Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №35 (июль) 2016
Разделы: Философия
Размещена 26.07.2016. Последняя правка: 23.07.2016.

Предпосылки к критике рекламной деятельности

Михайлов Никита Эдмантович

-

Фриланс

Графический дизайнер

Аннотация:
В данной статье рассматривается проблематика рекламы, как явления современного общества. Реклама анализируется последовательно, как процесс, как учение, и как вид деятельности. В статье раскрыта суть рекламной деятельности, как противоположность дизайну, не только не способная дать какие-либо разумные блага человеческому обществу и отвергающая возможность пути совершенствования, но и оказывающая пагубное воздействие на Человека. Суть рекламного учения показана, как попытка упростить человеческую природу. В статье предложен вероятный выход из данный проблематики - философское переосмысление роли дизайна в процессе общественных коммуникаций.


Abstract:
This article discusses the problems of advertising, as a phenomenon of modern society. Advertising is analyzed sequentially, as a process, as a doctrine and as an activity. The article reveals the essence of advertising as opposed to the design, not only able to give any reasonable benefit to human society and rejects the possibility of ways to improve, but also has a detrimental effect on the person. The essence of the teachings of the ad is shown, as an attempt to simplify the human nature. The article suggests a probable way out of the problems - philosophical rethinking of the role of design in the process of social communication.


Ключевые слова:
Реклама; философия дизайна; эстетика; общественные коммуникации; деятельность человека

Keywords:
Advertising; design philosophy; aesthetics; public communication; human activity


УДК 659.1.01+659.1.011.7+7.01+7.012

Введение. 

Проходят века и тысячелетия, мир меняется, Человеческая цивилизация прогрессирует, а разнообразие видов деятельности Человека только увеличивается. Да так, что всё это разнообразие уже сложно охватить беглым взглядом. Но, условно, относительно Человека, такую множественность можно разделить на созидающие, совершенствующие, возвышенные виды деятельности и на деконструктивные, разрушающие, виды деятельности. Можно ли предположить, что Человеческое общество время от времени порождает такие виды деятельности, которые не несут явного положительного или отрицательного оттенка для Человека? Будет ли такая деятельность действительно нейтральной для Человека? Или же в самом отсутствии созидательного момента будет скрываться вред для человеческой природы?

Актуальность.

Чем сложнее человеческое общество в развитии, чем сложнее взаимосвязь Человека с миром, с обществом, с Человеком, то тем больше возможностей для реализации всевозможного вида «побочных продуктов» любого прогресса – бесполезных, а порой и опасных.  Чем сложнее любая структура, тем больше она задаёт проблем и нюансов. И как уже говорилось, в прогрессе, в усложнении человеческого общества старые виды деятельности совершенствуются, и появляются новые. Одним из таких новых видов деятельности, рождённым в Новом времени, является то, что принято называть «рекламой», подлинная суть которой будет изложена в этой статье. Это своеобразное явление окружает современного Человека, проникая даже в его жилище, как вездесущая пыль. Уже невозможно представить и облик окружающей нас среды без рекламы – так глубоко она проникла в общество. Но возникает вопрос, а какова подлинная сущность рекламы и по тому ли пути пошло развитие в этом вопросе? Может быть есть иной путь развития? Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо понять, что подразумевается под рекламой и что сама реклама понимает о себе, а потом последовательно рассмотреть рекламу, как процесс, как теорию, и как полноценную деятельность Человека.

Цель.

Последовательный анализ сути рекламной деятельности, раскрытие негативного влияния  рекламы на Человека и раскрытие абсурдности рекламы, как деятельности.

Задачи.

1) Показать рекламу, как необходимую деятельность, с точки зрения рекламщиков;
2) Раскрыть суть процесса рекламной деятельности;
3) Раскрыть суть рекламного учения, представление о Человеке и взаимодействии с ним в рамках этого учения;
4) Раскрыть суть рекламной деятельности и её ценность для человеческого общества;
5) Показать возможность иного пути развития общества в этом вопросе.

Научная новизна.

Реклама, как никакой другой вид деятельности, тесно связан с бизнесом и капиталом. Она живёт в бизнесе, и сама служит продуктом бизнеса. И первоначальная задача для рекламы, и её цель, ради которой она вообще существует, это выгодное выделение конкретного продукта на фоне остальных аналогичных, продвижение его, что в конечном счёте направлено на увеличение продаж этого продукта и получение прибыли. Самое интересное в том, что эта идея продвижения продукта начинает доминировать и над идеей самого продукта, проникая в его графическое сопровождение – в то, что в принципе и выходит за рамки рекламного бизнеса. Как сказал Дэвид Огилви, английский рекламщик, которого называют иногда «отцом рекламы»: «Цель рекламы состоит не в том, чтобы развлекать зрителя, а в том, чтобы продавать ему товар». Допустим, у некоего производственника Н. есть товар А, который он хочет вывести на рынок. Он обращается в рекламное агентство с желанием провести рекламную компанию. Рекламное агентство продумывает маркетинговые ходы, концепцию и другие моменты рекламной компании. В итоге, разрабатывается логотип или знак продукта, завлекающая потребителя упаковка продукта, рекламные плакаты, флаеры, баннеры и др. Всё это интегрируется из прототипного состояния в окружающую среду. Весь этот комплекс, по мнению рекламщиков, нацелен на глубинные струны души потребителя. Для большего воздействия они, рекламщики, придумывают и экстравагантные решения, и замысловатые концепции, которые должны заинтересовать подсознание или сознание зрителя. Эта выработанная рекламщиками концепция служит источником всей остальной работы – именно это оценивают специалисты по рекламе в первую очередь на каких-нибудь фестивалях или конкурсах рекламы и маркетинга. И вот, о вашем товаре все знают, он выгодно выделен на фоне других аналогичных товаров, продажи увеличены, прибыль получена. Именно так позиционирует себя реклама. Но рассмотрим внимательнее, всё-ли так идеально, как понимают это рекламщики, на самом деле. И рассмотрим для начала сам рекламный процесс как он есть.

Итак, первое на чём спотыкается весь рекламный процесс, не замечая этого, это сроки. Сроки в рекламном агентстве управляют всем, они доминируют во всём, и по сути уже акцент смещён не сам продукт, а на срок его исполнения. Более того, в погоне за прибылью и за лояльностью клиента, идя на его поводу, маркетинговые агентства стараются максимально ужимать сроки, необходимые для работы. Но даже установив на бумаге боле-менее адекватные сроки, подходящие для работы, заказчик не должен обнадёживать себя – он не один такой – в погоне всё за той же прибылью рекламные агентства стараются набирать как можно больше заказов, ужимая тем самым время, для уже обговорённых. Они не могут отказать новому заказу, сказав, что уже заняты другим – и в итоге вынуждены и сокращаться время, манипулировать сроками, и лавировать между дедлайнами, создавая тем самым полную суматоху, которую они гордо называют мультизадачностью. Сколько бы исследовательских работ медицинского, психологического или философского плана не было бы написало на тему вреда мультизадачности на организм человека и качество работы, капитализм убеждает себя в пользе такого режима работы. Спрашивается, что тогда получиться на выходе, созданное в таких условиях? Неужели по окончанию сроков они готовы выдавать даже некачественный продукт, лишь бы уложиться в этот поиск? Это одна из главных проблем рекламного бизнеса, которую он не понимает по-настоящему, и ему следует усвоить, что всему, даже природе, необходимо время. Созревание Идеи, которую так любят рекламщики, сродни созреванию семени в почве, она не может просто так взять и появится по требованию. К тому же момент божественного озарения не приходит по расписанию. Интеллектуальный и творческий поиски требует от себя самих глубокого погружения и в проблему, и в интуицию Человека, и в сам поиск, не ограничивая себя временными рамками.

Следует понять, что реклама подчинила себе благородное и интеллектуально-эстетическое начало, как дизайн, эксплуатируя его приёмы и оскверняя его своими правилами, не понимая толком какой мощный потенциал они пытаются обуздать, но об этом лучше говорить отдельно. А рекламщики в иерархии рекламного агентства находятся выше, чем дизайнеры. Задача рекламщиков выбрать путь развития и решения проблемы, а дизайнеры потом это должны воплотить в конкретную форму. Но дизайнер, профессионал своего дела, имеет понятия о форме, об эстетике выходящего из-под его руки рекламной продукте и об механике его создания, больше чем рекламщик, и тем более чем клиент, хотя и имеет своё собственное субъективное авторское видение. В результате мы имеем скрытый конфликт – рекламщики увлекаются смысловой концепцией, а дизайнеры руководствуются визуальной формой, тем, что считывается в первые секунды видения, но это нельзя назвать грубым понимаем внешней красоты. Разное понимание того, что воздействует на зрителя – рекламщики слишком механически воспринимают эмоции, тогда как, впечатление у дизайнеров находится на ментальном уровне. Иначе говоря, у рекламщиков слово «собака» обязательно должно лаять. Благодаря дизайнерскому образованию (которому нужно отдать должное) и варению в собственной среде, дизайнеры лишены такого грубого и слепого видения, «бычьего» взгляда.

Итак, в результате выработанная рекламщиками концепция, созданная для привлечения потенциального потребителя, спускается к дизайнерам, как указание к работе. И по сути, дизайнер, обладающим глубоким виденьем и возможностью цельного анализа стоящей задачи, воспринимается как простой исполнитель, как «рабочие руки» или «принтер». Он бы и без головы хорошо бы подходил для рекламного агентства. Более того, менеджеры порой о чём-либо договорятся с клиентом, а дизайнеру потом приходится подстраиваться под новые требования, которые могут и противоречить профессиональному виденью дизайнера. Если клиенту понравиться результат, то это считается успехом агентства, а если он будет не доволен, то уже самого дизайнера обвиняют в непрофессионализме. К дизайнеру выработано потребительское отношение. Но ведь дизайнерское мышление – это не только мощный, но и тонкий инструмент, который очень тяжело настраивать, а укладывать в ограничения очень губительно. Как уже говорилось выше, сроки в рекламном агентстве влияют на всё, но на работу дизайнеров это оказывает гораздо больший эффект. Дело в том, что дизайнер в своём сознании формирует идеальную картину продукта, путь к которой и реализация которой не укладывается в заданные сроки, или не может реализоваться в полной мере, ограниченная сроками. Дизайнера начинают подгонять, как вьючное животное, требуя сохранить при этом качество работы, что логически абсурдно. Работая в напряжённом режиме дизайнеру тяжелее добиться совершенства, а режим мультизадачности не даёт погрузиться в задачу и притупляет дизайнерское мышление. В результате дизайнерский процесс превращается в механическую работу, а сам выходящий продукт теряет душу. Из такого положения вещей мы имеем все откровенно вульгарные и безвкусные рекламные работы, которые нас окружают. Дизайнер, как и философ, видит то, что недоступно обычному человеку, и доносит это до зрителя. Стоит только дать ему все условия, и он будет стремиться к совершенству, которое заложено в его природе.

Следующий барьер на пути к совершенству в этом деле – рыночный характер данной сферы деятельности. Не только время ограничивает процесс, но и капитал. Бизнес одновременно хочет получить и хороший результат, и сберечь каждую копейку – это касается и клиента, и агентства. Из этого вытекает огромная бюрократия, где каждый шаг работы железно прописан до мелочей, ограничивая свободу пути, и за каждой тратой закреплена фактическая бумажка. Лишний бумагооборот только стопорит работу. Клиенту порой невдомёк, что в результат нужно вкладываться, ведь он будет олицетворением его самого. У него есть желание сэкономить, и получить при этом, результат как можно быстрее и круче – что, как было сказано выше, невозможно. В результате, взаимоотношения складываются таким образом, что клиент воспринимается как денежный мешок, из которого с трудом, но можно вытянуть деньги, а рекламное агентство воспринимается как обслуга, которая обязана исполнять все капризы. Некоторые агентства готовы идти на такие жертвы, и проявить то что, высокопарно называется клиентоориентированностью, прогибаясь под все требования клиента. Такие отношения нельзя назвать высокими, и результат будет соответствующим. Было бы смешно, если бы пациент пришёл к частному врачу, которого он сам же выбрал, и стал бы ему говорить, как и чем его надо лечить. Это абсурдное, странное положение дел – но с чем только не готовы люди согласиться ради получения прибыли – приходится и клиентов прихоти исполнять. Это является показателем несерьёзного отношения Человека к рекламному бизнесу. Ещё одна коммерческая проблема рекламного бизнеса заключается в невозможности точно оценить стоимость интеллектуального и творческого труда, любая оценка получается либо чисто субъективной, либо копиркой с уже существующих расценок. А цена за «услугу» устанавливается раньше начала работы, что в принципе логично, хотя и влияет на процесс – чем дороже продано, тем больше внимания и сил уделено заказу, чем дешевле, тем меньше интеллектуальных и творческих сил прикладывается к работе. Когда макет согласован с клиентом, а, следовательно, поиск подошёл к концу для рекламщиков, то наступает следующий этап – его материализация. Реализация требует средств, а хорошая реализация требует много средств. Если клиент не готов платить, а начинает сокращать расходы на этом этапе, то получается имитация хорошей работы, халтура – там материал подешевле, там краски подешевле и т. д.

Мы понимаем, что всякое дело стремится к совершенному результату, что естественно для него, но исходя из вышесказанного, получается, что сам процесс рекламной деятельности в самом себе содержит непреодолимые барьеры для достижения совершенства. Всё, что можно считать из многочисленных рекламных работ удачным, на самом деле являются случайностями, по тем или иным причинам. Временной диктат, эксплуатация принципов дизайна, бездушные рыночные отношения, неверная суть взаимоотношений – таковы реалии рекламного процесса.

Говоря же об рекламном учении, следует прежде всего понять, что оно не опирается на какие-либо науки, но при этом имеет достаточно стройную структуру. Как в практике реклама эксплуатирует принципы и приёмы дизайна, так и в теории она вырывает отдельные куски из психологии, присовокупляя к ним бытовой опыт и статистику. По сути, учение рекламщиков стоит на очень жидком базисе. Но, при всём этом, имеется вера, что это именно истинно и работает так, как задумано. Их учение воспринимается рекламщиками, как нечто собой разумеющееся и данное. Каков же источник и природа этой веры? Он заключается в самом результате всей рекламной теории – в некоем материальном результате. Вряд ли Человеку удастся сомневаться в том, что есть и что «осязаемо». Если есть стол, то никто не будет сомневаться в том, что есть и успешное столярное дело. В результате, возникает замкнутый круг – имеется некий материальный результат, суть рекламной теории, что само его существование заставляет верить в собственную теорию, порождающую этот результат. Возникает вопрос – в рекламе, как в порождении современности, логично, должно было быть что-то первым – результат или теория? Будет логичным предположить, что люди со своей алчной природой решили, что дизайн может продавать, что можно поставить эстетическую деятельность на службу коммерческим интересам – так получился результат, который впоследствии был расширен теорией и стал основой для теории, чтоб производить ещё больше подобных продуктов. Но было бы всё так идеально…Нюанс проблемы состоит в том, правильно ли рекламщики понимают тот продукт, который они считают своим и работает ли он так, как думают рекламщики.

Рекламщики верят, что их продукт работает, влияет на сознательный выбор человека, заставляет купить тот или иной товар. Для этого, они закладывают в свой продукт психологическую эмоциональную концепцию, отвечающую нужной для них цели, а само исполнение создают ярким и броским, чтобы вырваться из контекста жизни. Именно это – по задумке рекламщиков – и должно работать, рекламный продукт должен найти отклик в душе потребителя, попасть в струю его желаний. Но работает ли это так, как задумывают рекламщики проверить опытным путём невозможно – нельзя просто так взять и положить на стол действия рекламы.

Чисто логически, всё это выглядит достаточно разумным – если есть что-то, чего человек хочет, но сделать не решается, то реклама даёт дополнительный стимул для свершения действия. В этом, безусловно, есть момент истины. Но в этом кроется неверное понимание рекламщиками сущности Человека. Во внутреннем мире Человека не один, как это представляют себе рекламщики, а сразу несколько, разных по направлению векторов желаний, амбиций и устремлений (см. рис. 1).

Схема представления взаимодействия рекламы и внутреннего мира Человека в рекламном учении и в реальности

Внутренний мир Человека, его микрокосмос, подобен пламени огня – что-то постоянно вспыхивает в нём, что-то угасает, и всё пребывает в стремлении. Шанс на то, что нечто извне изменит что-то во внутреннем мире Человека, внутри него самого, начнёт руководить его действиями, крайне ничтожен. Так же подобное влияние зависит и от сложности внутреннего – если внутренний мир конкретного человека содержит только простоту и линейность, то тем большее влияние реклама будет оказывать на него, и наоборот. К тому же, реклама, так далёкая от внутреннего мира Человека, и такая малая по сравнению с ним, не является достаточно сильным стимулом для воздействия. Ведь, как говорил Гераклит: «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос». Человек же в теории рекламы просто туп, однобок, подобен животному, живущему ради пропитания и для пропитания. Рекламная теория упрощает природу Человека до одной прямой. В физике удобно использовать упрощённую модель явления, чтобы понять его суть, но подобный принцип не работает с такой сложной, противоречивой, но целостной системой, как Человек. Именно из своей неверной модели Человека рекламщики выводят принцип так называемой «целевой аудитории» - группы людей с одинаковым вектором желания, которое может удовлетворить конкретный товар. Но что может дать гипотеза, которая основана на заблуждении? Получается, что понятие «целевой аудитории» - такая же фикция или в крайнем случае очень далёкое от реальности понятие. Невозможно объединить в одну группу разных людей и утверждать, что их мотивы будут одинаковы – мы снова наблюдаем, как рекламщики в своих теориях низводят Человека до животного, стадного состояния. Внутренний мир Человека не только сложен и бесконечен в отдельном Человеке, но и уникален в каждом – не найти во всём мире похожие души. Это то, что зовётся «индивидуальностью». Никогда и никак мысли и желания одного человека не будут похожи на мысли и желания другого; а если и случится такое, будет ли это уже Человек? Так и каким же образом рекламщикам удаётся «объединять» разных людей, низводить множество индивидуальностей до одной модели? Каков же общий принцип, позволяющий проделать этот фокус? Описывая «целевую аудиторию», рекламщики на самом деле описывают качества товара и ощущения от него – вот что объединяет этих разных людей! Реклама обращается, на самом деле, к покупателю, готовому купить уже этот конкретный товар, о чём говорил Умберто Эко в книге «Отсутствующая структура. Введение в семиологию» [2]. В своём слепом желании увеличить продажи они смещают акцент с продукта на людей, веря в то, что это позволит добиться заданной цели, которая состоит в манипуляции над выбором и действиями Человека. В самом деле, некий товар всегда будет отвечать желанию некой группы людей, но только потому что он таким является. К примеру, у нас есть две машины: одна – маленькая розовая машинка, другая – чёрный большой внедорожник. Рекламщик, посмотрев на них, скажет, что «целевая аудитория» первой – это женщины лет двадцати-тридцати, второй – солидные мужчины и исходя из своей теории будет создавать соответствующий рекламный образ. Не заметив, он сам же считывает ощущения от товара, ведь первая машина и правда ассоциируется с женственностью и лёгкостью, а вторая преисполнена брутальностью и харизмой. Но что, если вдруг всё поменяется, ведь человеческая природа непредсказуема, и солидный мужчина вдруг пожелает кататься на первой машине, а хрупкая дама захочет приобрести мощный внедорожник? В этом не будет ничего удивительного, ведь объект, ощущения от него, должны соотноситься не с одним желанием, а со всем внутренним миром Человека. Поэтому то, понятие «целевая аудитория» рекламщиков далеко от реального положения вещей. Из всего вышесказанного следует, что данный механизм необходимо понимать, как поиск, интерпретация и взаимодействие тонких ощущений от объекта с сознанием Человека, что в конечном счёте и делает чистый истинный дизайн.

 

Самое интересное, что, то, что можно назвать хорошей рекламой, перестаёт быть ей, перерастая в художественно-эстетическую форму, хотя и это бывает достаточно редко. И эта форма начинает доминировать над рекламными посылами, зритель начинает воспринимать это более чувственно, более тонко, что и западает ему в душу. Человек всегда стремится к прекрасному, а реклама перестаёт быть рекламой, становясь близкой к искусству. В этом раскрывается её происхождение от дизайна.

 

Всё рекламное учение можно сравнить с астрологией или хиромантией – все они имеют стройные и сложные теории, по ним написаны тонны книг, но сам их фундамент сомнителен или ошибочен. Но если и среди результатов попадётся хоть один удачный, то в том будет вина скорее случайности, нежели закономерности. Некоторые люди идут к гадалкам и колдунам, чтобы решить свою судьбу, а предприниматели идут к рекламщикам, чтоб те решили их деловые проблемы. Но не кажется удивительным, что клиенты рекламщиков зачастую обрушивают на них критику, ведь подобное дело очень субъективно, а платить за «воздух» очень не хочется. Единственное, в чём истинность рекламы в том, что она несёт информационную нагрузку. И хотя реклама информирует о существовании товара, в этом нет её исключительной особенности. Реклама может информировать об акциях и скидках, и человек, падкий на выгоду реагирует на неё, но в том уже больше заслуги маркетинга, чем самой рекламы. В остальном же, как видно, учение, лежащее в основе рекламной деятельности, есть заблуждение, основанное на слепом желании прибыли, логически неверное и необоснованное, хотя, как и любая идея содержит небольшой момент Истины.

 

Итак, рекламный процесс зациклен сам на себе, делая невозможным даже мысль о совершенном; Учение рекламщиков является профанацией, рождённой алчными желаниями и слепой верой, пропитанной неверным пониманием сути вещей и сил, которые рекламщики пытаются обуздать. Но какова же суть рекламной деятельности в целом? Суть других деятельностей есть стремление к Благу – с этим вряд ли кто поспорит. Искусство стремится к совершенству форм, наука – к абсолютному знанию, философия – к Истине, медицина – к здоровью, и так далее. Да даже тоже самое столярное дело стремится к Благу. Если обратить внимание, то всё это служит не только основой для раскрытия человеческого потенциала, но и совершенствует тем или иным образом природу Человека, можно даже сказать формируют его и воспитывают. Реклама же, по своей природе и по своему порочному происхождению, не содержит ни интеллектуального, ни эстетического, ни философского, ни практического зерна; однако реклама вырывает из них только интересующие её моменты и соответствующие её вполне конкретным целям, как паразит, который питается соками других, чтоб сохранить себе жизнь. Сможет ли это чему-то научить человека, воспитать в нём что-то добродетельное, улучшит ли его природу? Весьма сомнительно. И сомнительно то, что подобной, не приносящей ни пользы, ни вреда, деятельности нет места в мире Человека, хотя она настолько влилась в общественную жизнь, что и такое положение дел кажется чем-то естественным.

 

Реклама ставит своей целью не информирование о чём-либо, а по сути лишение человека его собственного выбора. Человек был рождён с возможностью свободного выбора, это не животное, живущее по своим заложенным «программам» – инстинктам. Хотя реклама стремится сделать его именно таким, но только вместо инстинктов – её собственные коммерческие посылы. Реклама желает, чтобы он потреблял только то, о чём она сообщает, чтоб действовал по заложенным в неё принципам, воспитывая в Человеке потребителя, животное. Именно это, как отрицательное влияние рекламы, отмечает в своей «Эре пустоты» Жиль Липовецки, говоря, что постмодернистскому индивиду становятся чужды душевные порывы [1]. Нет в рекламе того, чтобы совершенствовало природу Человека, но есть всё, чтоб заставить его деградировать.

 

Но если присмотреться, то каждый производитель хочет, чтоб именно его товар выбрали, и вот уже видим тьму рекламных продуктов, каждый из которых о чём-то своём «кричит», стараясь «перекричать» своих конкурентов, тем самым создавая в человеческой среде информационно-визуальный шум, льющийся на сознание человека со всех сторон. Весь этот разноголосый поток не может уложиться в голове человека, ведь у каждого есть предел восприятия информации. Но последствия этого, различные для каждого отдельного человека: кто-то абстрагируются ото всего этого, создавая риск тем самым и пропустить нечто важное, кто-то замещает информацию в своей памяти и ему уже не хватает для запоминания полезных вещей, и так далее. Именно так полагал Умберто Эко говоря в эссе «Глянец и молчание» о рекламе, как об шуме, который заглушает всё вокруг. Так же он добавлял, что именно из-за этого реклама перестаёт нести информационную нагрузку – ведь она не доходит до слушателя [3]. И нет ничего более отвратительного, чем манипуляции с чужим сознанием – попытки воздействия на сознательный выбор и на сознательные действия Человека преступны.

 

Информационная составляющая в рекламе, которая могла бы быть оправданием, лишь является такой отчасти. Суть этой информационной составляющей – рекламный посыл, что есть такой товар, который чем-то лучше. Но было бы более правильнее и справедливее, если бы информационный посыл был оформлен просто как «есть такой товар». Поэтому то, банальная вывеска «продукты» без прикрас, без какого-либо посыла, намного лучше любой рекламы, так как «говорит» так как есть. Это и есть чистая идеальная информация, ничем не осквернённая. Добавьте к этому эстетику и философию, и вы получите дизайн. Реклама же подпитывает мелочные желания, создаёт иллюзии, формируя потребительское отношение к Бытию.

Заключение.

 

Исходя из всего вышесказанного, человеческий социум в этом направлении загнал себя в тупик. Реклама, корень которой алчность, только кажется нейтральной по отношению к чему-то человеческому, ни давая благ, ни принося несчастий, но именно в этом кажущемся нейтралитете и заложен отрицательный момент. Сколько бесполезных и ложных, а порой и вредных, учений было в истории человечества…Но Человек упорно сбрасывал их, уступая путь Истине. Ведь всё в Человеке стремится к совершенству, иначе бы мы не увидели блеска цивилизации. Постоянный поиск и стремление к Благу – то чем пропитано развитие человеческого общества. Но, касательно рекламной деятельности, сам того не сознавая, Человек смирился, сжился с данным положением вещей, перестал замечать несостоятельность рекламной теории, стал частью этой системы. Он перестал видеть совершенно другой путь и даже возможность его, убеждённый в правоте уже существующего порядка. А ведь он есть, этот другой путь. Этот путь кроется в эксплуатируемом начале рекламе – дизайне. Человек получая знание и опыт первым делом использует его в своих корыстных интересах – вот поэтому сперва появилась атомная бомба, а не мирный атом. Словно бы, у всего, что не делал Человек, есть отличные противоположности, и у рекламы этой противоположностью служит дизайн. Дизайн, если рассмотреть его подробно, это передача ощущений от объекта субъекту через сознание дизайнера-творца посредством дизайн-продукта. В ощущениях нет места лжи, они просто даны. Дизайн более тонкая и чувственная материя, чем реклама, стремящаяся к совершенству в духовно-интеллектуальном и материальном плане – в дизайне важна эстетика форм и философский поиск. Дизайн не стремится навязать какую-либо точку зрения, но заставляет думать, а хороший дизайн воспитывает в Человеке нечто прекрасное посредством графической культуры. Дизайн и реклама различаются, как философия и софистика соответственно. Одно использует знание для корыстных целей, а другое – получает удовольствие от самого поиска и знания. Конечно, и к дизайну необходимо предъявлять жёсткие требования – не каждое можно назвать дизайном. Дизайн и дизайнерский подход – вот то, что должно сменить диктатуру рекламы.

 

Библиографический список:

1. Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. Спб: Изд-во Владимир даль. 2001. С.215
2. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию.- СПб: Изд-во Симпозиум. 2006. С.223
3. Эко У. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю / Глянец и молчание.- Москва: Изд-во Corpus. 2014. С.218




Рецензии:

26.07.2016, 9:37 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Сложная ситуация с этим текстом. Это не научная статья, это эссе. Хорошее эссе. Крайне сложно давать оценку этому. Это крик души дизайнера. В итоге, какое заключение можно дать. Некоторые позиции явно не верны - реклама нужна для информирования, а не для раскрутки. Противопоставление рекламы и дизайна, это противопоставление твердого и длинного - разные вещи. Тем не менее: 1. Текст публиковать. 2. Однако доработать следующим образом: Выделить основные мысли, четко их обозначить и написать обоснование им. и обязательно сделать графическое структурирование текста, читать такие потоки сплошным текстом просто не реально.

26.07.2016 15:15 Ответ на рецензию автора Михайлов Никита Эдмантович:
Спасибо большое, Леонид Борисович, за рецензию! Вы правы, это крик души - но это наблюдалось у многих философов: у Сократа, к примеру, вызывало недовольство общественной жизнью, у Маркса - капиталистическими отношениями. Именно это и заставляет задумываться над верностью устройства общества. Вы это очень правильно заметили. Видимо, я не верно освятил момент - я в статье пытаюсь показать, что реклама, как раз лишена информационной составляющей, как кажется на первый взгляд. Так же, хочу заметить, что у рекламы и дизайна одна тождественная природа. Именно поэтому, я противопоставляю рекламу и дизайн. Видимо этот момент нужно доработать, и да, я согласен с Вами, нужно текст отструктурировать - очень он большой получился. Но такой вопрос очень тяжело раскрыть в двух словах. Спасибо большое ещё раз.

26.07.2016, 12:15 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Михайлова Никиты Эдмантовича маркетингового содержания, анализирует рекламу со множества сторон. Отдается отчет сочетательности полезности и негативов. Не мешало бы оговорить, что применение рекламы удорожает товар, услугу, эта добавка к себестоимости покрывается потребителем. Для богатого покупателя это мелочь, а для скромного нервозность. Но в то же время работа для дизайнеров, рекламных фирм. Если общество предпочло «рыночный вариант» экономики, то эти негативы нужно терпеть. Статью опубликовать стоит.
26.07.2016 15:15 Ответ на рецензию автора Михайлов Никита Эдмантович:
Оганес Александрович, спасибо за рецензию! Да, есть такой нюанс, как удорожание товара и я его добавлю и раскрою. Но согласитесь, это капля в море. Акцент моей статьи смещён именно на ненужности и вреде рекламной деятельности, как деятельности в целом. Это я хотел раскрыть в статье. Признаюсь Вам, статью начал писать без каких-либо источников, но для меня приятным открытием стало, что некоторые мои постулаты в статье совпадают с мнением Умберто Эко касательно рекламы. Это было показателем, что я мыслю в верном направлении - что было очень приятно. На самом деле, формат статьи очень мал для данного вопроса, и я планирую переложить свои исследования и измышления в формат более удобный, например трактата или книги. Спасибо большое за рецензию!

27.07.2016, 13:41 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Рецензент не является компетентным в рекламной деятельности. Однако затронуты принципиальные вопросы, касающиеся вообще функционирования микроэкономики и жизнедеятельности социума. В ряде работ рецензента многожды высказывался тезис об универсальности т.н. "стресс-кривой", или S-кривой, которая постулирует, что есть область, где ЕЩЁ функция не зависит от аргумента, а есть - где УЖЕ слабо или вовсе не зависит, и только на участке линейной зависимости любой закон, умозаключение, действие детерминировано связан с аргументом. Было время, когда листочки у метро играли какую-то информационную роль, затем их просто выбрасывали и не читали, а ныне - они вызывают раздражение. Так во всех областях рекламной деятельности. Недостаточно рассмотрены эффекты навязывания, востребованности и др. прикладные аспекты этой деятельности. В нормальной экономике эта деятельность финансируется из прибыли и лишь в грабительской и полукриминальной России - это не так. Надо ли публиковать этот обширный материал или нет с научной точки зрения - рецензент сказать не может, но каждый абзац интересен.

3.08.2016, 11:44 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Хорошее философское эссе тоже может быть опубликовано в научном журнале (с соответствующим указанием в начале работы). Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх