Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Культурология
Размещена 01.12.2016.

Узбекская национальная детская одежда и её эволюция

Кадырова Нозима Арифовна

Бухарский Государственный Университет

Преподаватель Изобразительного искусства и инженерной графики

Аннотация:
Статья посвящена описанию узбекской детской национальной одежды прошлых веков и её современному применению. В статье описываются виды одежды, её назначение и современное применение.


Abstract:
The article is dedicated to description of Uzbek national children clothes of past centuries and its modern implementation. Article describes types of clothes, its designation and modern usage.


Ключевые слова:
детская одежда; национальный костюм; узбекская культура.

Keywords:
children clothes; national costume; Uzbek culture.


УДК 81-26

Культура ткачества в Средней Азии формировалась на протяжении многих. Уже в ХII веке из древней Бухары, Самарканда и Коканда караваны везли шелковые и хлопчатобумажные ткани, такие как атлас, адрас, чит в страны Европы и Ближнего Востока. Эти такни, отличались своеобразием узора, качеством и натуральностью отделки и покраски, благодаря чему пользовались существенным спросом на рынке. Вплоть до XVIII века производство текстиля в регионе носило кустарный характер, и этим ремеслом занимались многочисленные семейные артели.

Естественным эффектом развития текстильной отрасли стал существенный прогресс в сфере производства одежды. Учитывая былое богатство региона, даже повседневная и домашняя одежда Среднеазиатских народов в средние века отличалась нарядностью, красочностью и богатством отделки. Причем, это касалось не только женской, но и мужской и детской одежды. Длившееся много столетий процветание стран региона способствовало постоянному совершенствованию особенностей национального платья, делая их всё более удобными, качественными и приспособленными к культурной и социальной атмосфере своего периода.

Изучение узбекской национальной одежды, это целая наука, которой в современном Узбекистане уделяется большое внимание. Практически в каждом регионе существует по несколько музеев с экспозицией одежды разных эпох, а студентам  специализированных учебных заведений читаются лекции на эту тему.  Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в отличии от средневековой одежды Европейских народов, национальное платье народов Средней Азии, эволюционировав сохранилось в быту, и по сей день повсеместно используется большей частью сельского населения. Изучение процессов эволюции всех видов узбекской национальной одежды, задача обширная, и охватить её в одной статье не представляется возможным, поэтому предметом данной статьи хотела бы обозначить анализ детской узбекского национального платья.

Итак, первым платьем каждого узбекского ребенка, согласно обычаю, была «чилла куйлак», что в дословном переводе означает «рубашка сорокадневка». На Востоке сорокадневный цикл имеет важное символическое значение, и первые сорок дней жизни ребенка считаются требующими наибольшего внимания и осторожности. В этот период мать и дитя оберегают от любого внешнего воздействия. «Чилла куйлак» обычно шила мать ребенка или бабушка со стороны матери. Это, свободная рубашка из натуральных тканей (в основном хлопок), обычно без воротника и без покраски. Символичным является то, что подол и рукава рубашки не имели окантовки и оставались не подшитыми – согласно поверию, это должно было способствовать рождению следующего ребенка. Кроме того, окантовка бы натирала нежную кожу ребенка. Для облегчения процесса переодевания, рубашка имела разрез вдоль левого или правого плеча.

После сорока дней, эти рубашки используются в ряде обрядов призванных обеспечить ребенку светлое будущее. Сегодня этот вид одежды сохранился в основном в сельской местности и даже там постепенно уступает место современным видам одежды промышленного производства.

Через сорок дней для ребенка шилась цельнокроеная рубашка из плотной хлопковой ткани с круглым или треугольным вырезом для головы. Эта рубашка, обычно до колена и ниже, имела окантовку подола, рукавов и воротника. Кроме того, иногда имела узоры и декоративные элементы в виде канта или вышивки. Рукава были широкими и прямыми, также цельнокроеные. Отличительной особенностью было то, что при вырезании формы для этого вида рубашки старались сделать как можно меньше швов, и как результат не только рукава, но и плечи были цельными, а овальная линия выреза подмышками делала одежду крайне удобной для ношения детьми. Эти распашонки дети носили дл 3-4 лет. Сегодня этот вид одежды почти не используется, т.к. образ жизни малышей существенно изменился, и современная одежда обеспечивает детям больше комфорта. При этом, следует отметить, что многие родители до сих пор хранят такие распашонки, которые носили 30-40 лет назад.

Для защиты от грязи детям раннего возраста повсеместно надевали переднички «ошхурак» - своего рода слюнявчики, закрывавшие низ шеи и грудь ребенка. Этот элемент одежды вышивался в больших количествах вручную из хлопчатобумажной ткани матерью и бабушкой ребенка. В зависимости от развития ребенка «ошхурак» носили до 3-4 лет. В настоящее «ошхурак» почти не встречается.

С 3-4 лет для детей шились рубашечки называемые «курта». Этот вид одежды имел более сложный крой, и в отличие от описанных ранее видов одежды, учитывал не только удобство в эксплуатации, но факторы внешней привлекательности наряда. При этом, различия между «курта» для девочек и для мальчиков были крайне незначительны, а зачастую и вообще отсутствовали. Часто, «курта» имел выраженный или скрытый плечевой шов, который кроился по прямо, и соединял широкие рукава с областью плеч. Рукава, при этом, были широкими только у плеча, и сужались к низу. В случаях, когда к воротниковой зоне «курта» пристрачивался ворот-стойка, а вдоль продольного разреза на груди шла окантовочная планка, этот вид одежды назывался «козоки». Дети носили такую одежду до 7-8 лет. За последние 50 лет этот вид одежды почти полностью вышел из обихода.

После достижения 7-8 лет, одежда для детей шилась по образцу взрослых экземпляров. С этого момента одежда для девочек и мальчиков приобретала существенные различия.

Для девочек шились длинные рубашки до щиколоток и широкие штаны (шалвар) собирающиеся резинкой на середине голени. Обычно, верхняя половина шалвар шилась из легкой не крашеной бязи, в то время как для нижней части использовали более дорогую ткань.  Большая часть одежды шилась из однотонной хлопчатобумажной или шелковой ткани красных тонов.  В качестве красителя использовался отвар из кожуры граната. Более зажиточные семьи заказывали одежду с вышивкой в виде растительных орнаментов, которые наносились нитью с оттенками красного. Также использовался декоративный кант по периметру воротника. Женщины и девушки в небольших городах и сельской местности по сей день носят такую одежду. А в случае национальных мероприятий девушки в такой одежде встречаются повсеместно. В современном исполнении эта одежда шьется, в основном, из шелка. Следует особо отметить что, крой и фасон изменился мало за последние две сотни лет.

Одежда мальчиков была менее затейлива и ограничивалась широкими штанами на тесьме и распашной рубашкой без пуговиц, с поясом. При этом, и мальчики и девочки старше 10 лет, носили накидные рубашки «кифтаки». Особенностью этих рубашек был горизонтальный вырез воротниковой зоны. Осенний и зимний варианты этой рубашки шились из суровой хлопчатобумажной ткани.  В современном Узбекистане этот вид одеяния встречается крайне редко.

Головным убором служили тюбетейки «дуппи». Об этом элементе туалета написано множество книг. «Дуппи» имели множество различных форм, типов, размеров, цветов и декоративных элементов. Каждый регион Средней Азии имел свой неповторимый вид тюбетейки. «Дуппи» различались по полу, возрасту, сезону и поводу ношения. Кроме социально-культурных и религиозных мотивов ношения «дуппи» имелась и практическая польза от ношения этого головного убора. «Дуппи» защищал от палящего Восточного солнца.  

Описанное выше, в основном, касалось одежды теплого времени года. В зимний период дети носили утепленные рубашки «гуппича» со стёганной ватной или шерстяной подкладкой. «Гуппича» представлял собой короткую, «кардиганообразную» верхнюю одежду с горизонтальным вырезом ворота. Обычно её надевали на длинную рубашку, о которой упоминалось ранее. Однако «гуппича» считался скорее осенне-весенней одеждой и от сильных морозов не особо защищал. Поэтому поверх него, детям обычно шили «тун» или «чапан», длинный широкий распашной халат с ватным подкладом.

«Тун» закрывал ребенка почти в полный рост и защищал от холода и ноги ребенка. В странах Средней Азии существует огромное множество разновидностей детских «тун», каждый из которых надевался в определенное время. Были халаты с ватной набивкой для суровой зимы, и без набивки для более теплой погоды; на праздники одевались халаты с вышивкой и декоративными элементами (в основном из золоченой нити) и т.д. Женские и мужские «тун» отличались кроем и элементами обрамления. «Тун» и сегодня является крайне популярным видом одежды в Узбекистане и используется не только во время мероприятий, но и в повседневной жизни. Практически в каждой узбекской семье обязательно есть «тун».

Так как «тун» (также как и рубашки) не имел пуговиц, и завязывался лишь одной тонкой тесемкой, специально для него ребенку шили «белбог» - платок, подпоясывающий ребенка поверх одежды. Платки были разных размеров и свой первый платок, ребенок обычно получал, как только начинал ходить. Платки шились из хлопчатобумажной и шелковой ткани. Часто украшались вышивкой с орнаментом в национальном стиле. Сегодня платки используются крайне редко, в основном в религиозных обрядах.

В зимнее время основным головным убором у детей была тюбетейка «тахья», которая имела ватное наполнение, а также «малахат» украшенные перьями и прочей мишурой. Некоторые дети носили и «дуппи». Все эти виды украшались элементами декора в виде растительных орнаментов. При чем каждому региону свойственны свой узор и тип головного убор. В настоящее время в небольших городах и селах можно встретить детей в «дуппи», остальные виды головных уборов встречаются гораздо реже.

Своеобразная детская обувь изготавливалась для детей с 5-6 лет. В теплое время года это были тапочки без задней части и с изогнутым к верху носиком. Обычно обувь девочек была вышита узорами и орнаментами. мальчики носили более сдержанные, закрытые сандалии из кожи.

В холодное время года, дети, как и взрослые, носили обувь, состоящую из двух частей. «Махси» - кожаная обувь с мягкой подошвой, обычно шерстью внутрь или без шерсти. для производства этого вида обуви использовались баранья либо коровья шкура. А, поверх «махси» одевались «кавуш», более твердая форма обуви, защищающая от влаги и сырости и имеющая твердую подошву. Этот вид обуви и сегодня широко распространен на территории Узбекистана, особенно в сельской местности.

Следует отметить что, все описанные выше виды одежды имели очень развитую декоративную составляющую, и многие из них были, помимо предмета быта, еще и произведением искусства.

Из изложенного видно, что многие виды одежды и обуви, появившиеся в регионе много веков назад, и сегодня используются в повседневной жизни населения. Это свидетельствует о том, что современные технологии хоть и облегчают производство и добавляют комфорт производимой одежде и обуви, тем не менее, не могут полностью заменить опыт наработанный веками.

Библиографический список:

1. Азадаев Ф. Ташкент во второй половине XIX века. Ташкент: Издательство АН Узбекистана, 1956 г.
2. Бикжанова М.А. Одежда узбечек Ташкента XIX- XX вв. Костюм народов Средней Азии. М.:Наука, 1979 г.
3. Исмаилов Х.И. Традиционная одежда узбеков. Ташкент: Фан, 1978 г.
4. Ман А.Г. Кожевенно-обувная промышленность Средней Азии. М., 1932 г.
5. Немцева Н.Б. К истории тканей и одежды населения Средней Азии XVв. Из истории великого города. Ташкент, 1972
6. Сухарева О. История среднеазиатского костюма. М.: Наука, 1982




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх