Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №36 (август) 2016
Разделы: Политология
Размещена 22.07.2016. Последняя правка: 07.09.2016.

ДЕЛИМЫ ЛИ НАУКИ НА «ФИЛОСОФСКИЕ» И «НЕФИЛОСОФСКИЕ»?

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
Аннотация: Защита диссертаций, присуждение ученой степени по «фило-софским наукам» ставят вопрос о причинах отсутствия таких действий по «философии» непосредственно. Предстают подчеркивание важности для оценок состоятельности философских позиций показаний наук, предпочтение при этом материалистической философии. Но сыграло роль и предпочтение краткости выражения потребных исследовательских Академий, Министерств по образованию и специальным исследованиям.


Abstract:
Abstract: Protection of dissertations, awarding scientific degree by «philosophical sciences» raise the question about the reasons for the lack of action on the «philosophy» itself. Appears to underline the importance of consistency of as-sessments philosophical readings positions Sciences, preference in this materialis-tic philosophy. But the role played by preference and brevity of expression of re-quired research Academies, Ministries of Education and special studies.


Ключевые слова:
философские науки; защита диссертации; идеализм и материализм.

Keywords:
philosophical sciences; defense of the thesis; idealism and materialism.


УДК 353.

 

          Введение. В России давно употребляются два близких по содержанию понятия: «философия» и «философские науки». Первое из них выражает вид знаний, профессию ученого, преподавателя (философ), специальные издания, учебную дисциплину. Второе указывает наличие среди остепененных лиц кандидатов и докторов «философских наук», что одно из направлений присуждения в стране Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК) Министерства образования и науки ученых степеней за осуществление результативных исследовательских работ. Но среди этих остепененных лиц «кандидатов» и «докторов философии» нет. Как же так? Вид знаний, профессия, дисциплина в наличии, а ученых степеней по ним нет? Этот вопрос, странным образом не удостоился внимания, но достоин постановки.

          Актуальность темы объясняется частым использованием этих терминов в познавательных процессах, образовательной сфере, публикациях, образовательной и научной политике государства. При этом нужна четкость представления их относительных позиций.

          Целью данной работы является объяснение состава «нефилософских наук», наличие которого логически подсказывается признанием «философских».

          В составе предмета:

- воспроизводство сложившихся представлений относительных позиций философии и наук;

- соображения именования диссертационных защит по философии защитой по «философским наукам».

          Научная новизна заключается в постановке вопроса, объяснении присуждения в СССР, России диссертантам с «философской» тематикой ученых степеней по «философским наукам».

          Содержание философского вида знаний. Если нужно подвести «философию» под более общее по содержанию понятие, то бесспорно подходит «знание», где «философия» один из его видов. Других видов не мало. Есть обыденные и сравнительно точные, «теоретические». «Теоретическим» противопоставляют и «практические». Они по рассмотрению природы, общества, сознания человека. По их совокупности воззрения истинные, ложные, гипотетические.

          Но особая ценность у выделения «мифических», «религиозных», «философских» и «научных» знаний, если не добавлять «идеологию» [1]. Их общность в выражении в сознании людей внешнего мира и собственного человеческого тоже. Но различия не только в указанной очередности их выработки людьми. Религии отличились утверждением существования в небе множества или одного «доприродного духа», где в последнем из этих представлений – сотворение ими (им) всего остального. Если ее предшественники «мифы» наличие при «истинах» «заблуждений» не осознавали, всему сказанному верили, то в этом случае не так. Однако, специфика не только в этом, но и в признании гипотез о существовании «небесных духов» или одного «духа» несомненной истиной.

          «Философия» возникла с такими нечеткими отличиями, что до сих пор говорят о «религиозной философии». Она (дословно «любитель мудрости» или знаний) порождена настроем на проверку гипотез на истинность или ложность, освоение способов доказательств или опровержений. Древние греки дали не только ее (при многобожии – политеизме), но и «логику» (Аристотель). Не сразу подошла догадка добавления к логическим средствам проверок практических, хотя не все этому подвластно. Благодаря инициативе римлян, эта философия была подогнана под соответствие вере в одного бога (объективный идеализм). Но теперь трудно стало выдавать гипотезу (первичность «домирового сознания») за истину. Довелось появиться материализму, но с противоположной позицией (первичность материи).

          Следует отметить, что в составе обоих мировоззренческих течений определились совпавшие позиции, бесспорность решений, наличие несомненных доказательств. Познавательный прогресс их выделил, сформировав «науки». Но предложение английского языка (science) выразило лишь естественные науки.

          Содержание научных знаний. В формирующихся в конце средневековья вузах наряду с преподаванием философии в учебных заведениях стали вести ее разделы, не построенные на допущениях первичности или вторичности сознания относительно материи. Это коснулось в первоочередном порядке геометрических, математических знаний [9] с последующим добавлением астрономических, физических, опирающихся на то, что легко дается взору, несомненно, без споров, подкрепляется практической жизнью. Сложность была с взглядами на общество, где независимость явлений от человеческих позиций и действий слабое, а господство субъективного фактора даже решающе. Философию с социальными взглядами, а также сохраняющимися спорными положениями предложили упразднить (позитивизм, Огюст Конт, 1798-1857 гг. [7]). Но это не удалось потому, что философия:

- давала ученым сведения о познавательном процессе, мышлении больше того, что были в состоянии осуществлять «логика» и «психология» в статусе наук;

- познание и природы, и общества подходили к гипотезам, без учета возможных решений которых действовать далее, даже экспериментально оказывалось делом трудным;

- выяснение относительных позиций всеобщих по содержанию категорий (диалектики) доводилось осуществлять с обращением к философии [8].

          В итоге, философия сохранилась, была признана в советской России, осталась в СССР.

          Соотнесение философии и науки в СССР. Хотя в первые годы советской власти защита диссертаций, присуждение ученых степеней были отменены, философия и наука сопоставлялись. Иначе быть не могло потому, что новая общественная система была построена на основе «марксистско-ленинской идеологии», опиравшейся на «диалектический материализм». Поэтому полезный для себя вариант философии предстал как соответствующий бесспорно ценным наукам, а идеалистический – нет. Но степень обращаемости ученых естествоиспытателей (астрономы, физики, химики), если не добавлять или не подчеркивать ботаников, зоологов, биологов, к философии была разной. Обращаться приходилось при объяснении происхождения звезд, планет, формирования земного шара, происхождения людей, прогресса человечества. Философия от этого выгадывала. Она учитывала и использовала приходящие от наук новые, обоснованные сведения, развивалась тоже.

          Как далось выражение «философские науки»? Науки не удостоились строго разграничения по степени обращаемости к показаниям философии и использованию ее положений. Выражение «философские науки» далось в связи с возобновлением защит диссертаций по наукам и философии, но без специального указания в названиях организационных, контрольных органов действий и по философии. Восстановление защит произошло после выхода 13.01.1934 г. «Постановления», составленного «Всесоюзным комитетом по высшему техническому образованию» в противовес позиций «Ученого комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями ЦИК СССР» [6]. Сыграло роль наличие «Социалистической академии», созданной в 1918 г., переименованной в 1924 г. в «Коммунистическую». В «Социалистической» академии работала «Философская секция». В 1921 г. эта секция была возвышена до ранга «Института научной философии». После этого 24.04.1929 г. создание «Института философии» в составе Коммунистической Академии. Но в 1936 г. включение этого «Института философии» в состав Академии наук СССР [5]. Ныне в России «Институт философии Российской Академии наук», будучи «Федеральным государственным бюджетным учреждением «науки». Как видно, поначалу «философия» числилась сама по себе, а затем с характеристикой «научности». После этого она опять «сама» и далее снова с нахождением в той же научной системе. У историков философии и наук по этим временам объяснений указанных изменений нет.

          Следует учесть, что присуждение ученых степеней было восстановлено в том же 1936 г. Этот процесс уникально описан Козловой Л.А. [6]. Но это без учета формирования Академической системы страны. Раз «чистой» философии уже нет, есть только «научная», то и защита диссертаций по философии должна была быть только по «философским наукам». Но Козлова Л.А. не оговорила защиту и присуждение ученой степени «доктора философии» уже в XII XIII веках в Великобритании, Италии, Франции [4]. Если требование «научности» причастно, то о защите богословских диссертаций речи быть не могло.

          Исследовательские работы по «философии» и их защита. Представляемые к защите диссертационные работы по философии не стали оцениваться по мере «услужливости» какой-либо науке. Их результаты спокойно публиковались в специальных философских журналах (не только в «Философских науках», но и в «Вопросах философии»). Они могли сосредотачиваться на вопросах астрономического, физического, биологического социального, познавательного характера, в режиме параллельных действий с поиском добавлений к научным исследованиям. Перечень направлений действий велик, в УДК их от 101.000 (Сущность и задачи философии) до 165.741 (Прагматизм) и далее [10]. Но, если работа выполнена под номиналом «науки», то это не основание требования ученой степени по «философии». Таким образом, никто из философов не пострадал из организационной подведомственности характера своего исследования наукам, а специалисты по наукам из такого добавления.

          Оценочные требования к научным и философским диссертациям. Диссертант по любому виду наук правомочен брать нужное, полезное из философии, использовать подходящее. Оговорка при этом обращения к философии обязательна. Разве плохо показывать широту кругозора, смотреть на частное с высот общего. Что же касается философов, то им без учета показаний, позиций наук действовать трудно. Они учитывает достижения наук, используют их. Но лишь повторять научные положения – не к авторитету. Потребны показ их полезности, соответствие или не соответствие более общим положениям, решениям других вопросов.

Перед философией предстала богатая структура разных наук, разделенных на естественные, технические, гуманитарные и социальные. Она обогатила свою структурность, где определились по началу: философия природы, социальная философия, философия мышления и познания, диалектика  с параллелью истории философии. У этих разделов свои компоненты, а у всех их какая-то интегративность. Слабо компетентные по философии ученые способны толковать «философские науки» как структуру философских знаний.

В СССР котировалось поддержка науками материализма при критике идеализма. Такую работу осуществить довелось [2]. В наши дни в силу восстановления религиозной системой потерянных в советские годы прав этот подход ослаб, но не дошел до представления диссертаций с выгодой идеализма.

Послетрансформационный закон не запретил защиту диссертаций на кандидатскую и докторскую степени богословия. Это стало осуществляться в «Московской духовной академии», Санкт-Петербургской, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре свв. Кирилла и Мефодия. Руководство Русской Православной церкви планировало участие своих активистов в работе государственных вузов. Ему удалось провести в учебные программы государственных вузов «Религиоведение», «Теологию». Но захотелось дополнительной оплаты за ведение таких дисциплин при наличии религиозных степеней. С большой затяжкой, чуть ли не перед выборами 18.09.2016 г. «Министерство образования и науки» разрешило образование «Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 26.00.01 – «теология» на базе:

- Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия;

- Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета МГУ и

- Российской академии народного хозяйства и государственной службы [3].

          Помогло указанным действиям выражение «теологией» (logos греч. имеет смысл «науки») научного взгляда на религию, хотя это не без участия философии.

          Заимствование от зарубежных стран «Болонской системы» образования с бакалавриатом и магистратурой присуждения ученых степеней по «философским наукам» не коснулось. Ученая степень по «философии», что за рубежом, и по «философским наукам», что в России продолжают сосуществовать без мыслей об их отличиях.

          Выводы:

- употребление по поводу присуждения ученых степеней словосочетания «философские науки» подсказывает наличие также и «нефилософских наук»;

- но до сих пор разделения наук на «нефилософские» и «философские» осуществлено не было;

- эта ситуация обязывает выяснять происхождение выражения «философские науки»;

- разгадка в том, что именования высших государственных органов по управлению целенаправленными исследованиями не захотелось удлинять, предпочли указание только «науки» без добавления к ней «философии»;

- это сделало защиту диссертаций по «философии» защитой по «философским наукам».

 

Библиографический список:

Библиографический список: 1. Адибекян О.А. Видовой состав человеческих знаний // Современные научные исследования и новации/ - № 2. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues /2015/02/45443 (дата обращения 24.05.2016). 2. Адибекян О.А. К критике идеалистических толкований теории относи-тельности Альберта Эйнштейна. – Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филос. н. – Ереван, 1967. – 22 с. 3. Впервые в истории России создан диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/4484469.html (дата обращения 16.06.2016). 4. Доктор философии // Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия. - Т. 6. 2002. - С. 148-256. 5. Институт философии Академии наук это [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/940712 (дата обращения 16.06.2016). 6. Козлова Л.А. «Без защиты диссертации…»: статусная организация обще-ственных наук в СССР, 1933-1935 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj2-01koz.html (дата обращения 16.06.2016). 7. Конт О. Курс позитивной философии. Т. 1- 6. 1830-1842. 8. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. – № 6. 1989. 9. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. (Перевод с латинского и примечания А. Н. Крылова). - М.: Наука, 1989. - 688 с. 10. Универсальная десятеричная классификация (УДК) [Электронный ре-сурс]. URL: http://naukapro.ru/osn_udk/filosof.htm (дата обращения 16.06.2016).




Рецензии:

22.07.2016, 16:32 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Первая фраза статьи является какой-то ерундой. Цитирую "Среди российских лиц, связанных с образованием, наукой не найти кого-то, кто не знал бы о соискании и присуждении в своей стране ученых степеней кандидата и доктора «философских наук». Обыденное мышление должно подсказывать им, что, раз есть «философские науки», то должны быть также и «нефилософские»". Так у нас степени присуждаются еще и по целой куче разных наук. Например, физико-математические, педагогические и прочие. И что мы должны поставить вопрос что бывают не физико-математические и не педагогические науки? Но это же бред. Естественно, что науки бывают разные, что тут обсуждать то. Странно, как нет защит по философии. Так и подразумевается, что защиты по философии идут в области философских наук. Просто философия бывает разная. Что там у них. Эпистемология, социальная, религиозная и так далее. Поэтому и говорят "философские науки" подразумевая разные виды философии. Защит по математике, географии или психологии или физики тоже нет. Потому что они делятся на соответствующие группы. Мне просто не верится, что этот текст написал доктор философских наук. Неужели он не понимает таких очевидных вещей. Ввиду того что сама постановка вопроса представляет собой полную ерунду к публикации не рекомендую.

27.07.2016, 13:16 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Согласен с Леонидом Борисовичем - пустота на пустом месте. Пусть мне доктор философии скажет: рецензент является кандидатом физики и кандидатом математики или физико-математических наук (20 видов математики, космофизика, геофизика, физика сплошных сред и т.д.)? Есть, разумеется, в нашей классификации, например, и д-р культурологии, а не таковых наук (которых нет), но это исключение, которое, конечно, будет выправлено с появлением социологических, политических и других гуманитарных наук. НАУЧНАЯ степень не может не содержать слова с этим корнем. А физика? Биология? Они бывают и научные, и прикладные, и инженерно-технические, да и просто таблично-практические. Человек может заниматься любой отраслью человеческой деятельности и не быть доктором "кирпичных", "санитарных", "рыболовецких", "авиаторных" и пр. наук. А философия? Тут у рецензента чёткие взгляды на её роль, цели и миссию, которые в настоящее время, обособившись в словоблудческие дебри, философия не выполняет. Существующие научные результаты в разных областях и направлениях, новые факты и их интерпретация и интеграция, гносеологические аспекты этой деятельности создают непреодолимые препятствия к междисциплинарному восприятию и использованию их. Например, нелинейные явления во всех областях физики, бифуркации, режимы с обострением, катастрофы и соответствующие им функции и т.д. - всё это надо бы свести к единому пониманию и к какому-то термину или определению. Для этого в философии существует понятие категорий, основные законы их "жизни", включающие в себя описание неких "ламинарных" процессов в "единстве и борьбе противоположностей", простые и антагонистические противоречия, "отрицание отрицаний", "переход количества в качество" и др. принципы диалектики. Только этим обязана заниматься философия для своего честного выживания и развития. Всё остальное - никчемная, самолюбующаяся, невостребованная современным социумом "реникса". Докажите, что основной канон любой религии о "временности" жизни-пребывания на этом свете, о лучшей и вечной жизни где-то там, на облаках или за облаками (или ещё где) - сегодня настоящий генератор "пушечного мяса" фанатизма и религиозного терроризма - и философия получит неоценимую оценку человечества. А противоположное - это трусость и конформизм. Рецензент категорически против публикации данной статьи.



Комментарии пользователей:

23.07.2016, 12:28 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв:  Адибекян Оганес Александровия. Уважаемый Леонид Борисович. Вы не поняли, что смысл статьи в выяснении соображений именования защиты диссертации по «философии» защитой по «философским наукам». Вместо того, чтобы дать свое объяснение, Вы демонстрируете владение терминами «ерунда», «бред». Это не поднимает Ваш авторитет. Если Вы не поверили, что статью написал доктор философских наук, то я не считаю, что Вы разбираетесь в философии.


23.07.2016, 23:31 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Объясняю популярно. Защит по философии нет, потому, что нет самой философии как таковой. Есть социальная философия, философия истории, в общем все, то что входит в философские науки, можно посмотреть паспорта специальностей и увидеть, что туда входит, на что Вак делит философию. Я об этом по сути и написал в своей рецензии. С другой стороны, у нас можно видеть, например, кандидата или доктора исскуствоведения или культурологии.Что, однако, не отменяет сказанного выше. Просто звучит неблагозвучно "кандидат искусствоведческих наук", "доктор культурологических наук". Поэтому весь этот вопрос это вопрос исключительно звучания слов. А вот "доктора физики" или "кандидата биологии", мы тоже не увидим. Потому, что вполне хорошо звучит "доктор физико-математических наук", "кандидат биологических наук". Тоже самое с философией, "доктора философии" нет потому, что вполне нормально звучит "доктор философских наук". Поэтому я и считаю, что тема эта представляет собой полную ерунду. Тут нет никакой проблемы вообще, кроме той, что ее автор доктор философских наук не понимает, изложенных выше, элементарных вещей. Что такое разбираться в философии, каковы критерии этого, я лично не знаю, да мне и все равно. Зато я знаю, что плодить тексты не о чем явно не зачем. Ну кажется разжевал уж понятнее некуда.


24.07.2016, 9:38 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Леонид Борисович! В порядке консультации обязан указать, что философия один из видов знаний, существующий наряду с религиозными, научными и идеологическими. За рубежом защищают диссертации не по «философским наукам», а по философии. «Философия истории» состоит внутри «социальной философии. Прошу все это учесть и пересмотреть написанные отзывы.


24.07.2016, 14:11 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: То есть раз это "один из видов знаний", а не наука. То стало быть ни о каких защитах диссертации по философии речь не идет. Ибо в России диссертация является научной работой. А в соответствии с Вашим определением философия наукой не является, а значит по ней защита диссертаций не возможна. В России принято думать иначе. Вак присуждает ученые степени за научные работы и Вак признает, что работы по философским наукам являются научными. Опять не понятна проблема, как могут за не научные работы даваться ученые степени. И вообще, вроде бы http://sci-article.ru - электронный научный журнал. А Вы пишите работы по философии, то есть не по науке, а по "виду знания", тогда на каком основании Вы вообще здесь публикуетесь. Вы сами объявили Ваши работы не научными. Мое заключение прежнее, категорически не рекомендую к публикации в виду того, что автор признал свой текст не научным.


25.07.2016, 13:57 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Леонид Борисович! Вы не объяснили, почему в Европе присуждаются ученые степени по философии. Неужели там все глупые?


25.07.2016, 16:47 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Вот что я на все это скажу.Это такой научный аргумент - "все глупые". В реальности в Европе все различно. Ученая степень присуждается за науки, а не за "знание". В вашем списке литературы нет ни одного источника, доказывающего, что в Европе присуждаются степени именно по "философии", да и глупость это - Европа большая, образование в Британии, Франции и Германии разное. Вот что об этом пишет монография, посвященная данному вопросу "В настоящее время в странах Европы более тысячи разного рода квалификаций. Если выделить из них квалификации, близкие по уровню к вводимым в рамках Болонского процесса, то все равно их количество составит около 300". Источник "ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах". Когда студент пишет "в Европе", это еще туда-сюда допустимо. Но когда такое пишет доктор наук. То это, конечно, ужас. Так вот я предлагаю Вам доказать, что в "Европе" присуждаются ученые степени по "философии". Филькина грамота этот текст, а не научная статья.


26.07.2016, 14:39 Михайлов Никита Эдмантович
Отзыв: Уважаемый Оганес Александрович! Ваша статья лично для меня представляется исключительной важности. В ней поднята, как стало видно, очень актуальная проблема - отношение научной общественности к философии, а точнее попытка поставить её на "научные рельсы". Одни, позитивисты, уже в 19-том столетии пытались это сделать, но философия перешагнула этот этап и пошла дальше своим путём. Лично для меня, философия это ещё один способ Человека видеть Бытие: у науки своя картина мира, у религии - своя, у философии - своя. На мой взгляд, если философию пытаться подогнать под науку, то она перестаёт быть ей, становясь, максимум "историей философии". Философия это поиск Истины, который длится уже несколько тысяч лет, а вопрос остаётся "Что есть Истина?". Я сам лично столкнулся при публикации статей с тем, что мне пришлось подгонять их под "научную новизну", хотя планировал их подать как ФИЛОСОФСКИЙ поиск и ФИЛОСОФСКУЮ новизну прежде всего. Безусловно, звание "доктор философии" стоит ближе к философии по смыслу, а звание "доктор философских наук" всё-таки к науке, но не к философии. Было бы интересно увидеть, как пойдёт Ваша мысль, заложенная в этой статье дальше, и Вы освятите такие моменты, как возможность оценки философских плодов через научную призму, возможность оценки чистых философских плодов на диссертационных советах. Ведь философия должна побудить Человека задуматься о переосмыслении всего - да, плоды философии не пощупать руками, как той же науки, но это не значит, что её нужно подгонять под науку.


26.07.2016, 15:07 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Да поймите же Вы все. Если бы вопрос в тексте стоял о том является философия наукой или нет, то никаких претензий бы не было. Но здесь вопрос совершенно о другом. Здесь изложено совершенно иное, не пойми что. На каком основании автор считает, что якобы в Европе ученые степени присуждаются именно по "философии". Когда люди пишут "что мне пришлось подгонять их под "научную новизну"", так создается вопрос он это серьезно или нет. Если философия наука будьте любезны соответствовать тому что требуется для научных текстов. То есть доказывать научную новизну, в том числе. Если это не наука. Тогда не нужно пытаться публиковать не научные тексты в научных журналах. Зачем этот текст здесь если он не научный? Создавайте свои журналы о поиске истины или об идеологии или называйте их как хотите. Но сегодня философы начнут публиковать не научную ерунду, потому что они не известно на каком основании хотя публиковаться в научных журналах. А завтра это будут врачи и тогда это будет уже не безобидная болтовня, а человеческие жизни. А послезавтра политики, и тогда это будут мировые войны (вспомним майн кампф). Вот к чему приводят эти с видуневинные рассуждения на тему "делимы науки на философские или нет". Поэтому публиковать это нельзя, категорически.


26.07.2016, 15:52 Михайлов Никита Эдмантович
Отзыв: Леонид Борисович, смотрите какое дело. Истина то, она одна. Но наука смотрит на неё со своей точки зрения, философия со своей. Философия такая материя, которая не претендует на догмат в отношении Истины, важны сомнения и поиск, в этом их сходство с наукой. Однако философия не спроста считается матерью наук, потому что её инструмент - разум, способен охватить всё Бытие и докопаться до сути вещей. Вот к примеру, идея Эмпедокла о "любви" и "вражде" которые сменяют друг друга циклично в Космосе - разве она не кажется Вам прототипом современной научной теории вечной Вселенной, в которой Большой взрыв - "вражда", сменяется вселенским сжатием материей в одну точку - "любовь". Мне поразительно, как человеческий ум, не имея приборов смог дойти до этого за тысячи лет до подобной теории! Для многих неразумных возможно и кажется что это всё сплошная пустая говорильня, и поэтому её хотят загнать в "научные" рамки, чтоб придать идеям весомости. Но без философии никуда - невозможно не думать над ходом и смыслом Бытия. В статье заложена идея переосмысления философии, как специальной дисциплины человеческого знания и познания. У философии свой путь и надо вернуться к её истокам. Я бы вообще, будь моя воля учил бы философии и логике с первых классов - тогда бы и общество было бы здоровым. Философия это лучший учитель морали и этики. Ваша аналогия с майн кампф тоже неуместна - любая философская идея может быть подвергнута критике философами в диспуте, так, что оказалась бы неверной, как было во времена Античности.


26.07.2016, 15:55 Михайлов Никита Эдмантович
Отзыв: А вообще, Леонид Борисович, если судить по Вашему мнению, то по Вам, так не один бы великий философ не смог бы сейчас получить степень доктора философских наук.


27.07.2016, 7:46 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Вопрос о том является ли философия наукой - открыт для людей, хотя государство на этот вопрос отвечает положительно ибо степени по философским наукам дает.Теперь насчет истины - у науки нет монополии на истину. Истину несет в себе и искусство и религия. Но, поставь автор этого текста вопрос о том, кто является носителем истины, кто бы спорил. Но он пишет явную ерунду. И я ясно показал почему. При этом он еще и признает, что его текст не научный. Тогда зачем не научный текст в научном журнале. Абсолютно не зачем, я же не говорю, что это вообще нигде нельзя публиковать, может где-то и можно. Но в не научных источниках. Хотя текст имеет столько логических и фактических не соответствий, что ценность его весьма не велика и никто ничего не потеряет если его не будет. Теперь насчет великих философов, да, они бы не смогли получить степень. Ну и что? Все мы прекрасно знаем кто и за что дает ученые степени.


2.08.2016, 19:22 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Отзыв: Надо автору в ВАК, в УДК-GRNTI с предложениями входить и отстаивать их, а не тут.


7.09.2016, 20:24 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья существенно изменена с учетом замечаний рецензентов. Готов ее еще раз переработать после новых замечаний.


8.09.2016, 7:09 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Это намного лучше. Фактически другая статья. Что не понравилось: некоторая нечеткость и прежнее название. Что понравилось: язык и содержательность материала. Если бы я давал заключение в таком виде текст можно публиковать.


Оставить комментарий


 
 

Вверх