Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №38 (октябрь) 2016
Разделы: Социология
Размещена 08.10.2016. Последняя правка: 08.11.2016.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

Козин Сергей Владимирович

-

Администрация Ремонтненского сельского поселения

Старший инспектор по вопросам культуры, физической культуры, спорта и работы с молодёжью

Емцева Татьяна Евгеньевна, ведущий специалист по делам молодёжи и связям с общественными объединениями Администрации Заветинского района


Аннотация:
В представленной научной статье авторы работы конкретизируют научное представление о самой социальной работе как профессиональной деятельности в нашей стране, опираются на фундаментальные научные труды (дайджест) и знания таких видных учёных в данной области науки как: (Ранние работы Е.П. Агапова, М.В. Фирсова, А.И. Лучанкина, М.Ю. Горбунова, Л.Г. Гуслякова и др.). А так же современные работы авторов (И.Ф. Албегова, И.С. Трапезникова, М.А. Лыгина, С.В. Козина, П.М. Кольцова, Т.Е. Емцевой, О.А. Медведевой и др.). Далее даём авторское определение «социальной работе». И при этом авторы отводят большое внимание подготовке специалиста по социальной работе к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения. Обозначают саму структура социальной работы, соотношение видов профессиональной социальной работы, выделяют субъекты социальной поддержки населения, категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке и многие другие важные аспекты данной профессии.


Abstract:
Presented in the scientific article the authors konkretisiert scientific understanding of the social work as professional activities in our country are based on fundamental scientific works digest) and knowledge of such prominent scholars in the field of science as: (Early E work.P. Agapova, M.V. Firsov, A.I. Luchinkina, M.Y. Gorbunov, L. G. Guslyakova, etc.). And contemporary works of the authors (F.I. Albegova, S.I., Trapeznikova, M.A. Lygina, S.V. Kozin, P.M. Koltsova, T.E. Mcevoy, O.A. Medvedeva, etc.). Then gives the author's definition of "social work". And the author devotes much attention to training of specialists in social work interaction of subjects of social support of the population. Represent the very social work structure, the ratio of professional social work, allocate the subjects of social support of the population, population in need of social support and many other important aspects of this profession.


Ключевые слова:
социальная работа;широкая общественность; общественное неравенство; социальная несправедливость.

Keywords:
social work; general public; social inequality; social inequity; social disparity.


УДК  364:316.477

Введение.

Многочисленные научные результаты возникают на стыке двух или нескольких дисциплин, концепций и направлений. Это совершается от того, что на предмет исследования смотрят под совершенно разными, часто дополняющими друг друга углами зрения. Происходит нечто вроде перекрёстного опыления”. Настоящее исследование, как видится авторам работы, представляет из себя как раз такой образец синтеза мыслей из всевозможных сфер (областей) знания.Кризисная общественно-финансовая ситуация в российском (социуме) обществе, сопряжённая с острой трансформацией (модификацией) общественных взаимодействий, неминуемо приводит к разрастанию общественной напряжённости, изменению норм, ценностей, устоявшихся моделей поведения, утрате многочисленными индивидами общественно-ролевого статуса (положения) и возможностей индивидуального (личностного) и общественного роста.

Степень научной разработанности темы исследования. В отечественной и зарубежной профессиональной социальной работе накоплен определённый теоретический и эмпирический материал раскрывающий становление данной профессии, а так же её дальнейшее развитие и специфику обучения студентов по данной профессии (направлению) в высших учебных заведениях Российской федерации.

Всячески анализируя обширную научную литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что общетеоретической и методологической основой подготовки специалистов по социальной работе можно выделить следующие труды (блоки учёных).

Первым блоком отображены работы выдающихся основоположников социальной работы как профессии сюда входят: М.В. Фирсов, Н.Ф. Басов, А.А. Акмалов, Л.П. Кузнецова, Л.Г. Гуслякова, М.Ю. Горбунова, Г.Б. Хасанова, О.А. Волкова, И.Ф. Албегова, У.В. Живокоренцева, А.П. Позднякова, П.А. Пономарёв, С.И.Григорьева, А.Я. Маргулян, Б.А. Сутырин, Ю.Н. Галагузова, Т.М. Симонова, Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, П.Д. Павленок и др.

Вторым блоком можно выделить современные работы, по социальной работе дополненные и расширенные как в практической, так и теоретической деятельности. Среди данных авторов можно отметить следующих: Е.П. Агапов, А.Н. Казанцева, Н.В. Лебедева, Г.Х. Мусина-Мазнова, Г.П. Медведева, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин, П.Я. Циткилов, И.С. Трапезникова, Р.П. Ерусланова, В.А. Бабюх, Н.Ш. Валеева, А.К. Сельчёнок, Л.С. Деточенко, Е.Г. Бабич, Г.С. Формасова, Г.В. Черникова, И.Н. Маяцкая, В.В. Сизикова и др.

Третьим блоком являются работы зарубежных теоретиков и практиков социальной работы среди них отметим: O.Borodina, J.N. Branco, Francisco, E. Brodtkord, C.Z. Malatesta, N.V. Korzh, D.V. Kulagin, D.A. Melnikov, A. Nygren и др.

Четвёртым блоком стоит отметить многочисленные современные научные работы, опубликованные в научных рецензируемых журналах РФ [8,9,10,11,12,13,14,15] непосредственно специалиста по социальной работе, исследователя (С.В. Козин) и (соавторов) бакалавров по направлению социальная работа (Т.Е. Емцева, О.А. Медведева) а та так же социолога (А.И. Дырр). Настоящее исследование продолжает и обобщает в себе данное направление, а так же собирает все полученные результаты воедино, в рамках одного и того же методологического подхода.

Цель исследования: Рассмотреть профессиональную социальную работу в Российской Федерации как профессию, практическую деятельности, а так же подробно остановиться на погдотовке будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о социальной работе как

профессиональной деятельности;

2. Выявить специфику и особенность социальной работы как профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы.

Так для решения поставленных задач в работе применялись следующие  методы исследования: Для обоснования положений данной работы мы использовали следующие методы научного исследования как: комплексный анализ философской, исторической, социологической и педагогической научной литературы, анализ и синтез, сравнение, обобщение, экспертные оценки, систематизация, и др.

Научная новизна исследования — конкретизировано научное представление о социальной работе как профессиональном виде деятельности [социальная работа обеспечивает возможности решения трудных жизненных ситуаций индивидов и групп населения через реализацию различных видов деятельности — социальной защиты, социального обслуживания, социальной помощи, социального обеспечения, социальной поддержки; результативность социальной работы обеспечивается социальной поддержкой, интегрирующей в себе признаки других видов деятельности, в чём заключается ёе специфика; субъекты социальной поддержки населения (государство, негосударственные организации, специалисты социальной работы, клиенты, социальное окружение) предоставляют ресурсы для решения социальных проблем в ходе конструктивного взаимодействия, что является особенностью социальной работы] и др.

Благодаря формированию разветвленной (концепции) системы социальной работы, главной целью которой считается предоставление всесторонней поддержки индивиду либо группе, попавшим в (ТЖС) трудную жизненную ситуацию, может быть достигнута социальная защищенность клиентов, содействующая более абсолютной их самореализации в данном обществе.
Профессор Т.М. Симонова отмечает тот факт, что «в ХIХ веке были заложены основы возникновения двух социальных институтов, призванных решать социальные проблемы общества ими стали: социальная политика и социальная работа» [27,  с. 15].
Далее ряд учёных А.К. Сельчёнок, У.В. Живокоренцева, Е.П. Агапова пишут, что «Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие […], в реестре службы занятости России появилась лишь с 1991 года [25, с. 37]. Именно с этого времени в нашей стране она начинает формироваться как профессия…» [6, с. 3;28, с. 26]. В свою очередь наше внимание обращает профессор И.Ф. Албегова на тот факт, что «“Исторически сложилось” так, что три взаимосвязанных […] процесса: практика, область познания и образовательная деятельность идентифицировались как социальная работа [2,  с. 2; 32, с. 631]. «Социальная работа как профессия и практика является ответом общества на социальные потребности людей…» [37, с. 49; 34, с. 482 – 483].«Сначала 90-х годов в Российской Федерации стала активно формироваться концепция (системы социальной защиты населения)» [14,  с. 252]. По мнению профессора А.И. Лучанкина «Профессиональная социальная работа (пер.по англ. Professional social work) — выступает одним из способов реагирования […] общества на изменения: во всех странах социальные работники рассматривают себя в роли посредников социальных перемен и реформ…» [17,  с. 3]. Как верно отмечает профессор О.А. Волкова, что «В современной научной литературе отмечается неразработанность предметного пространства социальной работы как нового типа научной и практической деятельности, неразграниченность этого пространства с другими областями научного знания, недостаточное выявление межнаучных теоретических и практических связей и взаимовлияний, в первую очередь, на стыке социальной работы и социологии…» [3, с. 3]. Как пишет профессор Г.Б. Хасанова «… в Российской федерации социальная работа как профессиональная деятельность, нацелена на предоставление определённой помощи тем, чьи психологические, нравственные и прочие средства малы, материальные способности […] не слишком велики, физиологически - ограничены, а возможность улаживать собственные проблемы без помощи других - неудовлетворительны, находится в стадии становления, и её продуктивность зависит от качества профессиональной подготовки специалистов...» [31, с. 3]. Данного мнения придерживается и PhD Е.П. Агапов  [1,  с. 6]. Так С.В. Козин пишет, что «Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают...» [9]. Для продолжения темы рассмотрим разные трактовки определения социальная работа (Табл.1.).

Таблица 1. Определения понятия социальная работа

Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)

По заявлению профессора Г.П. Медведевой «Социальная работа является и должна быть осознана как один из значимых факторов прогрессивного развития человека и общества…» [19, с. 3]. Такой же точки мнения придерживается в своей диссертационной работе (исследовании) (тема: Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы) профессор В. В. Сизикова отмечая, что «сама социальная работа — является важнейший фактор прогрессивной социализации (пер. по англ. progressive socialization) населения, улучшения его социального […] благополучия, а также […] формирования гражданского общества в России…» [26,  с. 4]. Ниже рассмотрим (Рис.1.) на котором изображена схематически структура социальной работы в обобщённом виде.

Рисунок. 1. Структура социальной работы
Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)

Из представленного рисунка выше видно, какие виды деятельности включены в социальную работу это ещё раз подчёркивает многоаспектность и многогранность данной работы.Не стоит забывать, что социальная работа (управление) в разные типах социальных учреждений происходит от их специфики работы.
Более подробно это описывает кандидат экономических наук И.С. Трапезникова «Администрирование в социальной работе (пер. по англ. Administration in social work) — особый вид профессиональной деятельности, который сводится не только к достижению цели организации, но и является средством поддержания целостности любой сложной социальной систем, её оптимального функционирования и развития...» [29,  с. 6]. В свою очередь стоит выделить соотношение видов профессиональной социальной работы (см. Табл. 2.)

Таблица 2. Соотношение видов профессиональной социальной работы

Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)

Анализируя виды социальной поддержки, заметим, что применение того или иного вида поддержки обусловлено многими факторами, в том числе и конкретной ситуацией. Далее стоит рассмотреть виды деятельности социальной работы (см. Табл. 3.) Таблица иллюстрирует достаточно широкий спектр видов деятельности СР.
Социальная работа представляет собой сложную деятельность, которая имеет ряд особенностей, в связи с этим предъявляются высокие требования к навыкам и личностным качествам социальных работников [35,  с. 139; 36, с. 3 – 4].

Таблица 3. Виды деятельности социальной работы

Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)

Таблица 4. Основные признаки социальной работы и их деятельности


Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)
По мнению профессора А.П. Поздняков «…Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы детерминирована сложностью и многообразием […] форм социокультурного развития российского общества, спецификой социальной работы…» (см.Табл.4.) [21,  с. 3]. Ниже на (Рис. 2.) обозначим, кто является субъектами социальной поддержки населения.

Рисунок. 2. Субъекты социальной поддержки населения

 

Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)

При этом несомненно, что государство является главным субъектом социальной поддержки населения, политика которого, согласно статье 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А.Н. Казанцева добавляет: «а так же на обеспечение всесторонней, эффективной, незамедлительной поддержки населения в случае возникновения трудной жизненной ситуации…» [7  с. 49]. «Получатели так называемых социальных услуг — это люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые, как правило, не способны справиться со своими проблемами и испытывают потребность в оказании помощи со стороны государства и других людей…» [16  с. 132].Так зарубежный исследователь из Португалии J. N. Branco, Francisco [33 с. 405 – 406] в своей научной работе акцентирует наше внимание на многогранности социальной работы а так же и взаимосвязи с этим самой социальной политикой и круге социальных реформ. Далее на (Табл. 5.) рассмотрим категории населения, которым оказываются социальную помощь.
Таблица 5. Категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке
 


Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)

Вместе с тем не стоит забывать и о соотнесение специфики и особенности социальной работы (см. Рис. 3.)

Рисунок. 3. Соотнесение специфики и особенности социальной работы

Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)

Данное понимание готовности к профессиональной деятельности (пер. по англ. professional activities), будущих специалистов по социальной работы позволяет считать её сложным интегративным свойством специалиста, обладающего теоретической и практической подготовленностью к решению профессиональных задач.
По трактовке профессоров С.И. Самыгина, И.В. Тумайкина, П.Я. Циткилова «Социальная работа — это теория, изучающая способы адаптации и реабилитации индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества» [23, с. 10]. Безусловно данное толкование «социальной работы» имеет место быть, но оно слишком сжатое и достаточно избитое, а так же требует расшифровки особенно для тех людей, которые впервые слышат о данной профессии или только начинают учиться по ней в статусе (студента). Более развёрнутое определение дают следующие исследователи.
Как по праву отмечают менеджеры по социальной работе (С.В. Козин, Т.Е. Емцева) и Dr. of historical sciences, Professor П.М. Кольцов, то, что в «... РФ профессиональная социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма ”интенсивно”, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса ...» [13, с. 151]. Ниже остановимся и подробно рассмотрим (Табл. 6.) на которой отмечена структура готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения.

Таблица 6.  Структура готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения

Источник: Составлено автором работы на основе теоретических и практических знаний по социальной работе (© С.В.Козин)

Придерживаясь данной таблицы, стоит упомянуть, что в «основе карьерных ориентаций субъекта (социального работника) выделяется образ карьеры, сформированный у него в результате проживания некоторого потока жизненных событий и обретения в результате этого жизненного опыта» [20,  с. 35;24, с.127]. Социальный работник относится к типу профессий ”человек — человек”, а это требует очень высокой квалификации специалиста [8; 38]. В свою очередь профессор М.А. Лыгина отмечает, что «в современной практике социальной работы широко […] используется понятийно-категориальный аппарат, заимствованный из различных наук - психологии, социологии, медицины и др…» [18,  с. 3].Тем самым можно говорить о междисциплинарных научных связях, которые содержатся в профессиональной социальной работе и как науке (дисциплине) и как виде непосредственно практической деятельности направленной на социально незащищённые слои (категории) населения.
Профессор П.А. Пономарёв отмечает, что «Обычно социальная работа сводится к социальной помощи и защите и может осуществляться в рамках административно-должностных процедур» [22,  с. 3].В свою очередь профессор Л.Г. Гуслякова добавляет тот факт, что «перед специалистами появляются новые задачи в области исследования и развития теории социальной работы. Унификация теорий социальной работы…» [5, с. 5], начатая на Западе в конце 1960-х годов, не закончена и в настоящее время реализуется в практической деятельности социальных государственных и негосударственных (частных) служб, а так же всячески обогащается и развивается независимо от места расположения социальных служб и профиля их работы.
Стоит добавить, что социальная работа предоставляет большой спектр социальных услуг [15,  с. 238]. Не стоит забывать о том факте, что конкурентоспособность специалиста в области социальной работы на рынке труда предполагает наличие у него совокупности личностных и профессиональных качеств, среди которых духовность как личностно - профессиональное качество занимает ведущее место[10], поскольку она мотивирует личность на безукоризненное исполнение своего профессионального долга по отношению к людям, нуждающимся в помощи со стороны государства и социума [11].

Заключение:

  1. Подводя итог проведённой научной работы, можно сказать, что важнейшие положения, данного исследования, подтверждены и обоснованы. И так, социальная работа, способствуя разрешению ситуаций, препятствующих развитию и активному участию в жизнедеятельности общества, содействует индивидам, группам в более широком использовании личностных ресурсов для самозащиты, саморазвития и самоорганизации.
  2. Современная социально-политическая, социально-экономическая ситуация в обществе существенно сказывается на положении наиболее уязвимой части населения. Противоречие между требованиями общества, предъявляемыми к институтам социальной поддержки населения, и сложившейся практикой в данной сфере деятельности может быть разрешено в ходе осознания ее специфики (социальная поддержка как ведущий вид социальной работы) и особенности (взаимодействие субъектов социальной поддержки населения), что требует формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения в процессе профессиональной подготовки в вузе.
  3. Успешность профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы обусловлена разработкой и реализацией системы формирования подготовки будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения, способствующей достижению образовательных целей. Эффективность системы формирования подготовки будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения выражается количественным ростом значений показателей.
  4. Стоит сказать о том факте, что в априори социальная работа в России всё так же остаётся не очень популярной этому свидетельствуют всяческие социологические опросы (исследование) экспертов обычных граждан, абитуриентов поступающих в вузы нашей страны, а так же студентов данной специальности (направление) и уже непосредственно самих специалистов в данной области работающих на благо страны. Из недавних событий стоит упомянуть, что социальные работники, а именно специалисты, имеющие высшее образование прыгнуть выше своей голову не могут т.к. данная профессия хоть и предусматривает нестандартные подходы в решении проблем, в которую попадает клиент в (ТЖС) но работник придерживается кодекса социальных работников, должностных инструкций, кодекса (положения) социального учреждения, а так же всевозможных нормативно-правовых актов (конституции РФ, Областных законов, местных  и многое другое) тем самым он не может привесить данные денежные пособия, которые противоречат данным законам, постановлениям. 

Библиографический список:

1. Агапов, Е.П. История социальной работы : учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 040400 — Социальная работа [Текст] / Е.П. Агапов. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 353 с. — ISBN 978-5-4475-5873-4.
2. Албегова, И.Ф. Институционализация социальной работы в современной России: теория и практика [Текст] : Автореф. дисс. … д-ра. социол. наук : спец. 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы : защищена 29.03.2011: утв. 31.03.11. / И.Ф. Албегова; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. — Ярославль, 2005. — 41 с.
3. Волкова, О.А. Социологическая модель социальной работы в сфере профессиональной идентификации в современном российском обществе [Текст] : Автореф. дисс. … д-ра. социол. наук : спец. 22.00.01 — теория, методология и история социологии : защищена 25.09.2007: утв. 28.09.07./ О.А. Волкова; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. — Санкт-Петербург, 2007. — 45 с.
4. Горбунова, М.Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы [Текст] : Дисс. … канд. социол. наук : спец. 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы : защищена 17.10.1998: утв. 20.10.98. / М.Ю. Горбунова; [Место защиты: Саратовский государственный технический университет] — Саратов, 1998. — 134 с.
5. Гуслякова, Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина [Текст] : Дисс. … д-ра. философ. наук : спец. 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы : защищена 17.10.1995 : утв. 20.10.95./ Л.Г. Гуслякова; [Место защиты: Алтайский государственный университет]. — Барнаул, 1995. — 277 с.
6. Живокоренцева, У.В. Институциональные аспекты профессионализации социальной работы (на материалах Иркутской области) [Текст] : Автореф. дисс. … канд. социол. наук : спец. 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы : защищена 06.01.2007: утв. 10.01.07. / У.В. Живокоренцева; [Место защиты: Байкальский государственный университет экономики и права]. — Иркутск, 2007. — 26 с.
7. Казанцева А.Н. Законодательство по вопросам социальной защиты и социального обслуживания в России и Великобритании : монография [Текст] / А. Н. Казанцева; под науч. ред. С.Е. Гасумовой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2015. — 90 с. — ISBN 978-5-7944-2578-9.
8. Козин С.В. Мотивы выбора молодёжью профессии «Социальная работа». [Электронный ресурс]. / С.В. Козин // «Сетевой» интернет – журнал гражданской журналистики. — 2015. — URL: http://setevoy.net/article/motivy-vybora-molodezhyu-professii-socialnaya-rabota/ (дата обращения: 05.10.2016).
9. Козин С.В. Проблемы престижа профессии социальной работы. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин // Электронный научный журнал «Вестник педагога». — 2016. — URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=3313 (дата обращения: 05.10.2016).
10. Козин С.В. Социальная работа как объект целостного познания. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин // Информационный портал inform buro. — URL: http://infor-buro.ru/sotsialnaya-rabota-kak-obekt-tselostnogo-poznaniya-2016-g-s-v-kozin/ (дата обращения: 05.10.2016).
11. Козин С.В. Социальная работа как пространство духовности. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин // Электронный научный журнал «Вестник педагога». — 2016. — URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=3521 (дата обращения: 05.10.2016).
12. Козин С.В., Кольцов П.М. Профессиональная социальная работа в Российской Федерации: престиж и трудности профессии. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин, П.М. Кольцов // Электронный периодический рецензируемый научный журнал. «SCIARTICLE.RU». — 2015. — № 25 (Сентябрь). — С. 73 — 82. — URL: http://sciarticle.ru/number/09_2015.pdf (дата обращения: 05.10.2016).
13. Козин С.В., Кольцов П.М., Емцева Т.Е. Профессиональная социальная работа с молодёжью в РФ. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин, П.М. Кольцов, Т.Е. Емцева // Электронный периодический рецензируемый научный журнал. «SCI-ARTICLE.RU». — 2015. — № 25 (Сентябрь). — С. 151 — 161. — URL: http://sciarticle.ru/number/09_2015.pdf (дата обращения: 05.10.2016).
14. Козин С.В., Кольцов П.М., Легкодимова А.А Менеджмент в социальной работе. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин, П.М. Кольцов, А.А. Легкодимова // Электронный периодический рецензируемый научный журнал. «SCI-ARTICLE.RU». — 2016. — № 34 (Июнь). — С. 250 — 256. — URL: http://sci-article.ru/number/06_2016.pdf (дата обращения: 05.10.2016).
15. Козин С.В., Кольцов П.М., Медведева О.А. Технологии социальной работы с неполными семьями в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. / С.В. Козин, П.М. Кольцов, О.А. Медведева // Электронный периодический рецензируемый научный журнал. «SCI-ARTICLE.RU». — 2016. — № 30 (Февраль). — С. 234 — 245. — URL: http://sci-article.ru/number/02_2016.pdf (дата обращения: 05.10.2016).
16. Лебедева Н.В. Роль дополнительного образования в профессионально-личностном развитии специалистов по социальной работе: монография [Текст] / Н.В. Лебедева. — Уфа, Издательство Инфинити, 2015. — 225 с. — ISBN 978-5-905695-16-2.
17. Лучанкин, А.И. Социальные представления и социальная работа: проблемы философского обоснования [Текст] : Дисс. … д-ра. философ. наук : спец. 09.00.11 — социальная философия : защищена 25.01.1998: утв. 28.01.98. / А.И. Лучанкин; [Место защиты:Уральский государственный университет им. А. М. Горького (УрГУ)]. — Екатеринбург, 1998. — 238 с.
18. Лыгина, М.А. Философские основания теории социальной работы [Текст] : Автореф. дисс. … д-ра. философ. наук : спец. 09.00.11 — социальная философия : защищена 25.11.2011: утв. 28.11.11. / М.А. Лыгина; [Место защиты: Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина]. — Санкт-Петербург, 2011. — 45 с.
19. Медведева, Г.П. Социальная работа как вид деятельности общества [Текст] : Автореф. дисс. ... д-ра. философ. наук : спец. 09.00.11 — социальная философия: защищена 08.01.2011 : утв. 12.01.11. / Г.П. Медведева; [Место защиты: ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет]. — Москва, 2011. — 43 с.
20. Мусина-Мазнова Г.Х. Формирование карьерных ориентаций будущих социальных работников в процессе двухуровневой подготовки : монография [Текст] / Г.Х. Мусина-Мазнова. — М.: КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. — 108 c. — ISBN 978-5-4365-0295-3.
21. Поздняков, А.П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе [Текст] : Автореф. дисс. ... д-ра. пед. наук : спец. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки) : защищена 27.12.2007 : утв. 29.12.07./ А.П. Поздняков; [Место защиты: Российский государственный социальный университет]. — Москва, 2007. — 40 с.
22. Пономарёв, П.А. Социальная работа как социокультурный институт [Текст] : Автореф. дисс. … д-ра. философ. наук : спец. 09.00.13 — религиоведение, философская антропология, философия культуры : защищена 22.03.2006 : утв. 25.03.06./ П.А. Пономарёв [Место защиты: Северо-Кавказский научный центр высшей школы]. — Ростов-на-Дону, 2006. — 52 с.
23. Самыгин С.И. Теория социальной работы для бакалавров : учебник [Текст] / С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин, П.Я. Циткилов. — Ростов н / Д: Феникс, 2016. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-222-26205-4.
24. Сельчёнок А.К. Профессионализация социальной работы в России (на примере специалистов по социальной работе) [Текст] / А.К. Сельчёнок // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 10. — С. 125 — 127. — ISSN 1815-4964.
25. Сельчёнок А.К. Профессиональный статус социальных работников в России сквозь призму содействия социальным изменениям [Текст] / А.К. Сельчёнок // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 12. — С. 37 — 39. — ISSN 1815-4964.
26. Сизикова, В.В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы [Текст] : Дис. ... д-ра. пед. наук : спец. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки) : защищена 10.03.2011: утв. 13.03.11. / В.В. Сизикова; [Место защиты: Российский государственный социальный университет]. — Москва, 2011. — 361 с.
27. Симонова, Т.М. Социологическое исследование социальных проблем: интегративный подход [Текст] : Автореф. дисс. … д-ра. социол. наук : спец. 22.00.01 — теория, методология и история социологии : защищена 25.01.2011: утв. 28.01.11. / Т.М. Симонова; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. — Санкт-Петербург, 2010. — 43 с.
28. Социальная работа в вопросах и ответах : учебное пособие для подготовки к госэкзамену [Текст] / под ред. Е.П. Агапова. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 367 с. — ISBN 978-5-4475-6913-6.
29. Трапезникова, И.С. Администрирование в социальной работе : учебное пособие [Текст] / И.С. Трапезникова. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 63 с. — ISBN 978-5-4475-6383-7.
30. Фирсов, М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика [Текст] : Дисс. … д-ра. истор. наук : спец. 07.00.02 — отечественная история : защищена 17.10.1997 : утв. 20.10.97./ М.В. Фирсов; [Место защиты: Московский государственный социальный университет]. — Москва, 1997. — 414 с.
31. Хасанова, Г.Б. Антропологизация профессионального образования специалистов социальной работы [Текст] : Автореф. дисс. … д-ра. пед. наук : спец. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки) : защищена 26.10.2005 : утв. 28.10.05./ Г.Б. Хасанова; [Место защиты: Казанский государственный технологический университет.] — Казань, 2005. — 40 с.
32. Borodkina O International trends in Russian social work [Text] / O.Borodkina // European Journal of Social Wor. — 2015. — Vol. 19. — № 4. — P. 631 — 644.
33. Branco, Francisco J. N. The circle of social reform: the relationship social work—social policy in Addams and Richmond [Text] / J. N. Branco, Francisco // European Journal of Social Wor. — 2015. — Vol. 19. — № 3 – 4. — P. 405 — 419.
34. Harris J, Borodkina O, Brodtkorb E International travelling knowledge in social work: an analytical framework [Text] / J. Harris , O.Borodkina, E. Brodtkorb // European Journal of Social Wor. — 2015. — Vol. 19. — № 3 – 4. — P. 481 — 494.
35. Korzh N.V, Kulagin D.V. the model of social work specialist’s competences [Text] / N.V. Korzh, D.V. Kulagin // News of higher educational institutions. Povolzhskiy region. Social Sciences. — 2014. — № 2 (30). — P. 138 — 145. — ISSN 2072-3016.[in Russian].
36. Malatesta, C. Z. The role of emotions in the development and organization of personality [Text] / C.Z. Malatesta // Socioemotional Development. Nebraska: Symposium on Motivaty — 1990, — P. 1 — 56.
37. Melnikov D.A. Becoming social work profession [Text] / D.A. Melnikov // International journal of applied and fundamental research. — 2013. — № 1. — P. 49 — 52. — ISSN 1996-3955.[in Russian].
38. Nygren, A. Agape and Eros [Text] / A. Nygren.- Stereotype of 1954. — Philadelphia: The Westminster Press, 2008. — 764 P.




Рецензии:

9.10.2016, 20:51 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. В оцениваемой работе использовано большое число мнений авторов работ. Их позиции сопоставлены, систематизированы. Для наглядности составлены таблицы. Есть итоговая позиция. Работа публикации достойна. Впечатляет большой список литературы. Те источники, на которые ссылок нет, стоит убрать.

10.10.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Козин Сергей Владимирович:
Оганес Александрович спасибо вам за оценивание данной работы и её собственно рецензию. Да действительно проработанность работы достаточно большая (хотелось обхватить не только современные научные работы) разных типов, но так же и изучить более ранее труды «которые заложили фундаментальные основы в отечественной профессиональной работе». При этом были использованы так же и зарубежные наработки, взгляды авторов по данной специализации. Так мной было замечено, что в последнее время отечественные социальные работники разного профиля работы редко обращаются и интересуются зарубежным опытом и это напрасно. Между прочим, первые специализированные учебные заведения, начавшие подготовку профессиональных социальных работников, были созданы сначала в Нидерландах (1910 г.), а затем уже в США, Великобритании и Германии. В период между Первой и Второй мировыми войнами учебные заведения были созданы в странах Латинской Америки и Британского содружества. Многие наработки та же уличная работа были взяты на вооружение именно из-за рубежа нами.

8.11.2016, 14:23 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации в разделе ОБРАЗОВАНИЕ: 1) УДК не относится к педагогическим наукам и сфере Образование; 2) введение, аннотация, ключевые слова, содержание, заключение - не соответствуют педагогической отрасли наук, категории "образование". НИ ПРИ КАКОЙ ДОРАБОТКЕ статья не может быть идентифицирована как относящаяся к проблемам, методам и теориям педагогических наук ("образование").



Комментарии пользователей:

9.10.2016, 21:44 Федоров Владимир Анатольевич
Отзыв: Непонятно что значит формирование готовности.Мы что щи варим?а в новизне автором составлен 4 таблицы?Тогда в чем исследование? И на обзор не похоже, хотя столько источников перечислено,а ссылок на все нет.Особенно впечатляют выводы,где даже речь идет о научной работе ,а не о статье.Но даже не это впечатляет,а их глубина и отсутствие связей состатьей.Статья не научная и к публикации не рекомендуется.Переделывать нужно все


10.10.2016, 10:29 Козин Сергей Владимирович
Отзыв: Владимир Анатольевич благодарю вас за рецензию пусть и «критического»характера. Сейчас расшифрую моменты на которые вы делали ? Мне это несколько не сложно.1) «Формирование готовности…» Эта часть (фрагмент) названия данной статьи как раз является наиболее я бы сказал важным. Под формирование готовности… как раз понимается непрерывный учебный процесс (теоретический и практический) в учебном заведении в котором бакалавры по направлению социальная работа постигают различные науки, концепции и так далее. Качество профессиональной подготовки специалистов социальной работы определяется его образовательным результатом, готовностью к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения, которая формируется в ходе образовательного процесса, ориентирующего студентов на ведущий вид социальной работы — социальную поддержку населения, под которой следует понимать процесс содействия индивидам и группам в разрешении жизненных затруднений посредством предоставления возможностей и ресурсов различными значимыми субъектами в ходе конструктивного взаимодействия с целью активизации их жизненной позиции, достижения оптимального уровня жизнедеятельности и социального благополучия. Потребность будущих специалистов социальной работы в знаниях способов взаимодействия субъектов социальной поддержки населения обеспечивается совокупностью педагогических средств, стимулирующих личностные ресурсы в соответствии с запросом работодателей и требованиями субъектов взаимодействия при разрешении трудных жизненных ситуаций. Мне кажется, тут нет особой необходимости перечислять все дисциплины т.к. их очень много порядка 80. Далее 2. Научная новизна исследования: – конкретизировано научное представление о социальной работе как профессиональном виде деятельности [социальная работа обеспечивает возможности решения трудных жизненных ситуаций индивидов и групп населения через реализацию различных видов деятельности – социальной защиты, социального обслуживания, социальной помощи, социального обеспечения, социальной поддержки; результативность социальной работы обеспечивается социальной поддержкой, интегрирующей в себе признаки других видов деятельности, в чем заключается ее специфика; субъекты социальной поддержки населения (государство, негосударственные организации, специалисты социальной работы, клиенты, социальное окружение) предоставляют ресурсы для решения социальных проблем в ходе конструктивного взаимодействия, что является особенностью социальной работы] и др.3 Что касаемо вывода тот тут можно расширить и конкретизировать.


10.10.2016, 10:57 Федоров Владимир Анатольевич
Отзыв: Сергей Владимирович,в федеральных нормативных документах даны понятий процесса обучения,обучения,воспитания,есть ФГОС, итоговая аттестация.У процесса нет понятия готовности.Есть описание должности у минтруда. На уровне субъектов у комитетов есть положения,на основании которых разрабатываются инструкции.Если вы хотите что то изменить рисуйте схемы,убеждайте только не те ,что у вас. Как вы собираетесь определять готовность-на вкус?Где критерии?А то что вы мне описали-с этим я согласен,но это не научно.Я работал в Администрации СПБ. Отчасти проблема мне знакома,именно ее многоаспектность.Писать нужно.Но не так.


Оставить комментарий


 
 

Вверх