Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 16.02.2017. Последняя правка: 17.02.2017.

Антропологический аспект эволюции времени в литературе

Изосимова Снежана Александровна

магистр

Государственное учреждение "Институт проблем искусственного интеллекта", отдел компьютерно-информационных технологий

специалист 1 категории

Пигуз Валентина Николаевна, член Российской академии искусственного интеллекта, заведующий отдела компьютерно-информационных технологий Государственного учреждения Институт проблем искусственного интеллекта


Аннотация:
В статье рассматривается вопрос эволюции антропологии времени на примерах художественной литературы, начиная от устного народного творчества и процесса формирования человечества, и до наших дней. Особое внимание уделяется моменту зарождения временной коллизии в литературе. Каждое художественное произведение и представляющий его автор выступают своеобразными визитными карточками – характеристиками – не только своей исторической эпохи, но и общества в целом.


Abstract:
The article discusses the evolution of anthropology at the time of fiction examples, ranging from oral folk art and the process of formation of humanity, and to the present day. Special attention is paid to the time of the birth of temporal conflicts in the literature. Each artwork represents his author are the kind of business cards – features – not only for its historical epoch, but also society as a whole. Therefore, literature is seen as a syncretic unity of many components, important among which are the following: philosophy, psychology, history.


Ключевые слова:
антропология времени; художественная литература; образ; эволюция; культурно-социологический аспект.

Keywords:
anthropology of time; fiction; image; evolution; cultural-sociological aspect.


УДК 808.1

Введение

Время – одно из тех уникальных понятий, которое органично объединяет в себе исторический, культурно-социологический и научный аспекты каждой конкретной эпохи и всего конкретного процесса эволюции человечества в целом. Поэтому антропология времени четко прослеживается не только в исторических, но и художественных произведениях авторов отдельного исторического периода. Проследить этот путь и провести конкретные параллели на примере художественных произведений и является целью данной статьи.  Для этого используется метод сравнительно-исторического и философско-психологического анализа.

Безусловно, понятие «антропология времени» - чрезвычайно емкое и многогранное, исследованием которого занимался целый ряд ученых: П.Б. Сержантов, С.С. Хоружий, Н.М. Гурский. Однако, основное внимание при этом уделялось либо религиозным духовным практикам, либо опять таки – базирующимся исключительно на археологических находках. Анализ связи антропологии времени и литературы до сих пор не был приоритетной целью исследований.

Понятие антропология (в переводе с греческого ἄνθρωπος – человек; λόγος – наука) на первый взгляд обладает исключительной конкретикой и опирается на реальные факты – материальные наследия цивилизации. Новизна исследовательского подхода данной статьи заключается в том, что в качестве конкретных фактов выступает литература различных исторических периодов, а именно наиболее значимые и обладающие международной известностью литературные произведения. Таким образом, органичная связь культуры определенной исторической эпохи, социально-психологический, морально-этический портрет ее представителей, выраженный в художественном произведении представляет собой антропологический аспект времени в литературе, исследование которого на конкретном литературном материале является главной задачей статьи. 

Основной текст статьи.

Летописи и время

Благодаря ткани художественного текста писатель (поэт, прозаик), а не только историк, может преподнести читателю, а следовательно – и будущим поколениям – свое понимание и свою трактовку тех или иных исторических событий.

Ярким примером данного утверждения являются летописи, легендарная «Велесова книга», «Слово и полку Игореве». На заре своей письменной истории человечество стремилось только к одному – выжить. Что требовало объединения маленьких поселений в большие укрепленные города и позволяло противостоять окружающим врагам, а также развивать ремесла и искусство внутри общины, а значит – делало возможным всестороннее развитие.  

Поэтому в «Слове…» переплетаются разнообразные, а иногда и прямо противоположные, мотивы: верность и преданность своей Родине, семейная любовь и нежность (образы князя Игоря, Ярославны) с хитростью, подлостью и жестокостью (враги-печенеги), реалистичные картины окружающей действительности, передающие и ужас ожидания очередного набега и страшную разруху и запустение, которые оставляли враги после себя. Объединенные со сказочными элементами. Например, князь Игорь во время своего побега из плена превращается в различных животных. Данным художественным приемом и проведенными параллелями автор-летописец подчеркивает быстроту и смелость своего героя.

Временной аспект устного народного творчества и мифологии

Однако, прообразом художественно- исторического мира летописей стала устное народное творчество, а именно – баллады, легенды и сказки. Именно здесь, на грани фантастики, юмора, народных верований, страха перед непознанным и стремлением познать мир и зарождалась история, время.

Невозможно оставить без внимания и литературу древней Греции. Гомер, Аристотель, Платон не только отразили в своих литературно-философских произведениях собственную историческую эпоху: быт, обычаи, политическое устройство и т.п. Таким образом открыв новый виток времени, но и показали изменения, изменили само человеческое мышление. Так душа – определенная внутренняя сущность, умеющая воспринимать окружающий мир – появилась даже у сделанных человеческими руками неодушевленных предметов и вещей.

Аристотель (Аристотель, 2008: 102) отдавал должное женскому разуму, его образному эмоциональному мышлению, а также поэтической наполненности каждого слова, предмета или явления окружающей действительности, даже звука речи.

Платон же наоборот отдавал предпочтение идее мужской разума и строгого логического мышления, лишенного эмоционального контекста  (Платон, 2002: 328).    

От Ренессанса и до наших дней…

16 – 19 века подарили человечеству самую настоящую битву мужского и женского начал. Что нашло своей воплощение и в литературе. Блистательные произведения Жорж Санд  и ее яркие героини, добивающиеся счастья благодаря собственному уму и душевным силам (Жорж Санд,  1989: 74), Панаса Мирного, Т.Г. Шевченко раскрыли всю трагедию женской души, которая до этого воспринималась только как довесок к мужчине, мужу, но ни в коем случае, как самостоятельная, имеющая собственные права, а не только обязанности, личность. Легендарная «Консуэло» Жорж Санд, «Катерина» Тараса Шевченко, «Гулящая» Панаса Мирного открыли новую эпоху не только в литературе, но и в истории.

Благодаря тонкому психологизму русской литературы на первом плане оказалась душа самого обыкновенного человека, отнюдь не героя – со всеми ее страхами, мечтами, отчаянной смелостью и трусостью, верностью своим идеалам и предательством. «Художником человеческой души, всего ее света и тени» (А. Радугин, 1990: 142)  - не зря называют Достоевского. Его романы: «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» - не раз экранизировались. Однако точно передать ту душевную напряженность, взлеты и падения, катарсис человеческой души, присущие той эпохе, в которой жил и творил писатель, не удалось никому. 

В дальнейшем этот яростный реалистичный психологизм несколько смягчается французским и английским натурализмом и романтикой: «Мадам Бовари» Флобера, «Красное и черное» Стендаля, безусловно, содержат трагедию, но… Нет внутренних монологов, размышлений самого героя над содеянным – только причина и следствие.

Эпохальные художественные полотна Толстого в «Войне и мире» отображают не столько военные действия, Войну, но саму историю, общественно-политическое устройство общества того времени – от знати до простого народа включительно. При этом автор уделяет внимание и внутреннему миру человека. Благодаря чему образ Наташи Ростовой – ее чистота, нежность, душевный аристократизм и развитие, - приобрел поистине международное значение. Как и трагедия Анны Карениной.

Видим, что литература не только берет определенные жизненные сюжеты, но и трактует саму жизнь, направляет ее в определенное русло. И в большинстве своем именно по литературным произведениям наши потомки будут судить и о нашей эпохе.

К чему может привести игнорирование литературных произведений, либо пренебрежение литературой как таковой, детально видно на эпохе Ивана Грозного. С одной стороны, согласно многочисленным письменным свидетельствам, оставленным известным недругом царя – предателем-перебежчиком князем Курбским – тиран и убийца. Действительно, эпоха правления Грозного была довольно сложной и неоднозначной, ведь не зря ему было дано такое прозвище.

Но с другой стороны, согласно оставленным летописям получается, что царь Иван Грозный неоднократно уничтожал все население Москвы и прилегающих областей, оставаясь, буквально в гордом одиночестве. Что, согласитесь, правдой быть не может. Отсюда вывод, жестокость Ивана Грозного была сильно преувеличена его оппонентами, которые не смогли противостоять ему в своем времени и таким образом решили уничтожить память о нем.

Так очередной виток антропологии исторического времени нашел свое отображение в литературе. Однако время, как и человеческое общество в целом, не стоит на месте. И 19 – 20 век принесли царящие в человеческом сознании того периода революционные тенденции, взлеты и падения  и в литературу. Революция направила общество по абсолютно новому пути развития, что отобразилось и в литературе. Однако, время, как и историю, невозможно начать с нового листа, стереть и начать заново – их можно только продолжить. Что мы и наблюдаем в литературе революционного и послереволюционного периода.

 Изображение простой человеческой личности обычного человека – парня из деревни, который после Революции поехал в город, чтобы получить образование, ее проблем, душевных исканий – является центральным аспектом психологической прозы И.Я. Франка, В. Пидмогильного «Город». Эти аспекты философии экзистенциализма нашли свое воплощение даже в литературе классического детективного жанра. Ярким представителем которой является А. Конан Дойл.

В результате Степан Радченко деградирует (В. Пидмогильный, 2001: 158), постепенно утрачивая смысл жизни и для себя самого. Пытаясь всеми правдами и неправдами пробиться на верх: ложь, доносы, даже используя влюбленных в него женщин, он постепенно теряет самого себя.

Однако, писатель вовсе не стремиться обвинить своего героя во всех смертных грехах и переложить на него вину за содеянное, следуя при этом классической психологической схеме – преступление, а потом наказание. Автор предлагает читателю самому решить дальнейшую судьбу героя, не показывая при этом его окончательной гибели. Например, образ Степана Радченко в романе В. Пидмогильного «Город». У героя, как и у самого читателя, всегда есть выбор, как поступить в той или иной ситуации.

Выводы

Таким образом приходим к выводу, что антропология времени и художественного творчества – взаимосвязанные понятия и только их совместное рассмотрение может дать исследователям реальную картину не только той конкретной исторической эпохи, во время которой было написано художественное произведение, но и характеристику общества того исторического периода в целом – цельную картину для дальнейших исследований, и историческую в том числе. 

Библиографический список:

1. Аристотель. Собрание сочинений : в 5 т. [Текст] / Аристотель ; [под. ред. В.Г. Поляковой]. – М. : Знание, 2008. – Т. 3 : Поэтика. – 328 с.
2. Белинский. Критические очерки [Текст] / Белинский. – М., 1989. – 345 с.
3. Большой толковый словарь современного украинского языка / [Сост. и гл. ред. В. Т. Бусел]. – К. : ВТФ «Перун», 2003. – 1440 с.
4. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений : в 5 т. / Ф. М. Достоевский. – М. : Знание, 1996. – Т. 3 : Критические очерки. – 326 с.
5. Жорж Санд. Собрание сочинений : в 3 т. [Текст] / Жорж Санд. – М., 1989. – Т. 2 : Консуэлло. – 338 с.
6. Пидмогильный, В. Город [Текст] / В. Пидмогильный. – К., 2001. – 236 с.
7. Платон. Собрание сочинений : в 3 т. [Текст] / Платон ; [вступ. ст. С. А. Решетняк]. – М., 2012. – Т. 2 : Метаморфозы. – 342 с.
8. Конан, Дойл Артур . Собрание сочинений : в 10 т. [Текст] / Артур Конан Дойл. – М., 1991 – 1999 гг. – 364 с.
9. Радугин, А. Философия : учебник для студентов вузов [Текст] / А. Радугин. – К. : Наукова думка, 1990. – 280 с.




Комментарии пользователей:

16.02.2017, 21:46 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Рецензию писать не хочу, оставлю отзыв. Ну что же Вы так пишите. Ведь совершенно не ясно, что Вы хотите сказать в этой статье, какова Ваша основная идея. Ну, конечно, время отражается в литературном творчестве и вряд ли это новая мысль и кто-то с этим спорит. Что такое "антропология времени" и "антропологический аспект" совершенно не понятно. В общем не понятна основная цель текста, совсем не понятна.


17.02.2017, 9:48 Разуваев Владимир Витальевич
Отзыв: Вообще-то я согласен с Леонидом Борисовичем. Но мне очень понравился замах. Результат, с моей точки зрения, сомнителен, но идея статьи очень хороша.


17.02.2017, 9:59 Разуваев Владимир Витальевич
Отзыв: Да, Снежана, найдите статью Лосева на эту же тему. Там у него очень фундаментально и хорошо


17.02.2017, 10:33 Изосимова Снежана Александровна
Отзыв: Ув. Леонид Борисович и Владимир Витальевич. Благодарим за отзывы. Соответствующие коррективы внесены в раздел Введение.


17.02.2017, 20:57 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Изосимовой С.А. о литературно-эстетическом компоненте общественного сознания в его исторической изменчивости. Показаны влияние эпохи, религии и философии, морально-воспитательное влияние, хотя до мировоззренческого далеко. Работа читается легко, логических противоречий нет, служения политической идеологии тоже. Она достойна публикации. Предлагается отметить, что если сочинение небылиц, народных песен, давалось людям малограмотным, то написание серьезных художественных сочинений специально образованным людям.


18.02.2017, 13:28 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Отзыв: Хотелось бы добавить, что ни актуальность темы и проблемы в целом, ни заявленная в названии глубина не просматриваются. Как говорят в России, "галопом по Европам". Об этом говорят и даты цитируемой литературы. Определение (якобы) времени (тем более его некой эволюции), являясь унифицированным независимым аргументом всего сущего бытия и обладающим безусловной аддитивностью, не выдерживает критики. Привязанные ко времени картины этого социального бытия или природных объектов, сущностей и явлений, отображаемые в свидетельствах того времени на носителях информации того времени, не требуют введения такого квазинаучного термина, выбрасывающего археологию и палеонтологию, другие известные информационные и ещё неизвестные источники в рамках данной статьи. Именно они, а не независимый аргумент, претерпевают развитие, эволюцию, если угодно. Летописные источники, их анализ, наложения их друг на друга, языковые синергетические переплетения и пр. - это бы могло к такому термину иметь какое-то отношение. Кстати, о патриотизме, который восхваляется в статье. Борьба с посягательством на моё безграничное, диктаторское (или не очень), за своё право обладать целым народом и социумом хоть во времена князя Игоря, хоть и во времена Сталина, Гитлера и Мусолинни, хоть и нынче, нынешних Думы и властей - это одно понимание и одна интерпретация патриотизма, а подвиги Сусаниных всех времён, молодогвардейцев, панфиловцев - это другое понимание и другой патриотизм. Будет ли пересмотрен следующими поколениями взгляд на роль Ивана Грозного с раскосым лицом и князя Курбского, на Петра Первого и его полуфиктивных детей и родственников, ветвь Романовых вообще, мы не знаем. Один из разработчиков плана разгрома немцев под Москвой, любимец Сталина, готовящийся им в маршалы, по основным положениям конституции которого с переборами в свои карманы сейчас живёт Россия, А.А. Власов, наградивший Россию и своим флагом, оказался предателем. Останется ли это навеки? Заключение отзыва. Художественная литература: романтизма или реализма, фантастическая или историко-беллетристическая не может претендовать на ту роль, которую ей приписывают авторы. Есть небрежности в упоминании литературы ("Слово О (и) полку Игореве", Белинский Виссарион Григорьевич, Дойль). Источники даются в ссылках (квадратные скобки). Но это также отзыв, а не рецензия. информационные Рецензент в этой области не считает себя "академиком Фоменко" и даже сыном любимого поэта Н. Гумилёва, который здесь, кажется, даже не упомянут.


12.03.2017, 16:53 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Отзыв: Свой отзыв оставляю без изменений. Лишь добавлю, что автор ничего не изменил в соответствии с ним (хотя бы инициалы Белинского добавил, или Дойл (Дойль) - это фамилия, а не Конан и т.д.). По теме лишь добавлю, что десятки, сотни писателей (а порой и летописцы) по разным причинам искажали правду, действительность (и автор сам об этом говорит). Даже гениальный Лев Толстой написал своему знакомому о своём романе-эпопее, как мы считаем, по которому мы изучаем Первую отечественную: "Надеюсь, более никогда не стану писать такую дребедень". Сумбур защиты женского начала в беллетристике и жизни с Иваном Грозным, с интерпретацией патриотизма и пр. Не понимаю уважаемого Владимира Витальевича, где здесь "замах"? Взять отдельную тему изменчивости (эволюции ли, квазипериодичности и реккурентности ли, деградации ли и пр.) конкретной составляющей бытия (например, женской роли в социальной или политической жизнедеятельности, или отношении к авторитарности и диктатуре, к религии населения и пр.), сравнить с аналогами Европы, восточной культуры и т.д., исследовать этот процесс, довести его до современности, убрать квазинаучную выспренность в названии - вот было бы сильно и полезно. А так, сумбур и только, не соответствующий не названию, не заключению. Рецензенты, определитесь. Раз кто-то "ЗА", давать отрицательную рецензию, закрыть путь к опубликованию и обсуждению в более широкой аудитории не всегда оправдано.


Оставить комментарий


 
 

Вверх