Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Литература, Филология
Размещена 07.08.2016. Последняя правка: 29.08.2016.
Просмотров - 11019

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖНЫХ ЗАРИСОВОК И ИХ СВОЕОБРАЗИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. ШОЛОХОВА

Антамошкина Зинаида Семеновна

МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

учитель русского языка и литературы высшей категории

Аннотация:
В статье рассматриваются основные функции пейзажа в художественных произведениях и анализируются особенности использования пейзажных зарисовок в творчестве Михаила Шолохова. Посредством анализа, обоснования и характеристики функций пейзажа в произведениях литературы определены особенности применения пейзажных зарисовок на примере творчества М. Шолохова. Установлено, что пейзажные зарисовки являются элементом композиционного значения, который используется при описании и раскрытии характеров героев художественных произведений.


Abstract:
The article discusses the main features of the landscape in works of art and analyzes the features of the use of landscape sketches in the work of Mikhail Sholokhov. Through the technique of benchmarking study and the characteristics of the landscape features in the works of literature identified methodological features of the application landscape sketches by the example of Mikhail Sholokhov's creativity. It was found that the landscape sketches are part of a composite value that is used in the description and disclosure of the characters of works of art.


Ключевые слова:
выразительные средства в литературе; пейзажные зарисовки; особенности описания пейзажа.

Keywords:
means of expression in the literature; landscape sketches; particularly describing the landscape.


УДК 82-97

Введение. В 2014 году в школах ввели еще один обязательный экзамен – сочинение по литературе, более детальное и внимательное изучение художественных произведений поможет нам в подготовке к этому ответственному творческому испытанию.В своей работе мы попытались дать описание функций пейзажных зарисовок в художественных текстах М.А.Шолохова; проанализировать их и  обобщить данные наблюдения.

Природа в произведениях Шолохова составляет огромный и разнообразный мир. Мы не знаем, какой видели люди природу в начале  или середине прошлого века, но мы можем ее представить благодаря пленительным пейзажам многих мастеров слова, запечатлевших в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Их пейзажи отличаются необычной красотой, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.

В станице Вешенской Ростовской области, которая расположена в ста километрах от станицы Алексеевской Волгоградской области, в сентябре 2015 года проходила шестая Международная научно-практическая конференция "Музей-заповедник: экология и культура". М.А.Шолохов внес большой личный вклад в сохранение природы, приумножение донской фауны и флоры. "Земля, как мир, неделима, и любовно и бережно относясь к пахотной земле, земле-кормилице,  всем нам необходимо так же любовно и бережно относиться и ко всей остальной земле, на которой живем и трудимся, радуемся и страдаем, и ко всему, что существует на пользу человеку: это и леса, и воды, и все, населяющее их",- эти слова писателя сегодня по-прежнему актуальны [6, с. 3]. По мнению директора Государственного музея-заповедника А.М. Шолохова, музеи-заповедники, связанные с изучением и комплексной охраной культурного и природного наследия, призваны не только быть хранителями, но и искать пути решения актуальных проблем [1; 2].

Территория Шолоховского района относится к степной зоне. Но в настоящее время практически вся площадь степей распахана и засевается сельскохозяйственными культурами, лишь на отдельных участках сохранилась растительность целинных степей. Историческая, мемориальная, культурная и научная ценность этих мест очевидна. Здесь сохранился практически тот же ландшафт, который был при жизни писателя, и шолоховские пейзажи, которыми так восхищались и будут восхищаться верные и признательные читатели.

Используя отрывки из произведений Шолохова, можно воссоздать картину прежней целинной растительности. Шолоховский текст можно использовать как тот же заповедный степной участок. В данной работе проанализированы различные пейзажные зарисовки писателя, при этом заметна информационная полнота и точность представления автора о флоре и фауне донской степи. Шолохов при описании степи уделяет внимание травяному покрову, отмечает виды трав, цвет. Шолохов был человеком знающим и любящим природу Донского края. Во всех его произведениях ощущается любовь к родным просторам, каждому стебельку, каждому листочку, он не представлял себя вне природы. Дома и усадьбы, в которых писатель жил, утопали в зелени.

Актуальностьнашего исследования заключается в проблеме изучения  художественного восприятия и осмысления картин природы в произведениях Шолохова. Известно, что на территории Шолоховского района сохранились целинные степные участки, подробно описанные в произведениях Шолохова, которые  целесообразно изучать и сохранять как культурное наследие нации.

В задачи исследования входило:

1. Дать  описание функций пейзажных зарисовок  в текстах;

2. Проанализировать литературные источники, описывающие степь на территории района;

3.  Обобщить данные наблюдения.

Цель исследования – проанализировать восприятие,  понимание и изображение природы в произведениях Шолохова и основные функции пейзажных зарисовок в его текстах. Материалом исследования являются отрывки из произведений М.А.Шолохова.

Новизна исследования заключается в анализе восприятия образа природы и в понимании особенности авторского поэтического осмысления и изображения  окружающего мира и человека.  

Традиция пейзажной живописи в русской литературе идёт от древнейших времён. Непревзойдённые образцы её содержатся в бессмертном «Слове о полку Игореве». Литература девятнадцатого века принесла нам, читателям, лаконичный и предельно точный пейзаж Пушкина, богатство красок пейзажных зарисовок у Лермонтова, задушевную глубину тургеневского пейзажа, горестное слияние бед народных с картинами природы у Некрасова, трагический пейзаж-лейтмотив Достоевского, нерасторжимое объединение картин природы с думами и чувствами героев у Льва Толстого. М.А.Шолохов не просто «освоил и продолжил» эти традиции русской классической и мировой литературы: он выступил смелым новатором, внёс и в пейзажную живопись своё, неповторимое, шолоховское. «Не меркнет ни от каких сравнений шолоховский сказ о степных просторах, о курганах и буераках в казачьем краю, о крутых обрывах и вишнёвых садах «по-над Доном», - как справедливо заметил Б.А.Ларин. – Гений художника в пейзаже может претворить индивидуальное в преходящее и бессмертное». 

Роль пейзажа определяется жанрово-родовыми особенностями произведения, его тематикой. В. Галанов писал, что в приключенческом романе пейзаж помогает «нагнетать ощущение опасности и риска» [4, с. 193], в юмористическом - «усиливает комизм происходящих событий», в драме - «усиливает драматизм», в сентиментальной повести - «навевает меланхолию», в романе ужасов - «внушает страх» [4, с. 193]. В романе-эпопее пейзаж больше соотносится с деяниями человека - историческими событиями, стоящими в центре произведения. Для Шолохова характерна «социальная форма чувства природы», это значит, что образ природы необходим писателю для изображения уклада жизни, народного характера и событий, имеющих общенациональное значение.

         В художественных произведении описания природы являются фоном, на котором происходят те или иные события, помогающне понять и почувствовать глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения на происходящие события и свое отношение к описываемым событиям.

Мы знакомы, например, с Тургеневым-пейзажистом по его рассказам из «Записок охотника». И в романе «Отцы и дети», рисуя деревенский пейзаж, пронизанный любовью к крестьянству, писатель говорит об их разорении яснее и ярче, чем могли бы быть пространные описания и различные рассуждения, изображая бедные крестьянские поля и луга, убогие пастбища с запущенными грязными водоемами, развалившиеся избенки. При виде этого разорения даже Аркадий понимает, что необходимость преобразований давно назрела.

Не похожи на наших современников и герои шолоховских произведений, их характеры, быт, повседневные заботы. Но эти люди становятся нам близкими, их проблемы начинают нас волновать по-настоящему. Отобразить их помогают пейзажные зарисовки. Вспомним грозу над бахчой, когда Наталья проклинает Григория. Своеобразной экспозицией к центральному событию становится пейзаж жаркого солнечного дня. Вроде бы ничего не предвещало бури. Весь мир пропитан ослепительным светом, слышится пение жаворонка.

Пейзажные зарисовки в художественных текстах выполняют различные функции: иллюстративные, психологические, лирические, символические. Они не только раскрывают характеры и внутреннее состояние героев, но и поэтизируют события. Пейзажные зарисовки имеют и композиционное значение, при описании и раскрытии характеров героев; предваряя какие-либо события, в будущем происходящие в жизни персонажей произведений. Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. Рассмотрим своеобразие использования различных пейзажных зарисовок в шолоховских произведениях.

Основой, определяющей метод создания пейзажей у Шолохова, является глубочайшее понимание писателем нерасторжимой связи казаков-хлеборобов с окружающей их природой, для которых она – судьба, дарующая урожай и радости жизни или несущая горе, голод и бескормицу. Органическая зависимость земледельческого труда от природы обусловила появление огромного количества разных примет, которые и обобщали веками

накопленный опыт, и отражали народные предрассудки и поверия, однако все эти приметы были, как правило, выражены в подлинно поэтических формах. У Шолохова описания природы часто даются сквозь призму народно-поэтических традиций и свидетельствуют ещё раз о глубочайшей связи его стиля с фольклором.

Специфика языка и стиля пейзажей у Шолохова зависит от их значения в произведениях. Идеологические, эстетические и стилистические функции пейзажей чрезвычайно разнообразны. Попробуем выделить несколько типов пейзажей в произведениях Шолохова, определить их роль, функции. Начнем с отрывка из романа «Тихий Дон»: «Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база едут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше — перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона...» [7, с. 28].  

Аналогичный пейзаж в 10 главе 2-й части «Тихого Дона»: «Вёшенская – вся в засыпи жёлтопесков. Невесёлая, плешивая, без садов станица, На площади – старый, посеревший от времени забор, шесть улиц разложены вдоль по течению Дона. Там, где Дон, выгибаясь, уходит от станицы к базкам, рукавом в заросли тополей уходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица. На маленькой площади, заросшей иглисто-золотою колючкою, - вторая церковь, зелёные купола. Зелёная крыша, - под цвет зеленям разросшихся по ту сторону озера тополей» [7, с. 142]. И еще одна зарисовка: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь, Ночь, Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть» [8, с. 243].

Данные пейзажные зарисовки характеризуют место действия («мелеховский  двор, «на север к Дону», «Вёшенская», «вдоль по течению Дона», «озеро», «полесье», «в .окопах»); время действия: («октябрь», «ночь»); историческое время («тысяча девятьсот шестнадцатый год»). Лексические средства и авторские приёмы таковы: пейзажи предельно лаконичны, состоят почти сплошь из номинативных назывных конструкций («Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых ям»,  «Невесёлая, плешивая, без садов станица», «Октябрь», «Ночь», «Дождь и ветер»), в построении таких предложений («Мелеховский двор – на самом краю хутора», «Вёшенская – вся  в засыпи жёлтопесков», «С юга – меловая хребтина горы») совершенно отсутствуют глаголы, лексико-семантическая и синтаксическая сжатость пейзажей настраивает на восприятие чего-то значительного в дальнейшем повествовании. Таким образом, пейзаж, характеризуя обстановку, предшествующую началу действия, место действия и время, даётся как вступительная часть в начале произведения и  в начале очередной главы. Такой тип пейзажа можно назвать пейзажем-зкспозицией.

Проанализируем отрывки из «Донских рассказов». 1. «Ночь свалилась беззвёздная, волчья. За Доном померкла лиловая  степь. На бугре – за буйными всходами пшеницы. В яру, промытом весенней водой, в буреломе, в запахе пьяном листьев лежалых – ночью щенилась волчица: стонала» [11, с. 118].

 2. «За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей, и на степь на шлях, на лес, ветрами  осенью отерханный. Упали плывущие тени» [11, с. 98].

Автор, оценивая события, передаёт чувства лирического героя, применяя приёмы народно-поэтических сказаний и песен. В текстах рассказов использованы прилагательные и наречия оценочного характера (ночь «беззвёздная», «волчья», степь «лиловая», запах «пьяный» крик «стонущий», волчица завыла «хрипло и надрывно»); слова употребляются переносно-метафорически ( ночь не наступила, а «свалилась»); эпитеты используются как часть метафор («пьяный» запах, «сиповатый» выстрел); фразы ёмки по смыслу и эмоциональности («За Доном померкла лиловая степь»), цветовой колорит нагнетает тревогу и горе («лиловая степь», ночь «беззвёздная»,  «лес, ветрами и осенью отёрханный», значит, голый, серый, тёмный). Предложения в тексте полные, с глагольным сказуемым, порядок слов инверсирован. Это создаёт своеобразную ритмитизацию и мелодику всего текста. Такой пейзаж выражает авторскую оценку события, предаёт чувства, когда жизненная ситуация такова, что невозможно без нарушения правды искусства передать номинацией или даже косвенным описанием ужас происходящего. Этот пейзаж можно назвать пейзажем-оценкой.

В отрывках из романа Шолохова «Тихий Дон» при помощи пейзажей  создаётся сложный, противоречивый образ героя, эмоциональная атмосфера вокруг него, раскрывается  авторское отношение к герою:

1. Степан Астахов и другие казаки отбыли на летние сборы. Пантелей Прокофьич, Григорий и Аксинья собираются на рыбалку, а в это время: «…собралась гроза. Над хутором стала бурая туча, Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния. Давил землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала» [7, с. 19].

2. Луговой покос. Пейзаж перед ночной встречей Григория с Аксиньей: «Над займищем по чёрному недоступному небу, избочившись, шёл молодой месяц. Над огнём метелицей порошили бабочки» [7, с. 46].

3. Разрыв Григория с отцом, Наталья собирается уходить к своим: «Григорий выскочил в сенцы, и последнее, что он слышал, - Натальин плач в голос. Морозная крыла хутор ночь. С чёрного неба падала мглистая пороша, на Дону раскатисто, пушечными выстрелами лопался лёд. Григорий выбежал за ворота, задыхаясь. На другом краю хутора разноголосо брехали собаки, прорешеченная жёлтыми огоньками дымилась тьма» [7, с. 59].

Пейзажные зарисовки встречаются на протяжении всего произведения, сопровождая судьбу героя. Сначала такие пейзажи более самостоятельны, как бы отстранены от героя, они могут быть объективным фоном действия, иногда его причиной, обстоятельством. В дальнейшем даются в непосредственном восприятии главного героя, часто как его воспоминания, они окрашиваются субъективными чувствами героя и переходят  в символический пейзаж. Средства выразительности разнообразны: одна деталь (чёрная туча как символ смерти) проходит через всё произведение; используются устойчивые образы чёрного (тёмного) цвета как выражения печали, траура («чёрное небо», « покрыла туча густым, непросветно-чёрным крылом», «бурая туча», «по чёрному недоступному небу»). Пейзажи довольно динамичны, насыщены глагольной лексикой («опалила небо молния», «туча шла с запада»). Смешаны книжный и народно поэтический стили речи («вешний», «погибельный», «рать», «палы» и др.) Используются образно-выразительные средства русского литературного языка и фольклорная символика («непросветно-чёрное крыло» - символ смерти и т.п.), образы-сравнения («Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория»).Такие пейзажи чаще всего сопутствуют главному герою или близким ему людям в переломные моменты жизни, в нём всегда присутствует деталь-символ, которая имеет большое значение в создании образа главного героя. Такой пейзаж  можно назвать пейзажем – сквозной деталью.

Несколько отличительную функцию отмечаем в романе «Поднятая целина»: «В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады. В полдень где-нибудь в затишке (если пригреет солнце) грустный, чуть внятный запах вишнёвой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом проглянувшей из-под снега, из-под мёртвой листвы земли. Тонкий многоцветный аромат устойчиво держится над садами до голубых потёмок, до поры, пока не проснулись сквозь голызины ветвей крытый прозеленью рог месяца, пока не кинут на снег жирующие зайцы опушенных крапин следов…» [10, с. 89].

 Вступление, как увертюра в опере, содержит голоса основных персонажей, противоборствующих в произведении. Даётся слитое воедино представление о месте и о времени действия («А потом ветер принесёт со степного гребня… дыхание полыни»), поддерживается введение областных наименований («чернобыл», «брица», «стерня»), но все они сливаются в широком обобщении. Все предметы и признаки названы предельно точно, но отсутствует локальное описание природы, взятой в определённый момент и с определённой точки зрения. Обобщённость создаётся различными способами: пейзаж представлен в движении во временной последовательности: «в полдень», «аромат держится до голубых потёмок», «придёт с востока ночь», глаголы употребляются только в формах и со значением обобщённо-настоящего и будущего повторяющегося действий: «пахнут сады», «пригревает солнце», «смешивается запах» и т.п. В этом отрывке все предметы и признаки названы предельно точно, и всё же  его лишь условно можно назвать пейзажем, так как отсутствует локальное описание картины природы, взятой в определённый момент и с определённой точки зрения. Описание дано как восприятие субъектом обобщённой картины предвестия весны в южных степных районах России. Пейзаж, соединяющий предельно точное описание и столь же предельное обобщение можно назвать пейзажем-лёйтмотивом.

Рассмотренный материал показывает, что стиль пейзажей в произведениях М.Шолохова зависит от тех функций, которые выполняет тот или иной пейзаж в системе произведения. Давая глубокий художественный анализ уклада, обычаев и нравов казаков, писатель не мог не обратить внимания на тесную связь их жизни с жизнью природы. Поэтому природа в его произведениях предстаёт в образе могучей стихии, ведущей своё, независимое от человека существование, и тем не менее тысячами невидимых нитей связанной с ним. Сложная драматическая жизнь человека по закону «психологического параллелизма» обнаруживает неожиданные соответствия с процессами, происходящими в природе.

Михаил Александрович Шолохов много времени провёл в типичной казачьей станице. Поэтому всю свою жизнь он считал себя настоящим казаком. Большая часть его произведений подробно описывает всю красоту России: её поля, степи, леса, реки. Его пейзаж в романах не существует отдельно от событий, описанных в них, а тесно связан с ними.  Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». [3, с. 127]. Основное действие романа длится девять лет – с 1912 по 1921 год. Меняются на протяжении этого времени исторические события, но природа остается неповторимой, вечной; каждый год неизменно разливается могучий Дон, зацветает степь изумительным соцветием весенних первоцветов, тюльпанов и ковыля.

В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Читатель помнит, что роман начинается с описания мелеховского двора на самом краю хутора, похожие постройки и сейчас можно увидеть на территории музея-заповедника в Ростовской области: «крутой спуск», означающий переломные события в истории народа, «намелованные волнами гальки», обозначающие тяжёлые испытания, и «вороненые ряби стремени Дона», символизирующие события, которые произойдут в жизни казачества. Приведем отрывок из главы ХIХ третьей книги: «Там, где, как замёрзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, - там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто – зелёное, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмётся к  чернозёму, кормится его живительной чёрной кровью и ждет весны…».

Картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев: «С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна».

Пейзажные зарисовки говорят о большой любви художника к природе донского края: «Степь родимая!  Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!». Пейзаж у автора одушевлён, например, «ветер казакует», «вода ворковала», «полая вода стояла как завороженная», «вода клокотала как бешеная», «степь оделась серебром» и помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

У Шолохова события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы изображен как единый жизненный поток. Чтобы выяснить, что увидел и испытал Григорий Мелехов в первые месяцы войны, вновь обратимся к пейзажу: «В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». Благодаря выразительным метафорам, ярким олицетворениям создается ощущение, что сама природа участвует в войне. Война – вселенское бедствие. Этот пейзаж раскрывает внутренне состояние людей, оказавшихся на войне. Изменения, происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.

Традиционный для русской литературы пейзаж звездной, лунной ночи дан через восприятие донского казака. Кровно связанный с родной природой, любящий все живое - таким мы видим Григория к началу Первой мировой войны, центральному историческому событию первой книги романа. Военные эпизоды предваряет пейзаж: «Сухое тлело лето …на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами» [7, с. 102]. Здесь мы видим немало деталей, которые готовят читателей к изображению народного бедствия, и вспоминаем солнечное затмение, ставшее грозным предзнаменованием перед походом князя Игоря на половцев.

Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы. В финале второй книги, там, возле могилы, у часовни гнездо, в котором девять дымчато-синих крапленых яиц греет теплом своего тела самка стрепета. Природа и человек в «Тихом Доне» выступают как самостоятельные, но равновеликие силы. Шолоховские пейзажи - не застывшие картины, они полны жизни, наполнены лиризмом и предельной точностью деталей. Конкретные приметы степного ландшафта: балки, суходол, яры, шляхи, перепела, суслики, кузнечики -  все это создает ощущение удивительной достоверности изображения. Цветовая палитра поражает своей многокрасочностью.

Пейзаж в романе Шолохова «Тихий Дон» выполняет различные функции: он не только раскрывает характеры и внутреннее состояние героев, но и поэтизирует события: «Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор. Около деревушки по нажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги в бестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей, обсеменённую, тучную землю». [5, с. 118]. В приведённом  отрывке несложно проследить любимые Шолоховым донские просторы.

В романе «Поднятая целина» писатель рисует красочную картину наступающего лета: «Земля набухла от дождевой влаги , и когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром» [10, с. 29] Первое, чего нельзя не заметить в этом отрывке – это эмоциональность и выразительность авторской речи. Она достигается двумя путями. Прежде всего, использованием художественных средств языка. К ним относятся: олицетворение (земля млела, ветер раздвигал), эпитеты (голубоватый пар, бирюзовая дымка), сравнение (как рассыпанная дробь), метафора (разлив пшеницы) и другие.

Родство казаков и земли в романе Шолохова «Тихий Дон», ощущение ее одухотворенности подчеркнуто метафорой «луг вздыхал». Рассказывая о характере Григория Мелехова, автор отмечает и свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром, особенно в эпизоде купания коня: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория легкая сладостная пустота» [9, с. 36].

Прочитав шолоховские произведения и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать следующие выводы: роль пейзажа различна: в произведениях он не только является фоном, на котором происходят описываемые события, но и помогает понять чувства и глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения,  на происходящие события и свое отношение к ним. Своеобразие пейзажных зарисовок в произведениях Шолохова заключается  том, что они имеют и композиционное значение, при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев; часто автор обращается к пейзажу, когда предваряет какие-либо события.

Писатель использует различные изобразительно-выразительные средства языка: олицетворения, метафоры, эпитеты, необычные сравнения, анафоры. Авторское восприятие природы передается при помощи эмоционально окрашенных эпитетов – молитвенно, безрадостное, гордые, прозрачно-недвижимые, сказочно и невнятно, удивительных метафор и сравнений: месяц – казачье солнышко, пшеничная россыпь звезд.

М. А. Шолохов является певцом степи. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.

Картины природы создают определённое настроение, впечатление; характеризуют место действия, время действия; пейзаж соотносится с мыслями и чувствами персонажей; предваряет события, настраивает на них, их символизирует; выражает философию автора, его понимание мира; рисует социальные отношения людей; является важным элементом сюжета. Пейзажные зарисовки дают богатый материал для наблюдения над языком писателя. Истоки этого – в народной  речи, много использует Шолохов и диалектных слов и выражений, что придает произведению неповторимый колорит и яркую метафоричность. Жизнь природы и жизнь людей тесно связаны. «Люди как реки»,- утверждал Л.Толстой. То же самое мы наблюдаем в творчестве Шолохова. Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, какой путь ведет жизнь к правде.

Библиографический список:

1. Антамошкина З.С. Антамошкина Е.Н. История и традиции родного края // Гуманитарные научные исследования. Май 2014. № 5: электронный научный журнал. URL:http://human.snauka.ru/2014/05/6357/ (25.07.2016).
2. Антамошкина З.С. Изображение природы в литературе // Сборник печатных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции к 110-летию со дня рождения М.А.Шолохова «Музей-заповедник: экология и культура». Ростов-на-Дону: ЗАО Книга, 2015. С. 219-220.
3. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М.: Просвещение, 1980. 290 с. .
4. Галанов Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель, 1974. 189 с .
5. Нянковский М.А. Шолохов в школе. Книга для учителя. М.: ООО Дрофа, 2001. 290 с.
6. Шолохов А.М. Музей-заповедник: экология и культура. Материалы шестой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, ЗАО»Книга», 2015. 240 с.
7. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1978. 390 с.
8. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1978. 395 с.
9. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1978. 407 с.
10. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. М.: Художественная литература, 1978. 405 с.
11. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8. М.: Художественная литература, 1978. 389 с.




Рецензии:

14.08.2016, 14:04 Еськова Анна Дмитриевна
Рецензия: Статья З. С. Антамошкиной посвящена, безусловно, важной проблеме: исследованию функций пейзажа в художественном тексте. Однако приходится констатировать, что поставленные автором задачи не решены. Непонятно, какие именно «литературные источники, описывающие степь на территории района» проанализированы в работе. Актуальность филологического исследования едва ли может заключаться в том, что «на территории Шолоховского района сохранились целинные степные участки, подробно описанные в произведениях Шолохова». В статье говорится о «сопоставительном анализе основных функций пейзажа в художественных произведениях», но неясно, ведется ли сопоставление текстов Шолохова с сочинениями других авторов. В работе упомянуты Тургенев и Л. Толстой, но подобное упоминание трудно считать сопоставлением. Вряд ли уместна в научной статье открытая оценочность: «удивительные эпитеты». Не все цитаты паспортизированы; не всегда отмечены границы цитат. В частности, при первой цитате из Шолохова отсутствует закрывающая кавычка. Источники 2 и 5, указанные в библиографическом списке, в тексте статьи не упомянуты вовсе. Встретилась и тавтологическая конструкция: «человек и природа – понятия вечные и неотделимые друг от друга, взаимодополняющие друг друга». К сожалению, в тексте есть и несколько пунктуационных ошибок. Кроме того, в одном случае неверно указаны инициалы писателя: М. И. Шолохов. Статья нуждается в переработке, в нынешнем виде она не может быть рекомендована к печати.

19.08.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Антамошкина Зинаида Семеновна:
Ваши замечания и рекомендации учла при доработке статьи. Благодарю за рецензию.

14.08.2016, 15:01 Дзицоев Алик Анатольевич
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью Антамошкиной Зинаиды Семеновны «ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖНЫХ ЗАРИСОВОК И ИХ СВОЕОБРАЗИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. ШОЛОХОВА» Актуальность темы исследования обусловлена автором тем, что на сегодняшний день сохранились целинные степные участки, подробно описанные в произведениях Шолохова, которые целесообразно изучать и сохранять как культурное наследие нации. В ряду актуальных проблем современного литературоведения стоит задача изучения художественного мышления М.А. Шолохова. До сих пор не до конца исследовано восприятие, понимание и изображение природы в произведениях писателя. По справедливому утверждению Антамошкиной З.С., пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. У Шолохова события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы изображен как единый жизненный поток. Отмечая положите6льные моменты данной работы, стоит остановиться и на недостатках: - из статьи следует убрать слово «Введение» и «Результаты», так как это не реферат и не автореферат диссертации, а также не проводилась опытно-экспериментальная работа; - отдельно обращает на себя внимание «Новизна исследования». Ее необходимо убрать из текста, так как не впервые ведется сравнительно-сопоставительный анализ основных функций пейзажа в художественных произведениях и раскрывается своеобразие пейзажных зарисовок в творчестве М.Шолохова. Известно, что данной проблемой занимались: Ширина Е.А. (2001 год), Васильева М.И. (2004 год), Валюк Е.Н. (2015 год) и другие; - в работе не обозначена цель исследования, объект, предмет и гипотеза; - в тексте не раскрыты функции пейзажа (иллюстративная, психологическая, лирическая, символическая); - в тексте имеются всего три ссылки на список использованной литературы; - библиографический список следует оформить в соответствии с требованиями, предъявляемым к научным статьям. - на наш взгляд, статья носит компилятивный характер. Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Дзицоев.
19.08.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Антамошкина Зинаида Семеновна:
Спасибо за рецензию. Доработала статью в соответствии с Вашими рекомендациями.

25.08.2016, 18:57 Еськова Анна Дмитриевна
Рецензия: Статья З. С. Антамошкиной, к сожалению, требует существенной переработки. В частности, остается неясным, что с чем сопоставляется: произведения Шолохова между собой или его творения с текстами других авторов. Непонятно также, по какому принципу З. С. Антамошкина отбирает фрагменты пейзажей из произведений М. А. Шолохова. Ведь это исследование, очевидно, не претендует на анализ всех шолоховских пейзажей. Л. Толстой и Тургенев и во второй редакции лишь бегло упомянуты; задачи этого упоминания не прояснены. В статье осталось много оценочной лексики. Не указан источник цитаты из Б. А. Ларина: «Не меркнет ни от каких сравнений шолоховский сказ…». Немало в работе и опечаток. Не могу рекомендовать эту статью к публикации. Анна Дмитриевна Еськова, к. ф. н., СПбГУ
02.01.2017 14:14 Ответ на рецензию автора Антамошкина Зинаида Семеновна:
статья доработана в соответствии с требованиями журнала.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх