Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 05.12.2016. Последняя правка: 05.12.2016.

Дизайн одежды: экономические ограничения и методы решения их проблем на примере ведущих брендов

Лазукина Ярослава Вячеславовна

-

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Студент, Кафедра стиля и имиджа

Сайфидинов Борис Семенович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Российский государственный профессионально-педагогический университет


Аннотация:
В статье рассматриваются экономические ограничения на производство одежды, влияние экономической ситуации страны на дизайн одежды и производство одежды с приведением примеров, особенности данного процесса, методы решения проблем, возникающих во время производства.


Abstract:
The article considers economic limitations for the production of clothing, the impact of the economic situation of the country on the clothing design and production of clothing with examples, especially of the process, methods of solving problems encountered during production.


Ключевые слова:
дизайн одежды; экономическая ситуация; влияние экономической ситуации; цена; бренд.

Keywords:
design of clothes; economic situation; impact of the economic situation; price; brand.


УДК 338.368

Введение

Данная статья посвящена вопросам экономических ограничений и методам их решения в сфере дизайна одежды на примере ведущих брендов.

Актуальность данного исследования обусловлена общей нестабильной финансовой ситуацией в мире, из-за чего многие бренды вынуждены принимать меры для сохранения своего положения на рынке. Целью данной статьи является изучение таких решений,  анализ их влияния на общую индустрию моды и составление прогноза относительно будущих тенденций развития иностранных ведущих брендов в России.

Задача исследования состояла в том, чтобы не только рассмотреть методы преодоления экономических ограничений, но и разобраться с предпосылками и последствиями их применения. Глубокий анализ механизма действия мер по преодолению экономических ограничений позволяет лучше понять внутренние взаимосвязи индустрии дизайна одежды  и делать предположения относительно развития ситуации в дальнейшем при условии сохранения имеющихся сейчас экономических тенденций.

Исследование текущей ситуации на рынке дизайна одежды позволит подробнее изучить современные меры редуцирования влияния экономической нестабильности ведущими мировыми брендами.

Общие особенности дизайна одежды: как устанавливаются цены на единицу продукции

Одежда является отражением не только благосостояния отдельного человека, но и всего населения. Обращаясь к мировой истории, можно с легкостью заметить прямую корреляцию между качеством вещей и богатством конкретной персоны. Примерно аналогичная взаимосвязь присутствует и в отношении населения и государства. Чем более стабильная экономическая ситуация в стране, тем больше добротной и красивой одежды могут позволить себе её жители. Именно от спроса потребителей зависит, какие тенденции будут царить в мире моды и дизайна. [6]

Дизайн одежды - это довольно хлопотным процессом, который потребует от специалиста наличия не только огромных теоретических и практических знаний и умений, но ещё и немало творческих и аналитических талантов. При создании моделей ориентация происходит не только на нужды и желания потребителя, но и на его возможности. Абсолютно неоправданно производство дорогой оригинальной одежды для страны, в которой финансовое положение населения не позволяет покупать непрактичную или слишком дорогую вещь.

В целом на стоимость вещи влияет два фактора: материалы и цена работы. Именно от материалов в большей степени зависит стоимость производимой вещи. Цена на расходный материал формируется, исходя из следующих параметров: качество, натуральность, налоги на ввоз (при условии импорта), распространенность, уникальность.[3, c. 21]

Очевидно, что натуральная ткань ручной работы, приехавшая с другого континента, сделает стоимость вещи ощутимо дороже, чем, если бы для создания использовалась ткань отечественного фабричного производства. Искусственные материи также могут иметь завышенную цену, если они предоставляют уникальные свойства, необходимые для определенного типа одежды. К примеру, для спортивных футболок, штанов и мастерок используют специальную ткань, пропускающую воздух и не впитывающую влагу.

Немалую наценку на материал дает и пошлина при ввозе. В среднем прохождение таможни повышает цену на 10-15% в зависимости от законов государства.[1, c. 312]

В стоимость работы включена часть зарплаты всем людям, задействованным при создании вещи. Фактически оплата времени, за которое вещь создавалась. Это вполне оправдано, так как существуют такие модели одежды, где довольно доступная по цене ткань сочетается с очень сложным покроем, требующим немалых затрат сил и временного ресурса.

Размер этой части никак не регламентируется и устанавливается лично каждым производителем или домом мод. Чем известнее бренд, тем большую наценку он может себе позволить.

Методы сокращения стоимости на одну единицу продукции

Дизайн одежды - это довольно динамичная сфера, которая вынуждена приспосабливаться не только под нужды, но и под желания потребителей.  Для сохранения баланса между ценой и качеством продукции было разработано немало методов.

Чаще всего снижение стоимости происходит за счет замены тканей на более дешевые аналоги. Можно выделить три этапа такого удешевления:

  1. Минимальный. Как вариант, переход на фабричные такни, замена натуральной кожи или меха на искусственные.
  2. Средний. Переход с натуральных тканей на искусственные, сокращение требований к качеству, переход менее дорогую фурнитуру.
  3. Максимальный. Для модели используются дешевые ткани любого качества, декоративные и функциональные элементы также не выходят за пределы дешевой ценовой категории. [3, c. 41]

Не менее часто прибегают к удешевлению рабочего труда. Для этого используются предложения других стран. Самым известным ресурсом человеческого труда является Китай – многие бренды масс-маркета типа Terranova, Bershka, NewLook активно пользуются его услугами.

Важно заметить, что пошив в Китае или аналогичных странах не означает низкого качества: широкий спектр предложений по гораздо более низкой стоимости, чем в Европе, позволяет создавать доброкачественную одежду. [3, с.58]

Дизайн одежды и мировой рынок: влияние экономической ситуации

Даже самые именитые бренды и производители дизайнерской одежды вынуждены подстраиваться под общую экономическую ситуацию. При этом учитывается как положение во всем мире, так и в определенной стране или даже области.

В периоды стабильности общие тенденции направлены на расширение рынков, организации новых каналов сбыта, а дизайн находится на подъеме. За счет стабильности обеспечивается стабильный спрос на: люксовый сектор, брендовый сектор, массовый сектор.

Каждая категория находит своих покупателей, что позволяет не только расширять ассортимент, но и допускает небольшую ценовую вариативность внутри групп. Это означает, что каждый сектор имеет как минимум три ценовых категории: высокоценовую, среднеценовую, низкоценовую.

За счет этого покупатели имеют огромный выбор, а дизайнеры – больше свободы в выборе материалов, фурнитуры и декорирующих элементов.

Исследования показывают, что более 50% всего рынка относится к брендовому сектору, который предлагает качественные и стильные вещи по доступным ценам. Сразу за ним следует массовая ниша, где надежность продукции отличается в худшую сторону.  Остальное пространство занимает люксовый сектор – самая качественная и при этом дорогая одежда. [4]

Ситуация кардинально меняется, когда появляются первые признаки нестабильности или кризиса. Так как экономическая жизнь мира довольно динамичная и представляет собой плотно взаимосвязанную структуру, то провал в одной её части отражается на всех остальных участниках системы.

Даже самые знаменитые бренды вынуждены учитывать экономическое положение всех стран, в которых расположены их торговые точки.

Нестабильная ситуация в стране приводит к тому, что покупательская способность населения резко падает. Можно выделить три стадии снижения спроса:

  1. Небольшой. Показатели продаж падают незначительно, в основном покупают качественные вещи для повседневного использования. Предпочтение отдается натуральным тканям,  внимание обращается на износостойкость вещей. Различные оригинальные или нарядные модели раскупаются хуже.
  2. Средний. Продажи ощутимо падают, покупатели тщательно изучают вещь перед покупкой, особое внимание обращается на качество. Раскупается повседневная одежда, основной сбыт идет во время распродаж и акций.
  3. Критический. Покупатели приобретают одежду только в случае необходимости, при этом главную роль играет цена. Повседневные вещи раскупаются плохо даже во время акций и распродаж. Доход магазина не перекрывает даже оплату аренды и работы персонала.

Именно во время третьей стадии и происходит закрытие неприбыльных точек продаж или же снятие линейки с реализации. [2, c. 98-101]

Иногда практикуется объединение брендов в одном магазине, что позволяет улучшить показатели продаж и немного снизить цену на продукцию за счет совместной выплаты всех счетов. В качестве примера можно привести спортивные магазины: разные бренды обуви, одежды и аксессуаров для спорта не будут создавать друг другу конкуренции, даже находясь на соседних полках.

Данная практика не распространена широко, так как понижает имидж брендов, однако в некоторых случаях такой ход – единственный способ удержаться на рынке.

К примеру, дом моды Louis Vuitton недавно отказался от открытия новых магазинов в Токио, поскольку показатели уже существующих точек были в критическом состоянии. По причине кризиса в Японии так и не закрылся магазин Gianni Versace: дом просто отказался продолжать покрывать расходы убыточной точки своей сети. Данные бренды предпочли уменьшить свой охват рынка, но при этом сохранить имидж и репутацию.

Для того чтобы пережить сложный экономический период на рынке, некоторые брендовые и масс-маркетовые производители переходят на более низкую ценовую категорию своего сектора. Так, Mexx и Bershka активно практикуют внедрение более доступных по цене линеек одежды в те филиалы, где наблюдается резкий спад продаж из-за сложной финансовой ситуации в стране. Такой ход требует определенных затрат, однако позволяет сохранить за собой место на рынке, завоевать доверие покупателей, создать имидж устойчивой компании, быстро вернуть свои позиции после нормализации ситуации.

Люксовым брендам такой метод не подходит, так как они имеют свою устойчивую аудиторию, которую, как показывает статистика, кризисы редко касаются. Убытки от одной сети покрываются с доходов других, находящихся вне зоны кризиса.

Разумеется, всемирное ухудшение экономической ситуации влияет и на люксовый сектор, однако при этом качество продукции не страдает, а только уменьшаются объемы выпуска.

Результаты исследования влияния кризиса на продажи дизайнерской одежды в России

Среди магазинов одежды Российской Федерации очень ярко выражены все проявления кризиса: резкое падение показателей, меньший наплыв клиентов и в некоторых случаях даже понижение качества продукции.

К примеру, в 2014 году с рынка России полностью ушли бренды ESPRIT, OVS и River Island, а в 2015 бренд Lindex заявил о закрытии 19 своих точек на территории страны. Такая ситуация сложилась из-за малой покупательской способности населения.

Тем не менее, некоторые эксперты утверждают, что данный период является отличной очисткой рынка от слабых звеньев.[4] К примеру, популярные магазины брендов Bershka и Terranova ограничились закрытием только некоторых своих торговых точек. Benetton H&M не только не сократили количество своих магазинов, но и планируют дальнейшее расширение.

Некоторые филиалы брендов Zara и Pandora пошли другим путем и в качестве антикризисной меры  совершили переезд в другие помещения. Дело в том, что в центрах российских городов стоимость аренды фиксирована в долларах. С учетом текущей ситуации это крайне невыгодно и экономически небезопасно. По данным агентства JLL, только в начале кризиса 2014 года общая площадь свободных площадей в торговых центрах столицы России возросла до 6%.[5]

В целом активные изменения претерпевает только группа брендового сектора. Марки типа Louis Vuitton, Gucci, D&G пока просто контролируют ситуацию. Для них проще будет закрыть убыточный магазин, чем корректировать свое производство или политику компании. Целевая аудитория таких брендов довольно ограничена и при этом чрезвычайно стабильна.

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, можно заметить, что кризисная экономическая ситуация оказывает негативное влияние на рынок дизайнерской одежды. Тем не менее, именно за счет неё происходит очищение рынка от нежизнеспособных торговых марок и производителей. Более устойчивые и многообещающие бренды могут извлечь немало выгоды, если выберут правильную стратегию. Наиболее эффективным себя показал метод снижения стоимости за счет перехода на более дешевые такни или фурнитуры и ликвидации убыточных или не приносящих доход торговых точек.

Объединения магазинов могут позволить себе бренды средней ценовой категории или масс-маркета, так как это допускается их статусом и не принесет очевидных убытков. Также стоит отметить возможность переезда в более дешевые помещения или же полный переход на интернет-магазины в некоторых нерентабельных странах. Это позволит существенно сократить расходы на содержание торговых точек, что повлечет за собой некоторый спад цен на продукцию.

Методы преодоления экономических ограничений в мире моды представляют собой целый комплекс мер, направленных на сохранение дохода, целевой аудитории и имиджа бренда. Способы смягчения влияния кризиса индивидуальны для каждой отдельной торговой марки, так как на их выбор влияет и статус производителя, и его текущее положение на рынке, а также немаловажную роль играет отношение руководства к качеству выпускаемой продукции.

Библиографический список:

1. Видяпин В.И., Добрынин А.И. Экономическая теория: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. 714 с.
2. Коротков Э.М. Антикризисное управление: 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2010. 620 с.
3. Маэда Джон. Законы простоты: Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 119 с.
4. Задесенец Е.Е., Сергеева Г.К. Дизайн: технологии создания и продвижения инновационной продукции на потребительский рынок. // Дизайн-ревю: сетевой научно-практический журнал по дизайну и архитектуре. 2009. URL: http://design-review.net (дата обращения: 18.11.2016)
5. Исследования рынка коммерческой недвижимости URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru/исследования (дата обращения: 20.11.2016)
6. Теоретические основы дизайна одежды URL: http://atlanticrus.ru/content/teoreticheskie-osnovy-dizaina-odezhdy (дата обращения: 18.11.2016)




Рецензии:

1.02.2017, 22:17 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия:  Необходимо отметить актуальность выбранной автором статьи темы. В условиях нынешнего кризиса многие мировые производители одежды вынуждены вырабатывать качественно новую маркетинговую стратегию, чтобы удержаться на рынке. Остаётся надеяться что данные меры оправдают себя и наш рынок не будет страдать от недостатка качественной одежды. Статья безусловно интересная и достойная того чтобы быть напечатанной. Из замечаний : автору необходимо исправить стилистическую ошибку в параграфе "Общие особенности дизайна одежды: как устанавливаются цены на единицу продукции" второй абзац сверху. С уважением : Трокаль Т.В. кандидат исторических наук



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх