Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 21.01.2017. Последняя правка: 20.01.2017.
Просмотров - 2711

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Кононович Наталия Валерьевна

студент

Полесский государственный университет

студент

Новик Татьяна Владимировна, старший преподаватель, кафедра банковского дела, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье на рассмотрение вынесена динамика государственного долга за 2014-2016 гг. Обозначены меры по совершенствованию расходов государственного бюджета Республики Беларусь.


Abstract:
This article taken out to the dynamics of public debt over 2014-2016. Marked improvement expenditures of the state budget of the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
государственный долг; кредиторы Республики Беларусь; управление государственным долгом.

Keywords:
public debt; the creditors of the Republic of Belarus; management of public debt.


УДК 336.273

Актуальность исследования определена тем, что государственный долг играет немаловажную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу погашения, формирования и обслуживания государственного долга непосредственно влияет на государственные финансы, инвестиционный климат, денежное обращение и на развитие международных отношений между государствами.

Объект исследования – государственный долг Республики Беларусь.

Цель работы: определение проблем государственного долга Республики Беларусь.

Чтобы достичь поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать состояние внутреннего и внешнего госдолга за 2014-2016 гг.;

2. Выявить проблемы и попытаться обозначить пути их решения.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета [1]. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.

Внутренний долг  представляет собой финансовые обязательства государства, которые возникают в связи с привлечением средств негосударственных организаций и населения страны, для выполнения государственных программ [1].

Глобальной проблемой всех государств является внешний долг. В свою очередь внешний долг —  это составная часть государственного долга по внешним займам и  долговым обязательствам перед нерезидентами [1]. Внешний долг наиболее опасен для экономики государства, т.к. он предполагает необходимость рассчитываться ресурсами страны.

Постоянный дефицит государственного бюджета является причиной возникновения и нарастания государственного долга страны. Под управлением государственным долгом подразумевается совокупность различных мероприятий, операций, которые осуществляют уполномоченные органы, также изменяются сроки и условия по ранее выпущенным займам и по размещению новых долговых обязательств [2, с.15].

Все это способствует уменьшению стоимости долга, предотвращает переполнение рынка заёмными обязательствами государства.

Управление государственным долгом это непрерывный процесс, который состоит из следующих  этапов:

1. На первом  этапе происходит определение максимально возможных размеров государственных заимствований на бюджетный год, после этого  выбираются инструменты для привлечения финансовых ресурсов и повышения эффективности их использования.

2. На втором этапе путем выпуска и размещения ценных бумаг, привлекаются ресурсы на внешних и внутренних рынках, затем эти средства перераспределяются и направляются на финансирование текущих расходов государства.

3. Третий этап управления государственным долгом заключается в поиске финансовых ресурсов, с помощью которых, государство сможет погашать долг и снижать общие издержки.

Справляться с негативными последствиями государственного долга помогает финансовая политика государства. Цель управления госдолгом заключается в определении рационального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Динамика государственного долга за 2014-2016гг. представлена в Таблице 1.

Таблица 1. Состояние внутреннего и внешнего госдолга

Показатели

2014г.

2015г.

2016г.

Период

01.01

01.05

01.07

01.10

01.01

01.05

01.07

01.10

01.01

01.05

01.07

01.10

Внешний госдолг, в % к ВВП

17,1

12,1

13,4

13,0

16,6

17,9

18,5

20,1

22,7

25,5

26,4

27,9

Внутренний госдолг, в % к ВВП

5,3

5,2

5,5

5,4

5,7

5,6

5,6

8,1

9,8

9,8

9,9

10,9

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [3]

По имеющимся статистическим данным Министерства Финансов, представленных в Таблице 1, наблюдается увеличение внешнего долга страны на 14,9%. Самым существенным  источником образования внешней задолженности в Республике Беларусь являются международные кредиты, на долю которых приходится на начало 2014г. – 88,6%, на начало 2015г.– 87,9% и на начало 2016г. – 88,9% всего совокупного внешнего долга. Внутренний государственный долг также увеличился на 5,5%.  Увеличение внутреннего государственного долга  обусловлено эмиссией государственных облигаций. Нельзя не заметить, что объёмы внешнего долга Республики Беларусь весьма существенны. Эта ситуация в стране может привести к тому, что будут происходить новые заимствования, что значительно повлияет на темпы экономического роста в стране.

Рисунок 1 – Географическая структура внешнего долга Республики Беларусь

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [4]

На данный момент времени главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития, Международный Валютный Фонд, США, Россия и др. (рисунок 1)

Как отрицательное явление, следует рассматривать небольшой процент использования кредитов международных финансовых организаций. Во-первых, организации, такие как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и Развития , предлагают ресурсы на льготных условия. Например, кредиты МВФ не требуют гарантий и предоплаты со стороны заемщика и предоставляются на срок от 10 до 20 лет. Во-вторых, государство, которое  не кредитуются у международных организаций, не имеет никакой кредитной истории и репутации заемщика, что негативно отражается на кредитном рейтинге страны. Наше государство относится к группе стран, имеющих высокий уровень странового риска [5, с.44].

Необходимо предпринять определённые меры, для того чтобы, расходы госбюджета были рациональными и эффективными :

1. Чтобы более точно предвидеть размер государственных расходов, необходимо перейти на среднесрочное планирование. Однако, чтобы осуществить такой переход, нужно внести дополнения и изменения в действующее законодательство;

2. Содействие достижению высокого инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению.

3. Повышение самостоятельности местных бюджетов и их заинтересованности в развитии собственной ресурсной базы можно достичь за счет формирования межбюджетных отношений;

4. Обеспечение стабильного обслуживания внешних и внутренних обязательств страны в любой кризисной ситуации;

5. Для того, чтобы финансировать  основные приоритетные направления  социально-экономического развития, необходимо переходить на программно-целевой метод бюджетного планирования.

6. Определение правительством перечня  государственных программ на 2016-2020 годы, что позволит распределить на среднесрочный период бюджетные ресурсы на реализацию каждой конкретной программы в рамках установленных приоритетов социально-экономического развития;

Эти меры являются обоснованными не только для улучшения рынка внутреннего и внешнего государственного долга, но и для улучшения социально-экономического благосостояния страны и ее граждан.

Библиографический список:

1. Государственный долг Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ – Дата доступа 22.11.2016
2. Финансовое право Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/6-7-formirovanie-raskhodov-byudzheta.htm – Дата доступа 24.11.2016
3. Министерство Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.gov.by/ru/public_debt/condition/с33def730b434e89.html – Дата доступа 23.11.2016
4. Финансы и финансовый рынок: учеб. Пособие/ Г.Е. Кобринский [и др.]; под. общ. ред. Г.Е. Кобринского, М.К. Фисенко. – Минск: Выш. шк, 2011. – 343 с.
5. Государственный бюджет: учеб./ Т. В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.




Рецензии:

21.01.2017, 10:37 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статью можно опубликовать. С уважением В.Н, Боровский

22.01.2017 14:14 Ответ на рецензию автора Кононович Наталия Валерьевна:
Спасибо за рецензию

21.01.2017, 16:35 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия: Проблема внешнего долга в свете нынешнего политического и экономического мирового кризиса является наиболее актуальной. Вместе с тем, на мой взгляд, утверждение автора статьи о том, что любое государство должно в обязательном порядке брать кредиты у международных финансовых организаций (МВФ, ЕБРР и др.), является спорным, так как, именно данные финансовые организации несут значительную долю ответственности за нынешний мировой экономический кризис. В целом данная статья представляет несомненный интерес и её безусловно можно опубликовать. С уважением Т.В. Трокаль
22.01.2017 14:14 Ответ на рецензию автора Кононович Наталия Валерьевна:
Спасибо за рецензию



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх