Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: История
Размещена 17.12.2016. Последняя правка: 18.12.2016.
Просмотров - 2068

История лицея № 33 в военные годы (осень 1942 и лето 1943)

Саргсян Рузанна Степановна

Академия архитектуры и искусств ЮФУ

Студент

Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений Южного федерального университета.


Аннотация:
Данная статья о школе, которой более 100 лет. Рассматривается ее история, с чего все начиналось.Какие традиции живут в этом заведении. Как же связаны сочетания слов - "лицей" и "полк народного ополчения".


Abstract:
This article is about the school, which is more than 100 years. Discusses its history, how it all began. What traditions live in this place. How does involve combinations of words-"Lyceum" and "Regiment of militia".


Ключевые слова:
история; лицей; полк; война.

Keywords:
history; lyceum; regiment; war.


УДК 94

У каждой школы свое лицо, своя биография и история. Частичка ее прошлого и настоящего в каждом из нас, как и в школьную биографию вплетаются судьбы ее учеников и учителей. История школы стала складываться очень давно, столетие назад. В ней как в зеркале отразилась вся непростая судьбы нашей страны, нашего народа в прошлом и нынешнем веке. Сменяя друг друга, в старинной трехэтажной постройке 1909 года, с 1914 г. располагались разные образовательные учреждения: Второе городское реальное училище, советская единая трудовая школа, средняя общеобразовательная школа, женская средняя школа, специализированная средняя математическая школа и наконец физико- математический лицей. Как и сто лет назад в этой школе живут традиции воспитания культуры, патриотизма, ответственного отношения к учебному труду. 

Актуальность темы связана с тем, что каждый человек должен изучать и интересоваться историей своего края. Знать о подвигах земляков — добровольцев-ополченцев, которые в далеком сорок первом встали на защиту своего родного города, своей любимой Отчизны. 

Целью данной статьи является рассмотрение истории лицея № 33. Данная статья предопределяет следующую задачу: рассмотрение истории своего города и школы, где заботились о развитии патриотических чувств и воспитании людей разных поколений. 

В далекое прошлое ушли те времена, когда купеческий Ростов бурно рос, становясь крупным промышленным и транспортным центром юга России. Развивающийся город, его новые предприятия, заводы стали испытывать потребность в работниках, имеющих хорошее современное образование. В ту пору это означало знание химии, математики, физики, владение новыми языками - немецким и французским, умение чертить и читать чертежи. Такое образование давали реальные училища или реальные мужские гимназии, учрежденные в России в 1872 году. В реальных училищах серьезно решились вопросы воспитания молодых людей, их культурного развития. Естественный спрос на такое образование, отвечающее запросам развивающихся промышленности, транспорта, проявлялся не только на юге России, но и в самом Ростове. В конце XIX - начале XX века в Ростове открывается ряд новых учебных заведения. Однако потребности города, да и юга России в целом эти учебные заведения не могли удовлетворить. Встал вопрос об открытии еще одного реального училища. 

Для нового реального училища необходимо было подходящее здание. Выбор властей города пал на дом художника, скульптора и гравера Ивана Трофименко и его брата. Строительство новой трехэтажной школы было завершено в 1909 году. Говорили, что бывшие хозяева дома строили его как гостиницу, которая должна была пользоваться большим спросом: близко железнодорожный вокзал, по улице Скобелевской проходила трасс, связывающая Ростов с Центральной Россией. Но назначение дома стало иным. И вот уже более 100 лет красивый "особняк" братьев Трофименко на углу Николаевского и улицы Скобелевской (ныне проспект Семашко и улицы Красноармейской) служит детям, их образованию, развитию и воспитанию.

Перспектива роста города Ростова как крупного промышленного и культурного центра явно обозначилась на север. Это давало новому реальному училищу ряд перспектив. Главная из них – вынести определенную часть процесса обучения за стены собственного здания, организуя ознакомительные экскурсии на близлежащие предприятия и перенести туда некоторые виды производственной практики.

1914 год. Идет Первая мировая война. Страна, ее народ в напряжении. Все помыслы и дела жителей России направлены на то, чтобы победоносно завершить войну и приступить к мирным делам. Однако и в это напряженное время нельзя не заботиться о будущем. Будущее всегда – дети, их воспитание, развитие, обучение. Именно в это время открывается Второе общеобразовательное реальное училище города Ростова-на-Дону. 140 мальчиков становятся его первыми учениками.

Почти через 100 лет постановлением администрации Ростовской области здание бывшего Второго реального училища было признано объектом культурного наследия регионального значения. Его наименование таково: «Доходный дом И.М. Трофименко». МОУ лицей №33 «Физико-математический» имени Ростовского стрелкового полка народного ополчения определен пользователем этого здания.

На здании лицея №33 со стороны проспекта Семашко, видимо, будет укреплена и памятная доска, указывающая на то, что здание лицея – одно из объектов культурного архитектурного наследия города. В новых справочниках по архитектуре Ростова-на-Дону, как и в новых схемах туристических маршрутов по нашему городу, особенно по его исторической (старой) части, обязательно появится и такой объект - «Доходный дом И.М. Трофименко». А за ним – целая история: Второе реальное училище, советская трудовая школа, средняя общеобразовательная школа №33, физико-математический лицей №33 имени Ростовского полка народного ополчения.

Новое реальное училище начало свою жизнь как современное, хорошо оборудованное по требованиям  того времени учебное заведение. В нем было 14 просторных комнат, расположенных по обе стороны коридора.  В них разместились классы, лаборатории и мастерские. Зал на первом этаже стал гимнастическим, зал на третьем этаже – актовым. В нем проводились общие собрания, ставки работ учащихся. В училище была библиотека довольно с приличным фондом художественной, технической и справочной литературы. Духовой оркестр, созданный из реалистов, считался одним из лучших самодеятельных оркестров города. Именно ему было доверено встречать императора Николая II на железнодорожном вокзале, когда царь проезжал город Ростов в 1916 году.

Реальное училище №2 находилось на обеспечении городской казны и государственных структур. В его штате было шестнадцать учителей, большая часть из которых – учителя математики и физики, что соответствовало физико-математическому профилю реальных училищ. Возглавлял училище Петр Михайлович Анощенко, математик. Его заместителем по воспитательной работе был назначен Аркадий Андреевич Лекторский, тоже математик, бывший преподаватель Варшавского университета. Известны имена других учителей: Дорошева Сергея Петровича, учителя русского языка, Соловьева Ивана Васильевича, учителя химии, Корчагина Александра Федоровича, учителя рисования, черчения и лепки.

Остановлюсь поподробнее на личности Андрея Семеновича Чиненова. Имя А.С. Чиненова сегодня известно немногим ростовчанам. Разве что кто-то сам или его дети обучались в Ростовской художественной школе имени супругов Чиненовых Андрея Семеновича и Марии Михайловны. А между тем личный вклад художника А.С. Чиненов в развитие культуры и образования города, Донского края, да и России в целом весьма значителен.

Сын крестьян-хлеборобов на Тульской губернии, окончив местную народную школу, пешком идет в Москву и поступает в Строгановское училище технического рисования. В 1876 году А.С.Чиненов заканчивает Строгановку «ученым рисовальщиком» и начинает активную творческую и педагогическую деятельность. Она продлится 54 года без перерыва.

С 1881 года жизнь и творчество Андрея Семеновича Чиненова были связаны с Ростовом и Донским краем.

Здесь он заявляет о себе прежде всего как о творческом педагоге. А.С. Чиненов преподает рисование в ряде учебных заведений Ростова, а в 1896 году создает еще специальные рисовальные классы, где строится обучение по созданной им же методике. Рисовальные классы в итоге трансформировались в «общедоступную художественную школу». А.С. Чиненов становится ее первым директором.

Энергии и творческих замыслов Чиненову занимать не приходилось. Учитель рисования явился одним из инициаторов создания в 1907 году Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, много сделавшего для культурного роста ростовчан, их художественного просвещения, пропаганды творчества российских и донских художников. Особенно большую роль в этом деле сыграли ежегодные выставки произведений художественного творчества, на которых выставлялись творения И. Репина, В. Поленова, В. Кустодиева, В. Серова, К. Коровина, И. Шишкина, И. Айвазовского, А. Васнецова, М. Сарьяна и  других.

С образованием Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств художественная школа переходит в его ведомство.

В 1914 году с ведома Российской академии художеств и разрешения местных властей Андрей Семенович открыл собственную художественную школу, где супруги Чиненовы проводили занятия по рисунку, живописи и лепке.

В 1920 году А.С. Чиненов передает основанную им школу вместе со всем ее инвентарем советским органам образования. Его же назначили и первым заведующим этой школой. В отставку с поста заведующего художественной школой Андрей Семенович уходит в 1931 году, когда она была реорганизована в Северо-Кавказский краевой художественно-промышленный техникум, а затем в художественное училище имени М. Грекова.

Говоря об учителе Чиненове, нельзя ограничиться только характеристикой его трудовой деятельности. Он был не только высокопрофессиональным педагогом, но и любимым учителем. А любовь всегда идет от сердца к сердцу.

Ученикам А.С. Чиненова и его супруги Марии Михайловны в разное время были люди, прославляющие наше отечественное искусство: Герой Социалистического Труда скульптор Е.В Вучетич, академик Академии художеств А.И. Лактионов, скульптор С.Г. Корольков, график и живописец Н.А. Пономарев, художник Г. Гринберг, архитектор Л. Эберг и другие.

В 1900 году А.С. Чиненов участвует в работе Всемирной выставки в Париже, где выставляется его оригинальная методика преподавания рисования в школе, сопровожденная комплектом обучающей наглядности. Труд А.С Чиненова был удостоен диплома выставки и именной бронзовой медали. Министерство просвещения Франции приобретает для использования в школах своей страны учебные пособия по системе А.С. Чиненова.

С 1914 года и до конца своей жизни Андрей Семенович работает педагогом сначала реального училища № 2, а затем и других учебных заведений – предшественников лицея.

В штат Второго реального училища педагог А.С. Чиненов был зачислен одним из первых. Работать в нем Андрею Семеновичу было очень интересно. В училище были хорошо оснащенный художественный класс, светлый зал для проведения выставок работ учащихся. Кроме того, во дворе училища был небольшой дом, бывшая мастерская братьев Трофименко, во дворе стояли фрагменты их скульптурных работ, выступавшие наглядными пособиями в деле обучения. Все это создавало атмосферу творчества. Немудрено, что многие учащиеся увлекались рисованием и лепкой. Особым талантом и старанием среди них выделялся Женя Вучетич.

Физико-математический лицей № 33 гордится тем, что 20 лет жизни и педагогического творчества знаменитого Андрея Семеновича Чиненова прошли в его стенах.

Очень мало сведений удалось найти и собрать о выпускниках реального училища. На их долю выпало и активное участие в преобразованиях, которые шли в стране (индустриализация, коллективизация), и служба в Красной Армии, и тяжелейшее испытание – Великая Отечественная война. Они были тем поколением советских людей, которое первым приняло на себя удары вероломного врага. Вот сведения о тех из них, чьи фотографии и биографии хранятся в музее лицея.

Савченко Григорий Тимофеевич, 1901 года рождения. После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Аксай». Был активным комсомольцем и коммунистом. С 1921 по 1925 год служил в Красной Армии. Сначала в воинской части, расположенной в городе Иркутске, затем в 9-й Донской дивизии. После демобилизации работал в комитете народного контроля. В 1933 году Г.Т. Савченко был вновь мобилизован и направлен в Дальневосточную армию, которой командовал В.К. Блюхер, один из полководцев Гражданской войны. В 1935 году Григория Тимофеевича отзывают на работу в Москву. Накануне войны он работал заместителем начальника Московского пароходства. В апреле  1980 года, когда школа торжественно отмечала 65 лет со времени своего основания, Григорий Тимофеевич прислал телеграмму: «Учился в вашей школе со дня ее создания в 1914 году, успешно закончив, до сих пор сохранил самые теплые, дорогие воспоминания о годах учебы. Счастлив приветствовать коллектив преподавателей, всех школьников по случаю 65-летия школы, пожелать всем успехов в труде, учебе, полного благополучия, всегда хорошего настроения. Ваш бывший первоклассник 1914 года, член КПСС, Григорий Савченко».

Кадимов Николай Авдеевич, 1905 года рождения. Активный комсомолец и коммунист. Участвовал в коллективизации, служил на фронте, защищал Родину в годы Великой Отечественной войны. После демобилизации работал в Ростовском аэропорту, создал музей летчиков Ростова. Н.А. Кадимов участвовал в праздновании 65-летия школы № 33.

Грисенко Александр Иванович, 1904 года рождения. В 16 лет вступил в комсомол. Добровольцем ушел в Красную Армию. Воевал в Крыму, на Украине. После окончания Гражданской войны вернулся в Ростов. Вместе с кинорежиссером М. Большинцовым создал в Ростове комсомольский общественный театр, а затем и первую в стране комсомольскую киностудию «Кинокомсомол». На этой киностудии М. Большинцов снял свой первый полнометражный художественный фильм «Приказ №…» о подвигах молодых ростовских подпольщиков времен Гражданской войны, в которой главную роль сыграл Александр Грисенко. Фильм с успехом прошел на экранах страны, и Александр Грисенко решает связать свою жизнь с кинематографом. Он переезжает в Ленинград и становится помощником режиссера на «Ленфильме». Но суждено было случиться новому повороту в его судьбе: А. Грисенко призывают в кадровую армию. Стране нужны летчики. И он в 29-летнем возрасте поступает в летное училище, становится летчиком-истребителем.

В 1938 году для летчика-истребителя А. Грисенко начинается вторая война, война в небе над Китаем. На эту войну он отправился добровольцем и сражается там под псевдонимом «капитан Ван Си». В десятках воздушных боев участвует мужественный летчик, на его счету четыре сбитых японских самолета. Эти подвиги нашего земляка были описаны Юрием Жуковым в книге «Крылья Китая. Записки военного летчика», выпущенной в 1940 году[3]. За образцовое выполнение задания Родины в небе над Китаем А.И. Грисенко был награжден орденом Красного Знамени и в чине полковника направлен командиром полка в Киевский особый военный округ.

На этом заканчивается повествование о начальном этапе жизни учебного заведения, о судьбах и свершениях людей, чья жизнь был связана с общеобразовательным училищем № 2 города Ростова-на-Дону.

 С установлением советской власти реальные училища как тип общеобразовательного учебного учреждения перестали существовать. Эта судьба постигла и ростовское реальное училище № 2, проработавшее всего шесть лет, но оставившее добрый след в памяти ростовчан.

Профили учебных заведений, размещавшихся в бывшем доме И. Трофименко,  как и их названия и нумерация, после 1920 года неоднократно менялись, о чем свидетельствует выписка из документов, хранившихся в государственном архиве Ростовской области. Одно из первых сведений о школе, ее истории, которые были получены учениками школы № 33 в 1966 году по официальному запросу в Государственный архив Ростовской области.

Единая трудовая школа. Второе реальное училище, открытием которого в 1914 году так гордилась городская Дума Ростова, просуществовав всего шесть лет, было закрыто в июне 1920 года. Новое государство приступило к созданию новой системы образования юных граждан.

 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Оно указывало обязательное бесплатное и совместное обучение детей от шести д семнадцати лет в школах I и II ступени, а также обеспечение школьников учебными пособиями, организацию их питания и снабжения обувью и одеждой. В декабре 1919 года был издан декрет о ликвидации неграмотности в стране. Согласно этому декрету все население республики от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, было обязано обучиться грамотности под угрозой уголовной ответственности. Так начался знаменитый ликбез (ликвидация безграмотных). Результаты его были весьма успешны: по данным переписи 1926 год, пять миллионов наших сограждан овладели грамотностью.

Ликвидировав гимназии и реальные училища как учебные заведения старого мира, новая власть провозгласила центральным, а фактически единственным образовательным учреждением в стране новую школу – единую трудовую. Мало того что обучение в ней становилось бесплатным и совместным для мальчиков и девочек, одинаковым для детей всех классов и сословий, оно обязательно должно было быть трудовым, ибо строилось государство трудящихся масс. По-новому формировалась и идеология воспитания: по цели и содержанию воспитание должно было быть коммунистическим, по организационным формам и методам – коллективистским.

Двадцатые годы прошлого века – годы созидания новой системы образования – были, пожалуй, одними из наиболее сложных и для отечественной школы ХХ века, и для российского учительства.

Своя особенность была в деле строительства новой школы на юге России, на Дону и Северном Кавказе прежде всего. Здесь дольше всего продолжались и интервенция, и Гражданская война. Город Ростов, да и другие города, станицы и села юга России несколько раз переходили из рук в руки. Так, например, только начав работать, школа, находившаяся в помещении бывшего реального училища, вынуждена была закрыться, так как под натиском частей белой армии Красная Армия отступала. Как свидетельствовал бывший делопроизводитель реального училища и школы Гавриил Алексеевич Ростовский, городской отдел образования распустил учителей, выплатив им предварительно жалование за три месяца.

В Ростов вошла армия генерала Шкуро. Большая часть ее обозов с ранеными двигалась по улице Скобелевской. Первым подходящим зданием для размещения полевого госпиталя оказалось именно здание школы. Оборудование классных комнат, кабинетов и мастерских было выброшено во двор и на улицу, частично разграблено, частично сожжено. Госпиталь срочно приступил к работе. Так же срочно он и эвакуировался, когда Красная Армия изгнала части белой армии. Школа была в антисанитарном состоянии, разорена, но учителя приступили к работе и стали собирать на занятия учащихся. Даже в антисанитарной обстановке, в разрушенной и нетопленой школе детям тогда было значительно лучше, чем вне ее, на улицах родного города. В Ростов, как и во многие другие города юга России и Северного Кавказа, из Центральной России, Поволжья, Зауралья и других северных и восточных районов страны в поисках тепла, более легкой жизни и сравнительно дешевого пропитания хлынуло множество детей, лишившихся семьи, родителей, крова. Детская беспризорность и вместе с ней детская преступность стали массовыми тяжелыми явлением. По числу беспризорных детей в начале 1920-х годов Ростов был на втором месте после Москвы. К концу 1921 года в городе было 20 тысяч голодных детей[2, с. 17].

Отдел народного образования Ростова-на-Дону принимает решение организовать бесплатное горячее питание учащихся школ. Продукты школа получала в наробразе, еда готовилась в каждой школе самостоятельно. В нашей школе, по воспоминаниям Г.А. Ростовского, этим занималась его жена, введенная в штат обслуживающего персонала.

Очень мало данных и фактов, которыми располагаю, все же дают нам возможность как-то воссоздать этот период в истории школы.

От единой трудовой школы к средней общеобразовательной школе № 33. Тридцатые-сороковые годы насыщенного эпохальными событиями ХХ века сыграли особую роль в формировании нового облика молодого поколения нашей страны. «Молодежь – наше будущее». Этот девиз был принят молодежью, импонировал ее устремлениям к новым идеалам, возможностью раскрыть себя, свои способности, удовлетворить свои интересы. Герои революции, Гражданской войны становятся идеалом для подражания, революционные события в Испании тоже не оставляют безразличными молодежь. Многие молодые люди стремятся добровольно попасть на баррикады этой далекой страны. Их вдохновляют пламенные призывы Долорес Ибаррури (деятель испанского и международного рабочего и демократического движения. Одна из организаторов коммунистической партии Испании[1]). Пассионария («Пламенная» - псевдоним, под которым Д. Ибаррури выступала в рабочей печати) страстно зовет на общую борьбу с фашизмом.

Интересны молодежи и те события, которыми насыщена жизнь нового государства. Великие новостройки пятилеток: Магнитогорск, Днепрогэс,  Сельмаш; легендарный перелет через Северный полюс Валерия Чкалова, Героя Советского Союза.

«Я бы в летчики пошел – пусть меня научат», а также в танкисты, артиллеристы, моряки. Вот о чем мечтали мальчишки 1930-х годов. Служба в Красной Армии, авиации, военно-морском флоте все больше и больше привлекает юношей и девушек.

Многие выпускники школ связывают свое будущее, свою судьбу со службой в Красной Армии, с учебой в военных училищах. В середине тридцатых открылось артиллерийское училище. Стать его курсантом было пределом мечтаний многих юношей. Старшеклассница «нашей» школы 1930-х годов Римма Викторовна Тан вспоминает, что ряд ее сверстников – одноклассников или соседей – поступили в него.

Кончилось мирное время. Вся страна, весь народ встал на защиту своей любимой Родины. В рядах сражавшихся на фронте, ковавших великую Победу в тылу были и воспитанники, и учителя средней образовательной школы № 33.

Женская средняя школа № 33 (после средней образовательной школы № 33). Сразу же после освобождения Ростова школа № 33 собрала своих учащихся и начала работать. Она была одной из немногих школ города, что стала обучать детей в своем здании, хотя и разрушенном, грязном, нетопленом, но в своем. Все вместе: и дети, и учителя, и родители – старались как-то обустроить свой дом. Но главной была  та радость, которую испытывали дети, - это возможность вновь учиться, теперь уже без длительных перерывов, без страха, что вновь придут немцы или прилетят фашистские стервятники.

Враг был отогнан под Таганрог, но война продолжалась. Она, как и прежде, была тяжелой и очень жестокой. То в одну, то в другую семью приходили похоронки = короткие трагические сообщения о гибели мужа, сына, отца, брата. В школе работали одни женщины-учительницы, многие  из них были уже вдовами, другие молили Бога, чтобы ими не стать. Среди учениц школы было много девочек, чьи отцы погибли на фронтах войны. Почти ежедневно кто- то из взрослый или ребенок, приходил с сообщением о тяжелой утрате. Плакали все. К подобному горю привыкнуть было невозможно. Можно, и это, пожалуй, было самым лучшим лекарством, вместе поплакать, помолчать, приласкать и прижать к себе осиротевшую душу.

Летом 1943м года школа № 33 сделала первый за годы войны набор учащихся в первый класс. Это было большим событием. Радостные, аккуратно причесанные и по возможности нарядно одетые девочки пришли в школу. Кое-кого сопровождали взрослые, но большинство пришло в школу самостоятельно: война стремительно делала детей взрослее. Редко у кого из первоклашек были портфели, да и те доставались в наследство от старших братьев и сестер, а то и родителей. У большинства девочек (школа-то стала женской) были просто тряпичные сумочки, где стояли пузырьки с самодельными чернилами, реже – чернильницы-непроливайки, лежали огрызок карандаша или старая ручка да самодельная тетрадь, сшитая из каких-то бланков или из газетных листов. 1 сентября школа приняла новых детей – будущее нашей Родины. Это был настоящий праздник.

Шаги в математическую специализацию. Победой закончилась Великая  Отечественная война. Послевоенный период восстановления и созидания подтвердил высокий уровень качества общего среднего образования и творческий потенциал большей части выпускников средних школ. Это они в массе своей стали и новаторами производства, и ударниками коммунистического труда, и победителями соцсоревнования, и теми, кто обеспечил прорыв в развитии отечественной науки во второй половине ХХ века.

Одновременно заметнее стали и слабые стороны всеобщего среднего образования. Прежде всего – его одинаковость, а точнее – однообразность, организация работы по принципу «всем все в равных долях» без учета природных задатков и способностей детей, индивидуального характера умственного и физического развития индивида, его уровня воспитания.

Потребность в изменении среднего образования в сторону его вариативности и по форме, и по содержанию становилась все более явной. Она мотивировалась тенденциями развития страны, ее производственной базы и культуры, все возрастающими контактами нашего государства с различными странами современного мира. Это, так сказать, объективные двигатели необходимости изменений в системе отечественного образования. Одинаковые основы организации работы и школы на всей территории Советского Союза – единые программы, учебные планы, методические рекомендации – вызывали протест многих передовых, творческих мыслящих и нетрадиционно строящих свою работу учителей.

Однотипность единой общеобразовательной советской школы стала постепенно ослабевать. Открылись школы для детей, одаренных в области искусства. Появились специализированные школы, где преподавание ряда предметов велось на иностранных языках. Поначалу было введено углубленное обучение отдельным предметам или блоку предметов ряде школ, где был стабильно достаточно сильный контингент как преподавателей, так  и учащихся. На волне подобных инноваций стал задумываться над возможным для себя профилем обучения школьников и коллектив 33-й школы.

И вот наконец на фасаде физико-математический лицей № 33, что в Ленинском районе города Ростова-на-Дону, установлена мемориальная доска. Надпись, выбитая на белом мраморе, гласит: «Школа ночит имя Ростовского стрелкового полка народного ополчения».

Не совсем привычное сочетание слов – «школа» и «полк народного ополчения». Несведущий человек может предположить, что в школе был собран пункт полка или разрешался его штаб, командный пункт. Как ни странно, но школу и полк народного ополчения в годы Великой Отечественной войны ничто не связывало. В здании школы был госпиталь, а штаб полка ополченцев находился в помещении нынешнего строительного университета.

Связь школы и ополченцев, связь прочная, органичная, многолетняя, стала складываться значительно позже, в конце 60-х годов прошлого века, и явилась результатом той кропотливой взаимной работы, которую вели (и ведут) педагоги и ученики школы (теперь лицей № 33) и бывшие воины Ростовского стрелкового полка народного ополчения.

Народное ополчение, народные ополченцы – кто они? Если очень коротко – патриоты, люди, добровольно вставшие на защиту от врага всего того, что было ими любимо и дорого: своей семье, своего народа, необъятных просторов нашей Родины, ее степей, гор, лесов, рек, озер и морей, ее фабрик и заводов, ее музеев, школ и вузов.

Одним из таких героев являлся Саша Чебанов. Когда в 1941 году надела форму бойца народного ополчения его мама, Саша, сдвинув брови сказал: «И я с тобой… я вот заявление написал», - и протянул листок из тетради. На листке было написано: «Желаю служить добровольцем в Красной Армии вместе с матерью. Прошу принять меня бойцом в ваш полк. Обещаю бороться с немецко-фашистскими варварами до последней капли крови. Саша Чебанов».

Суровой осенью 1942 года полк народного ополчения встал насмерть на пути фашистов в предгорьях Кавказа. И Саша как настоящий солдат, верный воинскому долгу, дрался до последнего на 104-йвысоте. Юный боец стал равным среди равных в своем полку. Бой был жестоким. Противник все время усиливал огонь. Связь батальона, удерживавшего высоту 104, со штабом полка была прервана. Комбат послал связного, с надеждой и тревогой наблюдая за его продвижением. Но на этой опасной двухсотметровке между батальоном и штабом полка, где немцы простреливали каждый метр, пробраться взрослому бойцу не удалось.

У комбата Федора выбора не оставалось и он посылает Сашу на задание. Юноши удалось передать донесение комбата. Услышав, что они могут отойти с высоты и что на смену ополченцам идут войсковые части, Саша хотел сейчас же вернуться к своим, на 104-ю. Его не пускали, но Саша исчез. Сначала часовой, а потом и все остальные увидели маленькую фигурку, карабкающуюся в гору. Как он во второй раз проходил огненный смерч на перерытой снарядами и минами двухсотметровке, наблюдали все с 104-й. До спасательного окопа и рук, протянутых навстречу, оставалось несколько метров… Но внесли Сашу в окоп уже мертвым. В последнюю минуту перед Сашей разорвалась вражеская мина. Саша Чебанов посмертно награжден медалью «За освобождение Кавказа» и памятным законом ветерана 56-й армии, формировавшейся в Ростове-на-Дону, его родном городе.

Каждая школа уникальна по-своему, у каждой из них есть своя история. В статье были рассмотрены история лицея и Ростова в период военного и послевоенного времени. Можно сделать вывод о том, что несмотря на тяжелое время в мире (и жизни) нужно учиться преодолевать эти моменты все вместе. Уметь постоять за свою Родину и быть патриотом. Практические результаты работы – это использование материалов школьного музея.

Библиографический список:

1. Долорес Ибаррури: [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ибаррури,_Долорес/ (дата обращения: 07.12.2016).
2. Малащенко А.И., Краснова К.И. Возникновение и развитие пионердвижения на Дону. // Воспитание юных ленинцев — Ростов н/Д: Ростиздат, 1971. С.17.
3. Юрий Жуков. Крылья Китая.Записки военного летчика. // — М.: Художественная литература, 1940 г.




Рецензии:

17.12.2016, 20:57 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Саргсян Р.С. нуждается в доработке. Во–первых, необходимо указать хронологические рамки в названии статьи, как это принято в научно–историческом сообществе. Во–вторых, перейти от простого описания фактов прошлого к их анализу. В–третьих, устранить грамматические погрешности. Например, вместо «выставки» работ учащихся написано «ставки» и др. Добавить запятые там, где это необходимо и четко сформулировать выводы. Не лишним будет анализ школьного образования в разные исторические периоды и показ специфики постановки учебного процесса в лицее №33. Научная ценность статьи возрастет, если автор обратиться к материалам местных краеведческих музеев.

17.12.2016 23:23 Ответ на рецензию автора Саргсян Рузанна Степановна:
Спасибо, что указали на мои недочеты. Ошибки, допущенные в работе будут исправлены.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх