Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!




Разделы: Библиотековедение
Размещена 10.10.2016. Последняя правка: 08.10.2016.

Анализ эффективности деятельности библиотеки по формированию имиджа (акция «Библионочь - 2016» в Томской областной универсальной научной библиотеке (ТОУНБ) им. А. С. Пушкина)

Михайловская Екатерина Сергеевна

магистрант

Национальный Исследовательский Томский государственный университет

Институт искусств и культуры, кафедра этики, эстетики и культурологии

Кузоро Кристина Александровна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра библиотечно-информационной деятельности, Томский государственный университет


Аннотация:
В статье приведены результаты исследования, проведенного в форме анкетирования на акции «Библионочь–2016» в Томской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина, анализируется эффективность мероприятия, степень удовлетворенности участников, выявляются достоинства и недостатки в организации этого события.


Abstract:
This article lists the results of survey of event «Night in library 2016» which took place in Tomsk Regional Library (Pushkin library). The publication analyzes efficiency of event, the degree of customers’ satisfaction, determines advantages and disadvantages of this event.


Ключевые слова:
библиотека; имидж; мероприятие; маркетинговое исследование; анкетирование.

Keywords:
library; image; event; marketing research; survey.


УДК 027 (571.16)

Библиотека сегодня – это современный центр интеллектуального досуга. На первый план выходит задача сформировать в сознании людей положительный имидж библиотеки и сделать ее деятельность максимально эффективной. В первую очередь это нужно для привлечения читателей.

Одним из эффективных форм работы библиотеки является проведение массовых мероприятий. С их помощью можно воздействовать на читателя и привлекать его к книге и чтению. Безусловным примером проведения массового мероприятия является общероссийская акция «Библионочь», в которой уже четвертый год участвует ТОУНБ им. А.С. Пушкина. Это масштабное событие, которое направлено не только на повышение статуса библиотеки среди населения, но и на развитие творческого, инновационного потенциала библиотечной работы, активное привлечение читателей к совместному творчеству [2].

Для повышения эффективности и качества проведенного мероприятия, тем более такого как «Библионочь», необходимо проводить его анализ. С его помощью можно выявить изменилась ли интенсивность посещения библиотеки, а также появились ли новые читатели и их количество. Изучая мнение участников, организаторы понимают, что необходимо изменить при подготовке следующего события. Поэтому в настоящее время важной составной частью работы библиотеки становится исследовательская деятельность. Применение маркетинговых методов при анализе мероприятий позволяет выявить сильные и слабые стороны и сделать библиотеку комфортной средой для реализации творческих способностей.

22 апреля 2016 года на «Библионочи» в «Пушкинке» автором данной статьи было проведено маркетинговое исследование среди участников мероприятия. В качестве основного метода было выбрано анкетирование [1, с. 24].

Объектом исследования выступили посетители «Библионочи» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина – 100 человек, выбранные случайным образом. Анкета заполнялась ими самостоятельно сразу после окончания мероприятия, что необходимо учитывать, поскольку были получены ответы, основанные на свежих и ярких впечатлениях.

Опрашиваемые отвечали на вопросы об их читательском стаже, о том, как они в целом оценивают проведенную «Библионочь», что им понравилось или не понравилось, их мнение о подобных мероприятиях, информированность, соответствие заявленной программе, профессионализм организаторов и др.

Главная цель данного анкетирования – изучение мнения участников об эффективности проведенной акции, их отношения к этому мероприятию, выявление «минусов» организации и уровня удовлетворенности посетителей.

Проанализировав результаты анкетирования можно дать обобщенную оценку мероприятию и сделать выводы для его совершенствования в дальнейшем.

Важным представляется социально-демографическая характеристика респондентов В исследовании могли принять участие посетители акции «Библионочь–2016» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина по возрастным категориям от 17 до 60-ти лет и старше. В результате возраст 50-ти опрошенных человек варьируется от 18 до 49 лет. В процентном соотношении возрастные группы выглядят следующим образом (рисунок 1):

  • от 17 до 24 лет – 72%;
  • от 24 до 35 лет – 18%;
  • от 35 до 45 лет – 4%;
  • от 45 до 60 лет – 6%.

Такие показатели позволяют сделать вывод о популярности «Библионочи» среди всех возрастных категорий, особенно в молодежной среде. Этот факт не может не радовать, ведь сегодня в эпоху информационных технологий и популярности Интернета одним из актуальных направлений деятельности библиотек является привлечение в библиотеку именно молодежной аудитории.

Рисунок 1. Результаты анкетирования: возрастная характеристика посетителей мероприятия «Библионочь-2016» в ТОУНБ им. А.С. Пушкина

В исследовании приняли участие в основном представители женского пола (рисунок 2):

  • Женщины – 76%;
  • Мужчины – 24%.

 

Рисунок 2. Результаты анкетирования: половой состав посетителей мероприятия «Библионочь-2016» в ТОУНБ им. А.С. Пушкина

В настоящее время, нередко отмечается возросшая социальная активность женщин. Не стали исключением и посетители «Библионочи». Вместе с тем, стоит заметить, что мужчин на мероприятии присутствовало достаточно много, но традиционно участвовать в социологических опросах всё же больше стремятся представительницы прекрасной половины.

Образовательный статус участников опроса можно охарактеризовать как высокий. Ровно половина, то есть 50 % опрошенных людей имеют высшее образование, средне-специальное – 16%, 30% имеют неоконченное высшее, среди которых в основном студенты, и 4% – среднее образование. Среди участников опроса 48% еще учатся, 32% занимаются профессиональной деятельностью и 20% совмещают учебу и работу.

Профессиональный состав респондентов оказался весьма разнообразным: экономисты, юристы, маркетологи, дворники, химики, преподаватели, географы, программисты, инженеры и другие. Студенты в анкете указывали свою будущую профессию, среди них: архитекторы, врачи, астрономы, педагоги, химики, социологи, журналисты, культурологи и историки. Это позволяет сделать вывод, что данное мероприятие универсально и представляет интерес для представителей совершенно разных сфер деятельности. «Библионочь» объединила всех от врача до дворника, от физика до филолога, людей технической направленности и работников гуманитарной сферы. Этим библиотека подтверждает свое приоритетное направление деятельности, ее двери открыты для всех, кто хочет приобщиться к миру знаний, независимо от уровня их образования и интересов [4].

В связи с тем, что одной из главных целей проведения в библиотеке масштабных событий, среди которых теперь почетное место занимает «Библионочь», является привлечение новых пользователей в библиотеку, важно было определить читательский стаж посетителей мероприятия. Таким способом появилась возможность выяснить, кто из опрашиваемых людей непосредственно пришел в «Пушкинку» на акцию «Библионочь» и стал ее новым читателем.

По результатам анкетирования 20% респондентов уже являются пользователями ТОУНБ им. А. С. Пушкина более 3-х лет, 22% – от 1 до 3-х лет, 12% – не более одного года и 4% отметили, что в будущем планируют стать читателями и пользоваться услугами библиотеки. Были среди участников анкетирования и люди, которые не имеют читательского билета и не планируют его завести – это 18% из тех, кто ответил на вопросы. Важным показателем оказалось количество опрошенных людей, которые записались в библиотеку во время «Библионочи». Вариант ответа «сегодня стал читателем» отметили почти четверть респондентов – 24% (рисунок 3). Этот факт не может не говорить об эффективности проведения этого мероприятия.

Рисунок 3. Результаты анкетирования: читательский стаж гостей мероприятия «Библионочь-2016» в ТОУНБ им. А.С. Пушкина

Идея проводить в один и то же день по всей стране акцию «Библионочь» появилась в 2012 году. В 2013 году к ней присоединилась Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина и уже успела набрать популярность среди населения. Поэтому одним из ключевых показателей является посещаемость жителей Томска этого мероприятия.

Важно, чтобы участие в акции было не одноразовым, а систематическим явлением, которое превратилось в ожидаемое событие. Поэтому этот момент также является одним из показателей эффективности мероприятия и его важно проанализировать.

Респондентам был задан вопрос о том, впервые ли они посетили «Библионочь» в «Пушкинке». Ответы участников распределились следующим образом (рисунок 4):

  • Да – 30%;
  • Еще был в 2013 году – 4%;
  • Еще был в 2014 году – 6%;
  • Еще был в 2015 году – 20%;
  • Еще был в 2014 и 2015 годах – 4%;
  • Был на всех – 6%.

Как показывают результаты, большинство людей не в первый раз посетили «Библионочь» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина, что говорит о том, что библиотека движется в правильном направлении. Из всех опрошенных 30% посетили это мероприятие первый раз, что является весьма достойным показателем. Также то, что 24% из участников анкеты стали новыми читателями библиотеки могут служить косвенными доказательствами эффективности «Библионочи» для основной деятельности библиотеки.

 

Рисунок 4. Результаты анкетирования: посещаемость респондентов акции «Библионочь» в ТОУНБ им. А.С. Пушкина

Из всех опрошенных 86% без сомнений ответили, что обязательно придут на «Библионочь» в следующем году и только 14% не уверены, что им представится такая возможность. Вариант «нет, не приду» не выбрал ни один респондент, что позволяет судить о хорошей репутации мероприятия среди населения. Почти все 100% опрошенных порекомендовали бы посетить «Библионочь» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина своим родным, друзьям и знакомым.

В современном мире информация становится одной из самых важных вещей. Недаром говорят «кто владеет информацией, тот владеет миром». Для успешной реализации любого мероприятия у библиотеки, как у любой другой организации, возникает необходимость донести информацию о предстоящем событии до потенциальных участников, то есть провести информирование. От того насколько качественно оно будет проведено напрямую зависит количество посетителей, а значит успех мероприятия [3, с. 46].

Респондентам было предложено оценить, достаточно ли хорошо они были проинформированы о «Библионочи–2016» в областной библиотеке и из каких источников информации они узнали о предстоящем событии. Анкетирование показало следующие результаты (рисунок 5):

  • Плохо проинформированы – 10%;
  • Удовлетворительно проинформированы – 18%;
  • Хорошо проинформированы – 32%;
  • Очень хорошо проинформированы – 40%.

 

Рисунок 5. Результаты анкетирования: Уровень информированности респондентов о мероприятии «Библионочь-2016» в ТОУНБ им. А.С. Пушкина

Из всех опрошенных 64% узнали о мероприятии из Интернета и социальных сетей. Следует заметить, что пользователями этих источников в основном является молодежная аудитория. 4% посетили сайт ТОУНБ им. А. С. Пушкина, на котором увидели информацию о предстоящем мероприятии и 20%  узнали о «Библионочи» от своих друзей и знакомых. Еще 12% анкетируемых отметили источником информации наглядную рекламу и рекламные листовки. Можно предположить, что это непосредственно люди, которые систематически посещают библиотеку. Были среди опрашиваемых и те, которые специально следили за объявлениями о «Библионочи», поскольку были на этом мероприятии раньше и не хотели пропустить в этом году – 2%.

Я считаю, что данные показатели в большей степени не являются положительными, поскольку практически 30% опрошенных были не достаточно удовлетворены информированием о «Библионочи». Библиотеке стоит обратить внимание на этот этап подготовки к мероприятию.

Безусловно, одними из самых главных показателей, выявляемых во время анализа эффективности и степени удовлетворенности мероприятием, являются отзывы людей о том, что им понравилось и запомнилось особенно, а также что не понравилось или понравилось меньше всего в течение мероприятия. По последним критериям можно выяснить «минусы» или упущения при организации, которые в последующем станет возможным учесть и исправить. Респондентам предлагалось самим сформулировать и дать развернутые ответы на эти вопросы в анкете.

Выделим наиболее частые ответы участников на счет несомненных «плюсов» мероприятия. Больше всего «Библионочь–2016» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина впечатлила своих гостей:

  • Атмосферой;
  • Викторинами;
  • Квестом «Потерянный кадр»;
  • «Песнью льда и пламени» в книгохранилище;
  • Музеем кино;
  • Выступлением музыкантов;
  • Костюмами;
  • Доброжелательностью и позитивом организаторов.

50% опрошенных не отметили отрицательных моментов мероприятия. Остальные 50% на удивление во многом сошлись в едином мнении и назвали следующие недочеты в организации:

  • Отсутствие кондиционеров, было слишком жарко, душно и тесно;
  • Затянутое начало;
  • Очень громкая музыка на втором этаже;
  • Большое столпотворение и неорганизованность людей;
  • Долгое ожидание очереди.

Итак, есть «минусы», которые были отмечены группой людей, поэтому библиотека должна обратить внимание на мнение участников и направить свои силы на исправление этих моментов в будущих мероприятиях. В целом же можно отметить, что положительных отзывов о «Библионочи» гораздо больше, участники получили бурю положительных эмоций и впечатлений от этого яркого события, что, конечно же, говорит об удовлетворенности программой гостей мероприятия, а значит его эффективности.

Также гостям «Библионочи» предлагалось оценить насколько, заявленное в программе мероприятия, соответствовало в действительности тому, что они увидели (рисунок 6):

  • «Очень плохо» и «плохо» не отметил ни один из респондентов;
  • Оценку «удовлетворительно» дали 18% опрашиваемых;
  • На «хорошо» оценили мероприятие 36% участников анкетирования;
  • Максимальную оценку отметили 46% гостей, отвечающих на вопросы.

Рисунок 6. Результаты анкетирования: степень удовлетворенности посетителей программой мероприятия «Библионочь-2016» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Для максимального успеха мероприятия оно должно соответствовать своему целевому назначению, быть в первую очередь направленным на удовлетворение потребностей участников мероприятия в сфере досуга. Поэтому так важно, чтобы та программа, которая изначально была заявлена при информировании, полностью оправдывала ожидания гостей. Анализ анкет показал, что в целом участники, отвечающие на вопросы, не были разочарованы, несмотря на то, что не всё соответствовало их представлениям о том, что же их ждет на «Библионочи» в «Пушкинке».

Любое событие делают люди, поэтому, очевидно, что «Библионочь» без присутствия тех, кто ее организует, не состоится. Организаторы – это принципиально ключевой и важный субъект мероприятия, его основной элемент. Поэтому профессионалы в этом деле просто необходимы. В анкете участникам мероприятия предлагалось выразить свое субъективное мнение и оценить профессионализм организаторов «Библионочи-2016» в Томской областной библиотеке.

Результаты оказались неожиданными (рисунок 7):

  • Оценка «плохо» – 6%;
  • Оценка «удовлетворительно» – 12%;
  • Оценка «хорошо» – 34%;
  • Оценка «очень хорошо» – 48%.

Рисунок 7. Результаты анкетирования: оценка уровня профессионализма организаторов акции «Библионочь-2016» в ТОУНБ им. А.С. Пушкина

Несмотря на то, что большинство участников дали положительные оценки и признали профессионализм организаторов, среди респондентов были неудовлетворенные в данном вопросе. Можно предположить, что это связано с основными «минусами», которые отметили опрашиваемые, в частности, с неорганизованной толпой и высокой температурой воздуха в помещении. Всё же эти замечания не критичны и вполне исправимы.

При анкетировании все участники опроса имели возможность оставить свои отзывы и предложения. В основном люди выражали благодарность организаторам «Библионочи» за прекрасную атмосферу, желали продолжать в том же духе и делать как можно больше подобных мероприятий.

Среди всего прочего были и конструктивные предложения и пожелания, на которые организаторам стоит обратить внимание:

  • Предложение проводить «Библионочь» пораньше – примерно в 17.00 или в выходной;
  • Пожелание улучшить звук и настроить микрофоны;
  • Сделать менее затянутым начало;
  • Делать мероприятие в первую очередь для посетителей, у гостей возникало ощущение, что фоторепортеров, которые постоянно загораживали обзор, было больше, чем зрителей;
  • Предложение поснимать клипы в библиотеке с разнообразными интересными моментами с мероприятия, которые будут доступны в социальных сетях;
  • Пожелание делать еще больше интересных заданий;
  • Поставить кондиционеры;
  • Сделать поощрительные призы для детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Библионочь» в «Пушкинке» –  эффективное мероприятие, с помощью которого библиотека достигает своих целей. На предложение в целом оценить мероприятие 82% респондентов дали максимальную отличную оценку, а остальные 18% отметили «Библионочь» хорошим событием, что свидетельствует об удовлетворенности участников мероприятия и соответствии акции их ожиданиям. Все 100% участников опроса считают, что такие мероприятия необходимы и полезны для общества, поскольку можно узнать много нового и интересного, ведь библиотека – это не только хранилище книг, но и замечательное место для досуга.

Библиографический список:

1. Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках : практическое пособие / И. Г. Васильев, М. Е. Илле, Д. К. Равинский. – СПб. : «Профессия», 2003. – 176 с.
2. Всероссийская акция «Библионочь» : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http:// www.biblionoch.ru/ (дата обращения: 23.05.2016).
3. Домаренко Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : научно-практич. пособие / Е. В. Домаренко, О. Р. Бородин. – М. : Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с.
4. Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL : http://www.lib.tomsk.ru/page/7/ (дата обращения: 13.04.2016).




Рецензии:

27.12.2016, 17:20 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: Рукопись может быть рекомендована к размещению после некоторой доработки. Ее наименование, по мнению рецензента, важно увязать с тематикой анализируемых в работе вопросов. Рассматриваемые автором различные аспекты одного культурно-массового мероприятия (акции "Библионочь") - не единственное, вероятно, направление деятельности библиотеки, нацеленное на совершенствование ее имиджа. Автор в рукописи ссылается на сайт библиотеки. Возможно, размещение информации на указанном сайте также способствует повышению качества восприятия имиджа библиотеки. Рекомендуется изменить формулировку поставленной автором задачи (дословно названной ею): "сформировать в сознании людей положительный имидж библиотеки", на более обтекаемую, например: "повышение качества восприятия имиджа библиотеки". Как предполагается, прежде, положительный имидж у исследуемого учреждения культуры имелся. Соответственно, в той или иной степени этот положительный имидж уже оказался сформирован. Кроме того, тексту рукописи не помешает небольшая редакционная правка.



Комментарии пользователей:

10.12.2016, 19:20 Кокуева Жанна Михайловна
Отзыв: Содержательная часть наполнена исследованием, сделанным достаточно грамотно. Но название статьи и ее содержание не коррелируют. Рекомендую статью к публикации после изменения названия, которое бы отражало суть, поскольку об имидже библиотеки практически никакой информации нет, тем более об анализе (эффективности имиджа?).


Оставить комментарий


 
 

Вверх