Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №42 (февраль) 2017
Разделы: История
Размещена 03.02.2017.
Просмотров - 2305

Исполнительный комитет и совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Черноярского уезда Астраханской губернии в 1918 году

Дудина Анна Викторовна

Волгоградский Государственный Университет

магистрант

Фурман Екатерина Львовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России института истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского Государственного Университета


Аннотация:
В процессе исследования выявлена государственная политика в сфере организации местного управления в первый год существования советской власти. Установлено правовое поле деятельности и структура органов власти Черноярского уезда в 1918 г. Охарактеризованы финансово-экономическая, образовательная и культурно-просветительская сферы деятельности советских органов власти в Черном Яре.


Abstract:
The study identified the state policy in the sphere of organization of local government in the first year of the Soviet regime. Established legal field of activity and structure of organs Chernojarskiy county government in 1918. Were characterized by financial and economic, educational , cultural and educational spheres of activity of the Soviet authorities in the Chyernyy Yar.


Ключевые слова:
установление советской власти; местные органы власти; Черный Яр; Черноярский уезд; Астраханская губерния.

Keywords:
establishment of Soviet power; local authorities; Chernyy Yar; Chernoyarskiy County; Astrakhan Province


УДК 908

Введение.

История становления советских органов власти на местах позволяет выявить общероссийские закономерности и специфику отдельно взятого региона. Исследование государственного строительства в определённых местностях способствует установлению движущих сил, выявлению степени взаимовлияния центра и регионов. Актуальность этих проблем сейчас всё чаще концентрирует внимание исследователей на фактах первых лет советской власти.

Актуальность.

Вопрос формирования российской государственности в последние десятилетия вновь актуализировал исследования исторического опыта становления центральных и региональных органов власти на разных этапах развития Российского государства. При этом обращение к изучению истории становления советских органов власти на местах позволяет выявить общероссийские закономерности и специфику развития данного процесса в отдельно взятом регионе.

Целью работы является выявление особенностей процесса учреждения советских органов власти, на примере организации и деятельности исполнительного комитета и совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Черноярского уезда Астраханской губернии.

Задачи исследования для реализации цели исследования предполагают установление правового поля деятельности и структуры органов власти Черноярского уезда в 1918 г., характеристику финансово-экономической деятельности и роли Черноярских органов власти в образовательной и культурно-просветительской деятельности.

Решение задач данного исследования подразумевает применение следующих методов: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный.

Научная новизна: исследование данной темы вводит в научный оборот архивные источники, ранее неопубликованные. Также работа позволяет установить списки населённых пунктов, численность и материальное положение населения, земельный фонд уезда, ситуацию в образовательной сфере, поимённые списки сотрудников учреждений и т.д.

Процесс становления советских органов власти характеризовался целым рядом особенностей, среди которых, в первую очередь, мы отмечаем дезорганизацию всей системы управления в условиях Гражданской войны, некомпетентность во многих вопросах нового персонала, действия контрреволюционных сил и т.д. Пристальное внимание центральных органов власти к вопросу строительства новой государственности в регионах иллюстрирует целый ряд декретов и постановлений советского правительства, сформировавших уже в первые месяцы правовое поле функционирования советских органов власти в центре и на местах.

Советская власть в городе Чёрный Яр Астраханской губернии была установлена 23 февраля 1918 г. К лету власть советов была установлена почти во всех городах и сёлах Черноярского уезда. Высшим органом власти на территории уезда с 1918 г. являлся совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, функционировавший в течение трёх месяцев, и исполнительный комитет (состоявший из 15 отделов), который являлся постоянно действующим органом. Специфика деятельности исполкома и совета определялась, в первую очередь, специализацией Черноярского уезда, основное население которого было задействовано в сфере сельскохозяйственного производства, сам уезд располагался на большой территории. Черноярский уезд располагался на обширной территории, равнявшейся 719362 десятинам. При этом численность населения, проживавшего в уезде, являлась относительно невысокой. В мае 1918г. всего в уезде числилось 117344 чел., из которых в уездном центре г. Чёрный Яр на 27 июня 1917 г. проживало 11900 человек. Количественных данных о числе проживавших в городе дворян, духовенства и купечества среди делопроизводственной документации учреждений власти за 1918 г. не отложилось. Известен только национальный состав города: кроме русских, в городе проживали казаки (1482 чел.), составлявшие 12.5% населения, и калмыки (600 чел.), составлявшие 5% от населения.

Местные органы советской власти в своей работе призваны были руководствоваться распоряжениями центральной власти. В начале лета 1918 г. в Астраханской губернии структура советских органов власти находилась ещё на стадии формирования. Не все уездные, волостные, сельские и деревенские советы были осведомлены о подотчётности своих работ и обязанностях, по отношению к другим органам советской власти в рамках установленной иерархии. Подобная проблема решалась только централизованно, например, местным органам власти циркулярно (т.е. сразу нескольким адресатам) направлялся декрет, который был принят комиссией ЦИК. Он направлялся для точного исполнения и руководства при выборах в съезды и советы. В декрете говорилось о том, кто может избирать и быть избранным с совдепы, а также о тех, кто этого права лишён.

На организационном этапе Черноярский исполком сталкивался с многочисленными трудностями, среди которых была проблема с отправкой отчётности в губернию. Так, Черноярский исполком с запозданием сообщал о чрезвычайных ситуациях, о выступлениях анархистов в уезде в 1918 г. Об этой проблеме председатель совета Саратовского почтово-телеграфного округа оповещал циркулярно все учреждения. Отсутствие должного опыта работы, при большом обороте делопроизводственной документации, зачастую приводил к многочисленным перебоям в работе служащих местных органов советской власти. Делопроизводители, зачастую, замедляли работу, либо предоставляли неверную информацию.

Процесс формирования представительных органов советской власти Черноярского уезда продолжился летом 1918 г. - формированием уездного совета крестьянских и ловецких депутатов. Структура совета была представлена исполнительным комитетом, комиссариатами внутренних дел и юстиции, финансов, продовольствия, земледелия, народного здравоохранения, народного просвещения, торговли, промышленности и общественных работ. К осени 1918 г. структура уездного исполкома расширилась. Если в августе для членства в исполкоме достаточно было иметь пролетарское происхождение, то с осени приоритет отдавался, в первую очередь, партийным гражданам. В составе уездного исполкома насчитывалось 15-20 человек, из числа которых избирался президиум (председатель, товарищ, заместитель и 2 секретаря - ко всем предъявлялось требование обязательного членства в партии).

Как правило, заседания президиума исполкома проходили ежедневно, с 9 утра до 3 часов дня, кроме праздничных дней. Работа со срочной корреспонденцией осуществлялась обычно дежурным, который должен был выполнять оперативную работу в исполкоме: принимать, перенаправлять и отвечать на корреспонденцию, регулировать делопроизводственный поток и т.д. Все дела президиум решал самостоятельно, но наиболее важные выдвигал на заседание всего исполкома. Президиум обладал довольно широкими полномочиями: только члены президиума определяли протокол заседания и порядок рассмотрения дел.

Из числа членов исполнительного комитета подбирались сотрудники в канцелярию, также управляющие делами, секретари, заведующие отделами, члены коллегий и казначей. То есть «рядовые» члены исполкома занимались сбором материалов, подготовкой всех бумаг для более успешной работы президиума. Исполком заседал раз в неделю по приглашению президиума с 6 часов вечера. За неявку на собрание члены исполкома получали выговор и даже могли быть исключены из состава организации. Не считалось прогулом отсутствие по причине командировки.

18 октября 1918 г. СНК РСФСР издал декрет по унификации заработной платы, согласно шкале процентных понижений декрета ВЦИК от 22 сентября 1918г. Эти декреты должны были служить руководством при установлении тарифных ставок для рабочих и служащих советских учреждений. Давайте рассмотрим, как эти декреты реализовывались на местах. Ведомость на выдачу членам коллегии и низшим служащим Продовольственного комитета Черноярского уезда окладов.

Из таблицы видно, что новый оклад в Черноярском уезде отставал от необходимых показателей более чем на 100 рублей. Так, если посмотреть в том же декрете от 22 сентября примерную шкалу, какой должна была стать новая заработная плата, то можно увидеть несовпадения: если старый оклад был 350 рублей, то новый должен был равняться 500 рублям; если был 600 рублей, то необходимо было повысить до 775 рублей. Для более полного представления изменений, можно отметить, что в 1918 году в Астраханской губернии пуд ржи стоил 16 рублей 50 копеек, а пуд пшеницы 22 рубля 50 копеек. Более того, в ведомости продовольственного комитета можно отметить, что оплата труда бухгалтера и заведующего делопроизводством снизилась. В оправдание этому, можно сослаться на непростое положение в губернии и в уезде, в частности, осенью 1918 г. уезд стал ощущать на себе тягости жизни в прифронтовой полосе.

Проанализировать социальное положение и состояние имущества советских служащих можно на примере Барановского волисполкома. На службе состояли в большинстве мужчины, средний возраст которых составлял 31 год. В большинстве своём, это были выходцы из патриархальных семей, состоявших из нескольких поколений родственников. Практически все служащие Барановского волисполкома принадлежали к крестьянству.

Список отделов Черноярского исполкома был установлен осенью. Это явилось необходимым условием для учета всех служащих и более слаженного взаимодействия всех структур исполкома. 21 сентября 1918 г. во все отделы Черноярского уездного исполкома был направлен список его отделов за подписями председателя и члена-секретаря. Таким образом, в исполкоме Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов насчитывалось 15 отделов.

Каждый отдел, кроме президиума, имел свою структуру. Для примера можно рассмотреть отдел юстиции. В период с весны по начало лета 1918 г., правосудие в сёлах Черноярского уезда, как таковое, практически, не отправлялось, местное население всё чаще для разрешения проблем прибегало к самосуду. Комиссариат юстиции неоднократно обращался в совет, с просьбой о временном назначении (или подборе кандидатур на должности) судей и членов следственно-уголовной комиссии. Совет откладывал решение данного вопроса до 10 июня 1918 г. Тогда же было принято постановление: «Выборы судей предоставить на места; предложить комиссару юстиции сделать соответствующие распоряжения и передать на места списки имеющихся кандидатов». Черноярский комиссариат 28 июня разослал по всем волостным комитетам списки кандидатов на должность судей и дал соответствующие указания о порядке производства выборов. Но выборы произведены всё равно не были. Правда, встречались единичные случаи - в сёлах Заветном и Тундутово выборы провели, но с многочисленными нарушениями самой процедуры. Что характерно, выборы судей должны были производиться по территориальному признаку, а не в отдельности по каждому селу.

В итоге, выборы на местах так и не были проведены, следовательно, население осталось лишённым централизованного правосудия. Курьёзность сложившейся ситуации состояла в том, что ещё 24 ноября 1917 г. СНК издал декрет «О суде». По этому декрету все местные судьи должны были избираться на основании прямых демократических выборов. До их назначения должны были быть поставлены временные судьи уездными, городскими и губернскими советами, но в Черноярском уезде этого сделано не было. При этом кредит на содержание народных судов был выдан еще до начала их деятельности - 1 мая 1918 г.

В июле 1918 г. вышло распоряжение центральной власти о ликвидации уездных комиссариатов юстиции, где уже было организовано местное народное судопроизводство. В связи с этим, заведующий отделом А.Я. Шварц принял решение разделить комиссариат юстиции на 2 отдела: 1) общий с подотделом ликвидации дел комиссариата; 2) специально-организационный, для формирования института местных народных судей. Кроме комиссара, в отделе юстиции были и другие представители: помощник комиссара, 2 делопроизводителя, регистратор-машинист и канцелярист первого разряда. Но такое разделение не решило всех проблем. Специалистов по судебной части всё равно не хватало из-за мобилизации.

В ведении Черноярского исполкома также находилась и агитационно-пропагандистская деятельность. В первый год существования советской власти было чрезвычайно важно преодолевать предубеждение населения и ломать стереотипы. Эта обязанность легла и на Черноярский уездный исполнительный комитет. При отделе внутренних дел в сентябре 1918 г. был создан подотдел информации, который распространял по уезду газеты и брошюры для населения. Отношение к советской власти у населения уезда было неоднозначным, и, как показывает состав первых советов, это было вполне оправданно. Они выглядели как наспех сколоченные, абсолютно разнородные по социальному, классовому составу.

В Царицынской газете «Солдат революции» от 7 августа 1918 г. была опубликована статья, посвящённая Черноярскому уезду. В ней говорилось о том, что в городе и почти во всех сёлах уезда существуют советы, но их структура и состав слишком «подозрительны». Так, в Чёрном Яру членами совета состояли 2 бывших пристава (один раньше был помощником пристава, другой урядником). В селе Солёное Займище председателем совета являлся бывший старшина. В сёлах Обильном, Цаца и Садовое «в волостном правлении печати и штемпели до сих пор с царской короной». В селе Садовое отказывались снять со стены портрет Николая Николаевича (великого князя). Также отмечалось, что, практически во всех сёлах отсутствуют большевистские газеты, литература, нет агитаторов-коммунистов, а также усердно работают контрреволюционеры. В Чёрном Яру местным населением были расклеены прокламации «Да здравствует Учредительное собрание, долой насильников-большевиков» и т.д. В конце статьи говорится, что во многих местах уезда отношение к советской власти враждебное, организация Красной Армии идёт довольно вяло (а если и идёт, то лишь благодаря усиленной работе агитаторов).

К одним из приоритетных задач, находившихся в ведении советских органов власти на местах в условиях нараставшей Гражданской войны безусловно относилась организация финансово-экономической деятельности, в русле правительственных постановлений.

Острая нехватка бюджетных средств в уезде ощущалась постоянно. Ещё 25-26 мая 1918 г. состоялся чрезвычайный съезд советов, где одним из центральных вопросов была проблема отсутствия средств и роста задолженности на местах. В уезде не хватало средств, поэтому съезд решил сделать запрос о помощи в Астрахань и Царицын. Ввиду недостатка денег, работникам не выплачивалась заработная плата, и, как следствие, они не могли выплачивать налоги и недоимки. А недоимки были крупные и достигали нескольких тысяч рублей по земским сборам, как от сёл, так и от частновладельческих земель. Если взглянуть на недоимки лишь по нескольким сельским обществам по состоянию на 27 ноября 1918г., то можно увидеть, что их объем был довольно велик.

Примечание - Источник: собственная разработка на основании (11).

Всего же недоимок по всем обществам на это же число составило 143573 руб. 62 коп. Недоимки по частновладельческим землям были немного меньше по состоянию на 29 ноября 1918 г. Они накопились за несколько лет и составили лишь 29922рубля 42 копейки.

В уезде ещё в мае была обнаружена нехватка продовольствия и вещей. Осенью проблема ещё более усугубилась по причине неурожая хлебов и трав, кроме того, на Черноярский уезд была возложена обязанность обеспечения войск продовольствием на протяжении нескольких месяцев. Недостаток был вполне прогнозируемым, т.к. пахотной земли (от всей удобной) в уезде было всего лишь 22%. Сады и огороды не набирали даже 0,5%. Основным же занятием было скотоводство, т.к. площадь выгонов составляла в 1918 г. 70%. Но даже это не спасало от дефицита.

Проблему с продовольствием решили так: «все продукты продовольствия и предметы широкого потребления оставить на местах; предложить губернскому комиссариату дать разрешение на санкцию уездного Совета на свободную закупку товаров и продуктов из других губерний». При этом, продовольственный комиссариат при уездном совете оставался. Он нужен был для регистрации и учёта товаров. В июне 1918 г. съезд постановил, что населению Черноярского уезда продовольствие будет поставляться из Ставропольской, Донской и Саратовской губерний.

Однако все вышеперечисленные меры ощутимого результата не принесли. По итогам обследования степной части Черноярского уезда в августе 1918 г., податной инспектор установил крайне неудовлетворительные условия развития торговли и промыслов в уезде: «Торговцы, промышленники, жители и советы жалуются на отсутствие необходимых товаров и продуктов; следует открыть товарные склады в наиболее населенных пунктах с продажей по твёрдым ценам. Почти все лавки частных лиц, выбравших промысловые свидетельства, закрыты и посетители впускаются со двора, что стесняет покупателей…». То есть, получалось, что из-за дефицита продовольствия частные владельцы вынуждены были торговать неофициально.

В самом уездном центре в начале 1919 г. несколько членов уисполкома получили мандаты на право изымания у жителей Чёрного Яра излишнего имущества и вещей. Всё «лишнее» подлежало реквизиции и распределению между нуждающимися гражданами и учреждениями, строго по описи. Анализ описи реквизированного имущества позволяет сделать вывод, что новые органы власти нуждались в обустройстве собственных помещений. Реквизиции являлись, в данном случае, удобным мотивом, чтобы обустроить служебные помещения в условиях Гражданской войны и острого дефицита промышленных товаров, без привлечения бюджетных средств, посредством простого перераспределения имущества.

В июле-августе 1918г., дефицит денежных средств в уезде вызвал также острый топливный кризис, в результате чего власти вынуждены были прибегать к весьма непопулярным мерам. Так, Черноярский исполком, по решению волжского районного уполномоченного по топливу, принял постановление о сокращении потребления электроэнергии. В соответствии с принятым постановлением запрещалось «пользование угольными лампами накаливания и применение электроэнергии для нагревательных приборов и вентиляторов». В этом же постановлении запрещалось «освещение реклам, вывесок, окон и всяких витрин в торговых и иных заведениях, а также наружное освещение театров, кинематографов, магазинов, ресторанов ит.п. помещений, за исключением подъездов. На каждую дверь подъезда допускалось освещение общей силой не выше 25 свечей (примерно 25 Ватт)».

Реализация общегосударственной политики в сфере образования тоже входила в сферу вопросов Черноярского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и уисполкома. СНК ещё в феврале 1918 г. издал декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви». Проведение этого декрета в жизнь предполагало превращение школы в светское заведение (что в свою очередь предусматривало: исключение из школьного курса преподавания Закона Божьего, запрет на чтение молитв, удаление из школ предметов культа). Реакцию населения на подобные нововведения можно проследить по выдержке из доклада заведующего отделом народного просвещения Черноярского исполкома: «родители перестали отпускать детей в школу».

Исходя из программы правительственных преобразований в сфере образования, отдел народного просвещения направил директиву на места в волостные советы Черноярского уезда, которая предписывала в духе времени: «1) Волостным советам оказывать содействие отделу народного образования и самим принимать меры к подысканию более или менее подходящих зданий для школьного и внешкольного образования /под школы, народные дома, библиотеки, вечерние курсы и т.п.; 2) Проповедь церкви о смирении, послушании и терпении в школе заменять проповедью Интернационала «Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Декрет об отделении церкви от государства должен был проводиться, в соответствии с директивой, твёрдо и без всяких отступлений, т.к. от этого, по мнению представителей отдела народного просвещения, в значительной мере, зависело укрепление советской власти в уезде. Делегировать волостным советам применять к лицам, на которых не действует слово убеждения, все меры, включая самые радикальные, такие как арест, задержание и т.д.; 3) Разослать земельным отделам указания, чтобы они беспрепятственно по требованию школьных советов, отводили, по возможности поблизости школы, потребные земельные участки под поле, сад и огород».

Исследование протоколов совещаний депутатов Черноярского совета позволяет констатировать, среди депутатского состава, крайне негативную оценку содержания и организации обучения в школах царской России. В мае 1918 г. на территории уезда находилось 10 школ и 5 высших начальных учреждений. На съезде советов 25-27 мая и 8-14 июня было принято постановление: «С начала нового учебного 1918-1919 года открыть 65 новых комплектов в начальных училищах и 15 новых высших начальных училищ». В связи с этим, исполком запросил 212000 рублей у астраханской краевой власти для закупки необходимого школьного оборудования (новых парт, классных досок, столов и т.д.).

Поддержку новой советской власти и развенчание старых порядков спешили выразить и отдельные руководители учебных заведений уезда. Так, в сентябре 1918 г. заведующий Черноярского второго высшего начального училища Владимир Михайлов в отправленной в исполком докладной записке восклицал: «Сбросив с себя ненавистное и постыдное иго царизма, русский пролетариат, во главе со своим рабоче-крестьянским правительством, устремился к свету, к первоисточнику своего будущего могущества – Просвещению. Советская власть, как выразительница идей и стремлений свободного русского гражданина, охотно пошла всеми своими силами и средствами навстречу этим духовным запросам. Устраивая в каждом глухом местечке Республики школы, она, Власть, не забыла и Чёрный Яр. Согласно постановлению Июньского крестьянского съезда и ходатайству уездного комиссариата просвещения, губернский отдел по народному образованию постановил открыть в Чёрном Яру второе высшее начальное училище».

Поспешность автора письма и чрезмерно восторженный тон, объяснялись вполне практическими соображениями. Необходимость открытия нового училища ощущалась уже на протяжении нескольких лет. Количество учащихся достигло 300 человек. Такая масса учеников вынуждала педагогический персонал вести занятия в 2 смены, что негативно отражалось как на работоспособности детей, так и на правильной постановке учебного процесса. В 1918 учебном году было найдено подходящее помещение для Второго высшего начального училища - бывший дом Сучкова (раскулаченный). На покупку здания Астраханской властью было отпущено 24000 рублей и для ремонта 12000 рублей. Но финансы на обеспечение народного просвещения местная власть испрашивала не только у краевых властей.

В октябре 1918 г. ВЦИК издал декрет «О создании единой трудовой школы». В докладе уездного отдела народного образования заведующий всячески выражает одобрение выбранному курсу правительства. «Издав декрет о единой трудовой школе - коммуне, правительство видит в этом единственный верный путь к развитию и укреплению социалистического строя, а поэтому предлагает немедленно приступить к организации трудовой школы». Организация трудовой школы предусматривала соответствующее школьное помещение, при котором дети могли бы жить постоянно и, кроме обучения, выполнять все необходимые хозяйственные работы. В Черноярском уезде главное занятие жителей – земледелие, рыболовство, садоводство. Положение о трудовой школе предусматривало, что в ведении такого рода школ должны находиться также участки земли: в сёлах не менее 1 десятины, в городах не менее 500 квадратных сажен (0,3 га) - «для применения культурных форм обработки силами школьного коллектива /учащимися и учительством/ в тех местах, где жители занимаются садоводством». В сложившихся условиях молодая советская власть могла организовать трудовые школы с обширными прилегающими территориями наименее затратным способом, путём перераспределения ресурсов: от имущих к неимущим.

В ноябре 1918 г. отдел народного образования обратился в исполком с отчётом о своей работе. В нём говорилось, что планируется открыть общежитие для учащихся уезда. Правда, для этого требуется «изъять будущее здание общежития у гражданки Абаевой». Ещё один пример: в ноябре в Чёрном Яру организовывалось 4 школьных коллектива, один из которых не имел собственного здания. Отдел народного образования исполкома потребовал для школы дом Сучкова (раскулаченный). Таким же способом планировали снабжать детей бесплатными завтраками, учебниками и одеждой.

Кроме открытия новых школ и училищ, отдел народного образования активно занимался поиском агитаторов (для отправки их в волостные советы), организацией в сёлах фракций большевиков и открытием культурно-просветительских кружков. В сентябре 1918 г. съезд совета постановил в отделе внутреннего управления открыть подотдел информации. Исполкомом был закуплен печатный станок для распространения по уезду газет, брошюр и прочей литературы, в целях пропаганды и агитации.

Также в компетенцию исполкома входила организация различных культурно-массовых мероприятий в уезде. 1 октября 1918 г. в городе Чёрный Яр состоялась торжественная церемония открытия коммунистического клуба. В связи с этим, все учреждения города прекращали свою работу в обед; все военные части прибывали на базарную площадь со знамёнами и оружием. В 3 часа дня процессия шествовала со знамёнами по городу, а по возвращении, поднимала флаг и открывала салют всех орудий с пением Интернационала и революционных песен. После этого начинался митинг с постепенным переходом всех желающих в здание клуба. Играл оркестр, выступающие ораторы озвучивали программу развития клуба. Подобное чрезмерно помпезное мероприятие формировало облик и традиции новых советских праздников. Однако, несмотря все предпринятые усилия, на этот праздник пришло немного горожан. В большинстве случаев, основными зрителями и участниками были сами работники образовательных и государственных учреждений города, для которых присутствие на таких мероприятиях было обязательным. А такое пышное открытие клуба явилось, скорее, генеральной репетицией перед празднованием Юбилея рабоче-крестьянской революции.

Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов с особой тщательностью готовился к проведению первой годовщины Октябрьской революции. Ещё 19 октября состоялось заседание отдела внутреннего управления с представителями от волостных и сельских общественных организаций. На нём была принята смета и назначена специальная комиссия для подготовки предстоящего праздника. Так, например, для организации праздника только в городе Чёрный Яр требовалось, по меньшей мере, 35 250 рублей: портреты партийных и государственных деятелей в достойных оправах (В. Ленина, Л. Троцкого, Я.Свердлова, А.Луначарского, К. Маркса, всего - 25 штук); плакаты на красном полотне (20 штук); плакаты на черном полотне (5 штук); большие и маленькие флаги (5020 штук); электрические лампочки (и провода к ним) для иллюминации (1500 штук); фейерверк (300 штук); духовой оркестр; красное полотно (1000 ар); бесплатные обед и чай при клубе коммунистов; цветная бумага для украшения трибун и учреждений. То есть, для идеологической «обработки» населения наиболее массовым инструментом информирования о целях и задачах власти, формирования общественного сознания в значительной степени являлась печатная агитация.

Празднества предполагалось проводить в течение трёх дней: 6, 7, 8 и 9 ноября по новому стилю. Праздник по поводу годовщины революции воспринимался как важнейшее событие всего года, ради которого трудящиеся должны были отвлечься от обыденных занятий и отправиться на празднества. Все население должно было принимать участие в грандиозном шествии по селу или деревне с флагами РСФСР и плакатами, распевая революционные песни. Для детей должны были организовываться всевозможные игры, чтения, беседы по текущему моменту, народные спектакли. За эти 4 дня власть уезда планировала привлечь на сторону Советов как можно больше людей, в особенности, учащихся, молодежь и интеллигенцию. В итоге, праздник сумел собрать довольно много горожан, но конкретное число в докладах исполкома не указывается.

Вывод. Специфика деятельности исполкома и совета определялась, в первую очередь, специализацией Черноярского уезда, основное население которого было задействовано в сфере скотоводства и садоводства. Можно констатировать, что в феврале 1918 года практически на территории всего уезда установилась советская власть, которая была представлена советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, функционировавшим в течение трёх месяцев и исполнительным комитетом.

Проанализированная делопроизводственная документация вышеназванных органов позволяет сделать вывод, что Черноярский уездный исполком совета, состоящий из 15 отделов, являлся постоянно действующим органом, претворявшим в жизнь решения центральных и региональных органов власти.

В ходе данного изыскания были установлены списки служащих некоторых отделов исполкома уезда. На основании этих списков выявлено, что в советских органах власти уезда, в основном, работали мужчины, средний возраст которых составлял 31 год, имущественное положение которых можно было признать довольно стабильным.

Реализация финансово-экономической деятельности в Черноярском уезде, также как и в любом другом регионе, в условиях Гражданской войны была сопряжена с многочисленными трудностями. Так, в частности, служащие уисполкома вынуждены были осуществлять мероприятия, связанные с национализацией имущества граждан. Восполнение бюджетных средств, во многом, осуществлялось благодаря дотациям из Астрахани и Царицына.

Несмотря на то, что советские органы власти были крайне стеснены в средствах, на ведение агитационной деятельности бюджетные средства выделялись в большом количестве: празднества, посвящённое открытию Коммунистического клуба, изыскало из бюджета уезда почти 20 000 рублей.

Образовательная деятельность в уезде проходила успешнее. За один год, при участии советских органов уезда, было открыто 65 новых комплектов (групп) в начальных училищах и 15 новых высших начальных училищ. Нехватку зданий для новых учреждений, оснащение классов учебным оборудованием решали набирающим популярность способом - изъятием имущества раскулаченных. Культурно-просветительская деятельность также свидетельствовала об успехах Черноярских органов власти в реализации государственной политики. Если в начале 1918 г. население относилось к новой власти с недоверием, то уже к ноябрю число, так называемых, скептиков сократилось.

Таким образом, Черноярский уисполком и совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в первый год своей деятельности столкнулись с многочисленными проблемами, которые приходилось решать в практически экстремальных условиях Гражданской войны. Однако, в целом, можно утверждать, что, поставленные центральными и региональными органами власти, задачи были реализованы.

Библиографический список:

1. Булюлина, Е.В. Государственные учреждения Царицынской - Сталинградской губернии 1918 - 1928 гг. : Учебное пособие. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2002. -144 с.
2. Выписка из постановлений народного собрания, касающихся комиссариата народного здравия и подлежащих исполнению в Черноярский исполком советских рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [1-10 февраля 1918] // Государственный архив Волгоградской области. Ф.Р. 55. Оп. 5. Д. 52.Л. 19.
3. Гимпельсон, Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917-1923 гг. / Е.Г. Гимпельсон.- М.: Наука, 1995. - 232 с.
4. Декрет СНК РСФСР «О времени вступления в силу узаконений и распоряжений Правительства» от 18 ноября 1917. / Библиотека нормативно-правовых актов СССР.
5. Декрет СНК РСФСР «О полноте власти Советов» от 28 октября 1917. / Библиотека нормативно-правовых актов СССР.
6. Декрет СНК РСФСР «О праве отзыва делегатов» от 24 ноября 1917 / Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг.// Управление делами Совнаркома СССР. - М. 1942, - С.39-40.
7. Декреты Советской власти. Т. II. – М.: Госполитиздат, 1959. - 626 с.
8. Доклад уездного комиссариата народного здравия в президиум Черноярского уездного совдепа [май 1918] // ГАВО. Ф.Р. 55. Оп. 5. Д. 52.
9. Журнал чрезвычайного уездного съезда советов Черноярского уезда №5 от 9 июня 1918. // ГАВО. Ф.Р. 55. Оп. 5. Д. 11.
10. Красноармейский уездный исполнительный комитет (уисполком) Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Царицынской губернии г. Красноармейск. Историческая справка к описи // ГАВО. Ф.Р. 55. Оп. 5.
11. Опись имущества, принятого на учёт членом Черноярского уисполкома товарищем К.С. Сенектутовым у граждан г. Чёрный Яр [январь 1919] // ГАВО. Ф.Р. 55. Оп. 5. Д. 27.
12. Программа церемониала открытия Коммунистического клуба г. Чёрный Яр [сентябрь 1918] // ГАВО. Ф.Р. 55. Оп. 5. Д. 4.
13. Сведения о лицах №2988, служащих в Барановском волостном исполкоме на разных должностях и подлежащих освобождению от явки на военную службу в призыв (объявленный декретом СНК от 7 июля 1918) от 17 сентября 1918. // ГАВО. Ф.Р. 55. Оп. 5. Д. 4.




Рецензии:

3.02.2017, 17:40 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия: Статья очень интересная, и безусловно заслуживает публикации. В статье подробно отображена жизнь Черноярского уезда в 1918 году, когда Советская власть переживала наиболее сложный период в своей истории. Очень подробно отображена социально-экономическая и культурная жизнь в этот непростой для Советской России период исторического развития. С уважением : Трокаль Т.В. кандидат исторических наук.

10.03.2017, 9:51 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Необходимые требования к оформлению статьи соблюдены. Актуальность темы и научная новизна убедительно обоснованы. Содержание работы соответствует теме и обстоятельно ее раскрывает. В статье не хватает лишь более подробного описания политики Черноярского исполкома и совета в отношении форм собственности и форм хозяйствования в уезде, но это существенным образом не влияет на общее впечатление от работы. В начале статьи приводятся данные по составу населения Черного Яра. Перечисляя национальные группы автор, называет казаков. Если имеются в виду казахи, то нужно поправить, если же все-таки казаки, то выделение их в отдельную национальную группу является вопросом спорным, и в данном случае, по моему мнению, лучше поменять формулировку. Хотелось бы также на будущее порекомендовать размещать в тексте сноски. С уважением С.А. Сильванович

26.08.2017, 11:23 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Статья в научном плане представляет несомненный интерес, основана на анализе архивных источников. Соблюдены все требования к научным статьям.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх