Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 29.10.2016. Последняя правка: 29.10.2016.

Влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей и навыков у школьников

Нурудинова Аида Магомедовна

бакалавр, магистр педагогических наук

Дагестанский Государственный Педагогический Университет художественно-графический факультет

студентка, аспирантка 3 года обучения

Раджабов И. М., доктор педагогических наук, профессор, Дагестанский государственный педагогический университет


Аннотация:
Народные промыслы создают не только красивые и функциональные вещи, но и учат нас прекрасному, развивают в нас эстетический вкус. Вещи, созданные народными умельцами, не только радуют глаз своей красотой и самобытностью, но и учат нас любить окружающий нас мир. Предметы декоративно-прикладного искусства могут научить молодое поколение любить и ценить родное искусство, культуру, развивают творческий потенциал школьников.rn


Abstract:
Handicrafts create not only beautiful and functional things, but also taught us a beautiful, developing in us aesthetic taste. Things started by craftsmen, not only pleasing to the eye with their beauty and originality, but also taught us to love the world around us. Objects of decorative art can teach the younger generation to love and appreciate native art, culture, and develop the creative potential of students.


Ключевые слова:
искусство; развитие; педагогика; способности; навыки; обучение.

Keywords:
art; development; pedagogy; capacity; skills; training.


УДК.37.372.87

Введение. Мир, окружающий человека всегда влиял  и влияет на его трудовую предметно-творческую деятельность. Человек научился не только использовать природу во благо себе, но и изменять ее  в соответствии со своими потребностями, в том числе и связанными с  эстетикой, художественными, творческими вкусами. У каждого народа сложились свои художественные, эстетические традиции в народном творчестве. Художественные традиции народного декоративно-прикладного творчества является важной культурной  чертой определяющий культурные ценности народа.

Актуальность. Декоративно-прикладное творчество это результат творческого развития не одного, а нескольких поколений, этот же опыт является основой для развития и создания нового следующими поколениями. Преобразующая деятельность народного декоративно - прикладного творчества многогранна. Декоративно - прикладное творчество охватывает  разнообразные предметы окружающего мира, различные материалы и различные сферы человеческой деятельности. Таким образом, сразу становиться понятно насколько большим потенциалом обладает декоративно прикладное искусство на эстетическое развитие школьников.

Целью научного исследования является приобщение школьников к народной культуре, развитие эстетического вкуса  у школьников с помощью декоративно прикладного искусства.

Задачами данного исследования были 1- исследования влияния изучения народного искусства на школьников. 2- разработка методик по применению художественного потенциала декоративно прикладного искусства в процессе обучения в школе.

Научная новизна. В исследовании  изучен потенциал народного искусства в педагогической деятельности школы. Обоснованно положительное влияние на развитие творческих способностей у школьников, а также на развитие эстетического вкуса у подрастающего поколения.

Методы. Теоретические - изучение и анализ педагогической и психологической литературы. Практические - наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.

Результат. Через самобытную и многовековую этническую культуру происходит незримая связь –

своеобразное «общение поколений» [6,     С. 12–19].  В ходе исследования было выявлено, что декоративно-прикладное творчество, прежде всего направленно на улучшение художественно эстетической ценности предметов.  В этом и заключается ее основная деятельность, ее утилитарно творческий характер, в создании не просто изделий используемых в повседневном быту и в труде, но и являющихся при этом эстетически совершенными.  Художественно-эстетическая образность повседневных, утилитарных изделий  делает их не только полезными, но и красивыми, способствует развитию в повседневной жизни чувству прекрасного.

Издревле народное творчество вызывало радость у авторов и пользователей, приносило духовно-нравственную и художественно - эстетическую радость. Художественно-творческое отношение человека к окружающему его миру, предметам проявлялось и проявляется в различных формах декоративно-прикладного творчества. Предметами народного творчества привносится красота в  повседневный быт людей, что в свою очередь развивает художественный вкус. Изделия народного художественного промысла  наполняют обыденный мир повседневности, красотой и гармонией, создают неповторимый художественный образ, тем самым формируя сознание детей, развивают художественный и эстетический вкус с раннего детства.

Влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей и навыков у школьников рассматривалась в трудах таких ученных как В. М. Василенко, М.А.Некрасова, Т. Я. Шпикалова, И. М. Раджабов. Декоративно прикладное искусство очень разнообразно, поэтому имеет достаточно направлений, которые можно применять в обучении и развитии школьников на протяжении всего образовательного процесса в рамках среднеобразовательного учреждения.

«Эстетический вкус — это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства». определение, данное А. К. Дремовым. [7, 280 с. ]

Применение декоративно прикладного искусства на уроках изобразительной деятельности, трудового обучения, развивают в школьниках любовь к труду, уважение, как к собственному, так и к чужому труду. Развивают художественный вкус, усидчивость.

Декоративно прикладное искусство способствует развитию творческой активности личности учащегося, что является важным в современном мире.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.[5]

Развитие творческих способностей является важной задачей для школы, так как наличие развитых творческих способностей положительно влияет на всю учебную деятельность детей. Развитые творческие способности помогают ученикам легче и быстрее справляться с поставленными перед ними учебными задачами. Развитие творческих  способностей у школьников желательно развивать, начиная с дошкольного и младше школьного возраста.

Навыки — это компоненты практической деятельность, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем неоднократного повторения.

В процессе обучения при освоении знаний происходит и формирование мировоззренческих, социальных, идеологических, нравственных и других качеств личности. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. И, наоборот, при любом  воспитании происходит обучение. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Поэтому области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются. [6.]

Знакомя школьников с декоративно-прикладным искусством важно объяснить его суть таким образом, что бы ученики поняли всю глубину процесса создания  изделия декоративно-художественного творчества. Приемы практической деятельности, декоративные мотивы, предпосылки к созданию промысла  в той или иной местности.

«Каждая из многочисленных народностей и античных групп, населяющих Дагестан, веками развивала и совершенствовала свое традиционное искусство, имеющее наряду с общедагестанскими чертами и специфические особенности, яркие черты самобытности, обусловленные этническими и природно-географическими факторами, видом трудовой деятельности и другими обстоятельствами. Балхарскую керамику легко отличить от сулевкентской своеобразием ее форм и особенностями декоративной отделки; кайтагскую вышивку – от казикумухской, лезгинский ковер – от ногайского и т.д. А по женскому костюму, одному из своеобразных видов прикладного искусства, легко отличить представительницу той или иной народности Дагестана.».  [3]

Учителям изобразительной деятельности важно понимать важность декоративно-прикладного искусства. Важно учитывать связь декоративно-прикладного искусства и повседневного быта, как прошлого, так и современного. Само по себе декоративно - прикладное искусство зарождалось и развивалось в рамках повседневной жизни людей именно благодаря этому оно тесно связанно с человеком. Декоративно прикладное искусство несет человеку не только красоту, но и удобство, мы с лёгкостью можем отличить орнамент одной культуры от другой, благодаря чему нам легко понять, где  в какой культуре была создана вещь.

Народное творчество это сложное, многогранное явление человеческой культуры. Яркое, эмоциональное, несущее большое количество информации о своих создателях, оно обладает большим педагогическим, воспитательным потенциалом, который необходимо использовать в рамках общеобразовательного процесса.

Библиографический список:

1. Система эстетического воспитания в школе. Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение. 1983. – С. 27.
2. Мухидинова П.М. Роль народно-художественных промыслов в воспитании эстетической культуры школьников. // II Международныйи журнал прикладных и фундаментальныхисследований, – 2010. – № 2. – С. 58.
3. Дагестан – заповедник народных художественных промыслов. Традиционное искусство народностей Дагестана. [электроннй ресурс] // http://flnka.ru/digest-analytics/5173-dagestan-zapovednik-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov.html
4. Ярыгина Н.А. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников. // Дети, в школу собирайтесь! – 2008. – № 1. – С. 3
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр “Академия”, 2002.
6. Некрасова, М.А. Современное народное искусство / М.А. Некрасова. – Л. : Художник РСФСР, 1980. – С. 12–19.
7. Дрёмов, А. К. Основы эстетического воспитания / А.К. Дрёмов // – М., 1975. – 280 с.




Рецензии:

29.10.2016, 17:20 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Цель сформулирована не верно, при такой теме. Задачи не решены. Научная новизна отсутствует. А вообще статья не диссертация. Да, кроме того слабо обоснована актуальность. Хотя актуальность у темы есть, она состоит в том, что без развития творческих способностей мы формируем исполнителя, а в целом ряде элементов деятельности чистого исполнения не достаточно и в результате человек просто не способен адекватно реализовывать многие варианты деятельности. Изучение же декоративно-прикладного искусства позволяет показать как можно творчески подойти к созданию самых обычных вещей, тем самым оно способствует развитию творческих способностей, а значит способствует более комплексному развитию ребенка как такового. Примерно таким образом. Слабо разработана методическая база, то есть не ясно, как конкретно будем влиять. Но тема хорошая. Мне кажется после доработки можно публиковать.

29.10.2016 18:18 Ответ на рецензию автора Нурудинова Аида Магомедовна:
спасибо за рецензию, обязательно доработаю статью. Вы правы основная мысль заключена в том, что применение декоративно прикладного искусства на уроках изобразительной деятельности помогает развивать в школьниках множество полезных навыков, развивает кругозор детей, показывает красоту родного края, учит любить труд как собственный так и чужой. Конечно я еще поработаю над статьей.

29.10.2016, 18:36 Горбатюк Роман Михайлович
Рецензия: Каждая научная работа должна иметь практическую составляющую, которая определяет новизну и результат. Материалы, представленные в этой статье, общеизвестны, зачем их цитировать: Эстетический вкус — это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства»,"Навыки — это компоненты практической деятельность, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем неоднократного повторения" и т. д. Непонятно, как автор достиг цели: "Целью научного исследования является приобщение школьников к народной культуре, развитие эстетического вкуса у школьников с помощью декоративно прикладного искусства". Представленные материалы - общеизвестная теория, которая в даной ситуации не представляет большой ценности. Если автор на примерах продемонстрирует как он будет приобщать школьников к народной культуре, развивать у них эстетический вкус, то работа будет иметь совсем другое значение.

29.10.2016, 19:44 Ивлев Виктор Иванович
Рецензия:  Вначале хочу обратить внимание на то, что ряд предлагаемых для публикации материалов, особенно педагогической направленности, имеют форму автореферата диссертации, точнее, вступительной его части. Но научная статья и автореферат диссертации - принципиально отличающиеся по задачам и, соответственно, по стилю произведения. В автореферате главным образом констатируется то, что диссертантом получены определенные научные результаты. Подробное их обсуждение проводится в самой диссертации. В научной статье, наоборот, главное - подробное описание и обсуждение полученных результатов. Авторефераты в научных журналах обычно не публикуются. Тема обсуждаемой статьи (вернее, материала), безусловно, важна и актуальна. Но, исходя из сказанного выше, рекомендовал бы ее переработать.

30.10.2016, 3:31 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тема статьи актуальна, но при такой теме цель определена неверно. Слово "влияние" в названии статьи предполагает наличие и описание какого-то эксперимента, приведение и анализ его результатов. Но ничего этого нет. Таким образом, статья требует доработки. Пока рекомендовать к публикации нельзя.

30.10.2016, 11:04 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Екатерина Леонидовна. Отзыв. "Хвала декоративно-прикладному искусству!!!" Об этом много написано и добавить нечего. Для себя выделила такую мысль в статье: Занятия ДПИ помогают повысить успеваемость школьника в целом. Если бы это было доказано, то научное исследование состоялось. Такой пример из собственной практики: Ученица сельской школы поет, танцует, выступает на всех открытых мероприятиях. Приехавший знатный гость в восторге: "Какая замечательная школьница!" Я вставляю свою реплику: "Математика не дается". Гость сказал: "Не может быть, если она успешна в творчестве, то должна успевать и в математике." Долгие годы мне эта фраза не дает покоя. Аида Магомедовна, докажите, что это так.

30.10.2016, 13:57 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья содержит общеизвестные теоретические положения, не нуждающиеся в обосновании и доказательстве. Её необходимо доработать методически, описав характер влияния декоративно-прикладного искусства и логику развития навыков. И ВЫЧИТАТЬ! После указанных доработок статья может быть опубликована.

30.10.2016, 21:07 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Тема статьи актуальна, но не раскрыта. Содержание статьи и выводы не соответствуют поставленным задачам Кроме того, нет упоминаний о методиках. Вычитать нужно обязательно. После доработки можно публиковать.

31.10.2016, 4:54 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи интересная, но весьма и весьма рапространенная. Цель работы необходимо скорректировать, внимательно вычитать текст, усилить выводами и собственными наработками и конкретными предложениями. Статья нуждается в доработке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх