Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №44 (апрель) 2017
Разделы: Социология, Экономика
Размещена 15.03.2017. Последняя правка: 09.05.2017.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Вишнякова Вероника Максимовна

студентка

Полесский государственный университет г. Пинск Республика Беларусь

студентка 3 курса

Киевич Александр Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматривается пенсионное обеспечение РБ, проводится анализ следующих показателей пенсионного обеспечения: численность пенсионеров в РБ, пенсионный возраст, средний размер пенсии.


Abstract:
The pension provision of the Republic of Belarus is considered in this article. The following pension indicators are analyzed: the number of pensioners in the Republic of Belarus, the retirement age, and the average pension.


Ключевые слова:
пенсионное обеспечение; численность пенсионеров; пенсия; пенсионный возраст.

Keywords:
pension benefits: the number of pensioners; pension; retirement age.


УДК 331

Актуальность данной статьи заключается в том, что в настоящее время от качества пенсионного обеспечения зависят такие социальные и экономические показатели как: продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, смертность и другие.

Целью статьи является анализ показателей пенсионного обеспечения в РБ, выявление и решение проблем пенсионного обеспечения.

В данной статье поставлены и решены следующие задачи:

  1. Раскрыто понятие «пенсионное обеспечение»;
  2. Проанализирован пенсионный возраст;
  3. Проведено исследование средней начисленной пенсии;
  4. Выявлена динамика роста численности пенсионеров РБ;
  5. Выделены проблемы пенсионного обеспечения и предложены пути их решения.

Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета [1].
Рассмотрим численность пенсионеров, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите (рисунок 1).

               

Рисунок 1. Численность пенсионеров в РБ, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. чел.

На рисунке 1 заметно увеличение численности пенсионеров, с 2010 года по 2013 год число пенсионеров увеличилось на 68,4 тысячи человек. С 2013 года по 2016 год – 82 тысячи человек. В 2016 году численность пенсионеров, стоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите составила 2 619,3 тысяч человек.

Увеличение численности пенсионеров обусловлено низким уровнем рождаемости, а также увеличением средней продолжительности жизни населения.

В настоящее время на 2017 год в Республике Беларусь наблюдается старение нации, что означает увеличение количества пенсионеров. В связи с этим роль пенсионного обеспечения возрастает. Пенсионный возраст с каждым годом увеличивается (таблица 1).

Таблица 1-Пенсионный возраст населения 2017-2022 гг. [2]

Дата рождения

Пенсионный возраст, лет

Период выхода на пенсию

женщины

мужчины

женщины

мужчины

 

01.01-30.06.1962

01.01-30.06.1957

55,5

60,5

01.07-31.12.2017

01.07-31.12.1962

01.07-31.12.1957

56

61

01.07-31.12.2018

01.01-30.06.1963

01.01-30.06.1958

56,5

61,5

01.07-31.12.2019

01.07-31.12.1963

01.07-31.12.1958

57

62

01.07-31.12.2020

01.01-30.06.1964

01.01-30.06.1959

57,5

62,5

01.07-31.12.2021

01.07-31.12.1964

и младше

01.07-31.12.1959

и младше

58

63

01.07-31.12.2022

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, в 2017 году  выход на пенсию в Республике Беларусь происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Так как в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и в большинстве случаев не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены [2].

Данные изменения связаны с тем, что в РБ наблюдается процесс старения нации, из-за этого число пенсионеров увеличивается, а это в свою очередь  негативно сказывается на  экономике.

Пенсия - денежное обеспечение выплачиваемое человеку по достижении определенного (пенсионного) возраста, а также за выслугу лет, в случае потери трудоспособности, наступления инвалидности, потери кормильца (для нетрудоспособных граждан) и по другим основаниям. Выплата пенсии производиться из государственных фондов, средств организаций, а в определенных случаях за счет физических лиц[2].

Рассмотрим средний размер назначаемых пенсий в РБ на период с  2010-2016 год (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Средний размер назначенных пенсий, тыс. рублей 

В период с 2010-2012 гг.  средний размер назначенных пенсий  увеличился в 3 раза, с 2012-2014 гг. – в 1,5 раза, с 2014-2016 гг.- в 1,1 раза.

В целом за рассматриваемый период средний размер назначаемых пенсий в Республике Беларусь увеличился в 5 раз и составил 2970 тыс. рублей.

Размер пенсии зависит от вклада каждого пенсионера в пенсионную систему республики, т. е. от продолжительности его общего (страхового) стажа и размера заработной платы, получаемой до н­азначения пенсии на  которую начислялись  и из которой уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной ­защиты населения Республики Беларусь [3].

В Республике Беларусь права на государственное пенсионное обеспечение  имеют:

  • граждане Республики Беларусь и иные лица, которые проживают на ее территории;
  • граждане Беларуси, проживающие за ее пределами, в соответствии с международными договорами между Республикой Беларусь и страной проживания пенсионера.

В законодательстве Беларуси принято выделять трудовые и социальные пенсии.

В состав трудовых пенсий входят:

  • пенсии по возрасту;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии за выслугу лет;
  • пенсии за особые заслуги перед государством [3].

Социальные пенсии назначаются без предъявления дополнительных условий лицам не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

На трудовую пенсию по возрасту имеют право лица, которые в период трудовой деятельности подлежали государственному социальному страхованию в Фонде социальной защиты населения  Республики Беларусь (ФСЗН), в течении не менее чем 5 лет.

Некоторым группам населения назначаются пенсии на особых, льготных условиях, например:

  • инвалидам войны;
  • матерям военнослужащих, погибших во время прохождения воинской службы;
  • многодетным матерям;
  • карликам и лилипутам;
  • инвалидам с детства.

Пенсии по возрасту назначаются пожизненно и не зависят от трудоспособности [3].

Пенсии по инвалидности могут устанавливаться по решению врачебной комиссии, как пожизненно, так и на определенный срок до нового переосвидетельствования на предмет состояния здоровья и восстановления работоспособности.

Результаты проведенного анализа:

  1. 2010 года по 2016 год число пенсионеров увеличилось на 150 тысяч человек;
  2. Увеличение среднего размера пенсий  с 2010 года по 2016 год произошло в 5 раз.

Все эти изменения в пенсионном обеспечении связаны прежде всего с проблемой старения нации, проблемой рождаемости, а так же с изменениями в экономике страны.

Для решения проблем пенсионного обеспечения разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей:

  • социальные пенсии;
  • трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы;
  • дополнительные негосударственные пенсии [1].

Заключение: данная статья отразила состояние пенсионного обеспечения в РБ на период с 2010-2016 гг., так же выделены проблемы пенсионного обеспечения и предложены пути их решения.

Научная новизна заключается в актуальности проблем пенсионного обеспечения РБ, а так же в решении этих проблем и улучшении пенсионного обеспечения.

Библиографический список:

1. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://uchebnik.online/regulirovanie-ekonomiki-gosudarstvennoe/pensionnoe-obespechenie-respublike-45116.html (дата обращения: 07.02.2017).
2. Таблица выхода на пенсию в Беларуси [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://myfin.by/wiki/term/tablica-vyhoda-na-pensiyu (дата обращения: 07.02.2017).
3. Пенсии в Беларуси [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://myfin.by/wiki/term/pensii-v-belarusi (дата обращения: 07.02.2017).
4. Проблемы пенсионного обеспечения, пути их решения и направления совершенствования [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://studbooks.net/1351201/finansy/problemy_pensionnogo_obespecheniya_puti_resheniya_napravleniya_sovershenstvovaniya (дата обращения: 08.02.2017).




Рецензии:

10.05.2017, 19:50 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Статья хорошая. Написано кратко, чётко, лаконично. Можно публиковать

10.05.2017 20:20 Ответ на рецензию автора Вишнякова Вероника Максимовна:
Спасибо.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх