Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Искусствоведение
Размещена 15.10.2016. Последняя правка: 13.10.2016.

Проектирование садово-парковых ландшафтов в государства Древнего мира

Деньщик Софья Александровна

студент

Крымский федеральный университет имени Вернадского, Таврическая Академия

студент

Савушкина Ирина Геннадьевна доцент кафедры садово-паркового хозяйства и ландшафтного проектирования, ведущий научный сотрудник Ботанического сада имени Николая Васильевича Багрова Таврической Академии Крымского Федерального Университета имени Владимира Ивановича Вернадского


Аннотация:
Садово-парковое искусство это основа всего современного озеленения. В данной статье описано зарождение и становление этого вида искусства. Проведены ряд исследований изучающие причины озеленения в городах древности, какие приемы и методы были использованы, а так разнообразие флоры и фауны для озеленения городов.


Abstract:
Landscape art is the basis of all modern landscaping. This article describes the emergence and establishment of this art form. A number of studies have investigated the reasons for planting in cities of antiquity, which methods and techniques have been used, as well as a variety of flora and fauna for landscaping cities.


Ключевые слова:
садово-парковое искусство; история Древнего мира; озеленение городов; растения.

Keywords:
garden art; the history of the ancient world; urban greening; plants.


УДК 712-1

История садово-паркового искусства уходит в древний мир, где только зарождалось человечество. Поэтому данная тема имеет острый интерес у начинающих ландшафтных архитекторов.

Целью данной работы было выяснение причин, по которым производилась проектировка садов и парков в государствах древнего мира.

Задачи, поставленные для достижения цели:

1.     Выявление основных причин создания зеленых зон в городах;

2.     изучить садово-парковое искусство и особенности проектирования в государств Древнего мира;

3.     рассмотреть наиболее распространенные приемы в озеленении городов древности;

4.     выявление общей структуры и закономерности проектирования.

Актуальность этой публикации заключается в том, что рассматривая сады 21 века невозможно без знаний прошлого садово-паркового искусства. Для того по-настоящему оценить и понять современные парки.

Первые садово-парковые ландшафты появились в Египте, еще около 4 тысяч лет до нашей эры. Строительство городов в Древнем Египте сопровождалось возведением новых храмовых построек и пирамид. Обожествляя с одной стороны природу, а с другой стороны человека стали создавать великолепнейшие садово-парковые объекты, не только на священной территории богов и фараонов.

Это было первой причиной появления зеленых «скульптур» в городах Египта. Второй, считают необходимость элементов природы в антропогенной среде.

Уже в древние времена появлялась наша современная проблема – нехватка природных материалов в городской среде. Растения выступали уже, тогда как самый главный элемент природы. Это связано, прежде всего, с полифункциональностью растений.

Функция растений в городе:

- растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород;

- выполнение пылезащитной функции. Особенно важную роль играют вяз и сирень, а так же зеленое покрытие - газон;

-в условиях приближение жилых домов к дорогам, заводам и другим шумным объектам растительность выполняет шумопоглощающую функцию. Растения снижают шум на 20%;

- климатообразующую функцию выполняют. В жаркую летную погоду массивы деревьев снижают на 3-4 градуса температуру воздуха, образуют тень;

- многие растения как открытого, так и закрытого грунта обладают фитонцидными свойства. Листья тополя убивают дизентерийную палочку, а коры пихты – бактерии дифтерии;

- зелёные насаждения являются эффективным средством экологической защиты;

-хорошее психологическое состояние человека зависит от наличия в его окружении зеленной успокаивающей массы;

- древесные культуры повышают влажность на 15%;

- растения обладают декоративными свойствами;
- повышают эстетическое удовлетворение населения [4, c. 3].

Растения выполняют и многие другие функции. Большинство, из которых люди в древние времена не знали. Но о том, что зеленые насаждения могли спасти их от разного рода болезней или украсить дом они осознавали.

Преобразование естественного ландшафта в древнем Египте было связано с долиной реки Нил. Сады создавали на приподнятых террасах, чтобы уберечь их во время разлива реки [2, c.7].

Уже во времена расцвета Фив началась стройка зеленых ландшафтов на частных территориях: в домах и виллах. Растения стали привозить из далеких стран. Фараон Тутмос III в своей коллекции собрал более 265 видов растений, привезенных из походов.

Сады в эти времена окружали высокой оградой. Центром проекта всегда выступало главное здание, его окружали всевозможные водоемы, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны. Планировочная структура сада была строго регулярной. Это было связано с оросительной системой.

Так же важной чертой египетского садово-паркового искусства считается озеленение дорог (аллей) ведущих к храмам. Использовали не только пальмы, но и малую архитектуру – вазоны, сфинксы, что придавало ритмичности композициям.

В древних Фивах частью своеобразного культурного ландшафта являлись крупнейшие храмы Корняк и Лусор. Перед входом стояли фараоны, рядом с ними устанавливали обелиски.

Для озеленения часто использовали водные растения. Особо почитали растения лотос. Не только за его красоту и необычайность, которую он придавал водному объекту, но так, же за нежный разовый цвет, и мягкий ласковый аромат, которым он окутывал территорию.

Так же в Египте выращивали инжир, жасмин, розы, гранат, гвоздики, маки.

Растения в озеленении выполняли не только декоративную функцию, но и утилитарную. По берегам каналов высаживали зеленые насаждения для укрепления береговой линии. Но часто использовали не только деревья, но и цветочные культуры, особо ценились лекарственные растения.

Садово-парковое искусство Месопотамии неотъемлемо связано с истории развития Ассирии и Вавилона. Большая часть территории Ассирии располагалась в гористой местности, покрытой девственными местами. Именно это повлияло на развитие ландшафтной архитектуры [1, c. 14].

У ассирийцев  скорее были не парки, а лесопарки. Они предназначались для утех и охоты. Специально в такие места привозили редкие виды животных: барса, тигры, олени. Создавали дорожки, по которым можно было, не только прогуливается, но и проезжали на лошадях. Были спроектированы открытые лужайки, на которых пировали и веселились знатные господа и вельможи.  Большое количество прудов с разнообразными рыбками и небольших мест отдых было создано в парке для комфортабельного пребывания в нем людей [3, c. 29].

Создание парков в городских стенах появилось с увеличением города. Все дальше и дальше городские центры были расположены от природы. Необходимость в природных элементах и определила роль растений в городе.

Хотя города  и имели регулярную планировку, но высаживали в них растения более свободно, чем в Древнем Египте.

Они представляли собой пирамиду, на вершине которой был храм. На террасах-ступенях часто выстилали слой земли и всаживали растения. Такие постройки можно смело считать прототипами современного озеленения крыш.

Еще одним прототипом являются знаменитые висячие сады Семирамиды. Это произведение искусства вправе считается одним из семи чудес древнего мира. Висячие сады поражают всех людей не только  своим великолепием, сложностью постройки, но и историей.

Царь Навуходоносор II в политических целях женился на дочери ассирийского царя – Семерамиде. В те времена Вавилон был пыльным и страшным городом. Он не радовал принцессу. Решив хоть как-то  улучшить настроение жене, царь приказал воздвигнуть в ее честь сад. Не пожалел на его создание Навуходоносор II ни сил, ни денег, ни рабов и получил в пустынной местности рай на земле.

В архитектурном плане, этот сад представлял собой четырехъярусную пирамиду. С каждым ярусом платформы, на которых располагались растения, становились все меньше и меньше. На нижних террасах высаживали растения низменностей, на высших – высокогорья.

Там были миниатюрные речки и водопады, на маленьких прудах плавали утки и квакали лягушки, пчелы, бабочки и стрекозы перелетали с цветка на цветок. И в то время, как весь Вавилон изнемогал под палящим солнцем, сады Семирамиды пышно цвели и разрастались, не страдая от зноя и не испытывая недостатка влаги.Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника и асфальта, затем укладывался кирпич, свинцовые плиты, на них толстым ковром лежала плодородная земля, куда была высажена растительность. В данном сооружение вода подавалась постоянно, с помощью рабов, которые день и ночь работали и умирали в этом великолепной саду.

В садах были представлены: пальмы, кипарисы, кедры, самшиты, дубы и многие другие растения. Висячие сады Семирамиды являются прототипами не только первых ботанических садов, но и современное озеленение крыш. Не было караванов или судов, которые не привозили бы в Вавилон растения для сада.

Результатом данной статьи служило понимание, что в древних городах зарождался своеобразный культурный ландшафт, который можно отнести к зачаткам ландшафтной архитектуры. Люди уже в те времена понимали, что без элементов природы невозможно прожить в условиях города.

В древности сады себе могли позволить только знатные люди. Это не только из-за дороговизны растений, но и за их главную функцию; растения – источник тени. «Ты беден, у тебя нет тени»,- говорили в Древнем Египте. Даже за наличие у бедняка горшка с растение отрубали руки.

Но уже в садах древнего мира было заложены основные принципы современного садово-паркового искусства, которые и до сих пор используют ландшафтные архитекторы.

Библиографический список:

1. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира / В. Я. Курбатов. - М.: Эскимо, 2008. - 736 с.: ил.
2. Игнатьева М. Е. Сады старого и нового мира / М. Е. Игнатьева. - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2011. - 447 с.
3. Нехуженко Н. А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. Учебное пособие / Н. А. Нехуженко - СПб.:Питер, 2011. - 192 с.: ил.
4. Кирман В. Г. Цветочное оформление в ландшафтном дизайне / В. Г. Кирман. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 154 с.: ил.
5. Теодоронский В. С. Ландшафтная архитектура с основами проектирования / В. С. Теодоронский, И. О. Боговая - М. : ФОРУМ, 2016. - 304 с.: ил.




Рецензии:

26.12.2016, 19:00 Samoilov Konstantin Ivanovich
Рецензия: Считаю целесообразным перед представлением на рецензию исправить грамматические и смысловые неточности,например: Большая часть территории Ассирии располагалась в гористой местности, покрытой девственными местами. -"девственными местами"? Даже за наличие у бедняка горшка с растение отрубали руки.- "с растение"? Висячие сады Семирамиды являются прототипами не только первых ботанических садов, но и современное озеленение крыш - ОТСУТСТВИЕ СОГЛАСОВАНИЯ. и так по всему тексту кроме того Необходимо или перефразировать первоисточники или давать точные цитаты со ссылками - В те времена Вавилон был пыльным и страшным городом. Он не радовал принцессу. Решив хоть как-то улучшить настроение жене, царь приказал воздвигнуть в ее честь сад. Не пожалел на его создание Навуходоносор II ни сил, ни денег, ни рабов и получил в пустынной местности рай на земле. "Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор II приказал возвести висячие сады. Однако в исторической науке название садов ошибочно закрепилось за Ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее"[https://ru.wikipedia.org/wiki/Висячие_сады_Семирамиды]. Почему Вавилон был "страшным городом"?



Комментарии пользователей:

18.10.2016, 17:46 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Не эксперт ни в кой мере. Но, во-первых, все же исправьте название- "в государствах", во-вторых, напишите текст грамотней- море стилистических ошибок, например, "в условиях приближение жилых домов к дорогам" - приближения, а не "приближение". Вычитайте и поправьте. И, в третьих, у вас чудесная цель "Целью данной работы было выяснение причин, по которым производилась проектировка садов и парков в государствах древнего мира". Честно скажу захотелось узнать о причинах, очень интересно. Причины так и не узнал, будьте любезны, напишите же о них. Это отзыв. Рецензию пусть Вам специалисты пишут.


20.10.2016, 13:32 Доброносов Виталий Владимирович
Отзыв: Полностью согласен с предыдущим комментарием!


Оставить комментарий


 
 

Вверх