без степени
Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ "ПИ РАО")
старший научный сотрудник, лаборатория психологии саморегуляции
УДК 159.99
Исследовательский интерес к ценностным феноменам является характерной тенденцией современной науки. Так, по запросу «ценности»» в каталоге диссертаций РГБ им. Ленина с 2011 по 2016 год было найдено 110 работ, из них по философским наукам 22, социологическим 19, психологическим - 9 и по педагогическим наукам 60 работ. Аналогично, по запросу «ценностные ориентации» обнаружено 76 диссертационных исследований, по запросу «ценностное отношение» - 55 (Более подробные статистические данные представлены в таблице). Абсолютным лидером в этой области (с большим отрывом от других наук) является педагогика, она является ведущим производителем научного продукта по всем выделенным «номинациям».
Поисковый запрос |
Научная области |
Всего (100%) |
|||
Философия |
Социология |
Педагогика |
Психология |
||
Ценности |
22 (20%) |
19 (17%) |
60 (55%) |
9 (8%) |
110 |
Ценностные ориентации |
6 (8%) |
14 (19 %) |
39 (51%) |
17 (22%) |
76 |
Ценностное отношение |
1 (1%) |
1 (1%) |
43 (78%) |
11 (20%) |
55 |
Всего работ |
29 (12%) |
34 (14%) |
142 (59%) |
37 (15%) |
241 |
Исследования в других науках по общему количеству распределяются примерно поровну, при этом основным понятием в философских науках выступает «ценность», в педагогике «ценностное отношение», в социологии «ценность» и «ценностные ориентации», и психологии «ценностные ориентации и «ценностное отношение». Комментируя этот факт, можно отметить, что конструкт «ценностные ориентации» является связующим звеном между психологией и социологией, а через другой производный от понятия ценность конструкт «ценностное отношение» психология связана с педагогическими исследованиями.
И хотя уже констатируется своего рода «кризис перепроизводства» в сфере ценностных изысканий [8], «белых пятен» в научном познании ценностей не становится меньше. Нет такого аспекта человеческой реальности, который бы не был связан с ценностями, ценности пронизывают жизнь человека в ее самых различных проявлениях, поэтому ценности и находят самое широкое отражение в различных научных дисциплинах. Познание как деятельность человека, направленная на добывание, присвоение, развитие и совершенствование знаний также вызывает огромный интерес исследователей с точки зрения его ценностных аспектов. В зависимости от вида познания можно выделить проблематику ценностей науки и ценностей образования.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы систематизировать и обобщить данные, накопленные в рамках последнего направления научных исследований. Предметом анализа в настоящем обзоре выступают ценностные ориентации на образование как они понимаются и эмпирически изучаются в рамках различных научных подходов.
Ценностная ориентация на образование как междисциплинарный феномен
Поскольку образование является междисциплинарным объектом исследования, постольку в зависимости от науки, внутри которой осуществляется рефлексия на его ценностные аспекты, можно выделить четыре подхода:
а) философский (В.В.Розанов, М.Шелер, О.В.Долженко, Н.С.Розов, Н.Р Люрья, Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова, А.В.Кусжанова, Л.А.Микешина и др.);
б) социологический (А.Л.Арефьев, В.Я.Нечаев, В.С.Собкин; В.Т.Лисовский, С.Г.Вершловский, Т.А.Хагуров, Ю.А.Зубок, В.И.Чупров и др.)
в) педагогический (В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова, Б.С.Гершунский, Г.И. Щукина, А.В.Хуторской, Н.К.Щепкина, А.В.Кирьякова, Т.В.Бондарук и др.)
г) психологический (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.П.Зинченко, А.К.Маркова, В.В.Чирков, М.В.Матюхина, И.И.Вартанова, М.А.Резниченко,езниченко, Н.И.Юдашина , E.Deci&R.Ryan и др.)
Различия в подходе к ценностям между ними состоят, на наш взгляд, в следующем. Философский подход занимается анализом места и значения ценности образования в общей структуре бытия, среди других ценностей, социологический – рассматривает эту ценности как компонент социальной системы и представлений социальной групп;, психологический – изучает ориентации на ценностные аспекты познания и образование как индивидуально-личностные структуры, занимающие особое место в структуре личности и субъекта деятельности, педагогический подход исследует условия формирования ценностного отношения к познанию в образовательном процессе средствами различных учебных предметов и педагогических технологий. Резких границ между ними нет, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что определение ценностной ориентации в очень близких формулировках входит в справочные издания и по философии, и по социологии и по психологии (см., например: Философский энциклопедический словарь, 1987, Краткий словарь по социологии, 1989, Психологический словарь, 1990, Словарь социально-психологических понятий, 1987 и другие издания). Все формулировки объединяет понимание ценностной ориентации как субъективного феномена, существующего на уровне личности и/или социальных групп. В то же время совершенно очевидно, что при общем объекте исследования предметы исследований ценностной ориентации у разных наук не совпадают. В той мере, в какой философия ставит и решает проблему субъективного, она обязана затрагивать и решать не только проблему ценностей, но и проблему ценностных ориентаций как одного из проявлений человеческой субъективности. Ценностные ориентации как единичный случай не имеют социологического смысла, они обнаруживаются только статистически-закономерным образом на уровне групповых смыслов как выражение интегрирующих/дезиинтергрирущих социальную группу тенденций. В то же время ценностные ориентации, понимаемые как личностносмысловые образования, могут стать предметом только психологического исследования. «Ценности в моем понимании – это некий личностный смысл», – писал Г.Оллпорт [20, 133]. Реализация психологического подхода к их исследованию предполагает выявление их внутренней структуры, соотнесение ценностных с другими личностными образованиями, выявления их динамики на уровне индивидуального бытия человека.
Исследователи (Л.А.Микешина, М.С.Каган)отмечают неоднородность субъекта познания, в этом качестве выступает общество в целом, социальная группа, отдельный человек [18; 11]. В психологических исследованиях учебной деятельности субъект концептуализируется на уровне индивидуального бытия как носитель индивидуального стиля саморегуляции своей учебной деятельности (В.И.Моросанова),. когнитивного стиля (М.А.Холодная), позиции и и индивидуальных способов учебной работы (Е.Д.Божович) и другие подходы. . Мы опираемся на модель Е.Д.Божович, в которой позиция субъекта образования включает три компонента: когнитивный, регуляторный и личностносмысловой [2;3]. В рамках этой модели ценностные ориентации на образование исследуются в качестве одной из подструктур личностносмыслового компонента этой позиции [21].
В зависимости от того, имеет ли исследование цель только зафиксировать определенную картину отношения к образовательным ценностями или описать педагогические технологии, которые способствуют усилению в них определенного содержания, можно говорить об исследованиях а)констатирующего и б)формирующего характера. Задача выяснения условий формирования ценностного отношения к тем или иным аспекта образования решают педагогические исследования (Н.К.Щепкина, 1988, А.К.Сазонова, 2002, Е.М.Гугина, 2011, А.Р.Салимова, 2012, Ш.Т.Матибаев, 2010 и др.). Парадоксально, что при этом отсутствуют психологические исследования, раскрывающие сущность и структурно- содержательные -характеристики ценностного отношения к образованию как самостоятельного феномена.
Для современной психологии характерной является тенденция, когда ценностные ориентации включаются в ту или иную психологическую систему. . Т.О.Гордеева рассматривает ценности личности в рамках структурно-процессуальной модели мотивации учебной деятельности, выделяя их в качестве самостоятельного предиктора мотивов учения [6]. В.И.Моросанова, выстраивая целостную систему саморегуляции субъекта в различных видах деятельности, в том числе и учебной, пишет о том, что индивидуальная система саморегуляции опосредствует влияние сложившихся личностных структур на особенности реализуемой активности. Отталкиваясь от ее модели саморегуляции, А.В.Капцов и Е.И.Колесникова изучали связи между ценностными предпочтениями студентов и показателями саморегуляцияи, выделенными по методике В.И.Моросановой. Найдены определенные различия в ценностных предпочтениях студентов с низким и высоким уровнями саморегуляции [13]. Нами ценностная ориентация на образования анализируется в структуре личностносмыслового компонента позиции субъекта учения и рассмаривается в ее связях с мотивацонной направленностью познавательной деятельности на процесс и результат и метапредметной компетентностью [21].
Особый интерес в плане представлений о системной организации мотивационных факторов познания представляет модель зарубежных исследователей Р.Миллера и С.Брикман. Она включают два блока: блок перспективной и блок текущей регуляции. Понятие ценности при этом используется применительно к двум разным феноменам. Во-первых, это базовые ценности, которые включаются в подсистему мотивационной регуляции, связанной будущим. Они оказывают влияние на постановку перспективных учебных целей, которые авторы дифференцируют на внешние по отношению к учебной деятельности, и внутренние. В текущую регуляцию выделяется фактор осознания ценности актуальной задачи, влияющий на степень вовлеченности в деятельрность на ее решение на уроке. [25]
Существуют различные способы перечислить ценности образования как по их эмпирическим проявлениям, так и по системообразующим признакам.. В эмпирических работах ценности образования приводятся, как правило, без специальной классификации, включая иногда достаточно редко встречающиеся их индивидуальны смыслы. Например, в исследовании Л.И.Иванкиной выявлено 23 образа-ассоциации со словом образование у студентов [Иванкина, 2005]. В работе Н.К.Щепкиной [24], циклах исследования В.С.Собкина [23], эмпирическом срезе С.Г.Вершловского [4] и других исследованиях ценности образования классифицируются по целям, связанным с ответам на вопрос «для чего нужно учиться?», «кого должна готовить школа? «что дала мне школа?».
Э.Н.Гусинский и Ю.И.Турчанинова подразделяют ценности образования на консервативные и либеральные. Консерватизм подчеркивает важность сохранения культуры, порядка, управления по установленным стандартам, либерализм выдвигает идею персонализации образовательной траектории, приспособления образования индивидуальным потребностям [7]. Н.А.Люрья, проанализировав эталоны образованности личности в истории, выделила три их типа: традиционный, профессиональный и креативный в качестве ценностных ориентиров той или иной эпохи [Люрья, 1992]. А.Ж.Кусжанова [2002], Н.Г.Багдасарян [2008], О.В.Долженко [1995], В.А.Сластенин и Г.И.Чижакова [2003] рассматривают образование в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, как самоценность, связанную с реализацией человеком своей сущности, и с другой стороны, как ценность инструментальную, помогающую в достижении других, более значимых для людей, ценностей.
В своих исследованиях мы исходим из того, что строение ценностной ориентации на образование определяется наличием, по крайней мере, двух личностносмысловых ориентации «духовной» и «утилитарной», которые проявляются, соответственно, в преимущественной обращенности субъекта учения либо к самому процессу учения, либо к его результативной стороне. Соотношение этих ориентаций носит индивидуально-вариативный характер: на эмпирическом уровне нашло подтверждение представление о существовании трех групп учащихся - с доминированием духовной, с доминированием утилитарной и с равной выраженностью двух выделенных ориентаций [Раевская, 2013].
Место ценностной ориентации на образование среди других ценностных феноменов.
Когда речь идет об изучении ценностных феноменов, часто употребляется термин «аксиологический подход» или говорится об «аксиологическом исследовании», причем эта терминология представлена в разных научных дисциплинах. При таком словоупотреблении термин «аксиологический», на наш взгляд, приобретает несколько расширительный оттенок и вот почему. Аксиология (от греч. axia –ценность , logos – учение, наука) традиционно определяется как наука о ценностях, она входит в систему философского знания и имеет своим предметом исследование категории ценности, природу, характеристики, структуру ценностного мира, его связи с бытием и трансцендентным, а также специфику ценностных суждений. Аксиология берет на себя функцию осмысления всего спектра ценностных явлений, определяя условия их существования, способы и возможности их познания и описания в рамках той или иной дискурсивной практики, и в силу этого поднимается «над» частнонаучными исследованиями ценностей (Новая философская энциклопедия, 2015). Отсюда следует, что изучение тех или иных феноменов принимает аксиологический характер только в тех случаях, когда проблематизируется способ существования ценностей, форма рефлексии над ценностями, процедуры операционализации и верификации ценностных понятий. С этих позиций по отношению к другим гуманитарным и социальным дисциплинам, исследующим ценности, философско-аксиологический анализ, выполняет именно методологическую функцию, а расширительное использование термина «аксиологический» выглядит не вполне корректно. Можно выделить уровень общей методологии, на котором определяется само понятие ценности, уровень методологии второго порядка, на котором ценность конкретизируется применительно к данной научной дисциплине, и, наконец, уровень методологии третьего порядка, который позволяет операционализировать ценностные явления применительно к конкретному исследованию.
На уровне общей методологии «работают» различные ценностные концепции, сформировавшиеся в истории аксиологии. Учение о ценностях в западной философии, по М.В.Кисселю [1982], представлено наутуралистически-психологическими концепциями Р.Б.Перри, Дж.Дьюи, К.И.Льюиса, А.Мейнонга, аксиологическим трансцендентализмом Н.Гартмана, М.Шелера, М.Хайдеггера, Ж.Маритена; социологизмом Э.Дюркгейма, М.Вебера, Ф.Знанецкого, Т.Парсонса; культурно-историческим релятивизмом В.Дильтея, П.Сорокина, О.Шпенглера. В русской философии XIX –XX веков проблематика ценности разрабатывалась Л.Н.Толстым, К.Н.Леонтьевым, В.С.Соловьевым, Н.О.Лосским, Н.А.Бердяевым в тесной связи с решением религиозных и нравственных вопросов. Понимание ценности имело, прежде всего, религиозную интерпретацию. Особняком стоят взгляды М.М.Бахтина и Г.Г.Шпета, в которых феноменологическое описание ценностного сознания сочетается с исследованием культурно-знаковой природы ценностей. В советской философии начиная с 60-х годов ХХ века ценностные вопросы рассматривались с позиций диалектического материализма (В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, Л.М.Архангельский, С.Ф.Анисимов, О.М.Бакурадзе, А.Г.Здравомыслов, А.А.Ручка, И.С.Нарский, Н.З.Чавчавадзе, В.А.Блюмкин и др.). Современное понимание ценностей представлено работами Г.П.Выжлецова, Л.Н.Столовича, М.С.Кагана, Н.С.Розова, В.П.Бранского, П.С.Гуревича и других. Понятие ценности сегодня сохраняет свою неоднозначность, нагруженность разными философскими смыслами. Г.П.Выжлецов [2011] подразделяет все подходы к пониманию ценностей на субъективно-релятивистские и объективно-абсолютистские. Д.А. Леонтьев выделил шесть оппозиций, позволяющие классифицировать все известные трактовки ценностей. Ценности могут пониматься как 1) атрибут /самостоятельный феномен; 2) конкретный предмет/абстрактная сущность; 3)индивидуальные/надинидивидуальные образования; 4) универсальные и абсолютные/ культурно и исторически изменчивые; 5)внешне заданные/идущие «изнутри» регуляторы поведения; 6) нормы, не допускающие отклонения/модели желательного, задающие ориентиры [Леонтьев, 1996].
Ценности, как уже отмечалось, могут быть представлены на индивидуальном, групповом уровне и на уровне общества в целом. В научных работах также обсуждаются вопросы различия ценности и пользы, ценности и цели, ценностей и идеалов, их связи с установками и реальным поведением субъекта (М.С.Каган, В.П.Бранский, В.А.Ядов, M.Rokeach и др.). Ценности индивидуального субъекта являются предметом профессионального интереса со стороны психологов.
В психологических исследованиях ценности рассматриваются в трех относительно независимых аспектах. Во-первых, как фундаментальные принципы и цели, руководящие поведением на уровне жизнедеятельности в целом. Для их обозначения используются термины личные, жизненные или базовые ценности, а в качестве эмпирического референта исследуются ценностные ориентации. Основной фокус внимания здесь сосредоточен на их иерархической организации, выявляемой путем процедуры ранжирования, шкалирования, или с помощью метода семантического поля. Ценности и ценностные ориентации в русле этого направления относятся к осевой, центральной структуре личности и сознания, лежащей в основе личностного самоопределения и смысла жизни. Они отвечают на вопросы «что является главным в жизни?», «к чему следуют в ней стремиться?», т. е. выступают предельными основаниями жизни в целом. Независимо от того, как определяются сами ценности и проводится ли различение между ними и ценностными ориентациями, основным признаком этого подхода является то, что а)изучаются не отдельные ценности, а их система, системные– многомерные или иерархические отношения между ними, б) ценности описываются через некоторый ограниченный набор понятий – список ценностей; в)ценности выступают конструктами, которые соотносятся с наиболее высоким уровнем регуляции поведения.
Во-вторых, понятие ценности употребляется применительно к определенным более или менее обобщенным классам социально значимых явлений действительности, представленных соответствующими номинациями. В частности, это работа, досуг, политика, право, физкультура и спорт профессия, искусство, познание, образование, семья, потребление, природа, здоровье, дружба, любовь и многое другие. Эти явления рассматриваются как ценности, но точнее, их следует рассматаривать в качестве носителей ценности. В литературе предлагаются классификации ценностей, например: материальные, экономические, политические, экологические, витальные, эстетические, религиозные, нравственные, духовные, познавательные и пр. При их исследовании используется терминология: ценностная ориентация на (что-то), или ценностное отношение к (чему-либо), либо отношение к соответствующему явлению как (выделено нами -Т.Р.) ценности. Само отношение или ориентация описывается через более чем один вариант выбора, это подчеркивали еще К.Клакхон и Ф.Стродбек, К.Левин. Признаками этого подхода являются: а)изучается отношение к отдельным ценностям, а не их системе; б) выделяются некоторые инварианты отношения к данной ценности; в)ценность выступает конструктом,описывающим регуляцию поведения применительно к некоторым локальным областям действительности.
Третий аспект связан с использованием понятия ценности и производных от него терминов применительно к определенному классу конкретных ситуаций или объектов. Конструкт «ценность» в данном случае выражает предпочтения субъекта относительно свойств, аспектов этих ситуаций или объектов. В исследованиях учебной деятельности, например, говорится о ценности учебной задачи, учебного материала, учебного предмета и т. д. Так, учебный предмет или учебное задание может воспринматься учеником как полезный, необходимый для подготовки к поступлению в вуз, будущего в целом, или просто как интересный. Предпочтения ученика могут касаться выбора между легкими и трудными задачами, стандартными, традиционные видами учебных заданий и нетрадиционными, репродуктивными и продуктивными видами деятельности.
Итак, существует три уровня обобщенности ценностных феноменов. Проведенный анализ позволяет отнести ценностную ориентацию на образование к феноменологии ценностей, относящихся ко второму уровню. Между тем в большинстве психологических исследований изучению подвергаются другие феномены - или базовые жизненные ценности, или ситуативные ценностные отношения. В истории отечественной психолого-педагогической мысли представления о ценности образования носят характер, скорее, отдельных замечаний и общих высказываний. Частично их можно найти в трудах по общей, возрастной и педагогической психологии и научных работах, посвященных учебной деятельности школьников, и частично – в тех разделах, книгах и статьях, где говорится о личностных особенностях детей подросткового и юношеского возраста, их ценностных ориентациях, идеалах, жизненных планах, отношении к будущему (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова, Н.А.Менчинская, А.К.Маркова, И.С.Кон, Л.Б.Ительсон и др.).
Так, в учебнике под редакцией А.В.Петровского (1973) Т.В. Драгунова подчеркивала, что отношение подростка к школе и учению будет неформальным, насыщенным познавательным интересом лишь в случае, когда приобретение знаний входит в систему личностных ценностей, а не просто основано на абстрактном понимании необходимости учения. В другом разделе отмечается, что подростковом возрасте начинает происходит дифференцировка занятий на нужные и ненужные, важные и неважные. За этим процессом также стоит формирующаяся система ценностей [Драгунова, 1973].
Известный исследователь мотивации учения А.К.Маркова в своей монографии упоминает систему идеалов и ценностей в качестве личностной структуры, на которую опирается смысл учения. Однако эта линия рассуждений так и осталась незавершенной, на передний план вышла другая линия, которая связана с противопоставлением реального жизненного отношения к учению формальному знанию о том, зачем нужно учиться. [А.К.Маркова, 1983].
Л.Б. Ительсон рассматривает ценности в качестве третьего источника учебной деятельности, помимо внутренних и внешних источников. Внутренние источники идут от врожденных и приобретаемых в течении жизни потребностей [Ительсон, 1972]. Среди врожденных потребностей для регуляции учебной деятельности значение имеют потребность в активность и потребность в информации. Среди приобретенных потребностей выделяются гностические и положительные социальные потребности. К последним относятся, потребность в знаниях, стремление приносить пользу обществу, стремление к высокому уровню общественно-ценных успехов и достижении и т. д. Внешние источники – их Л.Б. Ительсон называет понуждениями – определяются структурой общественных условий жизнедеятельности человека. Это социальные требования, ожидания общества, а также возможности, целенаправленно создаваемые или спонтанно возникающие в ближайшей ребенку среде. Понятие ценности, обозначающее личностные источники учебной деятельности, используется автором предельно широко, скорее, в качестве обобщающего понятия, а не для обозначения некоторого самостоятельного феномена – «это то, что определяется структурой личности человека в целом, его вкусами, интересами, стремлениями, установками, убеждениями, мировоззрением, представлением о себе, отношением к обществу» [там же, с.60]. К ценностям личности, имеющим особенно важное значение для стимуляции учебной деятельности, автор относит ее стремление к осмысливать реальность, находить истинное значение вещей. Все детерминанты в разных пропорциях сочетаются у разных людей. Они превращаются в мотивы, когда связываются со сторонами учебной деятельности – ее целями, результатом, процессом.
В последние десятилетия появились исследования, в которых анализируется система ценностных ориентаций и ее связи с учебной мотивацией (А.К.Саитова, 1990, Т.О.Гордеева, 2006, 2013). На эмпирическом уровне установлены различия в системах ценностей детей с разными типами мотивов и отношения к учению. Показано, в частности, что старшеклассники с высокими показателями настойчивости отдают предпочтение достиженческим и интеллектуальным ценностям, в то время как их сверстники с низким уровнем настойчивости в качестве приоритетов выбирают ценности межличностных отношений [Гордеева, 2006]. В исследовании И.Ф.Рамазанова изучалась побудительная и смыслообразующая функция ценностных ориентаций в актуализации внутренних мотивов учения у старших школьников. Показано, что изменениям в системе мотивации, связанным с усилением «веса» внутренних мотивов над внешними, может способствовать пролонгированный социально-психологический тренинг, направленный на осознание ценностей в ходе межличностного взаимодействия [Рамазанов, 2006]. Данные этого исследования не противоречат концептуальным положениям психологии о том, что участие в групповых дискуссиях изменяет групповую норму и тем самым – внутренние системы отчета, на основании которых делается выбор поведения (К.Левин). Однако и в нем ценностная ориентация на образование специально не выделяется. Итак, можно утверждать, что в психологических исследованиях феномен ценностной ориентации на образование до сих пор специально не изучался, не используется и соответствующее ему понятие. Изучению подвергается другой феномен – а именно, ценностные ориентации как система жизненных ценностей.
Нельзя не отметить огромного пласта исследований, посвященных различным личностным факторам, участвующим в регуляции познавательной деятельности учащихся -школьников и студентов. Применительно к ней понятие ценности используется для обозначения любого типа избирательности, предпочтений, выборов, которые субъект учения совершает в ходе учебного процесса. Они включены в саму "ткань" этого процесса. В то же время необходимо поставить вопрос и о ценностях-критериях, на основании которых осуществляются некоторые типы выборов в образовательной ситуации. В этом качестве, по всей видимости, и может быть принята именно ценностная ориентация на образование. Эмпирический анализ этого конструкта, связанный с разработкой методики, направленной на выявление двух критериальных смыслов образования – духовного и утилитарного – составляет содержание нашего подхода к исследованию.
Образовательный выбор и ценности: вместо заключения.
В настоящее время в образовании возникают новые тренды, связанные , прежде всего с возможностями он-лайн обучения. С развитием компьютерных технологий образование становится доступным в любое время, в любом месте, заточенным под индивидуальные потребности, не связанным ни с возрастом, ни с объединением с другими в группу. Тенденция персонализации образования открывает огромные возможности его выбора. Уже сегодня оно является объектом выбора не только в качестве дополнительной услуги, но и как базовой, фундаментальной конструкции жизненного пути. Если выбор начального образования целиком предопределяют родители ребенка, то в среднем и тем более старшем звене школы возрастает роль самого учащегося, становящегося подростком, молодым человеком. При этом в рамках образовательной программы школы также предоставляются различные возможности выбора типа, уровня сложности, количества учебных заданий. Однако даже в независимости от типа школы и вариативных возможностей, заложенных в образовательную программу, возможности выбора всегда есть и у самого учащегося. Для каждого ученика они заключаются в его личной мере вовлеченности в учебный процесс, напряженности усилий, настойчивости, смысловой направленности деятельности на ее продолжение (процесс) или завершение (результат). В новых условиях все возрастающей персонализации образования роль ценностей как механизма регуляции выбора и его критерия становится приоритетной. За каждым выбором стоит некоторое сущностное основание, личносто значимых принципы отношения к миру. При этом специфику ценностной регуляции, в отличии от моральной, составляет диалектичность взаимосвязей между ценнстями и их смыслами, что пока остается недостаточно изученным местом в нашем понимании ценностей. Проведенный обзор основных направлений и подходов к изучению ценностных аспектов образования, анализа его измерений как критериев выбора в текущей учебной ситуации показывает актуальность этой проблемы для многих гуманитарных наук. Образование является одной из важнейших социокультурных ценностей, поэтому любая рефлексия на то, что оно представляет как социальный и индивидуальный феномен, несомненно полезна и «работает» на глобальные проблемы человеческой экологии. В то же время остаются «простые», рабочие нефилософские вопросы, относящиеся к тому, как устроена ценностная регуляция, на какие параметры деятельности субъекта она влияете, какими личностными факторами опосредствуется, какие методы надежно ее измеряют. Поиск ответа на них требует научно-исследовательского психологического подхода. Продуктивные возможности для психологического изучения ценностных аспектов познавательной деятельности открываются, если рассматривать ценностную ориентацию на образование в структуре личностносмыслового компонента позиции субъекта учения. Исследовательский поиск в этом направлении предполагает а) разработку методики, операционализирующей представление о ценностной ориентации на образование как выборе между духовной и утилитарной ценностью образования; б)эмпирическую проверку ее валидности и надежности; в)выявление связей между индивидуальными типами ценностной ориентацией на образование и различными параметрами познавательной деятельностью – ее эффективностью, стилями учебной деятельности, особенностями эмоциональных самочувствия учащихся, а также личностными особенностями субъекта.
Рецензии:
15.09.2016, 12:18 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Прочесть это все крайне сложно. Отмечу следующее. 1. Крайне сложный, почти не перевариваемый язык. 2. Отсутствие указания на цель и проблему исследования. 3. Отсутствие обоснования актуальности проблемы. 4. Отсутствие конкретных выводов, показывающих достижение цели исследования. 5. Отсутствие ссылок на мои работы (не потому, что они мои, а потому что они значимы). Вывод. В таком виде это публиковать нельзя, потому что не понятно зачем нужен этот текст, какую цель он преследует. После доработки, когда все обозначенное станет ясно, можно рассматривать дальше. И еще, уровни обобщения ценностей едва ли можно принять, потому что все три уровня говорят об одном и том же. Но это уже частности.
7.10.2016, 8:16 Франчук Татьяна Иосифовна Отзыв: Проблема архиактуальна и, что самое ценное, рассматривается в контексте современных тенденций модернизации образования, ориентированных на его персонализацию, проектирование индивидуального маршрута формирования компетенций, оптимального для каждого его субъекта. Эти позиции в работе представляются не как «лозунги», а как реальный контекст исследования проблемы ценностей. Системная, аналитическая работа с научной литературой, позволила автору сформировать валидную методологию конкретного исследования. Особенно приветствуется подход к изучению проблем с позиции интегративных процессов: метапредметности, эдукологии как науки в целом. Работа представляет ценность для дальнейших теоретичеcких поисков, а также для практики реализации компетентностного подхода в образовании. Текст желательно еще раз вычитать (пунктуационные, технические ошибки). Рекомендуется к печати. |
7.10.2016, 10:49 Раевская Татьяна Геннадьевна Отзыв: Спасибо за отзыв, Татьяна Иосифовна! Безусловно, Ваши замечания к технической стороне будут учтены, ошибки исправлены. Что касается содержания, мне важно было показать, что в настоящее время доминирует междисциплинарный уровень анализа конструкта "ценность образования", при этом его психологическое содержание остаётся в рамках аспектного рассмотрения. В свою очередь, это сказывается на возможностях его оценки и педагогического руководства в учебном процессе современной школы,в условиях нового образовательного пространства, создаваемого компьютерными технологиями. Это определяет необходимость его специального исследования в рамках предметно-дисциплинарного подхода, а именно - в контексте психологического изучения позиции школьника как субъекта учения. Спасибо! |