegogo была основана в 2008 году командой из трех разработчиков: Данае Рингельман (Danae Ringelmann), Эрик Шелл (Eric Schell), Слава Рубин (Slava Rubin). Основная идея создания состояла в том, чтобы дать возможность креативным предпринимательским идеям воплотиться в жизнь. Основная идея заключена в слогане платформы: Вместе сможем все!

Платформа предоставляет возможность выбора системы оплаты: «Все или ничего» или «Гибкое финансирование». Система гибкого финансирования подразумевает возможность сохранить все взносы при условии не достижения полного финансирования проекта. В зависимости от выбора способа финансирования, по-разному рассчитывается система налогового сбора с автора платформой Indiegogo. При гибком финансировании от 5 до 9%, при системе «все или ничего» - 5%.

На данной платформе могут начать свой запуск кампании практически любого содержания, список категорий представлен широким спектром направлений.

Категории, представленные на данной платформе:  Животные, Искусство, Комедия, Сообщество, Танец, Дизайн, Образование, Оборудование, Мода, Кино, Еда, Игры, Здоровье, Музыка, Фотография, Политика, Религия, Малый бизнес, Спорт, Технологии, Театр, Трансмедиа, Видео/Web, Публикация.

Для кампаний, не предназначенных для привлечения прибыли, существует дополнительный сервис Generosity (www.generosity.com) - для личных и общественных случаев.

 
 
Рис. 2 Статистика краудфандинг-платформы Indiegogo[7]

В зарубежной практике краудфандинга имеются исключительные случаи сверх успешных проектов творческих коллективов. Таким, например, стал получивший широкую известность случай Аманды Палмер (Amanda Palmer). Совместный проект Аманды Палмер и Гранд Сиф Оркестра (Amanda Palmer and The Grand Theft Orchestra) под названием «Theatre Is Evil: the album, art book and tour» на платформе KickStarter  собрал  $ 1,192,793 вместо требуемой суммы в 100 000 $[8].

Проект предполагал сбор средств на запись музыкального альбома певицы, художественную книгу с авторскими картинами и проведения турне. В ходе проведения кампании, певицу поддержали 24,883 спонсора. Секрет успеха Аманда Палмер определяет достаточно простой формулой: «перестань волноваться и позволь людям тебе помочь». На странице проекта было выставлено креативное видео, рассказывающее о проекте и призывающее к спонсорской поддержке. Был разработан широкий перечень спонсорских вознаграждений в самых разных ценовых категориях. В ходе проекта велось постоянное взаимодействие со спонсорской аудиторией, например путем включения дополнительных вознаграждений ограниченной серии. Некоторые вознаграждения включали в себя выполнение портрета спонсора самой исполнительницей Амандой Палмер и дальнейшая его публикация на странице проекта. Аманда покоряет поклонников своей рок-откровенностью, эпатажем и при этом большой любовью к своим фанатам.

Полученные средства в ходе проекта были реализованы на запись альбома и выпуск художественной книги, в которой приняли участие больше 30 артистов, а также на проведение мирового турне (продолжительностью больше 1 года).

В своей книге «The Art of Asking» Аманда Палмер пересказывает свою личную историю становления популярной исполнительницы и объясняет, как умение принимать и просить приводит к успеху, к налаживанию доверия со своими фанатами.

Краудфандинг в России

В России данное направление еще только набирает известность. Евгений Гаврилин, основатель краудфандинг-платформы Boomstarter, считает, «что креативно мыслить у людей получается пока гораздо чаще, чем найти денежную опору для своих идей»[9]. По его мнению, краудфандинг в России уже в ближайшие годы полностью изменит формат взаимодействия между автором проекта и пользователем.

В настоящее время российские творческие коллективы, желающие заявить о запуске своего проекта, могут воспользоваться платформами: BoomStarter (www.boomstarter.ru), Planeta (www.planeta.ru). Это развитые и популярные проекты. Общая сумма, собранная платформой Planeta.ru, на май 2016 года составила 419 999 134 рублей[10]. Подробную информацию по статистике финансирования данные платформы в общем доступе не предоставляют. Часть статистики по проекту доступна непосредственно их авторам.

Платформа Boomstarter

Boomstarter — российская краудфандинговая платформа для привлечения финансирования в творческие, технические и другого рода проекты, аналог проекта Kickstarter[11]. Официальный запуск состоялся 21 августа 2012 года. Владельцы: Руслан Тугушев, Евгений Гаврилин.

Реализовано проектов: 1 070 .

Количество собранных средств: 130 000 000 рублей, по показателям на 2015 год[12].

Категории, представленные на платформе: Дизайн, Еда, Игры, Издания, Искусство, Мероприятия, Мода, Музыка, Общество, Спорт, Театр, Технологии, Фильмы и видео, Фотография, Хореография. 

Финансовая философия платформы схожа с практикой KickStarter: проект на Boomstarter считается успешным, только при 100% финансировании, модель финансирования «Все или ничего».

При запуске проекта на Boomstarter автор получает возможность информационной поддержки платформы и личного менеджера-куратора, который помогает автору вести его проект на всех этапах выполнения.

Правила, предъявляемые к проектам платформой Boomstarter[13]:

1)    Четко сформулированная цель (запись альбома, издание книги, создание произведения искусства).

2)    Ограниченные временные рамки (в среднем 30 дней).

3)    Прототип продукта (для проектов, создающих новый продукт).

На сайте платформы имеются видео лекции, раскрывающее подробно технологию проведения успешной краудфандинговой кампании: оформление текста объявлений, страницы проекта, видео о проекте, инфографиков, разработка спонсорских вознаграждений; технологии продвижения проекта. Данный материал будет полезен автору, решившему провести свою кампанию на платформе Boomstarter[14]. 

Платформа Planeta

Planeta.ru – социально-сервисная платформа для коллективного создания, оплаты и распространения цифрового и материального контента в России. Одна из первых краудфандинговых платформ в России. Основная категория проектов – творческие проекты (музыка, кино, театр), также возможно проведение благотворительных кампаний на платформе. Данная платформа является аналогом международной платформы Indiegogo[15]. Основатели: Федор Мурачковский, Макс Лакмус, Василий Андрющенко. 

Дата запуска платформы: 7 июня 2012 года.

Количество реализованных проектов: >2000, по состоянию на апрель 2016.

Комиссия «Планеты» и платежных агрегаторов составляет 10% от средств, собранных успешным проектом. В случае, если проект собрал от 50 до 99% от заявленной суммы, общая комиссия платформы составит 15%, гибкая модель финансирования проектов. С благотворительных проектов комиссия не взимается.

В дополнение к собственно краудфандингу на платформе развиваются другие сервисы: онлайн-трансляции, интернет-магазин уникальных товаров, где можно найти книги и диски с автографами и акции из уже завершенных проектов. Кроме того, платформа сотрудничает в категории «Благотворительность» с МегаФоном и в категории «Социальное предпринимательство» с Lipton. Особое место в работе платформы также занимает «Школа краудфандинга Planeta.ru (planeta.ru/welcome/school.html), после прохождения которой автор получает возможность презентовать свою идею экспертам в области социального предпринимательства и краудфандинга. Успешно представленные проекты могут получить поддержку в продвижении со стороны Planeta.ru, фонда «Наше будущее», «Агентства социальной информации» и «Теплицы социальных технологий».

Несмотря на относительно молодой рынок краудфандинга, в России уже есть отличившиеся краудфандинг-авторы. Самым ярким событием в области художественно-музыкального краудфандинга в России является проект Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», который в 2015 году в общей сложности собрал больше 7 миллионов рублей (https://planeta.ru/campaigns/aquarium). При этом в ходе кампании были поставлены промежуточные рекорды показателей сбора[16].

Проект создавался с целью сбора народных средств на запись музыкального альбома и издание новых песен. Изначально запрашиваемая сумма на проект составила 3 000 000 рублей, Борис Гребенщиков объяснил это высокой стоимостью записи. Однако проект быстро превысил порог запрашиваемой суммы.

Секрет успеха многие связывает с популярностью самого Бориса Гребенщикова. После завершения проекта возникли некоторые трудности с реализацией вознаграждений уже записанного альбома, но это никак не отразилось на общем имидже артиста и желании фанатов ему помогать.

Другим примером успешного краудфандинга является проект общественного СМИ Colta.ru – общественная библиотека художественных, исторических, культурных мероприятий, существующая с 2013 года. Каждый год данная социальная площадка благодаря краудфандинг-платформе Planeta.ru получает средства, необходимые для ведения проекта.

Возможности краудфандинга в России для творческих независимых коллективов весьма широкие. Перед запуском проекта стоит выбрать наиболее подходящую под свои требования краудфандинг-платформу и подробно ознакомиться с нормативными правила платформы.

Можно уверенно сказать, что музыкальные и благотворительные проекты имеют больший успех на Planeta.ru, а бизнес-идеи на Boomstarter[12].

Рекомендация для успешного проведения краудфандинговой компании

В качестве рекомендаций начинающим краудфандерам можно привести в пример слова Алексея Дубровского, со-основателя компании «КраудКонсалтинг», руководителя проекта «Краудсорсинг», консультирующего компании и помогающего им провести успешные проекты на западных краудфандиговых платформах. Он утверждает, что успех крауд-кампании зависит от правильной к ней подготовке[17].

Во-первых, необходимо записать видео о своем проекте, в котором будет обращение автора к своим поклонникам, друзьям, сообществу, на которое нацелен автор, с просьбой о помощи в реализации проекта. Видео должно быть кратким, динамичным.

Во-вторых, необходимо грамотное описание проекта и качественно разработанная система спонсорских вознаграждений.

В-третьих, нужно понимать не только, как разместить проект, но и когда – на каком этапе реализации проекта.

Вот что ответила Аманда Палмер на вопрос журналистов Rollingstone в качестве совета начинающим авторам, запускающим свою кампанию[18]:

«…не стоит делать из своей работы мистическое действо. Прозрачность процесса вызывает доверие. Если вы хотите, чтобы вам платили за то, что вы делаете, покажите, почему вы этого достойны. Люди дают вам деньги, потому что хотят, чтобы вы сделали эту запись - в этом нет ничего от благотворительности и это совсем не постыдно».

В интервью 2013 года группа БИ-2 заявила: «Единственный выход — сотрудничать с поклонниками напрямую»[19]. Завоевав доверие своих поклонников, дав им определенные бонусы и возможность участвовать в творческой деятельности группы – группа выигрывает в финансировании своих проектов и в продаже своих альбомов через интернет. 

Заключение

Краудфандинг как социальная инновация, помогающая потребителю чувствовать единение с артистом, чувствовать сопричастность в творческом процессе, поддержать автора творческой идеи, помочь осуществить интересный проект, набирает популярность в современной России. Поклонники творчества музыкантов охотно идут на финансирование своих любимых исполнителей.

Для успеха кампании должна быть правильная подготовка и правильное время выхода. Это тот комплекс мероприятий, который обязательно приведет авторский проект к успеху.

Библиографический список:

1. Антон Мосс, «Что такое краудфандинг?», портал крауд-сервисов crowdsourcing.ru,15.02.2015, [Электронный ресурс] URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdfunding , (дата последнего обращения 16.05.16)
2. «Облигации государственного займа СССР» // В мире коллекционирования, [Электронный ресурс] URL: http://www.marcoins.ru/obligatsia-sssr.htm, (дата последнего обращения 16.05.16)
3. KickStarter PBC, [Электронный ресурс] URL: https://www.kickstarter.com/about?ref=nav, (дата последнего обращения 12.05.16)
4. KickStarter PBC, [Электронный ресурс] URL: https://www.kickstarter.com/blog/kickstarter-is-now-a-benefit-corporation?ref=charter, (дата последнего обращения 12.05.16)
5. Kyle Westaway, California creates new corporation types that reward doing good (FAQ), 11.10.2011, [Электронный ресурс] URL: http://venturebeat.com/2011/10/11/benefit-corporations-californi/, (дата последнего обращения 12.05.16)
6. KickStarter PBC, KickStarter Stats от 12.05.16, [Электронный ресурс ] URL: https://www.kickstarter.com/help/stats?ref=footer, (дата последнего обращения 12.05.16)
7. Indiegogo Inc, How it works?, 2016, [Электронный ресурс] URL: https://www.indiegogo.com/how-it-works, (дата последнего обращения 12.05.16)
8. KickStarter PBC, Amanda Palmer, Theatre Is Evil: the album, art book and tour, 07.02.2014, [Электронный ресурс] URL: https://www.kickstarter.com/projects/amandapalmer/amanda-palmer-the-new-record-art-book-and-tour, (дата последнего обращения 12.05.16)
9. Агентство стратегических инициатив. Организация краудфандинговой платформы BOOMSTARTER, 09.10.2013, [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/history/9935/#history, (дата последнего обращения 16.05.16)
10. Краудфандинг в России, planeta.ru, [Электронный ресурс] URL: https://planeta.ru/, (дата последнего обращения 19.05.16)
11. Мария Горбачева, Стартап-линч: BoomStarter. Есть ли рынок для краудфандинга?,Slon.ru,14.09.2012, [Электронный ресурс] URL: http://slon.ru/business/startap_linch_boomstarter_est_li_rynok_dlya_kraudfandinga_-828696.xhtml, (дата последнего обращения 16.05.16)
12. Никита Ларионов. Как выбрать краудфандинговую платформу? 14.07.2015, [Электронный ресурс ] URL: http://www.crowdwillfund.ru/how-to-choose-a-crowdfunding-platform//, (дата последнего обращения 19.05.16)
13. Сrowdfunding LLC, 2012-2016, [Электронный ресурс] URL: https://boomstarter.ru/help/guidelines/, (дата последнего обращения 12.05.16)
14. Сrowdfunding LLC, 2012-2016, [Электронный ресурс] URL: https://boomstarter.ru/crowd_learning, (дата последнего обращения 12.05.16)
15. Дмитрий Филонов, Запущен сервис по сбору средств на творческие проекты Planeta.ru, РИА Новости, 07.06.2012, [Электронный ресурс] URL: http://surfingbird.ru/surf/SWT7e6B2#.V0VY39SLTGg, (дата последнего обращения 16.05.16)
16. Вадим Елистратов. Мнение: журналист Максим Кононенко, TJournal, 04.09.2015, [Электронный ресурс ] URL: https://tjournal.ru/p/bg-kononenko-music, (дата последнего обращения 19.05.16)
17. Денис Бояринов, Colta.ru, 08.08.2013, [Электронный ресурс] URL: http://archives.colta.ru/docs/29031, (дата последнего обращения 19.05.16)
18. Скот Стейнберг, Rolling Stone, 03.09.2012, [Электронный ресурс] URL: http://www.rollingstone.ru/music/interview/13334.html, (дата последнего обращения 16.05.16)
19. Карпухина Мария, 3 млн за 1,5 дня: в чем секрет рекорда Бориса Гребенщикова, Собеседник.ru, 04.09.2015, [Электронный ресурс] URL: http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20150904-3-mln-za-15-dnya-v-chem-sekret-rekorda-borisa-grebenshchikov, (дата последнего обращения 19.05.16)




Рецензии:

1.06.2016, 6:31 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: "В СССР существовала практика выпуска ценных бумаг (облигаций), что можно отнести к проектам народного финансирования[2]- достаточно спорное утверждение, но любая авторская позиция имеет право на свое существование. Рекомендую статью к публикации.

1.06.2016, 22:57 Катаева Наталья Николаевна
Рецензия: Здравствуйте. Статья достаточно интересная и актуальная в настоящее непростое время (с точки зрения экономики). "Талантам нужно помогать..." Рекомендую статью к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх