Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 14.03.2017. Последняя правка: 13.03.2017.

Влияние системного подхода в дизайне на экономику

Кротова Ольга Михайловна

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Студент

Научный руководитель: Сайфидинов Б.С., доцент кафедры экономической теории, Российский государственный профессионально-педагогический университет


Аннотация:
В статье рассматривается влияние метода системного подхода в дизайне на развитие экономики. Изучаются примеры использования компаниями данного метода.


Abstract:
This paper examines the impact of the method of systematic approach in the design of economic development. Study examples of companies using this method.


Ключевые слова:
дизайн; экономика; метод; системный подход.

Keywords:
design; economics; method; system approach.


УДК 338.23

Введение:
Дизайн — значительный по силе экономический инструмент,который оказывает влияние на многие аспекты экономики, в том числе и на продажи. Социально-экономическая и коммерческая эффективность дизайна наиболее сильно проявляется в том случае, если он применяется на всех фазах производства: от замысла до воплощения в конкретном продукте, стадии разработки интерфейса, эргономики, маркетинга, сбыте и утилизации этого продукта. 
Актуальность:В современный период, когда создается много новых материалов и инновационных технологий,ускоренными темпами обостряется конкуренция между производителями. Поэтому необходимы новые подходы к разработке стратегии вывода товаров и услуг на рынок.

Научная новизна:
В промышленном дизайне новым является системный подход к разработке продукции и продвижении ее на рынок. Это  современный метод, который объединяет дизайн и экономику. Ранее под термином дизайн понимали проектирование эстетических качеств промышленных изделий. В конце 20го века понятие дизайна трансформировалось. Международный совет организаций по промышленному дизайну ИКСИД в 1999 году определяет термин таким образом: «Дизайн — творческая проектная деятельность, направленная на создание многосторонних свойств изделий, процессов, услуг и систем на протяжении всего их жизненного цикла. Поэтому дизайн является главным фактором в гуманизации инновационных технологий и решающим фактором взаимодействия культуры и экономики. …». Результатом деятельности дизайнеров должно стать повышение качества жизни в комфортной и эстетически выразительной окружающей среде. Добиться этого можно только путем взаимодействия специалистов всех направлений с дизайнерами на каждом этапе производства. 

Цель: Показать влияние системного подхода в дизайне на экономику.

Задачи:
1. Раскрыть понятие дизайнера и дизайна.
2. Изучить принцип системного подхода.
3. Показать влияние метода системного подхода на экономику на примере компаний.
4. Сделать выводы.

В современных развитых компаниях дизайнер уже не просто связующее звено между отделами, а один из стратегов компании, который принимает решение по направлению развития продукта совместно с советом директоров. Такой метод разработки дает прекрасные результаты, которые мы можем наблюдать на примере таких компаний как Nike, British Airways, Carbon38 и других. По данным компании РБК Выпуск №1, 11 июля 2016 года: «Американская компания Carbon38, основанная в 2013 году как производитель модных спортивных легинсов, теперь успешный проект, управляющий интернет-продажами десятка подобных брендов. Ее бизнес в 2015 году вырос на 500% по сравнению с годом основания. Согласно прогнозам Morgan Stanley, мировой объем рынка athleisure (включая обувь) в 2016 году составит $270 млрд, а к 2020 году рост составит 30% от объемов 2016 года.»[1].

Теперь для успеха компаниям необходимо делать акцент на решение проблем потребителя, привнести в процесс пользования новые востребованные возможности, то есть центром разработок является взаимодействие объекта и пользователя. Системный подход при проектировании учитывает перспективу развития товара или услуги. Характеристиками системного подхода являются:

  • рассмотрение проблемы со всех сторон,

  • не линейность, 

  • решение проблемы в целом, 

  • разноуровневое решение проблемы, 

  • установление связей в рамках системы, 

  • объект является системой и в тоже время элементом вышестоящей системы.

С помощью системного подхода дизайнер проектирует объект как сложную систему со множеством связей соединяющих элементы в целое. Основоположниками этого метода являются Эдвард де Боно, Людвиг фон Берталанфи, Герберт Саймон, Александр Александрович Богданов, Альфред Дюпон Чандлер. В практике промышленного дизайна первопроходцем является дизайнер Томас Мальдонада. Французский дизайнер Роже Таллон разработал дизайн программу «Железная дорога и пассажир» во Франции (70-е годы XX века). Задачей программы было обеспечение максимального комфорта всем людям, которые сталкивались с железнодорожными перевозками, начиная от покупки билетов до графических указателей, справочников и комфортности вагонов. В результате реализации проекта повысилась привлекательность французских железных дорог для пользователей, в следствии чего увеличилось количество пассажироперевозок[2].

В 2008 году российская железная дорога сменила бренд. Замена бренда носила больше эстетический характер, чем системный. В результате это не повлияло на пассажиропоток. Только в 2015 году, когда компания применила системный подход к разработке дизайн программы,заявив о своей миссии и философии через бренд, проведя модернизацию во всех сферах обслуживания, улучшении комфортности вагонов, скорости перевозок, электронной продажи билетов, и как результат на внутреннем рынке доля пассажироперевозок железнодорожным транспортом в 2016 году увеличилась на 1.7 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом, составив практически 28%. По данным информационного агентства AK&M Чистая прибыль РЖД за первое полугодие 2016 года по МСФО выросла на 72.26% до 44.851 млрд руб. с 26.037 млрд руб. за аналогичный период 2015 года. Выручка увеличилась на 8.08% до 1.04 трлн руб. с 961.983 млрд руб[3].

В России принципы системного мышления использовались с 60-х годов специалистами Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), которые разрабатывали множество проектов, в том числе и для российской железной дороги создание дизайна подвижного состава. Сейчас применение методов системного мышления в дизайне стала максимально востребованным, так как дизайн — оружие в борьбе за потребителя. Потребитель дифференцирует товар зрительно по внешним характеристикам,затем по удобству в эксплуатации, безопасности, стоимости, доверии к бренду. Дизайнер должен ориентироваться на желания потребителя при разработке продукта и в то же время стремится использовать материалы, оборудование, которые снижают себестоимость продукта. В наше время продукт невозможно продвинуть только с помощью рекламы навязанной потребителю,необходимо, чтобы продукт имел какие-либо новые привлекательные качества. Этого можно добиться с помощью новых технологий и материалов. Например, изготовление различных объектов из карбона, стеклопластика, как для промышленности — автомобилестроении, приборостроении, так и в быту — мебель, посуда, спортинвентарь.» Крупные дизайн-центры активно используют инновации, а следом идет средний и мелкий бизнес,растет число дизайнерских студий. По прогнозам Росстата в 2018 году рынок промышленного дизайна достигнет значения 200 миллионов рублей в год. Особенностью современного промышленного дизайна является появление дизайн-компаний, основной вид деятельности которых участие в проектировании бизнес-процессов,логистике и др. путем внедрения методик «дизайн-мышления». Например,компания «IDEO». В системе общественного производства активность экономики смещается из сферы материальной,промышленной в сферу услуг. В структуре экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, госуправление, образование, здравоохранение). В 2014 году этот сектор составил 66,4% отраслевой структуры России ,увеличившись на 11,7% по сравнению с 2007 годом. Поэтому развитие дизайн-мышления и системный подход особенно получили развитие в этих областях деятельности. В здравоохранении объем финансирования информационно-технических проектов в 2014 году составил около 6,5 млрд.руб. Получили развитие телемедицина, удаленный мониторинг здоровья, дистанционная запись на прием к врачу,строительство многопрфильных медцентров, оснащение высокотехнологичным оборудованием,таким ,например,как неонатальная аппаратура фирмы «Швабе», которая по своему дизайну и техническим параметрам не уступает импортным аналогам[5].

Для активизации экономики промышленного сектора на основе системного подхода разработана стратегия развития легкой промышленности до 2025 года. В результате чего, она охватывает все сферы деятельности, влияющие на развитие легкой промышленности. Дизайн-проекты, согласно этой стратегии, должны при разработки продукции учесть взаимосвязь таких факторов, как: 

  • «Экологизация производства  

  • Переход на новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов, совершенствовании организации производства и управления. 

  • Расширение ассортимента и аксессуаров  

  • Углубление интеграции и кооперации с отраслями-потребителями: в т. ч. автомобильные, мебельные.

  • Развитие и углубление локализации производства»[4].

Вывод:
Таким образом, в настоящее время дизайн решает глобальную функцию в экономике, так как воздействует практически на все объекты рыночных отношений, то есть на все услуги, блага и производственные факторы. Решение этой функции возможно только с помощью метода системного подхода, который охватывает многие профессиональные области и направлен на человека. Экономическое развитие прогрессирует, когда системный подход используется на каждом этапе производства, где активным участником является дизайн.

Библиографический список:

1. Михеева М.М. Введение в профессию «Промышленный дизайн».– М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. – 49 с.
2. Папанек Виктор. Дизайн для реального мира / Пер. с английского. - М.: Издатель Д. Аронов, 2004. – 416 с.
3. AK&M  информационное агентство «Доля ж/д транспорта на российском рынке пассажирских перевозок в 2016 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akm.ru/rus/news/2016/december/16/ns_5681470.htm (дата обращения 23.02.2017).
4. ПРОЕКТ Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Стратегия развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, Москва, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!strategiya_razvitiya_legkoy_promyshlennosti_rossii_na_period_do_2025_goda (дата обращения 23.02.2017).
5. Ростех Проекты ростеха в здравоохранении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rostec.ru/research/project/4388 (дата обращения 24.02.2017).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх