Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: История
Размещена 14.07.2016. Последняя правка: 21.07.2016.

Распорядок дня и провождение свободного времени древних римлян в эпоху Октавиана Августа (по произведениям Горация: послания, сатиры)

Есавочкина Наталья Васильевна

студентка четвертого курса

Педагогический институт Владимирского Государственного Университета Российской Федерации

кафедра всеобщей истории

Демина Светлана Сергеевна консультант, кандидат исторических наук, доцент Владимирского Государственного Университета, г. Владимир


Аннотация:
Статья посвящена быту древних римлян во времена Октавиана Августа, где рассматривается деятельность различных слоев общества в течение дня, свободное время римлян, порядок приемов пищи, различные виды развлечений. В результате анализа источников и научной литературы происходит раскрытие повседневной жизни древних римлян Iв. до нашей эры.


Abstract:
The article is devoted to daily life of the ancient Romans during the time of Octavian Augustus, which considering activities of the various sectors of society throughout the day, free time of the Romans, the order meals, various types of entertainment. As a result, the analysis of sources and scientific literature there is disclosure of the daily life of ancient Romans 1st century BC.


Ключевые слова:
Древние римляне; общество; Октавиан Август; реформы; культура; Гораций; Сатиры; Послания; быт; распорядок дня.

Keywords:
Ancient Romans; society; Octavian Augustus; reforms; culture; Horatius; Satirae; Epistles; daily life; schedule.


УДК 09.93/94

Введение. Интерес ко времени правления Октавиана Августа (30 г. до н.э. -14 г. н.э.) знаменуется осуществлением цепочкой реформ, изменивших государство и образ жизни общества римлян [подробнее см., напр.: 10, с. 265–279; 1, с. 419 – 426; 8, с. 76–130]. И.А.Ладынин повествует нам, что деятельность Октавиана была консервативной, Август выступал за собственность, уважал традиции людей старшего поколения [11, с. 509-513]. Октавиан содействовал элите знати, крупным землевладельцам и обеспеченным римлянам позволял занимать высокий пост в сенате, всадники имели определенные привилегии. Что касается поддержки со стороны бедного люда, то Август совершал следующую политику: раздавали хлеб и масло, он утвердил общественные работы, с целью получения определенного дохода, для людей устраивались зрелища [3, с. 422-433]. Вследствие этого, было бы любопытно изучить каков был распорядок дня у людей различных сословий в этот период, как римляне проводили свое свободное время, чем увлекались, чем занимались.

Актуальность темы. Интерес к бытовой жизни римлян просматривается у следующих историков: В.Д. Блаватский [2], М.Е. Сергеенко [14], Л. Винничук [4, с. 289-308], Е.В. Никитюк [13], Коуэл Франк [9]. Историки в трудах основывались на сочинения античных авторов. Они рассматривали все сферы жизни римлян, описывали пир, поступки людей на форумах, домашние условия римлян и их работу, рассказыв/али еду, одежду, труд занятия в свободное время и т.д.

Интерес к данной теме есть и сейчас, все же следует заметить, что отдельные вопросы недостаточно исследовались, в связи с этим есть необходимость углубления в данную эпоху, чтобы дать ответ на следующие вопросы: каков был распорядок дня римлян во время правления Августа, как римляне планировали свое свободное от работы время, какие виды развлечений существовали в I в. до н.э.

Целью данного исследования является изучение распорядка дня и провидение свободного времени древних римлян при правлении Октавиана Августа.  Тема исследования является значимой, т.к. способствует изучению людей, живших в I в. до н.э., их традиции, обычаи, образ жизни.

Среди современников Октавиана Августа был Горация [5; 6], чьи произведения анализировались для раскрытия данной темы. Эти произведения помогают увидеть общество того времени, его культуру и традиции.

На сегодняшний день можно увидеть множество сходств касательно быта людей древних времен с бытом нашего времени. В связи с этим актуальность предложенной темы состоит в том, что исторический опыт Древнего Рима - в некоторых аспектах перекликается с современным, способствует лучшему пониманию и принятию настоящего.

Основное содержание работы. Работу следует начать с рассмотрения распорядка дня. У древних римлян существовал особый распорядок дня и неважно кем ты был ремесленником или сенатором, писала нам М.Е. Сергеенко, день проводился по следующему алгоритму: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, часы, проводимые в бане, развлечения [14, с. 134-144].

Вставали римляне с рассветом, часов с пяти и до десяти утра. Позднее вставание у древних римлян воспринималось как признак разболтанной и блудливой жизни. Римляне с утра приводили себя в порядок: надевали тогу, обувались в сандалии. У римлян был принят утренний туалет. Состоятельные люди могли воспользоваться услугами цирюльника, который брил их и подстригал волосы.

В произведении «Сатиры» Гораций повествует нам об искусном цирюльнике Алфене (I, 3, ст.130), который бросил свои бритвы и закрыл цирюльню [6].

После чего наступало время первого завтрака, члены семьи и рабы приветствовали хозяина и получали от него распоряжения. Затем наступало время дел хозяйственных: занимались проверкой счетов и давали новый список заданий по текущим делам, начинался прием клиентов, он мог продолжаться около двух часов.

Рабочая неделя римлян состояла из восьми дней. Для граждан Рима существовал один выходной день, кроме тех, кто работал на рынке.

Сам рабочий день продолжался шесть часов. Работать заканчивали в полдень. Коуэл Франк описывает день богатых людей, который включал следующий порядок: утренние часы включали: прием клиентов и разбор дел; после чего с трех до пяти (по нашему времени с девяти до одиннадцати часов) проходили главные дела; с шести до семи (с одиннадцати до тринадцати часов) предполагался отдых; восьмой час (с тринадцати до четырнадцати часов) отводился для гимнастических упражнений; девятый - десятый час (с четырнадцати до пятнадцати часов) наступало время обеда, он мог тянуться до поздней ночи [9].

Такой порядок дел имел место быть у состоятельных людей, а вот что касается сельских рабов, то М.Е. Сергеенко пишет, что их положение было тяжелым. Они постоянно трудились, праздников и отдыха не было, в праздничные дни они могли выполнять работу меньшей сложности [14, с. 259-276].

В полдень наступало время второго завтрака. После чего был полуденный отдых. Римляне предпочитали короткий сон, после которого шли мыться в баню. Двери римских терм, как повествует нам В.Д. Блаватский, открывались для посетителей днем: летом начиная с половины третьего, а зимой с половины второго [2, с. 213-252].

 После бани люди занимались гимнастическими упражнениями, а также могли совершать прогулки на свежем воздухе. Затем семья сходилась на обед, к ним могли присоединиться гости в лице знакомых и друзей. Семейный обед длился несколько часов, а иногда мог затягиваться до поздней ночи. Готовиться ко сну приступали с десяти вечера и заканчивали в двенадцать часов ночи.

Касательно свободного времени, то римляне использовали его по-разному. Занятий было большое количество: спорт, охота, беседы и особым преимуществом пользовалось посещение зрелищ. Люди толпами собирались на такого рода мероприятия, как: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Популярно было любоваться на какого-нибудь дикого зверя [4].

Гораций в произведении «Послания» (I, 7, ст.50) упоминал о Дмитрии, служившим глашатаем, который был рад зрелищам, когда закончит все дела [5].

Римляне любили мыться. В домах у них были ванные комнаты, предназначенные для мытья рук и ног, т.к. полностью они мылись в термах один раз в восемь дней. Сначала строились общественные бани, куда за маленькую плату ходила мыться беднота. В I в. до н. э. сооружаются первые термы для купаний. Термы начинали свою работу не раньше пяти часов дня по римскому времени (десять - одиннадцать часов утра по нашему времени). Сначала мыться приходили женщины, если у них не было определенных комнат для купания. После восьмого часа (тринадцати часов по нашему времени) в баню шли мыться мужчины. Римские термы были открыты вплоть до позднего вечера или до полуночи.  

Гораций в произведении «Сатиры» писал, что люди любили кричать в банях, т.к. акустика там была хорошая и голос громче раздавался (I, 4, ст.70), в баньке можно было укрыться от жары (I, 6, ст.120), посидеть в прохладе [6].

Любимыми видами отдыха римлян были: охота на диких зверей и птиц; игры, в которые можно было играть дома и в гостях, на различных пирах. Лидия Винничук выделяет несколько видов простых игр, которые привлекали молодежь и взрослое поколение. Например, игра «мелькание пальцев», суть её состояла в следующем: двое или несколько человек показывают определенное количество пальцев на руке, а зритель должен был назвать данное количество, подсчитав их общее число. Также была распространена игра «голова — корабль», где нужно было предположить какой стороной выпадет подброшенная в воздух монета. Играли в чет и нечет, в игру, напоминавшую шашки [4, с. 289-308]. Самой распространенной и увлекательной игрой была игра в кости.

Трактиры, пивные заведения пользовались довольной большой популярностью. Сюда люди приходили «излить душу» под бокальчик вина или другого напитка.

Дикие звери, как вид развлечений, был своего рода наживкой для толп зрителей. Звериные травли, описывает Е.В. Никитюк, берут свое начало еще с 186 г. до н.э. - сначала в цирке, затем - в амфитеатре: устраивались травли зверей между животными, либо с человеком [13].

На что могли еще «поглазеть» люди, так это на гладиаторские бои. На основании труда Е.В. Ляпустиной, мы можем сказать, что изначально гладиаторами становились военнопленные, рабы и преступники, позже гладиаторами могли стать вольноотпущенники и свободные люди [12].

Большим успехом пользовались игры в цирке, где места распределялись в зависимости от должности. В забеге могли принять участие по одной или же по три колесницы от каждого клуба, находившихся при самом цирке.

Такие слои населения, как интеллектуалы, литераторы, ученые в свое свободное время любили читать, занимались литературным трудом, устраивали публичные чтения (рецитации), вели дискуссии.

Римский театр, как еще один вид развлечений древних римлян, сформировался из ателланы, мима, пантомимы, пишет нам М. Л.  Гаспаров. Сюжеты мимических постановок находили свое отражение из городской повседневной жизни или из мифов [7].

Труд Горация «Послания» изображает театр римлян тесным (I, 19, ст.40), где люди сходились, чтобы посмотреть на поэтов; иногда народ поднимал сильный шум в театре (II, 1, ст.200), поэтому было тяжело слушать представление; некоторые поэты устрашались и бежали из тетра (II, 1, ст.60), т.к. честью были слабее [5].

Заключение. Делая вывод, нужно отметить сам распорядок дня у древних римлян в эпоху Августа, а также обратить внимание на разнообразие развлечений в свободное от работы время.

Итак, день римлян начинался с утренних водных процедур, завтрака, после которого начинали приступать к работе. Рабочий день длился до полудня, после чего совершался второй завтрак. С шести до семи полагался отдых; восьмой час - гимнастические упражнения; девятый - десятый час наступал обед, который мог продолжаться до поздней ночи.

Весь день римлянина был четко распланирован, а вот свободное время каждый выбирал по собственному желанию, развлечений было очень много: баня, охота на диких зверей и птиц, игры.

Трактиры «собирали много сплетен». Звериные травли, гладиаторские бои, игры в цирке всегда набирали большую аудиторию. Театры, сюжеты которых черпались из повседневной жизни или мифов, пользовались ничуть не меньшей популярностью. А интеллектуалы любили проводить публичные чтения, вели дискуссии на различные темы.

Библиографический список:

1. Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В.Г. Древние цивилизации. — М.: Мысль, 1989. — С. 419–426.
2. Блаватский, В. Д. Античная цивилизация. АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.
3. Ботвинников М. Н., РабиновичМ. Б. Знаменитые греки и римляне. – Спб.: Эпоха, 1993. – С. 422–433.
4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. - М.: Высш. шк., 1988. – 495 с.
5. Гораций Флакк Квинт. Послания. Собр. соч. [СПб, Биограф. институт, Студия биографика, 1993]. OCR Бычков М.Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt (дата обращения: 03.03.2016).
6. Гораций Флакк Квинт. Сатиры. [СПб, Биограф. институт, Студия биографика, 1993]. OCR Бычков М.Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_4.txt (дата обращения: 30.02.2016).
7. Гаспаров М. Л. Поэт и поэзия в римской культуре/ М. Л. Гаспаров // Культура древнего Рима. М., 1985. Т. 1. С. 300—336.
8. Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. – Л.: Ленинградский гос. ун-т им. Жданова, 1985. – 222 с.
9. Коуэл, Франк. Древний Рим. Быт, религия, культура / Франк Коуэл. - М.: Центрполиграф, 2006 г. URL: http://historylib.org/historybooks/Drevniy-Rim--Byt--religiya--kultura/ (дата обращения – 22.03.2016)
10. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима / Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высшшк., 1990. – С. 265-279.
11. Ладынин И. А. История Древнего мира. Восток. Греция. Рим. – М.: Эксмо, 2005. – С. 509–513.
12. Ляпустина Е.В. Гладиаторские бои в Риме: жертвоприношение или состязание? // Религия и община в древнем Риме. - М., 1994. - С.149-164.
13. Никитюк, Е. В. Досуг и развлечения греков и римлян / Е. В. Никитюк // Быт античного общества: учеб-метод пособие по спецкурсу. [СПб,2005]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/010.htm (дата обращения - 18.03.2016).
14. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. – СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад», 2000. – 368 с.




Рецензии:

15.07.2016, 15:26 Гаевская Татьяна Ильинична
Рецензия: Не смогла, к сожалению даже пол статьи прочесть. Такое впечатление, что пишет иностранец, плохо знающий русский язык. Итак, цитирую: «Историки в трудах основывались на сочинениЯХ античных авторов». Можно написать: Историки в трудах основывались на сочинениЯ античных авторов. Цитата: «Целью данного исследования является изучение распорядка дня и провождение свободного времени древних римлян при правлении Октавиана Августа.» Разве провождение свободного времени это правильно? Может все же проведение (не провИдение, а именно проведение) свободного времени? Цитата: «На сегодняшний день можно УСМОТРЕТЬ множество сходств касательно быта людей древних времен с бытом нашего времени.». Корявое предложение. Можно было бы написать, например, так: Сегодня можно увидеть много сходства в быту людей древних времен и современных народов, в том числе и русских. Цитата: «А исследование быта и повседневной жизни людей способствует определению значения исторических процессов на жизнь людей и оказывает содействие углубленного изучения процесса развитие античности». А это предложение о чем? Где-то, как-то я могу его интерпретировать, но Вы же пишете научную статью, а не в твиттере. Цитата: «Римляне с утра приводили себя в порядок, выполняя несколько действий: надевали на ноги сандалии, мыли лицо и руки, ЧИстили.» Чистили что? Ведь по-русски можно написать: Просыпаясь, римляне одевались в тогу и сандалии. У римлян был принят утренний туалет. А то у Вас получилось, что римляне ходят только в сандалиях, моют лицо и руки, а что чистят бог его знает. Цитата: «В произведении «Сатиры» Гораций повествует нам об Алфене (I, 3, ст.130), который был брадобреем. Но тот бросил свои бритвы и закрыл цирюльню [6]. Альфен бросил свою цирюльню и что? К чему второе предложение? На этом терпение моё закончилось. Перечитайте внимательно и исправьте грамматические и стилистические ошибки. А пока статья сырая, масса грубых ошибок. В актуальности раскрывается актуальность темы, а некто её исследовал. Хотя, структура статьи правильная.

7.08.2016, 20:54 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Соглашусь с выводами уважаемого рецензента Т. И. Гаевской по поводу данной статьи. Кроме того, судя по всему в статье делается вывод, что такое времяпровождение было характерно для всех римлян. Вопрос дилетанта к автору статьи: Каких "древних римлян" имеет ввиду автор? Очевидно здесь говорится только о жителях, причем обеспеченных, самого города Рима и возможно других городов. А как характеризовалась повседневная жизнь других категорий "древних римлян", например земледельцев и пр.?

16.08.2016, 20:07 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Не понятно, автор статьи собирается вносить правку в текст своей статьи? Полагаю,прежде чем рекомендовать к публикации, надо дождаться ответа.

31.08.2016, 10:04 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Согласен с предыдущими рецензентами. Судя по всему автор не готова к исправлению собственных недоработок.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх