Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: История
Размещена 07.12.2016. Последняя правка: 06.12.2016.
Просмотров - 1804

Эмиграция 1917 года на примере творчества Николая Ивановича Исцеленова

Нуралиев Эмин Маарифович

нет

Южный Федеральный Университет Академия Архитектуры и Искусств

Студент

Кравец В.С., кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация


Аннотация:
Эта статья рассматривает влияние эмиграции после 1917 года на примере творчества Николая Ивановича Исцеленова.


Abstract:
This article examines the impact of immigration after 1917 as an example of Nikolai Ivanovich Istselenova.


Ключевые слова:
эмиграция; зарубежье; архитектура; творчество.

Keywords:
emigration; abroad; architecture; creation.


УДК 94

В истории России особую роль занимает эмиграция. Ключевым фактором которой стала смена власти в результате Октябрьской революции 1917 года.

После революции  новое правительство установило запрет на свободный выезд из страны. К тому же с 21 ноября 1921 годы бегство и невозвращение из-за границы начали рассматриваться равно как преступное деяние. А приобрести  визу на законный отъезд из государства стало проблемно и маловероятно.

Развитие российского Зарубежья, возникло уже после революции и гражданской войны, поделившей народ государства на 2 лагеря. В результате этого в Советской России был издан акт ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921 г. О лишении гражданских прав определенных категорий жителей. В соответствии данному декрету, прав гражданства теряли те личности, прибывающие за рубежом беспрерывно более 5 лет и не получившие с русского правительства документ удостоверяющий личность 1 июля 1922 года, выехавшие из Российской федерации уже после 7 ноября 1917 года в отсутствии разрешения.

Эмиграция 1917-1922 гг. выделяла 3 ключевые группы эмигрантов. К первоначальным принадлежали политические эмигранты, которые вследствие Октябрьской революции были лишены положения и имущества. К другим можно было отнести офицеров и военнослужащий, воевавших против большевиков и Красной Армии. А к третьим принадлежали жители, покинувшие государство согласно финансовым трудностям.

Вскоре начали создаваться главные тенденции эмиграции: северо-западное, южное и восточное. Согласно северо-западному маршруту эмигранты следовали в страны Центральной Европы.

А вот южный маршрут сформировался через Турцию. К октябрю 1920 г. в Крыму находилось свыше 50 тыс. гражданских и военных персон. К ноябрю 1920 г. насчитывалось приблизительно 200 тыс. людей. Но это оказалась лишь временно. К половине 20-х гг. количество русских в этой стране не превосходило 3 тыс. людей.

Актуальность темы связана с проблемой выезда большинства граждан из России. Уровень жизни в стране ухудшается , в результате чего страну покидают личности имеющие большой потенциал и  перспективы в области науки и творчества.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении , влияния эмиграции на жизнь и творчество Николая Ивановича Исцеленова, и причины выезда за границу.

В это период сотни тысяч российских эмигрантов отыскали прибежище в различных государствах, сохранив при этом русскую речь, нравы, духовные и культурные устои. В основном это были  личности независимых специальностей, таких как деятели художества, литературы, театра и кинематографа.

Одним из представителей независимых специальностей  был Исцеленов Николай Иванович (1891 – 1981) – архитектор, художник. Автор церковных и гражданских сооружений во Франции и Бельгии.

Так в 1920 году Н. И. Исцеленов  бежит в Финляндию. После отправляется в Хельсинки, там он  женится на художнице М. А. Лагорио. Потом он уезжает в Берлин. Именно этот этап его жизни становится  в большей мере продуктивным. В Берлине супруги входят в совет «Дома искусств». Помимо  этого Исцеленов создает серию литографий для книги: «Экклезиаст» и «Пляс Иродиады» А. М. Ремизова; выпускает альбомы рисунков: «Московские типы» и «Берлинские уличные типы». Исполняет иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина  для издательства «Нева».

Уже после жизни в Берлине, в 1924 г.  Исцеленовы переезжают в Прагу, где к тому времени, в 1925 году произошла их общая выставка.  Они осуществили план декораций к опере Ж. Оффенбаха для пражской Немецкой оперы. В Праге Исцеленов Н. И. сроднился с Сергеем Эфроном, и они совместно с режиссером британцем А. Брэйем старались сформировать театр-студию, в которой подразумевали установить трагедию «Царь Максимилиан»  А. Ремизова и «Метель»  М. Цветаевой. К сожалению, данная задумка сорвалась. Однако в 1924 г., в популярном российском издательстве  издается книга-притча с обложкой работы Н. Исцеленнова.

В 1925 году супружеская пара прибывает во Францию, Париж. Недолго трудятся на фабрике кн. Ф. Ф. Юсупова «Фолья», где расписывают фарфор в духе российского модерна. Картины и фарфор были презентованы на выставках российского художества в Брюсселе , Париже , Праге.

В это время Исцеленов пишет русские монастыри и храмы, а кроме того увлекается иконописью.

Знакомство Исцеленнова с председателем сообщества “Икона” В. П. Рябушинским в значительной степени определила его последующую участь. Основной проблемой сообщества “Икона” было исследование и защита античной иконы, поддержка иконописных устоев и восточно-христианского художества, знакомство западного общества с иконописанием. 1-ое учредительное совещание сообщества произошло в 1927 годы. Из числа основоположников сообщества были  С. Маковский, кн. Г. Трубецкой, С. Третьяков.

Общество “Икона” сплотило равно как знатоков российской старины, так и иконописцев. Практически мгновенно после его основания в него вступили Н. Глоба, С. Щербатов, Л. Успенский. Н. И. Исцеленов в 1951 г. стал председателем сообщества. Основными тенденциями в социальной работе “Иконы” было устройство докладов, издание каталогов, листовок согласно православной иконе и организаций выставок.

В окончании 1960-х – истоке 1970-х Исцеленнов промышлял механизмом колоколов брюссельского храма-памятника, каким был дан звук ростовского манеры. Иной популярной строительной постройкой Исцеленнова был храм названый в честь Св. Александра Невского и Св. Сюра в Льеже (Страна). Принял участие кроме того в постройке вышки "Мужчина-Монпарнас" в Париже.

Скончался Николай Иванович Исцеленов в Париже, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Благодаря своему многогранному таланту, энергии и творческой насыщенной жизни, Николай Иванович Исцеленнов – архитектор, художник, книжный иллюстратор, искусствовед, общественный деятель – стал видной фигурой Русского Зарубежья и поистине вписал свое имя в его славную историю.

Основным творческим методом советской культуры был определен социалистический реализм. Этот метод предписывал художникам содержание произведений искусства и творчиские принципы. Однако существенные изменения в самом бытии человека начинали основательно тревожить сознание общества. Так по сравнению с Советской Россией , в современной России происходит изменение в культурной сфере. В основном формируются различные средства массовой информации. Что мешает развитию свободы творчества. В результате чего происходит смешивание русской классики и заподной культуры.

Библиографический список:

1. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. — Берн - М., 1993. — С. 764.
2. Дом искусств в Берлине // Бюллетени Дома искусств (Берлин). — 1922. — № 1-2. — С.22, 23.
3. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). — Paris, 1971. — С. 211.
4. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справочник. — СПб., 1992. — С. 88.
5. Хан-Магомедов С. Живскульптарх // Декоративное искусство СССР. — 1978.— № 5.— С. 32-35.




Рецензии:

7.12.2016, 15:24 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Научный руководитель Нуралиева Э.М. Кравец В.С. разделила эмигрантов из России послереволюционного периода среди своих студентов и все они пишут в сходном стиле, студенческо- реферативном. У Нуралиева Э.М. нет ни одной ссылки на первоисточники. Не указано, кто и как изучал биографию этого эмигранта, и насколько позиции этих биографов совпали. Последние фразы текста мало похожи на выводы, содержание которых важно. Есть грамматические ошибки («…прибывающие за рубежом …» «…русской классики и заподной культуры»). Статью нужно переработать. При этом нужно указать, что большевики с приходом к власти негативно отнеслись к религии, вряд ли Исцеленов И.И. мог при них заниматься служению храмам.

07.12.2016 22:22 Ответ на рецензию автора Нуралиев Эмин Маарифович:
Хорошо, я исправлю



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх