Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!




Разделы: Туризм
Размещена 16.06.2016. Последняя правка: 14.06.2016.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В ДОНЕЦКОМ РЕГИОНЕ

Пилипчук Анна Сергеевна

Донецкий Национальный университет экономики и торговли имени Михаил-Туган Барановского

Студент

Федористов Владислав Васильевич, студент; Голубничая Светлана Николаевна, доцент кафедры туризма, ГО ВПО Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаил Туган-Барановского


Аннотация:
В будущем Донецкий регион должен стать туристической карточкой для православных паломников. В данной статье представлены ресурсы региона и роль религиозного туризма в мире.


Abstract:
In the future of the Donetsk region has become a tourist card for Orthodox pilgrims. This article presents the resources of the region and the role of religious tourism in the world.


Ключевые слова:
туризм; религия; паломничество.

Keywords:
tourism; religious; pilgrimage.


УДК 332.14

Введение. В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее динамичных и прибыльных на рынке услуг. Основой паломничества является верование, что молитва должна быть связана с каким-то объектом. Особенно популярны места захоронения святых людей, если говорить на языке паломничества «мощи». Так в Христианстве- это место распятия Христа, у иудеев- могила Любавического Ребе, в буддийской вере- Нара и .т.д. Для разных религий  паломничество разное, для кого-то это обязатьельно, а для других важна сама вера в Б-га. Во многих государствах туризм играет большую роль в экономике, в некоторых главенствующую. Религиозный туризм (Паломничество) - один из главных видов туризма направленный на посещение святых мест и религиозных центров. Эксперты ЮН ВТО считают этот вид туризма самым древним. Он возник еще с древних времен, еще тогда люди строили храмы и поклонялись .Идолы,разрушение первого и второго храмов, распятие Христа-все это являлось и является до сих пор святыми местами. 

Цель данной статьи - проанализировать актуальность развития религиозного туризма и паломничества в Донецком регионе. 

Анализ исследований по данной проблематике. Специалисты и аналитике в данной области выделяют три основные цели религиозных путешествий. 

Первая и самая распространенная посещение значащих дестинаций для данной религии. Религиозные туристы отправляются в паломнический тур тогда, когда они хотят свершить нечто большее, чем обычные культовые обряды. Еще с давних времен люди верили, что молитва сильнее на святых местах. Верующие люди посещают места, где происходили или происходят легендарные, значимые события: очень много религиозных туристов с давних времен приезжают в Мекку, Иерусалим, на Голгофу, в православные места паломничества, Ватикан, а также крупные буддийские храмы. 

Вторая цель исцеление. Неукротимая вера в то, что мощи святых, иконы, алтари, менг, прикосновение руки попа обладают целительной силой, всегда живет в людях. Сложно точно определить, что именно исцеляло и исцеляет людей: неистовая вера (она же иры«эффект плацебо») или влияние неземных сил. Но факт есть факт: калеки поднимались на ноги, у слепых появлялось зрение, а прокаженные избавлялись от болезни. Каждый болеющий человек верит в свое выздоровление, кто-то верит в выздоровление с помощью врачей и лекарств, но верующим конечно помогает вера в Бога. 

Третья цель, очень проста и существенна: человеческое любопытство. Будучи человеком православной веры, католиком или атеистом, любой желающий все равно может посетить Мекку понаблюдать за религиозным действом. Любому туристу будет интересно, правда ли сбываются желания, загаданные возле стены плача, или повеселиться и попробовать традиционно приготовленного барана на мусульманском празднике Курбан-байрам. Большинство туристов стараются непросто посетить храм, но попасть на службу.[1] 

Возвращаясь с паломнической поездки многие люди переосмысливают свою жизнедеятельность, свой окружающий мир, мировоззрение, меняются жизненные принципы и цели. Даже простой человек из-за интереса может поехать в паломнический тур, а вернуться уже с совсем другими мыслями. 

Основные регионы паломнического туризма: 1) православные республики СНГ: Россия, Белоруссия, Молдова, Украина; 2) западная Европа с преобладающим католицизмом и протестантизмом (включая его многие разновидности); 3) Северная Америка с преобладающим положением христианства; 4) Латинская Америка с доминированием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения; 5) Северная Африка с доминированием ислама; 6) Восточная Африка и части Западной с доминированием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований; 7) Западная Азия с преобладанием ислама и анклавами христианства и иудаизма; 8) Южная Азия с преобладанием сикхизма, буддизма, индуизма, джайнизма и вдобавок ислама; 9) Юго-Восточная Азия с распространением ислама, буддизма и анклавами индуизма; 10) Восточная Азия с доминированием конфуцианства, буддизма и синтоизма; 11) Средняя Азия (Тибет), где господствуют ислам, религия бон и ламаизм; 12) Центральная Азия с доминированием буддизма и отдельными анклавами ислама.[2] 

Результаты и их обсуждения. Проведя аналитические исследования по данной проблематике можно смело заявить, что Донецкий регион очень хорошо подходит для развития религиозного туризма и паломничества. В Донецком регионе живут люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Молодая Донецкая Народная Республика очень многоконфессиональная. В Донецке представлены православные и греко-католические храмы, протестантские молитвенные дома и католические костелы, мечети и синагоги. Наиболее широко представлены сооружения православной церкви. Представители православной веры найдут множество мест, которые интересно будет посмотреть и совершить паломничество. Также на территории Донецкого региона существуют паломнические поезди в Саудавскую Аравию, Россию и другие центры паломничества. 

1. Представлены такие православные  святыни Донецкого региона: 

 

  • Спасо Преображенский кафедральный собор;
  • Свято-Николавеский архиерейский собор; 
  • Храм в честь Святого АлександраНевского; 
  • Свято-Георгиевский собор; 
  • Свято-Богоявленский кафедральный собор; 
  • Свято-Георгиевский собор(с мощамиИлииМакеевского); 
  • Свято-Троицкий храм; 
  • Храм иконы Божией Матери «Целительница» 

 

Также представлены святыни других видов религий: 

2. Греко-католические культовые сооружения:

 

  • «Спасо - Преображенский храм»;
  • «Храм Покровы Пресвятой Богородицы»;
  • «Часовня Святой Вервицы».

 

3. Римско-католические культовые сооружения:

  • «Римско-католический костел парафии Святого Иосифа».

Баптистские культовые сооружения:

 

  • Церковь «Голгофа»;
  • Церковь «Ворота Неба»;
  • Церковь «Вефиль».

 

4. Иудейские культовые сооружения:

  • «Донецкая синагога в память любавического ребе Бейт Менахема Мендла».

5. Исламские культовые сооружения:

  • Соборная мечеть «Ахать-Джами».

6. Женские монастыри:

  • «Касперовский женский монастырь» (Грузско-Ломовка);
  • «Свято-Иверский женский монастырь» [3].

Также вашему вниманию представим разработанный нами двухдневный тур по Донецкому региону – «Святыни Донецка», для людей православной веры. Начнется этот тур с самого центра региона, с центра православной веры, с Донецкого Свято – Преображенского Собора - кафедральный православный храм в Донецке, главный храм Донецкой епархии. Строился храм в 1997-2006 годах.

Внутри храма — монументальная настенная живопись (фрески), три очень красивых резных иконостаса частично позолоченных со станковой живописью. Медные светильники, люстры, лампы, художественная керамическая напольная плитка, оконные витражи — все изготовлено по индивидуальным заказам. Отделка цоколя и лестницы на крыльце выполнены из гранита. Под церковным залом и папертью располагается цокольный этаж, где находятся десятки помещений разного назначения, благодаря которым продолжается функционирование собора. Это — читальный зал, книгохранилище, архив, большой конференц-зал, трапезная на 50 мест, просфорня и другие.

Следующим пунктом тура будет Свято-Георгиевский собор в городе Макеевка. В этот храм были привезены мощи известного святого Донецкого края - Ильи Макеевского. Храм построен в середине 1990 — начале 2000-х годов в византийско-русском стиле, огромный духовный центр и одна из самых крупных новостроек Макеевки в последние 20 лет. Самая высокая точка храма — 46 метров.

Над монументальной настенной живописью храма в августе 2010 года работу начали мастера из Москвы — команда специалистов, на счету которой работы над фресками в храмах России,  Словакии, Кипра и США. Всего же изобразителям необходимо расписать 8 тысяч квадратных метров стен, рассчитывается, что на это уйдет до десяти лет, в работе будут принимать участие примерно 20 человек.

Свято-Георгиевский собор украсят живописью образца XII века, большая часть из которых будет посвящена Георгию Победоносцу. На стенах храма будут показаны сцены из его жизни, а на одном из главных столпов будет изображен образ святого Георгия с копьем. Два главных столпа по обе стороны алтаря будут «поддерживать» и другие Святые воины: святые, Федор Тирон, Дмитрий Солунский и т.д. Главный и центральный образ — купольный, сверху будет изображен Лик Спасителя. Все остальные изображения, по мысли изобразителя, должны устремлять к нему взгляды молящихся.

На этом наш тур не заканчивается и слушатели отправляются в следующий храм - церковь великомученика и Целителя Пантелеимона. Многие люди приходят в храм попросить здоровья, так как Пантеоеимон считается покровителем всех врачей и больных. Молитвы больных, с верой обращенные к нему, приносят облегчение, исцеляют от физических и духовных недугов. В храме находятся иконы вмч. Пантелеимона и преп. Агапита Печерского с частицами мощей.

И завершающим этапом нашего тура станет символ Донецкого края - Часовня Святой Великомученицы Варвары. Местные жители эту часовню называют «шахтерской», так как она является покровительницей шахтеров. Главная святыня данной часовни - икона Великой Великомученицы с частицей её мощей.

Таблица 1.1. Программа экскурсии «Святыни Донецка» 

Время

Мероприятие

7:00

Утренняя служба

10:00

Трапеза

11:30

Отправление

15:00

Обед при Свято – Георгиевсвком храме

 

19-30

Чаепитие

 

20:30

Отправление обратно

 

21:00

Прибытие на территорию Свято – Преображенского собора

 

Вывод: Итак, проведя исследования, можно заявить, что развитие религиозного туризма и паломничества в Донецком регионе более чем актуально. Донецкий регион имеет множество разнообразных ресурсов, которые могут заинтересовать туриста. Также в плюс региону идёт то, что здесь распространены разные культуры и вероисповедания. Но в данный момент религиозный туризм в Донецком регионе не достаточно популярен по наличию некоторых причин: слабые связи с международными туристическими организациями, недостаточно развитая инфраструктура, недостаток квалифицированных рабочих в этой сфере. Но несмотря на все недостатки в Донецком регионе проводятся не дорогостоящие туры по святыням близлежащих стран. В будущем наш регион может выйти на новый уровень по развитию религиозного туризма и туризма в целом.

Библиографический список:

1. Развитие религиозного туризма в Украине [электронный ресурс] URL:http://knowledge.allbest.ru/sport/2c0a65625b2ad68b4d43a88421306d36_0.html (дата обращения 10.06.16)
2. Паломничество в Донецкой области [электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/palomnik/Донецкая_область (дата обращения 10.06.16)
3. Религия в Донецке [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Донецке (дата обращения 10.06.16)




Рецензии:

2.09.2016, 23:04 Жансагимова Аягоз Ержановна
Рецензия:  Содержимое статьи "АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В ДОНЕЦКОМ РЕГИОНЕ" соответствует содержанию,но предложенная ниже экскурсия, предполагает изменение темы. Поставленная цель достигнута, то есть проанализирована актуальность развития религиозного туризма и паломничества в Донецком регионе. Религиозный туризм в Донецком регионе, по мнению автора, недостаточно популярен по причинам, которые указаны не полностью. При написании проблем, необходимо указывать пути их решения. Замечания являются незначительными и в целом статья может быть рекомендована к публикации.

2.09.2016, 23:14 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Автор обошел вниманием такое понятие как турпродукт. А ведь именно с этих позиций нужно было провести исследование.Это позволило бы наполнить статью цифровым материалом.Статья рекомендуется к публикации после внесения указанных дополнений.

3.09.2016, 10:57 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Статья не соответсвует заявленной теме. Актуальность развития не подтвеждена. Необходимы другие аргументы.Паломнический туризм является разновидностью религиозного туризма. Для доказательства развития этого вида туризма в Донецкой области необходимо привести более объективные показатели. Например, количество посещенией и количесвто самих паломников к тому или иному объекту. Провести ранжирование объектов религиозного туризма и т.д. Необходима корректировка статьи, учитывая и ее название. Иллюстративный материал (картирование, диагараммы) только бы усилил ее научность. Представленный маршрут тура необходимо привести в соответствии с методическими рекомендациями по разработке турпродукта. В таком виде статья не рекомендуется к публикации. Д.г.н. Яковенко Н.В.



Комментарии пользователей:

26.09.2016, 18:00 Курпаяниди Константин Иванович
Отзыв: Предложенная статья не соответсвует заявленной теме. Актуальность развития туристического продукта не подтвеждена.Целесообразно провести более глубокий анализ и сделать другие акценты религиозного туризма. Необходимо обратиться к нормативно-правовой базе, определению туристического продукта, его разновидностей. После доработки, статью можно рекомендовать к опубликованию.


Оставить комментарий


 
 

Вверх