студент
Полесский государственный университет
студент
Новик Татьяна Владимировна, старший преподаватель, кафедра банковского дела, Полесский государственный университет
УДК 336.273
Актуальность исследования определена тем, что государственный долг играет немаловажную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу погашения, формирования и обслуживания государственного долга непосредственно влияет на государственные финансы, инвестиционный климат, денежное обращение и на развитие международных отношений между государствами.
Объект исследования – государственный долг Республики Беларусь.
Цель работы: определение проблем государственного долга Республики Беларусь.
Чтобы достичь поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать состояние внутреннего и внешнего госдолга за 2014-2016 гг.;
2. Выявить проблемы и попытаться обозначить пути их решения.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета [1]. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.
Внутренний долг представляет собой финансовые обязательства государства, которые возникают в связи с привлечением средств негосударственных организаций и населения страны, для выполнения государственных программ [1].
Глобальной проблемой всех государств является внешний долг. В свою очередь внешний долг — это составная часть государственного долга по внешним займам и долговым обязательствам перед нерезидентами [1]. Внешний долг наиболее опасен для экономики государства, т.к. он предполагает необходимость рассчитываться ресурсами страны.
Постоянный дефицит государственного бюджета является причиной возникновения и нарастания государственного долга страны. Под управлением государственным долгом подразумевается совокупность различных мероприятий, операций, которые осуществляют уполномоченные органы, также изменяются сроки и условия по ранее выпущенным займам и по размещению новых долговых обязательств [2, с.15].
Все это способствует уменьшению стоимости долга, предотвращает переполнение рынка заёмными обязательствами государства.
Управление государственным долгом это непрерывный процесс, который состоит из следующих этапов:
1. На первом этапе происходит определение максимально возможных размеров государственных заимствований на бюджетный год, после этого выбираются инструменты для привлечения финансовых ресурсов и повышения эффективности их использования.
2. На втором этапе путем выпуска и размещения ценных бумаг, привлекаются ресурсы на внешних и внутренних рынках, затем эти средства перераспределяются и направляются на финансирование текущих расходов государства.
3. Третий этап управления государственным долгом заключается в поиске финансовых ресурсов, с помощью которых, государство сможет погашать долг и снижать общие издержки.
Справляться с негативными последствиями государственного долга помогает финансовая политика государства. Цель управления госдолгом заключается в определении рационального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Динамика государственного долга за 2014-2016гг. представлена в Таблице 1.
Показатели |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|||||||||
Период |
01.01 |
01.05 |
01.07 |
01.10 |
01.01 |
01.05 |
01.07 |
01.10 |
01.01 |
01.05 |
01.07 |
01.10 |
Внешний госдолг, в % к ВВП |
17,1 |
12,1 |
13,4 |
13,0 |
16,6 |
17,9 |
18,5 |
20,1 |
22,7 |
25,5 |
26,4 |
27,9 |
Внутренний госдолг, в % к ВВП |
5,3 |
5,2 |
5,5 |
5,4 |
5,7 |
5,6 |
5,6 |
8,1 |
9,8 |
9,8 |
9,9 |
10,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [3]
По имеющимся статистическим данным Министерства Финансов, представленных в Таблице 1, наблюдается увеличение внешнего долга страны на 14,9%. Самым существенным источником образования внешней задолженности в Республике Беларусь являются международные кредиты, на долю которых приходится на начало 2014г. – 88,6%, на начало 2015г.– 87,9% и на начало 2016г. – 88,9% всего совокупного внешнего долга. Внутренний государственный долг также увеличился на 5,5%. Увеличение внутреннего государственного долга обусловлено эмиссией государственных облигаций. Нельзя не заметить, что объёмы внешнего долга Республики Беларусь весьма существенны. Эта ситуация в стране может привести к тому, что будут происходить новые заимствования, что значительно повлияет на темпы экономического роста в стране.
Рисунок 1 – Географическая структура внешнего долга Республики Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [4]
На данный момент времени главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития, Международный Валютный Фонд, США, Россия и др. (рисунок 1)
Как отрицательное явление, следует рассматривать небольшой процент использования кредитов международных финансовых организаций. Во-первых, организации, такие как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и Развития , предлагают ресурсы на льготных условия. Например, кредиты МВФ не требуют гарантий и предоплаты со стороны заемщика и предоставляются на срок от 10 до 20 лет. Во-вторых, государство, которое не кредитуются у международных организаций, не имеет никакой кредитной истории и репутации заемщика, что негативно отражается на кредитном рейтинге страны. Наше государство относится к группе стран, имеющих высокий уровень странового риска [5, с.44].
Необходимо предпринять определённые меры, для того чтобы, расходы госбюджета были рациональными и эффективными :
1. Чтобы более точно предвидеть размер государственных расходов, необходимо перейти на среднесрочное планирование. Однако, чтобы осуществить такой переход, нужно внести дополнения и изменения в действующее законодательство;
2. Содействие достижению высокого инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению.
3. Повышение самостоятельности местных бюджетов и их заинтересованности в развитии собственной ресурсной базы можно достичь за счет формирования межбюджетных отношений;
4. Обеспечение стабильного обслуживания внешних и внутренних обязательств страны в любой кризисной ситуации;
5. Для того, чтобы финансировать основные приоритетные направления социально-экономического развития, необходимо переходить на программно-целевой метод бюджетного планирования.
6. Определение правительством перечня государственных программ на 2016-2020 годы, что позволит распределить на среднесрочный период бюджетные ресурсы на реализацию каждой конкретной программы в рамках установленных приоритетов социально-экономического развития;
Эти меры являются обоснованными не только для улучшения рынка внутреннего и внешнего государственного долга, но и для улучшения социально-экономического благосостояния страны и ее граждан.
Рецензии:
21.01.2017, 10:37 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статью можно опубликовать. С уважением В.Н, Боровский