Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Культурология, Философия
Размещена 26.07.2016. Последняя правка: 23.07.2016.
Просмотров - 4598

Восемь тезисов нового философского взгляда на дизайн

Михайлов Никита Эдмантович

-

Фриланс

Графический дизайнер

Аннотация:
В данной публикации изложены восемь взаимосвязанных тезисов, по-новому раскрывающих философию дизайна. Автор предполагает, что данные тезисы станут отправной точкой для переосмысления Человеком всей философии дизайна, формирования нового взгляда на дизайн и его роль в общественных коммуникациях, а также послужит началом дальнейших исследований. Автор данной работой надеется привлечь внимание философской общественности к теме дизайна и его философско-культурологической ценности для понимания природы Человека и социума.


Abstract:
This publication sets out eight interrelated abstracts, revealing a new design philosophy. The author suggests that these abstracts will be a starting point for rethinking the whole design philosophy of man, the formation of a new look at design and its role in public communications, and will be the beginning of further speculation. The author of this work hopes to attract the attention of the public to the philosophical theme of the design and its philosophical-cultural value for the understanding of human nature and society.


Ключевые слова:
Философия дизайна; философия эстетики; идеализм дизайна; чувственное восприятие; общественные коммуникации

Keywords:
Philosophy of design; philosophy of aesthetics; idealism of design; sensory perception; public communication


УДК 7.01+7.012+13.07

Введение.

В предлагаемой публикации автор посредством тезисов излагает положения нового взгляда на философию дизайна. Данные суждения основаны на размышлениях о природе и сущности дизайна, а так же на опыте работы с данной темой. Долгие годы дизайн рассматривался человеческим обществом, как некое ремесло, прикладное искусство. На самом же деле суть дизайна гораздо более сложная, чем многие предполагают. Именно к нему автор предлагает обратится, как к средству, который поможет раскрыть в полной мере и принципы мышления Человека, и его культурологические аспекты. Дизайн не просто ещё одно средство обмена информацией, представленный в визуальной форме, а средство обмена ощущениями. Поэтому к дизайну очень тяжело применить какую-либо теорию - ведь нельзя уложить в рамки чувственное. Предстаёт достаточно интересным и процесс взаимодействие Человека и дизайна, который проходит на ментальном уровне. Принципы и суть дизайна необходимо вынести на солнечный свет и придать ясности. Дизайн может оказаться прекрасным инструментом познания Бытия, благодаря своей гибкой универсальной природе и способности отражать Бытие.

Цель.

Выделить и раскрыть основные принципы дизайна и дизайн-мышления через умозаключения, показать сложную природу дизайна.

Основная часть.

Тезис первый. Взаимосвязь дизайна со всеми сферами деятельности Человека

Дизайн – это особый вид человеческой деятельности, так как в своей высшей совершенной форме включает в самом себе и эстетику, и знания, и практику, и философию, а подобной взаимосвязью не может похвастаться никакой другой вид деятельности. Дизайн как бы стоит на стыке всех сфер человеческой деятельности, требуя наличия всех составляющих и фокусируя на себе все достижения. Без эстетики дизайн будет уродлив, без знания - пустым, без практики - не рождённым, без философии – мёртвым. Создавая, человек-дизайнер, руководствуется своим эстетическим зрением, привлекая свои интеллектуальные познания, реализовывая свой кругозор, и закладывая свою философскую мысль, и в итоге получает на основе этой гармонии совершенный, подлинный дизайн. Это - четыре колеса движущих дизайнерский процесс. Дизайн отражает Бытие, показывая суть и смысл, для чего простого языка часто бывает недостаточно. В самом деле, благодаря дизайн-графике и её универсальности можно вытащить на свет и показать всем суть любой деятельности Человека, от исследований Космоса или морских глубин до банального ресторанного обслуживания или коммунальных услуг; дизайн-графикой можно показать суть и любых общественных отношений, и весь окружающий мир.

 Тезис второй. Человек-дизайнер

Исходя из предыдущего тезиса, получается, что не все могут заниматься дизайном. Это занятие и элитарно, и доступно одновременно, в зависимости от природы дизайна. Можно было бы даже утверждать, что любой человек, сталкивался с «дизайном» в своей низшей форме. Высокий же дизайн - занятие, которое требует от Человека развитие всех сторон своей бытности, и чем выше будет этот уровень развития, тем ближе к идеалу будет дизайн. Ведь для эстетики нужно наличие чувства прекрасного и умение находить прекрасное в любой форме, умение наслаждаться любым видом прекрасного, для интеллектуального начала – собственные познания и их логическое построение, для практики – умение реализации. Но также дизайнер должен быть философом и обладать развитым философским мышлением для того, чтобы разглядеть суть вещей и перенести это на язык дизайн-графики. И в тоже время, занимаясь дизайном, пытаясь добиться в нём определённых успехов, человек совершенствует собственную природу. Почему так происходит? Отчасти, потому что, процесс дизайн – это процесс поиска. Человек, занимаясь дизайном, как бы «ощупывает» мир, следовательно, для полноценного развития человека занятия дизайном полезно. Дизайнер подобен средневековому алхимику, он стремится к «золотому» совершенству через понимание Бытия и сути вещей. В этом и не только, дизайн можно сравнить с «царским искусством» – алхимией. 

Тезис третий. Различие высшего и низшего дизайна. Графическая культура

Следует разделять подлинный, высший, высокий дизайн и низший. Высший дизайн есть наивысшая точка стремления к эстетичному, интеллектуальному, практичному, истинному. Он может существовать сам по себе, будучи цельным и полноценным. Низший же дизайн, поражённый, в нём отсутствует какая-либо часть, описанная выше. Примером такого дизайна является коммерческий дизайн, задача которого не созидать, не развивать человеческую природу, а служить экономическим интересам, в ущерб эстетическому, интеллектуальному и философскому началам. Коммерсанты, ошибочно полагают, что высший дизайн не способен привлечь внимание людей, которые для них всего на всего потребители. Проблема коммерсантов и рекламщиков заключается в неверном понимании природы Человека и упрощении его сложной организации. По сути, низший дизайн в противовес высшему стремится сделать из Человека животное – потребителя. Но если выполнены все условия для создания высшей формы дизайна, и он будет стремится к совершенству, то именно так удастся зацепить внимание Человека, ведь разумного Человека всегда привлекает новое, прекрасное и интеллектуальное – его природа стремится к этому. Всё зависит от «графической культуры» самого Человека. Ничто так не наносит ущерб дизайну, как этот коммерческий дизайн, тормозя и его развитие, и развитие «графической культуры». «Графическая культура» – способность человека оценивать и одновременно сосуществовать с дизайн-графикой. Дизайн окружает Человека, создавая некую среду, и именно графическая культура «воспитывает» Человека, хотя и без человека она была бы не возможна. Графический же дизайн есть наиболее высшая форма выражения высокого дизайна, так как свобода дизайнера в нём ограничена только «белым листом» - плоским бесконечным пространством, в котором можно графически выражать всё, что угодно. Свобода – это то что нужно для движения и развития, дизайна в том числе. Напротив, в средовом дизайне, есть ограничения, в материале, и в пространстве, а моушен-дизайн отличается от графического так же, как кино отличается от искусства фотографии. В обществе нужно воспитывать трепетное отношение к дизайну, как у общества, так и у самих дизайнеров, умение дать ему оценку, а также вывести дизайн из тени ремесленничества. 

Тезис четвёртый. Процесс дизайн-мышления

То, что невозможно выразить словами, Человек может сказать языком графики. Там, где заканчивается литература, начинается дизайн-графика. Когда Человек ставит перед собой задачу, которую хочет реализовать посредством дизайна, то в самом начале, он на самом деле пытается прочувствовать тот предмет, о котором хочет сказать, получить от него ощущения, и этот этап тесно связан с сознанием, так как от его природы зависят чувства и эмоции. Дизайнер видит не разумом, а своей душой, в которой и находят отклик эти ощущения. После того, как Человек получил эмоции от предмета, собрав о нём некий эмоционально-идейный букет, он философски интерпретирует полученные идеи и ощущения, наполняет это интеллектуализмом, насыщает смыслом, и выплёскивает всё это в среду, а уже зритель воспринимает своим сознанием это послание и считывает его. Этот процесс – посыл от объекта ощущений и идей человеку через сознание дизайнера, с печатью сознания дизайнера, и с помощью дизайнера. И если это послание нашло отклик в сознании зрителя, подобрало «ключ к его душе», то это зритель и будет считать прекрасным. Результат дизайна можно считать материализовавшимся идеализмом. С другой стороны, нужно понимать, что и сознание зрителя тоже должно быть готово воспринять посыл интеллектуально и эмоционально, и снова это возвращает к вопросу о «графической культуре». Получается, что в обществе дизайн элитарен – так процент обладающих этими способностями и не обладающих ими, всегда будет в пользу последних. Человек воспринимает визуально послание согласно своему уровню развития. 

Тезис пятый. «Тело, душа, и дух» дизайна. Аналогия с животным миром

Идея триединства, популярная в Средневековье, наиболее точно подходит для осмысления плодов дизайна. Следует разделять «тело» - материальную часть дизайн-продукта, в которой и реализована и эстетическое, «дух» - концепция дизайн-продукта, которая отражает каким и как должен быть дизайн-продукт, и «душа» - наполненная ощущениями часть дизайн-продукта, которая посредством «тела» и влияет на зрителя. «Тело» может разрушится, но «дух» всегда будет идеальным планом «тела», живущим в сознании либо создателя, либо зрителя. В тоже время, «тело» можно потрогать, тогда как о «духе» мы имеем лишь представление, а «душа» неосязаема и видится только другой душой. «Тело» не идеально, а «дух» совершенен, и «тело» стремится к этому совершенству – всегда результат не соответствует концепции творца, но приближается к ней. «Тело» не может существовать без «духа», но «дух» без «тела» может существовать, а вот «душа» может без того и другого. По своему строению и признакам «тела», дизайн-продукт подобен живому низшему существу. Как у насекомого есть членение, так скажем, и у книги есть обложка, задник, титул, форзац – своя анатомия. Гармония этих телесных членов дизайна-продукта, которые тоже, кстати, не лишены функциональности, добавляет эстетики творению. Как и живые, дизайн-продукт может и «размножаться», и «эволюционировать», и «умирать», и «рождаться», конечно, если созданы необходимые условия, одним из которых является Человек. У результата дизайна есть некий идеальный прототип - макет, от которого всё пошло и по которому создаются все остальные подобия. В этом кроется креационизм дизайна, в котором Человек - Творец, средневековый «Бог-геометр», конструирующий Космос и продумывающий его функциональность. 

Тезис шестой. Архетипы

В дизайне, в его визуальной части, «теле», есть некие образы, которые наиболее сильны, универсальны и представляют собой изменённые сознанием дизайнера Идеи предметов, которые вызывают и эстетические подсознательные чувства, и подсознательные интеллектуальные ассоциации. Примером такого архетипа является изображение космического пространства – где бы оно не было применено, оно всегда будет зрителю казаться удачным, естественным. Архетип обращается к интеллектуальному началу человека, но механизм взаимосвязи архетипа и Человека пока непонятен и скорей всего ответ на этот вопрос лежит в культурологической плоскости. Поиск удачного и меткого архетипа и способа изменения идеи – половина задачи визуализации дизайна. Умеренное чувство визуального «надлома» Идеи создаётся её философской интерпретацией в сознании дизайнера. 

Тезис седьмой. Форма и содержание

Дизайн воздействует на человека своей внешней формой, а не содержанием. Внешнее это воплощение внутреннего и его отражение в материальности. Многие ошибочно полагают, что, вложив как можно больше смысла, подчинив форму содержанию, можно добиться лучшей передачи послания, однако это не так. Человек по природе визуал, он сперва воспринимает зрительно информацию, а потом анализирует, поэтому баланс сил в дизайн-продукте должен быть в пользу формы, или вообще состоять только из формы, в которой заложена эмоция. «Литература» же отвлекает от визуального осмысления. То, что мы не понимаем, к примеру, мы оцениваем визуально, как форму – иностранный шрифт мы даже при знании языка воспринимаем как абстракцию. Об этом сообщают многие теоретики дизайна, к примеру Эмиль Рудер в своей «Типографике» [2]. Ощущения, заложенные в форме, передаются не разуму, а душе Человека. Дизайн-графика – это запечатлённая эмоция, поэтому, можно сказать, тот дизайн высший, который говорит со зрителем только формой, передавая ощущение. Что может больше отражать стремительное движение, чем простая диагональная линия? Не нужно воспринимать слепое копирование реальности, декорирование и украшательство, иллюстрацию, как дизайн. Дизайн - это искусство формы, это создание нечто нового. 

Тезис восьмой. Случайность и порядок. Контраст, как основополагающий принцип дизайна

Дизайн очень разнороден по своим видам, но условно делится на два типа: где преобладает случайность и где преобладает порядок. Там, где преобладает порядок – весь визуал дизайна создан мыслью и талантом дизайнера, выверенными пропорциями и гармонией. В этом чувствуется пифагореизм – всё в таком дизайн-продукте подчинено строгой математике и системе, логичности и точности. Там, где преобладает случайность – всё хаотично и динамично.  Говорят, «Бог - это случай», и когда дизайнер делает работы в духе случайности, то он словно бы наблюдает частицу Божественного. Это не дизайнер сделал работы, а сам Бог, случайность, дизайнер всего лишь зафиксировал это, потому что это не сможет нарисовать ни один художник. Но нужно и осознавать, что Бог также живёт и в едином, и многом, и в целом, и в деталях. Когда мы видим целое - мы видим божественно чистое. В обоих случаях мы получает некую дизайнерскую симфонию, где каждый элемент издаёт своё «звучание». В тоже время, контраст – основа всего мироздания, и дизайна в том числе. Ещё Гераклит заметил, что «война – отец всего», всё происходит через борьбу противоположностей с тождественной основой. И в дизайне тоже всё строится на контрасте: чёрное – белое, шрифт – плоскость, печатная область – бумага, и т. д. Именно этот принцип контраста и делает дизайн «живым». 

Заключение.

Как видно из вышесказанного, дизайн имеет сложную, многогранную природу, которая непонятна для простого обывателя, но в которой скрыт ключ к пониманию человеческого мышления и человеческой культуры в целом. В статье излагаются не только размышления, но в ней также выявлены проблемы, которые послужат материалом для возможных дальнейших исследований. Из сформированных тезисов становится, что философия дизайна - это философия практического идеализма. За всё время существования такой специфической деятельности, как дизайн, создано огромное количество работ, создав тем самым массивный культурный пласт, требующий тщательного изучения культурологов, философов, искусствоведов. Необходимо по-новому взглянуть на природу дизайна и переосмыслить его роль в человеческом обществе.

Библиографический список:

1. Канке В.А. Основы философии. Москва: Изд-во Логос, 2013
2. Рудер Э. Типографика: Руководство по оформлению. Перевод с немецкого: Максим Жуков. Москва: Изд-во Книга, 1982. С.52




Рецензии:

26.07.2016, 11:51 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Михайлова Никиты Эдмантовича посвящена представлению искусства дизайна, актуализации этого вида работ и выдаваемых результатов. Подход автора назван «философским» с учетом всех видов таких действий. Спорить с ним не с чем, все сведения интересны, полезны. Чего нет, так показа места этой практики в составе искусства. Но это искусство не столько демонстрационное, сколько конкурентное в пользу производителей. Желательно это оговорить. Но и без этого статья достойна публикации.

26.07.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Михайлов Никита Эдмантович:
Спасибо большое, Оганес Александрович за рецензию. Мне очень приятно, что доктор философских наук сумел по достоинству оценить крупицу Истины в этой статье, хотя стоило ли ожидать другого. Мне очень нравится изречение Гераклита: "Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души". Если у человека "грубая душа", то доказывай, не доказывай, он всё равно не поймёт и не увидит Истины. Это моя первая статья и я собираюсь поступать в аспирантуру с философией дизайна - а эти "тезисы", выработанные и логикой, и наблюдением, для меня послужат пищей для изысканий. Я думал добавить визуальной информации к своим тезисам, но не решился - в ближайшее время, я добавлю наглядный материал того, о чём говорю. Спасибо большое ещё раз!

26.07.2016, 12:45 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это не научная статья. По дизайну существует огромный пласт литературы. Автор ее не осветил. В тексте начисто отсутствует какой-либо научный аппарат. Слова употребляются не верно, нельзя употреблять "Архетипы" и не упоминать Юнга. Исходя из того, что данная платформа является научным журналом я этот текст к публикации не рекомендую. Публикация такой статьи поставит вопрос о самом научном статусе данной платформы. Уверен, что ни один серьезный научный журнал не возьмет этот текст как научную статью, даже за деньги.
26.07.2016 15:15 Ответ на рецензию автора Михайлов Никита Эдмантович:
Леонид Борисович, спасибо большоё за отзыв! Вы правы, это статья не научная, это статья философская, стремящаяся переосмыслить часть Бытия и найти в этом Истину, но это не значит, что она не претендует на истинность, как наука. Гераклит часто сравнивал себя с дельфийским оракулом, который выводит своё мнение, но которое не теряет истинности - "А вот Сивилла безумными устами издает звуки невеселые, неприглядные, неблагоуханные, но тысячи лет звучит этот голос". Нужно понимать, что в философии важно опираться только на свою логику, свой разум, искать ответ на вопросы в себе. Это и есть философский поиск. Вы правы и в том, что по дизайну существует много литературы - как специалист подтверждаю эти слова. Но не всё из этого брать стоит, я нашёл момент Истины только в "Типографике" Рудера. Чтобы оценить эту статью правильно, нужно увидеть в ней прежде всего философскую новизну, а не научную. Вам бы хотелось, чтобы в статье мнение опиралось на авторитеты, но если посмотреть на великих философов, то все они шли своим путём - Ницше вообще хвастался этим - "спасибо грекам, что ничему меня не научили". В целом, я понял ваши претензии к статье, и хочу Вас заверить, что статья ещё скорей всего будет дорабатываться.

26.07.2016, 15:12 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Журнал, научный? Научный. Есть требования к научным текстам? Есть. Философия - наука? Наука - степени научные за нее получают. Так на каком основании все остальные должны соответствовать требованиям к научным текстам, а философы нет? Зачем если это не научный текст Вам публиковать его в научном журнале?

3.08.2016, 11:41 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья интересна, содержит авторскую новизну и соответствует основным квалификационным требованиям. Однако ссылка на учебное пособие недопустима. После изменения списка литературы может быть рекомендована к публикации.

15.08.2016, 16:47 Глазырина Светлана Аркадьевна
Рецензия:  Статья представляет собой философское осмысление дизайна и имеет много достоинств. Однако желательно, чтобы автор указал чьи философские взгляды были обобщены и представлены в виде тезисов и выделить , по возможности, авторскую позицию. Так как статья может быть рекомендована для широкого круга специалистов, то не лишне было бы сделать исторический экскурс в данную проблему. Статья может быть рекомендована к публикации после некоторой правки.



Комментарии пользователей:

26.07.2016, 15:38 Семина Наталия Борисовна
Отзыв: Статья слабая, к науке отношения почти не имеет: тезисы не продуманы,имеют восторженно-комплиментарный характер. Претензии на какой-либо новый взгляд на дизайн банальны.Растите, развивайтесь. Удачи.


27.07.2016, 9:14 Бакуменко Геннадий Владимирович
Отзыв: Коллеги правы, Никита Эдмантович, в отношении необходимости доработки формы и содержания статьи. Вы ведь акцентируете важность формы дизайна для его коммуникативности. В научной статье форма тоже важный коммуникативный (выразительный) аспект, а в философии тем более. Лично мне импонирует самостоятельность Ваших суждений. Но не говорил ли кто до Вас о том же? И здесь в философии начинается наука: нужно перелопатить в своем направлении всю литературу, чтобы знать наверняка, что уже сказано, а в чем новизна Ваших суждений. Хочу акцентировать Ваше внимание: "его роль в общественных коммуникациях". В научно-философском дискурсе есть разночтения понятия социальной (общественной) коммуникации. Я, например, придерживаюсь мнения, что социальная (общественная) коммуникация, как акт, одна на всем белом свете, следовательно употреблять в этом смысле слово нужно в единственном числе. А когда говорят о коммуникациях, подразумевают многочисленные средства связи (водопровод, канализацию, телевидение и пр.). В чем Вы ищете роль дизайна: в цвете и форме электропроводки или во взаимодействии людей? С наилучшими пожеланиями!!!


Оставить комментарий


 
 

Вверх