Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №40 (декабрь) 2016
Разделы: История
Размещена 29.11.2016. Последняя правка: 10.01.2017.

«Авангард в Русском Зарубежье. Марк Шагал»

Шапошникова Ольга Николаевна

-

Южный Федеральный Университет Академия архитектуры и искусств

Студент

Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений Южного федерального университета


Аннотация:
Данная статья посвящена изучению творчества Марка Захаровича Шагала, графика и живописца. Исследование творческой жизни великого авангардиста показывает то, как художник, эмигрировав из страны, получает мировую известность.


Abstract:
This article is devoted to the study of creativity Marc Chagall, graphic artist and painter. Research creative life of the great avant-gardist shows that the artist has gained international recognition after emigration.


Ключевые слова:
художник; авангард; эмиграция; искусство.

Keywords:
painter; avant-garde; emigration; art.


УДК 94

Введение.
Феномен творчества художников, работающих в иной национальной среде, известен и довольно широко распространен. Работы великих мастеров, вынужденно творивших далеко от родной страны, ни для одной из европейских культур не составляли столь большой части национального художественного наследия, как это случилось в России.

Актуальность темы заключается в том, что эмиграция из страны не сломила человека как творческую личность, а наоборот, дала ему толчок и новые возможности для становления себя как великого мастера своего дела с богатым духовным наследием для последующих поколений.

Целью данной статьи является исследование жизни и творчества художника-авангардиста Марка Шагала в период эмиграции.

Данная статья обозначает такую задачу, как рассмотрение влияния эмиграции на жизнь и творчество художника М. Шагала, путем теоретических и эмпирических методов исследования.

В качестве научной новизны настоящей статьи следует отметить исследование творчества Марка Шагала  с позиции его неразрывной связи с истоками русского модернизма, суть которого является фундаментом любой картины мастера, вне зависимости от направления эволюции его художественного стиля в разные периоды творчества, в том числе эмиграции.

Творчество Марка Шагала весьма разнообразно. Он  – Маэстро мира – выдающийся график, живописец, театральный художник, художник-манументалист.

Родился  Марк Захарович в начале июля 1887 года под Витебском. Родители занимались торговлей. Начальное образование получил сначала дома, а затем в начальной еврейской школе в доме учителя – Хедере. В 1900 году поступил в Витебскую гимназию. В этот период он много копировал иллюстрации из журналов, что в дальнейшем отразилось на выборе профессии. Он всегда видел себя художником, его выбор  раздражал родителей. Первые уроки живописи получил в мастерской витебского живописца, еврея по происхождению, Иегуды Пэна. В начале 1907 года вместе с другом, Виктором Меклером, решил отправиться в Петербург для поступления в Училище искусств и ремесел барона фон Штиглица. Жизнь была сложной,  денег не было.  Провалившись в Училище Штиглица,  Марк поступил в Школу живописи при Обществе поощрения художеств, преподавателем которого был Николай Рерих. По результатам внутришкольных конкурсов, будущий живописец получил стипендию, которой хватило лишь на оплату жилья. Из-за недоедания, он часто падал в обморок. При одном из оброков, его подобрал скульптор Илья Гинцбург, ставший финансировать будущего мастера. Его живопись очень часто вызывала конфликты между преподавателями. Летом 1908 года он ушел из Школы Общества поощрения художеств. Но, благодаря Гинцбургским связям, Марка поддержали редакторы еврейского журнала «Восход», а в 1909 году рекомендовали его в студию рисования  и живописи Е. Званцевой, оплачивая занятия. Здесь его учителем стал Лев Бакст, не признававший творчество Шагала. Марк вернулся в Витебск. Родители решили устроить его личную жизнь, познакомив его с еврейской девушкой Беллой Розенфельд (картины «Моя невеста в черных перчатках»1909г., «Невеста с веером» 1911г.). Все, что происходило с ним, он отображал в своих полотнах: «Рождение», 1910г. В этом же году богатые люди столицы – меценаты –   поддержали Марка и оплатили его поездку в Париж, где он получает гражданство. Он посещал Лувр, изучал работы Делакруа, Мане, Курбе, Милле. В современном искусстве близок был ему кубизм, элементы которого отражены в картине «Я и деревня»1912г. Его работы того периода – это отражение неопримитивизма. Черты кубизма и неопримитивизма отражены в «Автопортрете с семью пальцами»1912г., выставленного  в Салоне Независимых. В 1912г. появляется на свет картина  «Продавец скота» 1912г. Шагал продает часть своих работ в Салоне. Весной 1914 года Шагал едет в Берлин и выставляет свои работы   в галерее «Der Sturm», а затем на свадьбу сестры  в Витебск. Из-за начавшейся Первой мировой войны он не смог покинуть Россию. Марк женится на любимой девушке – Белле Розенфельд. Главное чувство – любовь – отразилось в творчестве 1915 года: «День рождения», «Окно на даче». Все лето молодые отдыхали на даче в Заольше, по возвращению в Витебск Марка мобилизовали в Армию. Родственник супруги помог Марку остаться в Петрограде  в виде воинской повинности – в должности ответственного за обзор прессы в экономическом отделе Центрального военно-промышленного комитета. В 1916 году в семье родилась дочь Ида («Белла и Ида» 1916г.). В 1917 году появляется во многом пророческая картина «Ворота кладбища».

В 1918году благодаря знакомству с Луначарским, Шагал получает мандат уполномоченного по делам искусств Витебской губернии и едет в Витебск, домой, к жене и дочке («Над городом»1918г.). С энтузиазмом Марк Захарович стал заниматься  общественной деятельностью: писал транспаранты, организовывал выставки, самое главное – создал народную художественную школу. Своего бывшего учителя, Мстислава Добужинского назначил художественным руководителем школы, а Иегуду Пэна – руководителем одной из мастерских по живописи.  В стране разразился голод. Но Витебск избежал этой участи, и в него потянулись многие художники-авангардисты, в том числе и Казимир Малевич, автор «Черного квадрата» 1915г. В отсутствии Шагала в школе, он устроил переворот, провозгласив его «Супрематическим институтом». По возвращению домой из командировки Шагал вернул свою должность, но задумался о переезде в другой город. В начале 1920 года семья Шагалов переезжает в Москву.

В этом же году в Москву из Петрограда переехал Государственный еврейский камерный театр под руководством режиссера Алексея Грановского (Аврахама Азара), предложившего Шагалу оформление зала нового здания театра (росписи потолка, стен, плафона «Введение в еврейский театр»1920г.) и декораций к представлениям. Марк Захарович за сорок дней создает декорации и эскизы костюмов к трем мини-постановкам по пьесам еврейского писателя и драматурга Шолом-Алейхема. Он создает панно, своеобразно изображавшие муз еврейского театра: «Музыка», «Танец», «Драма», «Литература».

Авангардное искусство художника не было понятно Комиссариату просвещения. Они предлагают ему работу преподавателя рисования в школе для сирот в Малаховке. Положение в стране становилось сложным. Связавшись с творческим клубом в Литве, для устройства в Каунасе персональной выставки, Марк Захарович вместе с семьей  в 1922 году покидает Россию; путь следовал через Прибалтику в Берлин.  Марк Захарович еще в 1914 году оставил ряд своих работ в галерее «Der Strum» у Вальдера. Часть картин была продана, но гиперинфляция после Первой мировой войны все деньги «съела». В 1923-1924 годах живописец создает картину «Зеленый скрипач». В качестве иллюстратора книг Марка Шагала приглашает в Париж давний друг, Блэз Сандар. Семья в 1923 году переезжает во Францию; мастер создает копии утерянных работ, по договору с издательством Амбруаза Воллара иллюстрирует роман «Мертвые души» Николая  Гоголя,  создав более ста семи эскизов. Эта работа дала финансовую независимость художнику. Образы Советской России остаются у него перед глазами («Падение ангела» 1922г., «Желтое распятие» 1943г.). В начале 1926 года в галерее « Reinhardt» Нью-Йорка была организована персональная выставка картин Шагала. Его творчеством заинтересовалась американская публика.

В начале сороковых годов семья художника получила приглашение от Музея современного искусства приехать в Америку, в Нью-Йорк. В июне 1941 года семья прибывает в США. Долгое время Марк Захарович сидел без работы. Но в 1942 году он получает приглашение к сотрудничеству в качестве театрального художника с Театром балета в Нью-Йорке. Он пишет декорации и эскизы костюмов к балету  «Алеко» Петра Чайковского с хореографией  Леонида Масина. Постановка спектакля  имела огромнейший успех в Америке. Но Шагал мечтает вернуться в Париж. «…Спустя три года после приезда его постигает большое несчастье – неожиданно умирает Белла, любимая жена, муза, помощница и полном смысле слова «второе я» Мастера.»[1, с.28] Наступила пора депрессии. Дочь Ида, заботясь об отце, нанимает домработницу, знавшую французский язык,  Вирджинию Макнейл; в 1946 году у них рождается сын Дэвид. Шагал в это работает над постановкой «Жар-птицы» Игоря Стравинского, но заканчивает работу по идейным соображениям его дочь.

В 1946 году в Париже открывается выставка работ Марка Шагала. В1948 году вся семья переезжает во Францию, поселившись на берегу Лазурного моря, где проживали известные художники – Матисс, Пикассо. Мастер занимается керамикой, гравюрой, по заказам создает витражную и монументальную живопись, скульптуру. В картинах царит радость, счастье, музыка («Вечер у окна» 1950г.). Одно из значительных мест в его творчестве занимает цикл иллюстраций на Библейский сюжет («Царь Давид» 1950г.). Первый раз семья посетила Палестинские земли в  1931 году. Второй раз,  уже в Израиль, Марк Шагал  поехал в 1951 году на открытие своей персональной выставки. Весной 1952 года он расстается с В. Макнейл, а летом женится на русской женщине еврейского происхождения, Валентине Бродской. Образы радости отражены в его картине «Большое солнце» 1958г. В шестидесятые годы он продолжает иллюстрировать Библию («Песнь Песней» 1958г.). В Ницце, для всех работ на библейские сюжеты, названых «Библейским посланием Марка Шагала», открыли музей. Пришло мировое признание: в Америке и Европе проходили персональные выставки. Художник приступил к оформлению заказа  –  росписи плафона театра Гранд-опера в Париже (первая половина 1964 года). Никто не остался равнодушным от сочетания авангарда росписи плафона и  интерьера в стиле барокко. В этом же году он расписывает витражное стекло в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. В 1965-1966 годах по заказу директора Метрополитен-опера  Марк Шагал оформляет два панно «Триумф музыки» и « Источники музыки». В семидесятых годах он много работает над заказанными витражами новых храмов. В 1972 году вместе с супругой посещают Советский Союз: в Третьяковской галерее была организована его выставка    (Москва), встречается со своими сестрами (Ленинград).

Многие картины мастера последнего периода наполнены весельем, праздником, музыкой («Великий цирк» 1970г.). Ушел из этой жизни девяностовосьмилетний мастер в марте 1985 года. Он стремился сказать своим творчеством, что жизнь удивительна и прекрасна, как Божий дар, данный каждому человеку.

Таким образом, можно сделать вывод, что храня в душе теплые воспоминания о Родине, Шагал создал свой собственный мир, в котором много ярких красок и пламенных чувств. Мир, в котором обычные люди гуляют по облакам. Мир, в котором вера, любовь, верность рождают удивительные сочетания форм, цветов и образов, дарят ощущение полета.

Библиографический список:

1. Апчинская Н. Марк Шагал в Америке. – Витебск, 2010. – С.28.
2. Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. – М., 1995.
3. Шишанов В. «Двойной портрет с бокалом вина» – в поисках источников сюжета картины Марка Шагала / В. Шишанов // Марк Шагал и Петербург. К 125-летию со дня рождения художника / Науч. ред. и сост.: О. Лейкинд, Д. Северюхин. – С-Пб., 2013.




Рецензии:

6.01.2017, 13:47 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статью Шапошниковой О.Н. к печати рекомендую. Но при этом предлагаю указание на новизну статьи сделать в начале работы, где актуальность темы, цель работы. Чтобы научные работы не принимали за литературные, их заканчивают не стихами, а выводами, которые должны уверять в достижении цели.

10.01.2017 0:00 Ответ на рецензию автора Шапошникова Ольга Николаевна:
Статья была откорректирована в ответ на ваши замечания.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх