Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №43 (март) 2017
Разделы: История
Размещена 17.02.2017. Последняя правка: 16.02.2017.

Проблемы организации работы народной школы в середине XIX в. (на примере Орловской губернии)

Клевцова Оксана Владимировна

к.и.н.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

доцент

Аннотация:
В данной статье затрагиваются вопросы организации народных школ после отмены крепостного права на примере Орловской губернии. В ходе работы проводиться анализ образовательной реформы второй половины XIX в., методики преподавания в церковноприходских школах и школах грамоты. Особое внимание уделяется финансированию учебных заведений. В ходе работы применялись методы: сравнительно-исторический метод помог провести синхронные сопоставления и выявить сходства и различия исторических событий; статистический метод позволил проанализировать учебные планы, преподавательскую нагрузку, уровень финансирования школ и материально-техническую базу учебных заведений региона; логический метод, методы анализа и синтеза позволили сформулировать основные выводы исследования.


Abstract:
This article addresses the issues of organization of public schools after the abolition of serfdom on the example of the Oryol province. In progress analyzes the educational reforms of the second half of the XIX century, methods of teaching in parochial schools and schools diplomas. Special attention is paid to financing of educational institutions. In the course of working methods were applied: the comparative-historical method helped to conduct simultaneous comparisons and to identify similarities and differences of historical events; statistical method permitted us to analyze the curricula, teaching load, level of school funding and material-technical base of educational establishments of the region; logical method, methods of analysis and synthesis allowed to formulate the basic conclusions of the study.


Ключевые слова:
реформа образования; отмена крепостного прав; народная школа; Орловская губерния.

Keywords:
education reform; abolition of serfdom rights; folk school; Orel province.


УДК 947

Введение.

Система образования является неотъемлемой частью общества. Правительство пристально следило за развитием школьного образования. Именно высококвалифицированные граждане могли стать опорой государству на пути глобальных преобразований.

Еще со времен Петра I перед образованием ставилась основная цель - воспитать гражданина, который станет полезен своей родине. К сожалению, на каждом историческом периоде развития системы образования наблюдается целенаправленное отторжение ранее накопленного опыта и предпринимается попытка создать новую модель. Но, несмотря на это, многие инновации постепенно трансформировались в традиции и благополучно вписывались в новые модели образовательной системы.

На современном этапе реформирование системы образования необходимо анализировать ранее накопленный опыт в этом вопросе. Изучая историю народной школы дореволюционной и советской России, знакомясь с основными причинами, которые тормозили процесс реформирования, можно сделать выводы и выработать программу для современной школы. 

Исторический опыт развития образования на общегосударственном и региональном уровне остается востребованным на современном этапе. Опираясь на детально разработанные аспекты прошлых реформ можно выработать более результативные проекты.

В исследовательской работе нами предпринимается попытка проанализировать законодательную базу второй половины XIX в. и рассмотреть степень реализации государственной политики на местах. Путем изучения истории становления начального образования на примере Орловской губернии - одной из традиционных провинций становится возможным более детально познакомиться с процессом реформирования. 

В статье раскрыты мало изученные аспекты региональной истории.  Кроме этого, многие источники документального характера, были в первые введены в научный оборот и раннее не рассматривались.

Затронутые в данной статье вопросы имеют практическую ценность для историков-краеведов. Актуальность

Современное российское общество находится в состоянии глубоких изменений во всех областях социально-экономической, политической и духовной жизни. Образование всегда являлось наиболее устойчивым, консервативным элементом общественного устройства, но и оно сегодня переживает период коренного реформирования.

История российского образования имеет достаточный опыт проведения школьных реформ, изменяющих фундамент, саму основу прежней школьной системы. Одной из них стала реформа 1864 г., проведенная в ходе «великих реформ» 1860-1870-х гг.

Цель, задачи, материалы и методы исследования.

В настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития отечественной педагогики.  Значительная часть авторов обращается к либеральным реформам Александра II в области образования. Многие работы охватывают территорию всего государства и значительны по хронологическому периоду. Встречаются работы, посвященные региональным исследованиям.

Исходя из этого, вырисовывается цель данного исследования - показать особенности формирования сети учебных заведений для крестьянства в провинции во второй половине XIX в. по материалам Орловской губернии. Задачи исследования:

- проанализировать законодательную базу касательно системы образования;

- выявить степень реализации на местах правительственных программ;

- изучить статистические сведения о количестве школ и числе учеников;

- познакомиться с методикой преподавания;

- исследовать пути финансирования народной школы.

На современном этапе исследователи предпринимают попытку рассмотрения школьной системы в неразрывной связи с общим развитием страны и отдельных регионов в больших хронологических промежутках. Среди них можно выделить исследования Т.В. Филоненко («Этапы развития общеобразовательной школы в России (Школьные системы XIX – первой половины XX вв.), С.И. Катунцева («Реформирование начальной школы в России: общественно-педагогическая мысль и государственная политика второй половины XIX в»). В своих работа авторы затрагивают вопросы функционирования школ в  стране, анализируют их общее состояние, рассматривают вопрос педагогических кадров,  исследуют динамику развития процесса организации школ.

Существует ряд работ, посвященных исследованию системы начального образования в отдельных регионах. Исследования Гизей Ю.Ю. связанно с церковноприходскими школами Томской епархии, Шуклина Л.А. работала с материалами по Курской губернии.

Васильева С.П. в своей диссертации - «Женское образование в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX в.» обратилась к истории формирования женского образования в данном регионе. 

В работе В.Е. Тонких представлены общие сведения об истории школьного образования на территории Липецкой области («Система школьного образования Липецкой области: История, современность, будущее»). Автором рассматриваются вопросы создания сети школ, педагогический потенциал учителей, уровень грамотности местного населения, материально – техническую базу учебных заведений.

Следует отметить, что в исследованиях посвящённых развитию образования в регионе не получили достаточного освещения вопросы формирования сети церковноприходских школ и школ грамотности Орловской губернии. Не подверглись изучению формы и способы просвещения народа, роль общественных организаций и частных лиц в деле распространения грамотности, не проведён анализ материальной базы школ и качества финансирования учебных заведений.

Для создания подробного исследования по истории формирования начального образования в отдельно взятой провинции необходимо  проследить процесс организации и развития системы школьного образования;  проанализировать мероприятия, проводимые государством и  региональными органами власти в создании школьной системы в уезде; исследовать материально-техническую базу; изучить кадровый потенциал региона, а так же исследовать процесс вовлечения детей школьного возраста в образовательную систему. 

Решая поставленные задачи мы обратились к архивным материалам, хранящимся в Государственном архиве Липецкой области (ГАЛО), провели анализ научной и краеведческой литературы.

Основная методика исследования заключается в комплексном изучении материала хранящегося в Государственном архиве Липецкой области и анализе научной литературы по данному вопросу.

В ходе работы применялся исторический метод, который позволил рассмотреть ситуацию, сложившуюся в системе образования в динамики. Сравнительно-исторический метод помог провести синхронные сопоставления и выявить сходства и различия исторических событий. Статистический метод позволил проанализировать учебные планы, преподавательскую нагрузку, уровень финансирования школ и материально-техническую базу учебных заведений региона. Логический метод, методы анализа и синтеза позволили сформулировать основные выводы исследования и рассмотреть школьную систему как целостный объект. Дедуктивный и индуктивный методы применялись с целью обобщения значительного объема исторических фактов и позволили выявить закономерности в политике правительства в решении вопроса распространения грамотности среди крестьянского населения. Ретроспективный метод позволил воссоздать общую картину развития сети провинциальных церковноприходских школ и школ грамотности после отмены крепостного права.

Научная новизна.

Дореволюционное правительство прекрасно понимало, что церковь и школа станут той связующей нитью, способной сплотить весь народ. Через школу, основанную на религиозных доктринах, планировалось воспитать в нашей стране мыслящего человека. Несмотря на то, что правительство не могло оказывать должной поддержке школам для крестьян, само население стремилось развивать сеть учебных заведений. И правительство, хотя бы законодательно пыталось содействовать в данном вопросе.

Накануне реформы 1861 г. сеть общеобразовательных учреждений в основном состояла из гимназий, приходских и уездных училищ. По данным опубликованным Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел за 1856 г. в стране, кроме Польши и Финляндии, насчитывалось 8.227 приходских и уездных училищ. В них обучалось 450.002 учащихся. Таким образом, в среднем по стране на каждые 100 человек приходилось только 7 учащихся. [4, с. 185]

Отмена крепостного права способствовала глобальным изменениям во всех сферах жизни. Не стало исключением и система народного образования. В России особую роль в распространении элементарных знаний сыграли церковно-приходские школы и школы грамоты. Эти учебные заведения стали чуть ли не единственным источником знаний для крестьян, проживающих в сельской местности..

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 г.  стало итогом большой подготовительной работы по реформированию начального образования. «Положение» поставило цель - утверждить «в народе религиозные и нравственные понятия,  полезные знания». [4, с. 86] Государство предприняло попытку воспитать верноподданного гражданина Российской империи посредством религии.

Крестьянское население испытывало доверие к учебным заведениям, организованным церковью. Именно поэтому, государство придавало обучению религиозно – нравственную направленность и рекомендовало передать учебный процесс в руки священников. Священнослужители получали право организовывать школы в своих приходах. Священники не только могли преподавать Закон Божий, но в случае отсутствия учителя вести остальные дисциплины.

В церкви правительство видело хранительницу основ русской культуры, ей доверяли крестьяне своих детей, именно поэтому сотрудничество государства и церкви было столь важно.

В соответствие с «Положением» от 1864 г., к работе в уездных и губернских училищных советах надлежало привлекать представителей всех ведомств, местных органов самоуправления и частных лиц, которые возьмут на себя функцию по содержанию начальных школ. [7, с. 14]

За духовным ведомством закреплялось право на от­крытие православных начальных учебных заведений, содержавшихся как на казённые, так и на общественные средства.

По «Положению» начальная шко­ла включала в себя приходские и начальные училища, находящиеся в ведомстве Министерства народного просвещения. Финансирование осуществлялось из казны или на пожертвования частных лиц. Цель данных школ заключалась в распространении грамотности среди населения. Основу системы образования составляло формирование религиозно-нравственных качеств. Обязательными дисциплинами являлись:  Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Школам рекомендовали организовывать уроки ремесла, рукоделия и садоводства.  

В соответствие с «Положением» уже существующие церковно-приходские на момент утверждения законопроекта изменениям не подвергались. Новые учебные заведения для крестьян передавались в ведение  уездным и губернским училищным советам, и обучение проводилось по единому курсу и исключительно на русском языке. [7, с. 15]

В школах  грамотности  преподавали азы чтения, элементарное письмо, начальные арифметические действия и воспитывали детей в православ­ном духе. Эти школы могли открываться по инициативе местного населения или священника. Таким образом, создавались условия для повсеместного открытия данного типа школ.

После создания «Проекта начальных школ повышенного типа» в стране начинается бурный процесс по открытию двухклассных и одноклассных сельских училищ.

В основном создавались одноклассные сельские школы. В них обучались в течение трёх лет. Двухклассные встречались реже. В них дети учились пять лет.

«Правила о церковноприходских школах» от 1884 г. способствовали активизации  интереса к церковноприходскому образованию. Теперь по новому документу организовать школу можно было инициативе священника или частного лица. Теперь на священника ложилась обязанность следить за школой.

Этим законопроектом удалось расширить число учебных заведений и охватить большее число людей образованием.

Касательно вопроса материального обеспечения учителей, то здесь ситуация  была сложной. Уровень жалования учителей народной школы по сравнению с учителями других типов учебных заведений, была крайне низкой, даже катастрофическим.

По новым «Правилам»  заработная плата священникам не выплачивалась, так как считалось, что они находились на довольствие прихода.

Учитель-священник имел возможность получить единовременное пособие и награду из остатков средств, поступавших в адрес церковно-приходской школы. Такая ситуация сохранялась до начала XX в. [2, с. 21]

Учительским кадрам полагались выплаты в размере от 120 до 360 рублей в год. Существовали критерии формирования зарплаты. Она напрямую зависела от уровня педагогической подготовки и материального положения епархии, к которой относилось учебное заведение.

Для привлечения на работу в церковноприходские школы учителей правительство предоставляло некоторые льготы. В виде поощрения применялись – ежегодные отпуска, оплачиваемый больничный отпуск, пенсионное обеспечение, освобождение от воинской обязанности.    

Государственная дума в 1916 г. Обсуждала ряд законопроектов о повышении достатка учителей народных школ и многие из них должны были вступить в силу в 1917 г., но революционные события не позволили реализовать задуманное. [2, с. 22]

Правительственная политика позволила в кротчайший срок создать развернутую сеть народных школ на территории практически всей страны. По данным статистики в 1887 г. церковноприходских школ в России было 5.517, в 1889 г. – 17.715, в 1898 г. – 34.836, а в 1905 г. – 42.696 поч­ти с 2 миллионами учащихся.

Степень реализации правительственной политики на местах.

Орловская губерния к XIX в. сохранила свои границы без изменений и была преимущественно сельскохозяйственной. В ее состав во второй половине XIX в. входило 12 уездов: Елецкий, Ливенский, Малоархангельский, Орловский, Мценский, Болховской, Кромской, Карачевский, Дмитровский, Севский, Трубчевский, Брянский.

По данным памятных книг  Орловской губернии в 1891 г. на данной территории насчитывалось 847 городских и сельских народных училищ. Из них начальных сельских народных училищ – 491, церковно-приходских – 145, школ грамотности – 156. Всего в народных школах обучалось 51.673 учащихся, в том числе 6.617 девочек. По сравнению с 1890 г. количество учебных заведений увеличилось на 44. Число обучающихся во всех типах школ увеличилось на 3.027 человек. [5, с. 67]

В учебных заведениях Орловской губернии в земских школах обучалось – 38923 мальчика и 7329 девочек (всего 46252 ребенка). По сравнению с предыдущим годом количество учеников увеличилось на 3770 мальчиков и 1591 девочек. [6, с. 16]

Многие ученики по различным причинам не проходили весь курс обучения. Только за один год школу могли покинуть около 10 % мальчиков и 22 % девочек. [6, с. 18]

В 1876 г. в школах духовного ведомства проходили обучения 21138 мальчиков и 1736 девочек. К 1882 г. их число возросло до 24128 и 2521 соответственно. В 1888 г. в церковно-приходских училось 31058 мальчиков и 3234 девочек. А к 1894 г. мужской контингент обучающихся достиг 42242 и женский- 6878. К тому же к этому году относятся сохранившиеся данные о численности детей в школах грамоты. Их количество составило – 9207 мальчика и 1878 девочек. Таким образов в школах духовного ведомства в Орловской губернии к концу 1894 г. число детей обоего пола приблизилось к 60.205 человекам. [3, с. 51]

Уровень  и качество преподавания в народной школе на протяжении исследуемого периода оставался средним. В начале формирования массовой школы для народа уездные земства мало обращали внимание на качество преподавания. Основной целью являлось привлечение большего числа учеников. Елецкая земская управа в 1875 г. собрала специальную комиссию по народному образованию и пришла к плохим выводам.  После представленных отчетов стало ясно, что главной целью должно стать не привлечение большего числа учеников, а создание условий для того, чтобы уже поступившие ученики не покидали школу до окончания курса. Ежегодный рост числа желающих учиться доказывает тот момент, что общественность желала получать образование. Число окончивших курсы является прямым доказательством соответствия земских школ потребностям детей. Управа пришла к выводу, что необходимо ежегодно сообщать не только о числе вновь набранных детей, но и число окончивших годовое обучение. Это новшество Елецкой управы было заимствовано и другими уездами. Одним из первых откликнулся Севский уезд, после присоединились Брянский, Болховской и Орловский. Одновременно с Елецким уездом данные проект был запущен в Кромском уезде. Исключение долгое время оставался Ливенский уезд. [3, с. 55]

Церковноприходские школы давали религиозное воспитание и навыки элементарной грамотности. Обязательными предметами преподавания были: Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, история, церковное пение, черчение. Если имелся приусадебный участок, то вводился предмет садоводство и огородничество, а при наличии дополнительных средств и возможностей, девочек обучали рукоделию, а мальчиков ремёслам. У большинства школ узда отсутствовали пришкольные участки, что не позволяло приглашать для обучения садоводов. [1, л. 10]

Преподавание основных дисциплин проводилось с применением  специальных книг, присылаемых православным училищным советом. Для этого использовались: «Священная история Ветхого и Нового Завета» протоирея Крылова, «Молитвы, заповеди и символ веры» протоирея Соколова, «Азбука русская и церковно – славянского языка» Викторина, Никольского, «Обучение церковно – славянской грамоте» Ильминского, «Первая Пчёлка» Поливанова, «Сборник арифметических задач» Лубенца, Полубояринова, «Русская пропись», «Уроки чистописания» Гербача, «Руководство по квадратной ноте» Соловьёва, и другие. [1, л. 10]

Преподавание Закона Божьего входило в обязанность священника или особого законоучителя. Занятия могли проводить либо церковнослужители, либо лицами, получившими разрешение уездного Училищного Совета.

Процесс обучения в школах духовного ведомства сводился к изучению арифметических действий, чтению статей и передачи прочитанного своими словами, заучиванию басен и стихов. Ученики знакомились с текстами основных молитв, «с объяснением буквального значения слова и выражения, символа веры, десятью заповедями», Ветхозаветной Священной историей. Важная роль в воспитании детей отводилась урокам церковного пения. [1, л. 7]

Из–за недостаточного снабжения книжными пособиями, в большинстве случаев, учитель вслух зачитывал отрывок, а ученики повторяли за ним. Отсутствие писчих принадлежностей не давали возможность сделать процесс обучения грамоте эффективным. Детям приходилось писать на обрывках бумаги, углем на досках, затем стирать написанное и вновь приступать к работе. Плохое обеспечение мебелью заставляло детей при письме укладываться на пол.

Вопрос подготовки квалифицированных учительских  кадров оставался весьма сложным. Основную массу учителей давало духовное ведомство. В период 20 – 70-х гг. XIX в. духовные семинарии оставались ведущими учебными заведениями, поставлявшими педагогические кадры: некоторые выпускники духовных семи­нарий затем продолжали обучение в университетах, некоторые - в учительских семинариях, большинство же занималось учительской деятельностью на основе полученного в духовной семинарии образования.

Финансирование народного образования правительство возложило на плечи местных органов власти, церкви и населения. Если проанализировать источники финансирования школ, то можно сделать, что большую часть средств предоставлялось из земства. За период с 1875 по 1894 г. каждые пять лет денежные расходы на школу в среднем возрастали на 20 тыс. руб. и составили к концу века 117.520 руб.46 коп. Для сравнения в 1875 г. земство в среднем выделило лишь 62547 руб.80 коп. Наименьшее количество денег давали частные лица. Министерство народного просвещение по объемам финансирование находилось на предпоследнем месте. Их помощь даже уменьшалось ежегодно по сравнению с предыдущим этапом. Если за период с 1875 по 1879 г. Министерство выделила в среднем 2749 руб. 47 коп., то  к концу XIX в. затраты в среднем составили 2279 руб. 88 коп. Особо сильно возросли расходы частных лиц. В 1875 г. попечители тратили 517 руб. 50 коп., то в 1894 г. – 4125 руб. 33 коп. Институт попечителей училищ был создан для организации связи школы и народа.

Что касается ситуации с финансированием школ духовного ведомства, то участие церкви, земства и общества  в разные годы было не постоянным. Так, например в один год церковь смогла выделить сумму в 1781 руб., а через год – 5244 руб. 43 коп. Та же ситуация и с возможностями сельских обществ. В 1890 г. крестьяне выделили 5824 руб. 40 коп. на нужды школ, а в 1891 г. лишь 4770 руб. 45 коп. [3, с. 39]

Состояние школьных помещений в Орловской губернии к концу века оставалось крайне неудовлетворительным. Обычными недостатками являлись – теснота, холод, отсутствие освещения, вентиляции, отхожих мест и раздевалок. Встречаются случаи, когда дрова, предназначенные для отопления школ, передавались какому-то местному жителю за «могарыч». Это приводило к появлению сырости в помещениях школ и дальнейшему разрушению зданий. [6, с. 9]

К концу XIX в. на территории Орловской губернии располагалось порядка 683 низших учебных заведений и 912 церковных школ. Из них в городах Орел, Елец, Ливны, работало 12 городских школ по положению 1872 г., 29 приходских, 18 начальных и 2 городских учебных заведения «действующих по особым положениям», 8 второклассных церковно-приходских, 5 двухклассных городских, 36 одноклассных городских церковно-приходских, 50 школ грамоты.

В сельской местности функционировало 19 министерских школ, 603 начальные школы, 5 двухклассных церковно-приходских, 237 одноклассных и 571 школа грамоты. [6, с. 1] За 1899 г. было открыто 28 церконоприходских школ и 188 школ грамоты. [6, с. 15]

За двадцать лет деятельности земства число школ в губернии увеличилось на 1,65 раза. По подсчетам Орловской губернской управы в 1894 г. одна школа  в среднем приходится на 2100-3000 чел.  В сравнение в 1875 г. одна школа на 1349 человек. Что касается ситуации с учителями, то в 1875 г. на одного учителя 26 человек, а к 1894 – 15 человек. [3, с. 27] 

Таким образом, анализирую архивные и статистические данные касательно вопроса распространения грамотности на территории Орловской губернии на протяжении всей второй половины XIX в. мы наблюдаем тенденцию роста числа учебных заведений на территории сельской местности. Населения активно поддерживало начинания правительства. Местные жители по собственной инициативе, даже без особой поддержки властей стремились создавать учебные классы. Первоначальные школы для крестьянского населения не отличались особым материально техническим оснащением, часто в них преподавали люди далекие от педагогической профессии, но тот факт, что сам народ стремился получать знания – явилось тем стимулирующим фактором для правительства.

Государство переложило ответственность по материальному содержанию народных школ на плечи населения страны. Общественность, церковь, земство, меценаты, да и беднейшие слои населения восприняли эту инициативу и активно участвовали в данном процессе.

Результаты.

Результатами проведенного исследования являются выводы о том, что правительство пыталось возложить ответственность за судьбу начальных школ на народ. Именно в церковноприходских школах и школах грамоты Министерство видело основу для воспитания глубоко верующего и верного императорской власть подданного.

Религиозно-нравственная составляющая, в этот период, доминировала. Люди на добровольных началах стремились быть причастными к образовательному процессу. Основной целью начальных школ являлось распространения элементарных знаний и воспитание в духе православных традиций.

Местные органы власти поддерживали начинания правительства и иногда опережали его. В результате проведенного исследования был получен богатый статистический материал, позволяющий судить о положительных тенденциях как в отдельно взятом регионе, так и в масштабах всей страны. 

Библиографический список:

1. ГАЛО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 10/
2. Ефремова У.П. Церковно-приходские школы Урала в 1884-1917 гг. Автореф. дисс….канд.ист.наук. Екатеринбург, 2013.
3. История начальной школы в Орловской губернии. – Орел, 1897.
4. Катунцев С.И. Реформирование начальной школы России: общественно педагогическая мысль и государственная политика второй половины XIX века. Дис. … канд. ист. Наук. Саратов, 2005.
5. Малышева О.В., Жиров Н.А. Начальное образование Елецкого уезда в последние десятилетие XIX в. //Власть и общество: практики взаимодействия и конфликты. – Воронеж: издательство «ИСТОКИ», 2015.
6. Сборник статистических сведений по начальному народному образованию в Орловской губернии за 1899 -1900 уч.годы. – Орел, 1900.
7. Фурсова С.В. Народное просвещение в Тамбовской губернии в пореформенный период: (1861 – 1904 гг.). Автореф… дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 1998.




Рецензии:

22.04.2017, 17:28 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия: Рецензент Трокаль Т.В. кандидат ист. наук, колледж Российского Нового Университета (РосНОУ). Статья очень интересная, представляет из себя великолепное историческое исследование посвящённое важной проблеме. Статья безусловно рекомендуется к публикации.

23.04.2017 15:15 Ответ на рецензию автора Клевцова Оксана Владимировна:
Большое спасибо за отклик. Я работаю над исследование системы образования в Орловской губернии. Буду продолжать исследование.



Комментарии пользователей:

17.02.2017, 8:48 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Я не историк, но по-моему статья очень хорошая. Интересные факты, толковый обзор источников, ясный язык. Единственное немножко внимательнее быть "Министерство народного просвещение по объемам финансирование" - финасирования, а не финансирование. Но такие опечатки бывают у всех. А так очень, очень познавательно. Можно еще выводы расширить, связать с современностью, сказать, что во многом проблемы остались прежними.


17.02.2017, 20:41 Ульянова Юлия Семеновна
Отзыв: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Клевцовой О.К. интересна и полезна тем, что по ходу нынешней трансформации России в школах ввели ЕГЭ, пятилетнее образование стали заменять совокупностью бакалавриата и магистратуры, к госбюджентному финансированию вузов добавили обучение за счет родителей. В этой связи немаловажно знать, что из досоветского восстановили, а что абсолютно новое. Статья привлекательна цифрами, сравнением религиозного варианта обучения с светским. Статья достойна публикации, но предлагаются такие дополнения. Стоит указать долю обучающихся мальчиков и девочек в общем составе детей на взятой территории. Какая их часть предпочла неграмотность? Как распределены эти обучающиеся между городами и селами?


20.02.2017, 11:59 Клевцова Оксана Владимировна
Отзыв: Спасибо за отзывы. Я учту все замечания. По поводу динамики числа учеников женского и мужского пола, численности неграмотного населения мною планируется публикация отдельной статьи. В ней будет дана сравнительная характеристика по численности грамотных в городах и населенных пунктах Орловской губернии.


27.02.2017, 1:39 Ханов Айдар Рашитович
Отзыв: "Именно в церковноприходских школах и школах грамоты Министерство видело основу для воспитания глубоко верующего и верного императорской власть подданного." - отличный вывод, справедливо замечено, что не гражданина, а именно - подданного.


21.04.2017, 11:42 Андрияш Виктория Ивановна
Отзыв: Тема статьи актуальна. Статья написана хорошо, в соответствии с требованиями. Однако хотелось бы более последовательного изложения материала (иногда автор повторяется или возвращается к уже сказанному). В выводах нужно было указать чем именно этот исторический опыт может быть полезен в современных условиях. Статью рекомендуем к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх