кандидат экономических наук
-
ведущий специалист
УДК 330, 007
Значительная часть современного общества занята созданием, сохранением, переработкой и обменом информации. В экономической жизни информация обобщается и собирается в потоки, которые сопровождают деятельность предприятий, начиная с поступления информации о заключении договора и до расчетов с контрагентами, налоговыми службами и сотрудниками.
Знание теории информационных потоков позволяет наладить деятельность предприятия. Вопрос особенно актуален в связи с тем, что объем информации, вращающийся в социуме, увеличивается с каждым годом. При отсутствие контроля над информацией на предприятии могут возникнуть сбои в процессах управления, руководитель может упустить из внимания важные аспекты и принять не эффективное решение, которое отрицательно повлияет на деятельность всего предприятия.
Научная новизна. В рамках данного научного исследования теоретические основы информационных потоков были применены к работе таких специфических подразделений эксплуатирующих предприятий как аварийные бригады, что дало возможность выявить новые закономерности поведения информационных потоков.
Цель - проанализировать движение информационных потоков в деятельности аварийных бригад эксплуатационных предприятий.
Информационный поток - это совокупность сообщений, циркулирующих внутри системы, между системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля операций. Выделяют два вида информационных потоков - потоки внутри организации и потоки между организациями. Сумма потоков позволяет вести предприятию финансово-хозяйственную деятельность.
Информационные потоки выделяются в логистической системе предприятия. Зачастую их считают сопровождающими материальные потоки. Большинство предприятий осуществляют свою деятельность из следующего принципа: поток материалов и сырья (материальный поток от продавца к покупателю) преобразуется в процессе производства или оказания услуг и становится продуктом хозяйственной деятельности предприятия (материальный поток от заказчика, покупателя к исполнителю). Все преобразование сопровождает информационный поток, начиная с получения информации о необходимости закупки тех или иных товаров и заканчивая получением информации о количестве проданных товаров или оказанных услугах.
Цель работы с информационными потоками - максимальная оптимизация работы предприятия. Чем качественнее будет организована работа с информацией, тем конкурентоспособнее предприятие.
Именно информационные потоки лежат в основе процесса управления. Руководитель в результате своей деятельности опирается на информацию о состоянии объекта и создает новую командную информацию с целью перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемое. Информацию условно считают предметом и продуктом управленческого труда.
Для того, чтобы система управления сформулировала обоснованные цели и реалистичные мероприятия, направленные на ее достижение, информация должна быть точной и объективной. Кроме того, необходимо, чтобы информация быстро поступала и обрабатывалась. В этом случае управленческое решение будет эффективное и качественное.
Современное программное обеспечение позволяет увеличить скорость обработки информации. Оно позволяет добиться соблюдения таких требований к информации, как ее актуальность, скорость, охват достаточно большого объема данных и их надежность. В этом случае вся информация, поступающая на предприятие, должна быть систематизирована, то есть внесена в систему, ей должны быть присвоены коды и номера по внутренней номенклатуре.
Если в информационном потоке будет содержаться информация, которая не соответствует указанным выше требованиям, то весь информационный поток может быть искажен. Так информация может быть утеряна, не поступить к нужному специалисту, может быть сознательно удалена как не относящаяся к сфере деятельности предприятия или отдельного подразделения. Информация может быть неверно истолкована, что запустит ошибочные процессы на предприятии, а это приведет к потере времени и появлению неучтенных затрат. Информация может быть многократно введена в систему, в этом случае возникнут потери времени на сопоставление повторяющейся информации и выявлению правильной. Информация может быть недостаточной, неполной, тогда ее уточнение может привести к излишним расходам.
Все особенности движения информационных потоков проявляются больше всего в работе аварийных бригад. Определим понятие аварийной бригады как команды специалистов, задачей которой является обеспечение бесперебойной работы объектов технической инфраструктуры, переданных на эксплуатационное обслуживание, в том числе устранение аварийных ситуаций в установленные сроки. В рамках данной работы будут рассмотрены те предприятия, зоной ответственности которых признаны технические объекты. Зона ответственности - это объем работы или обслуживаемых объектов какой-либо организацией на определенной территории со строгим перечнем выполняемых задач.
Службы экстренного реагирования, такие как МЧС, скорая помощь, пожарная охрана и другие, не рассматриваются. Для обеспечения их работы необходимо разрабатывать меры комплексного реагирования на происшествие[4]. В отличие от них у аварийных бригад технических отраслей работа осуществляется с техническими объектами и объектами инфраструктуры, от них напрямую не зависит жизнь и здоровье людей, для них установлены нормативные сроки на устранение, разработаны регламенты по взаимодействию.
Аварийные службы рассматриваются в следующих структурах:
- в жилищно-коммунальном хозяйстве для ремонта объектов бытовой инфраструктуры (канализации, отопительные сооружения, водопроводы и т.д.);
- в сфере электроэнергетики для ремонта электрических сетей;
- в нефте-газовой отрасли для ремонта нефте- и газопроводов, а также ремонта отдельных объектов для домохозяйств;
- в организации дорожного движения;
- в обеспечении связи для качественного и надежного поступления сигнала.
В жилищно-коммунальном хозяйстве объектами обслуживания аварийной службы являются жилые дома и общественные здания, расположенные на территории района, вне зависимости от форм собственности [7].
В нефте-газовой отрасли объектами являются трубо- и газопроводы. Для эффективной работы создано специальной подразделение - Управление аварийно-восстановительных работ по газоснабжению, задачей которого является безопасное и бесперебойное сопровождение газоснабжения в соответствии с “Правилами безопасности сетей газораспределения и газопотребления” и планами локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объектах газового хозяйства.
В организации дорожного движения - исправление неровностей дорожного полотна, проведение раскопок и земляных работ на проезжей части.
В связи - медные и волоконно-оптические линии и сооружения связи, а также объекты инфраструктуры связи, которые обслуживаются на основании “Правил охраны линий и сооружений связи” [5].
Объединяет эти службы то, что для всех них создана инфраструктура (единая сеть), объекты распределены по территории России, в местах, где расположены объекты установлена охранная зона. Охранная зона - это территория вокруг трубопроводов, нефте- и газопроводов, линий электропередач и линий связи, созданная для обеспечения сохранности данных линий; на данной территории запрещается проведение строительных, хозяйственных и строительных работ без особого разрешения собственников линий.
Особенности работы аварийных бригад:
Аварийным бригадам важны качество информации, скорость ее поступления и обработки. От этого зависит реакция на событие и проведение восстановительных работ в кратчайшие сроки.
За сутки в службу в службу эксплуатации может поступить от 1 до 3 аварийных заявок. Заявки могут выполняться одновременно, при наличии свободных бригад или по порядку, если все заявки выполняет одна бригада.
Можно выделить следующую особенность информационного потока при работе в данных условиях. Наряду с сопровождающими потоками выделяется входящий поток информации, который являются основной частью процесса оказания услуг по проведению ремонтных работ.
Информация в этом потоке должна отвечать следующим требованиям: актуальная, верная, релевантная, относящаяся к данной организации и данному подразделению, к их зоне обслуживания.
Первичными источниками служат сообщения (заявки) на аварию, по которым проводится экспресс-анализ характера, места и причины повреждения.
Отсутствие достоверности и точности информации ведет к искажению данных о проведении работ, оказании услуг. Например, указание неверной даты в заявке на проведение работ сдвигает фактические сроки выполнения работ, ведет к указанию неверных периодов в отчетной и финансовой документации.
Информация об объеме обслуживания и зонах обслуживания содержится в договоре. Важно, чтобы информация проходила проверку на наличие ее в договоре. Бывают случаи, когда аварийная бригада, не зная досконально объемов обслуживания, выезжает на устранение аварии, тратит материалы, ГСМ, время и человеческие ресурсы, а оплату за выполненные работы не получает, так как в соответствии с договором не входит в зону обслуживания. Таким образом, предприятие несет убытки.
Также в информации может содержаться неточное описание места аварии или задан большой разрыв между координатами повреждения. На установление точного места тратится много времени. Стоит отметить, что время играет важную роль в работе аварийных бригад. На каждое повреждение устанавливается определенный срок устранения, превышение которого недопустимо. За минуты простоя заказчик теряет возможную прибыль, а исполнитель получает штрафы за превышение сроков устранения аварий.
На предприятии для каждого обслуживаемого объекта разработана техническая документация. Одним из дефектов является то, что она может не соответствовать фактическому положению объектов. Это затрудняет анализ аварийной ситуации и ведет к ошибкам при проведении аварийно-восстановительных работ.
В аварийную службу в режиме реального времени поступает информация о состоянии объектов и происходящих на них или с ними событиях, к числу которых относятся аварии с полным или частичным повреждением.
При возникновении аварии необходим постоянный обмен информации.
В работе службы эксплуатации выделяют следующие информационные потоки:
Первые три информационные потока сопровождают деятельность предприятия постоянно, получение информации по ним предсказуемо и спланировано. Последний - поток информации при аварии - возникает внезапно, его нельзя предугадать. Бригада всегда должна быть готова выехать на объект для устранения аварийного случая.
После получения первичной информации о повреждении, командная система (руководитель отдела, которому подчиняются аварийные бригады) создает новую командную информацию. Управляющая система формулирует цель - в кратчайшие сроки с рациональным использованием ресурсов устранить аварийную ситуацию.
Создается следующая информация:
- наименование бригады, которая займется устранением аварии;
- первоначальная информация о способе устранения повреждения, видах работ, которые будут проведены на объекте (все виды работ, которые выполняет бригада, обычно указываются в договоре), прогнозных сроках завершения работ;
- информация о составе и количестве материалов, которые будут потрачены (затем этот поток преобразуется в поток закупки материалов);
- экономическая составляющая работ, их стоимость для заказчика.
Информация о событии на объектах поступает от заказчика в диспетчерскую службу исполнителя. Далее заявка направляется бригаде, которая будет выполнять данную работу. По мере выполнения этапов работ информация от бригады направляется в службу эксплуатации. Служба эксплуатации контролирует ход выполнения работ. По мере необходимости отчитывается заказчику о ходе проведения работ.
Таким образом, можно выделить следующие направления движения информационных потоков:
- между специалистами аварийной бригады;
- между начальником бригады и инженером, который ведет аварию;
- между ответственным инженером и заказчиком.
Скорость передачи информации во время возникновения и устранения аварийного повреждения - должна быть максимальной.
В работе аварийных бригад информационный поток становится частью процесса оказания услуги - на его основе строится работа аварийной бригады. Бригада получает аварийную заявку, в которой содержится информация о порядковом номере аварии, заказчике, дате, примерном месте повреждения. Далее данный поток преобразуется в новую производственную информацию, то есть в данные, на основе которых могут быть сделаны выводы о состоянии объекта в производственном процессе и его этапах. На рисунке 1 показано, каким образом преобразуется первоначальная информация.
Рис. 1. Преобразование информации в работе аварийных бригад
Чтобы работы были произведены с должным качеством и должным образом, поддерживающий поток должен идти на опережение, то есть предварительно еще до наступления аварийного случая должен быть создан нужный запас материалов и оборудования, который может понадобиться на аварии.
После проведения аварийных работ становится известна стоимость работ - запускается финансовый поток. Финансовый поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой внешней средой финансовых ресурсов, связанных с материальными и информационными потоками. Стоит отметить, что для большинства организаций денежный поток отделен от выполнения работ. Он идет завершающим после выполнения всех аварийных работ.
После устранения аварийной ситуации статистическая информация предприятия дополняется новым блоком.
Современное программное обеспечение способно увеличить скорость передачи информационных потоков. Доступ к сети интернет и надежная мобильная связь позволяет передаватьфото и сообщениямгновенно. Это дает возможность руководителю аварийной бригады контролировать ход выполнения работ и в случае нештатных ситуаций корректировать действия бригады. Современные технологии позволяют сократить скорость поступления информации от различных объектов. Например на основе планшетов и телефонов может быть создана программа, которая передает местоположение бригады на карте, получать сообщения о ходе работ и фотографии.
Руководителю знание о потоках информации необходимо. Оно позволяет стандартизировать те процессы, которые многократно повторяются и больше внимания уделить не стандартизированной информации, на основании которой руководитель может качественно руководить работой аварийных бригад, вырабатывать оперативные решения для устранения аварийных ситуаций.
Рецензии:
28.09.2016, 16:20 Хасанов Баходир Акрамович
Рецензия: Рецензия на статью Акимовой Е.Н. на тему: «Информационные потоки в работе аварийных бригад» в разделе «Экономика» журнала «SCI-ARTICLE».
Тема статьи несомненно актуальна. Вместе с тем в работе на наш взгляд, есть моменты, которые требуют глубокого осмысления и особого подхода в плане ее совершенствования, а именно:
1. Цель недостаточно обоснована.
2. Аварийные бригады, о которых речь идет, к какой отрасли или сфере экономики относится, не указано, а ведь исходя из специфики отрасли и сферы организуются информационные потоки, как надстройка. Без этого невозможно вести разговор на эту тему.
3. Статья без единой цифры и статистики - это даже с названием «информационные потоки» не сходится.
4. В работе для достоверности и подтверждения своей гипотезы следовало бы привести таблицы, схемы, формулы, в целом отсутствует математический аппарат.
5. В статье не раскрыты использованные термины, такие как «Финансовый поток, статистика, массив информации…». Они просто присутствуют в тесте.
6. Хотя бы, на примере ООО «Телекомсервис» следует привести как пример хозяйственную ситуацию или положительно налаженную практическую внедренную систему.
7. Список литературы не вполне соответствует с содержанием и направлением рецензируемой статьи.
Нам кажется после доработки, статью можно рекомендовать к публикации.
На наш взгляд, статью нужно доработать.
Доктор экономических наук,
профессор Хасанов Б.А.