Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология, Спорт, Физическая культура
Размещена 06.01.2017. Последняя правка: 05.01.2017.

Методика саморегуляции как условие психологической адаптации к тренировочным нагрузкам подростков-легкоатлетов

Суркова Полина Владимировна

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК

Студент

Шишенко Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК


Аннотация:
В статье подчеркивается значение формирования приспособительных реакций в целях психологической адаптации к тренировочным нагрузкам у подростков-спортсменов. Представлен научно-исследовательский аппарат работы. Дано описание содержания методики саморегуляции как условия повышения психологической адаптации к тренировочным нагрузкам подростков-легкоатлетов. Проведены измерения уровня адаптированности испытуемых, доказывающие эффективность внедренной методики.


Abstract:
In article value of forming of adaptive reactions for the purpose of psychological adaptation to training loads at teenage athletes is emphasized. The research device of work is provided. The description of content of a technique of self-control as conditions of increase in psychological adaptation to training loads of teenage athletes is this. The measurements of level of adaptedness of examinees proving efficiency of the implemented technique are taken.


Ключевые слова:
психологическая адаптация в спорте; подростки; саморегуляция; тренировочные нагрузки; психологическая подготовка; легкая атлетика.

Keywords:
psychological adaptation in sport; teenagers; self-control; training loads; psychological preparation; track and field athletics.


УДК 796/799

Актуальность. В последние годы научный интерес к проблемам психологической адаптации к тренировочным нагрузкам юных легкоатлетов существенно возрос, но работы представлены в диагностических и теоретических аспектах. Исходя из этого, данное исследование представляется весьма актуальным и своевременным.

В подростковом возрасте перед юной личностью встают новые, серьезные задачи. Повышается уровень требований со стороны социума к осознанности и результативности деятельности, формируется самосознание, корректируется самооценка и планы на будущее. На этом фоне адаптационные процессы могут существенно страдать.

Учебно-тренировочный процесс легкоатлетов в возрасте 14-15 лет связан с необходимостью действовать в условиях высокой психологической напряженности, которая граничит с возникновением стрессовых ситуаций, в связи с увеличением объемов и интенсивности нагрузок в процессе занятий, которые могут ограничивать способность юного спортсмена психологически адаптироваться к условиям тренировочной деятельности.

Чтобы этого избежать, необходимо внедрить в учебно-тренировочный процесс методику саморегуляции, которая позволит обеспечить оптимальную психологическую адаптацию к тренировочным нагрузкам, а также способность самостоятельно управлять своим психическим состоянием, что приведет к стабильности психической деятельности в напряженных ситуациях и повышению результативности легкоатлетов 14-15 лет. 

Цель исследования – повышение психологической адаптации к тренировочным нагрузкам подростков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой, посредством внедрения методики саморегуляции. 

Объект исследования – психологическая подготовка легкоатлетов 14-15 лет.

Предмет исследования – методика саморегуляции как условие повышения психологической адаптации к тренировочным нагрузкам подростков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Определить уровень психологической адаптации легкоатлетов 14-15 лет.
  3. Разработать и экспериментально обосновать методику саморегуляции как условие повышения психологической адаптации к тренировочным нагрузкам легкоатлетов 14-15 лет.
  4. Разработать практические рекомендации по внедрению методики в учебно-тренировочный процесс.

Гипотеза исследования – предполагается, что разработанная методика саморегуляции, включающая комплекс психофизической гимнастики, спортивный арт-тренинг и тренинг для развития саногенного мышления, позволит повысить психологическую адаптацию к тренировочным нагрузкам легкоатлетов 14-15 лет. 

Организация и методы исследования

Для решения поставленной проблемы мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, наблюдение, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, методы качественного и количественного анализа.

Исследование осуществлялось в ходе учебно-тренировочного процесса на базе МАОУ ДОД ДЮСШ с отделением АФК «Росток» по легкой атлетике, г. Екатеринбурга. С сентября 2015 по август 2016 год. В исследовании приняли участие легкоатлеты 14-15 лет, в количестве 20 человек, которые составили контрольную и экспериментальную группы по 10 человек. Деление на группы осуществлялось при помощи стратометрического случайного отбора.
Весь процесс исследования был разделен на 3 этапа.

  • На первом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  • На втором этапе была проведена диагностика уровня социально-психологической адаптации к тренировочным нагрузкам легкоатлетов 14-15 лет, а также формировались контрольная и экспериментальная группы.
  • На третьем этапе была разработана и внедрена методика саморегуляции как условие повышения психологической адаптации подростков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой.
  • На четвертом этапе осуществлялась обработка полученных данных, формулировались выводы, разрабатывались практические рекомендации.

В данном сообщении представим содержание экспериментальной методики саморегуляции как условия повышения психологической адаптации к тренировочным нагрузкам подростков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой

Авторская экспериментальная методика саморегуляции включает: комплекс психофизической гимнастики, спортивный арт-тренинг и тренинг для развития саногенного мышления.

Комплекс психофизической гимнастики, применялся в течении полугода, ежедневно, после выполнения беговой работы, по 5-10 минут, а также после учебно-тренировочных занятий по 15 минут, с целью снижения уровня стресса, улучшения работоспособности, восстановления после тренировочных нагрузок и повышения адаптации легкоатлетов 14-15 лет к тренировочным объёмам.

Спортивный арт-тренинг, проводился в течении полугода, один раз в неделю, продолжительность тренинга 90 минут.  Методы арт-терапии, вошедшие в спортивный арт-тренинг: рисуночные техники, библиотерапия, танцевально-двигательная терапия и музыкотерапия. В основу тренинга вошли упражнения, разработанные Т.Ю. Колошиной, А.Е Гиршон. 

Арт-тренинг проводился с целью психического восстановления после тренировочных нагрузок и направлен на повышение уровня стрессоустойчивости, формирование адекватных механизмов психологической защиты, формирование уверенности в себе, психорегуляцию эмоциональных состояний юных спортсменов.

Тренинг для развития саногенного мышления, проводился 3 раза в неделю, перед спортивной тренировкой по 30-40 минут. С целью обеспечения эффективности процессов самопознания, саморегуляции и растождествление с прежним личностным опытом, направлен на преодоление психологических барьеров юных спортсменов, формирование навыков умственного поведения, которое позволит контролировать мысли и управлять эмоциями, оптимизацию акцентуаций характера, осознание психических защит и регуляцию поведенческих реакций за счет осознанного выбора конструктивных программ поведения в различных ситуациях тренировочной деятельности.

Результаты и их обсуждение

В таблице 1 представлены результаты до и после применения экспериментальной методики саморегуляции как условия повышения психологической адаптации к тренировочным нагрузкам подростков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой.

Согласно многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, анализ результатов позволил выявить у исследуемого контингента легкоатлетов уровень психологической адаптации, который составил до эксперимента в контрольной и экспериментальной группах 59 баллов – 2 стена (интерпретация результатов теста осуществляется только по стенам), что характеризует низкий уровень адаптации юных спортсменов.

После применения экспериментальной методики уровень психологической адаптации в экспериментальной группе составил 42 балла – 3 стена, что характеризует средний уровень адаптации, в контрольной – 57, что соответствует 2 стенам (низкий уровень).

Таблица 1 – результаты исследования уровня психологической адаптации легкоатлетов 14-15 лет до и после внедрения методики саморегуляции.

Наименование шкал

Уровень адаптивных способностей (стены)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До

После

До

После

 

Баллы

Стены

Баллы

Стены

Баллы

Стены

Баллы

Стены

Нервно-психическая

устойчивость

30

3

25

4

31

3

29

4

Коммуникативные способности

16

4

10

5

16

4

15

4

Моральная нормативность

12

3

9

5

13

3

13

3

Личностный адаптационный потенциал

59

2

42

3

59

2

57

2

Выводы

  1. Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе можно сделать вывод, что научный интерес к проблемам психологической адаптации к тренировочным нагрузкам юных легкоатлетов существенно возрос, но работы представлены в диагностических и теоретических аспектах.
  2. Определен уровень психологической адаптации, который составил до эксперимента в контрольной и экспериментальной группах 59 баллов – 2 стена (интерпретация результатов теста осуществляется только по стенам), что характеризует низкий уровень адаптации юных спортсменов.
  3. Разработана и внедрена методика саморегуляции как условие повышения психологической адаптации к тренировочным нагрузкам подростков 14-15 лет, занимающихся легкой атлетикой, включающая комплекс психофизической гимнастики, спортивный арт-тренинг и произвольную регуляцию личного темпа и скорости мышления. После применения экспериментальной методики уровень психологической адаптации в экспериментальной группе составил 42 балла – 3 стена, что характеризует средний уровень адаптации, в контрольной – 57, что соответствует 2 стенам (низкий уровень).
  4. Разработаны практические рекомендации:
  • комплекс психофизической гимнастики, применять ежедневно, после выполнения беговой работы, по 5-10 минут, после учебно-тренировочных занятий –15 минут;

  • спортивный арт-тренинг проводить в специальном помещении, чтобы на спортсменов не воздействовали отвлекающие факторы, продолжительность одного занятия 90 минут;

  • каждое занятие тренинга проводится по смехе: приветствие, разминка, основная часть, рефлексия.

  • для оптимальной психологической адаптации перед каждым учебно-тренировочным занятием проводить экспресс-диагностику эмоциональных состояний спортсмена и на этой основе планировать тренировочные нагрузки;

  • для улучшения настроения в процессе тренировок использовать приемы активизации приятных воспоминаний;

  • для оптимальной психологической адаптации придерживаться принципа адаптивного сбалансирования динамики физических нагрузок.

Библиографический список:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. – М.: ВЛАДОС - 2008. – 325 с.
2. Малкин В.Р. Психическая саморегуляция в тренировке легкоатлетов / В. Р Малкин – М.: Спорт, 2002. – 385 с.
3. Попов А. Л. Спортивная психология: Учеб. пособие для физкульт. вузов / А. Л. Попов. - 3-е изд. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2000. - 149 с.




Рецензии:

7.01.2017, 20:40 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: К публикации не рекомендуется. Основания следующие. Научная статья не введение к диссертации. Писать ее надо нормальным научным языком. Какая-либо методика в тексте не представлена. Где тут методика? То есть некоторая последовательность действий, ведущая к психической саморегуляции подростков? Где определение основных терминов? Работу научрука оцениваю на 2 балла.

8.01.2017, 13:25 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и написана научным языком. Одна из немногих интересных статьей в разделе физическая культура. По структуре соответствует требованиям к научным статьям раздела физическая культура и спорт. Замечание: в тексте статьи не приводятся ссылки на источники из списка литературы. Необходима доработка. После исправления замечания рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх