Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №39 (ноябрь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 03.11.2016. Последняя правка: 04.11.2016.

Экологическая политика в Республике Беларусь: проблемы, источники финансирования и меры по улучшению экологической ситуации

Орляк Юлия Юрьевна

студентка 3-го курса

Полесский государственный университет

Кафедра Банковское дело

Паршутич Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье описана ситуация состояния окружающей среды в Республике Беларусь, проведён анализ расходов национального бюджета на природоохранные мероприятия.


Abstract:
The article describes the environmental situation in Belarus, there is the analysis the expenditure side of the national budget that is spent on environmental activities.


Ключевые слова:
экология; экологическая проблема; окружающая среда; загрязнение; охрана; экологическая политика; расходы; «зелёная экономика»; природоохранная деятельность.

Keywords:
ecology; ecological problem; environment; pollution; security; environmental policy; costs; «Green economy»; nature-protection activity.


УДК 50.502

Актуальность данной темы связана с тем, что на современном этапе развития вопросы охраны окружающей среды, улучшения экологической ситуации и рационального использования природных ресурсов приобрели глобальный масштаб, хотя ещё около 30-40 лет назад они стояли не так остро.

Объектом исследования выступает экологическая политика Республики Беларусь.

Предмет исследования – проблемы состояния окружающей среды, а также объёмы и источники финансирования государственных программ экологической безопасности.

Цель работы: проанализировать расходы государственного бюджета на природоохранную деятельность, указать меры по улучшению экологической ситуации в Беларуси.

Поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть текущее состояние окружающей среды Республики Беларусь;
  2. охарактеризовать конкретные виды экологических проблем;
  3. проанализировать расходы бюджета на проведение экологической политики.

Научная новизна представленной работы заключается в том, что ранее экологическая безопасность страны не рассматривалась в прямой взаимосвязи с источниками и объёмами её финансирования.

Уровень научно-технического прогресса, рост численности населения и потребления, увеличение объёмов мирового производства, быстрые темпы промышленного и экономического развития ведут к резкому ухудшению состояния экологии. Этот процесс сложно предотвратить, но существует большое количество способов максимально снизить вред, причиняемый окружающей среде промышленностью и человеком. С целью более эффективного разрешения экологических проблем и взаимной поддержки создаются многочисленные организации по защите окружающей среды, куда входит большое количество стран, подписываются многосторонние конвенции по вопросам охраны и использования природных ресурсов, разрабатываются экологические проекты с целью их дальнейшего воплощения в жизнь. К мировым экологическим проблемам относят, прежде всего, глобальное потепление, разрушение озонового слоя, сокращение биологического разнообразия, загрязнение атмосферы, почвы и воды.

Конституция Республики Беларусь в статье 46 гласит, что каждый гражданин имеет право на проживание в благоприятной окружающей среде, которая не несёт опасности для здоровья и жизни человека. В случае нарушения этого права, государство обязано возместить ущерб, причинённый здоровью человека. Кроме того государство ответственно за рациональное использование природных ресурсов, охрану и улучшение условий окружающей среды [1].

Что же касается состояния окружающей среды в Республике Беларусь, то в 2015 году был проведён опрос среди населения группой компаний «САТИО» по заказу экологического товарищества «Зеленая сеть» [2]. Результаты исследования приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Процентное соотношение голосов по данным опроса 

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [2]

Можно сделать вывод, что проблема окружающей среды волнует население больше, чем безработица, преступность и отсутствие мест для проведения досуга. Наибольшую озабоченность этот вопрос вызвал у жителей Минской, Могилёвской и Гомельской областей, что в основном связано с последствиями Чернобыльской катастрофы, концентрацией промышленности, загазованностью воздуха и высокой концентрацией населения. Население Брестской области наоборот выразило наименьшее беспокойство по этому вопросу. Старшее поколение в большей степени волнуют экологические проблемы, молодёжь интересуют экономические и социальные аспекты.

Отдельный опрос был проведён по основным видам экологических проблем и определено отношение к ним, результаты социологического исследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Масштабные экологические проблемы Беларуси

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [2]

Из диаграммы видно, что больше всего население волнует высокий уровень загазованности воздуха, второе место занимают последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции и замыкает тройку пункт о систематическом загрязнении водоёмов. Качеству питьевой воды, загрязнению улиц и домов, экологической культуре населения отвелось наименьшее количество голосов (около 4%).

Экологическую политику государства осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В Беларуси расходы на охрану окружающей среды включают такие направления, как природоохранная деятельность, охрана природной среды, прикладные исследования, другая деятельность в области охраны окружающей среды [3].

В таблице 1 представлены статьи расхода бюджетных средств в области охраны окружающей среды на 2016 год [4].


Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [4]

Из таблицы видно, что государство планирует основную часть расходов потратить на охрану природной среды – 90,6%. На исследование в сфере прикладных исследований в области охраны окружающей среды выделяется меньшее количество средств всего лишь 0,5% от всего объёма. Рисунок 3 наглядней представляет данные по государственным расходам на охрану окружающей среды на 2016 год.

В 2016 году, прежде всего, планируются добавить статью расходов на инновационные проекты. Финансирование в 2016 по сравнению с 2015 годом сократиться по всем статьям: прикладные исследования в области охраны окружающей среды – на 14%; государственная система научно-технической информации – на 32,8%; прикладные исследования по государственным, отраслевым, региональным и научно-техническим программам – на 22%; развитие материально-технической базы государственных научных организаций – на 43,5%.

Если рассмотреть динамику государственных расходов на охрану окружающей среды, то видно, что расходы на охрану окружающей среды увеличились с 2010 по 2016 год на 527507625,4 тыс. рублей.

Рисунок 4. Расходы республиканского бюджета на охрану окружающей среды за 7 лет 

Примечание: – Источник: Собственная разработка на основе [4]

Такое относительно небольшое использование государственных расходов на финансирование экологической политики непосредственно связано с тем, что Беларусь всё больше зависит от международного финансирования. Имеется проект о переходе Республики Беларусь к «зелёной» экономике, который финансируется Европейским союзом. Его реализация будет осуществляться по Программе развития ООН. Более того в некоторых областях будет осуществляться Программа малых грантов Глобального экологического фонда, целью которого является улучшение условий жизни населения путём разрешения экологических проблем. В общей сложности по некоторым данным к 2020 году около 37 млн. евро будет потрачено на охрану окружающей среды.

Во избежание дальнейших отрицательных последствий государство занимается разработкой Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., где представлена теоретическая база по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, прописаны основные направления деятельности, средства, с помощью которых будет осуществляться реализация намеченных проектов и ожидаемые показатели, так называемый мониторинг устойчивого развития. Согласно указу Президента Республики Беларусь были «изменены критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности» [5]. В течение 2015 года были подняты актуальные вопросы по поводу сохранения ископаемого топлива ради климата, промышленности перерабатывающей отходы и новый вид биотоплива – водоросли из канализации. Затронутые вопросы являются очень важными по причине их взаимосвязи с такими экологическими проблемами как ограниченное количество природных ресурсов и их экологическое использование, поиск альтернативных видов топлива и переработка бытовых отходов. Тем не менее, по состоянию на нынешний 2016 год согласно Индексу экологической эффективности Республика Беларусь находится на 35 месте из 180 стран мира с показателем 82,3.

Заключение

Таким образом, после проведённого анализа структуры расходов государственного бюджета на экологическую политику в Республике Беларусь и обзора основных путей улучшения имеющейся ситуации можно сделать следующие выводы:

  1. Были указаны основные и наиболее важные экологические проблемы;
  2. Дана краткая характеристика проводимой экологической политики;
  3. Исследованы объёмы финансирования затрата на природоохранную деятельность;
  4. Рассмотрены мероприятия, проводимые государством для изменения ситуации, сложившейся в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь.

Библиографический список:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах – Минск: Амалфея, 2005. – 56 с.
2. Волынец, А. Почему беларус считает экологически культурными себя, но не других? / А. Волынец // Зялёны партал. Таварыства «Зялёная сетка». – 2015. – 30 июля.
3. Литвиненко, Д. Расходы бюджета на охрану окружающей среды: Беларусь и Европейский Союз / Литвиненко Д. // Кошт Урада. Стоимость правительства. Просто о нашем бюджете. – 2016.
4. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Бюджетная политика / Бюджетное законодательство. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budgetary_policy/budgetary_legislation/da8d2db88c99a337.html. – Дата доступа: 23.10.2016.
5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 08.02.2016 №34 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь» (рег. № 1/16261 от 09.02.2016). – Минск, 2016. – 62 с.




Рецензии:

3.11.2016, 12:48 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья посвящена актуальной теме, изложена в соответствии с требованиями, опирается на современную статистику и новую экономическую литературу. Рекомендую к публикации.

3.11.2016, 16:02 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия: В статье в аннотации: "рассмотрены пути улучшения состояния окружающей среды в Беларуси" и в заключение: "Рассмотрены варианты решения сложившихся проблем в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь", а в статье этого материала нет. Либо убрать эти позиции, либо добавить по ним материал в статью. А так все параметры соблюдены, может быть после данной корректировки напечатана.

04.11.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Орляк Юлия Юрьевна:
Уважаемая Татьяна Анатольевна, я учла Ваше замечание и исправила его. Благодарю за отзыв.



Комментарии пользователей:

4.11.2016, 21:10 Орляк Юлия Юрьевна
Отзыв: Уважаемый Сергей Владимирович, я учла Ваше замечание и исправила опечатку. По замечанию Татьяны Анатольевны я также внесла правки.


Оставить комментарий


 
 

Вверх