Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №42 (февраль) 2017
Разделы: Литература
Размещена 10.01.2017.

Библейская тема в творчестве Александра Блока

Бескровная Елена Наумовна

кандидат филологических наук

ВУЗ "Международный гуманитарно-педагогический институт "Бейт-Хана"

преподаватель

Аннотация:
Творчество Александра Блока неразрывно связано с библейской тематикой, с Ветхим и Новым Заветом. Обращаясь непосредственно к Библии он черпает из нее сюжеты для своих произведений. Образ блоковской Прекрасной Дамы тесно связан у поэта с образом Девы Марии, несущей Иисуса Христа людям. Образ Девы Марии у Блока переплетается с женской темой в русской литературе и поэт обращается к ней, рисуя женщину-современницу, женщину «Серебряного века». Блок неотделим от русской философии ХХ века, от философии Бердяева, Булгакова, Гершона, в которой Иисус Христос как человек достигает высшей ступени своего развития тесно переплетаясь с поэтическим мировоззрением поэта. Где бы он ни был, Блок движется от Иисуса Христа-ребенка к Иисусу Христу-вождю и эта традиция обретает высшую поэтическую форму в поэме «Двенадцать». Его неоднозначное отношение к революции 1917 года проявляется в восприятии Блоком Ветхого и Нового Завета и тема «Человек – Бог» находит свое отражение в его поэтическом мировидении.


Abstract:
The creative works of Alexander Blok to tie together from the Bible theme, Old and New Testament were the Blok address to the Bible and to take subject for here creative works. The image of the Beautiful Woman to tie together of the Blok from image of Woman Marie, were bring He son to the peoples. The image of Woman Marie to tie together from the Woman theme and Blok is address to He, were drawing woman-contemporary, woman of Silvery time. Blok to tie together from the Russian Philosophy of XX of Berdyaev, Bulgakov, , Gershon, were the man is going to the High level from there development. There is poetic world of Alexander Blok. In there poetic works Blok is moving from the Jesus Christos-shield to the Jesus Christos Leader and there tradition to have there forms in the poem “Twelfth”. His dissimilar attitude to the revolution of 1917 year to be in there attitude to the Old and New Testament and the theme “Lord and Man” is have development in the poetic outlook of Blok.


Ключевые слова:
библейское мировидение Александра Блока; русская философия начала ХХ века; образ Иисуса Христа; образ Девы Марии.

Keywords:
the Bible outlook of Alexander Blok; Russian Philosophy begging of XX century; the image Jesus Christos; the woman Marie.


УДК 82(569.4)

В свое символическое время известный русско-еврейский поэт Семен Григорьевич Фруг писал:

                   А в горнилах духа мысли,

                   В мастерских великих знанья,

                   Не звенит ли славой вечной

                   Их святое достоянье. [1, c.37]

Святым достояньем, насквозь пронизывающим всю эпоху существования мировой литературы и была Библия, ставшая и символом «серебряного века» русской поэзии и основой для создания произведений одним из прекрасных символистов этого периода Александром Александровичем Блоком.

Поэзия Блока тесно связана с новыми вениями в русской философии начала ХХ века. В советском литературоведении этим вопросом занимались И.С. Приходько [6], Р.Д. Клуге [4] Ю.В. Винницкая [3], С.А. Макарова [5], А. Эткинд[8] и другие. Однако, эти работы посвящены больше литературоведческой специфики в творчестве поэта. Нам хотелось бы проследить специфику тесной взаимосвязи философии и литературоведения в поэтическом мировоззрении Блока и показать, что без русской философии немыслим этот замечательный поэт.

Традиционно, когда говорили о Блоке в советском литературоведении, забывали о том, что тема творчества Блока связана непосредственно с духовностью в философском мире России этого периода. Блок и русская философия являлись единым органическим целым и символизм Блока – это прежде всего философская литература Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О.Гершона. Именно на этом моменте блоковской поэзии и хотелось бы остановиться в статье.

Блок и философия неразделимы. Одна из главных задач философии – исследовать антропологию в современном мире. Именно на этот вопрос и отвечает нам философия произведений Блока, о которой известный русский философ М.О. Гершензон писал: «Каждый человек рождается готовым и единственным, с определенной, нигде более не повторяющейся психофизической организацией. В каждой живой особи есть чувственно-волевое ядро, как бы центральное правительство, которое из таинственной глубины высылает свои решения и действует с непогрешимой целесообразностью. Каждое такое ядро, т.е. каждая индивидуальная воля – явившись в мире, все равно возьмем мы человека или лягушку, и, сообразно с этим, нет ничего более своеобразного, как мироотношение каждого живого существа… Но человеку, кроме этой стихийной воли, присуще самосознание, и поэтому стать человеком значит осознать своеобразие своей личности и разумно определить свое отношение к миру». [7]

Именно со своеобразностью и неповторимостью человека в мире связана и поэзия Блока.

Мировоззрение Александра Блока своими корнями уходящее в православное христианство, наполняет его произведения пафосом единства народного фольклора древней Руси и образности Византийского христианства в его первоначальной основе и создается впечатление, что слова «Слова о полку Игореве» сливаются с пением птицы Гамаюн:

                   На гладях бесконечных вод,

                   Закатом в пурпур облаченных,

                   Она вещает и поет,

                   Не в силах крыл поднять смятенных…
                   Вещает иго злых татар,

                   Вещает казней ряд кровавых,

                   И трус, и голод, и пожар,

                   Злодеев силу, гибель правых…

                   Предвечным ужасом объят,

                   Прекрасный лик горит любовью,

                   Но вещей правдою звучат

                   Уста, запекшиеся кровью!... [2, с.34-35]

Автор неслучайно из древнерусской поэзии выбирает образ Птицы Гамаюн. Это образ женщины, нашедший, впоследствии, свое воплощение в деве Марии.

Образ девы Марии в творчестве Блока тесно связан с образом Прекрасной Дамы и фактически сопровождает поэта всю жизнь и имеет свои индивидуально-символические особенности. Главной особенностью творчества Блока как раз и является то, что когда поэт использует мотивы Библии, они не являются отделенными от всей канвы общего поэтического наследия, а в любой момент, в любой период жизни у Блока встает образ страждущей и страдающей девы Марии, которая через горе преображает человека. В своей философской работе «Дух и реальность» Н.А.Бердяев писал: «Если бы не было страданий, не был бы унижен и бессилен человек, то не было бы и духовности, как трансцендирования жизни этого мира, не возникала бы вера в трансцендентный мир.» [7, с.413]

Прекрасная Дама и дева Мария в творчестве Блока сливаются в единство человеческой личности и постепенно, восходя к Богу, проходят путь от христианства к иудаизму с обязательным возвращением к христианству. Наиболее показательным в этом отношение является стихотворение «Благовещение», написанное в 1909 году.

         Юные мечты о любви:

         «С детских лет – видения и грезы,

         Умбрии ласкающая мгла,

         На оградах вспыхнувшие розы [2, c.416]

         Тонкие поют колокола» – постепенно преображаются в полет познания человеком мира и обретения себя в древности:

         «И тогда – незнаемою болью

         Озарился светлый круг лица…

         А над ними – символ своеволья –  [2, c.416]

         Перуджийский гриф когтят тельца.», но полет индивидуальности снова приводит поэта на «круги своя» и идя от иудаизма к самому себе он использует Vulgata для объяснения цели своей жизни.

         Лишь художник, занавесью скрытый, -

         Он провидит страстной муки крест

         И твердит : «Profani procul ite,

         Hic amoris locus sacer est». [2, с.416]

Именно в этом единстве сакральности и заключен религиозный Блок, который в следующем своем произведении «Успение», проводя параллель между жизнью и смертью, показывает непревзойденную красоту Вечности:

         Ее спеленутое тело

         Сложили в молодом лесу.

         Оно от мук помолодело

         Вернув бывалую красу.

         Уже не шумный и не яркий,

         С волненьем в сжатые персты

         В последний раз архангел старый

         Влагает белые цветы. [2, с.417]

         Постепенно поэт раскрывает перед нами красоту православного Израиля, используя при этом образ трех царей и христианско-православную символику:

         Златит далекие вершины

         Прощальным отблеском заря,

         И над туманами долины

         Встают усопших три царя.

         Их привела как в дни былые,

         Другая, поздняя звезда.

         И пастухи уже седые,

         Как встарь сгоняют с гор стада.

         И стражей вечному покою

         Долины заступила мгла.

         Лишь меж звездою и зарею

         Златятся нимбы без числа.

         А выше, по крутым оврагам

         Поет ручей, цветет миндаль,

         И над открытым саркофагом

         Могильный ангел смотрит вдаль. [2, с.417]

Деву Марию и поэта объединяет образ Храма, где «высоко, у царских врат, причастный тайнам, - плакал ребенок о том, что никто не придет назад» [2, с.197]

Фактически каждое произведение Александра Блока пронизывает образ Прекрасной Дамы – Девы Марии, причем этот образ как кинолента, в которой перед читателем проходит вся жизнь Девы Марии:

         Идешь ты к дому на горах,

         Полдневным зноем залитая;

         Идешь – повязка золотая

         В смолистых тонет волосах. [2, с.100]

 

         Гроб невесты легкой тканью

         Скрыт от глаз в соборной мгле,

         Пресвятая тонкой дланью

         Охраняет на земле…

 

         Над ее бессмертной дремой

         Нить свершений потекла…

         Это – Третий – Незнакомый

         Кротко смотрит в купола. [2, с.175]

 

О жизни, догоревшей в хоре

На темном крилосе твоем.

О Деве с тайной в светлом взоре

Над осиянным алтарем.

 

О томных девушках у двери,

Где вечный сумрак и хвала.

О дальней Мери, светлой Мери

В чьих взорах – свет, в чьих косах – мгла. [2, с.223]

Блок с просветленной душой входит в Храм и склоняясь над крестом, ищет символ своей жизни.

Поэт с педалью и гордостью за свою страну несет свой крест. Как отмечает Бердяев в статье «Дух и реальность»: «Перенесение креста на социальную жизнь означает не послушание социальной данности, а принятие необходимости катастроф, революций и радикальных изменений общества. Ошибочно приписывать кресту консервативное значение.

Именно обращенность человека не к личному только спасению, но и к социальному преображению раскрывает личное, глубока личное призвание в духовной жизни…» [7,с.446]

Именно крест является главным символическим образом поэмы «Двенадцать», в которой поэт, идя от двенадцати заповедей Яхвистского кодекса, постепенно подводит нас к ученикам Иисуса Христа и благословляет изменение в обществе, которые ведут русский народ к новой жизни:

          Впереди – с кровавым флагом,

          И за вьюгой невидим,

          И от пули невредим,

          Нежной поступью надвьюжной,

          Снежной россыпью жемчужной,

          В белом венчике из роз –

          Впереди – Иисус Христос. [2,с.643]

Основу богатой библиотеки Бекетовского дома, создавшего Блока как личность в первую очередь составляли книги русских философов, что и легло в основу мировоззрения великого русского поэтического художника «серебряного века» Александра Александровича Блока. Александр Блок фактически создал поэтическую философию символизма. Сравнивая Человека с Богом, он воплотил его в образе Иисуса Христа – человека рожденного от Бога. Высокие идеалы гуманизма переплелись у поэта с  Ветхим и Новым заветом, с идеалами древности, и слились в одно единое целое воплощение «Сикстинской мадонны» Рафаэля и образа Прекрасной Дамы, где женщина рождает суть Земли.

Библиографический список:

1. Бескровная Е.Н. Поэзия Семена Фруга – Днепропетровск: Навчальна книга, 2005 – 100 с.
2. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. – Москва: Художественная литература, 1968.
3. Винницкая Ю.В. Образ Храма в творчестве Александра Блока - /Русский язык и литература в учебных заведениях – 2000 - №3 – с.38-40
4. Клуге Р.Д. Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» - /Общественная мысль (исследования и публикации) – Москва: Наука – 1990, с.40-47
5. Макарова С.А. «Вхожу я в темные Храмы» … А.А. Блока - /Литература в школе – 2000 - №8, с.24-27
6. Приходько И.С. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» - Известия АН СССР. Серия литературы и языка – 1991 - №5 – с.426-444
7. Философия от античности до современности. – Москва: DirectMEDIA, 2005.
8. Эткинд А. Хлыст: Секты литература и революция – Москва: Новое литературное обозрение – 1998 – с.313-388.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх