Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Управление и организация
Размещена 03.03.2017. Последняя правка: 01.03.2017.

Внедрение компетентностного подхода на государственной службе Республики Казахстан

Лазаренко Дмитрий Витальевич

магистр педагогики, кандидат психологических наук

Региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных служащих акимата Северо-Казахстанской области

методист

Аннотация:
В статье обсуждаются особенности развития профессионально важных качеств государственных служащих с учетом компетентностного подхода. Приводится модель компетенций современных государственных служащих Республики Казахстан, анализируются уровни сформированности этих компетенций.


Abstract:
In the article is discusses features of development of professionally important qualities of civil servants in accordance with the competency approach. There is presented model of competences of a modern civil servants of the Republic of Kazakhstan, analyzed the levels of development of these competences.


Ключевые слова:
государственные служащие; государственная служба; компетенции; компетентность; компетентностный подход.

Keywords:
civil servants; civil service; competence; competence; competence approach.


УДК 35.082.2


Введение.
Современная государственная служба во многих странах претерпевает значительные изменения вследствие длящегося экономического кризиса, возрастающих коррупционных явлений и правонарушений. Казахстанская модель не является исключением. В целях противодействия коррупции, повышения престижа и формирования позитивного имиджа государственной службы осуществляется модернизация ее системы. Вводятся различные инновационные технологии: проектный менеджмент в государственном управлении, реализация государственно-частного партнерства и т.п. Немаловажное значение в этом ряду отводится совершенствованию  профессионализма самих государственных служащих для достижения еще более качественного оказания государственных услуг. Начиная с 2013 года, ученые Академиии Государственного управления при Президенте Республики Казахстан стали заниматься пересмотром существующих требований к профессионально важным качествам государственных служащих. Результатом этих исследований в 2016-2017 году стало внедрение компетентностного подхода на государственной службе.

Актуальность. На расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 6 мая 2015 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ в Плане нации [3].

В основу Плана вошли пять институциональных реформ, первая из которых направлена на формирование профессионального государственного аппарата. В рамках первой реформы планируется создать профессиональный и автономный госаппарат. Для достижения этой цели модернизирована процедура поступления на госслужбу, а само поступление на госслужбу начинается с низовых должностей. При этом отбор кандидатов на низовые должности и дальнейшее карьерное продвижение должны осуществляться на основе компетентностного подхода.

Исходя из этого, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей внедрения содержания и принципов компетентностного подхода на государственной службе Республики Казахстан.

Задачи.
Для достижения данной цели, в первую очередь, необходимо раскрыть содержание понятий "компетенция", "компетентность"; затем изучить модель компетенций современных государственных служащих Республики Казахстан; и, наконец, выделить критерии, в соответствии с которыми происходит оценка определяемых компетенций для построения карьеры государственного служащего.

Цель  компетентностного подхода – формирование методологических основ развития компетенций государственного служащего для  совершенствования профессиональных навыков и  построения карьерного роста.

В научной литературе под компетенцией понимается право, полномочия, круг обязанностей, позволяющие успешно следовать стандартам профессиональной и иной деятельности; а под компетентностью – системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи: характеризует готовность субъекта к реализации определенной деятельности.

Развитие знаний, умений и способностей государственных служащих осуществляется в ходе обучения на курсах переподготовки и повышения квалификации и  в  условиях профессиональной деятельности в ходе карьерного продвижения, механизм которого закреплен на законодательном уровне в Законе Республики Казахстан «О государственной службе в Республике Казахстан», который введен в действие с 1 января 2016 года [2].

Научная новизна. Для реализации положений Плана Нации Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции РК инициировало реализацию проекта по созданию и внедрению Единой рамки компетенций для административных государственных служащих корпуса «А» и корпуса «Б» Республики Казахстан. Данный проект был поддержан Представительством ПРООН в РК и Региональным Хабом в сфере государственной службы в г. Астана. Реализация данного проекта стала возможной с привлечением консорциума компаний во главе с компанией DMI Associates, эксперты которого  на основании лучших мировых практик внедрения компетентностного подхода в работу государственных органов власти и проведенных фокус групп с участием более 500 госслужащих РК и 50 глубинных интервью с руководителями госорганов, разработали систему компетенций, а также словарь компетенций для административных государственных служащих корпуса «А» и корпуса «Б» Республики Казахстан [1].

Модель компетенций (Единая Рамка Компетенций – далее ЕРК) для административных государственных служащих корпуса «А» и корпуса «Б» Республики Казахстан разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному профессиональному государственному аппарату. ЕРК включает в себя 4 блока – 3 блока ценностей государственной службы Республики Казахстан и блок личных качеств государственных служащих, в совокупности образующие 11 компетенций.

Таблица 1. Модель  компетенций  для  должностей административной  государственной  службы  Республики Казахстан

Характеристики профессионального государственного аппарата

Требуемые компетенции для государственных служащих

Описание компетенций

Эффективность 

Управление деятельностью

Способность планировать и систематизировать работу для ее эффективного выполнения

Сотрудничество

Умение выстраивать взаимоотношения с коллегами, другими госорганами, организациями для достижения стратегических целей госоргана

Принятие решений

Способность всесторонне оценить ситуацию (информацию) с последующим своевременным принятием оптимального решения

Оперативность

Способность реагировать на внутренние и внешние изменения для обеспечения эффективной работы

Саморазвитие

Непрерывное приобретение и применение новых знаний, умений и навыков для улучшения работы

Служение 

народу

Ориентация на потребителя услуг

Постоянный мониторинг удовлетворенности качеством услуг, оперативное решение возникающих вопросов, принимая установленные законодательством меры

Информирование потребителей услуг

Умение доступно и понятно доводить информацию до получателя услуг

Прозрачность  и подотчетность

Добропорядочность

Соблюдение этических норм и стандартов

Личные

качества служащих

Ответственность

Непрерывная ориентация госслужащих на личную ответственность за выполнение своих обязанностей в четком соответствии с принципами прозрачности и подотчетности

Инициативность

Способность вырабатывать и предлагать идеи и внедрять инновационные подходы и решения, направленные на повышение эффективности деятельности, а также выполнять дополнительную работу помимо своих основных обязанностей.

Стрессоустойчивость

Умение оставаться спокойным и сохранять самообладание, обеспечивая надлежащее качество работы в условиях ограниченного времени и эмоционального давления.


Модель, представленная в Таблице 1, фактически представляет собой профессиограмму государственного служащего Республики Казахстан или совокупность профессионально важных качеств (компетенций), необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях данной профессиональной деятельности (государственной службы).

В соответствии с 15 шагом Плана нации Департамент Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции проводит комплексную аттестацию государственных служащих по выявлению уровня сформированности всех 11 компетенций с целью дифференциации по 4 возможным уровням: а) соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к повышению; б) соответствует занимаемой государственной должности; в) не соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к понижению; г) не соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к увольнению.

Результаты. Данные уровни напрямую соотносятся с содержанием мотивации профессиональной деятельности и с возможностями и способностями сотрудника.

Так, в частности, если у государственного служащего есть и желание (мотивация), и способности, склонности (компетенции) заниматься государственной службой, то он может по результатам аттестации оказаться соответствующим должности или даже быть рекомендованным к повышению.

Если специалист а) может, но не хочет трудиться или б) не может, но хочет трудиться на государственной службе, то по результатам аттестации, скорее всего, составит подгруппу 2 или 3 уровня в основном соответствии или не соответствии с понижением в должности.

Ну и наконец, если сотрудник государственного органа не может и не хочет выполнять свои профессиональные обязанности, то автоматически не соответствует должности и, скорее всего, будет рекомендован к увольнению.

Заключение. Таким образом, внедрение компетентностного подхода на государственной службе Республики Казахстан позволит распределить всех сотрудников по уровням для дальнейшего планирования и сопровождения их профессионального развития и карьерного роста.

Библиографический список:

1. Единая рамка компетенций и словарь компетенций для административных государственных служащих корпусов «А» и «Б» Республики Казахстан: Проект. – Астана: Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – 24 с.
2. Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» от 23 ноября 2015 года № 416-V. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000416 (дата обращения: 22.02.2017).
3. План нации «100 конкретных шагов»: Современное государство для всех. URL: http://www.zakon.kz/4713070-sto-konkretnykh-shagov-prezidnta.html (дата обращения: 22.02.2017).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх