Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Искусствоведение, Культурология
Размещена 01.12.2016. Последняя правка: 30.11.2016.

Триумф гуманистических идеалов в творениях мастеров Высокого Возрождения

Дронь Алла Витальевна

бакалавр

Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича

студент

Бучовський Виталий Ришардович, кандидат исторических наук, ассистент кафедры культурологии религиоведения и теологии,заместитель декана по воспитательной работе философско-теологического факультета Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича


Аннотация:
В данной статье высвечивается проблема становления италийского изобразительного искусства эпохи Высокого Возрождения. Ренессансно искусство не стояло на месте: если для Раннего Возрождения характерны поиски и стремление создать новое, то Высокое Возрождение отличала зрелость и мудрость, сосредоточенность на главном. Именно тогда были рождены шедевры, ставшие символами не только всей эпохи, но также шедеврами мировой культуры всех времен и народов. Поэтому изучается жизненная и творческая деятельность выдающихся мастеров этого периода.


Abstract:
This article highlights the problem of formation of the Italian fine art of the High Renaissance. Renaissance art at that time was making progress: if the Early Renaissance was characterized by searching and tending to create something totally new, the High Renaissance is distinguished by maturity and wisdom, focusing on the essentials. Just then the masterpieces that have become symbols of not only the entire epoch, but of world culture of all time were born. Therefore, we study the life and creative activity of the outstanding masters of that period.


Ключевые слова:
эпоха Возрождения; Ренессанс (итальянское Возрождение); период Высокого Возрождения; гуманизм; эстетические представления; изобразительное искусство; титаны Возрождения.

Keywords:
the Renaissance; Renaissance (Italian Renaissance); the period of the High Renaissance; humanism; aesthetic views; visual arts; titans of the Renaissance.


УДК 7.01+7.034 (450)5

В эпоху Возрождения культура становится «произведением» человека, его «мудростью» и «деянием», окончательно теряя культовый, священный характер.  Гуманисты считали, что творцом культуры и венцом всей вселенной есть человек. Вследствие этого культура, направленная на своеобразный тип духовной деятельности, становится основой для всего культурного развития. Идея о человеке как о свободной и самостоятельной персоне, которая способна ценой личных стараний выходить за грани своих возможностей, стало главным открытием гуманизма. Это означало формирование абсолютно нового мировоззрения о человеке, его призвание в мире и его сущность.

Идеалом Ренессанса стал образ универсальной личности, которая творит саму себя. Ценилось образование, физическая безупречность, развитие интеллектуальных качеств и всесторонне совершенных интересов личности. Этот облик являлся огромной мечтой гуманистов, находя в искусстве «живую плоть и кровь». Собственно поэтому искусство больше иных видов духовной культуры той эпохи смогло воспроизвести дух Возрождения.

Изобразительное искусство считается самым стародавним занятием человечества. Но человечество считает, что истинная живопись рождается при возникновении Ренессансной живописи. В данный период были развиты эстетические, технические, семантические, то есть смысловые и образные, положения знакомого нам изобразительного искусства.

В своих творениях художники Ренессанса представили, насколько многообразным может быть человек и мир вокруг него, а так же выразили, как данное можно воссоздать с помощью визуальных методов.

Первую попытку переосмысления специфики эпохи Ренессанса в Италии сделал Дж. Вазари. Различные подходы по исследованию эпохи Возрождения начали такие ученые: Г.В.Ф. Гегель, Й.- Г. Гердер, Ж. Мишле. Большое вложение  в изучение Ренессансной истории сделали Н. Бердяев, А. Веселовский, М. Корелин, Д. Мережковский, П. Флоренский.

Особенности искусства Возрождения исследованы в работах М. Алпатова, Б. Виппера, А. Эфроса, В. Лазарева, а отдельные аспекты истории, рии театра, живописи, архитектуры, музыки, скульптуры представлены в работах А. Аникста, Г. Бояджиева, А. Вышеславского, А. Габричевского, В. Гращенкова, И. Даниловой, А. Дживелегова, Ю. Колпинського, А. Конен, М. Либмана, С. Мокульский, Е. Роттенберг, И. Смирновой.

Широкое признание во времена Просвещения приобретает идея гуманизма, которая очерчена в трудах Фр. Вольтера, Канта, Дж. Локка, Г.Лессинга, Ж.– Ж. Руссо, А. Смита, Д.Юма и других. В контексте общеевропейского культурного процесса такие известные культурологи, как А. Дж. Тойнби, Л. Февр, О. Шпенглер, Й. Хейзинга создали свои модели развития гуманизма. Проблемы итальянского гуманизма освещены М. Гуковский, И. Голенищевим– Кутузовым, Л. Пинским.

Значительный интерес к проблемам Ренессанса в условиях ХХ века определяется безусловно важными исследованиями итальянских ученых, это в первую очередь произведения А. Банфи, Е. Гарена, Б. Кроче. Востребованной остается основательная работа Я. Буркхарда «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860).

Все они раскрывают те или иные моменты становления и развития культуры эпохи Возрождения. Выше приведенное обусловило выбор темы и ее актуальность.

Актуальность темы. Проблемы культуры европейского Ренессанса занимают видное место в мировой истории . Вместе с тем, степень исследуемой тематики можно квалифицировать как недостаточною в направлении изучения образа человека в мировоззренческой культуре периода Высокого Возрождения. Поэтому неудивительно, что на сегодня достаточно актуальны вопросы эпохи Возрождения как общего, так и специального направления.

Цель и задачи. Цель исследования заключается в том, чтобы на основании комплексного анализа отечественной и зарубежной литературы выяснить мировоззренческие основы явлений о человеке в произведениях художников Высокого Возрождения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

–  Исследовать историографию эпохи Возрождения;

–  Охарактеризовать методологические аспекты исследования образа человека в эпоху Возрождения сквозь призму гуманизма;

–  Выделить гуманистические принципы искусства Возрождения;

–  Проанализировать триумф гуманистических тенденций в произведениях художников Высокого Возрождения.

Методы исследования. Методологию исследования составляет историко– теоретический метод познания культурных явлений. В основу методики которого было положено изучение философской и художественной литературы, теоретический анализ литературы, сравнительный, структурный, факторный анализ, теоретическое обобщение, анализ и синтез, наблюдения и прогнозирования. Такой комплексный подход к использованию приведенных выше методов позволил всесторонне исследовать образ человека в мировоззренческой культуре эпохи Возрождения в целом, и искусстве Высокого Возрождения в частности. Все теоретические выводы и практические рекомендации основываются на требованиях логики в определенности, последовательности и непротиворечивости суждений.

Новизна работы заключается в попытке определить мировоззренческие основы представлений о человеке в искусстве эпохи Итальянского Возрождения и произведениях художников Высокого Возрождения.

Изобразительное искусство Возрождения прошло в своем развитии несколько этапов. Самым выдающимся из них считается Высокое Возрождение, которое охватывает первую половину XVI века. В искусстве этого времени нашел яркое отражение гуманистический идеал человека. Светскость, глубокий интерес к человеку и природе, выразительность и пластичность форм, стремление к обобщениям, гуманизм и реализм, сообщения грандиозного величия с глубинной яркостью образов все это было характерно для произведений Высокого Возрождения.

Особенность культуры Возрождения прежде всего заключается в том, что художественный исторический процесс тех пор не рассматривался больше тогдашними художниками как стремительное, стихийное, неизвестно, требующее познания явление, а был лишь теоретически осознанной формой гуманизма, существовавшей во многих общеобразовательных осознанных тенденциях.

Взаимосвязь рационального и художественного, вера в слияние канонов искусства и науки, объективный характер традиций искусства присущи Возрождению.

Художники начала XVI века воспринимают человека в его противоречиях и в значительно большей внутренней сложности, это увеличивает схватку за утверждение ясных представлений, придает этому противоборству драматический характер, а также  не отнимает уверенности в получении высшего достижения  у человека [7, с. 24].

Совершенство человека, всесторонне физически и духовно развитого, выдвинуло Высокое Возрождение. В произведениях искусства мастеров данного периода тип совершенного человека отделяется от патрицианских форм и приобретает больший смысл как воплощение лучших человеческих качеств, применения и использования высоких возможностей. Для гуманистов Ренесанса прекрасное тело было обязательным вместилищем прекрасной души.

Присущая для Возрождения взаимосвязь эстетических и научно– познавательных факторов были основанием того, что художники в своих поиска  прекрасного типа человека, пытались найти черты определенной нормы [9, с. 380].

Титанического характера приобретает героическое начало, которое  служило важным элементом художественного идеала. С героизмом тесно переплетается понятие «мужество» (virtu) –  выражение вполне направленной воли человека, активной деятельности, которая присуща человеку, свойства воплотить свои наиболее смелые мысли вопреки всем преградам [9, с. 380].

Искусству  периода Высокого Возрождения часто применяют понятие «классическое искусство», оно является образцом высокой реалистической художественной системы.

Образы Высокого Возрождения вызывают ощущение большой внутренней свободы, которая пластически выражается в их органической и импульсивной динамике, и которая пришла на замену недвижимости и скромности изображений времен кватроченто [10, с.32].

Особенностью художественных творений гуманизма является их сюжетная основа, источником которой, как правило выступает священное писание, жизнеописание святых, история и мифология античности. Поэтому в искусстве доминировали религиозные сюжеты. Религия становится монументальным явлением, хотя широкое распространение получил и светский характер живописи [3, с.167].

Довольно возвышенным религиозным, нравственным, психологическим характером воспроизводится сюжетная линия религиозных произведений. Дева Мария, Иисус Христос, Иоанн Креститель, апостолы, все персонажи Евангелии становятся любимым предметным объектом художественного изображения в эпоху Высокого Возрождения. Само же отражение сюжетов и их персонажей осуществляется с помощью земных и светских методов, в формате неоплатонизма. Как отмечает в своей работе П. Дюэм, в эпоху Ренессанса [8, с.42] «неоплатонизм постоянно светский, постоянно земной, постоянно свободомыслящий. Художник Возрождения, как неоплатоник, знает все мифологические и символические глубины своих библейских сюжетов, но ему важно выявить чисто человеческую личность и показать, что все символико– мифологические глубины библейского сюжета вполне доступны любому человеку и вполне соизмеримы с человеческим сознанием».

В целом отражение развития итальянской живописи XVI века является достаточно сложным процессом. Дело в том, что те художественные принципы, которые существовали в эпоху Раннего Возрождения испытывают стремительных изменений, происходит совершенствование и изменение мирового видения, а гуманистические идеи, и реалистические принципы находят новые формы проявления в искусстве.

Искусство данного периода выделяется новой ступенью познания природы, глубины ее исследования, изучение натуры. В живописи Ренессанса рисунок, светотень и перспектива, остаются важнейшими эстетическими категориями, которые определяют степень «подражания природе» и совершенства произведения искусства. Не смотря на это , они ищут новые яркие для этого качества.

Искусство Ренессанса прежде всего переплетается с именами трех гениальных титанов гуманизма –  Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, а также с творчеством живописца Джорджоне Тициана.

Выдающийся деятель Ренессанса Леонардо да Винчи (1452 –  1519) прославился как ученый, изобретатель, музыкант [11]. Также был выдающимся новаторским экспериментатором во всех затеях и сохранил след в истории науки и техники, во многом опередив свое время. С начала творческой активности основными признаками искусства Леонардо было внимание к психологическим решениям, склонность к лаконичности и обобщению, к объемности форм [6]. Особый интерес был к разработке перспективного построения и распределения фигур в пространстве. В сохраненных им заметках о живописи хранится много сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии цветов. Большинство идей художника обрели известность и влияние на творчество ряда художников.

Живопись стала главной в его жизни. Гуманистический пример человека Леонардо воплотил как раз с помощью изобразительного искусства. Художник достиг совершенства в передаче переходов от света к тени, в объемности, пластике. Его образы сочетают индивидуальные и типичные черты.

Наиболее знаменитым произведением мастера является картина «Мона Лиза», известная также под названием «Джоконда». На ней изображена молодая женщина с едва уловимой, загадочной улыбкой, о которой спорят до сих пор [5 с.678]. Она полна чувства собственного достоинства и уверенности. Главная идея картины призвана была подчеркнуть право человека на самостоятельною духовную жизнь.

Фреска «Тайная вечеря» открывает изначальные вопросы человеческого бытия –  любви, ненависти, верности и предательства [6]. Она представляет Христа, который поведывает своим ученикам об измене одного из них. Лица всех учеников освещены, за исключением лица Иуды, этим приемом акцентируется внимание на его измене [2, с. 76].

Леонардо да Винчи подробно исследовал человека –  его анатомическую форму, механизм телесных движений, мифичность, жестикуляцию,  поистине раскрывает лучшие гуманистические проявления человеческой личности.

В творчестве Микеланджело Буонарроти (1475 –  1564) идеал человека приобрел возвышенные, героические черты. Его образы подчеркивают способность человека к совершению подвига во имя свободы, они отличаются смелостью и огромной волей [12, с.94].

Статуя «Давид», сделанная из мрамора, представляет юношу, который выиграл поединок с грозным чудовищем. Прекрасные лица Давида со сдвинутыми бровями и мощное тело. Это образ человека, его большого гражданского мужества.

В росписях капеллы «Сотворение мира» и «Страшный суд» показана история человеческого рода от Адама и Евы до Христа. Его люди мощные, красивые телом и духом, а пророки были отважными в своем прозрении будущего. Обнаженные юноши раскрывают в различных проявлениях красоту и пластику человеческого тела. Этот жизнеутверждающий пафос работы над росписью потолка капеллы меняется трагической безысходностью, когда Микеланджело работает над фреской алтарной стены. В центре фрески «Страшный суд»  находится тот, кто творит суд, Христос, а вокруг него во вращающемся круговом потоке падают в ад грешники и возвышаются в рай праведники. Все полно смятения, отчаяния, ужаса. Даже Мария боится своего сына Христа и отворачивается от его руки, которая отделяет грешников от праведников [7, с.22].

В каждой картине, каждой скульптуре, каждом творении Микеланджело, проявляет глубокое гуманистическое проявление свободы и любви, используя все свои способности и возможности.

Выдающийся художник Возрождения Рафаэль Санти (1483 –  1520) решал в своем творчестве две основные задачи –  показ совершенного человеческого тела и передачу сложности окружающего мира. Он добивался гармонии между человеком и пространством.

В Рафаэля мир пребывает в гармонии, а человек в нем –  совершенный. Образ Мадонны особенно близок искусству Рафаэля. Его работы «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна Грандука», «Мадонна с младенцем», «Мадонна под Балдахином», «Мадонна Альба »,«Святое семейство с вгнцем», «Сикстинская Мадонна»[5, с. 749]. Высокую религиозность художник соединил с высокой человечностью, создав, то, возможно, самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства.

Картина «Сикстинская мадонна» представляет идеально– прекрасный образ Богоматери с младенцем на руках. Фигура Марии вырисовывается на фоне неба, ее взгляд устремлен сквозь зрителя, полон скорби [1], предсказания судьбы сына. В данной картине с духовностью христианского идеала соединен античный идеал красоты .

Еще одним знаменитым итальянским художником является Тициан Вечеллио (1476/77 или 1489/90 –  1576), который писал портреты и жанровые картины, отдал дань античным и христианским сюжетам. В картинах «Покаяние Марии Магдалины», «Святой Себастьян», «Оплакивание» нашли свое воплощение красота человека и глубина его скорби. Полотна Тициана всегда подчеркивают благородство образа, позы и жесты которого сдержанные и отличаются сложностью внутренних характеристик [11, с. 140].

С именем Тициана связано создания монументальных алтарных полотен, выделение пейзажа в самостоятельный жанр, утверждение станковой картины, разработка различных типов портрета (художественно– парадный, камерный и других).

Художник создавал праздничные, жизненно полнокровные образы человека, умея ярко раскрыть их гармоничную связь с природой. Тициан создал целую портретную галерею своих современников ( «Юноша с перчаткой», «Ипполито Риминалъди», портреты императора Карла V, папы Павла III и другие). В позднем творчестве Тициана с особой полнотой проявился его дар художника– колориста: созданное кистью единое целое художник завершает втирая краски в холст кончиками пальцев [4, с. 106].

Особая полнота этого периода передавалась через мироощущение. Возникают новые идеологические аспекты познания человека, такие как физическое совершенство, образная и внутренняя красота, гармония единства духовного и физического начала, концентрация энергии бытия. Так, например одними из основных аспектов реформации Да Винчи, которые существенно повлияли на отношение принципов изобразительного искусства Высокого Возрождения является учреждение нового типа языка жестов и поз, уничтожение застывшей неподвижности форм, распространения динамизма, возможности передать внутренние ощущения, свойства человека и в жизни, и в состоянии покоя.

Неотъемлемой частью изображения, рисунка в XVI веке становится истинное знание и познание тела человека, его пластики, жестов и движений. Безграничное совершенство, изобразительного искусства Высокого Возрождения скрывается в свежести, прозрачности, неотразимости живописной энергетики, отражении бесконечного многообразия различного рода ракурсов, жестов, поз, в гибком и духовном наполнены каждого активно– пассивного движения. Леонардо да Винчи утверждал [9]: «Фигура не достойна похвалы, если она, насколько это возможно, не выражает жестами страсти души».

Передача движений, жестов, поз у мастеров Высокого Ренессанса становится весомым композиционно– экспрессивным элементом, который объединяет отдельные фигуры и группы в активное единство форм.

Высокий Ренессанс не совмещается и не примыкает ни к теизму, ни к монотеизму, ни к пантеизму, ни к атеизму, он отстаивает свое видение единого личностно– материального бытия. Несмотря на это, отдельная «человеческая личность, выдвинутая как основная база для жизни и бытия, или отдельный человеческий субъект, несмотря на свое постоянное стремление себя абсолютизировать, была слишком слабой и ненадежной опорой для мировоззрения» [3, с. 168].

Подытоживая, следует отметить, что итальянское изобразительное искусство эпохи Возрождения является уникальным явлением. Хотя в Италии Возрождение носило, в отличие от других европейских стран, всеобъемлющий характер и нашло свое яркое воплощение в архитектуре, изобразительном искусстве, поэзии, общественной мысли, и именно изобразительное искусство в наибольшей степени аккумулировало в себе огромный творческий потенциал эпохи, гуманистический пафос его идей, героическую мощность ренессансного реализма.

Гуманистические традиции, сформировавшиеся на гуманистическом мировоззрении художников Высокого Ренессанса, были наполнении новыми средствами художественного отображения, что значительно повлияло на формирование художественного образа последующих эпох.

Библиографический список:

1. Google Arts and Culture [Електронний ресурс] / Колекції творів мистецтва зі всього світу. – Режим доступу: ttps://www.google.com/culturalinstitute/beta/
2. Leonardo. Art and Science // Guinti Editore S.p.A. – Florenct– Milano. – First editions. – 2000. – 140 p.
3. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М.В. Алпатов. – М.: Искусство, 1976. – 288 с.
4. Брагина Л.М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения // Под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Высшая школа, 1999. – 479с.
5. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Д. Вазари. – М. : Альфа– Книга, 2008. – 1278 с.
6. Да Винчи // Художественная галерея. Полное собрание работ всемирно известных художников. – № 2. – 2007. – С. 3– 8
7. Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто / И.Е. Данилова. – М., 1975. – 128с. С. 22– 34
8. Дюэм П. Этюды о Леонардо да Винчи / П. Дюем. – М.: Мисль, 2001. – 205 с.
9. Лещенко І.Л. Особливості мистецтва епохи Відродження: загальна картина Високого Ренесансу / І.Л. Лещенко // Гілея. Філософські науки.: наук. вісник: зб. наук. праць. – К.: Вид– во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2012. – Вип. 65 (10). – 640с.
10. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения / Л.Е. Пинский. – М., 1961. – 368с.
11. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения/ В.И. Рутернбург. – Изд. 2. – СПб: Наука, 1991. – 160 с.
12. Шапиро Ю. Г., Персианова О. М., Мытарева К. В., Аране Н. М. 50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV– XIX веков. – Ленинград: Советский художник, 1968. – С. 5– 10




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх